Начиная от рождения до полного взросления, ребенок проходит множественное количество возрастных кризисов, одним из которых является этап завершения периода младенчества или грудного вскармливания, приходящийся на 1 год.

Что такое кризис 1 года?

Любой возрастной перелом отличается отсутствием определенных временных рамок. В каждом индивидуальном случае продолжительность, четкость и напряженность развития процессов взросления являются различными.

Д. Б. Эльконин (советский психолог), практикующий в области детской педагогической психологии, отнес младенческий перелом после первых 12 месяцев жизни к виду «малых кризисов».

Согласно его трудам, такое явление возникает на границе перехода двух этапов развития: младенчества и начала раннего возраста, продолжающегося до школы. Причем кризисный период имеет отношение к периоду раннего детства.

Событие напрямую связано с несогласиями, которые появляются по ходу взросления в связи с началом появления речи, ходьбы и специфической для каждого возраста системой отношений ребенка с окружающим миром. Все новшества в развитии (движения, звуки, слова, отождествление себя в мире) ведут к многозначащим переменам в жизни.

В возрасте приблизительно 12 мес. исчерпывает себя социальное существование младенца, формирующееся с рождения. Если ранее родители выступали для ребенка в качестве его представителей при соприкосновении с внешним миром, то на данный момент малыш способен взаимодействовать со средой самостоятельно. Происходит своего рода разделение ребенка и взрослого.Кризис 1 года у ребенка. Возрастная психология, причины возникновения, проявления

Хотя без родителей малыш еще не в силах в полной мере осваивать новые понятия, предметы, явления. Поэтому в момент перелома происходит появление новой специфической системы отношений ребенка с окружающим миром, в которой родители играют роли не представителей, а помощников в процессах познания, развития интеллектуальных способностей.

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Кризис 1 года у ребенка начинается после окончания периода младенчества.

К этому времени малыш овладевает навыками:

  • ориентирования в пространстве;
  • ползания, стояния на ногах;
  • осознания обращенных к нему слов, фраз;
  • произношения звуков (слов);
  • осуществления действий с предметами.

В конце этапа младенчества у малыша развиваются понятия, которым советский психолог Л. И. Божович дала определение «мотивирующие».

В список представлений входят следующие аспекты:

  • Ходьба, которая меняет восприятие внешнего мира у малыша из-за возможности самостоятельного передвижения. Со временем навык совершенствуется и ребенок увеличивает границы своего познания благодаря доступу до различных предметов. При этом особенно интересными являются вещи, которые используют родители.
  • В начале годовалого кризиса исчезает автономная речь, которая заменяется языковым общением. Лепет младенца до 1 года имеет отличительные характеристики в виде свойств:
  1. фонетических;
  2. семантических (когда одно и то же слово или звук обозначает несколько предметов или понятий);Кризис 1 года у ребенка. Возрастная психология, причины возникновения, проявления
  3. аграмматических (неправильно произносимые слова);
  4. ситуативных (когда разговор малыша вразумителен только близким людям) факторов.
  • Мотивирующие понятия, которые выделила Л. И. Божович, означают следующее: во время младенчества развитие малыша зависит от вещей, попадающих в поле его восприятия благодаря родителям, начиная с 1 года, он уже пользуется не только своими ощущениями, но также процессами мышления, формирующимися под действием той информации, что уже сбереглась в памяти. Психолог определяет эти образы как «мотивирующие представления». Они имеют способности, как привлекать, так и отпугивать малыша и менять его поведение. На практике это обозначает, что ребенка уже трудно оторвать от заинтересовавшей его вещи или перенести внимание на что-либо.
  • Понятия о себе в конце 12-го месяца жизни меняются, малыш начинает осознаннее осваивать итоги своих манипуляций, в том числе себя во внешнем мире. Индикатором представлений о себе служит образ в зеркале, в котором ребенок узнает себя. Начиная с года, он проявляет стремления к самостоятельному совершению действий, к копированию поведения родителей.

Как проявляется кризис

Кризис 1 года у ребенка может проявляться по-разному, все зависит от его характера, психической и умственной активности.

Существуют исследования психологов со всего мира, в которых отмечены следующие симптомы годовалого кризиса:

  • Появление трудновоспитуемости, то есть малыш начинает ослушаться взрослых, проявлять упрямство, настырность.
  • Повышение внимания к себе.
  • Резкий скачок в обучении навыкам (как положительного, так и отрицательного характера), то есть малыш начинает заниматься самообслуживанием и пытается действовать самостоятельно в тех вопросах, в которых ранее полностью зависел от родителей (купание, кормление). В качестве негатива возникает нежелание выполнять рутинные бытовые процедуры, которые ранее осуществлялись спокойно.
  • Появление эмоций с повышенным уровнем восприятия (легко обижается, проявляет агрессию, чрезмерную радость, неудовлетворение).
  • Ребенок становится более капризным. Взрослые могут заметить, что малыш начинает часто и более интенсивно капризничать, впадать в истерику, может отказываться от еды.Кризис 1 года у ребенка. Возрастная психология, причины возникновения, проявления
  • Часто дети перестают отпускать родителей от себя.
  • Ребенок отказывается выполнять просьбы, а действия его становятся противоречивыми.

Что чувствует малыш

Иногда трудно бывает понять, чего хочет ребенок, хотя он, в свою очередь, всеми силами пытается выразить собственные желания и потребности. В это время меняются потребности у детей, они перестают понимать, почему родители не замечают этого. Поэтому любая, даже ранее нормальная ситуация, может вызвать у малыша бурю эмоционального всплеска, капризность, истерику.

По ходу проявления самостоятельности развитие малыша ускоряется стремительно. Он начинает открывать для себя, что родители – это взрослые люди, которые отличаются от него (почему-то взрослым можно больше). Малыш начинает осознавать себя как личность, которую отделили от родителей, и проявлять характер.

Ребенку кажется, что родители запрещают ему грызть провода или брать в рот вещи с пола (земли) потому, что его не любят. Ему еще трудно понять, что существует список запрещенных предметов, мест. Он уверен, что родители препятствуют познанию мира.

Также в этот период возрастает потребность командовать взрослыми, подражать им. Это может проявляться в нежелании ложиться спать, есть он хочет играть вместо прогулки или общаться, а родители его не понимают, что вызывает обиду и злость, и нежелание быть послушным.

Ребенок может обижаться, если ему давать подсказки: вот как нужно обращаться с книжкой, игрушкой. В то же время он может повторять, копировать действия родителей.Кризис 1 года у ребенка. Возрастная психология, причины возникновения, проявления

Именно в этот период взрослым необходимо обернуть кризис в свою пользу, то есть научить малыша самостоятельно мыть руки, держать ложку, нажимать на дверной звонок. Каждый родитель должен понимать, что воспитание ответственности и самостоятельности в ребенке начинается с самого раннего детства.

Во сколько начинается

Согласно таблице периодизации советского психолога Л. С. Выготского разделяются следующие этапы раннего развития детей.

ПериодПсихическая деятельностьКакая психическая сфера в большей мере развивается
От 0 до 1 гНепосредственное эмоциональное общениеЛичностная. Имеет потребностно-мотивационное направление.
От 1 до 3 летПредметно-манипуляционная деятельностьИнтеллектуальная: речь, процессы мышление.

На границе между этапами раннего развития начинается кризис 1 года. В каждом отдельном случае время возникновения перелома индивидуально, так как дети развиваются по-разному: одни начинают ходить с 8 мес., другие – с 14. Однако психологи считают, что начало кризиса первого года жизни, может стартовать с девяти месячного возраста. Средним показателем считается 1 год.

Когда заканчивается кризис 1 года у ребенка?

Кризис 1 года у ребенка начинает идти на спад с приблизительного возраста в полтора года. Переломный момент наступает тогда, когда малыш сможет адаптироваться к новым для себя ощущениям, навыкам, умениям.Кризис 1 года у ребенка. Возрастная психология, причины возникновения, проявления После волнений настает непродолжительный стабильный период развития, который заканчивается новым кризисным витком в возрасте после 2 лет.

Как понять ребенка в кризисный период?

Каждый родитель должен понять, что данный этап развития ребенка является неизбежным. Любой малыш вынужден в обязательном порядке научиться взаимодействовать с окружающим миром, отождествлять себя в нем, и потихоньку усваивать то, что ему дозволено.

В данный период родителям советуют психологи дать возможность ребенку проявлять самостоятельность. Несмотря на то, что малыш испачкается, когда будет кушать, все равно ему следует делать это самостоятельно.

Также необходимо в этот период установить границы разрешенных действий, и сформировать запреты. Причем запреты должны касаться только безопасности малыша. Несмотря на взросление то, что было запрещено ранее, обязано таким же оставаться и, наоборот.

Психологи советуют использовать игры как один из элементов воспитания. Так игровая деятельность облегчает протекание любого кризиса. В игры могут входить следующие манипуляции: разыгрывание спектаклей на тему безопасности (как это может отразиться на игрушках), размышления на подобные темы, поиск аналогий в реальных ситуациях.

Также в этот период одним из важных аспектов является разговор, развитие речи через название предметов, эмоций и чувств с использованием мимики и жестов. Именно тогда дети лучше всего стараются копировать взрослых, поэтому их рекомендуют психологи обучать на собственном опыте.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

Кризис в психологии описывается, как позитивное явление в развитии детей, которое связано с трансформациями личности, самопознанием и развитием. При этом визуально внешне заметными считаются негативные проявления процессов, хотя при них в то же время происходят качественные изменения.Кризис 1 года у ребенка. Возрастная психология, причины возникновения, проявления

Психолог Е. Н. Корнеева дает родителям следующие советы, как пережить кризис в 1 год:

  • не нагружать малыша большим количеством запретов (они должны обеспечивать ему безопасную среду для познания внешнего мира);
  • не нужно сосредотачиваться на желании подчинить ребенка своей воле, заставить слушаться, лучше переключить его внимание на другие предметы;
  • главная задача родителей в этот период – отказ от роли посредника между окружающим миром и ребенком, а вместо этого стать помощником (больше рассказывать, показывать, что можно делать с тем или другим предметом);
  • взрослые должны научиться действовать не вместо малыша, а вместе с ним.

Ребенок никуда не отпускает маму – что делать?

Кризис 1 года у ребенка часто сопровождается ситуациями, когда малыш ни в какую не хочет отпускать маму от себя. Это явление относится к признаку развития перелома, который должен со временем пройти. Возможно, что в такие периоды придется отложить какие-либо походы или встречи, или же брать ребенка с собой.

Психологи не советуют оставлять малыша в дома с кем-либо из близких в слезах или истерике. Начиная от рождения, ощущение материнского тепла рядом относится к основополагающим потребностям ребенка, которое олицетворяет собой пищу, защиту, уют.

В процессе эволюционного развития человека выживали только те дети, которые не давали своим мамам далеко уйти, кричали, чтобы подозвать, не выявляли желания остаться в одиночестве. Те же самые понятия на уровне инстинктов выявляются у современных детей.

Ребенка после года можно оставлять без матери в привычных условиях, если его увлечь интересными занятиями. Следует акцентировать внимание, что остаться без матери сможет лишь тот малыш, который ощущает себя под защитой.

Поэтому очень важно, чтобы в качестве няни выступал хорошо знакомый человек, к которому существует узнавание и симпатия. Если малыш не будет ощущать себя в безопасности с человеком, который за ним присматривает, то в очередной раз он станет упорно цепляться за маму и не захочет разлучаться с ней.

Бывает, родители стараются объяснить цели, место и время своих отлучек, но маленький ребенок еще не может все это осознать. Поэтому, начиная с 1 года, малышу потребуются напоминания, помогающие поддержать незримый контакт с мамой в ее отсутствие. В качестве привязок могут служить фотографии или личные вещи родителей.

Кризис 1 года у ребенка. Возрастная психология, причины возникновения, проявления
Shy cute baby with mother, holding her knees

Психологи утверждают, что единственным навыком, на который сможет опереться малыш является его личный опыт разлуки с мамой. Если эта практика окажется негативной, то без истерик при каждой следующей отлучке мамы не обойтись.

Если же родители мало отлучались из дома без ребенка и не оставляли его под надзором других людей, то ощутимые долговременные отлучки могут нанести ему психологическую травму.

Психологи рекомендуют ряд правил, которые помогут легче переносить расставания с детьми:

  • Сначала необходимо пройти подготовительный этап. В ходе него можно играть в прятки: когда мама, начиная от нескольких секунд до нескольких минут, исчезает в другой комнате, а затем появляется.
  • Отлучки из дома родителей должны быть регулярными, то есть ребенок, таким образом, будет постепенно привыкать к тому, что он остается с другими людьми.
  • Непременно следует вырабатывать ритуал прощания перед выходом с малышом. Дети должны наглядно понимать, что мама отлучается, а потом возвращается. При этом очень важна уверенность мамы в своих поступках, чтобы он не сомневался, что она обязательно вернется.
  • Периоды расставаний психологи рекомендуют увеличивать понемногу, начиная с нескольких минут.
  • Накануне отлучки нужно уделить малышу внимание.
  • Если расставание предусматривается надолго, то лучше продумать связь. В качестве напоминания может использоваться фотография мамы, ее вещь.
  • Оставлять ребенка можно только с человеком, к которому у него есть доверие (ни в коем случае не с новой няней).
  • При объяснении продолжительности пребывания без мамы необходимо привязываться к режиму дня (я вернусь, когда ты покушаешь или поспишь).
  • Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за проявление эмоций.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

У ребенка, в связи с взрослением, в кризисный период 1 года часто появляются опасные моменты, которые могут навредить малышу или окружающим:

  • Овладение навыком ходьбы приводит к увеличению количества ситуаций, опасных для ребенка, они могут вызывать беспокойство у взрослых. Родители, в свою очередь, начинают ставить запреты, которые вызывают дискомфорт у малыша и приводят к нарастанию стремления добиться своего, осуществить желание. Запреты, поставленные ребенку в возрасте 1 года, очень редко достигают своих целей, а наиболее часто вызывают гипобулические реакции, то есть противодействия запретам. Такие реакции порождаются волей и часто сопровождаются протестами. Если ребенка неправильно воспитывают, то протесты перерастают в припадки агрессивного поведения: малыш может упасть на пол, кричать, плакать, отказываться выполнять задания.
  • Опасным также является в период кризиса 1 года непонимание речи малыша со стороны взрослых. Это непонимание также может привести к гипобулическим реакциям.
  • Невозможность отвлечь ребенка от каких-либо предметов или ситуаций, переключить его внимание, относится еще к одному источнику гипобулических реакций.Кризис 1 года у ребенка. Возрастная психология, причины возникновения, проявления
  • Существует вероятность появления опасности во время копирования ребенком действий взрослого. Очень важным аспектом является невозможность попадания в руки малыша опасных предметов: колющих, режущих, электроприборов. Необходимо перекрыть доступ к розеткам.

Чего нельзя делать при кризисе 1 года у ребенка?

Естественные процессы взросления у разных детей проходят по-разному. У одних они начинаются раньше, у других – позже.

Категорически нельзя в кризисные периоды:

  • Нервничать, кричать на малыша или высказывать ему грубые слова. Необходимо создать для ребенка как можно больше простора для игр и познания окружающей среды.
  • Не рекомендуется вырывать из рук ребенка предметы, которые не предназначены для игр. Их лучше убрать из поля зрения, спрятать повыше.
  • Ни в коем случае нельзя начинать потакать капризам малыша, баловать, так как кризис любой пройдет, а испорченное поведение останется.

Начиная с возраста в 1 год можно приступать к развивающим занятиям с ребенком, то есть приобрести пальчиковые краски, простые музыкальные инструменты, так как именно в кризисные периоды детей привлекает наиболее сильным образом все новое и неизведанное, данный период является благополучным для развития интеллектуальных способностей.

Видео о кризисе 1 года

Что делать с ребенком во время кризиса:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ