Психология включает в себя такое понятие, как конвергенция. Этот термин больше известен для специалистов в этой области. Но с теорией конвергенции сталкивается каждый человек.
Что такое конвергенция
Термин «конвергенция» широко используется не только в психологии, но и в биологии, филологии, политике и даже в медицине. Происхождение слово идет из латинского языка и означает «сближать». В широком значении для всех наук термин обозначает соединение 2-х факторов в один, за счет появления компромиссов, общей цели.
Понятие «конвергенция» является обратным дивергенции, которая наоборот означает «расхождение».
Проявление в психологии
Понятие конвергенции в психологию ввел Уильям Штерн. Он оказал существенное влияние на изучение детской психологии, обосновав ее важность для становления личности. Он – один из первооткрывателей психологии личности.
Конвергенция по Уильяму Штерну – одно из основных понятий в психологии развития ребенка. Уильям Штерн считал, что на становление личности ребенка влияет соединение 2 факторов – это наследственность и окружающая среда.
Главным вопросом для изучения конвергенции является то, в какой степени на развитие личности влияет наследственность, а в какой – окружающий мир. И как проявляется влияние.
На момент появления конвергенции в психологии существовало 2 понятия – эмпиризм и нативизм. Первый термин означает, что личность формируется на основе его опыта, чувств. То есть с рождения человек представляет собой чистый лист. А нативизм означает, что с рождения в человеке заложены некоторые основы его личности.
Уильям Штерн предположил, что для развития личности ребенка эти 2 понятия объединяются, несмотря на их противоположность. В основу становления личности входят врожденные факторы, которые обусловлены наследственностью, а также воздействие окружающей среды.
Чтобы понять, как работает теория можно привести пример из эволюции. Законы эволюции давят на определенные виды, заставляя адаптироваться к новым условиями выживания. Процесс конвергенции происходит медленно – через несколько поколений. Пример: водные животные, у которых развились плавники, чтобы лучше выживать в окружающей среде, аналогично рыбьим плавникам.
Пример из психологии развития младенцев хорошо описывает конвергенцию. Ребенок получает материал для игр из окружающего мира. Но желание играть появляется благодаря врожденному инстинкту игры, который есть у всех млекопитающих.
Существующие причины
Нельзя выделить точных причин, так как психология не относится к точным наукам. Все психологические данные субъективны и могут подвергаться опровержению. На данный момент нет 100% объяснения конвергенции.
О причинах конвергенции точнее всего говорит гендерная психология. Конвергенция – сближение. Сближение двух гендеров – мужчина и женщина, обозначает продолжение рода. То есть из слияния 2 разных составляющих появляется новая третья ячейка – ребенок.
В доказательство этой теории приводят следующие доводы:
- Интерес к противоположному полу возникает еще в детском возрасте.
- Возникновение чувство влюбленности к человеку с другими суждениями, мнениями и интересами.
- Отношения сексуального характера между разными партнерами.
Теория психологического развития
Конвергенция в психологи — это теория, подразумевающая совмещение 2 факторов для становления личности ребенка в процессе развития его психики, как сформулировал У. Штерн.
После того, как он предположил, что конвергенция — соединение эмпиризма и нативизма. Но ведущим фактором все же является то, что в человеке есть врожденные установки, от которых начинается развитие личности ребенка. То есть главенствующей стороной все же была наследственность. Основой являлись инстинкты ребенка. Но окружающая среда вносит свои коррективы.
Штерн был сторонником теории рекапитуляции, которую сформулировал Стэнли Холл (известный американский ученый психолог и педагог, занимался изучением психологии подростков). В ней говорится о том, что развитие психики ребенка происходит поэтапно. А этапы заложены генетически и, повлиять на них нельзя. Поэтому Стэнли Холл и его последователи вывели периоды развития психики ребенка.
Уильям Штэрн, основываясь на эту теорию, утверждал, что ребенок после рождения в первые несколько месяцев находится на одном уровне с другими млекопитающими. Его навыки рефлекторные и импульсивные. После 6 месяцев жизни ребенок достигает развития высшего млекопитающего. Он умеет подражать взрослому, он умеет хватать и держать предметы, навыки становятся осознанными.
Дальнейшее развитие речи и навыка хождения связывает его с начальным развитием уже человека. В следующие года он медленно переходит от первобытного человека до человека современного разумного.
С мыслью о том, что основу психики составляет наследственность, поддерживал и другой психолог – Г. Айзенк. Он считал, что интеллект всего на 20% зависит от окружающей среды. Остальные 80% — наследственный фактор.
Типичную схему конвергенции уместил в теорию структуры личности и Зигмунд Фрейд. Он считал, что в человеке с рождения заложены сексуальные влечения, которые заложены в «Оно». «Оно» — бессознательная часть психики, сформированная от рождения. «Оно» требует выполнения всех желаний.
Из этого вытекает «Я» — часть психики, которая формируется, по мнению Фрейда в первые 3 года жизни ребенка, при столкновении с тем, что безусловное эгоистичное поведение, (требует «Оно»), иногда приносит большие проблемы и неприятности. «Я» находится и в сознательном и бессознательном.
Из этого понятия вытекает «Сверх-Я», которое строго сознательное, отвечает за моральные качества и запреты. Они мешают «Оно» идти на поводу у всех эгоистичных желаний. Теория основывается на конфликте трех состояний. На «Я» бесконечно давит «Оно» (эгоистичные врожденные желания) и «Сверх-Я» (моральные устои и запреты). Теория основывается на понятии слиянии двух факторов – конвергенции.
Что такое конвергентное мышление
Для того, чтобы умственная работа стала эффективнее, разумно разобраться во всех тонкостях мышления человека. Чтобы понять, что собой представляет конвергентное мышление, необходимо изучить и противоположный тип – дивергентное мышление.
Теорию о 2 типах мышления вывел Д. Гилфорд – американский психолог. Он делит мышления на 2 стороны – творческое и практическое. Конвергентное относится к практическому мышлению. Если говорить кратко, то конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного решения задачи, а дивергентное подразумевает множество идей, уходящих в разные стороны.
Для начала нужно определить, что такое мышление. Термин означает процесс, в котором происходит сбор и анализ информации, полученной извне. Анализируются внутренние данные, которые хранит память – всплывает опыт, навыки, чувства и эмоции.
В случае с конвергентным мышлением, мозг выстраивает цепочку данных (информация из окружающего мира, опыт, факты из долговременной памяти) из которых выходит одно единственно верное решение.
Дивергентное мышление подразумевает применение всех данных с целью нахождения нового решения задачи. Решений может быть много. Дивергентное решение поэтому и носит название творческий подход.
Человек с дивергентным мышлением пускает свои мысли в разные направления. Процесс познания чего-либо похож на узор – он ветвится, расходится в разные стороны. В то время, как человек с конвергентным мышлением отдает все силы на один прямой путь мыслей.
Если образуются пустоты при решении задач, дивергентное мышление позволяет искать новые пути, другие варианты их решения. Конвергентное мышление склоняется к логическому ходу решения задачи, стараясь максимально заполнить появляющиеся пустоты информацией для выбранной тактики.
Особенностью людей с дивергентным мышлением является гибкость. Потому что они подстраиваются под новые условия и ищут другие пути, которые могут оказать выигрышными. В некоторых ситуациях это увеличивает продуктивность.
При дивергентном мышлении человеческая психика и мозг собирают или разрывают ассоциативные звенья, благодаря комбинированию. Мозг сочетает разные понятия, образы, ищет новые возможности. Одно понятие накладывается на другое частично или полностью. Минусом такого мышления может стать частое игнорирование того, что возникшие образы порой не сочетаются между собой.
Конвергенция в психологии — это оперирование в большей степени фактами, классами, категориями, степенями. Все образы структурированы и взаимосвязаны друг с другом. Мышление происходит в соответствии со строгими рамками временной согласованности, в которую включены факты и события.
Для получения смысловой единицы (решения задачи) конвергент прибегнет к абсолютно правильному решению из уже имеющихся данных. Когда задача решается с помощью конвергентного подхода, все исходные данные делятся на категории.
При получении промежуточных результатов уже сравниваются с имеющимися знаниями из той же категории. Заполнение пустот, поиск решения основываются на четком алгоритме. Он представляет собой шаблон действий.
Конвергенты склонны отбрасывать субъективное: эмоции, впечатления. Выводы формируются, основываясь на логике. Минусом такого мышления является то, что субъективная сфера часто является толчком к решению. Эмоции являются ресурсом познания.
Какие есть отличия конвергентного мышления от дивергентного:
- При дивергенции отмечается неопределенность. Неизвестным является то, что хочет получить человек в результате решения, а также какие действия будут использованы для получения. Человек с конвергентным мышлением действует по заданному логичному алгоритму действий. Он точно знает, что он хочет получить в результате. Исходя из этого, он использует план действий, направленный на один единственный результат.
- Дивергентное мышление подразумевает выход за рамки. Он использует разные пути достижения цели, не имея четкого алгоритма в начале. Конвергент, наоборот, сначала составляет алгоритм, а потом четко идет к нему.
- Конвергентное мышление подразумевает критичный ответ. Дивергентное мышление показывает относительную правильность решения, решений может быть много и все они будут в какой-то степени верными.
Традиционным и более безопасным является конвергентный подход. Он подразумевает одно правильное использование объекта, или символа. Дивергентный подход дает возможность по-новому использовать тот или иной символ мышления. Но часто он требует проверки на адекватность восприятия, на совпадение с реальными фактами.
Оба вида мышления важны, их можно развивать. В пример можно привести композитора, который чаще всего является творческой личностью. Он идет разными путями, опирается на свои чувства и эмоции в поиске композиции.
Придумав музыкальный мотив, он с помощью логического конкретного подхода преобразует его в сочетание нот, символов. Он применяет классический вариант записи мотива, который используют и другие музыканты. Он применяет готовый шаблон.
Вдохновение композитора, создание музыкального мотива безусловно нужно отнести к дивергентному подходу. А преобразование полученной мелодии в структуру, сочетание нот, нужно отнести к конвергентному мышлению, когда для цели нужно пользоваться определенным алгоритмом действий.
Для определения того, насколько развито конвергентное мышление, нужно опираться на следующие показатели:
- Словарный запас.
- Способность концентрировать внимание.
- Скорость, с которой воспринимается информация.
- Насколько быстро человек может сориентироваться и применить свои уже накопленные знания для решения задачи.
- Способность быстро искать связь между понятиями.
Конвергенция в психологии – это более традиционный подход к решению задач. Но не значит, что такое мышление устарело и будущее теперь за людьми, использующими дивергентное мышление. Конвергентный тип мышления необходим в деятельности, требующей четких алгоритмов действий, анализа данных, оценивания ситуаций.
Как развивать конвергентное мышление:
- Задача на поиск лишнего слова. К исходным данным даются слова, в которых перепутаны буквы. Необходимо найти лишнее слово из этого списка. То есть важно выстроить алгоритм: сначала следует в словах расставить буквы правильно, затем нужно найти связь между словами. В конце нужно выявить слово, которое никак не связано с остальными. Здесь задействован словарный запас человека, скорость воспроизведения слов и их значения из своей памяти.
- Нахождение пары для слов или фигур. Человеку предоставлены данные, которые необходимо структурировать и разбить на пары.
Конвергентное мышление важно точно так же, как дивергентное. В психологии важным считается балансирование между двумя типами. Например, человек ищет собирает много идей решения задачи разными путями, а затем выбирает одну понравившуюся и дорабатывает, используя четкий алгоритм действий.
Видео о конвергенции
Что такое дивергентное мышление: