Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Многими исследователями-психоаналитиками доказано, что отрыв ребенка от матери не может проходить бесследно для его психики и развития. В психологии существует такой термин, как «госпитализм», который отражает все происходящие изменения, связанные с разлукой детей и мам, размещением малышей в интернат либо больничные учреждения.

Впервые это явление было описано психоаналитиком Спитсом в 1945 г. В своем учении он опирается на работы Фрейда, касающиеся сепарирования детей и матерей.

Что такое госпитализм в психологии и психиатрии? Суть отклонения

Госпитализм в психологии — это комплекс психосоматических нарушений, которые развиваются в результате длительного пребывания взрослого или ребенка без близких людей в больничных либо иных подобных условиях (интернат, дом ребенка). Данное явление отражает психофизическое состояние пациентов, на длительное время лишенных заботы близких.

Чаще всего госпитализм развивается у детей, оставшихся без матери или заменяющего ее родственника, что связано с неустойчивостью их несформированной психики, однако бывают ситуации, когда это явление встречается и среди взрослых пациентов, вынужденных длительное время находится в режимных учреждениях (больницы, дома престарелых людей).

Госпитализм, развившийся у личности в детстве, может давать о себе знать и во взрослом возрасте, даже если человек сумел адаптироваться к жизни.

В психиатрии с госпитализмом связывают общее ухудшение психофизического состояния из-за длительного пребывания в учреждениях больничного либо интернатного типа.Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Суть госпитализма и в психологии, и в психиатрии связана с разрушительными реакциями, возникающими при отрыве человека от дома и родных людей (в особенности матери для детей), которые ведут к ряду негативных последствий:

  • ухудшению общего психофизического состояния;
  • расстройствам психики;
  • сложностям с адаптацией в обществе и жизни в целом.

Причины возникновения у детей и взрослых

Предположений о причинах развития синдрома госпитализма у взрослых и детей, способных на практике доказать природу происхождения данного состояния, на сегодняшний день нет.

Причинами возникновения госпитализма принято считать:

  • длительное пребывание в казенных заведениях как больничного, так и интернатного типа;
  • отсутствие контакта в таких учреждениях с близкими людьми;
  • для детей, особенно раннего возраста, утрата связи с матерью, отсутствие в их жизни материнской любви и заботы.

Долгое время психологи и психиатры связывали развитие негативной симптоматики, наблюдающейся при госпитализме, с нехваткой витаминов, плохим содержанием и уходом у детей, проживающих в специализированных учреждениях. Однако позднее эти данные были подвергнуты сомнению и доктора, занимающиеся психоанализом, в том числе Спитс, сделали революционнее предположение.

Они обследовали детей, условия содержания которых были хорошими. Они получали достаточный уход, разнообразное питание, однако имели задержки в развитии и различные отклонения. В связи с этим психологи единодушно сошлись во мнении, что пусковым механизмом в развитии госпитализма является невозможность получения родительского тепла при нахождении в таких учреждениях.

Такая разлука откладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу человека. Этот неразрешенный в детстве конфликт может являться и причиной проявления госпитализма у зрелых и пожилых людей при определенных неблагоприятных условиях (длительная болезнь, одинокая старость, проживание в домах престарелых).

Также как отмечалось ранее, госпитализм является проблемой не только сиротства и одиночества, но и эмоционального игнорирования родителями своих детей. Дети очень тонко улавливают отношение к себе и безразличное поведение родителей, поэтому зачастую госпитализм развивается у детей, живущих в авторитарных, жестких семьях, либо же семьях, где на персону ребенка не обращается никакого внимания.

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства у детей? Факторы риска, патогенез

Госпитализм в психологии – это совокупность отдаленных последствий, возникающих в результате стресса, связанного с отрывом от привычной окружающей среды и длительным пребыванием в учреждениях системного типа. Развитие подобного стресса напрямую зависят от поведения взрослых людей, находящихся рядом с детьми.Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Факторами риска развития госпитализма у детей являются:

Нахождение в стационаре по причине длительной болезни В этом случае особенно тяжелые реакции развиваются у детей, от которых отказались родители, которых не посещает мать, либо кто-то из других родственников.
Нехватка общения с семьей, близкими В таком случае речь необязательно идет об асоциальном поведении и неблагополучии. Иногда родители могут действительно много работать и редко видеть своего ребенка, возможно, оставлять его на попечение родне или в учреждении с круглосуточным пребыванием.
Неблагополучие семьи Неполная семья, попадающая под наблюдение органов охраны детства из-за возможного асоциального поведения – пьянства, разгульного образа жизни, нарастающей в связи с образом жизни деградации. В подобных случаях госпитализм может возникать и до размещения ребенка в казенное учреждение, так как он уже выходит из семьи, где на его потребности и существование никто не обращал внимание. Дальнейшее размещение в интернатных и больничных учреждениях лишь усугубляет ситуацию, даже, несмотря на то, что условия (наличие еды, одежды, пребывание в тепле) зачастую существенно лучше, чем в родственной семье. По сути, дома ребенка, интернаты в лице государства закрывают базовые потребности таких детей, чтобы они имели возможность выжить, однако морально и эмоционально они остаются обделенными.

Патогенез (процесс развития) госпитализма связан с психической депривацией или, проще говоря, отсутствием внимания к ребенку.

Признаки и симптомы

Госпитализм у детей и взрослых проявляется неодинаково. Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причиныВ психологии разграничивают признаки, которые характерны для новорожденных, детей постарше и взрослых. Это связано с особенностями психофизических реакций, которые отличаются в зависимости от возраста человека.

Госпитализм у новорожденных

Новорожденные младенцы являются самой уязвимой категорией пациентов стационарных заведений, у которых симптомы госпитализма выражаются очень ярко и имеют крайне негативные последствия для дальнейшей жизни и развития.

У младенцев, лишенных материнской заботы, с рождения могут наблюдаться следующие признаки:

  • чрезмерная сонливость;
  • вялость, апатичность;
  • развитие рахита;
  • слабое развитие рефлексов и врожденных инстинктов;
  • частые простудные заболевания, общее снижение иммунитета;
  • отсутствие аппетита, малый набор массы тела;
  • слабость мышц (гипотонус);
  • отсутствие гуления, вокализации, смеха;
  • отсутствие моторных и зрительных реакций (ребенок не следит за предметом, не реагирует на голос, не пытается смотреть в глаза, не оживляется при появлении взрослого человека);
  • отставание в физическом развитии (поздно формируется умение удерживать головку, переворачиваться с боку на бок)

Как правило, у новорожденных детей госпитализм развивается стремительно, так как они только появились на свет и сразу оказались никому не нужны. Именно в этот период чрезвычайно важны теплые объятия родной мамы. Данный процесс может быть обратим, если ребенка вернуть матери. В этом случае все проявления госпитализма уходят спустя 2-3 недели.

Госпитализм у детей постарше

У детей старшего возраста, имеющих проявления госпитализма, отмечается запоздалое освоение физических навыков. Держать вертикально голову они начинают к 4-5 месяцам, сидеть к 8-9, ползать после 10, навык ходьбы осваивают после 1 года.

Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины
Госпитализм не только тормозит развитие психологии детей, но и физиологически

При этом движения, отличаются неуверенностью и неустойчивостью. Подросшие малыши любят совершать повторяющиеся монотонные движения – мотать головой, раскачиваться, стучать предметами.

Страдает также и развитие речи у таких детей. Обычно она появляется поздно, долго остается нечленораздельной и примитивной. Нарушаются и коммуникативные навыки – интерес к общению слабый, на обращенную речь ребенок может ответить плачем, иногда агрессией. На фоне длительного пребывания в интернатом учреждении могут развиваться неврологические проблемы — аутизм, неврозы, поведенческие отклонения.

Степень развития госпитализма зависит от многих факторов – общего состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, благополучности (насколько это возможно) обстановки в государственном учреждении.

Иногда дети очень тяжело переносят одиночество и отверженность, что может выражаться в:

  • развитий глубокой умственной отсталости;
  • серьезных психических отклонениях;
  • каломазании, ночном недержании мочи;
  • странных телодвижениях (удары о стену головой, причинение боли самому себе);
  • критическом ослаблении иммунитета и смерти.

Госпитализм у взрослых людей

Взрослые люди также могут стать жертвами системного институционального режима. Чаще всего госпитализм развивается у стариков, живущих в домах престарелых, а также более молодых людей, длительное время находящихся в условиях стационара по причине долгой болезни.

У взрослых людей наблюдаются следующие изменения:

  • утрата профессиональных навыков;
  • социальная дезориентированность;
  • потеря интереса к трудовой деятельности;
  • сокращение числа контактов, сужение круга общения;
  • обострение имеющихся хронических болезней;
  • снижение аппетита;
  • малоподвижный образ жизни;
  • флегматичность, медлительность;
  • ухудшение памяти;
  • деградация.

При длительном течении болезни у некоторых взрослых людей (особенно пенсионеров) помимо госпитализма, развивается синдром заболевшего человека. Он развивается, когда человек получал длительное лечение в стационаре на протяжении 9-14 мес.

За это время больной может перестать воспринимать себя как полноценный член общества, привыкнуть к своей болезни и регулярно получаемому уходу. Поэтому многие сознательно стремятся оказаться вновь на больничной койке, так как утрачивают способность жить в иных условиях.

Исследования Спитса

Специалистом, впервые описавшим проблему госпитализма, был психоаналитик Спитс. Он исследовал состояние детей, оставшихся без материнской ласки и заботы и помещенных в условия стационара. При этом исследуемые маленькие пациенты получали необходимый базовый уровень заботы – они были накормлены, получали необходимый гигиенический и медицинский уход.Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

В результате исследования Спитсом были сделаны следующие выводы:

  • примерно спустя 3 месяца ухудшалось физическое состояние детей – их иммунитет становился слабее, увеличивалось число летальных исходов (у детей имеющих отклонения);
  • немного позднее начали проявляться некоторые изменения в психике – появлялась апатия, приторможенность, пассивность;
  • начиная со 2-ого года жизни в подобных условиях, глубокая психофизическая отсталость стала проявляться с разных сторон – изменялась не в лучшую сторону речь, утрачивались навыки ходьбы, некоторые дети не могли стоять и сидеть.

В результате доктор Спитс пришел к выводу, что для нормального развития ребенка колоссальное значение имеет получал ли он материнскую ласку, заботу, любовь, общался ли со своей матерью.

Психоаналитик выделял два типа синдрома:

  • госпитализм, связанный с полным отсутствием матери в жизни ребенка (с рождения или раннего младенческого возраста);
  • госпитализм, обусловленный развившейся анаклитической депрессией, которая возникает в случае, если ребенок был вынужденно изолирован от матери, от которой получал заботу и тепло (например, в результате ее гибели).

Современные исследователи, исследующие проблему госпитализма, сходятся во мнении, что любая депривация (сокращение общения, отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к развитию госпитализма, в том числе когда ребенок физически находится рядом с матерью, но не получает никакого внимания к своей персоне и по сути не интересен ей.

Теория депривации

Госпитализм (в психолигии это явление тесно связано с депривацией), развивающийся у детей и взрослых, негативно отражается на их дальнейшей жизни, ведет к разрушению психики и личностному регрессу. Парадокс госпитализма связан с тем, что человек, пребывающий в стационарных условиях даже при хорошем уходе получает глубокую психологическую травму из-за развивающейся депривации.

Психологи и психиатры определяют депривацию как состояние, при котором у человека развивается неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, в результате чего возникают пробелы в эмоциональной, сенсорной и интеллектуальной сфере. Особенно остро данная проблема стоит среди детского населения, лишенного материнской заботы и тепла.Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Дети, лишенные возможности эмоционально контактировать с матерью, имеют проблемы с развитием, и впоследствии депривация трансформируется в более серьезные отклонения уже выросшего человека.

Депривированная личность не ощущает себя в безопасности в полной мере, не имеет возможности проявлять социальную активность и получать новые впечатления, что формирует у нее определенное измененное отношение к окружающей реальности и себе.

Иными словами отсутствие удовлетворенной потребности в любви и заботе (депривация) создает идеальные условия для деградации личности во всех направлениях –психоэмоциональном, умственном и физическом.

Как действовать при диагностированном синдроме?

Госпитализм в психологии – это явление, которое поддается корректировке, при условии своевременно оказанной помощи, когда процессы регресса и стагнации личности не стали чрезмерно глубокими. Идеальным вариантом для устранения негативной симптоматики является возвращение ребенка в родное окружение к матери.

Такая терапия при условии адекватного благоприятного климата в семье лучше всего способна излечить детские травмы, полученные в результате вынужденного сепарирования.

Однако такой позитивный вариант развития событий зачастую невозможен в реалиях современного социального сиротства, когда лишь малый процент детей оказывается в детских домах по причине гибели родителей, а большинство попадает туда в результате асоциального образа жизни ближайшего окружения.

Именно поэтому в домах ребенка с детьми работают специалисты-психологи, психотерапевты и педагоги, которые стараются при помощи занятий корректировать данные состояния. Аналогичную помощь могут получать и взрослые люди, страдающие госпитализмом в условиях стационаров.

В основе лечения у детей лежит системная психолого-педагогическая коррекция, социальная адаптация, у взрослых – психологическая помощь, позволяющая вернуть утраченные социальные навыки.

Игры-упражнения для детей

При планировании занятий с детьми, имеющими симптомы госпитализма, специалисты включают в работу развивающие и тренирующие игры:

  • внимание;
  • мышление;
  • память.Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Это могут быть сюжетно-ролевые игры, в которых нужно работать в парах, взаимодействовать и соревноваться. Через игры ребенок проходит активную социализацию, учиться оперировать навыками, знаниями и умениями.

В случае детей находящихся в детских домах игра помогает им лучше понять, как устроен предметный и социальный мир. Важным моментом является организация таких занятий. Для достижения лучшего результата с детьми работают индивидуально, а также организуя их в небольшие группы.

Лечение нервных и депрессионных состояний

Нередко итогом длительного пребывания в институциональных заведениях становится развитие, как у детей, так и у взрослых пограничных состояний – различных неврозов, депрессий. На фоне пережитого горя (болезни, сепарации с близкими родственниками) все эти состояния лишь усиливаются, у человека нарастает тревога, страхи и напряженность.

Для коррекции подобных состояний с детьми или пожилыми людьми проводят работу психотерапевты, задача которых состоит в формировании положительного эмоционального состояния. В случае тяжелых форм депрессии могут назначаться специальные препараты, позволяющие пациентам выйти из этого состояния.

Педагогическая поддержка

Педагоги, работающие с детьми с госпитализмом, стараются развивать в них социальные коммуникационные навыки. Они оказывают им активную поддержку, помогая включаться в детские коллективы, проводя реабилитационные мероприятия. Они способствуют сохранению отношений между ребенком и матерью.

Помимо занятий в учреждениях дети могут передаваться на воспитание в дома семейного типа, где женщина-педагог выступает в роли матери для 5-8 ребят. Такие формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей приобретают все большую популярность и являются более предпочтительными в сравнении с воспитанием в детских домах.

В домах семейного типа обычно трудятся семейные пары, которые замещают детям мать и отца. Положительная динамика развития и воспитания детей в таких семьях свидетельствует об эффективности данных форм устройства детей и снижения нагрузки на их психику в сравнении с пребыванием в домах ребенка и интернатах.

Дети, устроенные в подобные семьи, видят распределение ролей между мужем и женой и в целом организацию семейной жизни, что способствует их лучшей последующей адаптации в жизни и минимизации последствий госпитализма.

Препараты для коррекции эмоциональной нестабильности

Психотропные средства могут назначаться специалистами, когда госпитализм проявляется в тяжелой форме. Лечение подбирается индивидуально с учетом анамнеза и возраста пациентов.

Задача такой медикаментозной поддержки:

  • остановить регресс в развитии;
  • корректировка эмоциональной неустойчивости;
  • стимуляция когнитивных функций.

    Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины
    Tenoten

Медикаменты могут применяться для лечения, как взрослых, так и детей. Это могут быть легкие средства (Тенотен, Ноофен) и более серьезные препараты, назначаемые при расстройствах аутического спектра, тяжелых депрессиях (Кортизон).

Средства для стимуляции развития познавательных функций

Одной из проблем госпитализма у детей является снижение когнитивных способностей, вследствие чего у них снижается тяга к познанию нового, обучаемость. Задача психологов и педагогов восстановить этот механизм.

Специалистам приходится порой заново обучать детей выстраивать коммуникации, стимулировать эмоциональную сферу. Занятия проводятся индивидуально, или же, при наметившейся положительной динамике, в небольших группах.

Для мотивации пациентов с госпитализмом к познавательной деятельности применяют:

  • занятия, развивающие мелкую моторику (пальчиковые игры с детьми младшего возраста);
  • музыкотерапию;
  • арт-терапию;
  • телесно-ориентированную психотерапию (массаж или контактные упражнения, направленные на расслабление зажимов, возникающих при неврозах и депрессиях);
  • тренинги, помогающие восстановить коммуникативные навыки;
  • семейные консультации для больного человека и его близких.

Лечение соматических заболеваний как дополнение терапии госпитализма

Соматические заболевания в противовес психическим расстройствам связаны с телесными недугами.

Это могут быть самые разные заболевания внутренних органов (сердечно-сосудистые болезни, патологии органов дыхания, онкологические заболевания, наследственные генетические отклонения), а также приобретенные травмы. При наличии подобных диагнозов в анамнезе устранить проявления госпитализма без излечения основного заболевания достаточно сложно.

Поэтому врачи при работе с такими пациентами применяют комплексный подход и человеку (ребенку или взрослому человеку) оказывается всесторонняя помощь. Положительная динамика при лечении соматических заболеваний улучшает психологическое состояние пациента и увеличивает его шансы оправиться от последствий пребывания в госпитальных учреждениях.

Прогноз

Для детей, у которых госпитализм выявлен на ранних этапах и которые получают помощь, прогноз может быть благоприятен. Если ребенок не страдает тяжелыми соматическими заболеваниями и получает необходимую поддержку от психологов и врачей, то проявления госпитализма можно минимизировать.Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Существенно повышается успех, если ребенок воссоединяется с матерью или обретает замещающую любящую семью. При поздней постановке диагноза и отсутствии должного лечения в некоторых случаях возможно развитие необратимых тяжелых последствий – аутизма, инвалидности, смерти.

Взрослые, особенно пожилые люди, вынужденные оставаться в стационарной системе без поддержки родственников также тяжело восстанавливаются и адаптируются. При наличии анамнеза отягощенного серьезными соматическими болезнями прогноз неутешителен.

Возможные осложнения

Перенесенный длительный опыт пребывания в институциональных заведениях сказывается как на здоровье детей, так на состоянии взрослых людей.

У пациентов может наблюдаться следующая симптоматика:

  • задержка роста у детей;
  • недобор веса, дистрофия;
  • снижение иммунитета;
  • младенческий маразм;
  • необратимые изменения в нервной системе, головном мозге, ведущие к инвалидности;
  • частые простудные заболевания;
  • расстройство пищеварения;
  • инфекции мочевыделительной системы (связаны с игнорированием гигиенических процедур);
  • трудности с выстраиванием социальных связей, взаимодействием в обществе.

Развитие этих осложнений зависит от того насколько успешно прошла реабилитация и была ли оказана на должном уровне своевременная медицинская и психологическая помощь пациенту с госпитализмом.

В условиях пребывания в режимных учреждениях помочь справиться пациентам с госпитализмом бывает непросто. В этих ситуациях помочь уйти от госпитального синдрома может возвращение в нормальную родственную среду, что не всегда возможно.Госпитализм в психологии. Что это такое у детей, определение, симптомы, причины

Для преодоления кризиса важна общая плодотворная работа пациентов с психологами, врачами и иными специалистами, помогающими реабилитироваться в социуме и приблизиться к нормальной жизни.

Видео о госпитализме

Госпитализм — лишенные любви:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий

Lazer kesim Abkant büküm Lazer kesim fiyatları Akbant büküm fiyatları Lazer kesim sac Akbant büküm sac Akbant büküm metal Lazer kesim cnc Akbant büküm cnc Lazer kesim krom Lazer kesim paslanmaz çelik Akbant büküm paslanmaz çelik Lazer kesim alüminyum Akbant büküm alüminyum Lazer kesim ankara Lazer kesim istanbul Dijital reklam ajansı Sosyal medya reklam ajansı Google Ads ajansı Reklam ajansı fiyatları En iyi reklam ajansı Türkiye'deki reklam ajansları Reklam ajansı