Ребенок, который идет в 1 класс, должен уметь читать, писать. Если есть какие-то отклонения в развитии, то ему будет сложно усваивать материал на уроках, его успеваемость будет падать. Чтобы этого избежать, с малышом необходимо заниматься с самого рождения.
Существует определенная последовательность постановки звуков. Если этим пренебречь, то возникнут разные нарушения в произношении звуков, которые рассматриваются в логопедии с точки зрения заболевания (иногда они поддаются корректировке).
Виды нарушений произносительной стороны речи в логопедии
Даже временная задержка речевого развития может неблагоприятно сказаться на всем развитии ребенка. Усвоение правильной речи является необходимым условием для овладения грамотой и учебы в школе. В логопедии выделяют определенные виды нарушений, к которым относится алалия, дислалия и дазартрия.
Алалия
Алалия – сложное нарушение речевого развития. Оно обозначает несформированность всех отделов речи в результате того, что были поражены речевые зоны в коре головного мозга до рождения и от 0 до 3-х лет.
В свою очередь, алалию подразделяют на:
- моторную;
- сенсорную.
Бывает, что у ребенка встречается смешанная форма заболевания, но какой-то вид является преобладающим. Моторную (эскпрессивную) алалию можно скорректировать, в то время как ребенок с сенсорной (импрессивной) алалией имеет физический слух, но не понимает то, что говорят другие.
Дислалия
Под дислалией понимают нарушения произношение звуков, но ребенок имеет хороших слух и нормально развитый артикуляционный аппарат. Ребенок с таким диагнозом пропускает, заменяет, смешивает или искажает звуки, когда их произносит. В логопедии дислалия считается распространенным заболеванием.
Примерно у 25-30 % (иногда и 50%) дети дошкольного возраста и у 18-20 % детей младшего школьного возраста диагностируют данное нарушение речи. Если его вовремя не скорректировать, в дальнейшем ребенок не сможет в полной мере овладеть письмом, возможно развитие таких нарушений как дисграфия и дислексия.
Дизартрия
При дизартрии поражается центральный отдел анализатора (речедвигательного) и нарушается работа мышц речевого аппарата. У ребенка страдает речевая моторика, звукопроизношение, речевое дыхание, поэтому речь нечленораздельна, невнятна. Если диагностирована дизартрия, то с малышом работает логопед, невролог, психиатр.
Причины речевых расстройств у детей
Речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития по самым разным причинам. У таких детей очень часто наблюдается бедный словарный запас, не соответствующий их возрастной группе. Развитие фразовой речи несколько запаздывает, и долго сохраняются дефекты произношения звуков.
Одной из причин такой временной задержки речевого развития могут стать различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние желудочно-кишечные болезни, в результате которых нарушается питание всего организма и коры головного мозга.
Причиной речевых расстройств может быть также:
- инфицирование плода;
- нехватка кислорода плода;
- резус-конфликт;
- угроза выкидыша;
- токсикоз;
- хроническое высокое или низкое давление у беременной или другие заболевания сердечно-сосудистой системы;
- падение будущей матери, в результате чего травмировался плод;
- вредные привычки беременной (курение, алкоголь, наркотики);
- сложные роды (в том числе скоротечные, затяжные) или роды, которые начались раньше установленного срока;
- если во время родов применялись акушерские инструменты;
- внутричерепная родовая травма у новорожденного;
- полученная черепно-мозговая травма от рождения в раннем детстве;
- желтуха у новорожденного (ядерная);
- генетическая предрасположенность (наличие в анамнезе одного из родителей заболевания, связанного с нарушением речи);
- ребенок в до 3-х лет часто болел ОРВИ, пневмонией, рахитом и другими болезнями;
- малыш перенес операции с применением общего наркоза;
- дошкольник растет в неблагоприятных социальных условиях;
- у ребенка диагностирован детский церебральный паралич;
- у языка или у верхней губы короткая уздечка;
- неправильный прикус, аномальное строение зубного ряда или неба;
- у ребенка не сформирован фонематический слух.
Среди этиологических факторов можно выделить и социальные причины. Если взрослые говорят торопливо, косноязычно, диалектно, то ребенок будет им подражать.
Когда с малышом не занимаются, тогда дошкольник предоставлен сам себе: он не слышит правильную речь, с ним не общаются, в результате чего он замыкается в себе, мало и плохо говорит. Если в семье поочередно разговаривают на 2-х языках, то это может привести к нарушению речи (дислалии).
Негативное влияние на развитие ребенка
Отрицательное воздействие на развитие дошкольника оказывают:
- телевизор;
- гаджеты (планшеты, смартфоны и тому подобное);
- неблагоприятные условия (отсутствие развивающих игрушек, книг, места для игр и для занятий рисованием, лепкой);
- ребенок не гуляет на улице, имеет плохие физические навыки, не имеет обязанностей по дому, не умеет сам себя обслужить согласно своему возрасту;
- с точки зрения психологии в семье не сознана комфортная атмосфера (нет доверия, постоянные крики, оскорбления, наказание, результате чего малыш испытывает стресс, недостаток внимания со стороны взрослых, минимальный или полное отсутствие телесного контакта, особенно с матерью).
Предупреждающим фактором нормального развития ребенка является планирование беременности.
Когда нужна коррекция звука ребенку?
Мамы часто лучше понимают то, что говорит ее ребенок. Однако речевые дефекты, которые многие родители долгое время не замечают, могут принести в будущем малышу проблемы в развитии и общении. Прежде, чем начать паниковать, что ребенок не говорит как-то звук и принимать меры, необходимо выяснить какие звуки должны быть сформированы в определенном возрасте:
- До 3-х лет малыш верно произносит звуки – Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й. Возможное смягчение звуков – это считается нормой.
- От 3-х до 4-х лет ребенок учится произносить С-СЬ, З-ЗЬ;
- В возрасте 4-5 лет дошкольник осваивает Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
- Примерно в 5-6 лет ребенок уже умеет правильно говорить Р-РЬ, Л-ЛЬ.
Теперь, когда известны возрастные нормы, можно произвести оценку: как дитя произносит звук, искажает ли его, заменяет его более простым. Если неправильно произносится звук, то необходимо проводить коррекцию звукопроизношения. С ребенком необходимо заниматься (родителям, логопеду), без занятий произношение будет еще хуже.
Работа логопеда делится на 3 этапа:
- Постановка звука.
- Автоматизация звука.
- Различие звуков.
Самостоятельно родителем не рекомендуется ставить звуки, это должен делать профессионал – логопед. А вот со 2-го этапа родители могут в домашних условиях продолжать процесс обучения.
Если имеются другие нарушения речевого аппарата, то ребенка обязательно показывают невропатологу. Будет назначено индивидуальное комплексное лечение.
Характеристика уровней ОНР
Общее недоразвитие речи в логопедии обозначается аббревиатурой ОНР. Под этим термином понимают разного рода речевые нарушения, когда нарушены компоненты речи (грамматика, лексика, слого- и звукопроизношение).
При этом ребенок имеет хороший слух и интеллект. Если не заниматься корректировкой речевых нарушений с дошкольником до 5-летнего возраста, то могут поставить диагноз ОНР определенного уровня. В зависимости от степени нарушения ОНР бывает 4-х уровней.
Уровни общего недоразвития речи | Виды | Симптоматика |
I уровень | Моторная алалия | Неречевые проявления: недоразвитость и слабое развитее крупной и мелкой моторики, отсутствие навыков самообслуживания.
Психологические проявления: недостаточно развиты память и внимание, особенность поведения – гиперактивность, расторможенность, малоподвижность или заторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Речевые проявления: речевые навыки формируются с опозданием, одни звуки заменяются другими, ребенок не может повторить правильно слог или слово, артикуляционные движения выполняются с трудом, скудный словарный запас, ребенок говорит короткими фразами, в основном, употребляет имена существительные в начальной форме, речь несвязная, события излагаются не последовательно. |
Сенсорная алалия | Повышенная восприимчивость к звукам разного характера.
Ребенок произносит бессмысленные звукосочетания, обрывки слов, неосознанно повторяет чужие слова, одни звуки заменяет другими или пропускает их, части разных слов между собой объединяет в одно слово, не различает слова-паронимы, не может соотнести слово с предметом или явлением. Внимание, слуховое восприятие, память – со всем этим возникают трудности. Ребенок ведет себя импульсивно, хаотично или инертно, замкнуто. Во время речи активно жестикулируют и работают мимическими мышцами. Речь несвязна, в ней нет смысла, ее не понимают окружающие. Ребенок для понимания речи других использует технику «чтение по губам». |
|
Афазия | Ребенок переставляет звуки и слоги, повторяет фразы, деятельность, эмоцию, заменяет звуков, объединяет элементы двух выражений в одно, не может выполнить звукобуквенный анализ слова, все это сопровождается проблемами с чтением и письмом. В речи, преимущественно, присутствуют имена существительные, инфинитивная форма глагола, продолжительные паузы, снижена сила и звучность голоса, нарушена ритмическая и мелодическая стороны речи. | |
Дизартрия | Невнятность, нечеткость, малая понятность речи. Слабая артикуляционная моторика, в том числе и дыхательной мускулатуры (дыхание учащенное и прерывистое во время речевой деятельности).
Ребенок искажает, заменяет или пропускает звуки, речь невнятная, медленная, невыразительная. Нарушена артикуляция большинства звуков, в том числе и гласных. Снижена сила, изменен тембр речи. Преимущественно шипящие и свистящие звуки произносятся межзубно или боком, отдельные звуки смягчаются, где это не требуется. При тяжелой форме речедвигательные мышцы могут быть полностью обездвижены (паралич). Ребенок не может дифференцировать звуки на слух, также не в состоянии выполнить анализ и синтез звуковой структуры слова. Трудности в общении и его недостаточности приводят к низкому словарному запасу, несогласованности слов. |
|
Ринолалия | Нарушена функция дыхания, врожденный неправильный прикус. Развитость интеллекта может быть разной (в норме, с задержкой психического развития или умственная отсталость разной степени).
Малыш до 1 года не лепечет. Для артикуляции звуков характерны тихость или беззвучность. Развитие речи происходит с опозданием – первые слова ребенок произносит только в возрасте 2-3лет. Невнятность, невыразительность, непонятность речи. Для отдельных звуков характерно заднеязычное или назальное произношение. Ребенок не в состоянии дифференцировать звуки. Голос глухой и тихий. Для того, чтобы звукопроизношение было более внятным, дошкольник напрягает артикуляционный аппарат, в результате чего появляется гримаса, снижается общее впечатление от сказанного. Помимо неточной артикуляции и искаженного звукопроизношения нарушается слуховое различие звуков, наблюдается невозможность выполнить фонематический анализ, в результате чего возникают расстройства письма (дисграфия и дислексия). Словарный запас недостаточно сформирован, слова между собой не согласованы. |
|
II уровень | Задержка речевого развития (ребенок произносит фразы только в 3-4-х летнем возрасте или позже), предложения преимущественно короткие, состоящие из 2-3 слов. В речи мало используются служебные части речи и имя прилагательное. Речь сопровождается жестикуляцией, слова без морфологических характеристик. Словарный запас достаточно разнообразен, но значительно ниже для нормы согласно возрасту.
Дети не могут назвать части тела, цветы, предметы и их детали, обобщающие понятия. Ребенок не в состоянии изменить слово, образовать новое, употребить слово в необходимой падежной форме, не различает слова по числам. Члены предложения не согласованы между собой. Дошкольник переставляет или сокращает слоги, не произносит один согласный, если они находятся рядом («стол-тол»). Ребенок не в стоянии выделить какой-то звук и назвать его позицию в слове, назвать примеры на заданный звук. Во время произношения звуки смешиваются, искажаются. Мягкие согласные заменяются твердыми, глухие – звонкими, шипящие – свистящими. Движения не скоординированы, неуклюжи, пальцевый праксис не сформирован. Снижена слухоречевая память, слабое внимание, недостаточное развитие словесно-логического мышления, поэтому наблюдается быстрая утомляемость, ребенок часто отвлекается, делает множество ошибок. |
|
III уровень | Фразы развернутые, состоящие из 3-4 слов, сложных предложений практически нет в речи. Встречается, что структура фраз нарушена, в речи доминируют главные члены предложения, возникают трудности при восприятии и строении предложений.
Ребенок не может правильно образовать множественное число, просклонять слово по родам, лицам и падежам, не согласует имя существительные с именем прилагательным и числительным. Когда дошкольник пересказывает текст, то пропускает важные моменты или излагает их не в той последовательности. Ребенок практически близко к норме по возрасту понимает речь. Проблемы с восприятием логических и грамматических конструкций с дополнительными членами предложения, с пониманием значений сложносоставных предлогов, приставок или суффиксов. Словарный запас вроде в норме, но при построении фразы ребенок не знает, как называется та или иная часть предмета, не различает лексическое значение слов, возникают трудности с образованием новых слов. Фонетические дефекты: сложные звуки заменяются простыми, звонкие – глухими, твердые смягчаются, неправильно произносятся свистящие, шипящие, звуки Л и ЛЬ, Р и РЬ, слова, состоящие из нескольких слогов (ребенок их переставляет или пропускает). Дошкольник не может определить 1 и последний звук в слове, не может подобрать слова на заданный звук. |
|
IV уровень | Речь немного смазана, невыразительна, так как артикуляция нечеткая. Ребенок не может дифференцировать шипящие, аффрикаты. Грубых нарушений в звукопроизношении не наблюдается.
Возникают сложности с выговором слов, состоящих из нескольких слогов (дошкольник пропускает, переставляет, сокращает количество звуков и слогов). Наблюдается проблемы с пониманием лексического значения слова, часто смешиваются отдельные понятия («рисунок» – «разукрашка»), ребенок не может объяснить значение пословиц, фразеологизмов, подобрать синоним и антоним, образовать новое слово. Дошкольник неправильно согласует имена существительные, числительные, прилагательные, с ошибками образует множественную форму слова, предлоги употребляет не точно. При выборе верного и неверного слова, ребенок выбирает правильный вариант. Во время рассказа или пересказа заданного текста малыш нарушает последовательность действий и событий, испытывает трудности с выделением тог, что было главное, а что второстепенным, может повторять некоторые моменты несколько раз. |
С каких звуков начинает работу логопед?
Последовательность постановки звуков в логопедии начинается с тех звуков, которые ребенок уже произносит в возрасте 3-х лет. Звуки преимущественно простые для артикуляционного аппарата, они также являются опорными (на их основе ставятся более сложные звуки). К таким звукам относят гласные и согласные звуки: Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й.
Последовательность постановки звуков выполняется постепенно. В логопедии рекомендуется начинать работать над звуками, которые знакомы малышу и он их хорошо выговаривает.
Опорные звуки в речи
Под опорными звуками в логопедии понимают такие звуки, которые похожи с проблемными в артикуляционном плане, но они произносятся детьми верно.
На основании опорных звуков будет легче научить дошкольника правильно выговаривать или ставить сложные звуки (шипящие, свистящие и сонорные). Опорными звуками для С являются И, Ф, для Ж – В, З, для Ц – Т, С.
Этапы и последовательность постановки звуков
Последовательность постановки звуков в логопедии, в основном, определяется в течение продолжительного времени. Во время работы участвуют родители, логопеды и кончено же сам ребенок. Существует определенная система, согласно которой процесс постановки звуков проходит более результативно.
Последовательность постановки звуков в логопедии разделяется на такие этапы:
- Подготовка.
- Собственно работа над постановкой звуков.
- Закрепление правильного звукопроизношения в слоге, слове, фразе, предложении (принцип – от простого к более сложному).
- Различие звуков, выделение конкретного звука, обозначение его места в слове.
Переходить к очередному этапу можно в том случае, если у дошкольника отсутствуют трудности на данном этапе. Если пренебречь даже мелкими ошибками, то в будущем их будет гораздо тяжелее откорректировать.
Поставить звук можно по-разному:
- благодаря артикуляционной гимнастике и массажу;
- подражая;
- механически (при помощи логопедических инструментов – зондов);
- от других звуков (многие звуки сходны между собой по артикуляции).
Условия закрепления звуков в речи
Успешность постановки звуков зависит от многих факторов: от частоты занятий, степени проблемы со звукопроизношением.
Результативность можно разделить на следующие условия, которые должны быть обязательно соблюдены:
- развитие фонематического слуха;
- контроль логопеда, родителя и самостоятельный контроль;
- осознание того, зачем нужны данные занятия (мотивация). Родителям рекомендуется хвалить малыша даже за незначительные успехи.
Каждый из этих условий взаимодополняющий.
Звуковая разминка
Самые простые звуковые разминки: как звенит комар, как жужжит жук, какой звук издает труба, как шипит змея, как звенит колокольчик, как квакает лягушка, как блеет овечка, как млеет коза, как гудит пароход/паровоз, как воет волк, как стучит молоток, как фырчит еж, как лепечет малыш, как гогочет гусь, как мычит корова, как тикают часы, как говорит утенок/цыпленок/котенок/жеребенок/тигренок.
Логопедические приемы коррекции при трудностях произношения
Нарушения произношения бывают разной степени. Рассматриваем самые распространенные, которые не касаются ОНР.
Звуки [Л], [Л’]
Упражнения на артикуляцию:
- улыбнуться (хорошо растянув губы), опускать и поднимать нижнюю губу;
- приоткрыть рот и сделать «часики» языком в узком положении, проводить языком по зубам, опускать и поднимать язык то на нижнюю губу, то на верхнюю;
- закрыть рот и надавливать на щеки узким языком.
Упражнения на дыхание:
- втянуть щеки;
- набрать воздух в рот (словно надувая шарик).
Зуки [Р], [Р’]
Эти звуки считаются сложными, а постановка их длительная. Упражнения на артикуляцию заключаются в развитии подвижности и вибрации: поднимание языка (его кончика) к верхним губам или зубам и опускание его к нижним, «прикрепить» язык к верхнему небу, на кончик языка ложится небольшой кусок тонкой бумаги или ваты, которые необходимо сдуть.
Также используются упражнения «гармошка» («балалайка») и «комарик» («моторчик»).
Гармошка
Когда произносится звук Д или Ж пальцем, предварительно вымытым, или соской (натягивается шпатель или палец) делаются движения в горизонтальных направлениях под краем языка. В результате такого механического воздействия язык вибрирует.
Комарик
Звуки Т, Д или З произносятся часто.
Звук [Ш]
Упражнения:
- «чаша» («ковш»);
- «лопата»;
- «качали»;
- «часы»;
- удержание широкого языка возле верхних зубов, затем на нижней губе;
- дуть на шарики из ваты;
- надувать мыльные пузыри и тоже на них дуть.
Звук [Ж]
Используются те же упражнения, что и для коррекции звука Ш. В начале звук отрабатывают в слогах, затем в начале слова, середине и конце. Самыми сложными считаются упражнения со словами с этим звуком в каждом слове фразы, предложения.
Звук [Ч]
Звук Ч корректируется по тому же принципу, что и предыдущие шипящие.
Звук [К]
Чаще всего звук корректируется по подражанию (выполняются упражнения перед зеркалом). Если это сделать не удается, то звук К исправляют на основе звука Т при помощи механического приспособления (шпателя).
Малыш говорит «ТА» несколько раз, после логопед нажимает приспособлением на спинку языка (передняя часть) и удерживает ее в таком положении за нижними передними зубами. Ребенок произносит «ТА», но слышится «ТЯ». Далее нажим усиливается и получается «КЯ», после чего приспособление двигается немного дальше и получается звук «К».
Звук [Г]
Когда дошкольник верно произносит звук К, то его просят положить руку немного выше гортани и произносить К и Г. При этом логопед объясняет в чем заключается отличие глухого звука от звонкого. Затем ребенок повторяет слоги с парными звуками. Если исправить звук не удалось, то ставят звук Г от Д при помощи шпателя.
Звук [Х]
Звук Х получается, если произносить К с придыханием, в итоге получается «КХ». Затем произносится только звук «Х».
Если исправить звук не удалось, то ставят звук Х от С при помощи шпателя.
Звук [Й]
В начале произносятся слова, на месте которых должен быть звук Й, но осознанно говорится И (еж – иож, играю – играу, шью – шиу). Затем продолжительность гласного звука И уменьшается, слоговый звук становится неслоговым.
Если скорректировать звук не получилось, то ставят звук Й от З при помощи шпателя.
Звук [Ц]
Работа над коррекцией звука Ц начинается после того, как ребенок будет верно произносить звук С. Малышу даются задания, на произношение ТС, при этом не должно быть никаких перерывов и посторонних звуков (если они есть, то нужно это сразу откорректировать).
Затем ребенок повторят слова, в которых звук находится в конце слова. После этого упражнения усложняются – подбираются слова, в которых Ц стоит в начале слова. Самые сложные задания: фразы и предложения, во всех словах которых звук Ц присутствует.
Звук [С]
Артикуляционные упражнения те же, что и при коррекции шипящих звуков. Звук С отрабатывается в начале самостоятельно. Затем его доводят до автоматизма, проговаривая слова (в начале, середине и в конце), фразы, предложения, стихи.
Звук [З]
Работа над исправлением звука З должна быть только после того, как ребенок научился правильно произносить С (автоматически). Для понимания различия парных звуков С и З, необходимо приложить тыльную сторону ладони гортани. Длительно и поочередно произносятся данные звуки. Когда звук З будет произнесен верно, даются упражнения на автоматизацию.
Общие рекомендации
Последовательность постановки звуков в логопедии регламентируется определенными этапами.
При постановке и коррекции важное значение звуков имеет:
- работа над развитием слухового восприятия, внимания и памяти; фонематического восприятия; артикуляции;
- личный пример (взрослый и логопед должны верно произносить звуки);
- своевременность коррекционной работы (для большинства звуков возрастная граница – 4-5 лет, только звук Р исправляют в 6 лет).
Примеры заданий для детей по автоматизации произношения проблемных звуков
Возможные задания для автоматизации проблемных звуков:
- назвать то, что изображено на картинах;
- рассказ по картине;
- заучивание поговорок, чистоговорок, небольших стихов;
- повторение или пересказывание коротких фраз, предложений, текстов.
Последовательность постановки звуков можно проводить самостоятельно, но лучше обратиться за помощью к профессионалу. В логопедии существуют несколько методик по коррекции звукопроизношению, которые должен осуществлять педагог-логопед, а в домашних условиях родители могут продолжить занятие.
Автор: Инна Крылова
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о постановки звуков у детей
Постановка звуков Т и Д:
Очень хороший материал. Содержательный и полезный. СПАСИБО!