Фасилитация представляет собой практическую методику для создания дружественной и эффективной атмосферы в коллективе. Она используется как в психологии, так и в педагогике, спорте, бизнесе, и многих других сферах. Ее правильное понимание — это основа для положительного решения любых корпоративных задач.
Понятие фасилитации в психологии
Фасилитация в психологии – это стиль профессиональной организации внутренних процессов команды, что развивает общее понимание и способность к принятию тех ил иных идей в рабочей атмосфере.
От стандартной модели регулирования внутренних процессов фасилитация отличается отсутствием директивной системы управления — той, которая ограничивается рамками внутренней самоорганизации работников.
Основной целью методики является нахождение и внедрение наиболее правильных способов, при помощи которых работа внутри компании будет максимально результативной и созидательной.
В случае традиционной управленческой модели, отдельный субъект в виде начальства, побуждает работников выполнять определенные требования, приводить в действие распоряжения или инструкции. Тогда как фасилитация требует от человека сочетания свойств руководителя и участника динамической группы.
Обсуждение рабочей повестки дня, зачастую проходит в одной или одновременно нескольких группах. Общая или групповая фасилитация — это процесс, при котором главный участник принимает нейтральную позицию, тем самым не беря на себя какой-либо роли в принятии решения.
При этом субъект всячески помогает участникам, не занимая ни одну из сторон, опираясь только на конструктивный дискурс.
Правила фасилитации
На практике существует 5 основополагающих правил, которые выделяют технику среди других инструментов взаимодействия с командой. Их правильное использование позволит лидеру эффективно проводить занятия, обучать сотрудников и взаимодействовать с ними.
Правила:
- Фасилитатору необходимо быть честным и открытым в работе с группой.
- Участники беседы являются равноправными личностями, которые приносят тот или иной вклад в состоятельность и эффективность вопроса.
- Все субъекты способны решать актуальные задачи и проблемы.
- В фасилитации нет главного участника, из-за чего группа является единым механизмом, в котором каждая составляющая играет особую роль.
- Любые мнения одинаково полезны.
- Главная цель — анализ проблемы вопроса с последующим поиском методов решения.
Чтобы проводить максимально эффективные и полезные тренинги, необходимо изучить методологию фасилитации, включая ее техники и методы.
Внедрение методики позволяет налаживать взаимоотношения в коллективе, что повышает шансы на достижение необходимых результатов. Нередко ее применение помогает значительно расширить производственные объемы и выйти из сложного кризиса.
Виды фасилитации
Фасилитация в психологии – это метод, востребованный не только в рабочей атмосфере, но и помогающий развить необходимое критическое мышление.
Делится он на виды:
- Социальный. Слежение и подробное изучение действий индивидов в условиях наличия стороннего наблюдателя.
- Психологический. Является техникой, развитой клиент-центрированной психотерапией, автором которой является К. Роджерса, а также с наличием некоторых аспектов позитивной психологии. Относится к преобразующему процессингу, что характеризуется наличием отношений индивида с окружающим миром. Помогает выявить признаки, при которых необходимо ввести техники по развитию личности.
- Экофасилитация. Характеризуется коммуникацией и взаимодействием индивида в рамках окружающей среды.
- Спортивный. Отличается внутренней поддержкой команды внутри группы или отдельных спортсменов, что способствует улучшению эффективности и результативности на соревнованиях.
- Педагогический. Направлен он на развитие основных способностей и качеств ребенка.
Исходя из последних психологических исследований, фасилитацию принято классифицировать исходя из типа выполнения методологических указаний:
Тип фасилитации | Достоинства | Недостатки |
Все | Каждый индивид может вложить собственные мысли, идеи или восприятие к той или иной проблеме. | Необходимо больше времени на обсуждение, что позволит собрать общий вклад участников для последующего анализа и группировки лучших идей. |
Общая группа | Способность к выработке общего мнения, которое затем обсуждается в нескольких группах. Позволяет создать большее количество идей и взглядов, из которых выбираются наилучшие. | Нуждается в наличии формата «Все», благодаря чему снижается возможность развития негативных последствий из-за согласования участников. |
Все одному | Возможность отбора мыслей других участников дискуссии, благодаря чему требуется значительно меньше времени на выявление решения проблемы. | Мнения отдельных индивидов могут быть потеряны в случае одностороннего общения. |
Один всем | Сбережение усилий, благодаря получению экспертного мнения. | В случае, когда эксперт полагается только на себя и не берет в расчет методологию, общение в группе способно превратиться в однополярный диалог, без участия других членов. |
Так как методы управления направлены на группы индивидов, работа происходит с двумя полярностями: люди (с собственными интересами, особенностями, мотивацией) и групповые процессы (лидерство, конформизм, позиционирование, наличие конфликтных ситуаций).
Особенности и примеры
В качестве структурированного метода, фасилитатор создает мероприятие наряду с заказчиком, еще до его начала. Любые интервенции, которые будут использованы, также планируются заранее.
Самоорганизующийся диалог характеризуется созданием рабочего пространства самими участниками, хоть и общая схема запуска процесса и временных отрезков формируется лидером.
В дальнейшем проведение методики характеризуется спонтанностью.
Социальная фасилитация и ингибиция
Противоположные друг другу психологические феномены ингибиции и фасилитации наблюдаются в нескольких группах одновременно, на одинаковых условиях.
В этом случае ингибиция характеризуется ухудшением деятельности индивида, который попал под воздействие наблюдателя, когда как фасилитация предполагает присутствие наблюдения извне, что вызывает повышение продуктивности у всех членов группы.
Парадоксальный эффект был описан американским психологом Д. Майерсом, который выявил несколько причин, почему так происходит:
- Настроение. Плохое самочувствие или различные негативные установки у участников, хоть и вызывают ингибицию, в то же время значительно усиливают воздействие фасилитации.
- Страх оценивания. Наличие незнакомых индивидов, или тех людей, чье мнение авторитетно для участников, способно повышать продуктивность и возбуждение у одной группы, и поднимать заторможенность активности у других.
- Наличие другого пола в группе. Так, мужчины и женщины способны ошибаться в решении сложных задач в случае, когда в группе находятся наблюдатели иного пола, что объясняется эффектом ингибиции. Фасилитация лишь усиливает качество выполнения и повышает продуктивность.
Эффект социальной ингибиции и фасилитации способен проявляться даже, когда другие индивиды выступают в качестве наблюдателей не в реальной жизни, а в воображении.
Экспериментальное исследование Р. Б. Зайонца указывает на возникновение фасилитации и ингибиции исходя из биологически обоснованных предпосылок.
Так, используя тараканов для прохождения лабиринта, была выявлена взаимосвязь скорости прохождения между особями противоположного пола, отталкиваясь от наличия насекомых-наблюдателей.
Социальная фасилитация и леность
Эффективность фасилитации в деятельности конкретной группы возрастает в случае, когда оценивается и признается величина вклада каждого индивида в решении общей задачи. Социальная леность представляет собой когнитивное явление, которое впервые изучил французский профессор М. Рингельман.
Психолог провел ряд методологических экспериментов, при которых участникам необходимо было перетянуть канат и поднять определенные тяжести.
Он пришел к заключению о том, что чем многочисленнее группа, тем меньше усилий требуется для каждого участника. Потому и происходит психологический эффект понижения мотивации и ответственности, по-другому называемым эффектом лености.
Фасилитация в различных видах деятельности
Фасилитация в психологии – это техника, которая может использоваться практически во всех типах группового взаимодействия. Классификация видов деятельности зависит от окружающей характеристики и основной цели использования.
Характеристика | Влияние | |
В бизнесе | Активно применяется фасилитаторами в контексте проведения совещаний, круглых столов или конференций внутри компании. | Повышение мотивации и общей эффективности персонала, совершенствование интеллектуальных навыков сотрудников, внедрение современных технологических решений для бизнеса, создание комфортной и безопасной психологической среды. |
В спорте | Принцип базируется на ситуациях, когда команда или отдельный спортсмен наблюдаются большим количеством людей. Основная цель тренера — совершенствование позитивных качеств, которые увеличивают шанс на выигрыш, а также снизят риск развития эффекта ингибиции. | Эффективное обучение в команде, повышение командного духа, мотивации, а также ответственности. Улучшение взаимодействия между игроками и тренером. |
В педагогике | Особо ярко проявляется в педагогическом образовательном кругу, когда педагог обладает современными требованиями фасилитации: открытость выражения мыслей, восприятие внутреннего мира учащихся, хорошая психологическая атмосфера. | Повышение результативности учеников в контексте социально-оценочной системы, развитие доверия к учителю, возможность создания игровой модели обсуждения. |
Фасилитация в качестве образовательной деятельности активно развивается западной школой психологии. В контексте методологического феномена многие психологи предлагают ее использование в педагогических системах.
Многие исследования указывают на развитие интереса, мотивации, а также понижению лености при внедрении фасилитации в учебных классах.
Техники фасилитации
В современной практике фасилитации существует большое разнообразие методов, которые подходят под определенную концепцию и вид деятельности.
Общие техники, позволяющие организовать эффективный процесс выработки решений и получить наиболее качественный результат от группы:
- Future Search или поиск будущего. Зачастую применяется в случае заинтересованности группой тесного сотрудничества с клиентом, ориентированным на долгосрочную перспективу. Также используется для создания концепций прогрессирующего будущего, где разрабатываются методы решения разнообразных проблем.
- Work out или выход за рамки. Характеризуется созданием новых методов взаимодействия и совершенствования предпринимательских процессов в рамках компании. Нередко одним из эффектов внедрения техники является значительное снижение влияния бюрократической системы.
- Brainstorm или мозговой штурм. Популярный способ обмена информацией, мнениями и взглядами в группе, что формирует свежие идеи участников. Эффективно использование наряду с другими подразделениями компании.
- Polarization of Opinion или поляризация мнений. Учитывая тот факт, что многие темы могут восприниматься с негативными эмоциями, техника позволяет исключить нежелательные проявления, путем голосования и логического аргументирования мнений.
В последнее время высокую популярность набирает методика Open Space (с англ. открытое пространство), которая применяется в больших группах, при необходимости выявления правильного ответа на многочисленные вопросы.
Пошаговое выполнение включает:
- Вопросы наводящего характера: как изменить ту или иную область, что хотят сами участники, как заполучить предмет обсуждения.
- Сосредоточение на беседе: обсуждение того, что имеется на данный момент.
- Идеи реализации. Учитываются мнения каждого из участников, которые по очередности предлагают свои мысли по поводу решения проблемы.
- Распределение по группам, каждая из которых придумывают собственное название. Используется метод голосования участников, а также согласованности между приоритетными мнениями.
- Оценочная характеристика идей. Отличается высокой конструктивностью и эффективностью, что направлены на результат. Обсуждаются концепции с точки зрения лидера, участника, второстепенных ролей.
- Финальный план по внедрению выявленной идеи с последующим обсуждением его пунктов. Для достижения наиболее результативного вывода, план следует разобрать по оценочной модели, обсудив со всеми участниками.
Экспертами IAF — международного сообщества фасилитаторов, было подсчитано более 500 различных техник и методик, которые используются исходя от ценности вопроса и целей группы.
Методы, применяющиеся для повышения эффективности рабочего процесса и организационных вопросов — техники сбора информации, которые в последующем используется для анализа и исследования внутригрупповых проблем.
Наиболее популярные из них:
- Ментальные карты. Применяется для подробного изучения той или иной темы, а также выявлений взаимосвязей и отношений в группе. Можно использовать в начале проекта, тем самым позволяя составить первое впечатление о том, что именно необходимо для подготовки и реализации замысла.
- Сбор идей и мнений модерационными картами. Используются в тех областях, решение которых требует многочисленных факторов и скрытых задач. Отлично подходит для статистических данных и мозгового штурма.
- Голосование или ранжирование. Применяется в случае необходимости нового взгляда на проблемную область. Особо эффективно, когда в группе существует ряд вопросов, имеющих разную важность для участников группы, что позволяет развить нужное согласие в общей области.
- «В этот же час, через год». Полезная техника для создания вариативности решений в случае, когда изменения кажутся непобедимыми, а также при отсутствии веры в себя. Проведение методики включает представления о том, какой участники видят проблему в будущем, с последующим анализом мнений.
- Двумерная диаграмма матричного типа. Позволяет оценить варианты и принять наиболее правильное решение. Служит в качестве наглядного представления проблемных зон, исходя из определенных факторов. Отлично подходит для реализации сравнений, оценочного суждения идей, или расстановки наиболее значимых приоритетов.
- «Желаемое и важное». Обычно используется, когда в группе обнаружены наиболее важные проблемы и созданы варианты для их решения. Основная цель — помочь участникам определить качество потенциальных мнений.
Причины возникновения эффекта аудитории
Эффект аудитории — психологическое явление, которое характеризуется изменением поведения одного из участников в пользу иного, при наличии постороннего наблюдателя.
В современной практике считается, что отрицательное или положительное влияние на индивида возникает вследствие психологического возбуждения в группе. Наиболее популярная причина возникновения эффекта — влияние авторитетного и компетентного человека, который способен дать оценочное суждение.
При этом, чем более опытный индивид, тем сильнее проявляется воздействие. Также деятельность соревновательного и совместного типа оказывает большое влияние на возможность развития эффекта аудитории, при этом многочисленность наблюдателей лишь усиливает его.
Определение фасилитатора, его обязанности и качества
Эксперт в области фасилитации — это, прежде всего, тренер, косвенно обученный практике эффективного воздействия на группу, а также высоким коммуникативным навыком. Фасилитатор является сильным инструментом влияния в рамках отдельных групп.
Одним из ведущих экспертов по психологическому взаимодействию с другими людьми, Тони Манном, были выведены следующие навыки, характеризующие фасилитатора.
Перечень:
- Направление и структурирование предмета дискуссии в позитивное русло.
- Открытость для всех людей, желающих личностного изменения.
- Стрессоустойчивость.
- Быстрая реакция на различные затруднения, которые возникают среди участников в процессе обсуждения.
- Отсутствие страха выйти из зоны комфорта, что дает возможность создать и реализовать новые техники, подходящие для конкретного случая.
- Способность отличить эффективные решения от массы других и суметь в них найти скрытые проблемы, влияющие на общую эффективность.
В психологии, термин фасилитация произошел от английского слова facilitate, что дословно переводится «облегчить» или «упростить» процесс.
Исходя из этого, фасилитатор — это человек, который способен распланировать и руководить мероприятием, включая управление дальнейшей дискуссией в группе, что обеспечивает более продуктивное достижение цели.
Чем фасилитация отличается от модерации?
Фасилитация в психологии — это такая практика, которую на первый взгляд невозможно отличить от модерации.
При этом одни специалисты полагают, что оба термина одинаковы, другие же — различают процессы, исходя из признаков:
- Модерация — это более жесткая практика, которая идет в контексте четкой беседы, без возможности отвлечься на любой другой предмет дискуссии.
- Фасилитация — гибкая методика, используемая модерацию в качестве одного из инструментов достижения цели. В процессе могут применяться определенные инструменты, которые более наглядно и конструктивно показывают суть проблемы — рисунки, карты, Lego, и другие. При этом участники свободны в действиях и могут взаимодействовать с различными темами.
- Модерация применяется в качестве общения при встречах, что называется «обсуждением главной проблемы», с последующим совещанием руководства.
- Фасилитация отлично подходит для решения кризисных ситуаций, а также принятия важных решений и утверждения новых технологий в компании.
После проведения фасилитации, участникам беседы становится понятнее решение проблемы, в то время как модерация, хоть и гарантирует обсуждение, но не дает однозначный шанс на выход из решаемой проблемы.
Если модерация применяются с целью обсудить сложную проблему, то фасилитация используется в качестве выхода из конфликтной ситуации, при внедрении обновленных систем, а также для принятия важных действий внутри компании.
В психологии этот метод особенно важен в качестве техники, позволяющей совершенствовать общение между людьми, а также развить интеллектуальные навыки.
Видео о фасилитации в психологии
Фасилитация: как и зачем применяется. Навыки фасилитатора: