Локус контроля – это исследование черт характера, позволяющее определить уровень ответственности и компетенции каждого человека. В этой статье представлено 2 вида тестирования в психологии, которые помогут определить сильные и слабые стороны каждого человека.
Определение локуса контроля Роттера в психологии
Локус контроля в психологии – это способ найти устойчивые убеждения человека, влияющие на его возможность управлять собственной жизнью. Эта концепция определяет уровень ответственности человека, а также его склонность к самоанализу, саморазвитию и социализации.
Идея локуса контроля была разработана в 1954 году социальным психологом Джулианом Роттером, после чего несколько раз адаптировалась другими психологами.
Формирование
Локус контроля – это приобретенное свойство характера, на формирование которого влияет несколько факторов:
- темперамент;
- условия воспитания;
- менталитет;
- общество.
Чем больше ребенок проявляется во время учебы, тем больше у него развито чувство ответственности и самоценности, тем активнее его жизненная позиция, и наоборот – если от ребенка не требовать проявления самореализации, он вырастет пассивным.
Виды локус контроля
Локус контроля в психологии – это шкала, обозначающая уровень субъективного контроля (уровень интернальности), который описывает умение человека контролировать ситуацию. Измерив уровень субъективного контроля, можно определить преобладающие черты характера.
В зависимости от уровня развития субъективного контроля, разделяют две крайности: высокие показатели интернальности присущи человеку с внутренним локусом контроля, а низкие показатели говорят о внешнем локусе контроля.
Внешний (экстернальный)
Экстернальный тип характера интерпретирует любые внешние обстоятельства как решающие факторы успеха или неудачи.
Виноватым может оказаться все что угодно:
- погода;
- окружающая среда;
- случайность;
- плохое настроение у других, но только не собственная некомпетентность.
Внутренний (интернальный)
Человек с высоким внутренним уровнем субъективного контроля относится к интернальному типу. Ему свойственно считать, что решающие жизненные моменты зависят от их собственных качеств и компетенции, а не внешних обстоятельств.
Типы людей
Локус контроля согласно тестированию определяет доминантный тип ответственности. В психологии свойственно выделять 3 типа людей:
- экстернальный;
- интернальный;
- смешанный.
В психологии считается, что чистых, 100% типов внешнего и внутреннего локус контроля не существует – у каждого может доминировать определенная часть свойств, или же существовать сбалансированно.
Интерналам свойственна высокая ответственность за происходящее в их жизни, они уверенны, что контролируют события, имеют независимое мышление и никогда не попадают под влияние других. Для интерналов свойственна высокая сила воли, они эмоционально устойчивые, быстро восстанавливают и поддерживают внутреннюю гармонию. Такой набор качеств помогает им быть целеустремленными.
Людям-экстерналам свойственно быть пассивными, плыть по течению и зависеть от мнения других. Из-за того, что их локус контроля внешний, им чаще свойственна неуверенность, прокрастинация, тревожность, агрессивность и подозрительность. Экстерналы редко видят собственные ошибки, также им свойственна низкая коммуникабельность и плохое планирование.
Зрелость личности
В зависимости от того, насколько у человека развит внутренний локус контроля, определяется и уровень зрелости личности.
Зрелая личность имеет хорошо развитые навыки:
- осознание собственного потенциала;
- высокий уровень самоанализа;
- анализ ситуации из разных позиций;
- умение найти оптимальное решение в ложных ситуациях;
- хороший уровень эмоционального интеллекта.
Еще один фактор, определяющий зрелость личности – это уверенность в будущем, а также им свойственно воспринимать проблемы как возможности развития, а не преграды.
Тест локус контроля
Локус контроля в психологии – это разнообразные тестирования, помогающие определить сильные и слабые качества каждого человека. Один из первых был разработан Джулианом Роттером, и он помогает определить уровень контроля в 7 самых жизненных сферах.
Тест Роттера – 44 утверждения, на которые нужно ответить «да» или «нет»:
- Карьера зависит от удачи, а не собственных усилий.
- Причина разводов – нежелания идти на компромисс.
- Все могут заболеть, это неизбежно.
- Бесчувственные люди всегда одиноки.
- Можно достичь задуманного, только если повезет.
- Симпатию невозможно заполучить – это дело вкуса.
- Брак могут сохранить только деньги.
- Изменить что-то в жизни чаще всего невозможно.
- Развитие компании зависит от решения руководства, а не от мнения большинства.
- Успешность в школе зависит от настроения учителя, а не от стараний учеников.
- Задуманное всегда можно осуществить, если составить хороший план.
- Чтобы осуществить задуманное нужно уметь планировать.
- Здоровый образ жизни предотвратит от посещения врачей.
- Если у партнеров разное мышление, осуществить задуманное не получится.
- Мой вклад в работу всегда оценивается достойно.
- Будущее детей зависит от того, что сделали для них родители.
- Не существует таких понятий как судьба или случайности.
- Планировать бесполезно, в жизни все часто меняется.
- Оценки зависят от стараний и компетенции.
- Брать на себя ответственность за большинство семейных ссор – нормально.
- Большинство плывет по течению, не пытаясь что-то изменить.
- Демократический стиль руководство – лучший, каждый может высказаться.
- Образ жизни не влияет на наличие болезней.
- Провалы – всегда результат невезения.
- Если руководитель плохой, это вина подчиненных, а не его компетенции.
- Изменить отношение в семье – невозможно.
- Завоевать симпатию у любого – возможно, просто нужно знать способ.
- Будущее ребенка зависит больше от обстоятельств, чем от воспитания.
- Ответственность за все происходящее в жизни – личное дело каждого человека.
- Понять решения руководства практически невозможно.
- Человек сам виноват, если не может построить карьеру.
- Всегда можно добиться желаемого, как в карьере, так и в семье.
- Все неудачи и невезение – следствия обстоятельств.
- Если ухаживать за ребенком – это спасет от разных болезней.
- Сложности часто решаются сами по себе.
- Успех – это следствие долгой и упорной работы, а не случайность.
- Счастье семьи зависит от усилий каждой стороны.
- Сложно понять почему кому-то можно понравиться, а кому-то – нет.
- Любые проблемы можно решить самостоятельно, незачем просить о помощи.
- Работу часто недооценивают.
- Любые семейные проблемы решить сложно решить.
- Человек сам ответственный за раскрытие личностного потенциала.
- Большинство личных успехов – случайности или совпадение.
- Неудача – это результат нехватки знаний и лени.
Расшифровка результатов: за каждый ответ «да» зачислить 1 балл:
Сферы жизни: | Номер вопроса: |
Общая интернальность | 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 |
Достижения | 12, 15, 27, 32, 36, 37 |
Неудачи | 2, 4, 20, 31, 42, 44 |
Семья | 2, 16, 20, 32, 37 |
Работа | 19, 22, 25, 42 |
Здоровье | 1, 13, 34 |
Общая сумма ответов показывает, какой локус контроля преобладает у респондента:
- 33-34 – интернальный тип;
- 0-11 – экстернальный тип;
- 12-32 – смешанный тип.
Локус контроля можно изменить.
Методика изучения
Методика изучения локуса контроля простая:
- Тест определяет свойства каждого человека согласно 2 критериев: внешнего и внутреннего фактора как решающего в принятии решений и достижений.
- После теста проанализировать полученные результаты согласно 7 жизненным сферам: общие показатели, отношение к достижениям, неудачам, и к семье, а также они характеризуют производные и межличностные отношения, и отношение к здоровью.
Согласно полученным результатам тестирования происходит анализ и интерпретация суммы баллов ниже.
Шкала «Локус контроля»
Чтобы лучше понять, насколько хорошо развит субъективный фактор локус контроля, полученные результаты можно проанализировать в 7 разных сферах:
Шкала интернальности | Свойства |
Общая интернальность |
|
Область достижений |
|
Неудачи |
|
Семья |
|
Производственные отношения |
|
Область межличностных отношений |
|
Отношение к здоровью |
|
Большинство людей принадлежит к смешанному типу локус контроля, поэтому эта шкала поможет лучше понять, в каких областях решения проблем преобладает внешний фактор, а в каких – внутренний.
«Когнитивная ориентация»
«Когнитивная ориентация» — еще один тест на определение уровня ответственности. Здесь необходимо выбрать один вариант из двух предложенных:
Варианты ответа: | |
1. | a) Трудности у детей – результат воспитания.
b) Неприятности у детей возникают из-за мягкого воспитания. |
2. | a) Трудности – это результат внешних обстоятельств.
b) Каждый человек ответственный за решение проблем. |
3. | a) Аморальные поступки существует из-за игнорирования этого поведения другими.
b) Аморальность можно попробовать искоренить, но она будет иногда проявляться. |
4. | a) Человек получает вознаграждение за свои достижения, но не всегда сразу.
b) Заслуги редко оцениваются по достоинству. |
5. | a) Успеваемость учеников не зависит от предвзятости преподавателя.
b) Оценки – это результат обстоятельств. |
6. | a) Успех компании зависит от обстоятельств.
b) От самого человека зависит будет ли он успешным руководителем. |
7. | a) Всем понравиться невозможно.
b) Если найти общий язык не получается, значить нет навыков общения. |
8. | a) Характер нельзя изменить.
b) Характер изменить можно. |
9. | a) Все зависит от судьбы.
b) Судьбы не существует, необходимо действовать. |
10. | a) Компетентный сотрудник не боится проверок.
b) Проверки могут подкосить даже опытного сотрудника. |
11. | a) Успех зависит только от проделанной работы.
b) Успех – это счастливая случайность. |
12. | a) Каждый человек ответственный за будущее страны.
b) Граждане не могут влиять на правительство. |
13. | a) Уверенность и целенаправленность – залог успеха.
b) Строить планы бесполезно, в современном мире все быстро меняется. |
14. | a) В мире полно плохих людей.
b) Каждый человек имеет что-то хорошее. |
15. | a) Реализация желаний зависит от приложенных усилий.
b) Желания осуществляет случай. |
16. | a) Должно повезти, чтобы получить руководящую должность.
b) Руководителем становятся те, кто умеет управлять. |
17. | a) Человечество не может влиять на геополитику.
b) Общественные массовые движения – важный фактор, изменяющий ситуацию. |
18. | a) Все зависит от обстоятельств.
b) Везения не существует, это поверхностный взгляд на жизнь. |
19. | a) Собственные ошибки необходимо признавать.
b) О своих ошибках лучше не рассказывать. |
20. | a) Сложно понять, вызвали ли у человека симпатию, или нет.
b) Мы сами формируем свой круг общения. |
21. | a) После черной полосы приходит белая.
b) Человек сам ответственный за результаты труда. |
22. | a) Сделать общество чуточку лучше – под силу каждому.
b) Бездушие общества искоренить невозможно. |
23. | a) Премии не всегда выдают честно.
b) Премия – это результат за хорошо проделанную работу. |
24. | a) Хороший руководитель дает свободу действий сотрудникам.
b) Настоящий лидер четко объясняет обязанности каждому. |
25. | a) На жизнь повлиять невозможно.
b) Случайностей не существует. |
26. | a) Одиночество людей является неумением быть дружелюбным.
b) Симпатия случается сама собой – можно кому-то понравиться или нет. |
27. | a) Характер зависит от силы воли.
b) Характер зависит от окружения. |
28. | a) Каждый самостоятельно создает свою жизнь.
b) Контролировать происходящее невозможно. |
29. | a) Понять решения руководителя сложно.
b) Неправильное поведение подчиненных тянет за собой плохое руководство работой. |
Далее нужно подчитать количество полученных баллов, каждое совпадение – 1 балл:
Экстернальный тип | 2)а; 3)б; 4)б; 5)б; 6)а; 7)а; 9)а; 10)б; 11)б; 12)б, 13)б, 15)б, 16)а, 17)а, 18)а, 20)а, 21)а, 22)б; 23)а; 25)а; 26)б; 28)б; 29)а. |
Интернальный тип | 2)б; 3)а; 4а; 5)а; 6)б; 7)б; 9)б; 10)а; 11)а; 12)а; 13)а; 15)а; 16)б; 17)б; 18)б; 20)б; 21)б; 22)а; 23)б; 25)б; 26)а; 28)а; 29)б. |
В общей сумме можно получить 23 балла. Этот тест не интерпретируется согласно шкале сфер влияния, а только обозначает доминирующий фактор интернальности.
Как вырабатывать внутренний локус контроль?
Хотя локус контроля считается приобретенным во время взросления и социализации фактором, его можно изменить. Для этого нужно учиться развивать самосознание, рефлексию и умение критически оценивать свои возможности, такие как планирование, общение и определение приоритетов. Не менее важным также является необходимость выйти из состояния жертвы, которое свойственно многим экстерналам.
Взаимосвязь локуса контроля и самооценки
Локус контроля, изучаемый многочисленными исследованиями в психологии, был определен как важная черта характера, определяющая устойчивую самооценку самодостаточной личности.
Такие личности имеют набор качеств, определяющий их разностороннюю компетенцию – это умение адекватно оценивать ситуацию и собственные силы, быстро восстанавливать психологическую гармонию, а неудачи воспринимать, как способ научиться чему-то новому.
Видео о локус контроле
Про локус контроля: