Часто задержку психического развития путают с умственной отсталостью. Но это 2 разные патологии — при ЗПР дети обладают сохранённым интеллектом. При вовремя начатой коррекции дети с данным диагнозом имеют высокие шансы на выздоровление.
Общие сведения
Задержка психического развития — это патологическое замедление нормальных темпов психического развития у детей. При данной патологии отдельные функции психики не соответствуют нормам, принятым для каждого детского возраста.
Например, ребёнок с ЗПР в 3 года не умеет разговаривать, отличается примитивным поведением, тогда как нормально развивающийся ребёнок такого же возраста уже задаёт вопросы об окружающем мире и знает простые слова и фразы.
Диагноз “ЗПР” применим только до начала среднего школьного возраста. Если после 10-11 лет сохраняются признаки ЗПР, это говорит об инфантилизме — незрелости развития личности, при которой человек не умеет быть самостоятельным.
ЗПР является обратимой патологией. Чем раньше обнаружено заболевание, тем выше шансы на его полное устранение без последствий для дальнейшего развития и качества жизни ребёнка.
Сравнительная характеристика
Умственная отсталость представляет собой синдром, вызванный органическим поражением головного мозга, и проявляется недостаточностью интеллектуальных способностей. Чаще всего умственная отсталость является врождённой, реже — приобретённой вследствие каких-либо заболеваний.
Задержка психического развития — это исключительно приобретённый диагноз. Развитие у таких детей идёт так же, как при норме, но в более медленном темпе.
Что приводит к ЗПР?
Причинами ЗПР могут быть:
- нездоровое течение беременности (заболевания матери в период вынашивания плода, употребление алкоголя, наркотиков, курение, внутриутробные инфекции и гипоксия плода);
- родовая травма;
- приобретённые инфекции и травмы у ребёнка;
- хронические болезни у ребёнка;
- частые и длительные психотравмирующие ситуации;
- социальные факторы (ограниченный эмоциональный контакт с матерью, лишения и запреты с раннего возраста).
В более редких случаях ЗПР развивается после прививки АКДС. Также причиной патологии может стать приём каких-либо лекарственных препаратов.
Как классифицируется болезнь?
Существует 4 типа ЗПР:
- ЗПР конституционной этиологии — характеризуется неразвитой сферой проявления эмоций и волевых качеств. Для ребёнка с данным диагнозом характерна детская непосредственность, выраженное игровое поведение, бурные эмоции; ему трудно принимать решения. Также ребёнок с конституционной ЗПР очень зависим от мамы, в её отсутствие чувствует себя беспомощным.
- ЗПР соматогенной этиологии — причинами являются различные заболевания организма (инфекции, хронические патологии, неврозы, врождённые и приобретённые заболевания нервной системы). Дети с соматогенной ЗПР боязливы, застенчивы, из-за чего имеют трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Также часто причиной формирования данного типа ЗПР является гиперопека ребёнка — в результате этого у ребёнка не развивается самостоятельность, что тормозит развитие психики.
- ЗПР психогенной этиологии. Чаще всего развивается из-за неблагополучных ситуаций в семье, агрессии по отношении к ребёнку (или если ребёнок является свидетелем проявлений агрессии). Также причиной задержки развития психики могут быть длительные психотравмирующие ситуации вне семьи. Их воздействие способствует формированию у ребёнка боязливости и отсутствию инициативности.
- ЗПР церебрально-органической(психофизической) этиологии. Развивается в результате органических поражений головного мозга, вызванных патологиями беременности, асфиксией при рождении или нейроинфекциями. Дети с психофизической ЗПР отличаются очень слабым проявлением эмоций, скудным воображением, плохой речью. Дети школьного возраста испытывают проблемы с письмом, чтением, не способны составить план действий во время работы.
Характеристика заболевания
Дети с диагнозом “задержка психического развития” не контролируют свои поступки и в большинстве случаев не подчиняются установленным правилам, так как не воспринимают их.
Основной вид деятельности таких детей — игровой, то есть им нравится только играть. В отличие от детей с нормальной скоростью формирования психических процессов, дети с ЗПР не интересуются окружающим миром и быстро теряют интерес к чему-либо.
Речевое развитие и познавательная деятельность заметно снижены из-за слабо развитых логики и абстрактного мышления. Ребёнку трудно выделить признаки того или иного предмета, он часто путает цвета, размеры.
Признаки болезни
Задержка психического развития — это патология, которая в будущем может привести к инфантилизму, поэтому важно как можно скорее выявить признаки отклонения.
Определить наличие ЗПР можно по следующим симптомам:
Симптом |
Описание |
Слабая эмоционально-волевая сфера | Ребёнок игнорирует правила, не осознавая, для чего они нужны. Данный симптом иногда проявляется в виде истерик и агрессии, так как ребёнок не понимает, зачем нужно спрашивать разрешение (чтобы, к примеру, взять чужую вещь). |
Игровая деятельность, не соответствующая возрасту | В играх у детей нет определённого сюжета, их действия носят примитивный характер. Например, в 5-6 лет дети с ЗПР могут механически катать вперёд-назад игрушечную машину, а дети без нарушений развития в этом же возрасте уже интересуются конструкторами, ролевыми играми (“дочки-матери”), строят игрушечные дома. |
Двигательная активность | В случае ЗПР есть 2 разных ситуации, связанных с двигательной активностью ребёнка:
|
Отсутствие бытовых навыков | Дети с ЗПР в отдельных случаях не умеют самостоятельно одеваться, принимать пищу. Некоторые не просятся сами в туалет. |
Трудности в освоении учебных навыков | Ребёнку трудно осваивать чтение, письмо, рисование из-за неусидчивости и невнимательности. Он не желает выполнять задания учителя. Заметить данный признак можно во время подготовки к школе. |
Как происходит общение?
Дети дошкольного возраста с задержкой развития психики чаще всего одиноки, так как им трудно выстраивать отношения со сверстниками из-за трудностей с усвоением правил, а также из-за страха, замедленной реакции и проблем с речью.
Дети без отклонений в развитии очень редко принимают в свою компанию ребёнка с ЗПР; а если ребёнок с ЗПР находится в группе детей, которые развиваются по возрасту, то он с ними почти не взаимодействует. Если 2 ребёнка (здоровый и с отклонениями) играют вместе, то у них почти отсутствует словесное общение.
Школьникам с ЗПР также трудно выстраивать общение со сверстниками — они предпочитают работать в одиночку. В некоторых случаях у ребёнка возникает страх перед коллективом, и он старается избегать его. Для ребёнка школьного возраста также характерна тяга к маленьким детям, так как они лучше принимают его.
Для детей всех возрастов, имеющих задержку психического развития, характерно неумение поддерживать диалог. Они не могут чётко ответить на даже самый простой вопрос, слушать и боятся высказаться в присутствии других людей (особенно незнакомых).
Эмоциональное состояние
В большинстве случаев у детей с ЗПР имеется отставание в эмоциональном развитии, которое выражается в слабости волевых усилий — когда ребёнок не способен сделать над собой усилие, чтобы сделать то, что “надо”.
Также дети с нарушениями развития психики могут иметь излишнюю тревожность, у них легко меняется настроение. Любой повод, даже самый незначительный, может вызвать сильное эмоциональное возбуждение, смех (в некоторых ситуациях неуместный). В разговорах они часто бывают излишне эмоциональны, громко говорят и, в целом, выглядят возбуждёнными.
У школьников младших классов (особенно тех, кто до специальной школы учился в обычной) отмечается низкая самооценка из-за того, что они сравнивают свои успехи с чужими.
Для детей с задержками развития психики характерна неспособность точно охарактеризовать своё эмоциональное состояние в какой-либо ситуации.
Диагностика
Диагностикой и лечением задержки психического развития занимается целая группа врачей: невролог, дефектолог, логопед, психотерапевт. При подозрении на ЗПР сначала необходимо обратиться к неврологу, который после обследования даст направления к другим специалистам.
Во время диагностики врач собирает анамнез, включающий данные о составе семьи, болезнях ребёнка, психологической обстановке, окружающей его. Обязательно учитываются все симптомы, замеченные родителями.
Также невролог проводит с ребёнком беседу, во время которой следит за следующими факторами:
- проявление эмоций;
- речь;
- мимика;
- внимание;
- способность выстраивать примитивные логические цепочки и причинно-следственные связи.
Для более точных результатов диагностики ребёнку предлагаются специальные тесты:
Название методики | Цель | Описание | Результат |
Методика Лиепинь | Оценка распределения и сохранения внимательности. | Ребёнку выдаётся лист, на котором изображены предметы 3 видов: ели, мячи и грибы. Предметы расположены по 8 в каждом ряду.
Для оценки сохранения внимательности ребёнок должен зачеркнуть ряд с мячами. Для выявления нарушений распределения внимания ребёнок должен зачеркнуть ряд с елями карандашом красного цвета, а ряд с мячами — синего. |
Если ребёнок испытывает заметные трудности при выполнении задания и показывает результат ниже 50%, то это свидетельствует о нарушениях развития внимания и наличии ЗПР. |
Тест Когана | Изучение схематического мышления. | Ребёнку предлагается таблица с изображением фигур разных цветов, а также карточки с изображениями тех же фигур и цветов. Тестирование проводится в 2 этапа:
|
Если ребёнок испытывает заметные трудности при выполнении задания и показывает результат ниже 50%, то это свидетельствует о нарушениях развития внимания и наличии ЗПР. |
Узкие специалисты проводят дополнительное тестирование, направленное на изучение развития речи, эмоций, интеллекта.
В некоторых случаях назначаются лабораторные и инструментальные методы диагностики, целью которых является выявление причин задержки развития психики. Могут назначить УЗИ и энцефалограмму головного мозга, генетический тест, анализы крови на наличие инфекций. В редких случаях назначают анализы крови на выявление аутоиммунной патологии, которая может тормозить развитие психики.
Лечение
Задержка психического развития требует комплексного подхода к лечению. Для этого применяют различные методы, целью которых является стабилизация работы нервной системы, активизация мозговой деятельности и стимулирование психических процессов.
Медикаментозная терапия
Основной группой препаратов, назначаемых при задержке психического развития, являются ноотропы.
Они оказывают стимулирующее действие на нервную систему:
- усиливают умственную деятельность и когнитивные функции мозга (память, внимание);
- увеличивают способности к обучению;
- повышают устойчивость головного мозга к гипоксии;
- улучшают микроциркуляцию крови в головном мозге.
Также могут назначить седативные препараты — они оказывают успокаивающее действие, улучшают сон и устраняют избыточное возбуждение.
Выбор препарата зависит от выраженности патологии, индивидуальных особенностей организма ребёнка, наличия органических поражений.
Лечение микротоком
Микротоковое лечение относится к методам рефлексотерапии. Оно заключается в воздействии электрическими импульсами на зоны коры головного мозга. При ЗПР воздействию подвергаются участки, отвечающие за речевую моторику, понимание и повторение слов. Рефлексотерапия проводится курсами 1-2 раза в год по несколько процедур.
В результате лечения у ребёнка происходят следующие изменения:
- улучшается понимание речи;
- развивается фразовая речь и связная диалоговая речь;
- развивается логическое мышление;
- вырабатываются примитивные навыки чтения и письма;
- формируются простейшие бытовые привычки;
- улучшается память и внимание.
Биоакустическая коррекция (БАК)
Биоакустическая коррекция — это современный и инновационный метод воздействия на структуры головного мозга. Он осуществляется с помощью специальной компьютерной программы, которая преобразовывает полученные из энцефалограммы сигналы мозга в звук.
Таким образом, пациент через наушники слушает собственный мозг. При обратном воздействии звука на нейроны мозга происходит саморегуляция организма и восстановление нормального функционирования нервной системы. Процедуры также проводятся курсом.
Занятия с логопедом и дефектологом
При лечении задержки психического развития обязательно проводятся логопедические занятия, направленные на устранение проблем с речью.
Для этого применяются:
- пальчиковые игры с целью развития мелкой моторики;
- артикуляционная гимнастика для улучшения произношения звуков;
- игры на развитие слуха;
- игры на звукоподражание;
- логоритмика (представляет собой систему двигательных упражнений совместно с речевой активностью).
Занятия обязательно проводятся в игровой форме — так ребёнок легче усваивает материал без капризов и истерик. Также специалист проводит логопедический массаж, который способствует активизации работы лицевых и шейных мышц. В результате этого происходит стимулирование мимики, жевательных движений и закрепление речевых рефлексов.
Работа с дефектологом направлена на развитие логического мышления и усвоение основных понятий: цветов, размеров, форм. Проводятся игры на объединение предметов и изображений по группам, в зависимости от перечисленных понятий. Также занятия с дефектологом помогают повысить концентрацию памяти и внимания у ребёнка, улучшить его усидчивость, сформировать бытовые навыки.
Занятия с детским психологом
Консультации и специальные занятия с психологом необходимы, если ЗПР у ребёнка связана с психологическими травмами, хроническим стрессом, неблагоприятной обстановкой в семье, отсутствием налаженного контакта с родителями.
Психолог помогает ребёнку мягко преодолеть последствия стрессовых ситуаций, а также повысить эффективность основного лечения. Психолог обязательно должен побеседовать с родителями ребёнка и объяснить им причину задержки развития психики и способы устранения этих причин.
Остеопатия
Остеопатия относится к методам альтернативной медицины и заключается в воздействии на ткани и структуры тела пациента. Врач-остеопат помогает вернуть структурам их физиологическое положение, убрать “зажимы” и “блоки” в теле и, самое главное, выявить причину той или иной патологии и устранить её.
Во время работы врач обследует тело пациента руками на наличие излишнего напряжения мышц и связок, смещения костно-хрящевых структур или органов, натяжения сухожилий, замедленного кровотока. Процедуры остеопатии особенно полезны для тех детей, у которых ЗПР является следствием травм, в том числе родовых.
В результате воздействия на определённые точки тела, у ребёнка стабилизируется работа нервной системы и психики, налаживается обмен веществ в организме, ускоряются нейрогуморальные процессы.
Творческие занятия
Занятия творчеством помогают повысить и закрепить результат лечения и улучшить моторику ребёнка. В качестве таких занятий можно выбрать собирание пазлов и конструкторов, лепку и рисование.
Дополнительно можно придумывать игры на угадывание звуков, голосов животных и звучания музыкальных инструментов. Хорошо зарекомендовала себя сказкотерапия, так как она помогает расширить сознание и фантазию, проявить творческие способности.
Также при задержке психического развития полезны занятия гимнастикой, танцы, подвижные игры. Особенно актуально это для тех детей, которые имеют низкий уровень двигательной активности. Перечисленные занятия способствуют укреплению мышц ребёнка, развитию у него физических навыков, улучшению общей моторики.
При занятиях творчеством и спортом могут быть привлечены родители — это способствует укреплению контакта ребёнка с мамой и папой, формированию навыков общения. Также присутствие рядом родителей помогает ребёнку успокоиться.
Прогноз
Задержка психического развития — это не приговор. При своевременном обращении к специалисту и раннем начале лечения шансы того, что ребёнок сможет догнать по уровню развития своих сверстников и с успехом учиться в обычной школе, существенно повышаются. Если ЗПР не вызвана органическим поражением ЦНС, то патологию можно вылечить в короткое время.
К 6-7 годам жизни ребёнка шансы полностью вылечить ЗПР минимальны, и тогда он будет испытывать трудности при учёбе в обычной школе. Для таких детей существуют специальные коррекционные классы, в которых имеется небольшое количество учеников (не более 12 человек) и к ребёнку осуществляется индивидуальный подход. Занятия в таких классах проводят педагоги-дефектологи.
При лечении ЗПР важно следовать всем рекомендациям врача, создать благоприятную обстановку дома (чтобы исключить стрессы и травмирование психики ребёнка), больше общаться с ребёнком и заниматься с ним творческой и активной деятельностью.
При этом не нужно чрезмерно опекать ребёнка — важно давать ему быть самостоятельным для формирования бытовых привычек и навыков, но всё равно его следует поддерживать. Необходимо только направлять ребёнка и при необходимости корректировать его действия.
Выявленную задержку психического развития необходимо лечить. Важно вовремя обнаружить симптомы патологии и не запускать ситуацию, так как в будущем это приведёт к тому, что ребёнок не будет обладать бытовыми навыками, не сможет нормально обучаться и общаться с людьми.
Видео о ЗПР
О задержке психического развития у детей: