Для определения легкой умственной отсталости у детей используют дополнительные термины. Например, специалисты часто применяют обозначение «олигофрения», когда говорят о форме недоразвития. Еще одно определение – дебильность.
Вопреки предрассудкам, принятым в обществе, дети с диагностированной дебильностью имеют высокие шансы для нормальной жизни после получения своевременной помощи.
Что собой представляет умственная отсталость легкой формы
Легкая умственная отсталость характеризуется нарушением психики и стандартов физического развития. У детей с диагнозом «олигофрения» нередко наблюдается изменение формы черепа, уменьшение или увеличение размеров конечностей. Это состояние организма характеризуется неспособностью действий, которыми ребенок должен оперировать в определенном возрасте, чтобы расти и развиваться дальше.
Таким детям помогает коррекция обучающих программ, включение специальных методик и приемов, которые облегчают процесс познания. При наличии легкой стадии и своевременной помощи специалистов ребенок сохраняет шансы на то, чтобы со временем минимизировать нарушения и догнать сверстников по уровню развития.
Причины, по которым происходит психическое и интеллектуальное недоразвитие:
- склонность, обусловленная генетически;
- сложности на разных этапах развития плода во время беременности;
- повреждения, полученные на этапе появления на свет;
- заражение инфекциями, вследствие которых разрушаются мозговые клетки.
Выявить показатель УО у ребенка раннего возраста довольно сложно. Это проблема диагностики, которая тревожит родителей и педиатров. При наличии неблагоприятной наследственности врачи рекомендуют усиленно наблюдать за ребенком, начиная с самого раннего возраста, чтобы вовремя увидеть признаки психического недоразвития.
Явные симптомы, указывающие на проблемы:
- у ребенка отсутствует интерес к животным (как положительный, так и негативный);
- дети не интересуются новыми красочными игрушками, не рассматривают незнакомые предметы;
- нет понимания требований простейшей игры, подходящей по возрасту;
- дети демонстрируют повышенную возбудимость, им нравятся активные действия, которые не преследуют никакой цели;
- дети выражают эмоции с использованием примитивных реакций;
- наблюдается частая смена настроения, которой сложно найти объяснение;
- дети не могут обслуживать себя, не проявляют самостоятельности.
Легкая умственная отсталость приводит к тому, что у ребенка происходит разбалансировка внимания, а в дальнейшем наблюдается неспособность концентрироваться на предмете. Работоспособность психики неизбежно замедляется, ребенок быстро устает, что приводит к агрессии или апатии.
Мозг не справляется с запросами по обработке зрительных или слуховых образов, поэтому общее состояние ухудшается, начинаются срывы, вспышки гнева, истерики.
Если говорить о легкой степени, то дебильность характеризуется, как первая стадия. Следующий этап слабоумия – имбецильность. Тяжелейшая стадия слабоумия, когда отсутствует даже речь, называют идиотией. Справиться с последней стадией без последствий невозможно.
Первопричиной состояния дебильности специалисты считают наследственный фактор. Дополнительной причиной называют влияние отсутствие стратегии по планированию беременности. Нередко будущая мать узнает о беременности после того, как основные процессы формирования плода уже находятся на пике.
Из-за отсутствия информации о беременности мать не защищается от инфекций или принимает лекарства из запрещенного списка. Такое поведение характерно для девушек или женщин, которые воспитывались в социально неблагополучных семьях.
Еще одна причина – отсутствие диагностики. Если беременность наступает неожиданно, то будущие мамы принимают это как данность, стараются следовать советам врача, но не принимают во внимание наличие проблем в анамнезе. На беременность сильно влияет, если будущая мать принимала наркотики, алкоголь, вела не здоровый образ жизни.
Состояние, когда УО диагностируют на основе существующей шизофрении, проявляется как регресс или полная задержка психического развития. У ребенка полностью отсутствует речевой навык, нарушен процесс мышления.
Недоразвитие психики, которое стало приобретенным или было врожденным, можно диагностировать у детей до 3 лет, но официальная постановка диагноза возможно только, когда ребенку исполнится 7 лет.
У новорожденных определить легкую форму УО почти невозможно. Позднее начинают проявляться выраженные симптомы. Когда ребенок начнет общаться со сверстниками, то отставание становится более заметным.
Классификация умственной отсталости легкой формы
УО классифицируют по нескольким критериям:
- Наследственные формы. К этой группе относятся дети с хромосомными и генетическими заболеваниями.
- Нарушения обмена. Это заболевания, которые поражают кожу, нервную систему или глаза вследствие чего происходит остановка психического развития.
- Неврологические заболевания с поражением нервов и мышц. К этой группе относится микроцефалия, гидроцефалия, краниостеноз.
Легкая умственная отсталость похожа на другую проблему, которая поддается терапии, на задержку развития психики. Отличие одного состояния от другого заключается в том, что при ЗПР после последовательных повторительных действий ребенок усваивает навык, а при серьезных формах УО это сделать не получается.
Признаки, симптомы и проявления болезни
Специалисты выделяют основные признаки, по которым можно определить наличие легкой степени УО:
- Нестандартное развитие моторики. Вспомогательным фактором, указывающим на отсталость, может быть позднее удерживание головы, попытки встать, сесть, пойти. Часто у отсталых детей с небольшой степенью дебильности нарушен рефлекс хвата или удержания, поэтому он не способен орудовать ложкой или брать игрушки.
- Неуравновешенность. Процессы побуждения и остановки не сбалансированы. Ребенок часто раздражается, бывает чрезмерно медлительным, впадает в апатию.
- Развитие речи. Дети с УО начинают говорить поздно, у некоторых удается запустить речь только с помощью специальных приемов. После того, как словарный запас пополняется несколькими словами, ребенок не пытается выстраивать фразу, а пользуется односоставными предложениями. Помимо этого, ребенок часто не понимает речь, которая обращена к нему, не умеет выполнять просьбы.
- Интерес к окружающему. У детей отсутствует интерес к новым игрушкам, они не смотрят на взрослых или сверстников. Таким детям не свойственно абстрактное мышление.
Перечисленные признаки не всегда собраны воедино. Ребенок может испытывать радость, выражать неприязнь или симпатию, но обычно это выражено слабо, однобоко. Внешне ребенок до 3 лет почти ничем не отличается от сверстников. Более того, с возрастом такие дети начинают понимать, что им чего-то не хватает на примере сверстников и пытаются утаить проблему.
Иногда это им удается, если отсталость выражена не так ярко. Трудности начинаются с наступлением школьного периода, тогда дети обнаруживают неспособность сосредоточиться на предмете, отстают по математике, чтению, не могут обучаться письму.
Легкая умственная отсталость делает детей «особенными».
В зависимости от того, кто окружает ребенка, проявляется один из двух противоположных типов личности:
- Добрые и милые дети, которых часто называют «солнечными». Они ранимы, но также способны прийти на помощь при необходимости.
- Злые и агрессивные дети, которые подверглись негативному влиянию со стороны, так как не осознают собственных желаний в силу исключительности.
Умственная отсталость, выраженная в легкой форме, может проявляться по-разному в разном возрасте. Для диагностики специалисты руководствуются основными признаками, характерными для каждой возрастной группы.
До 1 года
До одного года дети развиваются нормально, обнаружить отсталость можно только по косвенным признакам:
- отсутствует зрительный контакт, даже тогда, когда взрослый инициирует его;
- отсутствие слежения за движениями взрослого;
- смена настроения без видимых причин, неожиданный плач, крик;
- проявление медлительности там, где требуется быстрота реакции на подсознательном уровне;
- отсутствие попыток подражать звукам, что свойственно маленьким детям.
С 1 до 3 лет
Дети постарше проявляют признаки УО по-другому. В возрасте от 1 года до 3 лет специалисты нередко ставят диагноз «ЗПР».
Для первого и второго состояния характерны одинаковые признаки:
- заметное отставание в развитии речи ребенка;
- сложности при построении коммуникационных связей со взрослыми или сверстниками;
- приступы неконтролируемой агрессии или замкнутость и полное нежелание общаться;
- невозможность обслуживать себя на том уровне, который развит у сверстников;
- сложности с запоминанием.
Характерным признаком проблем является такое состояние, как нарушение инстинкта самосохранения. Если у ребенка диагностируется ЗРР, нарушение моторики и отсутствие инстинкта самосохранения, то, это первая форма патологии. Своевременная коррекция и терапия помогают остановить и скорректировать развитие опасного состояния.
С 3 лет
Признаки состояния УО в возрасте от 3 лет характеризуют как бытовые.
По этим маркерам можно определить, на какой стадии находится нарушение:
- У ребенка полностью отсутствует связная речь, он часто общается с помощью звуков, которые подкрепляет жестами. Ребенок никогда не обращается к взрослому, а ждет, пока ему дадут инструкции.
- Ребенок трех лет не может освоить навыки катания на беговеле или велосипеде, не повторяет движение кивания головой, испытывает трудности с указанием на предмет по просьбе взрослого.
- Если происходит падение, то ребенок падает, не выставляя руки вперед, не закрывая инстинктивно место удара. У детей отсутствуют навыки сюжетно-ролевых игр. Такие дети не проявляют интереса к ярким предметам, не любят смотреть мультфильмы.
- Становится заметна поведенческая особенность, которая выражается в желании причинить себе физический вред.
- Ребенок с УО может засмеяться только тогда, когда все вокруг смеются, делает это резко и так же резко прекращает смеяться. Во время плача или крика у него часто сухие глаза, он не может заплакать.
- В этом возрасте становится заметной сложность с гигиеной. Ребенок не обращает внимания на грязь, не испытывает брезгливости при виде грязных предметов, несвежей пищи.
Одним из признаков психологи считают сложности с приучением к горшку. Если ребенок трех лет не делает попыток ходить на горшок, то это может быть поводом для внимательного осмотра и обращения к специалисту.
Какой уровень IQ соответствует
Степень умственной отсталости принято соотносить с уровнем интеллекта или IQ. Легкой степени соответствует показатель IQ от 50 до 69 баллов. Этот показатель аналогичен развитию возрастной группы 9-12 лет.
Для состояния характерна ситуация, когда большинство детей при условии обучения по специальным программам овладевает навыками чтения и письма. Для сравнения: глубокая стадия умственной отсталости соответствует 20 баллам по определению IQ.
Диагностика
Выявить склонность к УО можно на этапе внутриутробного развития. После тщательного обследования матери врачи могут обнаружить хромосомные патологии. После рождения ребенка проводят стандартные исследования, некоторые из которых могут стать информативными относительно развития нарушений психического характера в будущем.
Легкая умственная отсталость диагностируется врачом-психиатром. В некоторых случаях необходимо обратиться к врачу-генетику, может потребоваться консультация невролога, психолога и эндокринолога.
Методы лечения
В основе лечения УО лежит индивидуальный подход к каждому пациенту. В зависимости от степени тяжести и вводных данных назначают подходящий вариант терапии.
Вариант лечения | Особенности | Используемые методы и приемы |
Коррекция | Составление программ по индивидуальной схеме для улучшения социально-бытовых навыков ребенка. |
|
Амбулаторное | Результатом становится улучшение эмоциональной стабильности. | Работа с логопедом, психиатром, дефектологом. |
Стационарное | Применяется при осложнениях УО, после выписки требуется постоянное наблюдение у психиатра. |
|
Детям с легкой степенью УО трудно запоминать и анализировать полученную информацию. Они быстро забывают то, что им говорил воспитатель по причине того, что не владеют абстрактным мышлением. Задача специалиста на этом этапе – попытаться восстановить логическую связь между событиями и явлениями. Только в этом случае они смогут делать выводы о том, что происходит вокруг.
Детей с невысокой степенью УО отличает кристальная честность. Но это не говорит о развитии морали, а свидетельствует о неумении фантазировать. Многих детей отличает однообразие речи, отсутствие эмоций, примитивность построения предложений.
Дети чувствуют себя спокойно, если обстановка привычна, но нервничают и волнуются, как только попадают в новое место. Взрослых с легкой степенью УО сложно обнаружить в современном обществе. Это связано с тем, что сегодня люди с небольшим проявлением УО при условии коррекции довольно успешно интегрируются в общество.
Довольно часто успешная социализация детей-олигофренов – это глубокая работа родителей и окружающих людей. Дети нуждаются в поддержке. Если она оказана вовремя и в полном объеме, то ребенку обеспечен психологически комфорт и возможности для самореализации в будущем.
К сожалению, такие качества, как внушаемость и управляемость способны сделать из ребенка с легкой степенью УО жесткого и злобного индивида. Это зависит от окружения и способности взрослых ухаживать за состоянием ребенка, отслеживать все изменения и работать над этим. Обязательным мероприятием считают наблюдение у психотерапевта.
Грамотный специалист помогает скорректировать изменения и направить энергию ребенка в нужное русло.
Определить степень легкой умственной отсталости у детей раннего возраста довольно сложно. Дети развиваются физически в соответствии со стандартами или с небольшими, но не критичными отставаниями.
Учитывая, что своевременная диагностика часто помогает минимизировать осложнения, специалисты советуют быть начеку. Особенно внимательными следует быть к детям, которые могли унаследовать предрасположенность к подобным состояниям.
Видео об умственной отсталости у детей
Симптомы умственной отсталости: