Речевые нарушения у детей до 18 лет и у взрослых людей часть являются последствием неверного формирования разных систем организма, которые выполняют психический функционал во время детского возраста. Они также могут быть следствием неправильной работы уже сформировавшейся структуры речи из-за антагонистического воздействия на нервную систему во взрослом возрасте.
Течение нарушений зависит от появления дисфункции, ее характерных особенностей и интенсивности, что влияет на симптоматику и тяжесть патологий. Классифицируются по клинико-педагогических и психолого-педагогическим признакам.
Клинико-педагогическая классификация
Патологии речи в российской системах образования и здравоохранения обычно диагностируют по клинико-педагогическая классификации.
Нарушения устной речи
Основными факторами, которые способствуют образованию речевых нарушений, являются:
- неблагоприятные внешние (их еще называют экзогенными);
- внутренние (иначе именуемые эндогенными).
Дислалия
Дислалия характеризуется дефектами звукопроизношения. В данном случае не фиксируется поражение слухового аппарата, а также сохраняется иннервация речевого аппарата.
Причиной функциональной дислалии часто является отсутствие коррекционных занятий, устраняющих неправильное звукопроизношение. Она может возникнуть у ребенка со слабым иммунитетом или патологиями слухового аппарата. Характерна людям, у которых диагностирована задержка развития. Функциональную дислалию часто сопровождает неверное произношением каких-то конкретных звуков.
Механическая форма заболевания может возникнуть из-за нарушений, которые связаны с прикусом и зубами. Ей характерно изменение произношения одновременно нескольких звуков. Кроме самого дефекта, связанного с произношением звуков, больные испытывают сложности при коммуникации, стесняются и часто бывают закомплексованными.
Диагностируется дислалия с помощью исследования звукопроизношения, определения специфики патологии, а также фонематического слуха.
Профилактические действия в данном случае должны быть направлены на устранение анатомических нарушений, наблюдающихся в системе артикуляционного аппарата, регулировании произношения с помощью наглядной демонстрации правильного.
Ринолалия
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений включает ринолалию, которая характеризуется неверные функциями речи из-за расщелин в зоне верхней губы, твердого неба. Такие нарушения приводят к искажению артикуляции, изменениям фонации.
Также наблюдаются изменения тембра голоса и фонетики, что является следствием неверного построения артикуляторного аппарата. При данном заболевании наблюдается регулярный четкий назальный тон голоса. Нарушения фонетики характерны и для согласных, и для гласных.
Заболевание имеет следующие виды:
открытая | в этом случае звук поступает через рот или нос |
закрытая | разделяется на переднюю и заднюю |
смешанная | этот вид характеризуется гнусавостью, также нет носовых звуков |
Диагностируется заболевание в 2 этапа, включающими исследования с помощью инструментария логопеда и оценивание устной речи.
В зависимости от вида патологии больным назначается лечение у следующих специалистов:
- отоларинголог;
- челюстно-лицевой хирург;
- невролог;
- ортодонт.
Если ребенок появляется на свет уже с расщелинами мягкого и твердого неба, то возможно оперативное вмешательство поможет уйти от более серьезных нарушений:
- задержка речевого развития,
- психоэмоциональных патологии;
- неврологических изменений.
Дизартрия
Дизартрия характеризуется изменением навыков речи, появившихся впоследствии поражений речевого аппарата. Выявление данного процесса очень важно, так как он приводит к нарушениям, способным развиваться на различных структурах нервной системы, отвечающих за сформированность звуков, а также логику устной речи.
Данная патология классифицируется как спастическая и гипотоническая формы.
В связи с этим выделяют следующие симптоматические признаки:
Мышечные спазмы | Характеризуются напряженными губами, языком и лицевыми мышцами. Губы у таких больным часто плотно смыкаются. Движения ограничиваются во время произношения. |
Гипотония мышц | Такому состоянию характерно вялая форма языка, который при этом почти недвижимо лежит на дне полости рта. Губы не могут смыкаться, поэтому рот часто приоткрыт. Специалисты также отмечают обильное выделение слюны. Так как мягкое небо фактически недвижимо, то голос может приобрести носовой оттенок (то есть гнусавость). |
При данном заболевании наблюдаются нарушения произношение фактически всех звуков. Больным непроизвольно смягчаются твердые согласные. Во время произношения шипящих и свистящих язык передвигается в бок, за действуя межзубные промежутки. В норме он должен двигаться вперед.
Голос характеризуется слабыми и глухими тонами. Нарушения также могут привести к дисбалансу дыхательного акта, при этом выдох становится коротким, само дыхание постоянно прерывается и могут быть частым во время произношения речи.
Так как больной произносит чаще всего нечленораздельную речь, то он одновременно не имеет возможности определять конкретные звуки. Данное нарушение может привести к отсутствию формирования словарного запаса, а также неумению правильно выстроить грамматику предложения. Страдающий дизартрией с указанными выше симптомами должен наблюдаться у логопеда и невролога.
Врачи могут назначить следующие методы исследования:
- логопедическое, которое определяет предмет как устной, так и письменной речи;
- электроэнцефалография;
- электромиография;
- МРТ головного мозга.
Если соблюдать рекомендации гинеколога в течении беременности, принимать витамины, соблюдать режим дня, то дизартрии можно избежать.
Дисфония
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений включает дисфонию, которая характеризуется искаженным голосом, что связано с его качественным изменением. В данном случае он бывает гнусавым или сиплым.
А также возможно изменение тембр и тона, при чем 2 последних симптома могут наблюдаться как вместе, так и по отдельности. Наиболее часто диагностируется гипотонусный тип данной патологии, заключающийся в снижении тонуса мышц голосовых складок, приводящий к тому, что они не могут сомкнуться полностью.
В логопедии выделяются следующие причины дисфонии:
- Воспалительные патологии, которые возникают периодически при лечении или не до конца вылеченные.
- Профессиональное пение, особенно академическое, так как такой вокал может представлять очень значительную нагрузку на связки.
- Нарушения гортани, а также ее хрящей, ангиомы и другие аномалии. Данные факторы увеличивают риски появления гипотонусной дисфонии.
Диагностирование выполняют на основе жалоб заболевшего путем устного опроса и его осмотра.
Обязательно проводят:
- ларингоскопию;
- акустические исследования голоса;
- КТ гортани;
- денситометрию костей шейного отдела позвоночника.
Профилактическими действиями при таком заболевании является щадящий голосовой режим. Особенно это касается людей, чья профессия связана со значительным напряжением связок. Рекомендуется регулярно проверять и лечить любых возникшие инфекционно-воспалительные заболевания глотки и гортани. Нельзя допустить хронитизацию. Следует вести здоровый образ жизни, исключая все вредные привычки.
Заикание
Данная патология характеризуется судорожными движениями связок. При этом нарушены ритмичность, темп и плавность речи. Больному сложно произнести какой-то конкретный звук или группу, вследствие чего он не способен закончить слово.
Стать причиной заикания может стресс, а также неконтролируемый испуг или волнение, например, перед экзаменами или от разлуки с важным человеком.
В логопедии определяют 2 вида заболевания:
- Невротическая, вызываемая психической травмой. Такое заболевание возможно в любом возрасте и называется логоневрозом.
- Неврозоподобная, которая может быть вызвана измнением церебральных структур. Такое заболевание обычно проявляется не чаще 1 раза в 3-4 года.
Чтобы подтвердить диагноз, необходимы консультации:
- невролога;
- психолога;
- психиатра или психотерапевта.
При этом указанная симптоматика данного заболевания должна длится более 3 месяцев. Заикание диагностирование на основе клинической картины. Для отличия неврозоподобных и психогенных видов заикания необходимо проводить нейрофизиологические обследования. В связи с тем, что патология формируется под действием неустойчивости функционирования головного мозга, конкретных рекомендаций для профилактики патологии нет.
Алалия
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений включает алалию, которая характеризуется серьезным недоразвитием, а иногда и полном отсутствием речевых функций, которые вызваны поражениями центров речи в коре головного мозга.
При данном заболевании отмечают:
- несвоевременные речевые реакции;
- недостаточность словарного запаса;
- аграмматизмы;
- изменения и несформированность слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.
Причинами формирования алалии является поражения головного мозга.
Если у больного диагностируется данная патология, то ему нужно посетить консультации:
- невролога;
- логопеда;
- отоларинголога;
- психолога.
Профилактика данного заболевания у грудных детей должна заключаться в:
- пристальном внимании к физическому развитию; защите от всевозможных инфекционных заболеваний;
- постоянном посещении консультаций у педиатра и невролога;
- поддержке положительного микроклимата в семье.
Афазия
Афазия характеризуется всесторонней или частичной утратой речевых функций. Заболевание формируется из-за поражений корковых речевых центров головного мозга.
Причинами данного заболевания чаще всего являются следующие причины:
- кровоизлияния головного мозга;
- черепно-мозговой травмы;
- опухоли головного мозга;
- атеросклероз мозговых сосудов;
- ишемия;
- болезни воспалительного характера, например, менингит или менингоэнцефалит.
В логопедии выделяются следующие виды болезни:
- Моторная. Данная форма связывается с поражением зоны Брока (нижние отделы премоторной области, находящейся в левом полушарии головного мозга человека). Такой вид характеризуется нарушениями произношений слов, при этом поддерживается умение воспроизводить конкретные отдельные звуки и понимать речь в целом.
Сенсорная | Такой вид связан и нарушениями работы центра Вернике, который расположен в височной доле. В этом случае заболевший утрачивает умение понимать речь, но сохраняет способность разговаривать. |
Семантическая | Такой форме характерно нарушение функций теменно-височно-затылочной области. Пропадает способность понимать сложные словосочетания, которые связаны между собой предлогами или союзами. |
Амнестическая | Такая форма формируется вследствие поражения теменно-височной зоны. Заболевший может понимать речь, но не способен вспоминать определения и конкретные наименования предметов или явлений. |
Тотальная | Этот вид характеризуется полной неспособностью к пониманию и воспроизведению речевых функций. |
Диагностированием и лечением всех форм заболевания занимается невролог:
- Сначала специалист проводит сбор жалоб, а также изучение анамнеза.
- Далее проводит общий неврологический осмотр с целью выявления присутствия неврологических отклонений, которые проявляются внешне. Например, это может быть:
- опущены уголки губ;
- языка отклоняется при высовывании;
- снижается тонус конечностей.
Профилактика афазии заключается в регулярном отслеживании здоровья сосудов головного мозга, прохождении профилактических осмотров и избегании разных травм головы или шеи.
Тахилалия
Помимо чистой формы (отсутствие смешанных нарушений), диагностируются патологии быстрой речи, сочетающиеся с фонетическими, лексическими и грамматическими нарушениями.
К таким типам патологий в логопедии относят:
Баттаризм (парафразия) | Данное заболевание появляется вследствие сформированных неверных структур речи, появляющихся из-за особенных изменений речевого внимания или сложных речевых нарушений темпа. Такая патология иногда сочетается с прочими нарушениями, причинами чего является соматика, психогенные факторы или привычки. |
Полтерн (спотыкание) | Данная форма характеризуется ускоренной речью, отличающейся прерывистым темпом. Ей характерны изменения общей и речевой моторики. |
Заболевание зачастую возникает у гиперактивных детей, которым диагностирована повышенная возбудимость.
Диагностирование проводят невролог и психиатр. Во время обследования они выясняют неврологические симптомы, уровень и психические отклонения, сопутствующие заболеванию.
Оценка речевых функций проводит логопед:
- Обследование состояние речевой моторики.
- Выявление экспрессивности речевых функций, в том числе:
- звукопроизношения;
- лексики;
- грамматики;
- связной речи.
- Оценка специфических форм речи:
- шепотной;
- сопряженной;
- отраженной;
- ритмической.
Психолог проводит оценку сфер:
- сенсорной;
- познавательной;
- эмоционально-волевой.
Брадилалия
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений брадилалию, которая характеризуется замедленной речью, которая возникает вследствие затруднений при произношении, выраженных неспособностью больного расчленять звуки.
Такая патология не влияет на мышление и интеллект, но диагностируется заторможенность, человек становится вялым. Заболевшие говорят медленно, часто делают длительные паузы между словами. Иногда они переспрашивают, чтобы получить дополнительное время на ответ.
Брадилалии в логопедии разделяется на следующие типы:
Отдельное расстройство речи | Такой вид характерен людям, относящимся к флегматичному типу, они медлительны и вялые. |
Последствие некоторых болезней | Например, данный тип может быть диагностирован после олигофрении и менингите, являясь сопутствующим симптомом. |
Мозжечковая | Данный вид патологии характеризуется модуляцией речи, которая становится скандированной. |
При установке диагноза больного расстраивают о перенесенных болезнях и повреждениях головного мозга, а также наследственности, связанной с нарушениями темпа речи. Это нужно, чтобы изучить анамнеза.
Профилактические действия выражаются в быстром лечении:
- нейроинфекций;
- перинатальных поражений ЦНС;
- травм головы;
- астенического синдрома.
Нужно позаботиться о нормализации речевых функций ребенка, демонстрировать ему верные примеры для подражания.
Нарушения письменной речи
Сложности освоения любых дисциплин, преподающихся в школе, считаются основной причиной дезадаптации, а также отсутствием мотивации к учебе, в результате которых возникают отклонения в поведении.
Дисграфия
Дисграфия характеризуется нарушениями письменных умений, проявляющихся в затруднении или полной неспособности при попытке соотнести звуков, произносимых во время устной речи и букв, а также их звучания и написания.
К примеру, больной может заменять буквы, которые похожи друг на друга при написании, упускать и переставлять их в словах. Подобные изменения письменной речи могут возникнуть вследствие воздействия негативных факторов в различные этапы развивающегося ребёнка.
Токаревой О. А. выделены следующие типы патологии:
Оптическая | Возникает вследствие недоразвития зрительных систем коры головного мозга. Именно это нарушение приводит к отсутствию устойчивости зрительных впечатлений и представлений, поэтому ряд букв человек не узнает и не соотносит со звуками. |
Акустическая | Причиной данного вида патологии являются нарушения фонематического слуха, влияющие на дифференциации звуков и изменения звукобуквенные соотношений. |
Моторная | Данный тип появляется вследствие расстройства мелкой моторики рук, поэтому развивается отклонение при попытке соотнести моторные образы слов с относящимися к ним образами звуков и зрения. |
При диагностировании анализу подвергаются:
- письменные работы;
- психологическое развитие;
- формирование речи;
- состояние ЦНС;
- сформированность органов зрения и слуха;
- развитие речевой моторики;
- качество артикуляционного аппарата.
Профилактические действия могут включать упражнения на:
- внимательность;
- память;
- процессы мышления;
- восприятия пространства;
- дифференциации зрения и слуха.
Дислексия
Дислексия характеризуется нарушением чтения. Данное заболевание вызвано тем, что некоторые участки мозга становятся менее функциональными. Наблюдаются специфические различия мозговых тканей от здоровых. Патология также считается наследственной.
При диагностировании логопед изучает:
- долговременную и кратковременную память;
- умеет ли пациент анализировать;
- может ли человек концентрироваться;
- внимание;
- логические способности;
- интеллектуальные возможности.
Для профилактики используются развивающие игры, в том числе направленные на получение визуальной информации при адекватном и регулярном наблюдении взрослых.
Дизорфография
Дизорфография характеризуется нарушениями орфографических умений, при этом наблюдается также изменения онтогенеза речи и психологических процессов. При таком заболевании человек пишет с орфографическими ошибками, при этом он может знать правила очень хорошо.
Диагностируется патология путем изучения уровня формирования и развития как устной, так и письменной речи. Чаще всего это возможно при изучении рабочих тетрадей ученика.
По лингвистическому признаку выделяют следующие типы заболевания:
- Морфологическая, которая характеризуется регулярными многократными ошибками в сложных словах.
- Синтаксическая, при которой появляются постоянные ошибки связей слов в предложении.
- Смешанная, которой характерны оба признака, описанных выше.
Также в логопедии выделяют степени патологии:
- Легкая (когда в тексте наблюдается 15-20% ошибок).
- Средняя (от 20% до 30%).
- Тяжелая (более 30% ошибок).
Психолого-педагогическая классификация
Такая классификация распределяет негативные изменения от частного к общему, а также ее строение основано на лингвистическо-психологических критериях. Логопеды выделяют обобщенные проявления нарушения при различных формах речевого развития.
Нарушение средств общения
Дефекты речи при такой классификации разделяются на 2 категории.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) характеризуется дефектами процессов сформированности языковой системы, относящейся к произношению, впоследствии нарушений фонематического восприятия и звукопроизношения. В случае частичного лечения заболевание трансформируется в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).
Общее недоразвитие речи (ОНР)
ОНР (общее недоразвитие речи) или СНР (системное недоразвитие речи) различаются в первую очередь тем, что первое характерно детям с нормальным развитием, в второе – с умственной отсталостью. Но обе патологии характеризуются формированием дефектов всх компонентов речи, которые относятся к звукам и пониманию смысла.
Существует 3 степени тяжести ОНР (в последнее время логопеды стали выделять 4). Если патологию удается частично вылечить, то она трансформируется в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).
Нарушение применения средств общения
Данный тип дефектов характеризуется заиканием. Это дефект функции коммуникации при условии верно сформированных ее средствах. Также в практике диагностировалось комбинированное нарушение, когда логоневроз формируется совместно с ОНР.
Клинико-педагогической классификации применяется чаще, чем психолого-педагогическая в медучреждениях, особенно логопедами и нейропсихологами. Это связано с тем, что первый вариант основан на причинах речевых патологий.
Видео о классификации речевых нарушений
Классификация речевых нарушений. Лекция: