Эффект бумеранга в психологии — это эффект массовой коммуникации, связанный с получением противоположного ожиданиям результата. В социальной психологии «эффект бумеранга» относится к неприятным последствиям, возникающим при попытке убедить аргументатором и окончательном принятии его оппонентом вместо этого противоположной позиции.
Впервые над существованием «эффекта бумеранга» задумались работники средств массовой информации, заметив, что люди не только не верили предоставленной им информации, но и склонялись к совершенно противоположному мнению.
В 1953-м году термин «эффект бумеранга» был сформулирован американскими психологами К. Ховландом, И. Дженисом и Д. Келли, а в 1972-м советский психолог Юрий Александрович Шерковин, определил данное понятие в своем труде «Психология массовых коммуникаций» как дисфункциональный эффект, противоречащий искомым целям.
Определение
Эффект бумеранга в психологии – это непредвиденные последствия, возникающие при попытке аргументатора убедить и принятии вместо этого его оппонентом противоположной позиции.
Определение понятия произошло от традиционного серповидного оружия коренных жителей Австралии, используемого для охоты на особо изворотливую дичь. Особенность этого оружия в том, что запущенный по определенной траектории серповидный бумеранг даже без поражения цели всегда возвращался в руки своего хозяина.
Обладает бумеранг и обратным эффектом и в случае его запуска по неправильной траектории по возвращению может убить бросившего его охотника.
Точно такие же процессы были замечены в середине XX вв. сотрудниками СМИ, когда активная массовая пропаганда провоцировала у людей лишь отторжение полученной информации, сопровождая этот процесс диаметрально противоположным, ожидаемому действию эффектом.
У Дэниэля Каца
В 1947-м году в работе «Психологические барьеры для общения» американского исследователя Дэниэля Каца впервые было опубликовано мнение о том, что избыток информации запускает в человеческом уме защитный социально-психологический механизм, оказывающий эффект барьера, препятствующего поглощению пропаганды.
К. Ховланд, И. Дженис и Д. Келли
В 1953-м году американские психологи К. Ховланд, И. Дженис и Д. Келли впервые зарегистрировали и назвали «эффект бумеранга», отметив, что его появление наиболее вероятно:
- при сочетании слабых аргументов с отрицательным источником;
- при слабой или нечеткой позиции аргументатора, заставляющей получателя информации поверить в наличие позиции, совершенно противоположной ожидаемой;
- при вызывающих агрессию или неослабленное эмоциональное возбуждение уговорах;
- при нахождении коммуникатора слишком далеко от позиции получателя, что приводит к появлению позиции «контраста».
Джек Брем
В 1957-м году американский психолог Джек Брем впервые обратил внимание на феномен свершившегося факта, вызывающий при возникновении эффекта бумеранга когнитивный диссонанс, приводящий к тому, что событие приводит к появлению результата, противоположного ожидаемому.
В качестве эксперимента он изучил поведение восьмиклассников, вынужденных есть нелюбимые ими овощи. В результате исследования было установлено, что чем большая неприязнь к овощам была у ребенка до начала эксперимента, тем сильнее увеличивалось давление, приводящее в конечном результате, к появлению симпатии.
Результатом данного исследования Брема стало предположение о том, что как только человек начинает ощущать, что его свобода по поддержанию или отношению к определенной позиции подвергается ограничению, тем сильнее возникает психологическая реактивность, направленная на получение желаемой свободы и сопровождающаяся выбором диаметрально противоположной ожиданиям позиции.
Юрий Александрович Шерковин
В 1972-м году исследованием процесса занялся советский психолог Юрий Александрович Шерковин, обративший внимание на периодически отсутствующий результат активной деятельности СМИ. В своем труде «Психология массовых коммуникаций» в качестве примера данного явления автор описал работу средств массовой информации по пропаганде вакцинации и профилактики сезонных респираторных заболеваний.
Во время работы Ю.А. Шерковиным было замечено, что активная работа телевидения и газет привела как к положительным результатам (сказавшимся на качестве здравоохранения), так и к негативным последствиям (заставившим людей не вакцинироваться, а прятаться от возможной инфекции или отрицать ее опасность). Подобную картину советский психолог охарактеризовал, как «негативное влияние» «эффекта бумеранга», приведшее к появлению отклонения позитивного мышления в противоположную искомым целям, сторону.
Объясняя произошедшее, доктор психологии отметил, что эффективность подачи во многом зависит от удовлетворения аудиторией полученной информацией своих потребностей и дозированном ее предоставлении.
В случае отсутствия доверия, к основному информационному источнику или возникновения к нему общественной неприязни, запускается «эффект бумеранга» приводящий к резкому отрицанию аудиторией, навязываемой ей пропаганды. Появление «эффекта бумеранга» так же возможно при отсутствии последовательной аргументации со стороны поставляющего ей информацию источника.
По мнению Ю.А. Шерковина предупредить появление «эффекта бумеранга» можно лишь посредством дозированной подачи информации надежным, пользующимся уважением большинства граждан, источником с обязательным включением масс в обсуждаемые процессы.
Отличительной чертой «эффекта бумеранга» так же, по мнению Ю.А. Шерковина, является его возможное побочное действие, при котором обильная и эффектная подача информации запускает в уме индивида желание подражать увиденному. Так красочный рассказ телевидения о совершенных преступлениях провоцирует общественность на нарушение закона. А освещение СМИ процесса самоубийства способно спровоцировать желание суицида в неокрепшем уме подростка.
Теории
Эффект бумеранга в психологии – это возникающий в уме и поступках индивида результат, прямо противоположного преподносимой ему информации.
Помимо традиционных исследований, имеющих под собой изучение влияние СМИ на развитие «закона бумеранга» и получивших отражение в психологии массовой информации, существует так же ряд родственных теорий:
Теория восприятия
Сходная «эффектом бумеранга» концепция С. Холла, в соответствии с которой у аудитории во время коммуникативного процесса возможно появление противоположного, от заложенного аргументатором, мнения. В обосновании своей концепции автор положил принцип кодирования населения СМИ, опирающегося на главенствующую в обществе идеологию и провоцирующего появление у аудитории отличительного, от исходного, мнения или собственной, иной интерпретации.
Общество риска
Теория Уильяма Берка, по которой создатели СМИ сами провоцируют появление в обществе опасных тенденций. Ученый уверял, что риск – это неотъемлемая часть технического процесса, а дополненный «эффектом бумеранга» он приводит к раскрытию противоречивого информационного потенциала и распространению новых массовых теорий.
Теория когнитивности
Основанное Леоном Фестингером понятие когнитивного диссонанса, появившееся в 1957-м году и характеризующее данное понятие, как состояние эмоционально-психологического дискомфорта индивида, связанное с возникновением в его подсознании конфликтующих понятий, нашло свое отражение и при определении понятия «эффект бумеранга». По мнению британского психолога Дэвида Коэна, развитие когнитивного диссонанса во много обосновано появлением «эффекта бумеранга».
Сформулированная психологом теория «эффекта взаимного диссонанса» опирается на твердое желание аргументатора убедить в своей позиции оппонента, приводя к появлению у последнего сомнений или желания отторгнуть навязываемую ему позицию. При симпатии оппонента к коммуникатору, так же существует вероятность уменьшения несогласованности в действии последнего.
Формы проявления
Эффект бумеранга в психологии – это дисфункциональный результат плохой пропаганды, связанный с появлением у индивида мнения, совершенно противоположного первичным ожиданиям.
Проявление «эффекта бумеранга» можно наблюдать не только в СМИ, но и в других сферах общественной жизни. Наиболее ярко это прослеживается на этапе проведения избирательных кампаний, когда активная критика оппонента одним из кандидатов приводила к обратному эффекту и появлению массовых симпатий.
Характерным примером такого поведения является:
- победа Б.Н. Ельцина в 1991-м году;
- лидирующие позиции партий ЛДПР и КПРФ, после телевизионной травли их лидеров.
Помимо политической и общественной жизни, проявление «эффекта бумеранга» можно наблюдать в повседневной реальности. В отличие от общественного сознания, в повседневной жизни данная теория проявляется в качестве «запретного плода», в результате которого любое ограничение воспринимается человеком как побуждение к действию и способ дополнительного разжигания любопытства.
Данный процесс был последовательно описан в «Эффекте бумеранга» Дэниела Вегнера и заключался в том, что прочитавший роман «Воскресенье» Л.Н. Толстого американский психолог решил повторить со своими учениками случай описанный в романе, во время которого автор рассказал, как его старший брат дал ему задание в течение определенного времени не думать о белом медведе. В итоге именно эти мысли и посещали Льва Николаевича.
В результате эксперимента, во время которого Вегнер разделил своих студентов на 2 группы, наказав одних думать о белом медведе, а другим не думать о нем вовсе, было установлено, что запрет только подстегивал студентов к появлению нежелательных мыслей.
На основе полученного вывода Вегнер сформулировал «закон бумеранга» как усиление появления навязчивых мыслей при попытке их контролировать.
Для предотвращения появления когнитивного диссонанса, характерного для «эффекта бумеранга» психологи настаивают на исключении суровых табу в обычной жизни. Более рациональным, по их мнению, является способ отвлечения от опасного момента, не провоцирующий зацикленности, а переключающий внимание индивида с опасного объекта.
Наиболее эффективно данный процесс можно проследить на примере родителя, запрещающего ребенку лазить на высокое дерево. При наличии сурового табу в подсознании ребенка происходит запуск «эффекта бумеранга» связанного с желанием восстановления желаемой свободы и приводящий к обязательному нарушению запрета. Альтернативное предложение игры в другом, менее опасном месте позволит отвлечь ребенка, предупредив появление опасного желания.
«Эффект бумеранга» в социальной психологии
В социальной психологии под «эффектом бумеранга» понимается возвратность действий человека. Это второе значение понятия психологи и философы связывают с возвратностью серповидного оружия австралийских аборигенов, отмечая, что за любое негативное действие человеку рано или поздно придется заплатить.
В массовом создании под «эффектом бумеранга» также принято понимать возращение к индивиду тех действий, которые ранее он направил против кого-либо. Иными словами, любой неблаговидный поступок, совершенный ранее в отношении другого человека, непременно вернется к обидчику.
Говоря о возвратности «эффекта бумеранга», ученые также опираются на тот факт, что при сильных переживаниях индивида о своих поступках происходит постепенное разрушение его психики, что способно в конечном результате привести к психологическим травмам и отклонениям.
Нежелание личности воспринимать поставляемую ей в избыточном количестве информацию, трансформируя ее в собственное, часто противоположное мнение проявляется и непосредственно во время социального взаимодействия людей.
Во время социально-психологических исследований специалистами было установлено, что агрессия, проявляющаяся в словах или действиях одного человека, и направленная им против другого в итоге направляется против того, кто ее произнес или выполнил. Окружающие при этом, так же рано или поздно познают истину, становясь как бы оружием, возвращающим отправителю его неблаговидные поступки.
Особенностью эффекта бумеранга также является то, что наступает он не сразу, а по прошествии определенного времени, вынуждая человека ощутить те негативные моменты, которые ранее он транслировал на другого человека. В психологии эффект бумеранга также получил название «Закона кармы», по которому любое негативное действие обязательно вернется к его создателю.
В качестве примера «эффекта бумеранга» можно привести жизненную ситуацию, при которой женщина, способствовавшая уходу мужчины из прежней семьи, через несколько лет сталкивается с подобной ситуацией, становясь на место брошенной жены.
Как избежать эффекта бумеранга
Эффект бумеранга в психологии – это в соответствии со вторым, присущим для социальной психологии понятием, жизненный закон, по которому негативные действия человека непременно рано или поздно обернутся против него.
Особенность данного понятия основывается так же и на том, что обратное действие имеют не только отрицательные, но и положительные действия. Для того чтобы минимизировать вероятность негативного проявления «закона бумеранга» в обычной жизни психологами был разработан ряд рекомендаций по которому человеку необходимо:
Изменить образ мышления | Человек отличается гибкостью мышления, основанной, в том числе и на способности избегать выражения своих негативных мыслей. |
Изменить окружение | Для полноценной жизни окружение человека должно состоять только из людей, разделяющих его жизненные позиции. |
Быть ответственным за свою жизнь | Человек сам управляет своей жизнью, а также несет ответственность за свои поступки и решения. Не следует винить кого-то в своих недальновидных или неправильных поступках, воспринимая их как жизненный урок. |
Не вредить другим людям | Поступать с окружающими следует так, чтобы не причинять им умышленного вреда и не навязывать свои непрошенные советы. |
Быть искренним | Добрые дела нужно делать, не ожидая за них какой-либо награды. |
Эффект бумеранга – психологический термин, в первоначальном своем понятии означавший появление у человека негативного отношения к навязываемой ему информации, из-за информационного пресыщения или недоверия к первоначальному источнику.
Впоследствии термин, связанный с возвратным действием к хозяину серповидного металлического оружия получил развитие и в социальной психологии, в качестве обозначения настойчивого желания, проявляющегося в ответ на существующий в обществе запрет и обязательного возврата к индивиду негативных действий, умышленно оказанных им в отношении других людей.
Видео об эффекте бумеранга
Закон бумеранга: