Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Негативизм является симптомом немотивированного сопротивления любым требованиям, просьбам и нормам поведения. В психологии это явление отличается от обычного упрямства; негативизм происходит из бессознательного уровня психики и чаще проявляется в виде проблем с коммуникацией, хотя бывают случаи, когда симптом никак не проявляется внешне.

Игнорирование негативизма может в дальнейшем привести к развитию психопатологических явлений и крайней жестокости человека по отношению к окружающим.

Определение

Термин «негативизм» происходит от латинского «negativus», означающий отрицательность. Явление связано с расстройством воли и отличается склонностью к отказу и действиям, противоположным предъявляемым требованиям, просьбам и желаниям со стороны окружающих. Чаще всего симптом проявляется при кататоническом возбуждении и ступоре.

Во время возбуждения у людей с двигательным расстройством можно заметить усиление психической активности, когда поведение начинает проявляться однообразностью, стериотипностью, бессмысленностью и импульсивностью. Во время ступора у пациентов с двигательным расстройством наблюдается полная обездвиженность, ослабленная реакция на раздражители.

В ступоре человек не вступает в контакты с другими людьми, перестает реагировать на события; пациенты чаще всего находятся в одной позе с напряженными мышцами, застывают в каком-либо положении. Негативизм может проявляться как при кататоническом возбуждении, так и ступоре и может быть активным и пассивным.

Обычно явление проявляется в немотивированном сопротивлении к любым просьбам касательно каких-либо действий, движений, произнесения фраз. Негативизм со временем становится преградой к адаптации человека в окружающем мире постоянных коммуникаций.Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Немецкий психиатр Эрнт Кречмер (1888-1964 гг.) считал, что негативизм тесно связан с гипобуликой, низшим типом волевой установки, которая проявляется при ослаблении целевой воли, которая перестает быть способной к руководству человеком.

Исследователь считал, что гипобулика действует во время сильных душевных потрясениях, заболеваниях, а также в ситуациях, когда человек не может выполнить предъявляемые к нему завышенные требования и ожидания.

Иное определение негативизма дает швейцарский психиатр Эйген Блейлер (1857-1939 гг.), который относил к явлению негативизма:

  • амбитенденцию, то есть нарушение воли, которое отличается одновременно возникающими противоположными побуждениями (например, совершать и не совершать движение при выполнении инструкции);
  • амбвивалентность, противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом, которое отличается одновременно возникающими противоречащими чувствами;
  • шизофреническое расщепление психики, характеризующееся невозможностью делать вывод из противоречивых убеждений, когда неадекватный импульс может с легкостью заменить адекватный.

Данные признаки критиковал К.Г. Юнг в своей работе «Критика теории шизофренического негативизма Блейлера», который считал, что негативная реакция определяется строгой последовательностью психологических причин, указывая на неверное употребление Блейлером термина «абвивалентность».

Виды

Негативизм в психологии – это явление, которое проявляется по-разному в зависимости от вида.

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый
Негативизм в психологии — это один из видов агрессии
Вид негативизма

Описание

Парадоксальный Отличается намеренным желанием человека действовать совершенно противоположно требованиям. Данный вид чаще всего проявляется в активной форме симптома. Пример парадоксального негативизма: пациента на приеме у врача просят повернуться спиной, а он намеренно поворачивается лицом.
Речевой Негативизм проявляется нежеланием человека отвечать на вопросы и вступать в какой-либо разговор. К данному типу явления можно отнести расстройство мутизм, которое отличается неспособностью пациента вступать в речевой контакт, реагировать на реплики во время беседы. Человек избегает вербальных контактов и не может вести разговор, хотя хорошо воспринимает речь и сохраняет способность ее воспроизводить.
Психотический Явление связано с противодействием желаниям, которые возникают из-за психотических отклонений (двигательные расстройства, галлюцинации, бред).
Невротический Негативизм проявляется в ситуациях, которые вызывают у человека тревожное состояние или неконтролируемый страх. В таких случаях пациент отказывается от выполнения требований и действий, старается избежать любого взаимодействия.

Характеристики и свойства

Негативизм первоначально описывался как свойство психических заболеваний.

По мере развития психологии, негативизм стал рассматриваться как:

  • аномалия характера, выражаемая в упрямстве, отвержении любых предложений помощи;
  • протестная реакция;
  • враждебно-агрессивная реакция;
  • тип личности.Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Вклад негативизма в личностное становление неоднозначен. Российский психолог А.В. Брушлинский считает, что детский и подростковый негативизм обеспечивает временную защиту от чрезмерной помощи со стороны взрослых и сверстников, способствуя самостоятельности.

К.Н. Поливанова рассматривает негативизм как форму пробных действий. Отсутствие пробы лишает ребенка возможности превратить способности в «работающие», затрудняет построение поведения.

Однако важнейшей характеристикой негативизма является непоправимый вред личности, который вызывает ее деформационные изменения ввиду доминирования негативизма в личностной структуре. Одним из свойств негативизма является зависимость от воспитания, что связано с недостатком материнской любви, пренебрежительным отношением к нуждам ребенка.

Согласно взглядам психолога В.С. Мухиной, агрессивные или холодные родители могут стать примером для подражания и тогда идентификация с родителями проходит по отчужденному образцу, формируя особый тип личности.

В зарубежных исследованиях характеристики негативизма связываются с оппозиционно-вызывающим расстройством личности:

  • цинизм;
  • конфликтность;
  • склонность к провокациям;
  • проявления мстительности;
  • злорадство.

Последняя характеристика обусловлена кризисом идентичности и противоречием между потребностью в автономии и родительским сверхконтролем. Современной психологии известно, что развитие личности осуществляется через противоречия. Неспособность справиться со сложными ситуациями втягивает личность в новые усложняющиеся проблемы и противоречия.

Результатом их неконструктивного осмысления и разрешения становится:

  • негативное отношение к миру
  • искаженные ценностно-смысловые установки;
  • низкая самооценка;
  • недовольство собой.

Формы проявлений

Негативизм может проявляться в активной и пассивной форме. Активное проявление отличается протестной реакцией на любые попытки воздействия, просьбы и требования. Оно также может выражаться в виде парадоксального поведения, когда человек намеренно действует противоположно необходимому, даже если эти действия могут ему навредить.Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Пассивная форма проявления негативизма отличается игнорированием любых просьб или полным отказом от выполнения требований. Часто пассивная форма преобразовывается в активную, если окружающие начинают пытаться насильно заставить человека совершать какие-либо действия.

Причины

Негативизм в психологии – это установка непринятия к любым просьбам, требованиям, инструкциям, причины возникновения которой чаще всего связаны с воспитанием в детском возрасте. Например, часто можно наблюдать сценарий гиперопеки, когда родители не позволяют детям проявлять самостоятельность и инициативу и подавляют любое стремление действовать согласно своим желаниям.

Тем самым, взрослые, стараясь защитить себя от своих же страхов, негативно влияют на жизнь ребенка. Также нередки случаи пренебрежительного отношения родителей к детям; недостаток материнской любви может привести к тому, что ребенок при взрослении формирует похожую модель поведения отчуждения и отказа, обособленности от людей и их нужд.Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Общей для всех причин негативизма является внутриличностная инфантильность, когда вместо того, чтобы найти в себе силы для разрешения ситуации, обсуждения и аргументирования своих взглядов, человек игнорирует возможность взаимодействия и старается создать в своем сознании иллюзию отсутствия необходимости в какой-либо активности.

Диагностика

Негативизм диагностируется в психологии с помощью психологических тестов и опросников. Эти методы позволяют не только выявить симптом, но и определить другие негативные расстройства мышления. Диагностика может проводиться как у детей, так и взрослых людей, но чаще всего наблюдению подвергается детский негативизм.Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Метод диагностики

Описание

Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки разработана Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Выделение различных видов агрессии и враждебности позволило основателям опросника определить несколько видов реакций, среди которых присутствует негативизм. Поэтому данный опросник может использоваться для выявления склонности к негативизму как взрослых, так и детей.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) Позволяет оценить особенности взаимодействия родителя и ребенка с разных точек зрения. Существует 2 вида опросника: подростков и их родителей, родителей дошкольников и младших школьников. Результат диагностики позволяет выявить стиль воспитания подростков и детей.
Опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов» К. Томас выделил 5 способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (склонность к кооперации и напористости):

1. Поведение приспособления (склонность к жертвованию собой ради интересов других).

2. Конкурирующее поведение (склонность игнорировать интересы большинства ради собственных интересов).

3. Избегание (отсутствие склонности к кооперации).

4. Склонность к компромиссу (желание достижения соглашения путем взаимных уступок).

5. Сотрудничество (стремление достигнуть удовлетворения обеих сторон).

Разработанный опросник определяет наиболее свойственное человеку поведение в конфликтной ситуации, где может четко проявляться негативизм.

Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси) Методика С.А. Будасси необходима для оценки отношения к своим личностным качествам с помощью количественного измерения и ранжирования. Для проведения методики человеку предлагается список из 48 слов, обозначающих качества личности, 20 из которых должны быть выбраны пациентом для описания «идеального человека». В результате измерения выявляется адекватность соответствия реального Я и идеального Я для человека, его оценка собственных качеств.
Тест Айзенка для определения темперамента Тест Айзенка был разработан автором в 1963 году. Он был создан для определения степени возбуждения нервной системы, а также склонности к интроверсии или экстраверсии. Спустя 5 лет после разработки в тест была добавлена шкала психотизма. Сегодня метод диагностики широко применяется для исследования темперамента личности, ее склонности к возбуждению и коммуникации с другими людьми, что является важным критерием для выявления негативизма.
Рисуночный тест Рисунок человека как у ребенка, так и взрослого, может определить особенности социальных отношений пациента. Например, человек, нарисованный со спины, говорит о негативизме, то есть противодействии требованиям окружающих людей. Также повышенный уровень тревожности относительно общительности можно заметить с помощью многочисленных исправлений, штриховки и стираний на рисунке. Если фигура человека изображается уменьшено относительно остальной части рисунка – можно сделать вывод о проблемах тестируемого с общением и возможном негативизме. Явление может выражаться посредством изображения персонажа не только со спины, но и в профиль или сюжетом, где герой нарисован в позе, не расположенной к общению.

Коррекция

Негативизм в психологии – это состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру. Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковыйСуществует несколько видов коррекции состояния, которые могут быть применены к взрослым и детям.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия проявляет свою эффективность в лечении многих психических заболеваний. Негативизм является симптомом, признаком кризисной ситуации или реакцией на травмы или проблемы в воспитании. Данные проблемы наиболее быстро и эффективно могут быть решены с помощью когнитивно-поведенческой терапии.

Арт-терапия

Арт-терапия основывается на теории психоанализа, которая считает, что мысли и переживания могут быть выражены с помощью творчества, образного мышления и работы фантазии. Данный метод особенно эффективен при коррекции негативизма у детей: ребенок выражает агрессию и недовольство по отношению к миру с помощью определенных методик и снимает напряжение.

Например, нетрадиционной методикой терапии можно назвать рисование на воде. В данном случае в прозрачную емкость необходимо налить воды и приготовить акварельные краски.

Необходимо коснуться кистью с краской до поверхности жидкости и показать ребенку красивое растекание акварели по воде, что должно его заинтересовать. Взаимодействие с водой и красками может быть различным; главное в данной методике – уметь заинтересовать детей и позволить им выразить свои эмоции.

Американский детский психотерапевт Вайолет Оклендер считала, что в работе с агрессией следует предусмотреть четыре фазы:

  1. Необходимо предоставить ребенку возможность выражать свои чувства с помощью различных методов.
  2. Желательно помочь ребенку правильно воспринимать свою агрессию, реагировать на нее; нельзя подавлять свои чувства, игнорируя их.
  3. Необходимо, чтобы ребенок вступил в контакт со своим гневом, выразил его по отношению к источнику.
  4. Заключительная фаза предполагает обсуждение с ребенком проблему гнева и рассказ о способах его выражения.

Игротерапия

Процесс игры чаще всего применяется для коррекции негативизма у детей. Игротерапия позволяет открыться ребенку для взаимодействия и решения конфликтов, сформировать у него навыки общения и желание контактировать с окружающими.

К данной методике относятся:

  • игры для снижения агрессии («Войнушка»: взрослый и ребенок дерутся мягкими предметами; «Кошки»: взрослый и ребенок изображают то добрую кошку, то шипящую и злую);Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый
  • игры для расслабления («Море волнуется»: взрослый произносит 3 раза: «Море волнуется раз/два/три», за это время дети раскачиваются и принимают какую-либо позу, замирая в ней. Задача взрослого – угадать фигуру, которую принял ребенок);
  • ролевые игры на укрепление социальных навыков. В таких играх необходимо задействовать игрушки, чтобы смоделировать какую-либо ситуацию, в которой ребенку предстоит решать конфликты и вступать в контакты.

Негативизм – это состояние, причиной которого чаще всего являются проблемы с воспитанием.

В психологии данное поведение поддается корректировке благодаря множеству вариантов детских игр для формирования социальных навыков и когнитивно-поведенческой терапии для взрослых, которая позволяет проработать детские травмы и избавиться от мешающих контактировать с людьми симптомов негативизма.

Автор: Анна Флейман

Видео о негативизме

Про негативизм:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий