При задержке речи и артикуляционных нарушениях у детей наряду с лекарственной терапией прибегают к технике логомассажа. В домашних условиях можно использовать простейшие упражнения, но для некоторых видов логопедического лечения массажисту не обойтись без окончания специальных курсов.
Цели логопедического массажа
Логомассаж представляет собой комплекс эффективных техник, который помогает ребенку научиться правильному произношению звуков. Данный метод предполагает систематическое выполнение определенных упражнений на протяжении всего курса логопедического лечения, в результате чего мышцы, задействованные в речи, становятся активнее, работают более продуктивно.
Логомассаж для детей в домашних условиях или медицинском учреждении назначается специалистом в индивидуальном порядке. Для каждого пациента подбираются конкретные упражнения, нацеленные на воздействие той или иной группы лицевых мышц.
Цель логопедического массажа заключается в том, чтобы обучить ребенка навыкам управления мимической мускулатурой. В ходе занятий используемые в речи мышцы ротовой полости и лица поочередно то расслабляются, то приходят в тонус.
Массаж производит благоприятный физиологический эффект на весь организм, улучшая секреторные функции кожных покровов, активизируя отток крови и лимфы. Благодаря логомассажу стабилизируются обменные процессы и трофика тканей. Во время процедур кровеносные сосуды слегка расширяются, из-за чего кислород поступает к клеткам намного быстрее.
Помимо указанных преимуществ, стоит отметить и то, что логопедический массаж воздействует на мышечные ткани, делая их более эластичными и работоспособными. Это позитивно сказывается на их сократительной функции и темпах восстановления активности после нагрузок.
Показания
Физическое воздействие на мускулатуру лица и ротовой полости в виде логопедического массажа показано при отсутствии моторики артикуляции и слабой подвижности мимических мышц, языка, щек. Таким образом, упражнения рекомендуется делать не только детям, но и взрослым (например, после инсульта или черепно-мозговой травмы).
Основные показания к логомассажу в раннем возрасте:
- дизартрия, при которой нарушается иннервация речевого аппарата;
- ринолалия, обусловленная дефектами строения связок и мышц ротовой полости;
- дислалия на фоне укороченной подъязычной связки;
- родовые травмы;
- врожденные дефекты ротовой полости, губ, языка;
- заикание;
- церебральный паралич.
Чаще всего логомассаж проводят детям с дизартрией. Трудности в проговаривании отдельных звуков нередко бывают вызваны поражением заднелобных и подкорковых мозговых структур.
При своевременной коррекции эта проблема легко устраняется. Чтобы поставить ребенку правильную артикуляцию при данном диагнозе, логопеды зачастую назначают лечебные программы по методам докторов Архиповой, Дьяковой, Новиковой.
Второе распространенное основание для прохождения курса логомассажа – детский церебральный паралич (ДЦП). При повышении общего мышечного тонуса у ребенка возникают сложности не только в плане физической активности, но и речевого общения.
Также логомассаж может быть использован в качестве элемента реабилитационной программы после хирургического лечения физиологических изъянов полости рта и челюстно-лицевой зоны (заячья губа, волчья пасть, короткая уздечка). Перед началом логопедического лечения ребенок должен получить консультацию невролога для получения заключения об отсутствии противопоказаний.
Ограничения и меры предосторожности
Несмотря на то, что логопедический массаж является эффективным и безопасным вспомогательным методом терапии при нарушениях речи, к его применению существуют противопоказания.
К ним врачи относят:
- эпилепсия;
- инфекционные заболевания (респираторные вирусные, дерматологические);
- стоматит;
- лимфаденит;
- конъюнктивит.
Занятие прекращают, если у ребенка появляется тремор подбородка, начинает синеть носогубный «треугольник». Также не стоит делать массаж при повышенной температуре тела и общем недомогании.
Важные правила логомассажа и условия для проведения в домашних условиях
Сеансы массажа для ребенка допускается проводить самостоятельно при соблюдении целого ряда условий.
Самыми распространенными рекомендациями для проведения занятий дома являются:
- Консультация логопеда. Желательно, чтобы первый раз массаж был совершен специалистом или самим родителем, но под присмотром врача.
- Соблюдение режима. Процедура не проводят, если после последнего приема пищи прошло менее 2 ч.
- Подготовка к сеансу. Перед массажем дома необходимо проветрить помещение, выполнить необходимые гигиенические процедуры.
- Положение тела. Во время занятий ребенок может выбрать лежачее положение или позу полусидя.
- Комбинация нескольких техник. Во время занятий следует сочетать упражнения сразу для нескольких частей артикуляционного аппарата (губ, неба, нижней челюсти, языка) поочередно меняя движения. Логопедический массаж предполагает совершение похлопываний, поглаживаний, пощипываний, зигзагообразных и спиралеобразных воздействий.
- Разминка. Логомассаж всегда должен начинаться и заканчиваться одинаково – поглаживаниями.
- Кратность упражнений. Каждое движение повторяют не менее 7-10 раз. За один сеанс совершают не менее 5-7 упражнений.
- Длительность процедуры. На начальном этапе на сеанс отводится не менее 5 мин., постепенно увеличивая время до 15-20 мин.
- График. Занятия следует проводить по предписанию логопеда-дефектолога ежедневно или через день на протяжении 20-30 дней. Курс можно неоднократно повторять, но каждый раз следует делать перерыв продолжительностью 2-3 месяца.
- Контроль за состоянием ребенка. Во время сеанса нужно внимательно следить за тем, чтобы он не испытывал дискомфорта, усталости, болезненных ощущений.
Логомассаж для детей в домашних условиях может дать заметный прорыв в речевом развитии, однако не стоит пренебрегать систематическими посещениями врача, который должен отмечать динамику изменений и вносить коррективы в план лечения.
Виды массажа
За счет использования сразу нескольких разных массажных приемов, как правило, быстрее снижается тонус мускулатуры, устраняются спазмы. Логомассаж помогает мышцам адаптироваться к активным произвольным или координированным движениям.
При этом важно учитывать, что реакция организма на массаж имеет прямую зависимость с силой воздействия. Например, при поглаживаниях возбудимость массируемогоучастка минимизируется, а при поколачивании или щипании, наоборот, усиливается.
В практической деятельности современные логопеды используют несколько техник массажа для детей с проблемами в развитии речи.
Классический массаж
Исходя из названия, несложно догадаться, что здесь применяются традиционные массажные приемы.
Человек, который занимается с ребенком, использует:
- растирания;
- поглаживания;
- разминания;
- похлопывания, создающие вибрацию.
Эти 4 основных приема могут классифицироваться по силе воздействия и скорости движения. Так глубокие и медленныерасслабляют мускулатуру, а быстрые и поверхностные – повышают ее тонус. Чтобы купировать спастический синдром, применяется сильная вибрация и поглаживание.
Аппаратный массаж
Логомассаж такого типа для детей, как правило, в домашних условиях не проводится, поскольку требует использования специального оборудования. Аппаратный метод лечения речевых нарушений является одним из самых эффективных. Массажный прибор оснащают различными насадками для вибрационного и вакуумногостимулирования артикуляционного аппарата ребенка.
Такие приборы могут воздействовать на поверхности с разной силой, в зависимости от установленного режима. Перед каждым использованием следует обрабатывать насадки прибора дезинфицирующим раствором.
Точечный массаж
Эту методику правильнее относить к одной из разновидностей рефлексотерапии, которая заключаетсяв механической стимуляции биологически активных участков в соответствии с показаниями. Точечный логомассаж отличается возможностью разнохарактерного воздействия: расслабляя одну мышцу, в этот же момент можно возбуждать другой участок речевой мускулатуры.
Техника исполнения массажа подбирается в индивидуальном порядке. Иногда с целью достижения выраженного эффекта специалисты используют элементы криотерапии, что предполагает стимуляцию холодом отдельных зон.
Зондовый массаж
Это особый вид логопедической процедуры, который показан для нормализации речевой моторики. Автором данной техники является известная логопед-дефектолог Е.В. Новикова Методика считается весьма эффективной, несмотря на свою простоту. Зондовый логомассаж позволяет работать исключительно с теми участками артикуляционных органов, которые нарушены и нуждаются в стимуляции.
Лечение ускоряет процесс восстановления или первичной постановки звукопроизношения.
Для такой процедуры используются логопедические инструменты – зонды, каждый из которых отличается не только внешне, но и имеет уникальный принцип действия:
- вилочковый– применяется для обкалывания языка с целью пробуждения ритмичных сокращений мускулатуры, а затем совершения нескольких вращательных и колебательных движений в конкретной точке на протяжении 4-6 с;
- зонд-«восьмерку» применяют для нажатия на язык;
- зонд-«саночки» представляют собой систему из 3 приспособлений, воздействующих на мышечные волокна и нервные окончания;
- зонд-«топорик» помогает совершать скольжение и вдавливание;
- крестообразным зондом можно одновременно нажимать и отталкивать язык, вызывая сокращения мышц.
Массаж зубной щеткой
Логопедическое лечение можно проводить и с помощью подручных средств. В домашних условиях логомассаж ребенку можно сделать зубной щеткой.
В ходе процедуры используются такие виды движений:
- продольное поперечное поглаживание;
- растирание круговидное, спиралевидное;
- ударное надавливание;
- непрерывистая вибрация.
Вместо зубной щетки родителю можно использовать свой идеально вымытый палец. Если ребенок сопротивляется проведению массажа, нужно попробовать отвлечь его внимание чем-нибудь вкусным, обмакивая щетку или палец, например, в сметане или варенье.
Один из комплексов упражнений выглядит следующим образом:
- Наружной стороной щетки без щетинок медленно провести 10 раз от центра языка к периферии.
- Столько же движений, но теперь от кончика к середине, не возбуждая корень и не вызывая у ребенка рвотный рефлекс.
- По всей длине речевого органа проводить щеткой с легким надавливанием вдоль боковых краев, устремляясь к центру.
- Проводить щеткой горизонтальные линии от корня языка к периферии.
- Движения по зигзагообразной траектории совершить не менее 7-10 раз на поверхности языка и неба.
Массаж ложками
Данный метод воздействия на артикуляционный аппарат относится к видам лицевого массажа. Чтобы сделать своему ребенку логомассаж с ложками, необходимо подготовить приборы с гладкой поверхностью и повторять все упражнения не менее 7 раз. В возрасте от 3-4 лет дети могут сами делать упражнения с ложками под строгим контролем родителей.
Логомассаж для детей в домашних условиях начинается с того, что ребенку в каждую руку помещают по одному столовому прибору.
Если же ребенок пока не готов к самомассажу, взрослому необходимо:
- Выпуклыми частями совершить поглаживание линий лба.
- Аналогичные манипуляции проводятся на щеках круговыми движениями.
- Затем ребром ложки провести линию снизу−вверх по щекам.
- Поглаживающими движениями кончиками приборов растереть верхнюю губу.
- Совершить разминающие движения вдоль скул, по направлению от уголков рта к вискам.
Разминка перед массажем
Сразу приступать к занятию, минуя разминку, логопеды не рекомендуют. Этот этап помогает создать правильный эмоциональный настрой у ребенка, разогреть лицевые мышцы и подготовить речевой аппарат. Разминку нужно проводить на протяжении нескольких минут каждый день.
Состоять она должна из:
- дыхательной гимнастики;
- простых упражнений, активизирующих мимическую мускулатуру.
Среди способов проведения логопедической разминки самым эффективным считается игровой. Например, ребенку ставят задачу изобразить конкретного героя из сказки или мультфильма, пользуясь только мимикой своего лица.
Логопедический массаж при дизартрии
Поскольку данная речевая патология в большинстве случаев бывает вызвана микроскопическими повреждениями тканей мозга, дети с этим диагнозом должны находится под постоянным наблюдением логопеда-дефектолога, заниматься в группе или индивидуально.
В домашних условиях логомассаж проводится по такому алгоритму:
- Поочередное разминание и поглаживание лба правой рукой с помощью зигзагообразных движений от линии роста волос к переносице, а левой – по тому же принципу, но стимулировать зону от центра к вискам.
- Разминание носа. Затылок ребенка должен упираться в руку массажиста, пока тот создает эффект вибрации за счет поступательных спиралеобразных движений от крыльев к основанию носа.
- Растирание скул. Данный этап выполняется двумя руками одновременно. Задача массажиста – проработать зоны от нижней челюсти до нижнего века, воздействуя на участки ушей и скул. Для этого задействуются только большой и указательный пальцы.
- Вибрация лицевых мышц. Массажист становится позади ребенка, расположив пальцы с обеих сторон нижней челюсти, и создает быстрыми пульсирующими движениями мягкую вибрацию.
- Простукивание носогубного «треугольника». Массаж делают согнутым указательным пальцем, двигаясь по часовой стрелке.
При гипотонусе мышц языка
Нарушение тонуса у детей нередко проявляется ухудшением функциональности мышц языка. Причем более распространенной проблемой в логопедии считается гипертонус. Низкая возбудимость волокон встречается, как правило, в локальных языковых мышцах (например, у корня или кончика языка, справа или слева).
Во время лечебного массажа, показанного при гипотонусе языка, следует обращать внимание на:
- направление движений – они производятся от корня к периферии;
- силу приема – упражнения должны носить стимулирующий характер, быть достаточно активными и интенсивными;
- растирание и разминание – предпочтительные методики;
- повышенное слюноотделение – перед массажем следует заранее позаботиться о мерах по устранению избыточной жидкости в ротовой полости, которая часто встречается при гипотонусе языка.
При заикании
Логомассаж для детей в домашних условиях при заикании проводится для снижения степени напряженности лицевой мускулатуры, активации речевых центров и общего улучшения состояния. В выборе подходящей методики логопеды чаще отдают предпочтение классической.
При заикании ребенку массируют определенные участки тела для их расслабления. Как правило, это напряженные шейные мышцы и плечевой пояс, которые способствуют повышению тонуса корня языка и мускулов мышц нижней челюсти.
Положительно сказывается на артикуляции разминание мышц черепа, грудной клетки, спины. Поскольку при логоневрозе (именно этим термином врачи именуют заикание) преследуется цель активизировать обменные процессы, расслабить мускулатуру и улучшить циркуляцию крови, важно комплексное воздействие на организм ребенка.
Помимо классических приемов, специалисты нередко прибегают к точечному массажу, который предполагает стимулирование конкретных участков речевого центра, снижение уровня возбудимости. Лечение логоневроза массажем обычно составляет 14-20 дней. С целью профилактики курс проводят не менее 2-3 раз за год.
При ЗРР
Логомассаж для детей с этим диагнозом предполагает использование традиционных техник. Воздействие на мускулатуру осуществляется путем поглаживания, разминаний и вибрации.
При задержке речевого развития массажировать нужно все части лица с повторением каждого движения 8-10 раз:
- Лоб стимулируется ладонью, поглаживающими движениями, направленными от середины к вискам, или вибромассажером от бровей к верху.
- Массирование щек должно представлять собой легкое потягивание тканей от уголков рта по мускулатуре, направленной к вискам. Затем поглаживают участки от линии скул до подбородка.
- На область носа и носогубной складки воздействуют поглаживающими и легкими вибрационными движениями, переходя к уголкам рта.
- Кожу на участке над верхней губой следует плавно растягивать и растирать большими пальцами рук.
При ДЦП
Массаж органов артикуляционной системы необходим для стимулирования периферического отдела речевого анализатора и лобной доли ЦНС. Основная задача, которую ставят перед собой логопеды, занимающиеся с такими детьми, заключается в улучшении подвижности языка и нижней челюсти, чувствительности неба, внутренней стороны щек, гортани.
При ДЦП рекомендован зондовый массаж с захватом жевательной мускулатуры и круговой мышцы рта. В случае невысокой подвижности языка, короткой или деформированной подъязычной связки производятся круговые движения с попеременными надавливанием на обе стороны нижней челюсти. Также полезно оттягивание губ для укрепления их тонуса, поколачивание снизу вверх по челюстно–подъязычным мышцам.
Массажу языка с помощью зонда должно предшествовать определение точек, воздействие на которые провоцирует рвотный рефлекс, спазмы или судороги.
Результаты домашнего массажа
Занятия с ребенком позволяют:
- нормализовать работу челюстно-лицевых мышц;
- снизить степень выраженности речевых дефектов в сложных случаях;
- активизировать группы мускулов с недостаточной сократительной способностью, которые принимают участие в процессе артикулирования;
- добиться лучшей координации движений ребенком и укрепить глоточный рефлекс.
Прохождение курса логомассажа для детей при учете всех рекомендаций специалиста, позволяет даже в домашних условиях добиться сдвига в работе артикуляционного аппарата и развитии речи.
Видео о логомассаже
Мастер-класс по логомассажу: