Полиморфное нарушение, наблюдающееся при произношении звуков – это одна из разновидностей дислалии или картавости, как еще называют данную патологию. Проявляется недуг расстройством произношения некоторых отдельных звуковых групп.

Подобный диагноз устанавливается детям по достижения ними 5 лет и при сохраненном интеллекте, целостности органов артикуляции и иннервации. Картавость – это распространенная из патологий в логопедии, наблюдается более чем у 55% детей в возрасте до 6 лет, у 30% детей до 8 лет и только у 1% взрослого населения.

Виды

Нарушение звукопроизношение – это распространенный недуг, разделяющийся на несколько отдельных форм. В таблице ниже все они описаны.

Классификация картавости

Особенности

ОрганическаяХарактеризуется врожденной и приобретенной структурой дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции наивысшей деятельностью нервной системы.
ФункциональнаяЭто приобретенный недуг, формирующийся в случаях, когда морфологическая патология нервной системы и органов речевого аппарата исключена. Выделяют два ее типа: моторный и сенсорный. Первая характеризуется нейромолекулярным сдвигом в центре произношения, когда губы, язык и щеки двигаются с некоторым затруднением. Сенсорная проявляется из-за потрясения в теменной области, отвечающую за воспроизведение звуков.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
ФизиологическаяЭту форму еще называют транзиторной, и она проявляется у большей части человечества, самостоятельно легко проходит у детей до 5 лет.
МономорфнаяЭто одно из простейших нарушений произношения отдельных звуков, например, только свистящих.
ПолиморфноеЭто одна из сложных форм недуга, когда человек не может произносить правильно более 4-х звуков и все они могут быть из отдельных звуковых групп.

Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Дислалия – это недуг пассивного и активного орального речевого аппарата, в состав которого входят губы, язык, зубы, щеки, небо. Но нарушения произношения звуков также могут происходить вследствие структурных и функциональных заболеваний.

Именно поэтому дислалия бывает:

  • артикулярно-фонетической;
  • акустико-фонематической;
  • артикулярно-фонематической.

Также данный недуг в логопедии классифицируется по фонетическому типу и зависит от проблемного звукопроизношения:

  1. Сигматизм – это чаще встречающаяся форма, когда у человека есть проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков.
  2. Нарушение в произношении сонорных звуков. Существует 4 отдельные формы: ламбдаизм, праламбдаизм, ротацизм, параротацизм. Первая форма характеризуется сложностью с произношением звука «л» и «ль», а ротацизм – звуком «р».
  3. Нарушения при произношении заднеязычных звуков, таких как «к», «кь», «г» и «гь» и других.
  4. Йоттацизм характеризуется нарушениями в произношении букв, содержащих звук «й», «я», «ю».
  5. Дефект звонкости, когда человек заменяет звонкие согласные звуки глухими и наоборот.
  6. Дефект мягкости, когда происходит неосознанная замена мягких согласных твердыми и наоборот.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Кроме видов и форм специалисты нарушения произношения звуков делят на несколько уровней:

  1. Это когда ребенок полностью не умеет произносить звуки. У ребенка не получается самостоятельно произнести звук во фразовой речи, в отдельных словах, изолировано.
  2. Ребенок может изолировано правильно произнести звук в словах и даже при повторении фраз, но может искажать или пропускать в совах и фразах.
  3. Ребенок произносит звук изолировано, но смешивает его с другим близким по артикуляции или звучанию.

Очень важно точно установить уровень заболевания, ведь именно от этого зависит характер дальнейшей работы специалиста: ставить звук – первый уровень, автоматизировать – второй уровень, проводить дифференциацию с другим звуком – третий уровень.

Стадии и степени

Логопеды выделяют две стадии полиморфной дислалии:

  • Простая. Характеризуется однотипным нарушением, когда ребенок не может правильно произносить только гласные или согласные, а также согласных и гласных одновременно.
  • Сложная. У ребенка наблюдается нарушение в произношении более 4 звуков.

Симптомы

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это острая форма болезни, проявляющаяся в виде нарушений в обычном поведении человека. Симптомы проявляются постоянно с каждым днем нарастая.

Наблюдая за человеком с подобными нарушениями, можно заметить:

  • неустойчивое настроение, меняется за день несколько раз;
  • речь становится лишенной всякого смысла;
  • слушая больного можно заметить, что периодически он несет бред;
  • галлюцинации, больной рассказывает, что к нему кто-то или что-то дотрагивается, слышит посторонние звуки и голоса.

Часто подобные нарушения сильно напоминают параноидальный психоз, депрессивные расстройства, шизофрению, бредовое расстройство.

У людей с нарушениями наблюдается дезориентация, а вот самоидентификация сохраняется. У больного снижается концентрация внимания. Наблюдается частичное помраченного сознания.

Симптомы нарушений произношения звуков могут быть представлены заменой, пропусками, смешениями и искажениями звуков:

  1. Пропуск. Если звук полностью выпадает в любой из части слова.
  2. Замена. Стойкое замещение одного из звуков другим.
  3. Смешение. Ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в потоке речи.
  4. Искажение. Это ненормированное произношение, использование звуков, которые полностью отсутствуют в фонетике русского языка.

Причины появления

Полиморфная дислалия может проявляться у детей вследствие функциональных и механических расстройств.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Основными причинами недуга являются:

  • неправильное строение языка;
  • врожденные патологии, к которым относятся: волчья пасть, заячья губа;
  • неправильно сформировавшийся прикус, зубной ряд неровный или если зубы отсутствуют;
  • узкое или наоборот высокое небо;
  • недоразвитие костей в области лица;
  • короткая уздечка.

Также дислалия может проявляться из-за функциональных изменений:

  • задержка в развитии речи;
  • генетическая предрасположенность, когда челюсть и артикулярный аппарат неправильно развиты;
  • ребенок подражает речи других людей;
  • задержка в психическом состоянии;
  • если члены семьи разговаривают на разных языках;
  • сюсюкающее подражание речи ребенка;
  • если фонематический слух плохо развит;
  • состояние здоровья слабое: иммунитет слабый, наблюдаются частые простудные заболевания;
  • изучение иностранных языков детьми, которым еще нет 5 лет.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это недуг, который может стать следствием физиологических проблем. Это явление распространено у детей дошкольного возраста и связано оно с еще не зрелым артикуляционным аппаратом.

Родителям детей, которым еще нет 6 лет, беспокоиться не стоит. А вот дети более старшего возраста должны уметь правильно произносить все звуки, если есть проблемы, то стоит обратиться за помощью к логопеду.

Диагностика

Полиморфная дислалия или нарушение звукопроизношения – это недуг, который следует правильно отличать от других дефектов речи. Чаще родителей беспокоит тот факт, что над их ребенком, который плохо произносит отдельные звуки, будут смеяться сверстники. Именно поэтому они и приходят на прием к логопеду.

Не обязательно причина может быть в дислалии, часто наблюдаются и другие проблемы с речью:

  • дизартрия;Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
  • фонетико-фонематическое недоразвитие;
  • общее недоразвитие речи.

Поставить точный диагноз и установить в чем же причина неправильного произношения может только логопед.

Он проведет несколько этапов диагностики:

  1. Изначально проверяется фонематический слух и проводятся функциональные пробы. Для этого ребенок должен повторят все слова, произносимые логопедом или рассказывать, что изображено на картинке. Слова и картинки подбираются специально так, чтобы были охвачены все звуки, локализующиеся в начале, середине и конце слов.
  2. Обязательно дополнительно проводятся уточняющие тесты, благодаря которым удается исключить любые другие дефекты речи.
  3. Если случай запущенный, то логопед может потребовать карту ребенка, где описана вся история заболевания. Дополнительно могут потребоваться заключения от узких специалистов: психолога, отоларинголога, невролога.

После проведения всех тестов, логопед составляет план дальнейших занятий с ребенком. План индивидуально подбирается каждому ребенку, ведь стадии болезни и тип могут быть разными. Обязательно определяется в какой же последовательности будет идти исправление произношения звуков.

Часто нарушения произношения звуков могут быть частью других более сложных речевых нарушений, таких как дизартрия, алалия и другие, поэтому важно пройти комплексное обследование и вовремя поставить диагноз, чтобы не допустить осложнений.

Когда необходимо обратиться к врачу

Если ребенок в возрасте до 5 лет неправильно произносит тот или иной звук, то это не должно вызывать у взрослых никакой тревоги. Можно обратиться за помощью к логопеду, который поможет ребенку научиться правильно ставить язык, и произносить звуки четко и точно. Если после начала занятий не заметны результаты, то лучше пройти комплексное обследование, чтобы исключить развитие серьезной патологии.

Профилактика

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это не окончательный приговор, ведь профилактические методы помогут избежать постановки такого диагноза.

Для профилактики следует:

  • с самых первых лет жизни активно развивать речь ребенка;
  • не сюсюкать с малышом, а произносить все слова четко в разговоре с ним;
  • читать как можно больше книг ребенку;
  • развивать мелкую моторику;Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
  • активно интеллектуально развивать малыша;
  • проводить игры, помогающие развивать фонематический слух;
  • мотивировать ребенка правильно и четко произносить каждый звук;
  • если наблюдаются анатомические изменения, то лечить их следует вовремя.

Если родители заметили, что ребенок не может правильно произнести какой-либо звук, не стоит пытаться самостоятельно ему помочь. Иногда такая помощь может усугубить ситуацию, и даже опытному специалисту для ее исправления потребуется немало времени.

Все проблемы следует выявить еще до школы и устранить их. У многих детей с неправильным произношением звуков могут возникнуть проблемы с усвоением школьной программы, успеваемостью и отношениями со сверстниками.

Методы коррекции

После того, как будет точно выяснена причина появления дефектов речи, можно будет точно определить верный путь лечения. Так, например, механическую дислалию можно вылечить только путем хирургического вмешательства. Операция поможет убрать анатомические дефекты, которые мешают нормальной работе речевого аппарата.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста лечится при помощи:

  • артикуляционной гимнастики;
  • развития чувствительности слуха;
  • логопедического массажа;
  • развития микромоторики;
  • методики правильного дыхания во время разговора.

Логопедическая помощь

После первого посещения логопеда, специалист разрабатывает индивидуальный план работы с каждым ребенком. Занятия должны проходить не реже 2-х раз в неделю, а лучше до 3-4 раз, тогда результат появится быстрее. Родители ребенка также должны помогать, регулярно дома выполнять специальный комплекс упражнений.

Корректировка речи логопедом проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный. Логопед проводит занятия, помогающие лучше развивать память, процессы мышления и внимания. Ребенок учится сравнивать и проводить самостоятельный анализ. Специалист помогает развивать фонематическое восприятие, обучает звуковому анализу и развивает речевое дыхание. На этом этапе ребенок выполняет упражнения, помогающие правильно произносить звуки: губами, щеками, языком, небом и челюстями.Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
  2. На следующем этапе специалист учит ребенка правильно ставить речь. Упражнения проходят в игровой форме, если потребуется, то могут использоваться дополнительно логопедические зонды. Одновременно можно ставить не более 2-х звуков.
  3. Автоматизация звуков. Ребенок должен научится автоматизировать звуки в словах, слогах, фразах и текстах, а чуть позже и в живой речи. Родителям для закрепления результат нужно ежедневно в домашних условиях повторять упражнения.
  4. Заключительный этап. Ребенок должен научится разграничивать новый выученный звук с тем, которым он ранее его заменял. Это необходимо для того, чтобы исключить рецидив заболевания, чтобы не вернулась картавость.

Чтобы добиться результатов и вылечить полиморфную дислалию, заниматься необходимо регулярно на протяжении полугода. Как показывает практика, логопеду удается легко справиться с проблемой, и ребенок к школе сможет правильно говорить.

Но родителям нужно запомнить, что только гармоничная работа взрослых, специалиста и положительная атмосфера, предотвратят осложнения.

Домашняя гимнастика

Ежедневно дома родители с детьми могут выполнять простую гимнастику:

  • двигать языком влево, вправо, далее по часовой стрелке и обратно, тянуться языком к носу и подбородку;
  • упражнение грибок – язык присосать к небу, а после открывать и закрывать рот;Полиморфное нарушение звукопроизношения. Что это такое, примеры, коррекция
  • движение губами – вверх, вниз, улыбаться, вибрировать, вытянуть в трубочку;
  • закрывать, открывать рот как можно шире, растягивая связки челюсти;
  • проговаривать скороговорки.

Упражнения можно выполнять утром и вечером, затратив всего 5-10 минут.

Логопедический массаж

Этот вид массажа помогает стимулировать артикуляционную мускулатуру, оказывает расслабляющее действие, улучшает кровоток в мягких тканях, тренирует мышцы, которые отвечают за формирование речевого аппарата, заставляя их функционировать согласовано и правильно.

Массаж рефлекторно воздействует на всю лимфатическую систему, улучшает прохождение лимфы по сосудам. Значительно повышается эластичность волокон мышц, их сила и объем сократительной функции, лучше восстанавливается их активность после нагрузки.

Проводится массаж в теплом, проветриваемом помещении. Проводят массаж циклами по 10, 15 или 20 сеансов, проводить процедуру лучше через день. После месячного перерыва можно повторить процедуру.

Во время массажа ребенок может лежать на спине, подложив валик под шею, можно также полусидеть в кресле с высоким подголовником.

Эффективнее применять классический вид массажа, который предусматривает легкое поглаживание, разминание, растирание, вибрация. Выполнять массаж можно руками, зубной щеткой с мягкой щетиной, шпатели резиновые и другие.

Также есть еще точечный, аппаратный и зондовый виды массажа, но их должен проводить специалист, чтобы не навредить.

Возможные осложнения

Если не начать своевременное лечение, то нарушения в произношении звуков, могут стать манифестацией психического недуга, например, шизофрении. На подобное развитие событий указывает устойчивая симптоматика, проявляющаяся регулярно на протяжении 3 месяцев. Чем раньше начать терапию, тем благоприятнее будет прогноз.

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это недуг, который можно легко излечить без каких-либо осложнений и последствий. В период острого нарушения больной социально дезориентирован, может быть опасен для себя и окружающих, поэтому ему нужно постоянное наблюдение и помощь.

Полиморфное нарушение – это частая проблема молодых родителей. Детям с нарушениями звукопроизношения требуется своевременная коррекция, иначе недуг может спровоцировать отставание в развитии функции речи.

Если есть хоть малейшие признаки болезни, нужно срочно обратиться за консультацией к логопеду. Специалист подберет комплекс занятий и сможет повысить качество речи у ребенка без последствий и осложнений.

Видео о дислалии

Про диагноз дислалию:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ