Одна из наиболее важных и сложных областей исследования практической психологии – изучение особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста. Оптимальной и эффективной в этом плане является проективная методика «Два дома» («Два домика»), созданная в 1994 г. И. Вандвик и П. Экблад и применяемая для анализа социальной стороны развития дошкольников.
Достоинства и недостатки
Для исследования развития отношений старшего дошкольника в социуме применяется целый комплекс методик. В совокупности они дают четкую картину того, кем чувствуется себя среди людей ребенок, кого он ценит, и кто из близких людей не входит в его картину мира.
Несомненными достоинствами методики «Два дома» являются:
- быстрота проведения исследования;
- возможность наблюдать за тем, как развивается социальная сторона ребенка со временем;
- определение симпатий ребенка к окружающим и его антипатий;
- получение информации о том, как к малышу относятся его ровесники;
- определение психологического климата в коллективе, в котором ребенок находится ежедневно;
- выявление проблем в отношении малыша с другими людьми и коррекция их.
Методика Два дома помогает понять взаимность выборов людей для общения. Это важно, поскольку от того, как и с кем дошкольники общаются, зависит их умение строить отношения в будущем с разными категориями людей.
Эта методика достаточно эффективна, но исследование эмоционально-личностной сферы развития ребенка будет полным при сопоставлении результатов разных методик. Поскольку важно не только проанализировать круг общения детей в коллективе, но понять причины плохого отношения к некоторым людям. Возможно, это страхи, комплексы, которые нужно устранять.
Не менее важно исследовать семейную атмосферу, в которой ребенок живет, его отношений к самым близким и родным людям – родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам.
Показания
Методика Два дома для дошкольников проводится обычно в возрастном промежутке от 3,5 до 6 лет. Это объясняется особенностями психического развития ребенка в этом возрасте, которые определяются тем, в каких отношениях он состоит с окружающей социальной действительностью.
В этом возрасте дети включаются в новые отношения, которые переходят из плоскости «ребенок – взрослый» в плоскость «ребенок – ребенок». Именно в детском коллективе начинается активный процесс его социализации. Сверстники играют важную роль в формировании личности ребенка. Благодаря такому общению ребенок учится дружить, уступать, защищать слабых и помогать им.
В период от 3 до 6 лет у него постепенно формируется самооценка, которая во многом зависит от оценки детей их близкими и сверстниками. Придя в детский сад, малыш проявляет интерес к членам детсадовского коллектива, ему хочется больше общаться. Такое общение представляет собой социальное взаимодействие. Уже в этот период становятся заметны предпочтения ребенка в коммуникации с разными людьми.
Группа детского сада является малой группой, которая характеризуется тем, что ее члены:
- непосредственно контактируют друг с другом;
- проводят совместную деятельность;
- сплочены духовной жизнью;
- эмоционально взаимодействуют друг с другом.
В дошкольном учреждении устанавливается система различных взаимоотношений. И от того, какую роль в этой системе играет конкретный ребенок, зависит его умение строить отношения во взрослой жизни.
Противопоказания
Методики для исследования особенностей развития ребенка применимы в случае, когда малыш настроен на разговор, когда он здоров. Часть детей может бояться прихода в группу нового человека – психолога. В таком случае следует настроить малыша на «нужную волну», успокоить, поговорить, подготовить к проведению исследования.
Таким образом, противопоказаниями к проведению методики «Два дома» являются:
- плохое самочувствие ребенка;
- сильная возбужденность;
- неподготовленность его к выполнению заданий.
С ребенком можно начать разговор со знакомства, просьбы рассказать о себе. Замкнутые дети раскрываются во время игры. Малыши охотно идут на контакт, если проводить методики в игровой форме.
Подготовка
Подготовка к проведению методики «Два дома» довольно проста и не требует больших усилий и трат. Материалом для ее реализации является лист бумаги и 2 карандаша или фломастера двух цветов – черного и красного.
На листе бумаги предварительно нарисованы 2 домика: красный домик большего размера, а черный – меньшего. Первый должен быть ровным, красивым, а второй может быть неровным, покосившимся. Этот рисунок будет бланком методики.
Второй вариант – нарисовать домики непосредственно во время беседы с малышом.
Методика пошагово
Методика «Два дома» для дошкольников состоит из нескольких этапов, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Предварительная беседа
Начало проведения методики «Два дома» – беседа с ребенком. Во время разговора перед психологом стоит задача – узнать о составе семьи, отношениях между ее членами.
Ребенка в это время знакомят с рисунками. Психолог просит его представить, что он живет в большом и красивом доме с близкими ему людьми. В нем много игрушек и всем всегда весело. В красном доме живут те, с кем он хочет жить, а в соседнем – все остальные.
Основной этап
После предварительной беседы специалист просит ребенка «заселить жильцов» в эти два дома.
Для этого он должен дополнить рисунок изображениями тех членов семьи или друзей, которых захочет взять с собой для совместного проживания, а в соседний дом – поселить всех остальных.
Когда ребенок рисует, психолог продолжает беседу и просит прокомментировать, кого же из близких и куда он поселил. В красном доме оказываются те, кого ребенок любит и с удовольствием проводит время.
В черном доме он размещает тех, с кем ему некомфортно. Желательно, чтобы каждый свой рисунок малыш прокомментировал.
После того, как домики будут заселены, ребенку предлагают внимательно посмотреть еще раз на этот рисунок и подумать, не хочет ли он изменить свое решение и поменять кого-то из «гостей» местами либо вовсе исключить.
Такое решение должно быть свободным волеизъявлением, на ребенка нельзя давить. Все ответы психолог заносит в таблицу.
Интерпретация данных
Это наиболее важный этап в проведении методики, поскольку он выполняет основную функцию – дает информацию о степени социализации ребенка и особенностях его отношений с разными людьми.
По количеству жителей каждого домика ребенку начисляются баллы:
положительные | за каждого человека в красном домике |
отрицательные | за каждого жителя черного |
Выводы, к которым придет психолог в результате проведенного эксперимента, показывают:
- какое положение занимает ребенок в группе или семье;
- как он относится к остальным членам коллектива;
- каковы взаимоотношения в целом в детском коллективе или семье.
Анализируя результаты теста, психолог берет во внимание некоторые аспекты. Например, он учитывает количество людей, поселенных в каждый домик. Из этого он делает вывод о том, какое количество людей ребенок выделяет как положительных персонажей, а к какому количеству относится плохо или с недоверием.
За основу берутся два цифровых показателя: из большего числа вычитают меньшее. Приоритетным для анализа считается знак большего числа. Затем трактуют результат. Те, кто набрал больше +4 баллов, могут считаться лидерами в коллективе, они достаточно уверены в себе.
Показатель от +1 до +3 свидетельствует о том, что дети любят игры и свободно общаются с небольшим количеством людей и часто имеют одного – двух друзей. Они не конфликтны и лидируют в небольшой группе.
Дети, набравшие от -2 до +2 баллов, хорошо общаются, они активны, любят подвижные игры, но часто вступают в ссоры, легко обижаются и так же легко забывают все обиды.
Показатель 0 баллов говорит о том, что это малопримечательные дети. Они часто играют одни, неохотно вступают в контакт с другими детьми, замкнуты.
-1 балл и ниже набирают обычно дети с нарушениями психики и/или физическими недостатками. Они проявляют негативное отношение к членам коллектива, необщительны.
Если перед психологом стоит задача проанализировать климат в коллективе детского сада, то такая методика дает четкую картину, кого дети любят, а кого ненавидят в группе.
Кроме того, при анализе результатов для психолога важна скорость ответов детей. Если ребенок долго думает над тем, куда поселить того или иного персонажа, такой ответ, скорее, может считаться субъективным.
Если цель методики – анализ атмосферы в семье, то результаты показывают, насколько ребенок чувствует себя любимым. В таком случае в красный домик он селит всех членов своей семьи, даже если не все они в действительности живут вместе.
Если же малыш о ком-то забыл, это значит, что для него такой человек либо «не имеет веса», либо ребенок относится к нему негативно.
Анализ детского рисунка должен включать и такой аспект, как положение самого ребенка в красном домике. В зависимости от того, где малыш разместит сам себя, можно делать вывод о его статусе в семье или коллективе, по его мнению.
Если между изображением ребенка и его родителями большая дистанция (первый и последний этажи), то это свидетельствует о том, что эмоционально они не являются настолько близкими, как должно быть в действительности.
Также важно, кто из родных или друзей будет находиться рядом с изображением самого испытуемого. Эти люди – самые близкие и любимые им.
О том, что в черный домик следует заселить нелюбимых им людей, говорить не следует. Малыш должен сам почувствовать негатив и мрачность второго домика.
Методика Два дома для дошкольников позволяет узнать количество социальных контактов конкретного ребенка и охарактеризовать их эмоциональную сторону.
Когда малыш рассказывает о том, кого и куда он селит, для специалиста важно:
- в каком порядке он их называет;
- какое место он отводит каждому в доме;
- как он их характеризует;
- какими он их рисует.
Особенно тщательно нужно рассматривать ситуации, когда ребенок не вносит в свой рисунок одного или нескольких членов семьи. Это значит, что у малыша не складываются отношения с этим человеком.
Если ребенку предложить поселить забытого им (или намеренно не названого) человека в тот или иной домик, важно посмотреть на его реакцию. После этого следует судить об отношениях с этим человеком.
Бывают случаи, когда ребенок селит сам себя в черный домик. Это случается у старших дошкольников. Такая ситуация служит свидетельством того, что ребенок не принимает себя. Этот случай нужно особенно тщательно анализировать.
Возможно, это зависело от конкретной ситуации, и такое расположение себя было продиктовано каким-либо эмоциональным всплеском, связанным с недавним негативным высказыванием о нем близких людей или каком-то конфликте.
Психолог должен внимательно рассмотреть рисунок ребенка и определить, насколько у него развито осознание его отношений с окружающими и каким он видит себя в коллективе – будь то семья или детский сад.
Как долго сохранится результат
Результаты методики «Два дома» необходимо сохранить после ее проведения. Это нужно для того, чтобы наблюдать за изменениями, происходящими с ребенком. Если малыш растет в семье, где не все относятся к нему положительно и с пониманием, воспитателю и в будущем учителю младших классов следует взять на вооружение эту ситуацию.
Ребенок растет, развивается, эмоциональная составляющая его личности может меняться в зависимости от условий, в которых он проживает и общается.
Когда дошкольник пойдет в первый класс, учителю необходима информация о нем, взятая на основе психологических тестов и методик. Интерпретация результатов проведенной методики может помочь понять атмосферу в семье, особенности конкретного ребенка. В случае выявления проблем в начальной школе их можно постепенно устранить.
Проблемы, выявленные в детском саду, могут повториться в школе. Это объясняется тем, что новый коллектив еще не сплотился, дети мало знакомы друг с другом. Им нужно время, чтобы найти друзей, обозначить круг близкого общения.
Методика Два дома для дошкольников оказывает большую пользу для выявления положительных и негативных качеств человека, например, насколько он может быть лидером или, наоборот, ведомым человеком, как он умеет ценить других людей, что о них думает и кем считает себя в коллективе.
Результат этой методики хранится несколько лет до достижения ребенком среднего школьного возраста.
Возможные осложнения
Во время проведения исследования психолог должен соблюдать некоторые правила. Перед началом ему следует создать благоприятную атмосферу в комнате, где проходит разговор с ребенком.
Только дружелюбие и такт позволят достичь максимально объективных результатов.
Во время беседы не нужно прямо спрашивать ребенка о чем-то неприятном. Негативную ситуацию в его жизни можно выявить с помощью опосредованных вопросов, иначе он может замкнуться или озлобиться. Чтобы исключить возможный вред, нужно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Видя, что его что-то раздражает или он устал, проведение опроса нужно прекратить.
Более глубокие знания о человеке может дать совокупность нескольких методик. Это позволяет выявить не только проблемы в общении с окружающими, но и страхи, имеющие социальную основу.
Методика Два дома не может принести вред дошкольникам, если соблюдены все правила и ее руководитель будет максимально корректен и дружелюбен с детьми.
Видео о социометрии
Исследование межличностных отношений: