Эмоции представляют собой субъективную оценочную реакцию человека на различные ситуации и явления, происходящие вокруг него. Первые попытки изучения и классификации этого понятия в психологии были предприняты еще в Древней Греции философом Платоном, а позже и его учеником – Аристотелем.

Однако современная наука связывает появление первых исследований эмоций с работами американского психолога У. Джеймса и немецкого философа К. Ланге (80-е гг. XIX в.).

Определение

В психологии нет единого термина для определения эмоций. Различные теории трактуют это понятие по-разному.

Согласно гипотезе Джеймса-Ланге под эмоцией понимается ответная реакция организма на происходящие физиологические изменения под действием внешних раздражителей и стимулов.

По мнению американского физиолога У. Кеннона эмоция – это результат обработки таламусом (отдел промежуточного мозга с серым веществом) нервных импульсов, поступающих в мозг извне.

Двухфакторная теория эмоций (С. Шехтер) трактует эмоции как психический процесс, возникающий по причине 2 факторов – когнитивной интерпретации (совокупности процессов познания) и физиологического возбуждения.

Советский физиолог П. Анохин определял эмоции как физиологическое субъективное состояние индивида, принимающее положительную или отрицательную окраску, в зависимости от соответствия результатов ожиданиям.

Психолог П. Симонов считал, что эмоция – это реакция человека на избыток или нехватку информации, необходимой для удовлетворения его жизненных потребностей.

Границы понятия

Эмоции в психологии – обширное понятие, охватывающее (в зависимости от их классификации) различные проявления чувств, переживаний, эмоциональных реакций и состояний.Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать

Однако между эмоциями и чувствами имеются существенные различия. Эмоции возникают чаще всего как состояние абстрактное, не имеющее привязки к тому или иному объекту. Они отражают общее отношение индивида к ситуации.

Чувства же, напротив, имеют конкретную привязку к объекту: человек чувствует любовь к кому-то, боится чего-то, сердится на кого-то. Например, влюбленный человек испытывает радость и пребывает в хорошем настроении. При этом любовь – это чувство к определенному человеку, а радость – эмоция, возникающая вследствие испытываемых им чувств (субъективная реакция на ситуацию).

Кратковременные эмоции, имеющие ярко выраженное проявление, принято называть аффектом, а длительные и более устойчивые проявления глубинных эмоций – чувствами.

Виды

Эмоции в психологии, классификация которых (как и само понятие) не имеет универсального подхода, изучались задолго до формирования самой науки. Древние греки разделяли эмоции на 2 положительные (радость, желание) и 2 отрицательные (страх, печаль) реакции, из которых выделяли множество второстепенных.

Позже некоторые ученые (В. Вундт, Б. Спиноза), в попытках создать единую систему классификации, приходили к выводу, что человек испытывает такое количество эмоций, которое просто невозможно как-либо дифференцировать.

Поэтому в психологии существует довольно много классификаций этого психического процесса, наиболее известными среди которых являются:Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать

Автор классификацииГод созданияКлассификационный признакКлассификацияКраткая информация
Т. Рид1780-е гг.По источнику возникновенияС животным началомЖажда, желание, аппетит.
С механическим началомПривычки, инстинкты.
С рациональным началомСамолюбие, стыд, долг.
И. Кант1780-е гг.По влиянию на активностьСтеническиеЯвляются стимулом к увеличению жизнедеятельности организма (восхищение, радость).
АстеническиеСнижают жизнедеятельную активность человека (страх, печаль).
Т. Браун1820По времени возникновенияРетроспективныеПрошедшие ранее.
НепосредственныеВозникающие в данный момент.
ПроспективныеМогут возникнуть в будущем.
Г. Спенсер1850-е гг.По признаку возникновенияПрезентативныеПроявляются в результате внешнего воздействия (гнев на кого-то, боязнь чего-то).
РепрезентативныеНе имеют привязки к конкретному раздражителю, вызываются поэзией.
Презентативно-репрезентативныеПростые (страх, радость).
Отвлеченные (высшие)Образуются без воздействия извне (чувство долга, справедливости).
Б. Додонов1978По функционалуПраксическиеВызваны желанием добиться успеха в какой-либо деятельности (в рабочем процессе, в учебе).
АльтруистическиеБеспокойство за кого-либо, желание доставлять радость, оказывать помощь.
ГлорическиеЖелание прославиться, утвердиться.
ПугническиеЖелание бороться за что-то, преодолевать препятствия.
КоммуникативныеПотребность в общении.
ЭстетическиеПотребность в любовании прекрасным.
АкизитивныеЖелание собирать что-то, коллекционировать.
ГностическиеПотребность в познании, изучении чего-либо.
ГедонистическиеПотребность в физическом и душевном комфорте.
РомантическиеЖажда необычного, мистического, таинственного.
Р. Плутчик1980По проявлениюБазисные (первичные) или простыеВыделял 8 базисных эмоций: грусть, радость, страх, злость, доверие, ожидание, удивление, неудовольствие.
Вторичные (сложные)Возникают в результате сочетания 2 или более первичных эмоций (ужас, разочарование, скука, интерес).
В. Вилюнас1986По способу возникновенияВедущие (первичные)Возникают при реакции на конкретный объект или ситуацию (восхищение, страх, гнев).
Ситуативные (вторичные)Являются производными от первичных эмоций (разочарование, неприязнь, уважение).
Л. Куликов1997По степени проявленияСамооценочныеДля оценки внутреннего состояния (стыд, гордость, печаль).
АктивационныеМотивирующие эмоции (радость, азарт, бодрость).
ТензионныеЭмоции, сопутствующие состоянию напряжения (страх, гнев, раздражение).

Характеристики и свойства

Любые эмоциональные состояния из представленных классификаций характеризуются позитивной и негативной окраской, зависимостью и независимостью от раздражителя, бывают явные и скрытые.Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать

С. Рубинштейн различал основные характеристики эмоций (1946 г.):

  • Полярность (валентность или тон) – любая эмоция обладает положительным (радость, веселье, удовольствие) или отрицательным знаком (тоска, грусть). Однако, эмоциональное отношение к раздражению может быть двойственным (амбивалентным) и отличаться сложностью испытываемых эмоций (страсть и ненависть одновременно, уважение и страх, гнев и чувство жалости).
  • Субъективность – эмоции отражают субъективное отношение индивида к объекту.
  • Степень выраженности – от скрытых чувств (обиды, влюбленности) до ярких эмоций (аффект, страсть).

Согласно теории И. Канта (1780-е гг.) эмоции обладают энергетической насыщенностью или стеничностью, побуждая к действиям (восторг, радость), либо затормаживая их (печаль, страх, неуверенность).

Каждый человек реагирует на одну и ту же ситуацию по-разному из-за различного уровня темперамента и индивидуальных особенностей нервной системы. Совокупность наиболее устойчивых реакций индивида отражает эмоциональные свойства (А. Ф. Лазурский, 1906 г.):

  • Эмоциональная возбудимость – отражает скорость возникновения ответной эмоциональной реакции на раздражитель. Сюда же относятся вспыльчивость и раздражительность.
  • Эмоциональная реактивность – скорость и длительность протекания эмоционального ответа индивида на раздражитель, ее глубина.

    Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать
    Эмоциональная лабильность в психологии
  • Эмоциональная ригидность-лабильность – характеризует временной интервал, для которого характерна стабильность конкретной эмоции. По мнению Лазурского, ригидные эмоции обладают вязкостью и способны сохраняться на протяжении длительного времени даже после прекращения воздействия раздражителя (сильная обида, злость, гордость за кого-то). Под лабильностью, наоборот, понимается подвижность эмоций и способность их изменяться под действием факторов извне.

Функции и роль

Эмоции в повседневной жизни помогают человеку выразить свои чувства по отношению к чему-то или кому-то, или же к общей ситуации, найти подход к окружающему миру и отдельным индивидам.

С помощью эмоций можно понять настроение и состояние окружающих людей, с которыми приходится непосредственно контактировать в процессе жизнедеятельности, а также повлиять на сам результат этой деятельности.

Эмоции в психологии, классификация которых отличается разнообразием методов и подходов, характеризуются набором единых функций:

  • коммуникативная – эмоции делают общение более прозрачным, помогают лучше понять человека не только собеседнику, но и окружающим;
  • регулирующая – эмоции влияют на деятельность человека и его поведение в целом, регулируя мотивацию и контролируя действия в правильном направлении;
  • следообразующая (адаптивная) – отрицательные эмоции, возникающие после определенного действия, способны предотвратить ошибки в будущем при совершении аналогичных действий (человек делает выводы);
  • оценочная – эмоции позволяют оценить текущую ситуацию, происходящую в данный момент;
  • мобилизующая (защитная) – эмоции при определенных условиях способны мобилизовать силы организма для его защиты от негативных воздействий (испытывая сильный испуг, человек может преодолеть высокое препятствие, очень быстро бежать);

    Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать
    Функции эмоций в психологии
  • сигнальная – эмоции способны сигнализировать об изменении состояния человека или ситуации в окружающей среде, позволяя сориентироваться и принять правильное решение;
  • дезорганизационная – сильные всплески эмоций, вызывающие дезорганизацию текущей деятельности, способны быстро подстроить человека под ситуацию, однако (при условии ригидности) могут ухудшить здоровье индивида (стресс, аффект);
  • компенсационная – в условиях дефицита информации человек может ориентироваться на свои внутренние чувства, которые приобретают положительную окраску при увеличении количества информации, или же становятся негативными при отсутствии такового.

Формы проявлений и физиология

Эмоции в психологии, классификация которых делит их на простые (базовые или фундаментальные) и сложные, могут иметь различную степень выраженности и чувственного тона, и отличаться по форме проявления.

Советский психолог А. Н. Леонтьев в своих трудах (1971 г.) выделил 3 формы эмоций:

  • Аффект – кратковременный и сильный всплеск эмоций как рефлекторная реакция на текущую ситуацию (внезапная радость, резкий испуг, приступ паники). Сопровождается физиологическими изменениями в организме (изменение двигательной активности, функций секреции, деятельности органов сердечно-сосудистой системы), может отрицательно сказаться на здоровье.
  • Собственно эмоции – имеют менее выраженную чувствительную окраску, отражают субъективную реакцию личности в различных ситуациях, и способны предупреждать возникновение нежелательных реакций в будущем.
  • Предметные чувства – устойчивые эмоции, которые отражают субъективную оценку индивида по отношению к определенному предмету.

С. Рубинштейн (1946 г.), помимо аффекта, чувств и эмоций, выделяет еще 2 формы эмоциональных проявлений:

  • Настроение – длительное устойчивое эмоционально состояние человека, формирующееся на базе его личностных переживаний и общего состояния удовлетворенности потребностей.
  • Страсть – эмоциональное состояние с ярко выраженной окраской и глубиной, направленное на конкретную цель.Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать

Обособленно в психологии выделяется стресс – как неспецифическая эмоциональная реакция в ответ на неблагоприятные экстремальные ситуации извне.

Эмоции способны влиять не только на душевное состояние и настроение человека, но и на физиологические показатели организма:

  • изменять просвет кровеносных сосудов (человек смущается и краснеет, к лицу приливает кровь при расширении сосудов, а при испуге кожа может бледнеть и наблюдаться сужение сосудов);
  • ускорять сердцебиение;
  • влиять на двигательную активность (ступор или ускорение реакции);
  • изменять глубину и скорость дыхания;
  • влиять на пищеварительный тракт (расстройство кишечника, тяжесть в животе);
  • изменять уровень артериального давления;
  • влиять на тонус мышц;
  • усиливать потоотделение и процессы теплоотдачи, деятельность слезных желез;
  • влиять на активность желез эндокринной системы (изменение уровня сахара, выброс адреналина).

Психологические теории и школы

В психологии существуют разнообразные теории эмоций, характеризующие природу их возникновения, особенности проявления, свойства и значимость для человека. Они были созданы приверженцами различных научных школ, а затем усовершенствованы и доработаны последователями.

  • Школа функционализма – изучает способы приспособления и адаптации человека к изменяющейся окружающей среде.
  • Эволюционная теория Ч. Дарвина (1872 г.) – эмоции эволюционируют и адаптируются под окружающую ситуацию вместе с эволюцией человека. При этом многие эмоции, на уровне инстинктов, очень похожи у людей и животных.
  • Рудиментарная теория Г. Спенсера, Т. Рибо (1876 – 1896 г.) – продолжение развития теории Ч. Дарвина, согласно которой выразительные движения, сопровождающие человеческий страх, являются рудиментарными остатками реакций животных при защите или бегстве, а движения, сопровождающие гнев – рудиментарные остатки реакции нападения.
  • Нейропсихологическая структурная теория Дж. Пейпеца (1937 г.) – предполагал, что в мозгу человека существует единая система структур, образующая базу для развития эмоционального возбуждения. Система является замкнутой, и в психологии получила название круга Пейпеца.
  • Органическая теория Джеймса-Ланге (1880 – 1890 гг.) – эмоции возникают у индивида как следствие физиологических рефлекторных изменений, являясь вторичными. Например, печаль возникает, когда человек плачет, стыд – когда краснеет.Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать
  • Теория Кэннона-Барда (1920 – 1930 гг.) – является противоположностью органической теории, предполагая, что эмоции и физиологические изменения возникают одновременно. Нервные импульсы сначала поступают в таламус, а затем в гипоталамус (отвечающий за физиологические изменения) и в кору больших полушарий мозга (где формируются эмоции).
  • Биологическая теория П. К. Анохина (1949 г.) – эмоции человека эволюционировали и приспосабливались под окружающую среду, проходя 2 основных стадии – формирования и удовлетворения.
  • Теория Линдсея-Хебба (1949 г.) – с помощью экспериментальных исследований доказана зависимость уровня возникающих эмоций от успешности деятельности человека.
  • Школа психоанализа – изучает особенности возникновения и протекания эмоций как реакцию на неосознанные мотивы.
  • Психоаналитическая концепция З. Фрейда (1895 г.) – бессознательное служит источником энергии (либидо) и при конфликте с предсознательным способствует появлению негативного аффекта, который можно устранить путем подавления (разрядки). Под предсознательным в данном случае понимается совокупность моральных норм и запретов, сохранившихся в памяти от предыдущих поколений на уровне инстинктов.
  • Школа когнитивной психологии – изучает познавательные (когнитивные) процессы во взаимосвязи с эмоциональным восприятием.
  • Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957 г.) – появление положительных и отрицательных эмоций связано с соответствием или несоответствием текущих действий с ожидаемым результатом от этих действий.
  • Двухфакторная теория С. Шехтера (1962 г.) – эмоции формируются под воздействием 2 составляющих: физиологического возбуждения и его когнитивной интерпретации.
  • Школа структурализма – исследует структуру сознания при помощи экспериментов.
  • Ассоциативная теория В. Вундта (1880 г.) – эмоция первична и появляется в результате действия раздражителя на таламус мозга, а физиологические изменения в организме – следствие возникающих эмоций.

Диагностика

Эмоции в психологии, классификация и их функциональная роль, изучаются с целью определения настроения и общего состояния человека, выявления ярко окрашенных негативных реакций и поиска путей выхода из них, самоконтроля за своим эмоциональным фоном и его устойчивостью.

Диагностика эмоций проводится по нескольким направлениям:

  • Наблюдение – анализируются физиологические изменения в организме (артериальное давление, пульс, температура кожных покровов, анализ мимики лица, речи).
  • Опросники – наиболее распространенный и информативный метод диагностики, направленный на выявление ведущих эмоций человека, с помощью специально разработанных тестов. Метод используется и для определения самооценки эмоционального состояния.
  • Для установления ведущих эмоций была разработана дифференциальная шкала К. Изарда (1976 г.). Она состоит из 10 основополагающих эмоций, характеризующихся 3 значениями, с которыми сопоставляются собственные ощущения. Этим значениям присваиваются баллы, после чего производится подсчет коэффициента самочувствия.Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать
  • Цветовой тест М. Люшера (1949 г.) – связывает эмоциональное состояние со светочувствительностью глаз. Предполагает, что те или иные эмоции ассоциируются с определенными цветами, и человек должен соотнести 1 из 8 цветов с заданным вопросом. Теплые оттенки (красно-желтая гамма) свидетельствуют о наличии положительных эмоций и хорошего настроения, холодные тона сигнализируют о присутствии негативных эмоций.Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать
  • Шкала оценки значимости эмоций по Б. И. Додонову (1977 г.) – ранжирование предпочтений в эмоциях по 10 критериям (от наиболее значимых к менее существенным) с целью определения преобладающих потребностей (биологическая, познавательная, социальная).

Для детей младшего возраста чаще всего применима методика оценки эмоциональной устойчивости с помощью рисунков (методы Кактус, Рисунок семьи).

  • Анкетирование – разновидность опроса, проводимая в письменной форме, путем заполнения бланков анкеты. Часто используется для опроса группы лиц как в статике (однократно), так и в динамике (повторный опрос спустя определенное время).

Пройти клинико-психологическое или нейропсихологическое обследование в Москве можно в клиниках:

  • М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – от 1500 до 2500 руб.;
  • АВС медицина, ул. Столетова, д. 19 – 1100 руб.;
  • Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 4000 руб.;
  • Семейная клиника, ул. Первомайская, д. 42 – 3300 руб.;
  • Лечебный центр, ул. Тимура Фрунзе, д. 15/1 – 2900 руб.

Обратиться за консультацией психотерапевта можно к частному доктору или в одну из клиник Москвы:

  • Столица, пр-т Мира, д. 12, стр. 3 – 3000 руб.;
  • М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – 2000 руб.;
  • Клиника Фомина, ул. Долгоруковская, д. 17, стр. 1 – 6000 руб.;
  • Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 3000 руб.

Методы управления

Проявляемые человеком эмоции бывают не всегда уместны, и могут привести к межличностным конфликтам, недопониманию или дезорганизации деятельности. Часто их требуется скрывать от общества в целом или конкретной личности, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Поэтому методике управления эмоций в психологии отводится особая роль.

Концепция защитных механизмов З. Фрейда

З. Фрейд (1895 г.) предполагал, что управлять негативными эмоциями человек может с помощью защитных механизмов, которые способны не только устранить раздражитель, но и косвенно его исказить.

В зависимости от индивидуальных особенностей, управлять негативными эмоциями человек может с помощью:

  • вытеснения;Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать
  • замещения;
  • проекции;
  • идентификации;
  • реактивного образования;
  • отрицания;
  • ухода;
  • регрессии.

В стрессовых ситуациях человек способен мысленно переносить внимание на другие объекты, сопоставлять с другими людьми, вытесняя и замещая негативные эмоции. Обычно данные методы управления эмоциями срабатывают автоматически, как инстинктивная ответная реакция на раздражитель.

Прогрессивная нервно-мышечная релаксация Э. Джекобсона

Цель методики, разработанной американским врачом в 1920-х гг., заключается в восстановлении эмоционального состояния и расслаблении напряженных мышц. Она помогает снять не только повседневное напряжение после рабочего дня, но и избавиться от своих страхов, фобий, тревог.

Релаксация состоит из 12 упражнений. Она заключается в попеременном напряжении и расслаблении мышц верхних и нижних конечностей, головы и лица, спины и живота.

Аутогенная тренировка И. Штульца

Была разработана немецким психиатром в 1966 г. и представляет собой релаксационную методику из 6 базовых упражнений в начальном курсе (и 7 в высшем), предназначенных для контроля эмоционального состояния и нормализации связанных с ним физиологических показателей.

Упражнения представляют собой самовнушение, нацеленное на расслабление всего организма, и не требуют никакой физической активности.Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать

Они позволяют:

  • расслабить тело;
  • успокоить ЦНС;
  • выровнять сердечный ритм;
  • успокоить дыхание.

Психорегулирующая тренировка А. В. Алексеева, Л. Д. Гиссена

Метод разработан советскими учеными в 1968 – 1969 гг. специально для спортсменов. Тренировка используется для восстановления эмоционального состояния и активизации жизненных сил организма в различных видах спорта.

По способу проведения она сходна с аутогенной методикой Штульца и основана на самовнушении (состоит из 40 формул), но используется не только для расслабления и успокоения при нервном возбуждении, но и для повышения физической активности, развития соревновательного духа.

Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку

В. И. Петрушин (1988 г.) разработал матрицу, в которой определенные настроения соотносятся с тональностью музыки, а регулировать свои эмоции можно путем пассивного прослушивания музыкальных произведений.

Согласно этой модели музыкальный лад (минор, мажор) и темп музыки регулируют эмоции следующим образом:

  • минор + медленный темп характерны для печального, задумчивого настроения без ярко выраженных всплесков;
  • минор + быстрый темп характеризуют напряженно-энергичные эмоции, гнев, страсть, ненависть;
  • мажор + медленный темп подходят для уравновешенных и спокойных эмоций;
  • мажор + быстрый темп описывают веселое настроение, чувство радости.Эмоции в психологии. Классификация, что это такое, виды, функции, характеристика, как управлять, сдерживать

Автором была составлена специальная таблица классических произведений, посредством которых осуществляется регуляция эмоций и настроений.

Концепция контрфактического мышления Н. Роса

Концепция, разработанная в 1994 г., основана на сопоставлении сценариев деятельности и контрфактов (альтернативных ситуаций возможного исхода).

Она мотивирует личность к достижению лучших результатов в деятельности и строится на принципах предположения: что было бы, если бы человек поступил так, а не иначе. С ее помощью человек может снизить уровень тревожности и возбудимости перед выполнением действия, настроить эмоции в позитивном направлении.

Концепция предполагает наличие контрфактов:

  • идущих вверх – если человек не доволен результатом действия, он предполагает, что было бы, если бы он достиг желаемого и что ему в этом помешало;
  • идущих вниз – человек не испытывает полного удовлетворения от достигнутого результата, но его устраивает уже имеющийся.

Такое сопоставление позволяет снять нервное напряжение, избавиться от негативных эмоций, скорректировать поведение и избежать ошибок в будущем, сопоставив реальные возможности с альтернативным результатом.

Эмоции – неотъемлемая составляющая жизни человека, облегчающая общение, взаимопонимание и выражение настроения.

С помощью эмоций человек способен показать свое душевное состояние и чувства, снять внутреннее напряжение. В психологии это разностороннее явление изучается на протяжении многих лет, однако оно столь многогранно, что до сих пор не имеет единой концепции о представлении, классификации и способах проявления.

Автор: Анна Лалочкина

Видео об эмоциях в психологии

Лекция об эмоциях в психологии:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ