Под интервенцией в психологии принято понимать психотерапевтическое воздействие с определенными целями, достигаемыми посредством специальных средств и методов воздействия.
Введенный в психологию М. Перре и У. Бауманном термин широко используется в клинической психологии и педагогике и подразумевает под собой разработанные специалистами терапевтические приемы, призванные улучшить общее состояние индивида, помочь ему справиться с возникшими психологическими проблемами или депрессивным состоянием.
Определение
Интервенция в психологии – это, в соответствии с характеристикой, данной известным российским психиатром Жмуровым В.А., любая процедура (методика) дающая возможность вмешаться в тот или иной процесс в организме (оперативное вмешательство, психотерапевтическое консультирование).
Клиническая психология определяет понятие «интервенции» как происходящее от латинского термина interventio (насильственное вмешательство) любое воздействие, используемое для прерывания или изменения текущего процесса.
Специалисты клинической психологии выделяют введенную в науку Е. Линдерманном, кризисную интервенцию, понимаемую как скорую медико-психологическая помощь лицам, пребывающим в кризисном состоянии. Кризис при этом определяется как возникшее у человека негативное состояние, проявляющее при блокировке значимой для него деятельности.
Согласно Э. Эриксону, затяжной, хронический кризис способен привести к социальной дезадаптации человека, суициду, нервно-психическим или психосоматическим страданиям. Проявление кризисной интервенции выступает как форма работы служб телефонов доверия, семейных психологов и кабинетов, осуществляющих социально-психологическую помощь.
Основной целью их работы является оказание помощи:
- детям и подросткам, ушедшим из семьи или столкнувшимся с жестоким обращением со стороны родителей;
- наркоманам и лицам, страдающим от алкогольного опьянения;
- ветеранам войны и инвалидам;
- одиноким родителям и женщинам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию или столкнувшимся с насилием.
Потребность в проведении кризисной интервенции существенно возрастает во время катастроф, чрезвычайных происшествии, стихийных бедствий и социальных потрясений.
Характеристика понятия
В психологии практической и социальной под «интервенцией» принято понимать любое психологическое вмешательство в личностное пространство человека для стимулирования в нем позитивных изменений. Необходимым условием при этом является желание изменений, высказанное самим индивидом, а также его готовность к сотрудничеству.
В соответствии с классификацией М. Перре и У.Баумана в психологии применяется психологический тип интервенций, различающихся в зависимости от сферы применения на:
Типы интервенции | Методы ее воздействия |
Педагогико-психологическую | Широко применяется при работе с детьми и подростками и состоит из
|
Трудовую и организационно-психологическую | Широкий спектр психологических вмешательств, включает в себя:
|
Клинико-психологическую | Представляет собой сущность психотерапии и включает в себя выбор:
|
В соответствии с теорией М. Перре и У. Баумана, психологические интервенции характеризуются:
- Методами клинико-психологического воздействия (вербальными или невербальными), выбранными психотерапевтом для изменения психических процессов и состояния индивида.
- Функциями, направленными на лечение и профилактику психиатрических дисфункций человека.
- Целями, способствующими достижению определенных изменений и определяющими общую стратегию воздействия.
- Теоретической обоснованностью — научной психологией, психологическими теориями и концепциями.
- Эмпирической проверкой — научными исследованиями, доказывающими эффективных тех или иных способов воздействия.
- Профессиональными действиями, осуществляемыми прошедшими специализированное обучение специалистами.
Одним из способов проведения интервенции является психологическая коррекция, воздействующая на определенные психологические структуры и обеспечивающая полноценное развитие и функционирование индивида.
Виды
Интервенция в психологии – это действия, направленные на изменения психологического состояния человека (доктор медицины Л.Р. Волберг).
Классификация разработанных им методов психотерапевтической интервенции построена в зависимости от поставленных перед ними целей и различает 3 типа вмешательства:
Поддерживающая
Направленная на лечения людей с хроническими и инвалидизирующими психическими заболеваниями методика оказывает стимулирующее действие на их сохранившиеся способности для возможного поддержания противостояния здоровых элементов психики дефицитам и выпадениям, обусловленным психическими заболеваниями или старостью.
Наиболее важна поддерживающая психотерапия при депрессивных расстройствах настроения, связанных с началом деменции и проявляющихся с ограничением отдельных психологических функций.
Поддерживающая психотерапевтическая интервенция включает в себя периодические встречи с психотерапевтом, проходящие в форме беседы и направленные на оказание помощи человеку в разрешении конкретных проблем.
Переучивающая
Проводится с применением различных психотерапевтических методик, имеющих своей целью изменение поведения больного при помощи поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрения отрицательных.
Методика широко применяется при корректировке девиантного поведения несовершеннолетних и лиц, с криминальным прошлым и включается в себя:
- периодические беседы с психотерапевтом;
- тренинги, направленные на изучение поведения пациента, его характеристику;
- психологические игры, призванные выработать новые для индивида способы поведения в конкретных ситуациях.
Личностно-ориентировочная
Методика включает в себя психотерапевтические вмешательства, проводящиеся с целью осознания интрапсихических конфликтов, являющихся источником личностных расстройств, и стремления достичь существенных изменений в чертах характера и восстановлении полноценности индивидуального и социального функционирования личности.
Методы лечебно-ориентировочного воздействия применяются в неврологии и пограничной психотерапии. Их помощь необходима при решении сложностей и проблем, возникающих у здорового или относительно здорового человека, и направлена на появление личностных изменений.
Используется личностно-ориентировочная интервенция:
- при неврозах;
- при пограничных расстройствах личности;
- при расстройствах адаптации;
- при необходимости личностного роста.
В зависимости от формы
В зависимости от формы проведения психотерапевтической интервенции, заключающейся в организации и структуре взаимодействия терапевта и пациента, различаются:
- Групповая интервенция. Форма психотерапевтической интервенции И. Ялома при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для достижения следующих целей:
- разрешения внутренних конфликтов;
- снятия напряжения;
- коррекции отклонений в поведении и иной психотерапевтической работы.
- Семейная психотерапевтическая интервенция — представляющая собой, в соответствии с концепцией А.А. Богдалева, переговоры между членами семьи в присутствии психотерапевта, направленные на оптимизацию семейного функционирования, открытого обсуждения своих чувств и желаний, осознание членами семьи своего единства и выполняемых функций.
- Индивидуальная психотерапевтическая интервенция, представленная специально организованной формой взаимодействия психотерапевта и клиента (пациента), построенной на оказании помощи и поддержки клиента со стороны психотерапевта с целью разрешения возникших проблем или преодоления жизненных трудностей.
По времени
В зависимости от времени проведения психотерапевтических методов различают:
- Длительную интервенцию, заключающуюся в работе клиента со специалистом на протяжении более полугода (20 встреч) и способствующую появлению значительных внутренних изменений. Направлена методика на изменение пациентов всего ощущения себя.
- Краткосрочную интервенцию. Тип психологического консультирования, фокусирующийся на текущих симптомах клиента и текущих жизненных обстоятельствах, ограничен во времени несколькими сеансами и помогает акцентировать, подчеркнуть и выявить сильные стороны клиента.
По директивности
В зависимости от формы психотерапевтической интервенции и выбора психотерапевтом для себя определенной роли различаются:
- Директивная психотерапия. Основана на авторитетной роли специалиста, выбирающего способы и методы проведения психологической интервенции, и требует четкого разделения ролей «врач-пациент». К приемам директивной интервенции относят все техники гипноза и окологипнотического воздействия.
- Недирективная методика. Введенная К. Роджерсом форма лечения, при которой врач не делает попыток поставить пациенту диагноз, дать интерпретацию его состояния, а прилагает усилия для создания во время сеансов теплой, дружеской, все понимающей и принимающей атмосферы.
Методы воздействия
Интервенция в психологии – это способ изменения человеческих чувств, поведенческих норм или же улучшения общего состоянии человека (практикующий психолог, гештальттерапевт Погодин И.А.).
Основной сутью интервенции, по словам специалиста, является ее способность при помощи специфических психологических методик существенно повлиять на поведение пациента. Привести к позитивным изменениям в мыслях, душевном состоянии и поведении человека, помочь ему наладить отношения с окружающими его людьми.
Наиболее популярные методики интервенции:
Метод песочницы
Разработанный швейцарским юнгианским аналитиком Дорой Калф метод интервенции, помогает человеку обрести внутренний мир, а также содержит в себе потенциал, необходимый для развития интеллектуальных и духовных аспектов личности. Задача терапевта здесь направлена на оказание помощи клиенту (чаще всего ребенку) научиться проявлять свои внутренние силы.
Сам метод песочницы берет свои истоки из книги «Игры на полу» Г. Уэллса и основан на создании клиентом с помощью миниатюрных фигур, представляющих его жизненные аспекты и фантазии, трехмерной картины на подносе с песком. Фигуры для композиции расположены возле контейнера, а помимо этого клиенту доступно большое количество разнообразных строительных материалов, позволяющих самостоятельно изготовить любую, необходимую ему форму.
Во время работы терапевт не дает клиенту, каких-либо инструкций, ориентируясь только на его фантазию, благодаря которой во время моделирования и перемещения фигур по лотку психика индивида постепенно трансформируется в более здоровые, новые формы.
Пустой стул
Разработанная доктором М. Морено и доработанная доктором М. Перлзом техника имеет своей целью оказание помощи человеку перейти от постоянного обсуждения ситуации в своих мыслях к реальным действиям, что позволяет ему приобрести новый опыт и попытаться изменить сложившуюся ситуацию.
Во время сеанса врач ставит перед клиентом пустой стул, предлагая ему представить сидящим на нем абсолютно любого человека, а затем начать разговаривать с ним с помощью слов или жестов.
Специалисты отмечают, что в начале сеанса пациент может воспринимать процедуру скептически, но после начала разговора с воображаемым собеседником постепенно выговаривается, обсуждая сложные вопросы и получая на них необходимые ответы.
Основная терапия
Распространенная благодаря работам К. Юнга терапевтическая методика, применяется для терапии неврозов различного спектра, а также депрессии и тревожности, и имеет своей целью процесс постепенного исцеления человека, при помощи правильного проживания травмировавшей его ситуации.
Задача методика – возвращение клиента к его первоначальному, нейрофизиологическому состоянию, освобождение от подавленных чувств, являющихся последствие травмы и сдерживаемых эмоций.
Иллюзия голода
Методика психологического воздействия, разработанная Д. Вайнбергом, эффективно применяется для лечения алкогольной и наркотической зависимости, переедания и других психологических проблем, связанных с проявлением бессознательного состояния.
Суть методики Вайнберга в том, что человеку свойственно шаблонное поведение, возникающее в момент появления импульса привычки. Так называемого психологом «иллюзорного чувства голода».
В процессе терапевтической работы индивид учится останавливать свои бессознательные импульсы, при помощи:
- определения момента, когда он склонен действовать автоматически;
- исключения действий, происходящих на автомате;
- изучения мыслей и чувств, при этом возникающих.
Суть методики, по словам Д. Вайнера основана на том, что в момент, когда человек сознательно пытается включить автоматическую реакцию, он испытывает чувство сравнимое с голодом и в этот самый момент возвращается к моменту формирования привычки.
Например, если человек привык вставать во время телефонного разговора, он в момент сознательного включения автоматической реакции мысленно возвращается в детство, когда он был вынужден вставать для того, чтобы одноклассники увидели и услышали, что именно он пытается им сказать.
Став взрослым, индивид бессознательно использует необходимое ему в детстве поведение, а проанализировав ситуацию и причины ее возникновения, может понять, что больше не нуждается в прежней привычке.
Данная интервенция может применяться при разборе разнообразных ситуаций, давая индивиду возможность понять, почему у него возникает желание:
- съесть шоколад;
- выпить алкогольный напиток;
- применять в разговоре нецензурную лексику;
- пошутить в сложной ситуации.
Останавливая себя перед автоматическим действием, человек, по словам психологов, дает себе возможность понять, что именно происходит в его мыслях и попытаться избавиться от него.
Психологическая интервенция – это процесс, призванный изменить психологическое, умственное и эмоциональное состояние человека в позитивную сторону. Применяемые в психологии методики интервенции отличаются творческим характером, основаны на авторитете специалиста или проводятся в дружеской обстановке и имеют своей целью улучшение качества жизни индивида.
Видео о психологической интервенции
Как строить крутую терапевтическую интервенцию:
как организовать интервенции с людьми пережившие домашнее насилия?