Дислексия — это особенность интеллектуального развития детей младшей возрастной группы, которая проявляется большими сложностями в освоении письма и чтения. Основную причину возникновения данных нарушений связывают с рядом неврологических расстройств, которые берут свое начало под воздействием внешних и внутренних факторов, либо же являются результатом негативной наследственности.

Дислексия не относится к категории психических заболеваний. Большинство детей, которые с трудом осваивают написание и чтение самых простых слов, обладают абсолютно уравновешенной психикой, эмоционально стабильны и не проявляют признаков душевной болезни.

В процессе диагностики детей с признаками дислексии было установлено, что больные данной категории имеют сопутствующие проблемы, связанные с восприятием и усвоением информации. При этом ребенок с симптомами этого расстройства может отличаться показателями высокого интеллектуального развития, хорошо ориентируется в точных науках.

Первые признаки дислексии проявляются на стадии обучения в начальной школе, когда дети начинают осваивать письменность, изучают буквы и пытаются читать. Ребенок с данным расстройством сильно выделяется на фоне общего развития своих сверстников.

Симптомы и признаки

Дислексия является неврологическим расстройством, которое можно идентифицировать по его внешним проявлениям. Простыми словами — это дисфункциональные нарушения в работе отдельных центров головного мозга.

Данный факт важно помнить всем родителям и педагогам, принимающим участие в процессе обучения и воспитания детей с подобными проблемами. В таблице ниже подробно описаны основные симптомы дислексии, на основании которых ребенку выставляется соответствующий диагноз.Дислексия. Что это такое простыми словами у детей, взрослых

Признаки дислексииХарактеристика клинических проявлений расстройства
Проблемы со чтениемДети, страдающие от дислексии имеют нормальный уровень интеллектуального и речевого развития, но в тот же момент с очень большим трудом овладевают навыками чтения. В данном направлении обучения ребенок может сильно отставать от своих одноклассников. Этот симптом проявляется особенно ярко, когда необходимо читать большие отрывки, соблюдать выразительность и четкость речи. Проблемы с чтением могут сохраняться на протяжении длительного периода времени, когда по всем требованиям школьной программы ребенок уже должен полноценно освоить данные навыки.
Восприятие информации, изложенной в форме письмаДетям с дислексией очень сложно воспринимать информацию, которая написана на доске, страницах учебника или непосредственно в их тетраде. Ребенок, который имеет подобного рода расстройство, может прочесть изложенные данные, но при этом с трудом поймет смысловое содержание написанного. Хотя во время вербального общения такие дети воспринимают информацию не хуже, чем их одногодки. Этот критерий учитывается во время проведения дифференциальной диагностики на предмет возможного наличия сопутствующих заболеваний психики и отсталости в умственном развитии.
Координация движенийРебенок, у которого дислексия, отличается выраженной неуклюжестью. Дети с подобным расстройством лишены способности осуществлять быстрое планирование движений верхних и нижних конечностей. Сложности в синхронизации всех элементов опорно-двигательного аппарата связаны с наличием неврологических нарушений, затрагивающих сразу несколько центров головного мозга. При попытке выполнить резкое движение ребенок может споткнуться, удариться об край письменного стола или выпустить из рук книгу. Отличительной особенностью этого симптома является то, что дети с дислексией не имеют сопутствующих признаков церебрального паралича. Проявление текущего расстройства ограничивается неуклюжестью.
Развитие интеллектуальных способностейДети с дислексией имеют полностью сохраненный интеллект, интересуются окружающим миром, ведут активный образ жизни. В тот же момент наблюдается резкое снижение функциональной активности центров головного мозга, отвечающих за освоение орфографии, письменности и чтения.
Недостаточный уровень самоорганизацииРебенок, страдающий от дислексии, очень плохо ориентируется в окружающем мире. В некоторых случаях отмечается полная дезорганизация, связанная с процессом обучения. Дети с данным расстройством могут не узнать слова, которые прочли несколько секунд назад, не понимают то, что они прочитали, либо же сразу забывают информацию, содержащуюся в книге, собственной тетраде. Наблюдаются серьезные сложности с уровнем организации, которые касаются самостоятельной подготовки к процессу обучения. Ребенка не интересует изучение домашнего задания, чтение литературы, которое необходимо выполнить во внеурочное время.
ГиперактивностьНаличие гиперактивности, а также синдрома повышенного внимания является еще одним характерным признаком дислексии. Дети с данными расстройствами неврологического характера требуют особого подхода со стороны педагогического коллектива и родителей.

Дислексия. Что это такое простыми словами у детей, взрослых

Дислексия — это (простыми словами данную нейробиологическую особенность мозга охарактеризовать сложно) проявление комплекса нарушений, связанных с проблемами обучаемости письму и чтению. Своевременное обнаружение этого расстройства возможно путем продолжительного наблюдения за поведением ребенка, его попытками изучения литературы, а также освоения письменности.

В данном случае дислексия также сопровождается следующими признаками:

  • во время чтения дети часто трут глаза, пытаются отвести их в сторону, либо же постоянно отвлекаются на различные раздражители окружающей среды;
  • ребенок держит учебник слишком близко к глазам, прикрывает, прищуривается (при этом отсутствуют какие-либо офтальмологические заболевания);
  • дети с дислексией отличаются повышенной утомляемостью, которая возникает особенно быстро после начала чтения, а также освоения письма;
  • ребенок использует любой повод, чтобы избежать выполнения заданий учителя в рамках домашней работы, уклоняется от чтения литературы, которую необходимо освоить самостоятельно;
  • дети, страдающие от дислексии, могут изучать учебник так, чтобы голова была повернута немного в сторону, как будто один глаз не участвует в процессе чтения;
  • когда ребенок читает, то он начинает пропускать отдельные словосочетания, а иногда даже не замечает целые фрагменты текса (проявление этого симптома дислексии не является умышленным действием избежать обучения, а считается особенностью неврологического расстройства);
  • во время чтения, либо же сразу после завершения данного процесса дети могут жаловаться на приступы сильной головной боли, которые постепенно уходят по мере отдыха глаз и центров головного мозга, находившихся в напряжении;
  • в комплексе с проблемами обучения письменности и чтению у ребенка появляются сложности запоминания и самостоятельной идентификации геометрических фигур, которые являются легко узнаваемыми (круг, квадрат, прямоугольник);
  • сразу же после освоения письма, находясь на стадии раннего психоэмоционального развития, начинает писать слова задом наперед, не осознавая того, что данные действия являются неправильными;
  • уровень техники и скорость чтения несоответствуют возрастному и умственному развитию ребенка.

Дислексия. Что это такое простыми словами у детей, взрослыхДети с признаками дислексии, которые освоили письменность, имеют очень плохой почерк. Посмотрев тетрадь такого ребенка, можно обнаружить, что все слова и буквы расположены на разной высоте, наползают друг на друга. У ребенка с дислексией практически всегда очень плохой почерк, который не поддается исправлению.

Многие дети даже не могут понять, что от них требуют родители или преподаватель. Очень важно, чтобы вышеперечисленные признаки неврологического расстройства, были диагностированы на ранних стадиях их проявления.

Причины

Дислексия — это (простыми словами данное расстройство создает впечатление, что ребенок сильно запущен) индивидуальная особенность развития центров головного мозга детей, которые относятся к младшей возрастной группе.

Многочисленные научные исследования с применением методов МРТ, нейровизуализации показали, что в основе нарушения обучаемости детей письму и чтению лежат факторы нейробиологического характера.

Определенные центры головного мозга таких детей отличаются меньшей функциональной активностью. При этом они работают без признаков патологических нарушений. Выраженное снижение работоспособности затрагивает задний сегмент левой средней извилины, которая располагается в височной области головного мозга.

Структура мозговых тканей, которые характеризуются более низкой функциональной активностью, также имеют значительно меньшую плотность. Данные факторы негативно влияют на способность ребенка осваивать чтение и письменность.

При этом дисфункциональные нарушения указанной части ЦНС могут сохраняться у людей взрослого возраста, которые страдали от дислексии в детстве, но им не была оказана качественная помощь со стороны педагогов и медиков.

В связи с тем, что основная причина развития дислексии связана с особенностями развития головного мозга, большинство ученых и практикующих врачей склоняются к мнению о наследственной передачи данного расстройства от родителей к детям.

В 1917 г. англичанин Дж. Хиншелвуд проводил исследования, касающиеся проблемности обучаемости детей с признаками дислексии. Результатом его научной деятельности является обнаружение повторных фактов рождения детей, страдающих от дислексии, которые имеют близких родственников с аналогичными проблемами развития.

Первое фундаментальное исследование в данном направлении было проведено в 1950 г., доктором Б. Халлгрен. По итогам научного эксперимента был подтвержден факт передачи склонности к дислексии вместе с генетической информацией. В 55% случаев причиной возникновения этого неврологического расстройства является негативная наследственность.

В процессе проведения молекулярно-генетической диагностики биологического материала лиц, имеющих признаки дислексии, удалось выделить ген, отвечающий за развитие нейробиологических нарушений в структуре головного мозга. В настоящее время ученым известно о наличии мутированных 4 генов, которые ассоциируют с дислексией.Дислексия. Что это такое простыми словами у детей, взрослых

Нарушение процесса передачи генетической информации приводит к патологии нейрональной миграции в структуре коры головного мозга. Более подробные исследования показали, что выделенные гены DYX1С1, а также DCDC2 имеют непосредственное отношение к цилиям. В связи с этим ученые генетики не исключают тот факт, что дислексия может быть отнесена к категории таких наследственных заболеваний, как цилиопатии.

Дислексия — это (простыми словами данное нарушение обучаемости влияет на качество жизни ребенка) снижение плотности коры головного мозга в области височной кости. Данное неврологическое расстройство может возникать не только из-за плохой наследственности, но и также по причине негативного воздействия следующих факторов:

  • нарушение физиологического баланса между полушариями головного мозга;
  • скрытое левшество;
  • особенности функциональной активности ЦНС, связанные с отсутствием способности организма, задействовать сразу два полушария мозга.

Дислексия — это неврологическое расстройство, которое должно быть диагностировано, как можно раньше. Поэтому родители ребенка, у которого обнаружены признаки данного нарушения развития головного мозга, должны обратиться за помощью к специалисту. При этом не имеет значения, воздействие какой причины привело к подобной проблеме.

Диагностика

Дислексия — это (простыми словами данную особенность умственного развития ребенка может обнаружить врач-психотерапевт) результат слишком медленной работы центров головного мозга. Диагностика этого расстройства выполняется специалистом по коррекционному развитию детей с признаками дислексических нарушений.

Это также может быть детский психолог, имеющий большой практический опыт работы с пациентами данной категории. Все зависит от клинической симптоматики. Процесс обследования включает в себя обязательное проведение офтальмологического осмотра, чтобы исключить фактор заболевания органа зрения. При отсутствии данных патологий ребенок проходит специальное тестирование.

Специалист по лечению дислексии посещает класс, где обучается пациент. В тесном взаимодействии с учителем доктор выполняет оценку скорости и техники чтения ребенка. Врач присаживается за отдельный стол так, чтобы своим присутствием не смущать других детей. Урок проходит в абсолютно привычной обстановке.

По результатам наблюдения специалист делает соответствующие выводы. На стадии тестирования учитель может попросить ребенка написать на доске определенное слово или несколько предложений, либо же пересказать своими словами то, о чем было написано в отрывке, который он прочел несколько минут назад.Дислексия. Что это такое простыми словами у детей, взрослых

Следующим этапом проведения обследования пациента с признаками дислексии является выполнение оценки его психоэмоционального и умственного развития. Специалист по лечению данного расстройства составляет диагностическое заключение, в котором отображает объективную информацию по следующим вопросам:

  1. У ребенка сохранен интеллект, либо же имеются явные признаки умственной отсталости?
  2. Были ли обнаружены неудовлетворительные навыки чтения и письменности?
  3. Присутствует ли понимание прочитанной информации?
  4. Когда ребенок читает, то возникают ли грубые ошибки, либо же он угадывает отдельные слова, додумывает словосочетания?
  5. Сложности пересказа касаются только прочитанного текста или пациент не способен повествовать любую другую информацию из жизни?
  6. Ребенок испытывает проблемы с написанием простых слов, которые он должен знать в силу школьной программы, а также своего возраста?
  7. В тексте, который подлежит диагностическому изучению, обнаруживается большое количество ошибок, допущенных во время списывания с доски или учебника, либо же соблюдено большинство правил грамматики, орфографии?
  8. Нет ли у пациента признаков повышенной эмоциональности?
  9. У ребенка хороший почерк или он пишет так, что едва удается разобрать буквы и слова?
  10. Домашние задания выполняются в установленный срок или существуют серьезные проблемы с самостоятельной организацией данного процесса?
  11. Ребенок имеет повышенную чувствительность нервной системы или нет?
  12. Во время наблюдения за пациентом были ли замечены проявления его излишней раздражительности и импульсивности в ответ на просьбы учителя или в процессе общения со сверстниками?
  13. У ребенка хорошо синхронизированы все движения опорно-двигательного аппарата, либо же присутствуют признаки неуклюжести?

Пациенты взрослой возрастной группы, которые страдают от дислексии, отличаются обостренным чувством справедливости и выраженным эстетическим вкусом.

Во время проведения диагностики этого неврологического расстройства особое внимание обращается на моторику верхних конечностей. Пациенты с дислексией по-особенному держат ручку или карандаш. Например, удерживая эти канцелярские средства гораздо большим или меньшим количеством пальцев.

Методы лечения

Терапия дислексии считается наиболее эффективной, если она проводится до того момента, когда ребенок достигнет возраста 10 лет. Дислексия. Что это такое простыми словами у детей, взрослыхПринцип лечения этого неврологического расстройства заключается в организации развивающих игр, упражнений, участие в которых принимают дети и специалист по коррекции дислексических нарушений.

Лепка букв из пластилина

Для проведения этого игрового упражнения понадобится пластилин и доска для лепки. Преподаватель показывает ребенку определенную букву или слово, а затем просит слепить их из пластилина.

При этом для улучшения развития зрительной памяти показно выполнять лепку с использованием разных цветов. Считается, что данный метод позволяет ребенку расширить свой словарный запас, запомнить большее количество букв, что положительно отражается на процессе освоения чтения.

Зачеркивание букв

Данное упражнение для борьбы с проявлениями дислексии проводится с соблюдением следующего алгоритма действий:

  1. Специалист по коррекции дислексических нарушений показывает пациенту ту или иную букву.
  2. После этого ребенок должен найти соответствующую букву в заранее составленном списке, а затем зачеркнуть ее.
  3. Затем специалист переходит к изучению следующей буквы.

Это игровое упражнение позволяет ребенку запомнить алфавит, знание которого необходимо для быстрого и правильного чтения слов. Данное занятие может проводиться в рамках групповой терапии.

Дописывание слова

Упражнение по дописыванию слова дает возможность провести развитие центров головного мозга ребенка, отвечающих за чтение и письменность.Дислексия. Что это такое простыми словами у детей, взрослых

Организация данного метода терапии происходит следующим образом:

  1. Специалист по коррекции дислексических нарушений находится возле доски.
  2. Ребенок сидит за письменным столом с открытой тетрадью. В руках у него должна быть ручка или карандаш.
  3. Специалист пишет на доске слово, оставляя недописанной 1 букву.
  4. От ребенка требуется написать аналогичное слово в собственной тетради, дописав недостающую букву.

Также дети могут выходить к доске и заканчивать слово без его прописи в тетради. Специалист, занимающийся развитием детей, самостоятельно определяет порядок проведения занятия.

Возможные последствия и осложнения

Дислексия — это расстройство нейробиологической природы происхождения, коррекция которого должна быть выполнена своевременно.

В противном случае человека ждут следующие последствия:

  • сохранение проблем со чтением;
  • плохой и неразборчивый почерк, а также существенные проблемы с написанием слов, содержащих большое количество букв;
  • отсутствие возможности понимать смысл прочитанного текста;
  • снижение собственной самооценки;
  • развитие комплекса неполноценности;
  • возникновение сопутствующих психологических проблем;
  • невозможность получить качественное профессиональное образование;
  • обреченность на выполнение простого физического труда, где не требуются навыки чтения и письма.

Дислексия — это неврологическое расстройство, первые признаки которого обнаруживаются у детей младшей возрастной группы.

Дислексия. Что это такое простыми словами у детей, взрослых
Дислексия

Симптоматика данного нарушения функций головного мозга выражается в возникновении существенных проблем с освоением чтения и письменности даже самых простых слов. Ребенок, страдающий от дислексии, не запоминает слова, медленно и неразборчиво читает, угадывает отдельные фрагменты текста.

В тот же момент центры головного мозга не способны запоминать информацию, которая был прочитана 1-2 мин. назад. Дислексия не является психическим заболеванием, но в случае отсутствия квалифицированного лечения ее последствия остаются с человеком на всю оставшуюся жизнь.

Видео о дислексии

Симптомы дислексии у взрослых:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ