Многими исследователями-психоаналитиками доказано, что отрыв ребенка от матери не может проходить бесследно для его психики и развития. В психологии существует такой термин, как «госпитализм», который отражает все происходящие изменения, связанные с разлукой детей и мам, размещением малышей в интернат либо больничные учреждения.
Впервые это явление было описано психоаналитиком Спитсом в 1945 г. В своем учении он опирается на работы Фрейда, касающиеся сепарирования детей и матерей.
Что такое госпитализм в психологии и психиатрии? Суть отклонения
Госпитализм в психологии — это комплекс психосоматических нарушений, которые развиваются в результате длительного пребывания взрослого или ребенка без близких людей в больничных либо иных подобных условиях (интернат, дом ребенка). Данное явление отражает психофизическое состояние пациентов, на длительное время лишенных заботы близких.
Чаще всего госпитализм развивается у детей, оставшихся без матери или заменяющего ее родственника, что связано с неустойчивостью их несформированной психики, однако бывают ситуации, когда это явление встречается и среди взрослых пациентов, вынужденных длительное время находится в режимных учреждениях (больницы, дома престарелых людей).
Госпитализм, развившийся у личности в детстве, может давать о себе знать и во взрослом возрасте, даже если человек сумел адаптироваться к жизни.
В психиатрии с госпитализмом связывают общее ухудшение психофизического состояния из-за длительного пребывания в учреждениях больничного либо интернатного типа.
Суть госпитализма и в психологии, и в психиатрии связана с разрушительными реакциями, возникающими при отрыве человека от дома и родных людей (в особенности матери для детей), которые ведут к ряду негативных последствий:
- ухудшению общего психофизического состояния;
- расстройствам психики;
- сложностям с адаптацией в обществе и жизни в целом.
Причины возникновения у детей и взрослых
Предположений о причинах развития синдрома госпитализма у взрослых и детей, способных на практике доказать природу происхождения данного состояния, на сегодняшний день нет.
Причинами возникновения госпитализма принято считать:
- длительное пребывание в казенных заведениях как больничного, так и интернатного типа;
- отсутствие контакта в таких учреждениях с близкими людьми;
- для детей, особенно раннего возраста, утрата связи с матерью, отсутствие в их жизни материнской любви и заботы.
Долгое время психологи и психиатры связывали развитие негативной симптоматики, наблюдающейся при госпитализме, с нехваткой витаминов, плохим содержанием и уходом у детей, проживающих в специализированных учреждениях. Однако позднее эти данные были подвергнуты сомнению и доктора, занимающиеся психоанализом, в том числе Спитс, сделали революционнее предположение.
Они обследовали детей, условия содержания которых были хорошими. Они получали достаточный уход, разнообразное питание, однако имели задержки в развитии и различные отклонения. В связи с этим психологи единодушно сошлись во мнении, что пусковым механизмом в развитии госпитализма является невозможность получения родительского тепла при нахождении в таких учреждениях.
Такая разлука откладывает отпечаток на всю дальнейшую судьбу человека. Этот неразрешенный в детстве конфликт может являться и причиной проявления госпитализма у зрелых и пожилых людей при определенных неблагоприятных условиях (длительная болезнь, одинокая старость, проживание в домах престарелых).
Также как отмечалось ранее, госпитализм является проблемой не только сиротства и одиночества, но и эмоционального игнорирования родителями своих детей. Дети очень тонко улавливают отношение к себе и безразличное поведение родителей, поэтому зачастую госпитализм развивается у детей, живущих в авторитарных, жестких семьях, либо же семьях, где на персону ребенка не обращается никакого внимания.
Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства у детей? Факторы риска, патогенез
Госпитализм в психологии – это совокупность отдаленных последствий, возникающих в результате стресса, связанного с отрывом от привычной окружающей среды и длительным пребыванием в учреждениях системного типа. Развитие подобного стресса напрямую зависят от поведения взрослых людей, находящихся рядом с детьми.
Факторами риска развития госпитализма у детей являются:
Нахождение в стационаре по причине длительной болезни | В этом случае особенно тяжелые реакции развиваются у детей, от которых отказались родители, которых не посещает мать, либо кто-то из других родственников. |
Нехватка общения с семьей, близкими | В таком случае речь необязательно идет об асоциальном поведении и неблагополучии. Иногда родители могут действительно много работать и редко видеть своего ребенка, возможно, оставлять его на попечение родне или в учреждении с круглосуточным пребыванием. |
Неблагополучие семьи | Неполная семья, попадающая под наблюдение органов охраны детства из-за возможного асоциального поведения – пьянства, разгульного образа жизни, нарастающей в связи с образом жизни деградации. В подобных случаях госпитализм может возникать и до размещения ребенка в казенное учреждение, так как он уже выходит из семьи, где на его потребности и существование никто не обращал внимание. Дальнейшее размещение в интернатных и больничных учреждениях лишь усугубляет ситуацию, даже, несмотря на то, что условия (наличие еды, одежды, пребывание в тепле) зачастую существенно лучше, чем в родственной семье. По сути, дома ребенка, интернаты в лице государства закрывают базовые потребности таких детей, чтобы они имели возможность выжить, однако морально и эмоционально они остаются обделенными. |
Патогенез (процесс развития) госпитализма связан с психической депривацией или, проще говоря, отсутствием внимания к ребенку.
Признаки и симптомы
Госпитализм у детей и взрослых проявляется неодинаково. В психологии разграничивают признаки, которые характерны для новорожденных, детей постарше и взрослых. Это связано с особенностями психофизических реакций, которые отличаются в зависимости от возраста человека.
Госпитализм у новорожденных
Новорожденные младенцы являются самой уязвимой категорией пациентов стационарных заведений, у которых симптомы госпитализма выражаются очень ярко и имеют крайне негативные последствия для дальнейшей жизни и развития.
У младенцев, лишенных материнской заботы, с рождения могут наблюдаться следующие признаки:
- чрезмерная сонливость;
- вялость, апатичность;
- развитие рахита;
- слабое развитие рефлексов и врожденных инстинктов;
- частые простудные заболевания, общее снижение иммунитета;
- отсутствие аппетита, малый набор массы тела;
- слабость мышц (гипотонус);
- отсутствие гуления, вокализации, смеха;
- отсутствие моторных и зрительных реакций (ребенок не следит за предметом, не реагирует на голос, не пытается смотреть в глаза, не оживляется при появлении взрослого человека);
- отставание в физическом развитии (поздно формируется умение удерживать головку, переворачиваться с боку на бок)
Как правило, у новорожденных детей госпитализм развивается стремительно, так как они только появились на свет и сразу оказались никому не нужны. Именно в этот период чрезвычайно важны теплые объятия родной мамы. Данный процесс может быть обратим, если ребенка вернуть матери. В этом случае все проявления госпитализма уходят спустя 2-3 недели.
Госпитализм у детей постарше
У детей старшего возраста, имеющих проявления госпитализма, отмечается запоздалое освоение физических навыков. Держать вертикально голову они начинают к 4-5 месяцам, сидеть к 8-9, ползать после 10, навык ходьбы осваивают после 1 года.
При этом движения, отличаются неуверенностью и неустойчивостью. Подросшие малыши любят совершать повторяющиеся монотонные движения – мотать головой, раскачиваться, стучать предметами.
Страдает также и развитие речи у таких детей. Обычно она появляется поздно, долго остается нечленораздельной и примитивной. Нарушаются и коммуникативные навыки – интерес к общению слабый, на обращенную речь ребенок может ответить плачем, иногда агрессией. На фоне длительного пребывания в интернатом учреждении могут развиваться неврологические проблемы — аутизм, неврозы, поведенческие отклонения.
Степень развития госпитализма зависит от многих факторов – общего состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, благополучности (насколько это возможно) обстановки в государственном учреждении.
Иногда дети очень тяжело переносят одиночество и отверженность, что может выражаться в:
- развитий глубокой умственной отсталости;
- серьезных психических отклонениях;
- каломазании, ночном недержании мочи;
- странных телодвижениях (удары о стену головой, причинение боли самому себе);
- критическом ослаблении иммунитета и смерти.
Госпитализм у взрослых людей
Взрослые люди также могут стать жертвами системного институционального режима. Чаще всего госпитализм развивается у стариков, живущих в домах престарелых, а также более молодых людей, длительное время находящихся в условиях стационара по причине долгой болезни.
У взрослых людей наблюдаются следующие изменения:
- утрата профессиональных навыков;
- социальная дезориентированность;
- потеря интереса к трудовой деятельности;
- сокращение числа контактов, сужение круга общения;
- обострение имеющихся хронических болезней;
- снижение аппетита;
- малоподвижный образ жизни;
- флегматичность, медлительность;
- ухудшение памяти;
- деградация.
При длительном течении болезни у некоторых взрослых людей (особенно пенсионеров) помимо госпитализма, развивается синдром заболевшего человека. Он развивается, когда человек получал длительное лечение в стационаре на протяжении 9-14 мес.
За это время больной может перестать воспринимать себя как полноценный член общества, привыкнуть к своей болезни и регулярно получаемому уходу. Поэтому многие сознательно стремятся оказаться вновь на больничной койке, так как утрачивают способность жить в иных условиях.
Исследования Спитса
Специалистом, впервые описавшим проблему госпитализма, был психоаналитик Спитс. Он исследовал состояние детей, оставшихся без материнской ласки и заботы и помещенных в условия стационара. При этом исследуемые маленькие пациенты получали необходимый базовый уровень заботы – они были накормлены, получали необходимый гигиенический и медицинский уход.
В результате исследования Спитсом были сделаны следующие выводы:
- примерно спустя 3 месяца ухудшалось физическое состояние детей – их иммунитет становился слабее, увеличивалось число летальных исходов (у детей имеющих отклонения);
- немного позднее начали проявляться некоторые изменения в психике – появлялась апатия, приторможенность, пассивность;
- начиная со 2-ого года жизни в подобных условиях, глубокая психофизическая отсталость стала проявляться с разных сторон – изменялась не в лучшую сторону речь, утрачивались навыки ходьбы, некоторые дети не могли стоять и сидеть.
В результате доктор Спитс пришел к выводу, что для нормального развития ребенка колоссальное значение имеет получал ли он материнскую ласку, заботу, любовь, общался ли со своей матерью.
Психоаналитик выделял два типа синдрома:
- госпитализм, связанный с полным отсутствием матери в жизни ребенка (с рождения или раннего младенческого возраста);
- госпитализм, обусловленный развившейся анаклитической депрессией, которая возникает в случае, если ребенок был вынужденно изолирован от матери, от которой получал заботу и тепло (например, в результате ее гибели).
Современные исследователи, исследующие проблему госпитализма, сходятся во мнении, что любая депривация (сокращение общения, отсутствие матери в жизни ребенка) приводит к развитию госпитализма, в том числе когда ребенок физически находится рядом с матерью, но не получает никакого внимания к своей персоне и по сути не интересен ей.
Теория депривации
Госпитализм (в психолигии это явление тесно связано с депривацией), развивающийся у детей и взрослых, негативно отражается на их дальнейшей жизни, ведет к разрушению психики и личностному регрессу. Парадокс госпитализма связан с тем, что человек, пребывающий в стационарных условиях даже при хорошем уходе получает глубокую психологическую травму из-за развивающейся депривации.
Психологи и психиатры определяют депривацию как состояние, при котором у человека развивается неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, в результате чего возникают пробелы в эмоциональной, сенсорной и интеллектуальной сфере. Особенно остро данная проблема стоит среди детского населения, лишенного материнской заботы и тепла.
Дети, лишенные возможности эмоционально контактировать с матерью, имеют проблемы с развитием, и впоследствии депривация трансформируется в более серьезные отклонения уже выросшего человека.
Депривированная личность не ощущает себя в безопасности в полной мере, не имеет возможности проявлять социальную активность и получать новые впечатления, что формирует у нее определенное измененное отношение к окружающей реальности и себе.
Иными словами отсутствие удовлетворенной потребности в любви и заботе (депривация) создает идеальные условия для деградации личности во всех направлениях –психоэмоциональном, умственном и физическом.
Как действовать при диагностированном синдроме?
Госпитализм в психологии – это явление, которое поддается корректировке, при условии своевременно оказанной помощи, когда процессы регресса и стагнации личности не стали чрезмерно глубокими. Идеальным вариантом для устранения негативной симптоматики является возвращение ребенка в родное окружение к матери.
Такая терапия при условии адекватного благоприятного климата в семье лучше всего способна излечить детские травмы, полученные в результате вынужденного сепарирования.
Однако такой позитивный вариант развития событий зачастую невозможен в реалиях современного социального сиротства, когда лишь малый процент детей оказывается в детских домах по причине гибели родителей, а большинство попадает туда в результате асоциального образа жизни ближайшего окружения.
Именно поэтому в домах ребенка с детьми работают специалисты-психологи, психотерапевты и педагоги, которые стараются при помощи занятий корректировать данные состояния. Аналогичную помощь могут получать и взрослые люди, страдающие госпитализмом в условиях стационаров.
В основе лечения у детей лежит системная психолого-педагогическая коррекция, социальная адаптация, у взрослых – психологическая помощь, позволяющая вернуть утраченные социальные навыки.
Игры-упражнения для детей
При планировании занятий с детьми, имеющими симптомы госпитализма, специалисты включают в работу развивающие и тренирующие игры:
- внимание;
- мышление;
- память.
Это могут быть сюжетно-ролевые игры, в которых нужно работать в парах, взаимодействовать и соревноваться. Через игры ребенок проходит активную социализацию, учиться оперировать навыками, знаниями и умениями.
В случае детей находящихся в детских домах игра помогает им лучше понять, как устроен предметный и социальный мир. Важным моментом является организация таких занятий. Для достижения лучшего результата с детьми работают индивидуально, а также организуя их в небольшие группы.
Лечение нервных и депрессионных состояний
Нередко итогом длительного пребывания в институциональных заведениях становится развитие, как у детей, так и у взрослых пограничных состояний – различных неврозов, депрессий. На фоне пережитого горя (болезни, сепарации с близкими родственниками) все эти состояния лишь усиливаются, у человека нарастает тревога, страхи и напряженность.
Для коррекции подобных состояний с детьми или пожилыми людьми проводят работу психотерапевты, задача которых состоит в формировании положительного эмоционального состояния. В случае тяжелых форм депрессии могут назначаться специальные препараты, позволяющие пациентам выйти из этого состояния.
Педагогическая поддержка
Педагоги, работающие с детьми с госпитализмом, стараются развивать в них социальные коммуникационные навыки. Они оказывают им активную поддержку, помогая включаться в детские коллективы, проводя реабилитационные мероприятия. Они способствуют сохранению отношений между ребенком и матерью.
Помимо занятий в учреждениях дети могут передаваться на воспитание в дома семейного типа, где женщина-педагог выступает в роли матери для 5-8 ребят. Такие формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей приобретают все большую популярность и являются более предпочтительными в сравнении с воспитанием в детских домах.
В домах семейного типа обычно трудятся семейные пары, которые замещают детям мать и отца. Положительная динамика развития и воспитания детей в таких семьях свидетельствует об эффективности данных форм устройства детей и снижения нагрузки на их психику в сравнении с пребыванием в домах ребенка и интернатах.
Дети, устроенные в подобные семьи, видят распределение ролей между мужем и женой и в целом организацию семейной жизни, что способствует их лучшей последующей адаптации в жизни и минимизации последствий госпитализма.
Препараты для коррекции эмоциональной нестабильности
Психотропные средства могут назначаться специалистами, когда госпитализм проявляется в тяжелой форме. Лечение подбирается индивидуально с учетом анамнеза и возраста пациентов.
Задача такой медикаментозной поддержки:
- остановить регресс в развитии;
- корректировка эмоциональной неустойчивости;
- стимуляция когнитивных функций.
Медикаменты могут применяться для лечения, как взрослых, так и детей. Это могут быть легкие средства (Тенотен, Ноофен) и более серьезные препараты, назначаемые при расстройствах аутического спектра, тяжелых депрессиях (Кортизон).
Средства для стимуляции развития познавательных функций
Одной из проблем госпитализма у детей является снижение когнитивных способностей, вследствие чего у них снижается тяга к познанию нового, обучаемость. Задача психологов и педагогов восстановить этот механизм.
Специалистам приходится порой заново обучать детей выстраивать коммуникации, стимулировать эмоциональную сферу. Занятия проводятся индивидуально, или же, при наметившейся положительной динамике, в небольших группах.
Для мотивации пациентов с госпитализмом к познавательной деятельности применяют:
- занятия, развивающие мелкую моторику (пальчиковые игры с детьми младшего возраста);
- музыкотерапию;
- арт-терапию;
- телесно-ориентированную психотерапию (массаж или контактные упражнения, направленные на расслабление зажимов, возникающих при неврозах и депрессиях);
- тренинги, помогающие восстановить коммуникативные навыки;
- семейные консультации для больного человека и его близких.
Лечение соматических заболеваний как дополнение терапии госпитализма
Соматические заболевания в противовес психическим расстройствам связаны с телесными недугами.
Это могут быть самые разные заболевания внутренних органов (сердечно-сосудистые болезни, патологии органов дыхания, онкологические заболевания, наследственные генетические отклонения), а также приобретенные травмы. При наличии подобных диагнозов в анамнезе устранить проявления госпитализма без излечения основного заболевания достаточно сложно.
Поэтому врачи при работе с такими пациентами применяют комплексный подход и человеку (ребенку или взрослому человеку) оказывается всесторонняя помощь. Положительная динамика при лечении соматических заболеваний улучшает психологическое состояние пациента и увеличивает его шансы оправиться от последствий пребывания в госпитальных учреждениях.
Прогноз
Для детей, у которых госпитализм выявлен на ранних этапах и которые получают помощь, прогноз может быть благоприятен. Если ребенок не страдает тяжелыми соматическими заболеваниями и получает необходимую поддержку от психологов и врачей, то проявления госпитализма можно минимизировать.
Существенно повышается успех, если ребенок воссоединяется с матерью или обретает замещающую любящую семью. При поздней постановке диагноза и отсутствии должного лечения в некоторых случаях возможно развитие необратимых тяжелых последствий – аутизма, инвалидности, смерти.
Взрослые, особенно пожилые люди, вынужденные оставаться в стационарной системе без поддержки родственников также тяжело восстанавливаются и адаптируются. При наличии анамнеза отягощенного серьезными соматическими болезнями прогноз неутешителен.
Возможные осложнения
Перенесенный длительный опыт пребывания в институциональных заведениях сказывается как на здоровье детей, так на состоянии взрослых людей.
У пациентов может наблюдаться следующая симптоматика:
- задержка роста у детей;
- недобор веса, дистрофия;
- снижение иммунитета;
- младенческий маразм;
- необратимые изменения в нервной системе, головном мозге, ведущие к инвалидности;
- частые простудные заболевания;
- расстройство пищеварения;
- инфекции мочевыделительной системы (связаны с игнорированием гигиенических процедур);
- трудности с выстраиванием социальных связей, взаимодействием в обществе.
Развитие этих осложнений зависит от того насколько успешно прошла реабилитация и была ли оказана на должном уровне своевременная медицинская и психологическая помощь пациенту с госпитализмом.
В условиях пребывания в режимных учреждениях помочь справиться пациентам с госпитализмом бывает непросто. В этих ситуациях помочь уйти от госпитального синдрома может возвращение в нормальную родственную среду, что не всегда возможно.
Для преодоления кризиса важна общая плодотворная работа пациентов с психологами, врачами и иными специалистами, помогающими реабилитироваться в социуме и приблизиться к нормальной жизни.
Видео о госпитализме
Госпитализм — лишенные любви: