Импринтинг– это вид запоминания и обучения, в котором полученная информация мгновенно усваивается и сохраняется на всю жизнь. Впервые это явление в психологии было описано Дугласом Сполдингом, а термин ввел Оскар Хэйнрот. В переводе с английского «импринтинг» означает «запечатление, впечатывание».
Определение, что это такое
Понятие «импринтинг» приобрело известность в психологических кругах после экспериментов Конрада Лоренца с утками. Исследователь выяснил, что только что вылупившиеся однодневные утята заняты поиском матери, за которой им необходимо следовать. Но оказалось, что образом для них становится не именно утка, а любое движущееся тело. Так утята принимали за мать первый движущийся предмет, который они увидели. После этого пернатые уже не воспринимали настоящую утку как материнскую фигуру.
Импринтинг в психологии – это опыт или цепь жизненно важных опытов прошлого, которые сформировали у человека некоторые убеждения (Р. Дилтс). К.Лоренц считал, что импринты – это структуры в мозге, определяющие способ восприятия и переработки информации, ответной реакции на стимулы.
Итальянский ученый Д. Майнарди рассматривал импринтинг как свойство не только животных, но и высших позвоночных, в том числе человека. Однако, он отмечал, что у людей данная функция представлена не аналогично запечатлению животных, но близко к нему. Д.Ф. Денисов утверждал, что импринтинг у животных – это признание и выбор родителя, половых партнеров, местности проживания, а у человека – первый опыт культурной жизни.
В.К. Вилюнас, Р.А. Киселев, Т.А. Титова, отмечали, что импринтинг – это способ автоматического обучения. С.Ф. Денисова, В.В. Чешев, Л.М. Дмитриева писали, что в процессе запечатления рождаются новые смысловые и ценности структуры. А.Г. Понугаева в своих исследованиях указывает, что людям присущ скорее нравственный импринтинг – усвоение поведения, которое отражает духовные ценности культуры.
Признаки
Импринтинг в психологии – это процесс, который обычно происходит в раннем детстве. Однако, известны случаи и более позднего запечатления. Результаты этого процесса носят необратимый характер и с большим трудом поддаются дальнейшему изменению.
Импринтинг характеризуется следующими признаками:
- происходит быстро, после единственного соприкосновения с объектом;
- не требует какого-либо вида подкрепления;
- случается в ограниченный (часто кризисный) временной промежуток;
- является необратимым;
- связан с культурными явлениями;
- влияет на всю последующую жизнь.
Для какого возраста характерен
Психологи не имеют единого мнения о том, в каком именно возрасте происходит первое запечатление. Исследователи новорожденных детей Ж. Цареградская, М.Оден, Г. Дик-Рид считали, что существует период в несколько часов, когда ребенок открыт к импринтингу. Это мнение критикуется рядом других ученых, так как полагается на знания зоопсихологии, тем самым отождествляя человека и животных.
Гипотеза психоаналитика Дж. Боулби, исследовавшего теорию привязанности, гласит, что критический период длится не несколько часов. По его мнению, этот промежуток продолжается до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно передвигаться и идти за значимым взрослым.
Боулби выделяет несколько фаз, когда человек подвержен импринтингу:
- С рождения до 3 месяцев. Младенцы в этом возрасте неразборчиво реагируют на людей одними и теми же способами. Они любят слушать человеческую речь, рассматривать лица людей с близкого расстояния. Позитивным откликом ребенка считается гуление, лепет, социальная улыбка. Вначале они распространяются на всех контактирующих с малышом, а позже ребенок реагирует уже на конкретный знакомый объект.
- С 3 до 6 месяцев. В этот период младенцы становятся избирательны в контактах и фокусируют внимание на знакомых лицах. Так дети перестают улыбаться незнакомцам, а просто наблюдают за ними. Гуление, плач и другие виды невербального общения ребенок проявляет только в присутствии тех, кого он знает. Кроме того, с 5 месяцев дети начинают тянуться к знакомым людям, хватать их.
- С 6 месяцев до 3 лет. С полугода у ребенка проявляется привязанность к определенному взрослому, родителю. В то же время наблюдается страх незнакомцев и страх разлучения с матерью, на который дети реагируют громким плачем. Также в это время ребенок начинает активно ползать и ходить – осваивать окружающий мир, наблюдая за взрослым, не упуская его из поля зрения. Именно так выражается импринтинг на определенного человека.
- С 3 лет до окончания детства. После 3 лет влияние объекта запечатления на ребенка снижается. Родитель перестает быть объектом следования и постепенно становится партнером в отношениях.
Следовательно, младенцы и дети раннего возраста подвержены импринтингу с того момента, когда выделили значимого знакомого взрослого из всего множества контактирующих с ним людей. Именно этот человек становится объектом следования и влияет на возможные запечатления ребенка.
В школьном и подростковом возрасте дети выходят за границы семьи, поэтому персон для запечатления становится больше. Так примером для подражания становятся сверстники и другие взрослые.
Механизм
Импринтинг в психологии – это переходный механизм между условным рефлексом и инстинктом Исследователь Г. Хорн проводил эксперименты над животными, в результате которых выяснил, что у каждого вида в нервной системе имеется врожденная склонность к запечатлению.
В действие ее приводят зрительные, обонятельные или другие чувственные раздражители. После введения особи определенного вещества на радиографах прослеживали участок мозга, ответственный за формирование импринтинга. Оказалось, что эта область — медио-вентральный гиперстриатум.
Чем меньше генетически сформированных программ, тем сильнее запечатление влияет на жизнь. У человека, в отличие от животных, практически нет встроенных генетических программ. Поэтому в начале жизни импринтинг имеет большое влияние на последующее развитии основ поведения, восприятия действительности.
Запечатление в прошлом использовалось для демонстрации подрастающему поколению ценностей, социальных норм. Обычно это происходило в процессе инициаций – ритуалов посвящения, которые сопровождались стрессовым состоянием участников. Так в ходе посвящения транслировались эмоциональные образы, которые содержали смысловые и культурные нормы конкретного коллектива.
По мере взросления происходит наложение запечатлений, они начинают влиять друг на друга. Под воздействием свершившегося импринтинга развивается способ восприятия окружающего мира, людей, на который человек опирается в жизни.
Основные запечатления
Импринтинг– это не обязательно негативное событие, влияющее на жизнь человека. Запечатление играет роль в усвоении социокультурных, нравственных, гендерных норм поведения. Исходя из этого, в психологии выделяют разные виды импринтинга.
Оральный
З. Фрейд называл рождение человека первой психологической травмой, первым кризисом. Поэтому послеродовый импринтинг называют первичным или оральным. Название возникло из-за способа питания новорожденного. Материнское молоко, грудь являются единственным источником жизни младенца. Мать дарит ощущение уюта и безопасности.
Территориально-эмоциональный
Позже с освоением территории ребенок отделяется от матери исследует окружающий мир. Разбрасывание игрушек рассматривается как «метка» своего личного пространства. Взрослые люди проявляют территориально-эмоциональный импринтинг через переезд на новое место жительства, покупку недвижимости, земли.
Семантический или вербальный
Речевое или вербальное запечатление являет собой развитие и понимание речи ребенка. От усвоения этого вида импринтинга зависит мышление человека, способность к коммуникации. Примером вербального импринтинга служит исследование Ж. Годфруа. В 114 исследуемых языках содержится до 85 фонем, 75 из которых младенец осваивает за первый год жизни. Но принимаются и одобряются из них только употребляемые в конкретном языке, на котором говорит родитель.
Социополовой
Социальный импринтинг формируется на примере основных ценностей, взаимоотношений между людьми. В общении запечатление может быть как положительным, так и отрицательным. Именно в контакте с другим человек невольно впитывается информация о деятельности или поведении в обществе. Импринтинг также выходит из подражания значимым персонам. Запечатления на социальном уровне влияют на все аспекты жизни человека – способности, увлечения, выбор партнера, тип общения в семье.
Кроме того, механизм импринтинга лежит в основе гендерного поведения, то есть имеет связь с половой идентификацией человека. В связи с этим в чувствительные периоды ребенку необходимо общение со значимым взрослым своего пола. Это дает возможность сформировать адекватный паттерн поведения согласно половой принадлежности.
Последствия
Импринтинг в психологии – это важный механизм, влияние который может негативно сказаться на развитии психики человека. Если в момент запечатления ребенка разделить с матерью или значимой взрослой фигурой, то нарушится естественный ход психического роста. В последствии у малыша могут возникнуть агрессивные тенденции, появятся проблемы с общением.
Родителям важно осознать, что импринтинг происходит на подсознательном уровне и срабатывает автоматически. Поэтому по возможности необходимо уменьшить уровень стресса в семье. Усвоенные шаблоны поведения человек раскрывает после 20-25 лет. Для снижения их влияния на жизнь или изменения паттернов, заложенных во время импринтинга, необходима помощь психолога или психотерапевта.
Событие, вызывающее импринтинг может случиться и во взрослом возрасте. Происходит это в момент, когда психика наиболее уязвима и чувствительна к раздражителям. Прецедент, который в итоге запечатлевается, остается с человеком на всю жизнь и внедряется в нормальное повседневное поведение, становится часть личности человека. Поэтому важно, чтобы в кризисные моменты рядом было любящее и поддерживающее окружение.
Запечатленные события могут также создавать целые системы, накапливаясь и накладываясь на более ранний опыт импринтинга. Человек ощущает это как безысходность, недееспособность, чувствует себя «в тупике».
Психологи в своей работе с импринтами используют различные методики и подходы для нейтрализации негативного влияния запечатлений. Л. Кэролл объясняет этот процесс через метафору: «Если вода в шланге постоянно под давлением, то для контроля этого давления необходимо установить разбрызгиватели. Следовательно, чтобы что-то контролировать или убрать – нужно добавить что-то дополнительное». Р. Дилтс говорит о том, что негативные воздействия импринтов снимает нейролингвистическое программирование.
Психологические теории и школы
Исследованием темы импринтинга занимались зоопсихологи, этологи, психологи и специалисты из смежных научных течений. Знания о запечатлении животных способствовали появлению нескольких теорий импринтинга, которые изучали это явление в жизни человека.
- Генетическая предрасположенность в сочетании с внешними стимулами. К. Лоренц выяснил, что несмотря на врожденную предопределенность некоторых функций, для их раскрытия им необходим стимул внешней среды. То есть, импринтинг происходит только при сочетании этих факторов. Ученый считал, что запечатление – это эволюционный переход от врожденных особенностей к обучению.
- Синтез белков и изменение структуры синапсов. С. Роуз и его коллеги проводили эксперименты с цыплятами. В их результате они выяснили, что в процессе импринтинга участвуют протеины. Их количество продолжает увеличиваться в мозге еще несколько часов после демонстрации стимула, и изменяет синаптическую структуру.
- Структура нейронных связей. Биолог Р. Симон выявил, что запечатление модифицирует ткань мозга. Он писал, что импринты (энграммы) – это биологическое проявление памяти, которое меняет нейронную ткань в ходе научения.
- Уязвимость импринтов в нервной системе. Х. Сильва утверждал, что не все импринты являются ведущими. Работа нервной системы, по его мнению, состоит в том, чтобы проверять, отсеивать ненужные образы, и выбирать именно те, которые помогут выжить в конкретном обществе.
- Моделирование. Р. Дилтс, нейролингвистический психолог, указывал, что запечатленные образы детско-родительских отношений позже моделируются не только в контакте выросших детей со своими детьми, но и с другими окружающими людьми.
- Запечатление в системе конденсированного опыта. С. Гроф описывал конденсированный опыт как опыт человека, усвоенный в разные периоды его жизни. В связи с этим, импринтинг рассматривается как оживление части предыдущего опыта, которая вызывает положительные или отрицательные эмоции. Они в свою очередь влияют на поведение человека, его восприятие мира.
Психолог Т. Лири вывел теорию контуров. Контурами он называл уровни (импринты), которые сознание проходит по мере своего развития.
Контур | Описание |
Биовыживательный | Развивается в раннем возрасте, когда ребенок определяет для себе безопасные и опасные места. В будущем прохождение этого этапа влияет на уверенность, стремление к исследованию мира, независимость. Биовыживательный контур во враждебной ситуации срабатывает как условный рефлекс. |
Эмоционально-двигательный | Начинается с момента, когда ребенок начинает ходить. Этот этап отражает борьбу за место в семье. Запечатление здесь сохраняется на всю жизнь и влияет на поведение во взрослом возрасте. Эмоционально-двигательный этап определяет уровень статуса человека, уверенность в себе, силу Эго, главенство или подчинение в поведении. |
Ментально-манипуляционный | Возникает в период осмысления речи. Здесь возникают импринты, которые влияют на количество усваиваемой информации и скорость мыслительных процессов. Во взрослой жизни контур воздействует на качество речи, быстроту соображения, двигательную ловкость. |
Сексуально-социальный | Формируется в подростковом возрасте. Влияет на усвоение морали, нравственно-духовных ценностей, формирует отношение к культуре, политике, семье. Запечатление в будущем определяет нравственность, порядочность, покорность, стиль родительства. |
Контур наслаждения | Стадия осознания тела как объекта, приносящего наслаждение. Выражается в духовных и физических практиках (йога, гипноз, шаманизм). |
Контур экстаза | Отражает контроль тела нервной системой. Человек испытывает экстатические переживания, понимая возможности собственного тела и способность им управлять. |
Нейрогенетический | Отражает все этапы эволюции человека. Отвечает за необычное в жизни человека (мистические видения, сны наяву). |
Импринтинг в психологии – это бессознательно усвоенная форма поведения. Запечатления происходят в основном в детстве и влияют на всю последующую жизнь. Импринтинг может случиться и во взрослом возрасте, поэтому стоит снижать уровень стресса и заботиться в психическом здоровье.
Видео об импринтинге
Импринтинг. Эффект первого впечатления: