Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры

Фасилитация представляет собой практическую методику для создания дружественной и эффективной атмосферы в коллективе. Она используется как в психологии, так и в педагогике, спорте, бизнесе, и многих других сферах. Ее правильное понимание — это основа для положительного решения любых корпоративных задач.

Понятие фасилитации в психологии

Фасилитация в психологии – это стиль профессиональной организации внутренних процессов команды, что развивает общее понимание и способность к принятию тех ил иных идей в рабочей атмосфере.

Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры
Фасилитация в психологии — что это такое? Понятие.

От стандартной модели регулирования внутренних процессов фасилитация отличается отсутствием директивной системы управления — той, которая ограничивается рамками внутренней самоорганизации работников.

Основной целью методики является нахождение и внедрение наиболее правильных способов, при помощи которых работа внутри компании будет максимально результативной и созидательной.

В случае традиционной управленческой модели, отдельный субъект в виде начальства, побуждает работников выполнять определенные требования, приводить в действие распоряжения или инструкции. Тогда как фасилитация требует от человека сочетания свойств руководителя и участника динамической группы.

Обсуждение рабочей повестки дня, зачастую проходит в одной или одновременно нескольких группах. Общая или групповая фасилитация — это процесс, при котором главный участник принимает нейтральную позицию, тем самым не беря на себя какой-либо роли в принятии решения.

При этом субъект всячески помогает участникам, не занимая ни одну из сторон, опираясь только на конструктивный дискурс.

Правила фасилитации

На практике существует 5 основополагающих правил, которые выделяют технику среди других инструментов взаимодействия с командой. Их правильное использование позволит лидеру эффективно проводить занятия, обучать сотрудников и взаимодействовать с ними.

Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры

Правила:

  • Фасилитатору необходимо быть честным и открытым в работе с группой.
  • Участники беседы являются равноправными личностями, которые приносят тот или иной вклад в состоятельность и эффективность вопроса.
  • Все субъекты способны решать актуальные задачи и проблемы.
  • В фасилитации нет главного участника, из-за чего группа является единым механизмом, в котором каждая составляющая играет особую роль.
  • Любые мнения одинаково полезны.
  • Главная цель — анализ проблемы вопроса с последующим поиском методов решения.

Чтобы проводить максимально эффективные и полезные тренинги, необходимо изучить методологию фасилитации, включая ее техники и методы.

Внедрение методики позволяет налаживать взаимоотношения в коллективе, что повышает шансы на достижение необходимых результатов. Нередко ее применение помогает значительно расширить производственные объемы и выйти из сложного кризиса.

Виды фасилитации

Фасилитация в психологии – это метод, востребованный не только в рабочей атмосфере, но и помогающий развить необходимое критическое мышление.

Делится он на виды:

  • Социальный. Слежение и подробное изучение действий индивидов в условиях наличия стороннего наблюдателя.
    Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры
  • Психологический. Является техникой, развитой клиент-центрированной психотерапией, автором которой является К. Роджерса, а также с наличием некоторых аспектов позитивной психологии. Относится к преобразующему процессингу, что характеризуется наличием отношений индивида с окружающим миром. Помогает выявить признаки, при которых необходимо ввести техники по развитию личности.
  • Экофасилитация. Характеризуется коммуникацией и взаимодействием индивида в рамках окружающей среды.
  • Спортивный. Отличается внутренней поддержкой команды внутри группы или отдельных спортсменов, что способствует улучшению эффективности и результативности на соревнованиях.
  • Педагогический. Направлен он на развитие основных способностей и качеств ребенка.

Исходя из последних психологических исследований, фасилитацию принято классифицировать исходя из типа выполнения методологических указаний:

Тип фасилитации Достоинства Недостатки
Все Каждый индивид может вложить собственные мысли, идеи или восприятие к той или иной проблеме. Необходимо больше времени на обсуждение, что позволит собрать общий вклад участников для последующего анализа и группировки лучших идей.
Общая группа Способность к выработке общего мнения, которое затем обсуждается в нескольких группах. Позволяет создать большее количество идей и взглядов, из которых выбираются наилучшие. Нуждается в наличии формата «Все», благодаря чему снижается возможность развития негативных последствий из-за согласования участников.
Все одному Возможность отбора мыслей других участников дискуссии, благодаря чему требуется значительно меньше времени на выявление решения проблемы. Мнения отдельных индивидов могут быть потеряны в случае одностороннего общения.
Один всем Сбережение усилий, благодаря получению экспертного мнения. В случае, когда эксперт полагается только на себя и не берет в расчет методологию, общение в группе способно превратиться в однополярный диалог, без участия других членов.

Так как методы управления направлены на группы индивидов, работа происходит с двумя полярностями: люди (с собственными интересами, особенностями, мотивацией) и групповые процессы (лидерство, конформизм, позиционирование, наличие конфликтных ситуаций).

Особенности и примеры

В качестве структурированного метода, фасилитатор создает мероприятие наряду с заказчиком, еще до его начала. Любые интервенции, которые будут использованы, также планируются заранее.

Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры

Самоорганизующийся диалог характеризуется созданием рабочего пространства самими участниками, хоть и общая схема запуска процесса и временных отрезков формируется лидером.

В дальнейшем проведение методики характеризуется спонтанностью.

Социальная фасилитация и ингибиция

Противоположные друг другу психологические феномены ингибиции и фасилитации наблюдаются в нескольких группах одновременно, на одинаковых условиях.

В этом случае ингибиция характеризуется ухудшением деятельности индивида, который попал под воздействие наблюдателя, когда как фасилитация предполагает присутствие наблюдения извне, что вызывает повышение продуктивности у всех членов группы.

Парадоксальный эффект был описан американским психологом Д. Майерсом, который выявил несколько причин, почему так происходит:

  • Настроение. Плохое самочувствие или различные негативные установки у участников, хоть и вызывают ингибицию, в то же время значительно усиливают воздействие фасилитации.
  • Страх оценивания. Наличие незнакомых индивидов, или тех людей, чье мнение авторитетно для участников, способно повышать продуктивность и возбуждение у одной группы, и поднимать заторможенность активности у других.
  • Наличие другого пола в группе. Так, мужчины и женщины способны ошибаться в решении сложных задач в случае, когда в группе находятся наблюдатели иного пола, что объясняется эффектом ингибиции. Фасилитация лишь усиливает качество выполнения и повышает продуктивность.

Эффект социальной ингибиции и фасилитации способен проявляться даже, когда другие индивиды выступают в качестве наблюдателей не в реальной жизни, а в воображении.

Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры

Экспериментальное исследование Р. Б. Зайонца указывает на возникновение фасилитации и ингибиции исходя из биологически обоснованных предпосылок.

Так, используя тараканов для прохождения лабиринта, была выявлена взаимосвязь скорости прохождения между особями противоположного пола, отталкиваясь от наличия насекомых-наблюдателей.

Социальная фасилитация и леность

Эффективность фасилитации в деятельности конкретной группы возрастает в случае, когда оценивается и признается величина вклада каждого индивида в решении общей задачи. Социальная леность представляет собой когнитивное явление, которое впервые изучил французский профессор М. Рингельман.

Психолог провел ряд методологических экспериментов, при которых участникам необходимо было перетянуть канат и поднять определенные тяжести.

Он пришел к заключению о том, что чем многочисленнее группа, тем меньше усилий требуется для каждого участника. Потому и происходит психологический эффект понижения мотивации и ответственности, по-другому называемым эффектом лености.

Фасилитация в различных видах деятельности

Фасилитация в психологии – это техника, которая может использоваться практически во всех типах группового взаимодействия. Классификация видов деятельности зависит от окружающей характеристики и основной цели использования.

Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры

Характеристика Влияние
В бизнесе Активно применяется фасилитаторами в контексте проведения совещаний, круглых столов или конференций внутри компании. Повышение мотивации и общей эффективности персонала, совершенствование интеллектуальных навыков сотрудников, внедрение современных технологических решений для бизнеса, создание комфортной и безопасной психологической среды.
В спорте Принцип базируется на ситуациях, когда команда или отдельный спортсмен наблюдаются большим количеством людей. Основная цель тренера — совершенствование позитивных качеств, которые увеличивают шанс на выигрыш, а также снизят риск развития эффекта ингибиции. Эффективное обучение в команде, повышение командного духа, мотивации, а также ответственности. Улучшение взаимодействия между игроками и тренером.
В педагогике Особо ярко проявляется в педагогическом образовательном кругу, когда педагог обладает современными требованиями фасилитации: открытость выражения мыслей, восприятие внутреннего мира учащихся, хорошая психологическая атмосфера. Повышение результативности учеников в контексте социально-оценочной системы, развитие доверия к учителю, возможность создания игровой модели обсуждения.

Фасилитация в качестве образовательной деятельности активно развивается западной школой психологии. В контексте методологического феномена многие психологи предлагают ее использование в педагогических системах.

Многие исследования указывают на развитие интереса, мотивации, а также понижению лености при внедрении фасилитации в учебных классах.

Техники фасилитации

В современной практике фасилитации существует большое разнообразие методов, которые подходят под определенную концепцию и вид деятельности.

Общие техники, позволяющие организовать эффективный процесс выработки решений и получить наиболее качественный результат от группы:

  • Future Search или поиск будущего. Зачастую применяется в случае заинтересованности группой тесного сотрудничества с клиентом, ориентированным на долгосрочную перспективу. Также используется для создания концепций прогрессирующего будущего, где разрабатываются методы решения разнообразных проблем.
  • Work out или выход за рамки. Характеризуется созданием новых методов взаимодействия и совершенствования предпринимательских процессов в рамках компании. Нередко одним из эффектов внедрения техники является значительное снижение влияния бюрократической системы.
  • Brainstorm или мозговой штурм. Популярный способ обмена информацией, мнениями и взглядами в группе, что формирует свежие идеи участников. Эффективно использование наряду с другими подразделениями компании.
    Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры
  • Polarization of Opinion или поляризация мнений. Учитывая тот факт, что многие темы могут восприниматься с негативными эмоциями, техника позволяет исключить нежелательные проявления, путем голосования и логического аргументирования мнений.

В последнее время высокую популярность набирает методика Open Space (с англ. открытое пространство), которая применяется в больших группах, при необходимости выявления правильного ответа на многочисленные вопросы.

Пошаговое выполнение включает:

  1. Вопросы наводящего характера: как изменить ту или иную область, что хотят сами участники, как заполучить предмет обсуждения.
  2. Сосредоточение на беседе: обсуждение того, что имеется на данный момент.
  3. Идеи реализации. Учитываются мнения каждого из участников, которые по очередности предлагают свои мысли по поводу решения проблемы.
  4. Распределение по группам, каждая из которых придумывают собственное название. Используется метод голосования участников, а также согласованности между приоритетными мнениями.
  5. Оценочная характеристика идей. Отличается высокой конструктивностью и эффективностью, что направлены на результат. Обсуждаются концепции с точки зрения лидера, участника, второстепенных ролей.
  6. Финальный план по внедрению выявленной идеи с последующим обсуждением его пунктов. Для достижения наиболее результативного вывода, план следует разобрать по оценочной модели, обсудив со всеми участниками.

Экспертами IAF — международного сообщества фасилитаторов, было подсчитано более 500 различных техник и методик, которые используются исходя от ценности вопроса и целей группы.

Методы, применяющиеся для повышения эффективности рабочего процесса и организационных вопросов — техники сбора информации, которые в последующем используется для анализа и исследования внутригрупповых проблем.

Наиболее популярные из них:

  • Ментальные карты. Применяется для подробного изучения той или иной темы, а также выявлений взаимосвязей и отношений в группе. Можно использовать в начале проекта, тем самым позволяя составить первое впечатление о том, что именно необходимо для подготовки и реализации замысла.
    Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры
  • Сбор идей и мнений модерационными картами. Используются в тех областях, решение которых требует многочисленных факторов и скрытых задач. Отлично подходит для статистических данных и мозгового штурма.
  • Голосование или ранжирование. Применяется в случае необходимости нового взгляда на проблемную область. Особо эффективно, когда в группе существует ряд вопросов, имеющих разную важность для участников группы, что позволяет развить нужное согласие в общей области.
  • «В этот же час, через год». Полезная техника для создания вариативности решений в случае, когда изменения кажутся непобедимыми, а также при отсутствии веры в себя. Проведение методики включает представления о том, какой участники видят проблему в будущем, с последующим анализом мнений.
  • Двумерная диаграмма матричного типа. Позволяет оценить варианты и принять наиболее правильное решение. Служит в качестве наглядного представления проблемных зон, исходя из определенных факторов. Отлично подходит для реализации сравнений, оценочного суждения идей, или расстановки наиболее значимых приоритетов.
  • «Желаемое и важное». Обычно используется, когда в группе обнаружены наиболее важные проблемы и созданы варианты для их решения. Основная цель — помочь участникам определить качество потенциальных мнений.

Причины возникновения эффекта аудитории

Эффект аудитории — психологическое явление, которое характеризуется изменением поведения одного из участников в пользу иного, при наличии постороннего наблюдателя.

В современной практике считается, что отрицательное или положительное влияние на индивида возникает вследствие психологического возбуждения в группе. Наиболее популярная причина возникновения эффекта — влияние авторитетного и компетентного человека, который способен дать оценочное суждение.

При этом, чем более опытный индивид, тем сильнее проявляется воздействие. Также деятельность соревновательного и совместного типа оказывает большое влияние на возможность развития эффекта аудитории, при этом многочисленность наблюдателей лишь усиливает его.

Определение фасилитатора, его обязанности и качества

Эксперт в области фасилитации — это, прежде всего, тренер, косвенно обученный практике эффективного воздействия на группу, а также высоким коммуникативным навыком. Фасилитатор является сильным инструментом влияния в рамках отдельных групп.

Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры

Одним из ведущих экспертов по психологическому взаимодействию с другими людьми, Тони Манном, были выведены следующие навыки, характеризующие фасилитатора.

Перечень:

  • Направление и структурирование предмета дискуссии в позитивное русло.
  • Открытость для всех людей, желающих личностного изменения.
  • Стрессоустойчивость.
  • Быстрая реакция на различные затруднения, которые возникают среди участников в процессе обсуждения.
  • Отсутствие страха выйти из зоны комфорта, что дает возможность создать и реализовать новые техники, подходящие для конкретного случая.
  • Способность отличить эффективные решения от массы других и суметь в них найти скрытые проблемы, влияющие на общую эффективность.

В психологии, термин фасилитация произошел от английского слова facilitate, что дословно переводится «облегчить» или «упростить» процесс.

Исходя из этого, фасилитатор — это человек, который способен распланировать и руководить мероприятием, включая управление дальнейшей дискуссией в группе, что обеспечивает более продуктивное достижение цели.

Чем фасилитация отличается от модерации?

Фасилитация в психологии — это такая практика, которую на первый взгляд невозможно отличить от модерации.

Фасилитация в психологии – это что, определение, примеры

При этом одни специалисты полагают, что оба термина одинаковы, другие же — различают процессы, исходя из признаков:

  • Модерация — это более жесткая практика, которая идет в контексте четкой беседы, без возможности отвлечься на любой другой предмет дискуссии.
  • Фасилитация — гибкая методика, используемая модерацию в качестве одного из инструментов достижения цели. В процессе могут применяться определенные инструменты, которые более наглядно и конструктивно показывают суть проблемы — рисунки, карты, Lego, и другие. При этом участники свободны в действиях и могут взаимодействовать с различными темами.
  • Модерация применяется в качестве общения при встречах, что называется «обсуждением главной проблемы», с последующим совещанием руководства.
  • Фасилитация отлично подходит для решения кризисных ситуаций, а также принятия важных решений и утверждения новых технологий в компании.

После проведения фасилитации, участникам беседы становится понятнее решение проблемы, в то время как модерация, хоть и гарантирует обсуждение, но не дает однозначный шанс на выход из решаемой проблемы.

Если модерация применяются с целью обсудить сложную проблему, то фасилитация используется в качестве выхода из конфликтной ситуации, при внедрении обновленных систем, а также для принятия важных действий внутри компании.

В психологии этот метод особенно важен в качестве техники, позволяющей совершенствовать общение между людьми, а также развить интеллектуальные навыки.

Видео о фасилитации в психологии

Фасилитация: как и зачем применяется. Навыки фасилитатора:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий

Lazer kesim Abkant büküm Lazer kesim fiyatları Akbant büküm fiyatları Lazer kesim sac Akbant büküm sac Akbant büküm metal Lazer kesim cnc Akbant büküm cnc Lazer kesim krom Lazer kesim paslanmaz çelik Akbant büküm paslanmaz çelik Lazer kesim alüminyum Akbant büküm alüminyum Lazer kesim ankara Lazer kesim istanbul Dijital reklam ajansı Sosyal medya reklam ajansı Google Ads ajansı Reklam ajansı fiyatları En iyi reklam ajansı Türkiye'deki reklam ajansları Reklam ajansı