Локус контроля – это исследование черт характера, позволяющее определить уровень ответственности и компетенции каждого человека. В этой статье представлено 2 вида тестирования в психологии, которые помогут определить сильные и слабые стороны каждого человека.

Определение локуса контроля Роттера в психологии

Локус контроля в психологии – это способ найти устойчивые убеждения человека, влияющие на его возможность управлять собственной жизнью. Эта концепция определяет уровень ответственности человека, а также его склонность к самоанализу, саморазвитию и социализации.

Идея локуса контроля была разработана в 1954 году социальным психологом Джулианом Роттером, после чего несколько раз адаптировалась другими психологами.

Формирование

Локус контроля – это приобретенное свойство характера, на формирование которого влияет несколько факторов:

  • темперамент;
  • условия воспитания;
  • менталитет;
  • общество.

Чем больше ребенок проявляется во время учебы, тем больше у него развито чувство ответственности и самоценности, тем активнее его жизненная позиция, и наоборот – если от ребенка не требовать проявления самореализации, он вырастет пассивным.

Виды локус контроля

Локус контроля в психологии – это шкала, обозначающая уровень субъективного контроля (уровень интернальности), который описывает умение человека контролировать ситуацию. Измерив уровень субъективного контроля, можно определить преобладающие черты характера.

Локус контроля в психологии это: определение, примеры, виды
Виды локус контроля в психологии

В зависимости от уровня развития субъективного контроля, разделяют две крайности: высокие показатели интернальности присущи человеку с внутренним локусом контроля, а низкие показатели говорят о внешнем локусе контроля.

Внешний (экстернальный)

Экстернальный тип характера интерпретирует любые внешние обстоятельства как решающие факторы успеха или неудачи.

Виноватым может оказаться все что угодно:

  • погода;
  • окружающая среда;
  • случайность;
  • плохое настроение у других, но только не собственная некомпетентность.

Внутренний (интернальный)

Человек с высоким внутренним уровнем субъективного контроля относится к интернальному типу. Локус контроля в психологии это: определение, примеры, видыЕму свойственно считать, что решающие жизненные моменты зависят от их собственных качеств и компетенции, а не внешних обстоятельств.

Типы людей

Локус контроля согласно тестированию определяет доминантный тип ответственности. В психологии свойственно выделять 3 типа людей:

  • экстернальный;
  • интернальный;
  • смешанный.

В психологии считается, что чистых, 100% типов внешнего и внутреннего локус контроля не существует – у каждого может доминировать определенная часть свойств, или же существовать сбалансированно.

Интерналам свойственна высокая ответственность за происходящее в их жизни, они уверенны, что контролируют события, имеют независимое мышление и никогда не попадают под влияние других. Для интерналов свойственна высокая сила воли, они эмоционально устойчивые, быстро восстанавливают и поддерживают внутреннюю гармонию. Такой набор качеств помогает им быть целеустремленными.

Людям-экстерналам свойственно быть пассивными, плыть по течению и зависеть от мнения других. Из-за того, что их локус контроля внешний, им чаще свойственна неуверенность, прокрастинация, тревожность, агрессивность и подозрительность. Экстерналы редко видят собственные ошибки, также им свойственна низкая коммуникабельность и плохое планирование.

Зрелость личности

В зависимости от того, насколько у человека развит внутренний локус контроля, определяется и уровень зрелости личности.

Зрелая личность имеет хорошо развитые навыки:

  • осознание собственного потенциала;
  • высокий уровень самоанализа;
  • анализ ситуации из разных позиций;
  • умение найти оптимальное решение в ложных ситуациях;
  • хороший уровень эмоционального интеллекта.

Еще один фактор, определяющий зрелость личности – это уверенность в будущем, а также им свойственно воспринимать проблемы как возможности развития, а не преграды.

Тест локус контроля

Локус контроля в психологии – это разнообразные тестирования, помогающие определить сильные и слабые качества каждого человека. Один из первых был разработан Джулианом Роттером, и он помогает определить уровень контроля в 7 самых жизненных сферах.Локус контроля в психологии это: определение, примеры, виды

Тест Роттера – 44 утверждения, на которые нужно ответить «да» или «нет»:

  1. Карьера зависит от удачи, а не собственных усилий.
  2. Причина разводов – нежелания идти на компромисс.
  3. Все могут заболеть, это неизбежно.
  4. Бесчувственные люди всегда одиноки.
  5. Можно достичь задуманного, только если повезет.
  6. Симпатию невозможно заполучить – это дело вкуса.
  7. Брак могут сохранить только деньги.
  8. Изменить что-то в жизни чаще всего невозможно.
  9. Развитие компании зависит от решения руководства, а не от мнения большинства.
  10. Успешность в школе зависит от настроения учителя, а не от стараний учеников.
  11. Задуманное всегда можно осуществить, если составить хороший план.
  12. Чтобы осуществить задуманное нужно уметь планировать.
  13. Здоровый образ жизни предотвратит от посещения врачей.
  14. Если у партнеров разное мышление, осуществить задуманное не получится.
  15. Мой вклад в работу всегда оценивается достойно.
  16. Будущее детей зависит от того, что сделали для них родители.
  17. Не существует таких понятий как судьба или случайности.
  18. Планировать бесполезно, в жизни все часто меняется.
  19. Оценки зависят от стараний и компетенции.
  20. Брать на себя ответственность за большинство семейных ссор – нормально.
  21. Большинство плывет по течению, не пытаясь что-то изменить.
  22. Демократический стиль руководство – лучший, каждый может высказаться.
  23. Образ жизни не влияет на наличие болезней.
  24. Провалы – всегда результат невезения.
  25. Если руководитель плохой, это вина подчиненных, а не его компетенции.
  26. Изменить отношение в семье – невозможно.
  27. Завоевать симпатию у любого – возможно, просто нужно знать способ.
  28. Будущее ребенка зависит больше от обстоятельств, чем от воспитания.
  29. Ответственность за все происходящее в жизни – личное дело каждого человека.
  30. Понять решения руководства практически невозможно.
  31. Человек сам виноват, если не может построить карьеру.
  32. Всегда можно добиться желаемого, как в карьере, так и в семье.
  33. Все неудачи и невезение – следствия обстоятельств.
  34. Если ухаживать за ребенком – это спасет от разных болезней.
  35. Сложности часто решаются сами по себе.
  36. Успех – это следствие долгой и упорной работы, а не случайность.
  37. Счастье семьи зависит от усилий каждой стороны.
  38. Сложно понять почему кому-то можно понравиться, а кому-то – нет.
  39. Любые проблемы можно решить самостоятельно, незачем просить о помощи.
  40. Работу часто недооценивают.
  41. Любые семейные проблемы решить сложно решить.
  42. Человек сам ответственный за раскрытие личностного потенциала.
  43. Большинство личных успехов – случайности или совпадение.
  44. Неудача – это результат нехватки знаний и лени.

Расшифровка результатов: за каждый ответ «да» зачислить 1 балл:

Сферы жизни:Номер вопроса:
Общая интернальность2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44
Достижения12, 15, 27, 32, 36, 37
Неудачи2, 4, 20, 31, 42, 44
Семья2, 16, 20, 32, 37
Работа19, 22, 25, 42
Здоровье1, 13, 34

Общая сумма ответов показывает, какой локус контроля преобладает у респондента:

  • 33-34 – интернальный тип;
  • 0-11 – экстернальный тип;
  • 12-32 – смешанный тип.

Локус контроля можно изменить.

Методика изучения

Методика изучения локуса контроля простая:

  • Тест определяет свойства каждого человека согласно 2 критериев: внешнего и внутреннего фактора как решающего в принятии решений и достижений.
  • После теста проанализировать полученные результаты согласно 7 жизненным сферам: общие показатели, отношение к достижениям, неудачам, и к семье, а также они характеризуют производные и межличностные отношения, и отношение к здоровью.

Согласно полученным результатам тестирования происходит анализ и интерпретация суммы баллов ниже.

Шкала «Локус контроля»

Чтобы лучше понять, насколько хорошо развит субъективный фактор локус контроля, полученные результаты можно проанализировать в 7 разных сферах:Локус контроля в психологии это: определение, примеры, виды

Шкала интернальностиСвойства
Общая интернальность
  • согласно высокому уровню субъективного контроля собственные усилия считаются причиной достижений.
  • при низком уровне контроля человек не придает значения собственной ответственности.
Область достижений
  • высокие показатели контроля способствуют развитию уверенности и веры в себя.
  • низкие показатели акцентируют на роли внешних факторов в достижение задуманного.
Неудачи
  • высокому уровню контроля свойственно обвинят себя в неудачах.
  • при низком уровне контроля виноваты всегда обстоятельства.
Семья
  • высокие показатели свидетельствуют о полной ответственности за семейную жизнь.
  • при низких показателях контроля виноват всегда партнер.
Производственные отношения
  • высокий локус контроля придает больше значения собственным усилиям во всех рабочих аспектах.
  • для низкого локус контроля свойственно перекладывать ответственность на выбор руководства или просто везение.
Область межличностных отношений
  • при высоких показателях собственные усилия являются решающим фактором в налаживании круга общения.
  • для низкого локус контроля свойственно случайное формирование круга общения.
Отношение к здоровью
  • при высоком локус контроля человек винит себя в ухудшении состояния здоровья.
  • с низким уровнем ответственности свойственно считать болезнь результатом случая.

Большинство людей принадлежит к смешанному типу локус контроля, поэтому эта шкала поможет лучше понять, в каких областях решения проблем преобладает внешний фактор, а в каких – внутренний.

«Когнитивная ориентация»

«Когнитивная ориентация» — еще один тест на определение уровня ответственности. Здесь необходимо выбрать один вариант из двух предложенных:

Варианты ответа:
1.a) Трудности у детей – результат воспитания.

b) Неприятности у детей возникают из-за мягкого воспитания.

2.a) Трудности – это результат внешних обстоятельств.

b) Каждый человек ответственный за решение проблем.

3.a) Аморальные поступки существует из-за игнорирования этого поведения другими.

b) Аморальность можно попробовать искоренить, но она будет иногда проявляться.

4.a) Человек получает вознаграждение за свои достижения, но не всегда сразу.

b) Заслуги редко оцениваются по достоинству.

5.a) Успеваемость учеников не зависит от предвзятости преподавателя.

b) Оценки – это результат обстоятельств.

6.a) Успех компании зависит от обстоятельств.

b) От самого человека зависит будет ли он успешным руководителем.

7.a) Всем понравиться невозможно.

b) Если найти общий язык не получается, значить нет навыков общения.

8.a) Характер нельзя изменить.

b) Характер изменить можно.

9.a) Все зависит от судьбы.

b) Судьбы не существует, необходимо действовать.

10.a) Компетентный сотрудник не боится проверок.

b) Проверки могут подкосить даже опытного сотрудника.

11.a) Успех зависит только от проделанной работы.

b) Успех – это счастливая случайность.

12.a) Каждый человек ответственный за будущее страны.

b) Граждане не могут влиять на правительство.

13.a) Уверенность и целенаправленность – залог успеха.

b) Строить планы бесполезно, в современном мире все быстро меняется.

14.a) В мире полно плохих людей.

b) Каждый человек имеет что-то хорошее.

15.a) Реализация желаний зависит от приложенных усилий.

b) Желания осуществляет случай.

16.a) Должно повезти, чтобы получить руководящую должность.

b) Руководителем становятся те, кто умеет управлять.

17.a) Человечество не может влиять на геополитику.

b) Общественные массовые движения – важный фактор, изменяющий ситуацию.

18.a) Все зависит от обстоятельств.

b) Везения не существует, это поверхностный взгляд на жизнь.

19.a) Собственные ошибки необходимо признавать.

b) О своих ошибках лучше не рассказывать.

20.a) Сложно понять, вызвали ли у человека симпатию, или нет.

b) Мы сами формируем свой круг общения.

21.a) После черной полосы приходит белая.

b) Человек сам ответственный за результаты труда.

22.a) Сделать общество чуточку лучше – под силу каждому.

b) Бездушие общества искоренить невозможно.

23.a) Премии не всегда выдают честно.

b) Премия – это результат за хорошо проделанную работу.

24.a) Хороший руководитель дает свободу действий сотрудникам.

b) Настоящий лидер четко объясняет обязанности каждому.

25.a) На жизнь повлиять невозможно.

b) Случайностей не существует.

26.a) Одиночество людей является неумением быть дружелюбным.

b) Симпатия случается сама собой – можно кому-то понравиться или нет.

27.a) Характер зависит от силы воли.

b) Характер зависит от окружения.

28.a) Каждый самостоятельно создает свою жизнь.

b) Контролировать происходящее невозможно.

29.a) Понять решения руководителя сложно.

b) Неправильное поведение подчиненных тянет за собой плохое руководство работой.

Далее нужно подчитать количество полученных баллов, каждое совпадение – 1 балл:

Экстернальный тип2)а; 3)б; 4)б; 5)б; 6)а; 7)а; 9)а; 10)б; 11)б; 12)б, 13)б, 15)б, 16)а, 17)а, 18)а, 20)а, 21)а, 22)б; 23)а; 25)а; 26)б; 28)б; 29)а.
Интернальный тип2)б; 3)а; 4а; 5)а; 6)б; 7)б; 9)б; 10)а; 11)а; 12)а; 13)а; 15)а; 16)б; 17)б; 18)б; 20)б; 21)б; 22)а; 23)б; 25)б; 26)а; 28)а; 29)б.

В общей сумме можно получить 23 балла. Этот тест не интерпретируется согласно шкале сфер влияния, а только обозначает доминирующий фактор интернальности.

Как вырабатывать внутренний локус контроль?

Хотя локус контроля считается приобретенным во время взросления и социализации фактором, его можно изменить. Локус контроля в психологии это: определение, примеры, видыДля этого нужно учиться развивать самосознание, рефлексию и умение критически оценивать свои возможности, такие как планирование, общение и определение приоритетов. Не менее важным также является необходимость выйти из состояния жертвы, которое свойственно многим экстерналам.

Взаимосвязь локуса контроля и самооценки

Локус контроля, изучаемый многочисленными исследованиями в психологии, был определен как важная черта характера, определяющая устойчивую самооценку самодостаточной личности.

Такие личности имеют набор качеств, определяющий их разностороннюю компетенцию – это умение адекватно оценивать ситуацию и собственные силы, быстро восстанавливать психологическую гармонию, а неудачи воспринимать, как способ научиться чему-то новому.

Видео о локус контроле

Про локус контроля:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ