Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Обусловленные писком собственного места в жизни социально-биологические потребности психоаналитики называют экзистенциальными. Они затрагивают внутренний мир человека, ментально-поведенческие и эмоциональные аспекты личности. Это понятие ввел в обиход немецко-американский философ и реформатор психоанализа Эрих Фромм.

Определение и понятие экзистенциальных потребностей человека

Первые попытки сформулировать и очертить круг таких психоэмоциональных факторов поведения индивида восходят к античным философским учениям.

Древнегреческие и древнеримские авторы стремились отделить истинные социально-биологические потребности от навеянных временем, сформированных под влиянием преходящих общественных традиций или устоев.

Кардинальное отличие и четкий идентифицирующий признак экзистенциальных нужд заключаются в психоэмоциональных корнях, а не физиологической природе. Они не считаются базовыми, поскольку не требуются для биологического выживания. Но без их удовлетворения ментальное и психоэмоциональное состояние личности будет удручающим.

Экзистенциальные потребности человека – это философская категория, наиболее убедительно сформулированная Э. Фроммом. В 1955 г. он опубликовал трактат «Здоровое общество», в котором определяет подобные действия, как направленные на разрешение типично человеческих дилемм.

Экзистенциальные потребности по версии Э. Фромма представлены в таблице:

Потребность Краткая характеристика
Формирование и укрепление связей Подразумеваются общественные и родственные взаимоотношения. Социализация личности улучшает психоэмоциональное состояние, вселяет уверенность в себе, обеспечивает чувство безопасности.
Индивидуализм Для личности важна самоидентификация, которая заключается в осознании собственного отличия от окружающих людей. Жажду удовлетворения такой потребности Фромм считал ключевым поведенческим мотивом.
Формирование системы мировоззрения Для уверенной ориентации в социальном окружении индивиду требуется четкая шкала ценностных координат. В этом качестве используют научные теории и гипотезы, философские учения, религиозные верования.
Регуляция собственного поведения Для удовлетворения сублимированных экзистенциальных потребностей необходимо выйти за пределы природных инстинктов, естественных физиологических рефлексов, отдавая приоритет духовным аспектам. Они должны определять поведение личности.
Возвращение к корням Подразумеваются индивидуальные качества, закладываемые с детства социальной средой. Удовлетворение такой потребности создает ощущение собственной нужности и защищенности, что позитивно влияет на развитие индивида.

Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, МаслоуСтремление к удовлетворению перечисленных экзистенциальных потребностей формирует сбалансированную и гармоничную личность. Их наличие кардинально отличает людей от представителей других биологических видов, населяющих планету.

Виды и характеристики экзистенциальных потребностей

Обобщенно выделяют телесно-биологические, социально-личностные, духовно-ментальные нужды. Каждая психологическая школа предлагает собственную классификацию экзистенциальных потребностей. Распространены теории А. Маслоу, К. Алдерфера, Э. Фромма, некоторые другие.

Американский психолог Дэвид Макклеланд предложил собственную систему классификации экзистенциальных потребностей, основанную на разработанной им методике исследования движущих сил личности. Ниже приведены самые распространенные и часто применяемые виды психоэмоциональных нужд.

Установление связей

Для человеческой личности естественно стремиться интегрироваться в протекающие социальные процессы, стать неотъемлемой частью общественной формации. Психологически важно ощущать собственную сопричастность, близость с себе подобным, единение.

Одиночество и оторванность от общества противоестественны, поскольку человечество – коллективный вид. Установление тесных связей особенно ценно с близкими или полезными людьми.

Во втором случае в основе удовлетворения лежит меркантильным интерес, что порождает споры о том, можно ли такую потребность считать экзистенциальной. Эрих Фромм предложит отделять психологические моменты от прочих побуждений.

Экзистенциальные потребности человека – это, по мнению американского философа немецкого происхождения, стремление устанавливать общественные связи на основе эмоциональной привязанности, любви, прочих смежных побуждений.

Базирующиеся на системе доминирование/подчинение коммуникации препятствуют формированию гармоничного контакта. Такую связь, по мнению Э. Фромма, нельзя считать полноценной и здоровой.

Типичный пример – стандартные взаимоотношения начальника с подчиненным. Специфическая форма установления связей подобного характера – супружество. Желание одного партнера властвовать, диктовать и контролировать ложится на благодатную почву при встрече с человеком, стремящимся занять зависимое и подчиненное положение.Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Такие отношения называют комплементарными и считают отвечающими потребностям обоих участников экзистенциальной связи взаимодополняющей направленности. Крепкий союз не означает здоровый. Установление такой связи – распространенный способ удовлетворения экзистенциальных потребностей.

Э. Фромм выделяет следующие факторы здоровых межличностных отношений:

  • любовь;
  • уважение;
  • доверие;
  • совпадение жизненных целей;
  • общие интересы.

В основанной на других побуждениях связи эмоциональная привязанность либо не возникает, либо быстро угасает.

Трансценденция

Термин используют в психологии и философии для описания преодоления личностью себя, выхода за привычные рамки. Это обеспечивает ощущение внутренней свободы. Целеустремленная личность с помощью трансценденции достигает собственных ориентиров.

Такое состояние обусловливают противоположные и взаимоисключающие формы поведения – созидательная или деструктивно-разрушительная. Первая подразумевает признание общественных ценностей, заботу о созданных цивилизацией благах и достижениях.

Такие личности стараются дополнить чужие изобретения, творения, интеллектуальные продукты. Они стремятся сохранять и развивать существующие достижения, принимать активное участие в социальных процессах, различных сферах общественной жизни. Такие люди позитивно влияют на прогресс, вносят собственную лепту в будущее человечества.

Примеры созидательного подхода к жизни:

  • медицинские достижения;
  • писательская деятельность;
  • научные разработки;
  • забота об экологии;
  • преподавательская или просветительская работа.

Деструктивно-разрушительное поведение направлено на подавление и угнетение воли других людей, бездумное использование ресурсов. Оно подразумевает потребительское отношение к жизни.Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Такие люди превыше всего ценят собственное эго, идут на поводу личных амбиций, стремятся удовлетворять исключительно физиологические потребности. Деструктивное поведение разрушающе действует на психику.

Укорененность

Для личностного роста, гармоничного развития, эмоциональной стабильности индивиду необходима своеобразная точка опоры, создающая ощущение защищенности. Это придает силы для творческих свершений и новых жизненных вызовов, позволяет выстоять в напряженные моменты, не впадая отчаяние.

Укорененность обеспечивает ощущение безопасности. Реализацию такой потребности психоаналитики считают базовым эмоциональной необходимостью. Без укорененности неизбежно возникает чувство ментальной изоляции, беспомощности, развиваются депрессивные состояния.

Экзистенциальные потребности направлены на поиски человеком места в жизни и осознание собственной роли в социальной среде. Это своеобразное бегство от морального одиночества, общественного непризнания. Удовлетворение приносит осознание собственной востребованности, уважение к себе.

Жажда обрести безопасность, проникнуться чувством защищенности и нужности подталкивает к установлению неконструктивных связей с размытыми социально-бытовыми ролями. Пример – брачные узы, когда мужчина ассоциирует свою избранницу с матерью.

Это подсознательный выбор, обусловленный укоренившимися детскими воспоминаниями о безопасности, защищенности, комфорте. Такое поведение говорит о подспудном или осознанном нежелании брать на себя ответственность. Эту экзистенциальную потребность мужчина пытается удовлетворить путем вступления в брак.

Такое стремление имеет признаки психоэмоциональной адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Оно продиктовано страхом перед неизвестностью, неуверенностью в собственных силах. Явные психоэмоциональные причины потребности позволяют считать ее экзистенциальной.

Самоидентичность

Коллективизм человеческого общества Э. Фромм сравнивает со стадным инстинктом. У мыслящих существ нашего биологического вида развита потребность поиска собственной похожести на себе подобных, принадлежности к социальной группе по четким идентифицирующим признакам.

В результате частично утрачивается индивидуальность, размываются границы осознания собственной личности. Яркий пример такой поведенческой реакции – человек при знакомстве представляется родственником или другом известного лица. Тем самым он нивелирует собственную значимость.

Еще одна иллюстрация – выдвижение на первый план профессии или социальной роли вместо собственной личности. Человек с такими поведенческими реакциями представляется врачом, юристом, менеджером и так далее, чтобы повысить свою значимость в глазах собеседника.Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Самоидентичность с точки зрения психоанализа означает способность принимать собственную личность вне зависимости от рода занятия, профессиональной принадлежности социального статуса, других аналогичных факторов. Преувеличение персональной значимости размывает и обесценивает индивидуальность.

Система ценностей

Она играет важную роль в становлении и развитии личности. Система ценностей выполняет функцию поведенческого ориентира или моральной точки опоры. В кризисных, сложных или переломных жизненных ситуациях человек обращается к сформированным ценностным ориентирам, согласовывая с ними собственные поступки.

Они позволяют избежать чувства вины, раскаяния или сожаления о содеянном. Система ценностей в аспекте экзистенциальных потребностей обеспечивает психологический комфорт и моральное удовлетворение от осознания правильности выбора, совершенного поступка.

Это способность брать на себя ответственность в сложные моменты жизни. При развитой и устоявшейся системе ценностей любая ошибка воспринимается, как новый опыт, который индивид усваивает и берет на вооружение, чтобы избежать повторения в будущем.

Экзистенциальные потребности человека – это краеугольный камень гармоничного развития личности. Жажда их удовлетворения часто приводит к пересмотру или корректировке собственной системы ценностей. Вооруженного такими морально-этическими ориентирами человека отличает целеустремленность.

Он адекватно воспринимает жизненные реалии, легче адаптируется к изменяющимся условиям окружающего мира, направляет усилия на созидание. Рациональное поведение на основе шкалы ценностей позволяет сохранять психосоматическое здоровье и благоприятное эмоциональное состояние.

Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей

https://www.youtube.com/watch?v=CerWUxBS2AM

Регулярно проводимые социологические исследования ценностной системы людей крайне важны в аспекте понимания тенденций общественного развития, обеспечения порядка, воспитания подрастающего поколения.

При анализе поведения коллективных формаций или отдельных личностей становится очевидной главенствующая роль экзистенциальных потребностей. Они служат определяющим фактором поведения индивида, влияют на нравы или традиций культурных образований.

На их основе формируются нормативно-ценностные ориентиры и правовое регулирование общественных взаимоотношений. Это мощный фактор коллективной или индивидуальной жизнедеятельности.

Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу
Экзистенциальные потребности человека

Кардинальные изменения структуры обществ, пересмотр шкалы ценностей человека XXI в. вызвали повышенный интерес к изучению экзистенциальных потребностей, системы ценностей. Они выступают основным предметом исследования психологов и социологов.

Экзистенциальные потребности человека – это фундаментальное, многогранное и широко трактуемое понятие. Каждая философская школа интерпретирует их по-своему. В классических трудах по психоанализу и социологии экзистенциальные потребности считают важным вкладом в жизнь общественных формаций.

С их удовлетворением связывают значимые явления и процессы. Экзистенциальные потребности воплощаются в различных вариантах. По мере общественного развития они приобретают иные выражения и многочисленные формы.

Круг экзистенциальных потребностей постоянно расширяется. Они принимают воплощение в предметах, материальных благах, абстрактных идеях. Некоторые современные интерпретации трактуют экзистенциальные потребности, как эталон или инструмент для оценивания действительности.

Их позиционируют в качестве элемента культурной структуры, состоящего из поведенческих алгоритмов, ценностных ориентиров, принципов межличностных взаимоотношений. Экзистенциальные потребности направлены на удовлетворение духовных и психоэмоциональных нужд.

Экзистенциальные потребности человека, согласно концепции Э. Фромма

В теории немецко-американского психолога и философа такие аспекты личности классифицированы на основе интеграции индивида в социальные процессы, общественные явления и взаимоотношения.

Э. Фромм выделяет экзистенциальные потребности:

  • Общение с укреплением межличностных уз. Фундаментом служат любовь, дружба, родственные отношения.
  • Жажда творчества. Вне зависимости от рода деятельности или профессиональной принадлежности гармоничная личность стремится формировать вокруг себя психологически комфортное окружение.
  • Углубление корневых связей. Они обеспечивают прочность и стабильность жизни.
  • Стремление к уподоблению. Оно подразумевает поиск собственной похожести на других членов общества.
  • Познание и освоение окружающего мира. Они реализуются с помощью интеллектуального развития, расширения кругозора.Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Автор философской концепции наделяет важной ролью влияние подсознательного поведения на формирование личности. Бессознательное, по мнению Э. Фромма, служит движущей силой и скрытым потенциалом.

Экзистенциальные потребности человека по теории А. Маслоу

Самая популярная и распространенная система классификации экзистенциальных потребностей принадлежит американскому основоположнику гуманистической школы психологии Абрахаму Маслоу.

Его модель иерархии человеческих потребностей нашла широкое применение в экономической теории. На основе пирамиды А. Маслоу изучают мотивационные факторы и поведенческие реакции потребителей.

Пирамида потребностей Маслоу

Иерархия экзистенциальных потребностей подразделяется на первичные и вторичные, высшие и низшие. В особую разновидность А. Маслоу выделяет престижные нужды, продиктованные амбициозностью.

Они часто регулируют потребительское поведение. К первичным потребностям пирамиды А. Маслоу причисляются естественные физиологические нужды.

Сюда входит удовлетворение природных рефлексов и инстинктов:

  • жажды;
  • пищевого голода;
  • отдыха;
  • воспроизводства потомства;
  • дыхательной функции;
  • двигательной активности;
  • поиска одежды;
  • обустройства теплого и безопасного жилища.

К вторичным потребностям по концепции автора принадлежат социальные моменты – коммуникативная способность, эмоциональная привязанность, участие в коллективной деятельности.

К этому разряду экзистенциальных потребностей причисляют духовные нужды, направленные на самореализацию. В современном обществе огромное значение имеют карьерный рост, социальное положение. Люди тратят большие усилия на их удовлетворение.

Примеры экзистенциальных потребностей

Наглядным отражением таких человеческих нужд и их удовлетворения считаются взаимодополняющие партнерские отношения. Примерами могут служить стремление к единению с социальной группой, участию в общественных процессах. Оно базируется на заложенных ценностных установках.

Экзистенциальные потребности человека. Что это по Фромму, Маслоу

Еще один типичный пример экзистенциальных потребностей – брак, где муж умеет зарабатывать, а жена – вести хозяйство. Любой человек стремится удовлетворить такие нужды доступным способом. Это естественное желание личности. Без удовлетворения своих нужд люди склонны впадать в депрессию, апатию, утрачивать интерес к жизни.

Видео про экзистенциальные потребности

Экзистенциальные потребности человека — что это:

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий

Lazer kesim Abkant büküm Lazer kesim fiyatları Akbant büküm fiyatları Lazer kesim sac Akbant büküm sac Akbant büküm metal Lazer kesim cnc Akbant büküm cnc Lazer kesim krom Lazer kesim paslanmaz çelik Akbant büküm paslanmaz çelik Lazer kesim alüminyum Akbant büküm alüminyum Lazer kesim ankara Lazer kesim istanbul Dijital reklam ajansı Sosyal medya reklam ajansı Google Ads ajansı Reklam ajansı fiyatları En iyi reklam ajansı Türkiye'deki reklam ajansları Reklam ajansı