Эмоции представляют собой субъективную оценочную реакцию человека на различные ситуации и явления, происходящие вокруг него. Первые попытки изучения и классификации этого понятия в психологии были предприняты еще в Древней Греции философом Платоном, а позже и его учеником – Аристотелем.
Однако современная наука связывает появление первых исследований эмоций с работами американского психолога У. Джеймса и немецкого философа К. Ланге (80-е гг. XIX в.).
Определение
В психологии нет единого термина для определения эмоций. Различные теории трактуют это понятие по-разному.
Согласно гипотезе Джеймса-Ланге под эмоцией понимается ответная реакция организма на происходящие физиологические изменения под действием внешних раздражителей и стимулов.
По мнению американского физиолога У. Кеннона эмоция – это результат обработки таламусом (отдел промежуточного мозга с серым веществом) нервных импульсов, поступающих в мозг извне.
Двухфакторная теория эмоций (С. Шехтер) трактует эмоции как психический процесс, возникающий по причине 2 факторов – когнитивной интерпретации (совокупности процессов познания) и физиологического возбуждения.
Советский физиолог П. Анохин определял эмоции как физиологическое субъективное состояние индивида, принимающее положительную или отрицательную окраску, в зависимости от соответствия результатов ожиданиям.
Психолог П. Симонов считал, что эмоция – это реакция человека на избыток или нехватку информации, необходимой для удовлетворения его жизненных потребностей.
Границы понятия
Эмоции в психологии – обширное понятие, охватывающее (в зависимости от их классификации) различные проявления чувств, переживаний, эмоциональных реакций и состояний.
Однако между эмоциями и чувствами имеются существенные различия. Эмоции возникают чаще всего как состояние абстрактное, не имеющее привязки к тому или иному объекту. Они отражают общее отношение индивида к ситуации.
Чувства же, напротив, имеют конкретную привязку к объекту: человек чувствует любовь к кому-то, боится чего-то, сердится на кого-то. Например, влюбленный человек испытывает радость и пребывает в хорошем настроении. При этом любовь – это чувство к определенному человеку, а радость – эмоция, возникающая вследствие испытываемых им чувств (субъективная реакция на ситуацию).
Кратковременные эмоции, имеющие ярко выраженное проявление, принято называть аффектом, а длительные и более устойчивые проявления глубинных эмоций – чувствами.
Виды
Эмоции в психологии, классификация которых (как и само понятие) не имеет универсального подхода, изучались задолго до формирования самой науки. Древние греки разделяли эмоции на 2 положительные (радость, желание) и 2 отрицательные (страх, печаль) реакции, из которых выделяли множество второстепенных.
Позже некоторые ученые (В. Вундт, Б. Спиноза), в попытках создать единую систему классификации, приходили к выводу, что человек испытывает такое количество эмоций, которое просто невозможно как-либо дифференцировать.
Поэтому в психологии существует довольно много классификаций этого психического процесса, наиболее известными среди которых являются:
Автор классификации | Год создания | Классификационный признак | Классификация | Краткая информация |
Т. Рид | 1780-е гг. | По источнику возникновения | С животным началом | Жажда, желание, аппетит. |
С механическим началом | Привычки, инстинкты. | |||
С рациональным началом | Самолюбие, стыд, долг. | |||
И. Кант | 1780-е гг. | По влиянию на активность | Стенические | Являются стимулом к увеличению жизнедеятельности организма (восхищение, радость). |
Астенические | Снижают жизнедеятельную активность человека (страх, печаль). | |||
Т. Браун | 1820 | По времени возникновения | Ретроспективные | Прошедшие ранее. |
Непосредственные | Возникающие в данный момент. | |||
Проспективные | Могут возникнуть в будущем. | |||
Г. Спенсер | 1850-е гг. | По признаку возникновения | Презентативные | Проявляются в результате внешнего воздействия (гнев на кого-то, боязнь чего-то). |
Репрезентативные | Не имеют привязки к конкретному раздражителю, вызываются поэзией. | |||
Презентативно-репрезентативные | Простые (страх, радость). | |||
Отвлеченные (высшие) | Образуются без воздействия извне (чувство долга, справедливости). | |||
Б. Додонов | 1978 | По функционалу | Праксические | Вызваны желанием добиться успеха в какой-либо деятельности (в рабочем процессе, в учебе). |
Альтруистические | Беспокойство за кого-либо, желание доставлять радость, оказывать помощь. | |||
Глорические | Желание прославиться, утвердиться. | |||
Пугнические | Желание бороться за что-то, преодолевать препятствия. | |||
Коммуникативные | Потребность в общении. | |||
Эстетические | Потребность в любовании прекрасным. | |||
Акизитивные | Желание собирать что-то, коллекционировать. | |||
Гностические | Потребность в познании, изучении чего-либо. | |||
Гедонистические | Потребность в физическом и душевном комфорте. | |||
Романтические | Жажда необычного, мистического, таинственного. | |||
Р. Плутчик | 1980 | По проявлению | Базисные (первичные) или простые | Выделял 8 базисных эмоций: грусть, радость, страх, злость, доверие, ожидание, удивление, неудовольствие. |
Вторичные (сложные) | Возникают в результате сочетания 2 или более первичных эмоций (ужас, разочарование, скука, интерес). | |||
В. Вилюнас | 1986 | По способу возникновения | Ведущие (первичные) | Возникают при реакции на конкретный объект или ситуацию (восхищение, страх, гнев). |
Ситуативные (вторичные) | Являются производными от первичных эмоций (разочарование, неприязнь, уважение). | |||
Л. Куликов | 1997 | По степени проявления | Самооценочные | Для оценки внутреннего состояния (стыд, гордость, печаль). |
Активационные | Мотивирующие эмоции (радость, азарт, бодрость). | |||
Тензионные | Эмоции, сопутствующие состоянию напряжения (страх, гнев, раздражение). |
Характеристики и свойства
Любые эмоциональные состояния из представленных классификаций характеризуются позитивной и негативной окраской, зависимостью и независимостью от раздражителя, бывают явные и скрытые.
С. Рубинштейн различал основные характеристики эмоций (1946 г.):
- Полярность (валентность или тон) – любая эмоция обладает положительным (радость, веселье, удовольствие) или отрицательным знаком (тоска, грусть). Однако, эмоциональное отношение к раздражению может быть двойственным (амбивалентным) и отличаться сложностью испытываемых эмоций (страсть и ненависть одновременно, уважение и страх, гнев и чувство жалости).
- Субъективность – эмоции отражают субъективное отношение индивида к объекту.
- Степень выраженности – от скрытых чувств (обиды, влюбленности) до ярких эмоций (аффект, страсть).
Согласно теории И. Канта (1780-е гг.) эмоции обладают энергетической насыщенностью или стеничностью, побуждая к действиям (восторг, радость), либо затормаживая их (печаль, страх, неуверенность).
Каждый человек реагирует на одну и ту же ситуацию по-разному из-за различного уровня темперамента и индивидуальных особенностей нервной системы. Совокупность наиболее устойчивых реакций индивида отражает эмоциональные свойства (А. Ф. Лазурский, 1906 г.):
- Эмоциональная возбудимость – отражает скорость возникновения ответной эмоциональной реакции на раздражитель. Сюда же относятся вспыльчивость и раздражительность.
- Эмоциональная реактивность – скорость и длительность протекания эмоционального ответа индивида на раздражитель, ее глубина.
- Эмоциональная ригидность-лабильность – характеризует временной интервал, для которого характерна стабильность конкретной эмоции. По мнению Лазурского, ригидные эмоции обладают вязкостью и способны сохраняться на протяжении длительного времени даже после прекращения воздействия раздражителя (сильная обида, злость, гордость за кого-то). Под лабильностью, наоборот, понимается подвижность эмоций и способность их изменяться под действием факторов извне.
Функции и роль
Эмоции в повседневной жизни помогают человеку выразить свои чувства по отношению к чему-то или кому-то, или же к общей ситуации, найти подход к окружающему миру и отдельным индивидам.
С помощью эмоций можно понять настроение и состояние окружающих людей, с которыми приходится непосредственно контактировать в процессе жизнедеятельности, а также повлиять на сам результат этой деятельности.
Эмоции в психологии, классификация которых отличается разнообразием методов и подходов, характеризуются набором единых функций:
- коммуникативная – эмоции делают общение более прозрачным, помогают лучше понять человека не только собеседнику, но и окружающим;
- регулирующая – эмоции влияют на деятельность человека и его поведение в целом, регулируя мотивацию и контролируя действия в правильном направлении;
- следообразующая (адаптивная) – отрицательные эмоции, возникающие после определенного действия, способны предотвратить ошибки в будущем при совершении аналогичных действий (человек делает выводы);
- оценочная – эмоции позволяют оценить текущую ситуацию, происходящую в данный момент;
- мобилизующая (защитная) – эмоции при определенных условиях способны мобилизовать силы организма для его защиты от негативных воздействий (испытывая сильный испуг, человек может преодолеть высокое препятствие, очень быстро бежать);
- сигнальная – эмоции способны сигнализировать об изменении состояния человека или ситуации в окружающей среде, позволяя сориентироваться и принять правильное решение;
- дезорганизационная – сильные всплески эмоций, вызывающие дезорганизацию текущей деятельности, способны быстро подстроить человека под ситуацию, однако (при условии ригидности) могут ухудшить здоровье индивида (стресс, аффект);
- компенсационная – в условиях дефицита информации человек может ориентироваться на свои внутренние чувства, которые приобретают положительную окраску при увеличении количества информации, или же становятся негативными при отсутствии такового.
Формы проявлений и физиология
Эмоции в психологии, классификация которых делит их на простые (базовые или фундаментальные) и сложные, могут иметь различную степень выраженности и чувственного тона, и отличаться по форме проявления.
Советский психолог А. Н. Леонтьев в своих трудах (1971 г.) выделил 3 формы эмоций:
- Аффект – кратковременный и сильный всплеск эмоций как рефлекторная реакция на текущую ситуацию (внезапная радость, резкий испуг, приступ паники). Сопровождается физиологическими изменениями в организме (изменение двигательной активности, функций секреции, деятельности органов сердечно-сосудистой системы), может отрицательно сказаться на здоровье.
- Собственно эмоции – имеют менее выраженную чувствительную окраску, отражают субъективную реакцию личности в различных ситуациях, и способны предупреждать возникновение нежелательных реакций в будущем.
- Предметные чувства – устойчивые эмоции, которые отражают субъективную оценку индивида по отношению к определенному предмету.
С. Рубинштейн (1946 г.), помимо аффекта, чувств и эмоций, выделяет еще 2 формы эмоциональных проявлений:
- Настроение – длительное устойчивое эмоционально состояние человека, формирующееся на базе его личностных переживаний и общего состояния удовлетворенности потребностей.
- Страсть – эмоциональное состояние с ярко выраженной окраской и глубиной, направленное на конкретную цель.
Обособленно в психологии выделяется стресс – как неспецифическая эмоциональная реакция в ответ на неблагоприятные экстремальные ситуации извне.
Эмоции способны влиять не только на душевное состояние и настроение человека, но и на физиологические показатели организма:
- изменять просвет кровеносных сосудов (человек смущается и краснеет, к лицу приливает кровь при расширении сосудов, а при испуге кожа может бледнеть и наблюдаться сужение сосудов);
- ускорять сердцебиение;
- влиять на двигательную активность (ступор или ускорение реакции);
- изменять глубину и скорость дыхания;
- влиять на пищеварительный тракт (расстройство кишечника, тяжесть в животе);
- изменять уровень артериального давления;
- влиять на тонус мышц;
- усиливать потоотделение и процессы теплоотдачи, деятельность слезных желез;
- влиять на активность желез эндокринной системы (изменение уровня сахара, выброс адреналина).
Психологические теории и школы
В психологии существуют разнообразные теории эмоций, характеризующие природу их возникновения, особенности проявления, свойства и значимость для человека. Они были созданы приверженцами различных научных школ, а затем усовершенствованы и доработаны последователями.
- Школа функционализма – изучает способы приспособления и адаптации человека к изменяющейся окружающей среде.
- Эволюционная теория Ч. Дарвина (1872 г.) – эмоции эволюционируют и адаптируются под окружающую ситуацию вместе с эволюцией человека. При этом многие эмоции, на уровне инстинктов, очень похожи у людей и животных.
- Рудиментарная теория Г. Спенсера, Т. Рибо (1876 – 1896 г.) – продолжение развития теории Ч. Дарвина, согласно которой выразительные движения, сопровождающие человеческий страх, являются рудиментарными остатками реакций животных при защите или бегстве, а движения, сопровождающие гнев – рудиментарные остатки реакции нападения.
- Нейропсихологическая структурная теория Дж. Пейпеца (1937 г.) – предполагал, что в мозгу человека существует единая система структур, образующая базу для развития эмоционального возбуждения. Система является замкнутой, и в психологии получила название круга Пейпеца.
- Органическая теория Джеймса-Ланге (1880 – 1890 гг.) – эмоции возникают у индивида как следствие физиологических рефлекторных изменений, являясь вторичными. Например, печаль возникает, когда человек плачет, стыд – когда краснеет.
- Теория Кэннона-Барда (1920 – 1930 гг.) – является противоположностью органической теории, предполагая, что эмоции и физиологические изменения возникают одновременно. Нервные импульсы сначала поступают в таламус, а затем в гипоталамус (отвечающий за физиологические изменения) и в кору больших полушарий мозга (где формируются эмоции).
- Биологическая теория П. К. Анохина (1949 г.) – эмоции человека эволюционировали и приспосабливались под окружающую среду, проходя 2 основных стадии – формирования и удовлетворения.
- Теория Линдсея-Хебба (1949 г.) – с помощью экспериментальных исследований доказана зависимость уровня возникающих эмоций от успешности деятельности человека.
- Школа психоанализа – изучает особенности возникновения и протекания эмоций как реакцию на неосознанные мотивы.
- Психоаналитическая концепция З. Фрейда (1895 г.) – бессознательное служит источником энергии (либидо) и при конфликте с предсознательным способствует появлению негативного аффекта, который можно устранить путем подавления (разрядки). Под предсознательным в данном случае понимается совокупность моральных норм и запретов, сохранившихся в памяти от предыдущих поколений на уровне инстинктов.
- Школа когнитивной психологии – изучает познавательные (когнитивные) процессы во взаимосвязи с эмоциональным восприятием.
- Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957 г.) – появление положительных и отрицательных эмоций связано с соответствием или несоответствием текущих действий с ожидаемым результатом от этих действий.
- Двухфакторная теория С. Шехтера (1962 г.) – эмоции формируются под воздействием 2 составляющих: физиологического возбуждения и его когнитивной интерпретации.
- Школа структурализма – исследует структуру сознания при помощи экспериментов.
- Ассоциативная теория В. Вундта (1880 г.) – эмоция первична и появляется в результате действия раздражителя на таламус мозга, а физиологические изменения в организме – следствие возникающих эмоций.
Диагностика
Эмоции в психологии, классификация и их функциональная роль, изучаются с целью определения настроения и общего состояния человека, выявления ярко окрашенных негативных реакций и поиска путей выхода из них, самоконтроля за своим эмоциональным фоном и его устойчивостью.
Диагностика эмоций проводится по нескольким направлениям:
- Наблюдение – анализируются физиологические изменения в организме (артериальное давление, пульс, температура кожных покровов, анализ мимики лица, речи).
- Опросники – наиболее распространенный и информативный метод диагностики, направленный на выявление ведущих эмоций человека, с помощью специально разработанных тестов. Метод используется и для определения самооценки эмоционального состояния.
- Для установления ведущих эмоций была разработана дифференциальная шкала К. Изарда (1976 г.). Она состоит из 10 основополагающих эмоций, характеризующихся 3 значениями, с которыми сопоставляются собственные ощущения. Этим значениям присваиваются баллы, после чего производится подсчет коэффициента самочувствия.
- Цветовой тест М. Люшера (1949 г.) – связывает эмоциональное состояние со светочувствительностью глаз. Предполагает, что те или иные эмоции ассоциируются с определенными цветами, и человек должен соотнести 1 из 8 цветов с заданным вопросом. Теплые оттенки (красно-желтая гамма) свидетельствуют о наличии положительных эмоций и хорошего настроения, холодные тона сигнализируют о присутствии негативных эмоций.
- Шкала оценки значимости эмоций по Б. И. Додонову (1977 г.) – ранжирование предпочтений в эмоциях по 10 критериям (от наиболее значимых к менее существенным) с целью определения преобладающих потребностей (биологическая, познавательная, социальная).
Для детей младшего возраста чаще всего применима методика оценки эмоциональной устойчивости с помощью рисунков (методы Кактус, Рисунок семьи).
- Анкетирование – разновидность опроса, проводимая в письменной форме, путем заполнения бланков анкеты. Часто используется для опроса группы лиц как в статике (однократно), так и в динамике (повторный опрос спустя определенное время).
Пройти клинико-психологическое или нейропсихологическое обследование в Москве можно в клиниках:
- М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – от 1500 до 2500 руб.;
- АВС медицина, ул. Столетова, д. 19 – 1100 руб.;
- Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 4000 руб.;
- Семейная клиника, ул. Первомайская, д. 42 – 3300 руб.;
- Лечебный центр, ул. Тимура Фрунзе, д. 15/1 – 2900 руб.
Обратиться за консультацией психотерапевта можно к частному доктору или в одну из клиник Москвы:
- Столица, пр-т Мира, д. 12, стр. 3 – 3000 руб.;
- М-Вита, ул. Зеленоградская, д. 39, к. 1 – 2000 руб.;
- Клиника Фомина, ул. Долгоруковская, д. 17, стр. 1 – 6000 руб.;
- Альянск КРК, ул. Цюрупы, д. 1, стр. 6 – 3000 руб.
Методы управления
Проявляемые человеком эмоции бывают не всегда уместны, и могут привести к межличностным конфликтам, недопониманию или дезорганизации деятельности. Часто их требуется скрывать от общества в целом или конкретной личности, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Поэтому методике управления эмоций в психологии отводится особая роль.
Концепция защитных механизмов З. Фрейда
З. Фрейд (1895 г.) предполагал, что управлять негативными эмоциями человек может с помощью защитных механизмов, которые способны не только устранить раздражитель, но и косвенно его исказить.
В зависимости от индивидуальных особенностей, управлять негативными эмоциями человек может с помощью:
- вытеснения;
- замещения;
- проекции;
- идентификации;
- реактивного образования;
- отрицания;
- ухода;
- регрессии.
В стрессовых ситуациях человек способен мысленно переносить внимание на другие объекты, сопоставлять с другими людьми, вытесняя и замещая негативные эмоции. Обычно данные методы управления эмоциями срабатывают автоматически, как инстинктивная ответная реакция на раздражитель.
Прогрессивная нервно-мышечная релаксация Э. Джекобсона
Цель методики, разработанной американским врачом в 1920-х гг., заключается в восстановлении эмоционального состояния и расслаблении напряженных мышц. Она помогает снять не только повседневное напряжение после рабочего дня, но и избавиться от своих страхов, фобий, тревог.
Релаксация состоит из 12 упражнений. Она заключается в попеременном напряжении и расслаблении мышц верхних и нижних конечностей, головы и лица, спины и живота.
Аутогенная тренировка И. Штульца
Была разработана немецким психиатром в 1966 г. и представляет собой релаксационную методику из 6 базовых упражнений в начальном курсе (и 7 в высшем), предназначенных для контроля эмоционального состояния и нормализации связанных с ним физиологических показателей.
Упражнения представляют собой самовнушение, нацеленное на расслабление всего организма, и не требуют никакой физической активности.
Они позволяют:
- расслабить тело;
- успокоить ЦНС;
- выровнять сердечный ритм;
- успокоить дыхание.
Психорегулирующая тренировка А. В. Алексеева, Л. Д. Гиссена
Метод разработан советскими учеными в 1968 – 1969 гг. специально для спортсменов. Тренировка используется для восстановления эмоционального состояния и активизации жизненных сил организма в различных видах спорта.
По способу проведения она сходна с аутогенной методикой Штульца и основана на самовнушении (состоит из 40 формул), но используется не только для расслабления и успокоения при нервном возбуждении, но и для повышения физической активности, развития соревновательного духа.
Матрица кодирования эмоциональных состояний через музыку
В. И. Петрушин (1988 г.) разработал матрицу, в которой определенные настроения соотносятся с тональностью музыки, а регулировать свои эмоции можно путем пассивного прослушивания музыкальных произведений.
Согласно этой модели музыкальный лад (минор, мажор) и темп музыки регулируют эмоции следующим образом:
- минор + медленный темп характерны для печального, задумчивого настроения без ярко выраженных всплесков;
- минор + быстрый темп характеризуют напряженно-энергичные эмоции, гнев, страсть, ненависть;
- мажор + медленный темп подходят для уравновешенных и спокойных эмоций;
- мажор + быстрый темп описывают веселое настроение, чувство радости.
Автором была составлена специальная таблица классических произведений, посредством которых осуществляется регуляция эмоций и настроений.
Концепция контрфактического мышления Н. Роса
Концепция, разработанная в 1994 г., основана на сопоставлении сценариев деятельности и контрфактов (альтернативных ситуаций возможного исхода).
Она мотивирует личность к достижению лучших результатов в деятельности и строится на принципах предположения: что было бы, если бы человек поступил так, а не иначе. С ее помощью человек может снизить уровень тревожности и возбудимости перед выполнением действия, настроить эмоции в позитивном направлении.
Концепция предполагает наличие контрфактов:
- идущих вверх – если человек не доволен результатом действия, он предполагает, что было бы, если бы он достиг желаемого и что ему в этом помешало;
- идущих вниз – человек не испытывает полного удовлетворения от достигнутого результата, но его устраивает уже имеющийся.
Такое сопоставление позволяет снять нервное напряжение, избавиться от негативных эмоций, скорректировать поведение и избежать ошибок в будущем, сопоставив реальные возможности с альтернативным результатом.
Эмоции – неотъемлемая составляющая жизни человека, облегчающая общение, взаимопонимание и выражение настроения.
С помощью эмоций человек способен показать свое душевное состояние и чувства, снять внутреннее напряжение. В психологии это разностороннее явление изучается на протяжении многих лет, однако оно столь многогранно, что до сих пор не имеет единой концепции о представлении, классификации и способах проявления.
Автор: Анна Лалочкина
Видео об эмоциях в психологии
Лекция об эмоциях в психологии: