Одно из понятий психологической науки, которое вызывало бурные споры еще на заре своего появления, – это интроспекция. Именно так в психологии стали называть метод исследования, который состоял в самонаблюдении психических процессов, происходящих в организме человека.
При этом не использовались какие-либо инструменты или эталоны. Впервые о практической пользе изучения человеком своей души высказался Рене Декарт. Он и ввел это понятие в науку.
Определение
Название этого понятия происходит от латинского слова introspecto, что означает «смотрю внутрь». Метод интроспекции для научного мира не нов. В психологию он пришел из физики и физиологии. Физики с его помощью исследовали звук и свет, а физиологи – органы чувств.
Рене Декарт считал, что с помощью интроспекции личность может самостоятельно углубляться в свои мысли, переживания и т.д. Этого французского ученого считают основателем этого научного метода, имеющего практическое значение.
Декарт определял два источника знаний человека о себе: внешний (знания об окружающем мире, получаемые человеком с помощью органов чувств) и внутренний (анализ наиболее зрелыми и подготовленными субъектами собственных мыслительных процессов).
Джон Локк разделял эту точку зрения. Он обосновал особенную роль этого метода в своих работах и был убежден, что человеческий опыт имеет двойственную природу. Внешний опыт связан с познанием внешнего мира, а внутренний касается работы человеческого разума.
Благодаря внутреннему опыту человек может непосредственно изучать свою душевную жизнь. Джона Локка считают идейным вдохновителем этого метода в психологии.
Интроспекция в психологии – это единственный метод, который долгие годы применялся для исследования психологии сознания. Причинами такого приоритета Джон Локк считал закрытость от окружающих всех процессов, происходящих в сознании (иными словами, нельзя достоверно прочувствовать то же, что чувствует другой), а также возможность самому субъекту осознать то, что происходит у него внутри.
Позже немецкий физиолог Вильгельм Вундт смог объединить интроспекцию с аппаратными и лабораторными методиками, что значительно повысило интерес к этому методу в конце ХІХ века. Это стало основой зарождения новой на то время экспериментальной психологии.
Психологические школы того времени активно использовали интроспекцию. Например, школа под руководством Э.Титченера направляла вектор своих интересов на анализ отдельных элементов познания, основанного на чувствах.
Вюрцбургская школа предпочитала применять ретроспективный отчет, ее представители исследовали процесс мышления в динамике, при этом использовали ретроспективный отчет. А приверженцы гештальтпсихологии видели смысл, наоборот, в целостном описании психологических процессов.
С приходом нового, ХХ века взгляды на интроспекцию разделились. Появились новые направления в психологии, и этот метод познания признали антинаучным и субъективным.
Джон Уотсон, относящийся к течению бихевиоризма, призвал все научное сообщество не использовать интроспекцию, а заниматься анализом поведения человека, которое обусловлено влиянием внешних факторов и определенным образом на них реагирует. Это мнение разделили многие ученые, среди которых были И.М. Сеченов и Л.С. Выготский.
Синонимом этого понятия является термин «самонаблюдение», которое происходит целенаправленно, систематически, согласно определенным правилам, в результате чело человек может наблюдать за теми процессами, которые происходят в его сознание и сопровождаются разными психологическими состояниями, меняющимися образами, чувствами, мыслями.
Виды
За время развития психологической науки, в частности того периода, когда актуальным был вопрос об использовании интроспекции, этот метод рассматривался с разных сторон. Многие специалисты стремились его описать и составить классификацию согласно его свойствам.
Так, психологи выделяют такие виды интроспекции:
- аналитическая;
- систематическая;
- феноменологическое наблюдение;
- самоисследование.
Автором аналитической интроспекции считают американца Э.Титчера. Этот ученый в своей школе развил идеи о важности разделения чувственного образа на отдельные компоненты. Это позволит, по словам ученого, определить законы, согласно которым строится сознание человека.
Такой метод позволял анализировать элементарные чувства. По мнению Э.Титчера, глядя на любой предмет окружающего мира, человек одновременно испытывает несколько ощущений. Экспериментатор должен привести в порядок результаты наблюдений.
Описанием систематической интроспекции занималась Вюрцбургская психологическая школа в 1901 – 1905 гг. (руководитель – Освальд Кюльпе). Ее представители исследовали стадии психических процессов, в частности мышления, с помощью ретроспективного отчета. Внимание испытуемых было направлено в интересующее экспериментатора русло с помощью дополнительных вопросов.
Такой интроспективный метод, как феноменологическое самонаблюдение, был разработан в гештальтпсихологии М. Вертгеймером, К. Кофкой и В. Кёлером. Он характеризуется тем, что «наивный испытуемый» сам описывает процессы психики в их целостности. Метод своими корнями уходит к идеям Ф.Брентано (метод «внутреннего восприятия»).
Автором метода самоисследования является Р.Махарши – представитель течения индуизма неоадвайты. Его задача была исследовать чувства «Я», позволить человеку самоидентифицироваться и ответить на вопросы, кто он и что собой представляет. Это основные позиции его учения, которое он развил в 1907 г.
Рубинштейн в 50-е годы ХХ в. утверждал, что нужно дифференцировать такие понятия, как самонаблюдение и интроспекция. Первое является фактом. А второе – это трактовка этого наблюдения.
Сегодня теория интроспекции значительно изменилась. Психологи используют ее нечасто. Это объясняется тем, что в наше время большее внимание ученых уделяется изучению поведения человека.
Характеристики и свойства
Интроспекция как метод используется сегодня не только в психологии, но и во многих науках, изучающих человека. Это психологический метод, который имеет свойства и характеристики, позволяющие раскрыть феномен сознания человека.
О его преимуществе свидетельствуют два важных факта: сознание имеет свойство открываться только субъекту и недоступность процессов мышления и восприятия для внешних наблюдателей. Это делало интроспекцию основным и единственным методом исследования сознания.
Дж. Локк в конце XVIІ в. говорил, что мы получаем знания из двух источников: внешнего мира и собственного разума. Первое мы познаем с помощью внешних чувств, а работу ума, к которой он причислял мышление, познание, веру, рассуждения и т.д., можно познать только с помощью рефлексии (под которой он понимал интроспекцию). Это наблюдение, направленное внутрь.
Ученый утверждал, что свойствами этого метода являются: направление исследования в сторону души и зрелость субъекта, поскольку дети, например, способны только познавать внешний мир. Они не могут размышлять над процессами своего разума.
На основании взглядов Дж. Локка были сделаны важные выводы. Первый – о том, что исследовать на научной основе собственный разум может только психолог. Второй – заниматься интроспекцией нужно долго, чтобы добиться успехов.
В. Вундт в 1879 г. разработал правила, согласно которым интроспекция должна иметь такие свойства: быть воспроизводимой и четко фиксировать свойства раздражителя.
При этом субъект должен:
- четко идентифицировать собственные ощущения, возникающие как реакция на раздражитель;
- фиксировать начало эксперимента;
- не давать вниманию снижаться.
Психологи конца ХІХ в. давали характеристику интроспекции как методу, имеющему следующие преимущества. Прежде всего, это то, что сознание способно отразить причинно-следственные связи.
Это важно для интроспективного анализа. И второе. Человек получает искаженную информацию от органов чувств. А интроспекция, в отличие от них, получает чистые психологические факты. Каждое чувство для психолога – это истина.
Функции и роль
В течение всей своей жизни каждый человек испытывает разные чувства:
- боль;
- обиду;
- радость;
- удивление;
- негодование;
- ненависть;
- любовь.
Психологов интересует, что они собой представляют и что испытывает человек, когда их переживает. Это попытка исследовать сознание как физический объект.
Важная функция самопознания – изучение себя как личности и познание целей в жизни.
Интроспекция в психологии – это изучение содержания своего Я (узкое значение) и понимание того, чего человек хочет добиться в будущем, к чему стремится (широкое значение).
Применение этого метода в узком значении позволяет познать свои черты характера, чувства, актуальные в конкретный момент, интеллектуальные возможности, особенности мышления (внимание, память, сконцентрированность) и т.д.
Это важно для понимания многих вещей, например, для выбора будущей профессии. При выборе конкретной профессии важно знать, насколько у человека выработаны личностные качества для ее освоения. Оценка собственных способностей в избранной сфере поможет скорректировать уровень некоторых качеств, которые необходимы для того, чтобы стать профессионалом.
Человеку на протяжении всей жизни приходится общаться с разными категориями людей. От этого во многом зависит его положение в обществе. Поэтому роль самопознания особенно важна для развития коммуникабельности, умения выходить из сложных конфликтных ситуаций. Это также важно в выборе партнера по жизни и по работе.
Во время самопознания необходимо ставить конкретные цели и придерживаться принципа «хочу – могу – надо». Ответив на вопросы «Что я хочу?», «Каковы мои возможности?» и «Что мне нужно для того, чтобы достичь желаемого?», личность расширяет границы познания собственного Я.
Психологи отмечают, что цели интроспекции могут быть реальными и нереальными. В первом случае личность анализирует то, что на самом деле имеет место (заложенные природой качества), во втором – пытается зафиксировать то, чего нет.
Если действительно окажется, что человек не имеет какого-либо качества или оно недостаточно развито, то самопознание может служить отправной ступенью для дальнейшей работы над собой.
Таким образом, интроспекция становится стимулом для совершенствования.
Этот метод имеет огромные преимущества:
- с его помощью любой человек может познать себя лучше, чем кто-либо другой;
- осознание уровня развития своих качеств является надежным с эпистемической точки зрения;
- человек может регулировать свои ментальные состояния.
Отличие интроспекции от других методов познания состоит в том, что она предоставляет человеку непосредственный доступ к объекту исследования.
Психологические теории и школы
Интроспекция в психологии – это наблюдение субъекта за собственными психическими процессами. Вопросы, касающиеся интроспекции, занимали умы многих представителей психологических школ.
В.Вундт | обозначил непосредственный человеческий опыт как предмет исследования психологической науки. Он считал ценным внутреннее восприятие и говорил, что интроспекция нуждается в тренировке, поскольку важно добиться ясного и четкого переживания субъектом своих ощущений и опыта делать о нем отчет. |
Э.Титченер | В школе была разработана теория аналитической интроспекции, которая считала необходимым в чувственном познании явлений вычленять его отдельные части. Для представителей этой школы объектом психологии была система внутренних состояний человека, которые он способен осознавать, — восприятия, ощущения, представления. Все они в совокупности дают характеристику богатства и разнообразия внутренней жизни человека. |
Вюрцбургская школа | Созданна в Германии на рубеже XIX – XX веков, занималась вопросами систематической интроспекции. Ее основоположником был ученик В.Вундта О.Кюльпе. Его позиция была основана на ретроспекции, то есть воссоздании в памяти определенных моментов жизни человека и чувств, которые он в этот момент переживал. Это позволяет избежать, по мнению Кюльпе, искажений, возникающих при чистой интроспекции. |
Гештальтпсихология | Рассматривала феноменологическое самонаблюдение, которое касается естественного описания субъектом того, что он чувствует. Такое описание предполагает целостность. |
Современные ученые-психологи утверждают, что и сегодня интроспекция имеет место в виде самоотчетов, психологических экспериментов и различных исследований сознания человека.
Методы
Интроспекция в психологии – это не просто самонаблюдение, а выработанная в процессе тренингов способность видеть явления сознания как они есть, без влияния на них внешней реальности. Существует несколько методов, помогающих работать со своим сознанием.
Найкан
Одним из способов самопознания является японский метод изучения себя, техника рефлексии, которая называется найкан. Ее суть состоит в том, что она позволяет проанализировать собственную жизнь с целью улучшения ее качества.
Человек как бы заглядывает внутрь себя и анализирует все, что происходит в его внутреннем мире, все свои эмоции, чувства и т.д.
Разработчик этой методики – буддийский монах японского происхождения Исин Йосимото (Ишин Йошимото). Он поставил перед собой задачу – создать способ, позволяющий научить человека быть благодарным. Это способствует получению новых стимулов к дальнейшей жизни.
Автор методики считал, что люди своими мыслями могут передавать свою энергию окружающим вещам. Если при этом проявлять любовь и благодарность, то положительного в жизни будет становиться все больше.
Вторая, не менее важная задача техники – научить человека относиться к себе с любовью, принимать себя таким, каковым он является.
Эта методика не имеет ограничений или противопоказаний. Она доступна каждому желающему совершенствовать свои внутренние качества. Техника найкан была испытана самим Исина Йосимото на себе, который положил в ее основу идеологию дзедо-синсю – принципы школы японского буддизма, согласно которым все люди на земле равны перед Буддой и каждый из них может спасти свою душу.
Во время проведения этой техники участник отвечает на вопросы в отношении конкретного человека и анализирует период жизни, связанный с ним. Вначале ему задают вопросы, касающиеся его отношений с матерью, а затем – отношений с другими людьми. Сеанс длится 1,5 – 2 часа.
В конце человек рассказывает другому (называемому мэнсэцуся) то, что он понял о себе. Диалога между двумя участниками сеанса практически нет, поскольку это техника рефлексии.
Самонаблюдение
Этот термин не всегда связывают синонимически с интроспекцией. В настоящее время его все чаще применяют как замену последней. При этом эмпирическим путем человек получает данные о наблюдении за собой.
Результаты самонаблюдения записываются в протокол. При этом человек может вести дневник, описывать свои мысли, чувства, переживания в блокноте. Это метод практиковался еще во времена Декарта и Дж. Локка.
Во время самонаблюдения человек осознанно оценивает действительность и себя в ней, в частности свое поведение, реакции на внешние раздражители. Таким образом, повышается его уровень осознанности.
Способов применить это на практике множество. Например, можно повесить над рабочим столом лист бумаги с написанными вопросами типа Что я сейчас делаю? Что я ощущаю? О чем думаю? Что меня тревожит? Почему я так себя веду? и другие.
Что бы вы не делали, вы не должны себя судить. Ваша цель – только фиксировать свои ощущения, создать реальную, а не желаемую картину событий. Таким образом, можно добиться понимания себя и в дальнейшем корректировать свои действия, чтобы стать более совершенным.
Если человек очень эмоциональный, то самонаблюдение может перерасти в самокопание и муки совести. Это порождает комплексы. Поэтому нужно четко придерживаться правил использования этого метода и знать меру.
Ретроспекция
Ретроспекция считается процессом, когда человек осуществляет наблюдение за собой отсрочено, анализируя то, что переживал ранее. Он состоит в том, что человек воссоздает в памяти хронологию событий и анализирует свои ощущения в тот момент. Об этом методе заговорили, когда Э.Тульвинг в своем научном исследовании разделил память на 2 вида – эпизодическую и семантическую.
Это не обычное воспоминание о прошлом, это наблюдение за ним. Ретроспекция – вариант самонаблюдения, поскольку она связана с наблюдением за своим поведением с отсрочкой на недели, месяцы и даже годы.
Самоанализ
Самоанализ – важный психологический этап работы над собой. На этом этапе человек начинает анализировать то, что удалось наблюдать и зафиксировать. Он размышляет над своим поведением, поступками, дает им оценку, пытается определить их причины.
Многие поступки человека во взрослой жизни корнями уходят в далекое прошлое, в детство или в подсознание. Поэтому иногда приходится ретроспективно воссоздать картинки из детства.
Особенно важно во время сеанса сконцентрироваться над негативными эмоциями, пережитыми за какой-то период времени, например, за день (обиды, раздражительность, ненависть, гнев и т д.). Можно при этом вести записи, анализировать свои чувства.
Разобравшись в причинах такой реакции на внешние события, человек может глубже понять себя, объяснить многое в своей прошлой жизни (неудачи в личной жизни, в общении с людьми, в профессиональном плане).
Научившись понимать себя, вы сможете научиться понимать других, избегать конфликтных ситуаций и стать более совершенным.
Применяемые в психологии методы интроспекции могут помочь каждому человеку стать на ступеньку выше в саморазвитии. Это доступно каждому, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.
Видео об интроспекции
Психолог об интроспекции: