Индивидуализация, или индивидуация, это термин в психологии, которое впервые ввел в обиход К. Юнг. Он же разработал изначальную концепцию, и он же изучал этот процесс первым. Его предшественниками можно считать ученых В. Штерна и Ф. Гальтона, которые первыми начали изучать само явление индивидуальности.
Что это, определение
Индивидуализация в психологии – это понятие, которое имеет несколько определений. В целом, они очень друг на друга похожи, но между ними все же существуют некоторые различия.
В целом, это психологическое формирование личности, в процессе которого развиваются ее собственные способности, черты и уникальные особенности. Понятие связано с необходимостью человека оставаться полноценной частью общества, но при этом выделяться и отличаться от других.
Разные специалисты, тем не менее, дают немного разные определения понятию, а иногда и совершенно неподходящие к изначальному смыслу слова.
Чье определение | Как сформулировано |
В. И. Слободчиков, российский психолог | Определяет индивидуацию как присвоение тех существующих в окружении ценностей, которые не противоречат собственной позиции и мировоззрению человека. В процессе следует преодолевать не имеющие смысла групповые ограничения, бороться с чужими оценками и стереотипами, не полагаться на чужое мнение и противостоять внешнему давлению. В итоге человек должен научиться отказываться или принимать то, что предлагает ему окружающий мир. |
С. Кьеркегор и гуманистическая психология | В гуманистическом направлении психологии рассматривают индивидуализацию так, как предложил С. Кьеркегор, то есть как усилие, предпринимаемое, чтобы быть самим собой. С другой стороны, ее определяют и как путь к формированию собственной личности. Задача человека в процессе развить все свои особенности, в том числе и те, которые общество считает отрицательными, «острыми углами». Согласно такому взгляду, личность не должна поддаваться общественному давлению и отказываться от себя. |
В экзистенциальной психологии | Индивидуацию определяют, как овладение собственной жизнью, реализацию и поиск своего смысла жизни или предназначения, а также овладение миром и возможностями, которые он предоставляет. |
Рена Бранч и Роб Уилсон в книге о когнитивно-поведенческой терапии | Они определяют индивидуализацию так, как принято в данной школе психологии. Они описывают этот процесс как когнитивное искажение, которое подразумевает ошибочное связывание с собой событий, никак с человеком не связанные.
Например, человек может решить, что кассир в магазине ему не улыбнулся, потому что с ним что-то не так. При этом, у него даже не возникнет мысли, что это может быть конец смены и отсутствие улыбки, это не личная неприязнь, а признак усталости. Не менее распространенный случай, когда мимо проходит смеющаяся компания и человек думает, что они смеются над ним. И ни на секунду не допускает вероятности, что причина смеха может быть в шутке на никак не связанную с ним тему, которой он просто не слышал. |
К. Юнг проработал понятие индивидуации глубже и шире остальных. Поэтому его теорию стоит рассматривать отдельно.
Теория Юнга
Несмотря на то, что в определенный период жизни Юнг сотрудничал с З. Фрейдом, он не разделял его взглядов на развитие человека. Во-первых, он не придает особенного значения детским психосексуальным конфликтам и не считает, что они определяют все поведение индивида. Во-вторых, Юнг не считает, что детство, это решающий период формирования поведенческих моделей.
Если сформулировать очень коротко, то, согласно его теории, индивидуализация, это соединение бессознательного и сознательного опыта. Юнг понимал процесс, как разделение, построение и конкретизацию своей сути. Он должен проходить так, чтобы человек мог выяснить, кто он и развить свою личность.
И в юнгианской психологии, и в других концепциях, индивидуация это противоречивый процесс, так как включает в себя соединение противоположностей. По теории Юнга, такие конфликты и противоречия связаны с противоборством сознательного и бессознательного, а также коллективностью и индивидуальностью.
Основа становления личности Юнг считал эго, из которого происходит постепенное понимание аспектов, ранее отрицаемых, а затем и их принятие. При этом важно не отождествляться с ними, отличать их от себя.
В результате отдельные стороны личности будут приняты в первую очередь. Затем, в результате внутренних усилий, подавленный эмоциональный опыт. В итоге он должен быть проанализирован на адекватность, возможный конфликт и опыт травм. После этого человек принимает часть коллективного бессознательного и добавляет к своему развитию культурно унаследованные архетипы.
Несмотря на то, что Юнг не считал, что весь процесс проходит в детстве и юности, он не отрицал, что частично индивидуация связана с биологическим развитием человека. Это выделено в отдельную концепцию. Согласно ей, каждая фаза длится около 10-ти лет и не заканчивается с окончательным взрослением.
- Рождение эго. Обычно происходит в возрасте около 3-х лет. До этого момента не было осознания себя как отдельной личности.
- Достижение половой зрелости. На данном этапе человек стремиться отделиться от окружающих и начинает искать свою идентичность.
- Адаптация к своей роли и принятие себя. Обычно этот период связан с ранней юностью.
- Поиск смысла самости. На нем, предположительно, индивидуализация заканчивается. Обычно этап связан с достижением среднего или пожилого возраста.
Но на практике, весь цикл, не считая самого начального этапа, может повторяться, несколько раз в течение жизни. Это будет связано уже не с биологическими изменениями человека, а с меняющимися жизненными обстоятельствами, получением новых знаний или переосмыслением уже имеющихся ценностей.
Общая концепция
Индивидуализация в психологии – это, если брать понятие в общем, это процесс становления человека независимым. Он приобретает целостность личности и обретает способность к автономности. В ходе индивидуации должны быть развиты разные психические способности, которые проявятся не сразу, а по мере роста человека.
Согласно общепринятой концепции, индивидуация больше всего заметна в подростковом возрасте, когда человек отделает себя от родителей и формирует собственную идентичность и сущность. Тем не менее без связи с культурной средой и семьей процесс невозможен, так как нет никакой отправной точки. Даже если в итоге человек станет отрицать все, что принято в его родной культуре и семье, изначальные взаимоотношения с ними необходимы, иначе будет нечему противопоставлять свои взгляды.
Цель процесса
Индивидуализация необходима для того, чтобы ребенок развивался и стал в итоге самостоятельной уникальной личностью. Работа, связанная с реализацией потенциальных способностей ребенка и его скрытых талантов, направлена именно на это. Если воспитанникам предоставляют определенную долю самостоятельности при достижении желаемого или в принятии решений, то это поможет в будущем выстраивать собственный жизненный путь, так как все необходимые для этого навыки уже будут получены.
К. Юнг, а потом и последователи его школы психологии, полагал, что в процессе индивидуации человек преодолевает чуждые ему и навязанные принудительно архетипы. И основной целью основоположник юнгианского психоанализа считал достижения равновесие психики.
Этапы процесса
В психологии большинство процессов описывают как поэтапное движение к цели. И индивидуализация – это не исключение. В данном случае необходимы 4 основных фазы и 1 завершающая. В процессе человек наполняет свое бессознательное и сознательное, а затем объединяет внутренние противоположности, такие как тень и личность или бессознательное и сознательное. Это происходит до тех пор, пока не получается стать «самим собой».
- Первый этап, отказ от себя, приближение к бессознательному в первый раз. Это происходит тогда, когда человек осознает, что его сознание, это не все бытие. Он начинает замечать и отслеживать импульсы и желания, а также невыраженные потребности психики. Человек понимает, что есть большая часть его личности, которую он игнорирует и пытается ее понять и приблизится к ней.
- Следующий этап, встреча со своей тенью. Это происходит после того, как человек осознает, что в нем есть нечто большее, чем то, что ему знакомо. Он обнаруживает, что есть нечто бессознательное, набор черт, которые обычно считают негативными и отвергают. Их чаще всего проецируют на окружающих. Так человек осознает свое двойственную природу и наличие тени. Это позволяет индивиду чувствовать себя отдельным существом, но связанным с внешним миром. Как только существование тени признают, ее начинают оценивать, но без осуждения, несмотря на то, что некоторые подсознательные человеческие побуждения и желания социально не одобряемы. Цель на этом этапе развития не подчиниться своим импульсам, а принять свою теневую сторону как часть личности и перестать отрицать ее существование.
- Третий этап, встреча с анимой или анимусом. Так, для женщины в этой фазе необходимо принять свой анимус, то есть мужской архетип, который традиционно отвечает за жизненную силу, разум, мудрость и энергичность. Мужчине следует интегрировать в свою личность аниму, свою противоположность, ответственную за выражение эмоций, привязанность, чувствительность. Эти архетипы обычно часть культурного наследия. Они в подсознании часто принимают облик, наилучшим образом соответствующий разным граням понятий «женственность» или «мужественность» принятым обществом. Некоторые психологи юнгианской школы говорят о том, что взаимоотношения женщины с анимусом и мужчины с анимой идентичны их отношениям с противоположным полом. Другие воздерживаются от таких формулировок, и считают такое положение вещей возможным, но не обязательным для всех без исключения.
- Последняя фаза, принятие светлого архетипа. После того как освещены темные, отрицаемые стороны личности, понимание самих себя становится глубже и шире. Это может вызывать чувство всемогущества, граничащее с самолюбованием. Тем не менее на данном этапе развития нет оторванности от реальности и человек способен увидеть, что его способности не безграничны. Именно в этой фазе появляется мудрость, и способность придавать особое значение самоанализу.
- Заключительная стадия, совпадение противоположностей. Окончательное формирование личности, появление «я». Процесс завершается, когда противоположности совпадают или хотя бы оказываются полностью принятыми. Для этого этапа характерно отсутствие противоречий во всех аспектах человеческой индивидуальности. В результате субъект становится цельным, самодостаточным, самостоятельным и даже может формировать свою этическую систему.
Из-за меняющихся внешних обстоятельств, получения ранее недоступной информации, накопление жизненного опыта и других факторов, осознанная индивидуация может продолжаться всю жизнь и каждый ее этап может повторяться несколько раз. Частично это объясняет, почему в 30 лет у человека были одни взгляды, и он был одной личностью, а в 60 лет может стать своей полной противоположностью.
Значение в формировании личности
Согласно юнгианской школе психологии, индивидуализация, это несколько взаимосвязанных изменений. Они необходимы для достижения так называемой середины личности, то есть переходной точки, после которой становится возможно войти в контакт с бессознательным и сознательным.
Основное значение идеи индивидуализации заключается в том, чтобы человек смог объединить разные аспекты психики и личности, и, тем самым, приобрел собственный, неповторимый характер.
Быть свободными и развивать личный взгляд на мир и образ действий, а не просто следовать разработанным другими схемам, человеку позволяет именно индивидуализация.
Благодаря ей становится возможным:
- появление увлечений, отличных от ожиданий ближайшего окружения;
- создание удобного для человека образа жизни, не обязательно такого, какой пытались привить в детстве, в процессе воспитания;
- выбора круга общения по собственному желанию.
Результатом завершенного процесса индивидуации является принятие или отрицание своих различных черт и способность их ценить. Даже те, которые кажутся нежелательными. В юнгианской школе психологии скрытые, нежелательные и отвергаемые черты называют тенью, а демонстрируемую часть себя, называют личностью.
Условия осуществления
Индивидуализация в психологии – это сложный процесс, который лучше всего изучил К. Юнг. Поэтому условия ее осуществления принято рассматривать в том ключе, в каком предлагал сам исследователь.
Существует 3 условия или признака, по которым можно определить, благополучно ли прошел процесс:
- Вне общества и без коллективных взаимоотношений индивидуация успешно пройти не может. Только взаимодействие личности с социумом делаем возможным, с одной стороны, усвоить принятые в данном сообществе нормы, принципы и ценности. И, с другой стороны, принять только те установки, которые определенному человеку ближе, а не все без исключения.
- Процесс был направлен на развитие и формирование личности человека и ни на что другое. Он должен привести индивида к пониманию черт и особенностей, присущих только ему. Это дает возможность объективно оценить, как чужие возможности и действия, так и свои собственные.
- Индивидуация подразумевает и отражает то, как и в какой степени человек противопоставляет свое мировоззрение социальным нормам, которые не являются безусловно ценными. Например, в светском государстве каждый может принимать или не принимать ту религию, которой придерживаются его ближайшее окружение.
Основа индивидуализации, это признание уникальности любого человека, его неповторимости, обязательной свободы и права выбора. Без этого полноценное завершение процесса невозможно.
Варианты реализации
Индивидуализация в психологии – это процесс, который никогда не происходит одинаково у разных людей. Тем не менее существует 2 основных варианта, как он может проходить.
Первый путь – самопроизвольная индивидуация. Такой вариант подразумевает непрерывный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Наиболее активно он происходит у подростков и детей, именно тогда человек начинает выделять себя на фоне других и стремится делать это как можно более заметно. Таким способом индивид получает первый социальный опыт, который позже можно будет использовать для самоанализа и анализа окружающей среды.
Второй метод – индивидуация через анализ. Это характерно для зрелого возраста. Основа процесса, это стремление разобраться в себе и человеческой природе. Он происходит при помощи наблюдений, различных механизмов рефлексии и анализа.
В психологии изучают многие процессы, связанные с формированием личности. Один из них – это индивидуализация. Несмотря на то, что этим термином не все школы обозначают то же явление, что юнгианский психоанализ и ему подобные направления, он без него трудно было бы обозначить процесс приобретения человеком специфических черт личности и характера.
Видео об индивидуализации
Индивидуализация и социализация: