Неустойчивость в психологии трактуется по-разному в зависимости от направления психологии и специфики изучения феномена. Направление в психологии – это непосредственно бихевиоризм, гуманистическая психология и психоанализ. Психологическая (иногда называют «эмоциональная») устойчивость человека – это его способность в сложных ситуациях следовать заложенной ранее программе поведения. Например, выполнение должностных обязанностей, требований, социальных и моральных норм.
Определение
Неустойчивость в психологии – это свойство человека, его характеристика, сходная с внушаемостью и навязчивыми мыслями. О. В. Дашкевич отмечает, что в совокупности эти качества перерастают в неуверенность и заниженную самооценку.
Если же рассматривать неустойчивость с точки зрения психологии эмоций, то она будет проявляться в противоположности эмоциональной устойчивости. В свою очередь, эмоциональная устойчивость изучалась такими русскими психологами и психиатрами, как Л. М. Аболин, М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко.
В их и последующих исследованиях эмоциональная устойчивость определяется как стабильность и устойчивость эмоциональных состояний (душевного равновесия). Примечательно, что эмоциональными состояниями может выступать как радость, «среднее» состояние, так и грусть, печаль, тоска – то есть эмоции с отрицательными знаками. Несмотря на это, если эмоциональное состояние меняется не так часто, то человека можно назвать эмоционально устойчивым.
В свою очередь, устойчивость Я. Рейковский считал свойством людей, которые обладают низкой чувствительностью к эмоциональным импульсам. Получается, что неустойчивость, наоборот, проявляется в чрезмерной чувствительности, акцентуации индивида на эмоциях.
К эмоционально неустойчивым людям в 1948 г К. К. Платонов и Л. М. Шварц отнесли тех людей, которые эмоционально возбудимы и склонны к частому переключению между эмоциональными состояниями. Для обеспечения эффективности выполняемой деятельности такими людьми необходимо тренировать волевые качества, которые были перечислены ранее.
Характеристика
Люди с эмоциональной неустойчивостью обладают меньшей способностью к планированию. В крайних случаях (диагноз психиатра) это отсутствие планирования вовсе. Помимо того, действия личности становятся настолько импульсивными, что объяснить их причину не могут не только окружающие люди, но и сам человек. Поведение становится непредсказуемым.
Чаще всего эмоционально неустойчивые люди агрессивны. Вспышки агрессии могут возникать «на ровной почве» — то есть без видимой причины. Гнев выступает в качестве эмоциональной реакции индивида, импульса.
Агрессия, в свою очередь, может проявляться как «во вне», так и внутрь самого индивида. Аутоагрессия – это мазохизм, склонность к суициду, депрессивные синдромы, повышенное чувство вины, иногда перфекционизм.
Эмоциональная неустойчивость трактуется как предельная характеристика отдельных волевых качеств. Так, Ильиным упоминаются следующие свойства волевого акта: сила, устойчивость, широта и направленность.
Существует в научной психологической литературе также и воззрение на эмоциональную неустойчивость как на свойство личности (вопреки логике – устойчивое свойство). Так, Л. П. Бададина в 1966 г утверждает, что это интегративное (целостное и вместе с тем внедренное в личность, присущее этой личности) свойство, которое отражает склонность человека к выходу за пределы эмоционального равновесия.
Понятие неустойчивости связано с отсутствием самоконтроля. Самоконтроль или саморегуляция, в свою очередь – это обобщенное в научной психологической литературе понятие как об одном из проявлений волевого акта.
Неустойчивость в психологии – это как раз-таки противоположное сознательности и самоконтролю. Присутствие импульсивности в поведении, склонность поступать спонтанно.
Так, Е. П. Ильин выделяет самоконтроль в качестве одной из составляющих произвольного управления поведением – «воли».
По его мнению, функционально она включает в себя:
- Самодетерминацию (мотивация).
- Самоинициацию и самоторможение.
- Самоконтроль.
- Самомобилизацию и самостимуляцию
Другой известный русский психолог – Г. С. Никифоров отмечал, что на феномене самоконтроля зиждется сознательная деятельность. То есть это обязательное, неотъемлемое качество осознающей себя личности и свойство, присущее адекватному отражению этой личностью окружающего мира. Таким образом, обратное самоконтролю – связано с отсутствием осознанности.
Соглашаясь с предыдущими исследователями, Р. Мак Крае и П. Коста отметили, что для эмоционально неустойчивого человека характерны неспособность контролировать выражение собственных эмоций и влечений.
Причины
Причиной психической неустойчивости может стать утрата смысла жизни. Иначе, по В. Франклу – «ноогенный невроз». Данный вид невроза официально стал диагностироваться в США. Ноогенный невроз представляет собой отсутствие смысла жизни, потерю ценностных ориентаций личности.
Схожий термин из экзистенциальной или гуманической психологии – это «экзистенциальный вакуум».
Неустойчивость психики может быть следствием физиологических процессов, протекающих в определенном возрасте. Так, психология развития подтверждает гипотезу о возрастных кризисах, появляющихся в конце каждого периода развития. В свою очередь, человек может как испытывать нестабильное состояние во время «переходного возраста», так и плавно перейти на следующий этап.
Одной из причин появления эмоциональной неустойчивости может стать профессиональная деформация. Человек, испытывающий на работе много стресса, в результате может получить невроз. Так, например, в одном из исследований от 2014 г изучалась психическая устойчивость сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях служебной деятельности (Геляхова, 2014). Экстремальные ситуации требуют от человека предельных ресурсных затрат, эмоциональной и физической напряженности.
Одна из причин психической неустойчивости – врожденные особенности нервной системы. Некоторые люди от природы склонны к импульсивности.
Неустойчивость в психологии – это порождение, согласно концепции психоанализа, деструктивных впечатлений в детстве. Психоаналитическая концепция обуславливает развитие эмоциональной неустойчивости, в первую очередь, ранними детскими вспоминаниями.
Как известно, направление З. Фрейда рассматривает практически все неврозные состояния как последствия деструктивных детских впечатлений. Неустойчивость же может быть последствием борьбы образа матери и отца в детстве, их постоянное соперничество.
Таким образом, можно перечислить следующие причины развития психической неустойчивости:
- Ноогенный невроз.
- Экзистенциальный вакуум.
- Экстремальные ситуации.
- Холерический тип темперамента.
- Врожденная возбудимость нервной системы.
- Последствие других психических расстройств.
- Сопутствующий другим психическим расстройствам симптом.
- Дисгармоничные семейные отношения.
- Борьба образов отца и матери.
- Сильное эмоциональное потрясение, повлекшее неуверенность в себе.
Симптоматика
Неустойчивость проявляется в поведении человека. Чаще всего ее можно наблюдать в детском и подростковом возрасте. Например, играющиеся в песочнице дети могут за 15 минут несколько раз поругаться (эмоции с отрицательным знаком) и сразу же помириться (эмоции с положительным знаком).
Неспособность контролировать свои чувства и желания зачастую проявляются как безответственность и низкая самооценка, потому что они с тревогой ожидают определенную проблемную ситуацию. И, попадая в такую ситуацию, личности чувствуют отчаяние. Они характеризуют себя как беспомощных. Им трудно справиться с «судьбой».
Исследованием эмоциональной нестабильности занимались многие русские психологи. Одна из них – Л. П. Баладина – предложила оценивать устойчивость по 4 критериям. Итак, согласно Баладиной, показателями эмоциональной неустойчивости служат следующие признаки:
Признак | Проявление | Пояснение |
Повышенная тревожность | Может проявляться как личностное качество (ЛТ – личностная тревожность), которая относительно постоянна; так и в качестве ситуативного проявления (РТ – реакционная тревожность), которая проявляется лишь в определенных состояниях и условиях. И тот, и другой вид тревожности в минимальных значениях необходим. | Согласно закону Йеркса-Додсона, который некоторые психологи из сферы мотивации переносят также и на тревожность – и высокий уровень тревожности, и низкий уровень приводят к утрате эффективности. Существует некий «оптиум», соблюдая который и достигается максимальная производительность и самореализация личности. |
Фрустрированность | Проявляется такими эмоциями, как разочарование, тревога, прокрастинация, раздражительность, скука, повышенное чувство вины, чувство одиночества (Дмитроченко, 2016). | Определяется как эмоциональное и психическое состояние, которое является следствием неудовлетворения потребностей.
В свою очередь, психологами отдельно выделяется социальная фрустрированность как следствие неудовлетворения социальных потребностей: общение со сверстниками, родными, в рабочем коллективе и т. д. Причем причиной может быть не только отсутствие коммуникативной деятельности, но и неудовлетворенность ею. |
Страхи | Страх всегда предметно обусловлен, в отличие от тревожности. Тревожность предполагает боязнь, дискомфорт, склонность избежать какого-то неопределенного воздействия. То есть человек не имеет представления, или оно слишком размыто, о том, что его ждет: неодобрение, насилие, порицание и так далее. Страх же выделяется предметно: например, страх смерти. В сознании четко представлен объект, которого боится человек. Помимо того, страх возникает лишь при взаимодействии непосредственно с объектом страха. | Е. Н. Плаксий в 2000 г описывает страх как один из видов аффективного негативного состояния человеческой жизни. Однако, он подчеркивает и биологическую, и психологическую значимость, даже необходимость страха для личности. Он выступает как онтологическая – то есть как основа развития, структура личности. По его мнению, ничто не может быть эффективней для быстрого анализа ситуации, чем человеческий страх. Именно он позволяет быстро предпринять меры, среагировать в категории «бей или беги». |
Нейротизм | Нейротическая реакция проявляется в агрессии, повышенной возбудимости, тревоги в стрессовой или экстремальной ситуации. К качествам нейротической личности относятся и быстрая, импульсивная интеграция в новый коллектив, неоптимальная, изменчивая модель поведения и эмоциональная неустойчивость.
В психодиагностических методиках фиксируется проявлениями эмоций. |
Согласно трактовке нейротизма в психодиагностической методике Г. Айзенка по определению темперамента, нейротизм – это эмоциональная аффективная возбудимость, неустойчивость, которая обусловлена вегетативной нервной системой. |
П. Фресс в 1975 г выделил в качестве эмоциональной неустойчивости невротичность, которая характеризуется восприимчивостью человека к разным эмоциогенным ситуациям. Такими ситуациями могут выступать очень радостные или, наоборот, грустные события. То есть апогеи положительного и отрицательного эмоционального процесса.
Влияние на жизнь
Неустойчивость в психологии – это в первую очередь, «хождение по краю». Люди, которые неустойчивы – «люди крайности». Их может либо слишком впечатлить что-то, либо, наоборот, сильно расстроить, либо вызвать фрустрацию, агрессию. События, которые не повлияли сильно на мироощущение эмоционально стабильного человека, на нестабильного действуют слишком активно.
Эмоционально нестабильные люди характеризуются следующим:
- Восторженность.
- Впечатлительность.
- Частые эмоциональные перепады (хорошее настроение – плохое настроение).
- Темперамент – холерик.
- Импульсивность.
- Малая осознанность.
- Отсутствие или низкий уровень самоконтроля.
- Редукция волевых качеств.
Чем это может пригодиться, а чем навредить в жизни индивида? Во-первых, эмоциональная неустойчивость сильно влияет на сферу осознанного выбора. Психологи и философы выделяют категорию выбора в качестве предопределяющей человеческого бытия. Каждый в жизни выбирает: «Жить или умирать?». Так, неустойчивые люди принимают меньше осознанных выборов, нежели устойчивые.
Во-вторых, дискомфорт могут доставлять эмоциональные перепады.
Как для самой личности, так и во время социального взаимодействия:
- Перепады настроения заставляют чувствовать себя индивида неуверенно. Если он сам не может положиться на себя, то как на него могут рассчитывать окружающие? Естественно, повышенное чувство вины как следствие. Помимо того, «плохое настроение» может застать человека в самый неподходящий момент.
- В общении с окружающими важно сохранять постоянство, чтобы в сознании собеседника мог отложиться определенный образ человека. Его стиль речи, модель поведения, оптимистичность или пессимистичность характера. Нестабильные люди же показывают себя то грустными, то веселыми, то агрессивными. Такая непредсказуемость может отторгать собеседника.
В-третьих, неустойчивые люди обладают повышенной внушаемостью и впечатлительностью. Это препятствует формированию личного мнения, нонкорформистской позиции в коллективе и обществе. Конформность – подавление мнения одного человека мнением большинства, «стадность».
В-четвертых, редукция волевых качеств (то есть низкая способность к регуляции поведения посредством волевых усилий) предполагает неусидчивость, безответственность и другие социально порицаемые качества личности. Порицаемые, потому что не выгодны для производственных и межличностных отношений. К тому же низкая способность к проявлению воли негативно сказывается на работоспособности индивида, сковывает на пути к самосовершенствованию.
Из плюсов можно выделить тот аспект холерической личности, который гласит: «холерик – энергия». Если направить энергию в нужное русло (а это как раз-таки и является проблемой в силу плохой способности к проявлению волевых качеств), то можно получить более эффективного работника, нежели эмоционально стабильного человека.
Впечатлительность как положительная характеристика позволяет индивиду постоянно насыщаться новой информацией и избегать «застоев», эмоциональной пассивности. Такие люди радуются мелочам, грустят из-за пустяков, но, в целом – живут полной жизнью.
Кратко обобщить влияние на жизнь эмоциональной неустойчивости можно в таблице:
Плюсы | Минусы |
Впечатлительность | Конформизм – внушительность |
Энергичность | Низкое проявление волевых качеств |
Широкий спектр эмоций | Низкая осознанность |
Эмоциональная чувствительность | Частые эмоциональные перепады (из крайности в крайность) |
Самоконтроль | Низкий уровень самоконтроля |
Как общаться с неустойчивым человеком
Помощь эмоционально неустойчивому человеку должен оказывать квалифицированный психолог. Это специалист использует специальный комплекс тренингов, консультаций и программ в обучении, которые направленны на формирование и укрепление волевых качеств.
Человек с нестабильным эмоциональным состоянием зачастую подвержен комплексу неполноценности. Им свойственна робость, замкнутость, агрессивность, грусть. Крайностями выступают как слишком хорошие, положительные эмоции, так и отрицательные.
При общении с неустойчивым человеком следует обращать внимание на те факторы, которые могут рассердить или, наоборот, расстроить его. Необходимо стараться избегать влияния этих факторов, стремиться к регулированию настроения собеседника.
Важно помнить, что эмоционально нестабильные люди непредсказуемы. От них можно ожидать любой реакции на один и тот же, казалось бы, раздражитель.
Как избавиться
Г. Б. Бедненко, рассматривая психокоррекционную работу с психопатическими личностями, отмечает, что неустойчивые личности просто обучается говорить то, что необходимо психологу. Но не излечивается. Она настаивает на замене психотерапии социальной коррекцией или вовсе отказом от помощи.
Для коррекции неустойчивости можно воспользоваться методиками формирования волевой регуляции. Тренировать силу воли можно с помощью тестов, установок, внушения или психодиагностических методик развития воли по Е. П. Ильину.
Он предлагает стратегию и тактику развития волевых качеств, которое включает собственно волевой и моральный компонент силы воли.
Подход развития из детства (Г. Мюнстерберг)
Мюнстерберг утверждал, что слабоволие ребенка выражается в его неспособности длительно удерживать внимание на цели. На этом же и основан его подход – формирование волевых качеств должно происходит из детства. Учиться волевым качествам необходимо в детстве, руководствуясь наставничеством родителей и педагогов.
Необходимо научить ребенка удерживать внимание на определенных целях, долгое время хотеть чего-либо одного. Нужно научить ребенка не только хотеть, но и действительно выполнять.
Самовоспитание силы воли (Е. П. Ильин)
Этот способ является частью самосовершенствования. Первым этапом формирования силы воли является непосредственно планирование процесса самовоспитания силы воли, как бы парадоксально это не звучало.
В начале программы необходимо указать желаемые цели, которые движут человеком. Период их достижения может составлять 3–4 года. Следует разграничить цели, которые могут быть достигнуты за год, полгода или за день.
В описании задач и целей необходимо их конкретизировать. Для решения каждой конкретной задачи расписать план действий.
При необходимости использовать приемы, способствующие мобилизации силы воли. Такими приемами могут стать самоубеждение, обращение к собственному чувству ответственности, обуславливание логикой или научными знаниями, ободрение, побуждение, самолюбие и др.
Использование психорегулирующей тренировки (В. К. Калин, В. П. Мунтян)
Способ заключается в развитии волевых способностей посредством волевой тренировки. Это схоже с деятельностным подходом, который предлагает часто ставить перед индивидом проблемные задачи. Цель должна быть осмысленна человеком и сознательно преследоваться. Недостатки, такие как, собственно, сама эмоциональная неустойчивость, должны восприниматься как интегративные качества самой личности.
Деятельность = практика. Деятельностный подход утверждает, что главном фактором развития силы воли является частая практика выбора между осознанным, обязательным действием, и импульсивным, желаемым. Только часто сопротивляясь навязчивым желаниям человек может обрести крепкую силу воли
Психологическая или эмоциональная неустойчивость – это противоположность стабильности в эмоциональной сфере, характеризующаяся резкими перепадами настроения. Людям, страдающим от неустойчивости, не свойственно только плохое или хорошее настроение. Они часто импульсивны, живут моментом. С неустойчивостью можно бороться посредством формирования волевых качеств.
Автор: Свиткевич Юлия Вячеславовна.
Видео про неустойчивость в психологии
Эмоционально неустойчивое расстройство личности: