Ценности – это базовые элементы, лежащие в основании человеческого поведения, потребностей и познания мира. В психологии принято выделять несколько категорий и иерархий ценностей, которые помогают глубже понять природу, стремления и страхи каждой личности.
Понятие ценностей в психологии
Понятие ценностей в психологии имеет двойственное объяснение: прежде всего, они обусловлены обществом, в котором человек формируется, но с другой стороны они являются неповторимым личностным восприятием мира.
Ценности – это основа для формирования субъективных убеждений и мировоззрения, которые определяются через личностный опыт каждого человека.
Ценности – это в психологии важный аспект для понимания базовых факторов, влияющих на действия, стремления и ориентиры человека:
- они создают стиль жизни;
- обозначают приоритеты и страхи;
- определяют критерии развития на каждой стадии жизни.
Система ценностей развивается на протяжении всей жизни, поэтапно, и охватывает все уровни развития человека. Так, например, критическим периодом для успешной социализации ребенка в школе, очень важен дошкольный возраст.
В это время у ребенка формируются базовые ценности, внутренняя основа личности, возникают первые признаки когнитивного изменения и развития причинно-следственных связей.
Все, что в будущем сформирует стойкие убеждения и моральные суждения об таких понятиях как добро и зло, уважение и труд, собственное предназначение.
Таким образом, на основании процесса социализации личности и успешного удовлетворения собственных потребностей, у человека формируется собственные ценности, идеи о том, как существует общество, какими средствами можно достичь желаемого и как выстраивать отношения с другими.
Ценности – это в психологии неотъемлемая часть мировоззрения, которая формирует убеждений каждого человека. Личностные ценности являются главным катализатором к действиям, оценкам событий и самореализации.
Проблема ценностей всегда актуальна и многогранная – с ее помощью в психологии можно анализировать, почему личность формируется тем или иным способом, или же изучать непосредственное влияние внешней среды как одного из ключевых факторов, решающего судьбу индивида.
Виды ценностей
Виды ценностей имеют разную классификацию и всегда зависят от сферы, в которой их используют, будь это философия, аксиология, социология или политология. В психологии ценности первоначально принято разделять на материальные и нематериальные.
Они имеют в свою очередь множество подгрупп. Главный критерий, по которому формируются те или иные ценности в психологии, является степень потребности в чем-либо.
Все стремления человека можно разделить на 5 классов:
- материальные;
- духовные;
- социальные (общественные и профессиональные);
- термальные;
- инструментальные.
Материальные ценности
Материальные ценности в психологии описывают культурно-моральные потребности человека.
На формирование материальных ценностей больше влияет:
- среда и распространенные в ней идеалы, стремления;
- личные причины;
- социальные возможности.
В длительной перспективе материальные ценности формируют человеческие жизненные цели и мотивы деятельности, помогают определиться со сферой занятости и собственными интересами. Необходимость удовлетворить потребности в деньгах и других материальных предметах существования у каждого человека разные.
Люди по-разному относятся к желанию приобретения собственного жилья, средства передвижения и других предметов комфорта. Но для многих людей именно материальные ценности являются фундаментом для развития.
Ведь обеспечив материальные нужды, человек может или прекратить развиваться, или начать развивать духовные или социальные ценности, сбалансированное развитие которых является основой для гармоничного существования человека в обществе.
Говорить о тривиальности удовлетворения материальных ценностей – в корень неправильно. Несмотря та то, что каждый человек параллельно развивает собственные ценности в разных сферах, если вопрос удовлетворения материальных ценностей закрыт, развитие других ценностей происходит скорее и более качественно.
С другой стороны, далеко не каждому человеку необходимо иметь много материальных благ (например, монаху), или же наоборот – человек может не хотеть развиваться, помимо накопления материальных благ. Вектор развития – это всегда индивидуальные стремления, на которые влияет много разных факторов.
Духовные ценности
Духовные ценности – это один из решающих факторов, определяющий поведение и стремления каждого человека. Определение духовных ценностей личности относится к его потребностям, вне материальных и физиологических нужд, то есть к этическим, эстетическим и познавательным сферам деятельности.
К главным духовным ценностям человека относят такие аспекты существования как:
- возможность волеизъявления и творческой реализации собственных идей;
- проявление всех бескорыстных действий;
- интеллектуальное развитие;
- осознание социальных норм поведения;
- проявление уважения к другим членам общества.
Эта категория ценностей является более абстрактной, поскольку направлена не на достижение видимых и престижных проявлений действий человека, а скорее относятся к любому нематериальному проявлению существования человека в мире.
Главная цель духовных ценностей – это поддержание силы воли и морального духа в трудные моменты и в конфликтных ситуациях.
Социальные ценности
Социальные ценности с психологической точки зрения характеризуют любые проявления межличностных взаимоотношений.
Они формируют оптимальные нормы поведения в среде, помогающие занять определенную позицию в обществе, выражать собственное мнение и давать оценку происходящему, без опасения быть осужденным другими.
Социальные ценности заложены в фундаменте сознания каждого человека, из них вырастают будущие цели и стремления к самореализации и удовлетворению собственных потребностей.
Социальные ценности являются набором сложных установок, и психологи выделяют их трехкомпонентную структуру, влияющую на мышление, поведение и реакции человека в среде. На формирование социальных ценностей человека влияет характер и потребности человека, но они являются реакцией на такие условия внешней среды.
А именно:
- исторический контекст;
- культурная среда;
- наличие собственных интересов и поиск возможности их проявления в обществе.
Также социальные ценности имеют широкую сферу влияния. С одной стороны они распространяются на политическую, правовую, экономическую и любую другую деятельность человека, в которой он взаимодействует с другими людьми, то есть социальные ценности регулируют систему поведения слабых связей в обществе.
С другой стороны, социальные ценности регулируют взаимоотношение индивида в его профессиональной деятельности, межличностных отношений в кругу семьи, друзей и в отношениях в паре, то есть определяют правила поведения в близкой среде общения.
Самыми яркими примерами социальных ценностей, которые помогают поддерживать гармоничные взаимоотношения, являются:
- любовь;
- уважение;
- дружба;
- доброта;
- преданность;
- полезность;
- высшие общественные идеалы.
С другой стороны многим людям присущи отрицательные социальные ценности, такие как: эгоизм, агрессия, ненависть и зависть.
Придерживаясь таких критериев, каждый человек пытается не только развить собственный интерес к жизни в обществе, он и быть полезным другим.
Терминальные и инструментальные ценности
Термальные и инструментальные ценности в психологии человека описывают оптимальные средства достижения цели и стремления в жизни. Они являются основополагающими убеждениями личности, формируют вектор развития человеческих стремлений и целей.
Термальные ценности закладывают основу для понимания того к чему человек стремится в тот или иной период в жизни. Инструментальные ценности относятся больше к средствам и способам достижения желаемого.
С функциональной точки зрения инструментальные ценности реализуются как стандарты и критерии собственного поведения на пути к достижению термальных ценностей. Инструментальные ценности оценивают условия и планируют шаги для достижения финальных ценностей.
Так, например, украшение дома – это инструментальная ценность, а полученное ощущение уюта – термальная. Занятие спортом – это инструментальная ценность на пути к достижению окончательной (термальной) цели – хорошей формы или укрепления здоровья.
Важность личных ценностей
Ценности – это в психологии личности фундаментальный аспект формирования сущности человека.
Не менее важным является факт, что независимо от того, осознает человек собственные ценности или нет, они выражают значимость его поступков, определяют надежность решений человека, формируют механизмы взаимосвязи с другими людьми, а также – являются основой для самореализации.
Ценности в психологии играют важную роль в становлении индивидуальных черт характера человека. Более того, ценности – это результат взаимодействия индивида и среды, в которой он живет.
На их развитие влияет постоянная взаимосвязь между воздействием субъективного восприятия и факторов внешней среды:
- семейный компонент как фундаментальный аспект, неосознанного копирования норм поведения в обществе и когнитивных моделей восприятия информации;
- влияние СМИ;
- групповые ценности (религиозные, национальные, молодежные и политические)
- социальный статус человека, его семьи;
- карьерные успехи;
- учебная деятельность (школа, университет, профессиональное образование и хобби);
- уровень личностного развития, успешность дифференциации и взросления человека.
Ценности – это в психологии человека также хорошее объяснение его социального, культурного и политического поведения: в каждой важной для человека области, ценности выполняют конкретную функцию деятельности, которая помогает воплотить в реальность желаемое и избежать неприемлемого.
Устойчивые индивидуальные ценности имеют сильное влияние на такие аспекты личности как:
- самосознание и стрессоустойчивость;
- понимание собственных сильных и слабых сторон, их развитие;
- понимание общественной ценности собственных действий;
- обеспечение высокого уровня коммуникации и командной деятельности;
- стратегическое планирование, воплощение задуманного в реальность;
- адекватный анализ происходящего;
- саморефлексия и готовность меняться.
Таким образом, усвоение тех или иных ценностей, происходит с раннего детского возраста, но из-за активного переосмысления жизненного опыта ценности каждого человека могут меняться.
Главным катализатором к таким изменениям являются новый жизненный опыт, процесс активного переосмысления происходящего, изменение потребностей и субъективного восприятия человека.
Таким образом, на уровне индивидуального сознания ценности управляют жизнью и деятельностью человека, лежат в основании любых оценок и восприятий, а также влияют на окончательные решения.
Какими бывают групповые ценности, примеры
Групповые ценности в психологии обозначают нормы поведения, принятые в определенном обществе, организации или среде, с целью максимально эффективного существования и понимания.
Групповые ценности могут иметь разное происхождение:
- групповые ценности как результат культурно-исторического опыта (неосознанное копирование традиции);
- групповые ценности, целенаправленно созданные для поддержки существования формальной организации (например, корпоративная культура в компании «Гугл»), или неформального движения (например, правила солидарности среди альпинистов или молодежных группировок).
Независимо от масштабов групповых ценностей, их главная цель – это создание понятного для всех языка общения и норм поведения.
Поэтому они регулируют социальное поведение, задают критерии самых важных аспектов человеческого существования, придают специфическое представление о добре и зле, справедливости и красоте – аспектах, отношение к которым может различаться в разных групповых культурах.
Примеры групповых ценностей | Ключевые характеристики |
Возрастные ценности | В зависимости от возраста, человеку свойственно разделять ценности, характерные для разных демографических групп: школьников, студентов, молодежи или пенсионеров. |
Национальные ценности | Они свойственны некой группе людей, вне зависимости от возраста, профессионального или социального статуса. Национальные ценности лежат в основании идентичности человека и его самоидентификации с некой культурой, историей и местностью. |
Половые ценности | Характерные признаки поведения, которые усваиваются мужчинами и женщинами в зависимости от пола. |
Религиозные (конфессиональные) ценности | Они являются частью ценностей, которые формируют мировоззрение человека о закономерностях и причинах существования мира. |
Профессиональные ценности | Они формируются у человека в зависимости от среды деятельности. Профессиональные ценности лежат в основании межличностного поведения, стиля общения и командной работы. |
Субкультурные ценности | Чаще они свойственны молодому поколению, субкультуры ценности объединяют соумышленников вокруг общего интереса к музыкальным, игровым или танцевальным жанрам. |
Общественные ценности | Они лежат в основании принятых норм поведения среди членов группы, считаются самыми базовыми проявлениями оптимального понимания как взаимодействовать с другими и как приносить пользу обществу. |
Независимо от цели, групповые ценности определят оптимальное поведение среди участников, устанавливают рамки приемлемого и желательного. Им также свойственна стойкость в последовательности и ригидный характер изменчивости.
Обычно изменение одних ценностей другими сопровождается кризисом и созданием новых правил поведения. Не менее важно также учитывать, что приемлемые для одной группы ценности могут оцениваться другими людьми как деструктивные, вредные или ложные.
Иерархия ценностей
В процессе личностного формирования, каждый человек задает собственную иерархию ценностей, формирует некий идеал поведения. Поэтому, вопрос различия иерархии ценностей состоит в личностном опыте и потребностях, которые каждый осознанно или неосознанно поддерживает как главные нормы поведения.
Формируя некую иерархию ценностей, можно отсылаться к разным критериям выбора (наслаждение, безопасность, польза или добродетель), из-за чего, ценностная картина будет отличаться даже среди ровесников одной социальной группы.
Например, здоровье, семейные или религиозные ценности чаще лежат в основании ценностной иерархии старшего поколения, и им уступают остальные – профессиональные, социальные или материальные.
С другой стороны, у молодого поколения, акцент будет сделан на патриотических, профессиональных или материальных ценностях, а политические или религиозные – могут полностью отсутствовать.
Не менее важно учитывать, что иерархия тех или иных ценностей всегда помогает понять, чем человек дорожит больше всего, и чем он готов пожертвовать в случае конфликта ценностных ориентиров.
Как меняется поведение человека, если знать личные ценности
Система ценностей каждого человека способна показать, что для него является естественным и приемлемым, а наоборот – чего человек не способен допустить. Поэтому, если знать личные ценности каждого человека, тогда эти знания могут иметь двоякое значение.
Во-первых, они помогают максимально раскрыть профессиональный потенциал человека, а во-вторых, ими также можно успешно манипулировать.
Таким образом, если знать личные ценности человека, это помогает прогнозировать его поведение, понимать приоритеты и стремления в карьере, отношениях, и в саморазвитии.
Как применять созданные приоритеты?
Очень часто не осознавая того, человек может игнорировать собственные базовые ценности (например, семья или хобби) из-за давления общества и иллюзорного стремления к успеху.
После осознания собственных ценностей обычно легко выстроить иерархию приоритетов, оценить собственные слабые и сильные стороны, определить потенциальные направления развития и гармоничной жизни.
В психологии также делается акцент на важности постоянного напоминания себе самому о том, какие именно ценности является важным и значимым для себя самого.
Такое напоминание – это важный прием, который всегда помогает придерживаться правильного пути, не расстраиваться по пустякам и поддерживать собственное достоинство в стрессовых ситуациях.
Видео о ценностях человека в психологии
Какие главные ценности человека: