Экспериментальным путём замечено, что в некоторых случаях люди демонстрируют более низкие показатели работоспособности и эффективности труда при выполнении задач разной сложности, когда за ними кто-то наблюдает. В психологии этот феномен получил название «ингибиция».
Ингибиция — снижение активности и эффективности труда человека в результате присутствия посторонних Наблюдателей.
Толкование слова «ингибиция» в русских словарях сводится к замедлению или прекращению каких-либо реакций, процессов, активности личности в результате присутствия посторонних людей.
Противоположным этому понятию является термин фасилитация – эффект, при котором активность и результативность деятельности личности возрастает, когда рядом с ней находятся иные люди.
Данные особенности поведения были обнаружены на рубеже ХIХ-ХХ вв., и позволили с точки зрения психологии объяснить, почему одни люди более эффективны в командной работе, а другие в индивидуальной.
Понятие ингибиции в психологии
Слово «ингибиция» имеет латинское происхождение (от «inhibere») и в буквальном переводе означает останавливать или сдерживать.
Под социальной ингибицией понимается процесс снижения результативности и эффективности деятельности индивида, когда рядом с ним находится кто-то еще и наблюдает за тем как он выполняет те или иные действия.
При данном явлении отмечается снижение продуктивности выполняемой работы, уменьшение скорости и качества выполнения заданий в присутствии посторонних людей, даже в том случае если эти люди не существуют на самом деле, а являются воображаемыми самим человеком.
Возникновение социальной ингибиции связывают:
- со страхом получения оценки, что усиливает у индивида нарастающее чувство тревоги в присутствии других людей;
- с общим числом людей, присутствующих при осуществлении человеком той или иной работы. Чем больше людей находится рядом, тем сильнее проявляется приступ ингибиции;
- с рассеянностью, снижением общего внимания и способности концентрироваться на чем-либо;
- с ухудшением концентрации на выполняемом задании из-за отвлечения внимания на реакцию окружающих.
Причины социальной фасилитации и ингибиции
Рассматривая социальную ингибицию, нельзя не остановится на противоположном понятии – фасилитации. Оба этих явления тесно переплетены между собой, хоть и являются абсолютно противоположными.
При фасилитации, в отличие от ингибиции, во время групповой работы отмечается улучшение трудоспособности и повышается рабочая эффективность.
Проводимые исследования по изучению 2-ух этих феноменов выявили, что:
- около 40% людей при выполнении работы в присутствии других больше склонны к активизации своей деятельности — социальной фасилитации;
- примерно 20% людей в обществе регулярно сталкиваются в своей жизни с ингибицией;
- еще 40% индифферентны, то есть результаты их деятельности и рабочей активности никак не зависят от присутствия либо отсутствия иных людей рядом при выполнении ими конкретных задач.
Ингибиция в психологии – это неспособность человека максимально раскрыть свои трудовой и творческий потенциал в ситуации, когда рядом присутствуют посторонние люди. Причинами развития данного феномена является боязнь оценок окружающих и страх перед совершением ошибки.
Причинами возникновения фасилитации являются усиление чувства конкурентной борьбы и уверенность в выполняемых действиях.
Фасилитация и ингибиция напрямую зависят от социально-психологических качеств индивида и оба этих явления в равной мере могут проявляться у одного и того же человека в зависимости от обстоятельств.
Фасилитация чаще наблюдается, когда человек сам выполняет прилюдно или совместно с группой хорошо знакомые ему операции. Психологи отмечают, что фасилитация чаще всего проявляется, когда люди выполняют более простые механические задания.
Если же человек сталкивается с ранее незнакомой операцией или задачей (особенно интеллектуального характера), то скорость её выполнения или разрешения будет падать, что связано с повышающимся уровнем тревоги и переживаниями, связанными с опасениями, что что-то пойдет не так.
Многочисленные исследования и наблюдения показали, что фасилитация и ингибиция возникают бессознательно, но при этом существует ряд факторов, которые оказывают влияние на силу или степень реакции.
А именно:
- общее число окружающих людей – массовая аудитория в большей мере влияет на индивида;
- взаимоотношения в группе – при наличии антипатии ингибиция может приобретать крайние формы, а фасилитация снижаться. Если же климат внутри группы благоприятный, то ингибиция может проявляться умеренно, а фасилитация – усиливаться;
- половая принадлежность большей части группы – если в коллективе преобладают женщины, то любой человек, вне зависимости от пола, будет в большей мере теряться и проявлять себя неэффективно, чем, если бы в той же ситуации его оценивали в том же количестве представители мужского пола;
- настроение – при хорошем расположении духа у человека усиливается фасилитация, а при плохом ей на смену приходит ингибиция;
- уровень подготовленности индивида – при отсутствии опыта или должной практики человек будет демонстрировать лучшие результаты в ситуации, когда он имеет возможность выполнять задание в одиночестве. С приобретением опыта присутствие других людей уже не будет вызывать снижение работоспособности и ингибицию.
Феномен фасилитации зафиксирован исследователями не только у людей, но и у животных. Так, например, исследователями было замечено, что муравьи в присутствии наблюдателей своего вида начинали быстрее рыть песок, куры и цыплята клевать больше зерен.
В то же время характерно для животного мира и проявление социальной ингибиции. В ходе экспериментов было установлено, что попугаи, зяблики и тараканы терялись при прохождении лабиринтов, когда за ними наблюдали иные особи.
Истоки феномена
Ингибиция в психологии – это невозможность человека работать продуктивно и высококачественно в присутствии сторонних наблюдателей.
Первым исследователем, которого заинтересовал эффект воздействия зрителей на поведение и переживания людей, выполняющих публично поставленную перед ними задачу, был психолог из американского института Норман Триплет.
Являясь фанатом велогонок, он сделал интересное открытие, когда обнаружил, что участники демонстрируют лучшие результаты, когда состязаются группами в сравнении с одиночными заездами.
Для подтверждения своей гипотезы он поставил похожий эксперимент в иной среде – среди детей, задачей которых было как можно быстрее намотать леску на катушку удочки. Результаты такого опыта были аналогичны ранее полученным им наблюдениям за велосипедистами.
При наличии соисполнителей дети справлялись с заданием лучше, чем когда выполняли его в одиночестве.
Дальнейшие исследования в этом направлении показывали, что, находясь в коллективе, люди быстрее справляются с решением простых заданий, например, таких как умножение чисел, вычеркивание из текста одинаковых букв.
Триплет объяснял этот феномен тем, что подобное соперничество помогает активизировать скрытую энергию, которая никак не проявляется, если человек действует в одиночку.
Однако при дальнейшем изучении феномена было установлено, что присутствие сторонних наблюдателей вовсе не всегда оказывает положительное влияние на работоспособность человека.
Определенные эксперименты показали, что в ряде случаев качество выполнения каких-либо задач, как умственных, так и физических, может резко снижаться в присутствии иных людей.
Так происходило при выполнении сложных и новых заданий, с которыми ранее не сталкивались испытуемые и которые не были доведены ими до автоматизма.
Эти открытия в итоге привели исследователей в тупик, так как они не могли понять, как на базе полученных противоречивых результатов вывести единую теорию, которая объясняла бы эффекты социальной ингибиции и фасилитации. По этой причине исследования в данной области на некоторое время были приостановлены.
Новая теория
В дальнейшем к этой теме в 1966 г вернулся ученый в области социальной психологии Роберт Зайенц. Он выдвинул принципиально новую гипотезу, объясняющую активизацию социальной фасилитации и ингибиции.
Исследователь связывал проявление этих 2-ух феноменов в определенной ситуации с общеизвестным в психологии правилом – возбуждение благоприятствует доминирующим реакциям. Согласно его заключениям социальное возбуждение способно усиливать реакции, но при этом снижать осторожность.
Именно этим объясняется тот факт, что простые, а тем более хорошо знакомые действия, выполняются прилюдно успешнее, чем иные сложные задания, требующие сосредоточения и предварительной подготовки.
Качество и скорость выполнения простых понятных заданий при наблюдателях только улучшается за счет наличия зрителей.
В ходе же выполнения трудных задач, с не совсем очевидным исходом, резко увеличивается вероятность допустить ошибку и наличие зрителей при этом заставляет человека волноваться, что ведет к ухудшению концентрации внимания на решении поставленной задачи, так как параллельно индивид начинает представлять, как его оценивают окружающие.
Впоследствии Зайенц провел 300 исследований на более чем 20 000 добровольцах и подтвердил свое предположение.
В ходе проведенных экспериментов, например, было выявлено, что хорошие игроки, играя в бильярд, демонстрируют отличные показатели при наличии наблюдателей, а те, кто играет плохо, демонстрируют еще более плохие результаты.
Особенности и примеры
По мере все более углубленного изучения фасилитации и ингибиции исследователи сделали заключение, что эти феномены проявляются неодинаково в зависимости от социальной среды, в которой находится индивид в момент осуществления своей деятельности.
Уровень давления, который оказывают психологически окружающие люди, напрямую связан с силой проявления социальной ингибиции и фасилитации.
Социальная среда, в которой пребывает человек | Степень проявления эффектов фасилитации или ингибиции |
Индивид пребывает в полном одиночестве и совершенно точно знает, что никто его не нарушит. | Никак не проявляются |
Индивид находится один, но у него нет полной уверенности, что никто не войдет. | Выражены минимально |
Индивид находится среди людей, которые абсолютно незнакомы ему и которым не интересны его действия. | Проявляются слабо |
Индивид пребывает в кругу знакомых людей, которые замечают его, но при этом не оценивают. | Проявляются умеренно |
Индивида окружают люди, которые оценивают его деятельность. | Заметно проявляются |
Индивид осуществляет свою деятельность публично и он сильно зависит от окружающих его людей (ситуация сверхсильного присутствия). | Проявляются очень сильно |
В жизни в каждой сфере люди регулярно сталкиваются с тем, что у них проявляется в той или иной мере фасилитация и ингибиция. Можно привести следующий яркий показательный пример как уровень подготовки, окружение влияет на проявление этого феномена.
В школе проходит соревнование по эрудиции, в финал которого выходят 2 ученика, один из которых гуманитарий, а другой математик. Последним заданием, которое и определит победителя, становится решение сложной задачи.
Совершенно очевидно кто из этих учеников победит, и какое из 2-х явлений будет проявляться у каждого:
- у гуманитария возникнет ингибиция, так как он не будет обладать достаточной базой знаний для решения задачи и ситуация будет усугубляться тем, что вокруг находится множество людей – учителя, одноклассники, возможно родители, посторонние члены жюри;
- у другого ученика, вероятнее всего, проявиться состояние фасилитации, ведь он будет уверен в своих знаниях и поспешит продемонстрировать их прилюдно как можно более качественно.
Основные факторы
Ингибиция — это в психологии снижение продуктивности выполняемой деятельности, а также её качества в присутствии сторонних наблюдателей. Психологи и исследователи выделяют 3 фактора, которые оказывают существенное влияние на снижение результативности труда и возникновения ингибиции.
Факторы:
- боязнь оценки – развивается в том случае если человеку небезразлично мнение наблюдающих за его действиями людей;
- трудности с концентрацией внимания – начиная переживать как его оценят другие, человек выполняя работу рассредоточивает свое внимание, концентрируясь на этих мыслях, вследствие чего результативность и снижается;
- присутствие посторонних людей – может само по себе вызывать раздражение, которое перерастает в тревогу и неспособность собраться с мыслями, если наблюдателей становится слишком много или же они имеют доминирующее положение.
Теория перегрузки
Альтернативой теории ингибиции является теория перегрузки, согласно которой различные отвлекающие факторы ведут не к повышению возбуждения и развитию тревоги, а к перегрузке головного мозга, что понижает эффективность его деятельности.
При этом в такой ситуации в области рабочей памяти возникает переизбыток информации, и человек временно теряет способность решать сложные задачи.
В результате стрессовой ситуации при публичном выполнении действий человек начинает волноваться, что ведет к дезориентации и параллельному возникновению множества путей решения, в результате чего и происходит перегрузка.
Выбрать правильное решение в подобном состоянии не представляется возможным из-за отсутствия адекватной реакции растерянного человека.
Отвлечение внимания
Гипотеза отвлечения внимания усредняет существование ингибиции и фасилитации. Эта альтернативная теория гласит, что индивид, выполняя свою деятельность в присутствии наблюдателей, всегда рассредоточивает свое внимание на контроль над выполняемой работой и на то, как его оценивают зрители.
Такое параллельное напряжение способствует нарастанию возбуждения и может как повышать, так и понижать эффективность работы. Это будет напрямую зависеть от того, приходилось ли сталкиваться человеку ранее с выполнением этой задачи или же нет.
Влияние на науку
Ингибиция в психологии – это существенное понижение эффективности производимых индивидом действий из-за присутствующих рядом других людей.
Этот феномен на сегодняшний день не изучен до конца и поэтому все чаще привлекает внимание ученых, которые регулярно проводят различные исследования в этой области, проверяя и перепроверяя различные аспекты, влияющие на развитие и появление данного явления.
Последнее подобное исследование было проведено в 2014 г. Оно было посвящено изучению особенностей социальной ингибиции у здоровых людей, а также у аутистов. Главным выводом данного исследования является заключение, что ингибицию нельзя рассматривать вне ситуаций, в которых она проявляется.
Влияние на методики управления коллективом
При управлении рабочими коллективами необходимо учитывать риски возникновения феноменов ингибиции и фасилитации. Социальная психология указывает на то, что решающую роль при этом играет степень эмоционального развития самой группы.
Если коллектив сформирован из самодостаточных личностей, которые знают свою работу, то наблюдение за ними (или отдельно за кем-то из них) приведет к фасилитации и росту производительности (или повышению эффективности).
При наличии проблем в коллективном сообществе наблюдение и контроль могут лишь ухудшать ситуацию. В этом случае имеет смысл наблюдать за процессом только лишь тогда, когда работники повысят свой уровень и станут увереннее себя чувствовать.
Негативное влияние
Негативное влияние социальной ингибиции заключается в том, что у человека, который не может справиться с каким-то заданием прилюдно, возникает целая гамма не самых приятных чувств – стыд, неуверенность в себе, стеснение, чувство вины.
Это отражается на психологическом состоянии индивида, и он может в дальнейшем целенаправленно избегать повторения подобных ситуаций.
Также это может вести к развитию социальной лени – нежеланию как-либо проявлять свою активность, по причине того, что вероятность получить одобрение и восхищение становиться очень мала.
Социальная ингибиция в психологии связана с невозможностью человека качественно и эффективно выполнять свою работу в присутствии иных людей. Эта реакция возникает по многим причинам – из-за личного страха, из-за нехватки знаний при выполнении задания.
Для многих людей подобная ситуация может стать травмирующей и полученный негативный опыт может мешать развивать карьеру, выступать публично и проявлять себя.
Видео об ингибиции в психологии
Что такое социальная фасилитация и ингибиция: