Интернальность определяет тип личности в психологии. Этот механизм свидетельствует об адекватности восприятия человеком реальности. Результаты (низкие или высокие) теста указывают на уровень приспособленности человека к внешним факторам.
Понятие интернальности в психологии
Интернальность считают психологическим феноменом поведения человека.
Чтобы охарактеризовать термин, используют следующие ключевые слова:
- регуляция личностного поведения;
- суверенность;
- самодетерминация;
- ответственность;
- субъектность;
- неопределенность выбора человека, как личности;
- локус контроля.
Интернальность помогает разобраться, как протекают различные психологические процессы, позволяющие человеку овладеть своим поведением и научиться контролировать себя. Термин был введен в оборот Дж. Роттером. Он считал, что локус контроля – это наиболее важный поведенческий субъектный фактор, который требует анализа: человек должен понять взаимосвязь между желаниями и поведением.
Люди, относящиеся к интерналам, способны:
- трезво оценивать действительность;
- практически и реально оценивать результаты и контролировать ход действий;
- воплощать в жизнь намеченные цели.
Интерналы обращают внимание на дисциплину. Они заранее ставят цели, планируют, готовятся к тому или иному делу. Интерналы умеют работать с информацией (включая ее распространение и обработку).
Характеристики интернальности, примеры
А. М. Эткинд, С. А Голынкина и Е. Ф. Бажин разработали методику УСК, которая получила широкое распространение. Она отличается от «Шкалы экстремальности и интернальности», разработанной ДЖ. Роттером в 1965 г.
Для интерналов характерен локус контроля. Его можно считать универсальным признаком, проявляющимся в разной степени в зависимости от ситуации и событий. Локальный тип контроля помогает понять, как будет реагировать индивид на неудачи в различных сферах достижений.
Шкалы исследований в области:
- здоровья и болезней;
- межличностных отношений;
- производственных отношений;
- неудач;
- семейных отношений;
- достижений.
О степени личностного развития можно по показателям шкалы.
В области достижений
Интернальность в психологии – это интегральная характеристика личности. Были проведены исследования, в которых приняли участие 100 человек. В области достижений интернальность отмечается у 33 %. Высокие показатели свидетельствуют о способности людей идти к цели. Они могут адекватно оценивать собственные возможности и варьировать степень контроля над положительными эмоционально событиями.
Низкие показатели указывают на раздражительность, несдержанность. 67 % испытуемых не способны самостоятельно выполнить сложное или не интересное поручение. Их должны мотивировать на это окружающие. Люди, получившие низкий результат, осознают собственную беспомощность. Специалисты иногда связывают это с детским возрастом. Необходимость организация работы и собственной жизни может быть ослаблена в виду длительного нахождения в интернатах или реабилитационных центрах.
В области неудач
У 13% испытуемых обнаруживается интернальность в сфере неудач. Высокие показатели указывают на способность людей контролировать ситуацию и степень ответственности за свои действия. Интерналы не привыкли жаловаться на судьбу, они реально оценивают собственные силы.
Низкие показатели свидетельствует о желании испытуемых ориентироваться на внешний контроль. Защитная реакция в этом случае у человека вырабатывается своевременно. Испытуемые, получившие низкий количественный показатель, обычно морально неустойчивы. Их эмоционально-волевые качества развиты частично. Человек не может нести ответственность за свои поступки и старается переложить вину за неудачи на окружающих.
В семейных отношениях
Тесты, которые были проведены на интернальность в сфере семейных отношений, позволяют судить о наличии или отсутствии у человека чувства ответственности за атмосферу в семье.
Высокие показатели указывают, что для 7% испытуемых семья – первичная модель, благодаря которой были образованы:
- стиль отношения друг к другу;
- поведенческие реакции;
- женские и мужские качества (включая представления об эталонах и идеалах).
Подростки переносят определенные образцы взаимодействия с родителями, братьями и сестрами во взрослую жизнь. Если в семье микроклимат благоприятный, то молодые люди правильно понимают, как нужно вести себя с супругами и детьми. Их семейно-бытовые отношения выстраиваются правильно, все обязанности и права соблюдены.
Низкие показатели были выявлены у воспитанников интернатов или у детей, длительное время находившихся в реабилитационных центрах. Они не понимают, как нужно вести себя с супругом/супругой. Понимание функций женщины и мужчины в обществе для них недоступно. Также нарушен процесс формирования сексуальной самоидентификации.
В области производственных отношений
Интернальность в психологии включает в себя несколько понятий. Это суверенность, субъектность и ответственность. Тестирование позволяет выявить степень контроля, который человек осуществляет над собой в условиях производства. Высокие показатели указывают на способность давать оценку отношениям с коллегами и руководством.
Интерналы отвечают за свои действия. Им обеспечен успех в учебной деятельности и работе. Чаще всего эти люди профессионально самоопределены с юного возраста: они четко знают, в какое учебное заведение будут поступать, какое образование желают получить. Обычно тесты на интернальность в производственных отношениях проводят среди подростков. Крупные компании на этапе оформления могут потребовать от соискателя пройти психологическое тестирование.
В области межличностных отношений
Тестирование на межличностные отношения проводится с целью определения интернальности. Оно помогает выявить степень ответственности испытуемого, его возможности и желания выстраивать отношения с окружающими. Высокие результаты получили 33 человека из 100 испытуемых.
Низкий контрольный балл указывает на отсутствие умения у людей овладевать своими поступками, настроением и поведением. Чаще всего этот показатель выявляется у человека, который в детском и подростковом возрасте испытывал дефицит адекватного общения. Агрессивно-негативная позиция по отношению к окружающим становится устойчивой. Люди не способны выстраивать адекватные и конструктивные взаимоотношения с коллегами, членами семьи.
В отношении здоровья и болезни
Интернальность в психологии – это локус контроля. Тестирование проводится с целью выявления степени ответственности испытуемого за собственное самочувствие и здоровье. Высокие показатели получили люди, полностью берущие ответственность за свою жизнь. Основной причинной развития болезни они считают собственные действия, а не влияние факторов и окружающих. Интерналы уверены, что скорость выздоровления напрямую зависит от их действий.
Люди, получившие низкие контрольные показатели, больше надеются на случай, судьбу, врачей и не предпринимают никаких действий к улучшению собственного самочувствия. Интерналы более перспективны: они стараются охватить обширную зону будущего и настоящего.
Для этих людей характерно проявление когнитивной активности. Они выясняют причину, характер и схему лечения той или иной болезни. В трудных ситуациях интерналы ведут себя продуктивно и последовательно. Человек нередко принимает решения, сопряженные с риском.
Тест на определение интернальной или экстернальной личности
Тестируемому предлагается 44 вопроса, на которые он должен ответить предельно честно, мысленно анализируя ту или иную ситуацию. Степень согласия отображается в специальных графах:
№ | Утверждения | Оценки | |||||
+3 | +2 | +1 | -3 | -2 | -1 | ||
1 | Нельзя продвинуться по карьерной лестнице благодаря собственным усилиям. Успех зависит от обстоятельств, удачи и других факторов. | ||||||
2 | Семьи в большинстве случаев распадаются из-за нежелания партнеров искать компромиссы и «прогибаться» друг под друга. | ||||||
3 | Невозможно избежать болезней. Чему быть, того не миновать. | ||||||
4 | Одинокие люди во всем виноваты сами. Окружающим трудно наладить с ними контакт из-за нежелания их проявлять дружелюбие и терпимость. | ||||||
5 | Человек сам кузнец своего счастья. Желания исполнятся, если приложить к этому усилия. | ||||||
6 | Симпатию окружающих завоевать невозможно. | ||||||
7 | Чтобы построить крепкие отношения, недостаточно встретить подходящего партнера. Важно, чтобы родители и окружение было «достойным». | ||||||
8 | Человек слишком мало влияет на свою жизнь. Он не в силах изменить будущее. | ||||||
9 | Чтобы повысить производительность, руководство должно вогнать сотрудников в жесткие рамки. Полагаться на самостоятельность и инициативность трудящихся нельзя. | ||||||
10 | Оценки школьников, студентов напрямую зависят от настроения и самочувствия преподавателя. Повлиять на них учащиеся не могут. | ||||||
11 | Человек должен верить в собственные силы. Он может изменить происходящее. | ||||||
12 | Нельзя полагаться на везение и удачу. Успех зависит от приложенных усилий. | ||||||
13 | Чтобы укрепить здоровье, не обязательно посещать врачей и принимать лекарства. Достаточно правильно питаться и заниматься спортом. | ||||||
14 | Если партнеры друг другу не подходят, то семейная жизнь не сложится, сколько бы усилий они не приложили. | ||||||
15 | Добрые поступки должны по достоинству оцениваться и поощряться окружающими. | ||||||
16 | Становление человека как личности во многом зависит от воспитания родителей. | ||||||
17 | Человек не должен полагаться на судьбу или удачу. Случайности важной роли не играют. | ||||||
18 | Нельзя строить далекоидущие планы. Нужно жить настоящим. | ||||||
19 | Оценки, полученные в школе, институте или любом другом учебном заведении, зависят от стараний учащегося. | ||||||
20 | Человек всегда ощущает вину и испытывает стыд, даже не участвуя в ссорах между родственниками. | ||||||
21 | Будущее человека зависит от случайного стечения обстоятельств. | ||||||
22 | Руководство должно доверять своим сотрудникам, предоставляя им полную свободу действий. | ||||||
23 | Ведение неправильного образа жизни нельзя считать причиной появления болезней. | ||||||
24 | Человек не может добиться успеха из-за превратностей судьбы. | ||||||
25 | Руководство не несет ответственности за работу сотрудников. Плохие показатели – зона ответственности трудящихся. | ||||||
26 | Человек не должен пытаться изменить атмосферу в семье. | ||||||
27 | Нужно быть уверенным в своих силах. При желании, можно расположить к себе любого человека. | ||||||
28 | Бесполезно стараться дать ребенку хорошее воспитание. На формирование характера влияют обстоятельства. | ||||||
29 | Человек несет ответственность за все свои поступки. | ||||||
30 | Не нужно пытаться понять руководство. | ||||||
31 | Если не прикладывать усилий, то добиться повышения невозможно. | ||||||
32 | Нужно уметь манипулировать окружающими. Это – залог успеха. | ||||||
33 | Ответственность за неудачи лежит на окружающих. | ||||||
34 | Ребенка нужно тепло одевать. Это поможет избежать простуд. | ||||||
35 | В сложной ситуации не стоит проявлять инициативу. Лучше подождать, пока она разрешится сама собой. | ||||||
36 | Успешный человек не должен полагаться на обстоятельства, удачу или судьбу. | ||||||
37 | Чтобы атмосфера в семье улучшилась, необходимо умело гасить конфликты между родственниками, не занимая при этом ничьей стороны. | ||||||
38 | Невозможно понять, почему человек нравится одним и не нравится другим. | ||||||
39 | Не стоит надеяться на помощь посторонних. Человек должен принимать решения самостоятельно. Только в этом случае у дела будет благоприятный исход. | ||||||
40 | Добрые дела окружение обычно не замечает. | ||||||
41 | Если партнеры не умеют уступать друг другу, то некоторые конфликты разрешить невозможно. | ||||||
42 | Каждый человек талантлив. Если у него что-то не получается, то вины окружающих в этом нет. | ||||||
43 | Нельзя отказываться от предложенной помощи. | ||||||
44 | Все неудачи – следствие лени или отсутствия должного опыта. Винить судьбу не стоит. |
Пояснения:
- «+3» — согласен полностью с утверждением;
- «+2» — скорее, согласен;
- «+1» — скорее, не согласен;
- «-3» — категорически не согласен;
- «-2» — не согласен;
- «-1» — скорее, не согласен.
Утверждения нужно прочитать несколько раз, чтобы вникнуть в суть.
Теоретико-методологические подходы к пониманию интернальности как психологического феномена
Интернальность в психологии – это своего рода личностное развитие.
Понять психологический феномен помогают следующие методологические подходы:
- Наблюдение. Метод основывается на сборе информации посредством систематического, целенаправленного и непосредственного восприятия. В ходе наблюдения за испытуемым необходимо регистрировать психологические и социальные явления (включая деятельность и факты поведения).
- Эксперимент. В этом случае исследователи должны вмешаться в деятельность испытуемых более активно. Психолог наблюдает за действиями и констатирует психологические и социальные явления.
- Опрос. Испытуемые должны дать ответы на конкретные вопросы устно или письменно. Во время проведения тестирования важно установить личный контакт.
После опроса специалисты приступают к анализу деятельности. По результатам тестирования осуществляется посредственное изучение психологических и социальных явлений.
Особенности интернального локуса контроля подростков в учебной сфере
Согласно исследованиям, проведенным в большинстве учебных заведений в 2018-2020 г., более 55% детей в сфере образования имеют интернальный локус контроля. Испытуемые, получившие высшие показатели, самостоятельно принимают решения.
У подростков с низкими контрольными баллами были выявлены следующие вариативные личностные характеристики:
- лень;
- невнимательность;
- отсутствие уверенности.
К стабильным характеристикам можно отнести уровень развития, ум и творческие способности. Впервые проверил вариативность параметров атрибуции Ф. Хайдер. В беседе со специалистами учащиеся выразили недовольство своими оценками.
Условно можно выделить 4 параметра интернальности:
- вариативность-неудовлетворенность;
- стабильность-неудовлетворенность;
- вариативность-удовлетворенность;
- стабильность-удовлетворенность.
Каждая комбинация отвечает за стимулирование активности: дети либо довольны своей успеваемостью, либо нет.
Интернальный локус контроля можно охарактеризовать следующими дихотомическими параметрами:
- отношения;
- стабильность.
Это объясняет снижение или повышение личностной активности.
Проявления интернальности при зависимом поведении
Для определения зависимого поведения обычно применяют методику исследования уровня контроля (УСК) и тест «Склонность к зависимости». Основу исследования составляют концепции зависимости, которые указывают на внутреннее происхождение расстройства. УСК позволяет выявить степень готовности испытуемого взять на себя ответственность за собственное здоровье и совершаемые действия. По результатам опроса специалист может выявить наличие наркотической или алкогольной зависимости.
Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрасте
Исследования по определению взаимосвязи между интернальностью и ценностями (включая моральные и материальные) в зрелом и юношеском возрасте проводились неоднократно. Согласно результатам, подростки-респонденты в будущем хотят иметь высокий материальный достаток. Сфера реализации ценностей – увлечения и общественная жизнь.
У людей зрелого возраста вера в Высшие силы более выражена. Это обусловлено наличием внутреннего локуса контроля. Студенты обычно воспринимают религию философски. Обряды они соблюдают редко.
Этапы юношеской, подростковой социализации сопровождаются становлением личностной ценностной сферы. Она развивается под воздействием социального окружения. Человек получает возможность самостоятельно конкретизировать, формировать, изменять или принимать общепринятые ценности. Люди с высокими контрольными баллами понимают и принимают взаимосвязь между общечеловеческими, материальными и духовными ценностями.
Интернальность в психологии позволяет осуществлять социальный и личностный контроль. Этот термин обозначает готовность человека нести ответственность за свои поступки, не уповая при этом на судьбу и обстоятельства. Интерналы быстро адаптируются в социуме и легко налаживают контакт с окружающими.
Видео о локусе контроля
Ауидостатья про локус контроля:
https://www.youtube.com/watch?v=_oYtI9PCZl0