Логоневроз (заикание) – это патология, наиболее распространенная среди детей, которая характеризуется нарушением произношения. В большинстве случаев причиной ее развития являются невротические состояния. Избавиться от проблемы можно с помощью комплексного лечения.
Что такое логоневроз, при каких обстоятельствах развивается у детей
Нарушение представляет собой расстройство речи, при которых ребенок не в состоянии полностью и без запинок произносить слова и предложения. Некоторые слоги и буквы слов могут повторяться, а окончания заглатываться.
Патология может развиваться при различных обстоятельствах. В большинстве случаев она связана с испугом или другими психологическими травмами.
Заикание возникает на фоне следующих нарушений:
- сбои в работе центральной нервной системы, обусловленные внутриутробными нарушениями, детскими болезнями, а также травмами, возникшими в результате прохождения по родовым путям;
- физиологическая особенность ребенка (работа ЦНС);
- особенности речевого развития ребенка;
- влияние внешних окружающих факторов;
- опоздание в развитии речи;
- психологическая причина (комплексы, связанные с недостатками тела).
Также патология может развиться в результате плохой психологической обстановки в семье, частых придирок со стороны родителей (завышенные требования), неправильном воспитании ребенка или на фоне стрессовых ситуаций.
В каком возрасте появляется проблема?
Как правило, заикание возникает в детском возрасте от 2 до 5 лет. При этом патология у мальчиков обнаруживается гораздо чаще, чем у девочек.
Причины и предрасполагающие факторы
В большинстве причины развития расстройства связаны с психологическим фактором. Однако в некоторых случаях нарушение может возникать в результате внутренних патологий ЦНС или на фоне внешнего негативного влияния.
Этиологические факторы расстройства
Этиологические причины связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка и его особенностями развития (в том числе развития ЦНС). Основной причиной возникновения заикания считается перенесенный стресс.
Также выделяют и другие предрасполагающие факторы:
- травмы и повреждения головы и головного мозга;
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- психические заболевания (врожденные или приобретенные);
- наследственный фактор.
В подростковом возрасте расстройство может быть связано с повышенной чувствительностью, эмоциональной нестабильностью или повышенной впечатлительностью. Наиболее актуальная и распространенная причина – конфликтные ситуации с родителями, непонимание в семье.
Невроз навязчивых движений как причина заикания
Навязчивые движения у ребенка возникают непроизвольно. Симптомы могут выражаться в подергивании, частом моргании, покашливании или в виде других спонтанных движений. Подобные признаки при отсутствии своевременного лечения могут усугубляться и становиться более выраженными.
Нервные тики связаны с гиперактивностью некоторых частей и отделов головного мозга. Процесс приводит к непроизвольному сокращению мышц, отвечающих за мимику, и вызывает непроизвольные и неконтролируемые движения.
Внешние факторы провоцирующие логоневроз
Логоневроз у детей (причины и лечение патологии зависят от множества факторов и, как правило, индивидуальны) может развиваться в зависимости от окружающей обстановки, условий проживания и жизни ребенка, а также воспитания. Он должен чувствовать себя комфортно и физически, и психологически.
Причины:
- звуковой раздражитель (особенно при постоянном и высоком уровне шума) – телевизор, разговоры взрослых, шум от соседей, громкая музыка;
- недостаточное поступление в помещение свежего воздуха;
- небольшое жилое замкнутое помещение.
Также поспособствовать развитию заикания могут резкие и спонтанные факторы. К ним относятся: драки, скандалы в семье, испуг при встрече с дикими животными.
Симптомы и виды
Симптоматика дефекта речи может различаться и иметь различную степень выраженности в зависимости от тяжести протекания патологии.
Признаки:
- длительный промежуток (перерыв) между словами или буквами;
- произношение слов с запинками;
- судороги в речи – повторение первых слогов или букв слова;
- изменение ритма дыхания (поверхностное, прерывистое);
- нарушение интонации;
- отсутствие выразительности или эмоциональности в речи;
- растягивание слов, продолжительные паузы между буквами в середине слов;
- нервный тик;
- психосоматические расстройства – нарушение, сна, изменение аппетита, беспокойство.
Также у ребенка развивается тревога, возникают тики и спастика мышц, расположенных в области лица. Состояние не позволяет ему чувствовать себя уверенно и высказывать свои мысли.
Патология классифицируется по типу протекания, клинической форме и по наличию судорожного синдрома:
По типу судорог |
По типу течения нарушения |
Постоянный логоневроз – присутствует постоянно и не зависит от обстановки и других факторов. | Тонический – мышцы сокращаются длительно и имеют при этом большую силу. |
Рецидивирующая форма – возникает и полностью исчезает (поочередно) и не зависит от каких-либо факторов, при этом сама речь может быть нормальной длительный период времени. |
Клонический – короткие судороги (чередуются). |
Волнообразный тип нарушения. | Смешанный – сочетание обоих видов. |
Клиническая форма нарушения подразделяется на невротическую и неврозоподобную природу происхождения.
При развитии первой формы у ребенка отсутствует поражение головного мозга (речевых его центров). При этом само расстройство возникает на фоне психологических травм или при попытке изучения сразу нескольких иностранных языков.
Неврозоподный тип нарушения развивается в результате травм, полученных во время родов. Наиболее выраженные признаки дефекта возникают ближе к 3-4 годам, когда у ребенка начинается формироваться речь.
Степени заболевания
Логоневроз у детей (причины и лечение нарушения можно определить только после проведения исследований) также подразделяется на 3 основные формы, исходя из степени тяжести его протекания.
Классификация:
- Легко течение – характеризуется возникновением спонтанных отдельных судорог.
- Средняя степень – развитие судорог во время разговора, в других случаях ребенок говорит абсолютно нормально.
- Тяжелая форма – судороги в речи возникают в абсолютно различных случаях и условиях.
Подразделение на указанные формы является условным и зависит от множества различных факторов, как внешних, так и внутренних.
Лечение речевого невроза
Терапия заикания происходит в несколько этапов. При этом применяется целый комплекс различных лечебных мероприятий, включая прием медикаментов.
Схема терапии при этом разрабатывается индивидуально, исходя из формы, типа и причины, спровоцировавшей развитие речевого дефекта.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты применяются при различных типах заикания, имеющих органическую природу происхождения. Наиболее часто назначаются седативные средства, снижающие эмоциональное напряжение. В качестве дополнения могут использоваться препараты, влияющие на мозговое кровообращение (улучшающие его).
Медикаменты подбираются индивидуально только лечащим врачом.
Принципы и методы психотерапии
Психотерапия также разрабатывается индивидуально. Применяется при психологических травмах и шоковых состояниях, которые спровоцировали развитие болезни.
В первую очередь, специалист должен установить точную причину, из-за которой возник дефект. При подозрениях на органическую природу происхождения патологии дополнительно назначаются МРТ или КТ.
У детей старшего возраста применяются различные техники и приемы, которые позволят убрать комплексы, придать уверенности, повысить самооценку. Может использоваться аутотренинг или гипноз (в тяжелых случаях или у взрослых пациентов).
Логопедические занятия
Логопед позволит поставить речь ребенка, сделать ее более внятной и плавной.
Наиболее эффективными методиками являются следующие техники:
- Система Власовой и Рау (коррекция речи происходит в 3 этапа).
- Техника Смирновой.
- Лечение по методу Сильвестрова.
- Занятия по Шкловскому.
- Комплекс Ястребовой.
- Методика Арутюнян (развития моторики рук).
Техника подбирается индивидуально согласно степени выраженности и конкретной формы речевого нарушения. Проводятся упражнения в большинстве случаев в условиях стационара. У каждого комплекса свои особенности и длительность применения. В некоторых случаях лечение, таким образом, может проводиться на протяжении 2-3-х лет.
Лечебная физкультура
Лечение логоневроза также должно проводиться с помощью лечебной физкультуры (ЛФК). При этом упражнения подбираются индивидуально, исходя из причины, спровоцировавшей его развитие. Занятия направлены на стимулирование и восстановление функций головного мозга, разработку различных групп мышц у ребенка.
Физкультура помогает снизить психоэмоциональное и физическое напряжение. Детям показано ежедневное занятие логоритмикой. При этом упражнения лучше всего проводить на свежем воздухе.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять по 2 раза в день не менее 15 мин. В противном случае добиться каких-либо результатов будет сложно.
Методики:
- Статическая – позволяет успокоить и расслабить нервную систему ребенка.
- Динамическая – нормализация ритма речи при разговоре или выполнении каких-либо действий.
- Специальная – выполняется с помощью специальных инструментов.
Дыхательные техники позволяют укрепить и развить мышцы брюшины, грудной клетки и диафрагмы, что, в свою очередь, позволит ребенку научить контролировать свою речь, ее темп и ритм.
Точечный массаж
Первые сеансы точечного массажа должны выполняться специалистами. В дальнейшем техники можно применять самостоятельно на дому (только в случае отсутствия противопоказаний).
Такой способ позволит устранить чрезмерную возбудимость у ребенка и поможет снять напряжение речевого аппарата. Воздействие осуществляется точечно на определенные группы мышц (расслабление мышц языка и челюсти). Способы воздействия подбираются индивидуально согласно конкретному случаю.
Метод воздействия на устную речь письменной речью
Суть методики заключается в том, чтобы ребенок под диктовку записывал текст и при этом вслух проговаривал его. Поскольку скорость написания слов и предложений значительно ниже, темп речь постепенно нормализуется.
Работа родителей с патологией у ребенка в домашних условиях
Логоневроз у детей (причины и лечение заикания будут общими для всех видов, независимо от природы его происхождения) требует обязательного проведения терапии в домашних условиях со стороны обоих родителей, особенно в случаях, когда дефекты речи возникли в результате плохой обстановки в семье.
Режим
Детям с дефектом речи требуется постоянное соблюдение режима. Это позволит избежать непредвиденных обстоятельств, которые могут повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка.
Сон
Соблюдение сна также обязательно. Полноценный ночной отдых поможет снять напряжение, полученное во время бодрствования, и восстановить запас сил организма.
Рекомендуемая длительность сна для детей составляет 10 ч. За это время ребенок полностью выспится и отдохнет.
Интонации
Родителям при разговоре друг с другом или непосредственно с ребенком необходимо избегать повышенных тонов, резких интонаций или жестов. Подобные действия могут еще больше напугать ребенка и усугубить протекание патологии.
Похвала
Необходимо обязательно поддерживать хорошее настроение у ребенка и повышать его самооценку. Любые достижения (даже самые незначительные) должны поощряться. Похвала от родителей является хорошим стимулом для дальнейшего развития ребенка. Уверенность в себе позволит ему еще на шаг приблизиться от полного избавления от проблемы.
Обстановка
Немаловажным фактором является обстановка в доме (как физическая, так и психологическая). Помещение, в котором, живет ребенок, должно быть уютным, просторным и с достаточным поступлением свежего воздуха и солнечного света.
Психологическая обстановка играет огромную роль в лечении заикания. Родителям рекомендуется проявлять заботу не только к ребенку, но и по отношению друг к другу. Не следует перед ним выяснять какие-либо отношения, кричать, проявлять признаки агрессии.
Конфликтные ситуации необходимо постараться решать мирным способом или с помощью семейного психолога.
Досуг
Также следует разнообразить досуг ребенка. Отдых должен быть полноценным и интересным. Маленьким детям рекомендуется проводить больше времени на свежем воздухе.
Необходимо точно знать, чем увлекается и интересуется ребенок. Это поможет подобрать занятие по душе и вместе с ним выразить себя через творчество.
Можно на выходных посещать различные парки, аттракционы или другие развлекательные шоу-программы для детей. Совместное веселье придаст ребенку уверенности и пойдет на пользу и ему, и родителям.
Общение
Логоневроз у детей (причины и лечение дефекта устанавливаются после консультации нескольких специалистов) может возникать в любом возрасте, однако, рекомендации к проведению домашней терапии будут общими для всех.
Общение с ребенком помогает не только развить и улучшить свои речевые навыки, но и поддерживает его психологически. Открытый диалог позволит показать ему, что разговор с людьми может быть интересным и увлекательным и поможет ребенку осознать, что он не является неполноценным или чем-то отличается от других детей.
Общаться с ребенком необходимо обоим родителям. Поддержка важна как со стороны матери, так и отца.
Активность
У большинства детей с заиканием существует проблемы активности и подвижности. Такие дети замкнуты, они редко общаются со сверстниками и любят проводить время уединенно. Активность ребенка в этом случае снижается.
Подвижные игры или другие активные развлечения помогут наладить контакт с окружающим миром и другими людьми. Родители могут, по выбору ребенка, записать его на различные кружки или спортивные занятия, где он сможет развить двигательную функцию.
Также можно ежедневно выполнять различные физические упражнения в развлекательной форме. Это позволить улучшить и повысить тонус всех мышц и дополнительно укрепить иммунную систему ребенка.
Виды активного отдыха необходимо подбирать совместно с ребенком. Также рекомендуется заниматься подобными увлечениями совместно с обоими родителями, чтобы ребенок чувствовал себя полноценно и ощущал их поддержку.
Ограничения
Не следует позволять ребенку делать все, что ему захочется, поскольку подобная вседозволенность может негативно сказаться не только на его состоянии, но и навредит окружающим.
Ограничения должны не наказывать ребенка, а стимулировать его для самоконтроля и учить ответственности. Родителям рекомендуется следить за распорядком дня и проведением досуга. Детей следует ограничить от просмотра возбуждающих программ (мультфильмов) или компьютерных игр (особенно эмоциональных).
Подобные правила позволят сохранить эмоциональное равновесие ребенка и избежать развития другой проблемы – синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Можно ли вылечить заикание у ребенка и когда оно проходит?
При полном соблюдении всех предписанных методик и правил терапии более чем в 80% случаев удается полностью избавиться от проблемы. При этом на эффективность лечения также влияет возраст ребенка. Считается, что терапию необходимо проводить детям до 5 лет. В более позднем возрасте шансы на полное устранение расстройства снижаются.
Следует учитывать, что самостоятельно нарушение не проходит, требуется обязательная работа сразу с несколькими специалистам.
Чтобы полностью избавиться от логоневроза необходимо для начала установить точную причину происхождения патологии. Только после этого приступают к лечению. Вовремя начатая терапия позволяет значительно ускорить процесс выздоровления и наладить полноценную жизнь ребенка.
Видео о логонерозе
Заикание. Лечение логоневроза, симптомы:
https://www.youtube.com/watch?v=hkoKM4csJEI