В повседневном употреблении часто отождествляются понятия «лидер», «руководитель» и «авторитет». Социальные психологи утверждают, что эти термины обозначают схожие по функциям, но все-таки не одинаковые роли в малой группе.
Определение
Лидер – это один из членов малой группы, который выдвигается самой группой без влияния «извне». В его функции входит организация деятельности членов группы на добровольной основе. Это один из элементов группы, который не входит в систему рутинной деятельности организации.
Лидер способствует формированию особых стандартов мышления и установок у членов группы. Он стимулирует деятельность, обеспечивает формирование личности в группе. Лидерство – ключевое свойство организатора. Это способность одного члена группы влиять как на других отдельных членов группы, так и на всю малую группу в целом.
Для того, чтобы полностью разобрать понятие о лидере, нужно рассмотреть малые социальные группы. Малыми группами называются, например, классы учащихся, трудовые коллективы, творческие и научные тематические кружки.
Объем малой группы колеблется от 2 до 30 индивидов. Кроме лидера, руководителя и авторитета в малой группе присутствуют другие роли. Одни направлены альтруистически – на помощь остальным членам группы, укрепление связей, улучшение общей рабочей эффективности. Другие, наоборот, ведут себя отстраненно и практически не взаимодействуют с другими членами группы.
Действительно, функции и роль лидера вполне схожи с функциями авторитета и руководителя. Лидер и без того является авторитетом для членов группы. Однако авторитет может и не иметь лидерских способностей и возможностей управлять группой.
Авторитет не ставит своей целью достижение определенных задач – это не входит в его функции. Авторитет является предметом воодушевления, идеалом, примером, но не лидером.
Такие психологи, как Файли, Хаус и Керр, проводят четкие различия руководителя и лидера. Первый осуществляет именно управленческие функции. Второй обладает лидерскими способностями и характеристиками.
Лидерство в психологии – это скорее формально не предписанное психическое свойство. Лидер появляется в группе на основе доверия, межличностных отношений и собственных качеств.
Управление представляет собой процесс, в результате которого подчиненные члены группы исполняют официальные поручения и решают предписанные задачи. Лидерство не побуждает членов группы выполнять какие-либо официальные функции, но побуждает к определенной деятельности.
Рассуждал на тему лидерства русский социальный психолог Борис Дмитриевич Парыгин. Он утверждал, что лидер – член группы, который корректирует по большей части межличностные отношения. Лидер формирует социальную атмосферу в группе, коллективе. В противовес этому руководитель больше курирует официальные, формальные взаимоотношения.
На основе рассуждений социальных психологов можно сравнить по ключевым моментам и записать получившееся в таблицу.
Характеристика | Лидер | Руководитель | Авторитет |
Сфера деятельности | Малая группа | Представляет малую группу перед обществом. | Общество в целом |
Принятие решений | Непосредственное, быстрое | Опосредованное социальными рамками, нормами. | В функции не входит организация деятельности. |
Воздействие | Не имеет определенных санкций, но способен стимулировать деятельность. | Осуществляется с помощью определенных предписанных санкций. | В качестве идеала. Воздействует не «извне», а с помощью внутренней деятельности, не направленно. |
Стабильность явления | Не стабильное | Относительно стабильное | Не стабильное, зависит от нравственной ориентации, интересов индивида. |
Возникновение | Стихийное, возникающее в межличностных отношениях. | Целенаправленное, направленное на общество, макросреду. | Исходящее из интересов, направленное на широкую публику или отдельного индивида. |
Предмет регуляции | Межличностные отношения и взаимодействие членов малых групп, создание микросреды. | Официальные отношения и взаимодействие малой группы с обществом в целом. | Нравственные и моральные установки индивида опосредованно. В функции не входит регуляция поведения. |
Теории лидерства
Согласно классификации Андреевой Галины Михайловны, на данный момент выделяют 3 теории происхождения лидерства: теория черт, ситуационная теория лидерства и системная теория лидерства.
Теория черт
Первый подход описывает специфичные для лидера черты характера, которыми он обязательно должен обладать. Например, в XX в. был создан список из 79 черт, присущих настоящему лидеру. Это такие психологические черты, как инициативность и энтузиазм.
Лидерство в психологии – это некая совокупность психологических качеств. Еще теория черт называлась «теорией великих людей». Описание лидерства с помощью характеристики ее психологии давало возможность развиваться идеям равенства. Ведь качества, которые присущие лидеру, способны проявляться и у других людей, что делает их отчасти равными.
Многие из этих черт принадлежат к такому понятию, как «альтруизм» — направленность человека на общество, на членов группы или команды. Лидером является человек, который обладает «социальными» чертами характера.
Теория черт давала четкое объяснение фигуре лидера, характеризовала его, но не давала ответа на вопрос, кто и почему становится лидером. Помимо того, в теории черт вообще было упущено понятие возникновения лидерства как феномена. Поэтому она оказалась провальной.
Ситуационная теория лидерства
Лидерство в психологии рассматривается с экзогенной точки зрения. Согласно этой теории, лидер – это продукт определенной ситуации, сложившихся обстоятельств. Обстоятельства могут быть разными, но главное в формировании лидера – его преимущества перед остальными членами группы в решении конкретной проблемы.
Так, например, в группе студентов, выполняющих IT-проект, выделится участник со знанием языка программирования. То есть лидером наверняка будет не только наиболее инициативный, но и наиболее просвещенный в проблему член группы. Чем больше у индивида знаний о способах решения проблемы, тем больше вероятность, что он станет лидером.
Эта теория решает проблему не только происхождения лидерства, указывая механизмы, согласно которым оно появляется, но и позволяет выделить критерии повышения эффективности лидера.
Лидерство в психологии – это то, что проявляется в нужное время. Согласно ситуационной теории, лидер возникает стихийно и предлагает остальным участникам группы решение трудной проблемы.
Системная теория лидерства
Повышает эффективность лидера в наибольшей степени переформирование малой группы. С помощью этого достигается психологическая совместимость ее участников, регулирование межличностных отношений. Лидер выступает субъектом управления, формирования этих отношений.
Причем во время формирования группы лидерство является одной из ее функций. Поэтому, помимо ситуативности и неустойчивости, в этой теории рассматривается функциональность организатора. Самым эффективным стилем причем считается адаптивный. Это стиль лидерства, направленный на реальность. Организатор должен учесть меняющиеся условия и подстраивать деятельность группы.
Большее внимание отдается именно организаторской функции лидера, но учитываются и цели, задачи членов группы, тип характера и стиль руководства.
Другие подходы
Поведенческий подход был выделен психологами во время расцвета бихевиоризма. Он лежит в основе классификации лидерства по типу поведения, используемым механизмам контроля, поощрения.
На первый план ставилось изучение самого лидера. Если в теории черт описывались именно присущие лидеру качества, то поведенческий подход продолжает традицию, но рассматривает с бихевиористской точки зрения: главное – внешние проявления, поведение индивида.
Предметом наблюдения становятся межличностные взаимоотношения между починенным и лидером. После проведенных исследований выделили несколько типов лидерства. Главной ошибкой сторонников поведенческого подхода становится выдвижение демократического стиля руководства как единственно верного.
Дело в том, что на самом деле нельзя подобрать один стиль руководства для всех малых групп. Каждая из них обладает собственной спецификой, которая зависит от темперамента ее членов, вида деятельности, демографического соотношения и даже территориальной принадлежности.
Стили лидерства
В малой группе, например, в рабочем коллективе, лидер может представлять оппозицию, в то время как руководитель организовывает достижение поставленной цели. Анти-лидеры зачастую действуют в демократическом стиле и напоминают неких «повстанцев» против жестокой системы.
В свою очередь, успешное выполнение поставленных перед организацией задач осуществляется лидером, использующим как демократический, так и авторитарный, либеральный стили управления.
Стиль лидерства – это свойство лидера, которое выражается в формате взаимоотношения между подчиненным и руководством. Он задает атмосферу, уровень мотивации и эффективность работы группы. Учитываются отношения, в которых и подчиненный, и лидер могут выступать инициаторами.
Помимо того, стиль лидерства характеризует методы и способы, с помощью которых лидер воздействует на подчиненных. Это могут быть как механизм «пряника и кнута», так и более сложные, доверительные отношения с работниками.
Лучшим вариантом будет комбинирование трех основных стилей лидерства, исходя из постановленной проблемы. Лидер должен учитывать и внутреннее настроение группы. Так, малоинициативные коллективы будут неэффективны при использовании демократичного или либерального стилей руководства.
Демократичный
Этот стиль лидерства отличается направленностью на подопечных. Лидер, управляющий в демократичном стиле, акцентирует внимание на личности каждого из членов группы. Он старается учитывать мнение каждого для того, чтобы достичь наиболее комфортной для большинства обстановки.
Демократичный стиль формирует наиболее благоприятную обстановку для личностного развития члена группы, совершенствования его ключевых навыков, выработки критического мышления. Это наиболее полно подходит для творческих или инновационных организаций.
Лидерство в психологии – это свойство члена группы, который организует деятельность остальных участников. В позитивной и экзистенциональной психологии принято исследовать не столько всю группу в целом, сколько каждого ее участника, настаивая на индивидуальности и бесценности жизни.
Жизнь – это не продукт деятельности, не основа, а выбор, который сознательно делается человеком. Экзистенциальным выбором также является и выбор стиля лидерства.
Лидер отходит на «второй план». Он не осуществляет таких функций, которые бы не могли осуществить хотя бы частично за него другие. Поэтому происходит «перемещение» обязанностей, прав и полномочий внутри группы. Распределение функций обычно происходит добровольно или с частичным учетом мнения.
В таком коллективе ценятся инициативные и креативные люди, способные работать самостоятельно и подходить к рутине творчески. Лидер использует не столько официальные и деловые поводы для разговора, строит отношения с учетом профессиональных отношений, сколько общается непринужденно, учитывая личные особенности членов группы.
Авторитарный
Практически полная противоположность демократичному стилю. Его отличает директивность действий руководителя, характерная для них властность и обязательность исполнения. В коллективе царит монополия власти, мнения подчиненных не учитываются.
Для авторитарного лидера все члены группы выполняют определенные функции в рамках своих ролей. Любое неподчинение, высказывание против решений лидера не принимаются. Это создает барьер для обмена опытом между руководством и подчиненными, препятствует созданию благоприятной для личностного роста обстановки.
Компетенции подчиненных и полномочия, права лидера четко разграничиваются. Лучшим работником является самый покорный и дисциплинированный. Эффективность деятельности достигается с помощью контроля лидера, четкого распределения ролей и функций, планирования.
Либеральный
Характеризуется полной или частичной отчужденностью лидера как от задач, преследуемых группой, так и межличностных отношений между ее членами. В принятии важных решений участвует вся группа.
Лидер выступает больше рядовым членом группы и принимает решения вместе с ней, выполняет рядовые функции и не применяет в отношении других членов никаких санкций. Руководитель существует лишь номинально и выполняет представительскую функцию.
Комбинированный
Этот стиль включает в себя демократичный, авторитарный и либеральный. Самый универсальный лидер, который приспосабливается к любым условиям. Комбинированный стиль управления считается лучшим. Он позволяет работать со всеми членами группы вне зависимости от их темперамента.
Гибкость – один из ключевых плюсов комбинированного стиля. Однако, если стиль меняется слишком часто или авторитарные и демократические признаки направлены в отношении определенных участников группы (выделяют их), то авторитет лидера может быть подорван.
Законы лидерства
Джон Максвелл – писатель и критик, в значительной мере продвинувшийся в понимании феномена лидерства и психологии. Одна из его книг – «законы лидерства» – до сих пор представляет ценность для современных социальных психологов.
Максвелл настаивал на том, что истинным лидером становится самый сильный. Это схоже с убеждениями Ч. Дарвина. Теория Джона также затрагивает эволюционный подход. В своей теории он описал всего 21 закон лидерства.
- Закон потолка. Суть в том, что границей эффективности члена группы в конкретной ситуации является его способность к лидерству.
- Закон влияния. Уровень лидерства выявляется только с помощью измерения уровня влияния лидера на других членов группы.
- Закон процесса. Лидерство формируется на протяжении некоторого времени. Если человек выступает лидером в одной малой группе, то с большей вероятностью станет лидером и в другой группе. Лидерские способности в это время совершенствуются.
- Закон навигации. Основная функция лидера – организация процесса. Таким образом, лидер выступает навигатором, инициатором деятельности других участников.
- Закон Хаттона. Лидер одновременно выступает и авторитетом в группе. Он оказывает влияние на мировоззрение других участников. К его мнению прислушиваются.
- Закон твёрдой почвы. Фундаментом лидерства становится доверие. Лидер выдвигается группой самостоятельно, без принуждения.
- Закон уважения. Лидер выступает сильнейшим и самым эффективным членом группы. Поэтому люди следуют за ним.
- Закон интуиции. Опытный лидер способен оценивать ситуацию исходя из лидерского опыта и развитых способностей.
- Закон магнетизма. Люди притягивают людей со схожими установками, чертами характера и ценностями. Так, лидеры формируют свои социальные группы.
- Закон связи. Лидер способен устанавливать тесные межличностные отношения. Для того, чтобы побудить человека к деятельности, лидеру лучше всего установить тесную непринужденную связь.
- Закон ближнего круга. Как и другие члены группы, лидеры нуждаются в поддержке. Ею выступают приближенные к лидеру люди, которые формируют его стиль руководства.
- Закон наделения полномочиями. Лидерство передается «от сильных» к «сильным». Авторитет предыдущего лидера напрямую зависит от успешности нового и наоборот.
- Закон воспроизводства. Лидер способен воспроизводить себе подобных – лидерским способностям можно научить. В большей мере не направлено, а косвенно, с помощью общения.
- Закон полного доверия. Люди, которые следуют за лидером, сначала воспринимают его личность, а уже потом проповедуемые идеи и взгляды.
- Закон современности. Руководитель обязан принимать вовремя правильные решения. Ошибки подрывают авторитет.
- Закон мощного порыва. Лидер в группе образуется стихийно, поэтому импульсивное поведение участников способствует укреплению позиции лидера.
- Закон приоритетности. Достигать следует целей, которые действительно актуальны.
- Закон жертвы. Необходимо многим пожертвовать, чтобы стать лидером. Он должен посвятить себя группе и уделять ей большее внимание. Личная, семейная жизнь уходит на второй план.
- Закон победы. Лидер прокладывает путь к победе своей команде.
- Закон скачкообразного роста. Наивысший уровень лидерства достигается в том случае, когда за одним предводителем следуют другие. Такого же или относительно низшего уровня лидеры скачкообразно увеличивают личностный рост руководителя.
- Закон наследия. Эффективность в большей мере зависит даже не от того, насколько талантлив новый руководитель. Сама группа уже обладает определенными характеристиками.
Предпосылки лидерства
Предпосылки лидерских качеств проявляются даже в детском возрасте. Важным периодом формирования этих характеристик являются первые 3-6 лет жизни. Эта стадия развития соответствует классификации Эриксона «инициатива или чувство вины».
Одним из главных качеств лидера является присущая ему инициативность в малой группе. Лидер всегда выступает с собственной идеологией, либо продвигает заимствованную, но с особым остервенением. Инициативность сильно выделяет будущего лидера из других членов группы, что и делает его «особенным», «не таким, как остальные» и внушает у других большее доверие, убежденность в преимуществе лидера.
В возрасте 3-6 лет ребенок уже усвоил базовые физические навыки. Такие, как ходьба, бег. Его фантазия развивается. Он может уже самостоятельно придумывать способы занять себя. Например, поиграть в песочнице или с друзьями. Появляются первые попытки предприимчивости и инициативности.
Чтобы стимулировать в ребенке лидерские качества, родители должны проявлять понимание и стараться не подвергать воздействию шаблонных взглядов. Готовность родителей отвечать на вопросы ребенка, не мешать его фантазиям и воображению, избирательности в играх, тоже развивает инициативность.
Как стать лидером
Социальный психолог Е. Хартли разработал концепцию из четырех типичных ситуаций, стихийным образом формирующих в малой группе лидера. Эти факторы положительно влияют на возможность конкретного индивида стать лидером в конкретной группе.
К утверждениям Хартли о лидерстве относятся:
- Высока вероятность стать лидером в конкретной малой группе у индивида, который уже становился лидером в другой малой группе. Помимо того, он станет лидером и в следующий раз с еще большей вероятностью.
- Лидер в малой группе чаще всего ассоциируется у ее участников с лидером «вообще». То есть, например, отличник выступает в качестве лидера только в школе, но для одноклассников является им и вне учебного времени.
- Из предыдущего пункта вытекает следующий – утверждение гласит о том, что, выступив в одной группе лидером, индивид приобретает «авторитет», который остается с ним в дальнейшем и работает на него.
- Лидерами также часто становятся люди, которые изначально ведут себя как лидеры. Например, ярко выражают себя или начинают организовывать работу даже если малая группа не признала всеобще конкретного участника лидером.
Эти утверждения легли в основу ситуационной теории происхождения лидерства, о которой говорилось выше.
Лидерство – это психологическое свойство члена группы. Действия лидеров обычно не регулируются полномочиями, как в случае с руководителями.
Автор: Свиткевич Юлия.
Видео о психологии лидерства
Психология лидерства. Почему лидер всегда одинок: