Негативизм является симптомом немотивированного сопротивления любым требованиям, просьбам и нормам поведения. В психологии это явление отличается от обычного упрямства; негативизм происходит из бессознательного уровня психики и чаще проявляется в виде проблем с коммуникацией, хотя бывают случаи, когда симптом никак не проявляется внешне.
Игнорирование негативизма может в дальнейшем привести к развитию психопатологических явлений и крайней жестокости человека по отношению к окружающим.
Определение
Термин «негативизм» происходит от латинского «negativus», означающий отрицательность. Явление связано с расстройством воли и отличается склонностью к отказу и действиям, противоположным предъявляемым требованиям, просьбам и желаниям со стороны окружающих. Чаще всего симптом проявляется при кататоническом возбуждении и ступоре.
Во время возбуждения у людей с двигательным расстройством можно заметить усиление психической активности, когда поведение начинает проявляться однообразностью, стериотипностью, бессмысленностью и импульсивностью. Во время ступора у пациентов с двигательным расстройством наблюдается полная обездвиженность, ослабленная реакция на раздражители.
В ступоре человек не вступает в контакты с другими людьми, перестает реагировать на события; пациенты чаще всего находятся в одной позе с напряженными мышцами, застывают в каком-либо положении. Негативизм может проявляться как при кататоническом возбуждении, так и ступоре и может быть активным и пассивным.
Обычно явление проявляется в немотивированном сопротивлении к любым просьбам касательно каких-либо действий, движений, произнесения фраз. Негативизм со временем становится преградой к адаптации человека в окружающем мире постоянных коммуникаций.
Немецкий психиатр Эрнт Кречмер (1888-1964 гг.) считал, что негативизм тесно связан с гипобуликой, низшим типом волевой установки, которая проявляется при ослаблении целевой воли, которая перестает быть способной к руководству человеком.
Исследователь считал, что гипобулика действует во время сильных душевных потрясениях, заболеваниях, а также в ситуациях, когда человек не может выполнить предъявляемые к нему завышенные требования и ожидания.
Иное определение негативизма дает швейцарский психиатр Эйген Блейлер (1857-1939 гг.), который относил к явлению негативизма:
- амбитенденцию, то есть нарушение воли, которое отличается одновременно возникающими противоположными побуждениями (например, совершать и не совершать движение при выполнении инструкции);
- амбвивалентность, противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом, которое отличается одновременно возникающими противоречащими чувствами;
- шизофреническое расщепление психики, характеризующееся невозможностью делать вывод из противоречивых убеждений, когда неадекватный импульс может с легкостью заменить адекватный.
Данные признаки критиковал К.Г. Юнг в своей работе «Критика теории шизофренического негативизма Блейлера», который считал, что негативная реакция определяется строгой последовательностью психологических причин, указывая на неверное употребление Блейлером термина «абвивалентность».
Виды
Негативизм в психологии – это явление, которое проявляется по-разному в зависимости от вида.
Вид негативизма |
Описание |
Парадоксальный | Отличается намеренным желанием человека действовать совершенно противоположно требованиям. Данный вид чаще всего проявляется в активной форме симптома. Пример парадоксального негативизма: пациента на приеме у врача просят повернуться спиной, а он намеренно поворачивается лицом. |
Речевой | Негативизм проявляется нежеланием человека отвечать на вопросы и вступать в какой-либо разговор. К данному типу явления можно отнести расстройство мутизм, которое отличается неспособностью пациента вступать в речевой контакт, реагировать на реплики во время беседы. Человек избегает вербальных контактов и не может вести разговор, хотя хорошо воспринимает речь и сохраняет способность ее воспроизводить. |
Психотический | Явление связано с противодействием желаниям, которые возникают из-за психотических отклонений (двигательные расстройства, галлюцинации, бред). |
Невротический | Негативизм проявляется в ситуациях, которые вызывают у человека тревожное состояние или неконтролируемый страх. В таких случаях пациент отказывается от выполнения требований и действий, старается избежать любого взаимодействия. |
Характеристики и свойства
Негативизм первоначально описывался как свойство психических заболеваний.
По мере развития психологии, негативизм стал рассматриваться как:
- аномалия характера, выражаемая в упрямстве, отвержении любых предложений помощи;
- протестная реакция;
- враждебно-агрессивная реакция;
- тип личности.
Вклад негативизма в личностное становление неоднозначен. Российский психолог А.В. Брушлинский считает, что детский и подростковый негативизм обеспечивает временную защиту от чрезмерной помощи со стороны взрослых и сверстников, способствуя самостоятельности.
К.Н. Поливанова рассматривает негативизм как форму пробных действий. Отсутствие пробы лишает ребенка возможности превратить способности в «работающие», затрудняет построение поведения.
Однако важнейшей характеристикой негативизма является непоправимый вред личности, который вызывает ее деформационные изменения ввиду доминирования негативизма в личностной структуре. Одним из свойств негативизма является зависимость от воспитания, что связано с недостатком материнской любви, пренебрежительным отношением к нуждам ребенка.
Согласно взглядам психолога В.С. Мухиной, агрессивные или холодные родители могут стать примером для подражания и тогда идентификация с родителями проходит по отчужденному образцу, формируя особый тип личности.
В зарубежных исследованиях характеристики негативизма связываются с оппозиционно-вызывающим расстройством личности:
- цинизм;
- конфликтность;
- склонность к провокациям;
- проявления мстительности;
- злорадство.
Последняя характеристика обусловлена кризисом идентичности и противоречием между потребностью в автономии и родительским сверхконтролем. Современной психологии известно, что развитие личности осуществляется через противоречия. Неспособность справиться со сложными ситуациями втягивает личность в новые усложняющиеся проблемы и противоречия.
Результатом их неконструктивного осмысления и разрешения становится:
- негативное отношение к миру
- искаженные ценностно-смысловые установки;
- низкая самооценка;
- недовольство собой.
Формы проявлений
Негативизм может проявляться в активной и пассивной форме. Активное проявление отличается протестной реакцией на любые попытки воздействия, просьбы и требования. Оно также может выражаться в виде парадоксального поведения, когда человек намеренно действует противоположно необходимому, даже если эти действия могут ему навредить.
Пассивная форма проявления негативизма отличается игнорированием любых просьб или полным отказом от выполнения требований. Часто пассивная форма преобразовывается в активную, если окружающие начинают пытаться насильно заставить человека совершать какие-либо действия.
Причины
Негативизм в психологии – это установка непринятия к любым просьбам, требованиям, инструкциям, причины возникновения которой чаще всего связаны с воспитанием в детском возрасте. Например, часто можно наблюдать сценарий гиперопеки, когда родители не позволяют детям проявлять самостоятельность и инициативу и подавляют любое стремление действовать согласно своим желаниям.
Тем самым, взрослые, стараясь защитить себя от своих же страхов, негативно влияют на жизнь ребенка. Также нередки случаи пренебрежительного отношения родителей к детям; недостаток материнской любви может привести к тому, что ребенок при взрослении формирует похожую модель поведения отчуждения и отказа, обособленности от людей и их нужд.
Общей для всех причин негативизма является внутриличностная инфантильность, когда вместо того, чтобы найти в себе силы для разрешения ситуации, обсуждения и аргументирования своих взглядов, человек игнорирует возможность взаимодействия и старается создать в своем сознании иллюзию отсутствия необходимости в какой-либо активности.
Диагностика
Негативизм диагностируется в психологии с помощью психологических тестов и опросников. Эти методы позволяют не только выявить симптом, но и определить другие негативные расстройства мышления. Диагностика может проводиться как у детей, так и взрослых людей, но чаще всего наблюдению подвергается детский негативизм.
Метод диагностики |
Описание |
Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки | Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки разработана Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Выделение различных видов агрессии и враждебности позволило основателям опросника определить несколько видов реакций, среди которых присутствует негативизм. Поэтому данный опросник может использоваться для выявления склонности к негативизму как взрослых, так и детей. |
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) | Позволяет оценить особенности взаимодействия родителя и ребенка с разных точек зрения. Существует 2 вида опросника: подростков и их родителей, родителей дошкольников и младших школьников. Результат диагностики позволяет выявить стиль воспитания подростков и детей. |
Опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов» | К. Томас выделил 5 способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (склонность к кооперации и напористости):
1. Поведение приспособления (склонность к жертвованию собой ради интересов других). 2. Конкурирующее поведение (склонность игнорировать интересы большинства ради собственных интересов). 3. Избегание (отсутствие склонности к кооперации). 4. Склонность к компромиссу (желание достижения соглашения путем взаимных уступок). 5. Сотрудничество (стремление достигнуть удовлетворения обеих сторон). Разработанный опросник определяет наиболее свойственное человеку поведение в конфликтной ситуации, где может четко проявляться негативизм. |
Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси) | Методика С.А. Будасси необходима для оценки отношения к своим личностным качествам с помощью количественного измерения и ранжирования. Для проведения методики человеку предлагается список из 48 слов, обозначающих качества личности, 20 из которых должны быть выбраны пациентом для описания «идеального человека». В результате измерения выявляется адекватность соответствия реального Я и идеального Я для человека, его оценка собственных качеств. |
Тест Айзенка для определения темперамента | Тест Айзенка был разработан автором в 1963 году. Он был создан для определения степени возбуждения нервной системы, а также склонности к интроверсии или экстраверсии. Спустя 5 лет после разработки в тест была добавлена шкала психотизма. Сегодня метод диагностики широко применяется для исследования темперамента личности, ее склонности к возбуждению и коммуникации с другими людьми, что является важным критерием для выявления негативизма. |
Рисуночный тест | Рисунок человека как у ребенка, так и взрослого, может определить особенности социальных отношений пациента. Например, человек, нарисованный со спины, говорит о негативизме, то есть противодействии требованиям окружающих людей. Также повышенный уровень тревожности относительно общительности можно заметить с помощью многочисленных исправлений, штриховки и стираний на рисунке. Если фигура человека изображается уменьшено относительно остальной части рисунка – можно сделать вывод о проблемах тестируемого с общением и возможном негативизме. Явление может выражаться посредством изображения персонажа не только со спины, но и в профиль или сюжетом, где герой нарисован в позе, не расположенной к общению. |
Коррекция
Негативизм в психологии – это состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру. Существует несколько видов коррекции состояния, которые могут быть применены к взрослым и детям.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия проявляет свою эффективность в лечении многих психических заболеваний. Негативизм является симптомом, признаком кризисной ситуации или реакцией на травмы или проблемы в воспитании. Данные проблемы наиболее быстро и эффективно могут быть решены с помощью когнитивно-поведенческой терапии.
Арт-терапия
Арт-терапия основывается на теории психоанализа, которая считает, что мысли и переживания могут быть выражены с помощью творчества, образного мышления и работы фантазии. Данный метод особенно эффективен при коррекции негативизма у детей: ребенок выражает агрессию и недовольство по отношению к миру с помощью определенных методик и снимает напряжение.
Например, нетрадиционной методикой терапии можно назвать рисование на воде. В данном случае в прозрачную емкость необходимо налить воды и приготовить акварельные краски.
Необходимо коснуться кистью с краской до поверхности жидкости и показать ребенку красивое растекание акварели по воде, что должно его заинтересовать. Взаимодействие с водой и красками может быть различным; главное в данной методике – уметь заинтересовать детей и позволить им выразить свои эмоции.
Американский детский психотерапевт Вайолет Оклендер считала, что в работе с агрессией следует предусмотреть четыре фазы:
- Необходимо предоставить ребенку возможность выражать свои чувства с помощью различных методов.
- Желательно помочь ребенку правильно воспринимать свою агрессию, реагировать на нее; нельзя подавлять свои чувства, игнорируя их.
- Необходимо, чтобы ребенок вступил в контакт со своим гневом, выразил его по отношению к источнику.
- Заключительная фаза предполагает обсуждение с ребенком проблему гнева и рассказ о способах его выражения.
Игротерапия
Процесс игры чаще всего применяется для коррекции негативизма у детей. Игротерапия позволяет открыться ребенку для взаимодействия и решения конфликтов, сформировать у него навыки общения и желание контактировать с окружающими.
К данной методике относятся:
- игры для снижения агрессии («Войнушка»: взрослый и ребенок дерутся мягкими предметами; «Кошки»: взрослый и ребенок изображают то добрую кошку, то шипящую и злую);
- игры для расслабления («Море волнуется»: взрослый произносит 3 раза: «Море волнуется раз/два/три», за это время дети раскачиваются и принимают какую-либо позу, замирая в ней. Задача взрослого – угадать фигуру, которую принял ребенок);
- ролевые игры на укрепление социальных навыков. В таких играх необходимо задействовать игрушки, чтобы смоделировать какую-либо ситуацию, в которой ребенку предстоит решать конфликты и вступать в контакты.
Негативизм – это состояние, причиной которого чаще всего являются проблемы с воспитанием.
В психологии данное поведение поддается корректировке благодаря множеству вариантов детских игр для формирования социальных навыков и когнитивно-поведенческой терапии для взрослых, которая позволяет проработать детские травмы и избавиться от мешающих контактировать с людьми симптомов негативизма.
Автор: Анна Флейман
Видео о негативизме
Про негативизм: