Речь необходима для полноценного общения людей между собой. В результате воздействия внутренних или внешних факторов у полностью здоровых детей иногда отмечается недоразвитие речи.

Дефект может быть выражен заиканием, трудностью в произношении некоторых звуков или малым словарным запасом. Патология поддается лечению, при этом важно своевременно обследовать ребенка и выявить ОНР (общее недоразвитие речи).

Нормы развития речи ребенка

Общее недоразвитие речи может отмечаться у ребенка, начиная с рождения.

В зависимости от возраста в норме ребенок должен обладать следующими речевыми навыками:

Возрастной параметрРечевые навыки ребенка
До 2 месяцевНоворожденный реагирует на речь: на тихую с приятной интонацией он улыбается, на крик — начинает плакать.
С 2 до 3 месяцевРебенок начинает произносить отдельные звуки. Например, звуки букв – «а», «м» или «о».
С 3 до 6 месяцевДети начинают произносить сочетания звуков. Самые частые — это «агу», «ба», «па» и так далее.
После 6 и до 9 месяцевРебенок может произносить слова из простых слогов. Например, «па-па», «ма-ма», «ба-ба». Также может повторять простые звуки за животными («мяу», «гав», «му»). С данного возраста необходимо начинать развивать речь ребенка.
С 9 до 12 месяцевВ словарный запас детей входит от 5 до 20 простых слов. Ребенок может построить простые предложения – «мама дай», «папа на».
С 1 до 3 летВ данный период словарный запас детей может увеличиться до 500 слов. При этом они одним словом и мимикой могут выражать целое предложение. Например, слово «биби» может означать, что проехала или просигналила машина. Ближе к 3 годам ребенок может произносить предложения из 3-5 слов, но при этом могут быть исковерканы некоторые звуки. Самыми частыми являются шипящие, а также звук от букв «Л» и «Р».
С 3 до 7 летВ словарный запас ребенка входит около 3000 слов. Он может логически мыслить и практически правильно строить предложения. Могут возникать трудности со склонением слов («мама спать», вместо «мама спит») и родовой принадлежности предмета («папа уснула»). Проблемы с произношением труднопроизносимых звуков к 7 годам проходят.
После 7 летСловарный запас ребенка достаточно обширный, он должен уметь выговаривать все звуки и сочетания слогов.

Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Небольшие отклонения в развитии речи допустимы, но, чтобы точно определить, не является ли это патологией, нужно пройти обследование у специалиста.

Общее недоразвитие речи у детей

ОНР не является редкостью, патология фиксируется примерно у 40% детей от 3 до 7 лет. При этом недоразвитость речи делится на 4 степени тяжести, которые рассмотрены далее.

ОНР 1 уровня

Речь у детей с первым уровнем практически отсутствует. Ребенок максимум может составлять предложение из 1-2 слов, при этом часть звуков произносится неправильно и сказанное сопровождается мимикой. Значение большинства слов для ребенка непонятны. Например, слог «на» может означать не только «надо», но и «дай». Речевое развитие соответствует возрасту 3-9 месяцев.

ОНР 2 уровня

Дети со вторым уровнем могут строить предложения из 2-4 слов. Но при этом присутствует плохое выговаривание некоторых звуков или полное их не произношение. Например, «вампа» — лампа, «ыба» — рыба или «сяй» — чай.

Новые слова ребенок запоминает с трудом, часто неправильно склоняет по падежам, а также не понимает различия между буквами и цифрами. Речевое развитие схоже с возрастом детей от года до 3 лет.

ОНР 3 уровня

Дети с третьим уровнем могут строить короткие, но связные предложения, при этом возникают затруднения в объединении разных частей речи. Например, «я есть» — я поел или «я ехать автобус» – я ехал в автобусе.

Произношение звуков с ошибками встречается редко, но возможна перемена букв местами («кобалса», вместо «колбаса»). Словарный запас может составлять около 1500 слов, при этом слово «стул» может означать – кресло, табурет и стул.

ОНР 4 уровня

У детей с четвертым уровнем патологии словарный запас может соответствовать возрасту. Но при построении длинных предложений возникают трудности в последовательности выкладывания мыслей. Также ребенку проблематично произношение и словообразование длинных слов. При этом практически все звуки выговариваются правильно.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

При тестировании ребенка на ОНР важно учитывать его возраст, а также можно сравнивать речевое развитие со сверстниками (но не равняться на них).

Классификация речевых нарушений

Общее недоразвитие речи разделяется не только по уровням, но и по классификации, при чем как для устной, так и для письменной.

Для деления на классификации устной речи, были учтены следующие отклонения:

  • неправильное голосообразование;
  • сбои в плавности речи и скорости произношения;
  • нарушения в произношении звуков;
  • несоблюдение интонации.

Далее в таблице рассмотрены основные классификации для устной и письменной речи:

Устная речьПисьменная речь
Внешнее недоразвитие речьВнутреннее недоразвитие речи
Дисфония. Нарушение речи вызвано развитием отклонения в голосовом аппарате. Патология может возникнуть в любом возрасте и выражается полным отсутствием речи, охриплостью или искажением произношения звуков.Алалия. Полное или практически полное отсутствие речи из-за поражения клеток головного мозга (в период внутриутробного развития) отвечающих за речь.Дисграфия. Проявляется переменой местами букв при написании слов.
Брадилалия. Нарушение речи проявляется растягиванием гласных звуков и замедлением произношения слов.
Тахилалия. Патология характеризуется быстрым произношением слов.
Заикание. Нарушение речи выражается прерывистым произношением слов, патология возникает из-за судорог мышечной ткани в речевом аппарате. Заикание часто усиливается при волнении.Афазия. Также выражается полным или практически полным отсутствием речи из-за нарушения деятельности клеток головного мозга. В данном случае патология вызвана травмами или осложнением от тяжелых заболеваний.Дислексия. Патология выражается отсутствием распознавания букв или объединения слогов из-за нарушения деятельности нервной системы. В результате чтение невозможно.
Дислалия. Патология проявляется неправильным произношением звуков, при отсутствии отклонений в развитии речевого и слухового аппарата. Нарушение может возникнуть, например, из-за неправильной постановки языка или если ребенок не знает, как правильно произносить данный звук.
Ринолалия. Нарушение речи характеризуется гнусавостью, которая возникает из-за неправильного развития речевого аппарата (воздух при произношении слов выходит не через рот, а через носовую полость).
Дизартрия. Патология вызвана нарушением деятельности нервных клеток, отвечающих за речь.

При этом 11 классификаций устной речи и 2 классификации письменной также имеют дальнейшее разделение по степеням тяжести.

Причины ОНР

Недоразвитие речи чаще встречается в детском возрасте. При своевременном диагностировании и исключении причины, общее недоразвитие речи может быть излечимо.

К наиболее частым причинам развития патологии относятся следующие факторы:

Внутренние. Нарушения развития речевого аппарата, клеток нервной системы или головного мозга (отвечающих за речь) вызванные в период беременностиВнешние. Развитие патологии спровоцировано воздействием внешних факторов
Болезни матери в данный период. Например, краснуха, грипп, аллергия.Дефицит витаминов и минералов в пище ребенка в период активного созревания.
Переливание зараженной крови.Наличие патологий центральной нервной системы.
Долгий и тяжелый токсикоз. Патология вызывает дефицит необходимых витаминов и минералов для нормального развития у плода всех органов и систем.Неблагоприятные условия в семье. Родители не занимаются ребенком, а также частые скандалы и драки вызывают испуг у ребенка, с возможной последующей немотой.
Резус-конфликт матери и ребенка.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
Курение, употребление алкоголя или наркотиков беременной.Частые стрессы и нервные истощения. Например, причиной развития патологии может быть стресс от посещения садика.
Возраст беременной до 18 и после 45 лет.Травмы с поражением речевого аппарата или клеток головного мозга.
Частые аборты.
Тяжелые предыдущие роды.Неправильное обучение ребенка звукам и словам методом «сюсюканья».
Регулярные стрессы или депрессии у беременной.Наличие в семье глухого, который неправильно произносит звуки и ставит интонацию.
Прием опасных медикаментов, особенно антибиотиков или гормональных.Слабый иммунитет, вследствие этого болезни часто сопровождаются развитием осложнений.
Гипоксия. Нарушение поступления кислорода к плоду через плаценту, в результате развитие тканей (особенно мозга) происходит с нарушением.Родители говорят на 2-х и более языках, в результате ребенок неправильно запоминает и путается в произношении.
Родовая травма. Если ребенок застрял в родовых путях, то возможно нарушение деятельности клеток головного мозга.Подражание ближайшим родственникам с ОНР (например, заикание, медлительность речи или неправильность произношения звуков.
Недоношенность или переношенность ребенка.Осложнение после перенесенных тяжелых заболеваний.

Наследственная предрасположенность, если у близких родственников было или имеется ОНР, то вероятность развития у ребенка выше 50%.

Симптомы

Общее недоразвитие речи у детей (а также у взрослых) сопровождается следующими симптомами:

  • первые слова и предложения ребенок начинает произносить после 3 лет;
  • ребенок понимает речь взрослых, но сам не может сформулировать предложение;
  • затруднено произношение даже простых звуков;
  • после 7 лет ребенок не выговаривает звуки «Л» и «Р»;
  • перестановка букв местами в словах;

    Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
    Общее недоразвитие речи. Симптомы
  • ребенок говорит короткими предложениями (из 2-4 слов) или сокращает слова. Например, «обака» — собака или «я пить» — хочу пить чай;
  • неправильное склонение по падежам и времени;
  • слишком быстрое или медленное произношение предложений, в результате трудно разобрать сказанное ребенком;
  • при разговоре ребенок больше уделяет внимания жестам, чем словам;
  • в предложениях отсутствуют предлоги;
  • плохая память, в результате это выражается малым словарным запасом и неправильным произношением слов.

Заикание является самым ярким признаком ОНР, при этом ребенок может произнести слово по слогам с протяженностью в минуту. Общее недоразвитие речи не только мешает нормально общаться детям со сверстниками и взрослыми, но и вызывает сильный психологический стресс.

Важно, родители проводят с детьми много времени и часто могут не замечать начало развития ОНР, поэтому необходимо проходить ежегодные обследования у специалистов.

Диагностика

Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.

Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:

1. Сбор данных со слов родителей:

  • наличие наследственной предрасположенности;
  • когда замечены первые отклонения;
  • уточняет примерный словарный запас ребенка;
  • как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
  • в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
  • возраст матери на период родов;
  • были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.

2. Осмотр ребенка:

  • врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
  • после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
  • проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
  • просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
  • также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.

3. Аппаратное обследование:

  • у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
  • если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.

При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.

Лечение и система коррекции общего недоразвития речи

ОНР в большинстве случаев поддается лечению, целью которого является:

  • ликвидация неправильного произношения звуков;
  • развитие правильного восприятия слов по звукам;
  • обогащение словарного запаса;
  • правильность построения длинных предложений;
  • умение разбирать слова по звукам.

Самым главным является умение общаться и поддерживать разговор с собеседником.

Для устранения ОНР используются следующие методики:

Методы коррекции речиСуть методаПримеры
Логопедические упражненияМетод направлен на развитие памяти и мышления, умение управлять мышцами лица и языка, а также на правильность дыхания при произношении звуков.
  • для 1 уровня. У детей развивают мелкую моторику, учат произносить правильно звуки и соединять их в слоги, а потом в слова. Например, ребенку дают бусинки и каждое действие с ними озвучивают (катаем бусинку, прячем бусинку, складываем бусинки в банку). Или по звуку музыкальных инструментов/игрушек ребенок должен уметь их распознать;
  • для 2 уровня. Детей учат правильно разделять слова по звукам и слогам и правильно произносить. Например, мама произносит несколько слов, а ребенок должен отреагировать хлопком на слова, в которых есть загаданный звук («А», «Р», «Ж» и иные). Или игра в словообразования (слон-слоненок, кошка-котенок);
  • для 3 уровня. Специалист должен научить правильно произносить звуки, слова и строить предложения. Например, логопед, показывая на лисий хвост спрашивает — «Чей хвост?». Ребенок должен ответить – «Лисий». Далее – «Какой он?». Ответ ребенка должен быть – «рыжий или пушистый» и так далее. Далее из данных слов можно составить предложение – «У лисы рыжий и пушистый хвост».
  • для 4 уровня. Специалист учит ребенка правильно составлять длинные предложения на примере картины или прослушанного рассказа.
Логопедический массажМассаж направлен на укрепление мышц речевого аппарата, формирование правильного прикуса, а также восстанавливает кровоснабжение к тканям, которые отвечают за развитие речи. Важно, массаж имеет противопоказания.Для проведения массажа специалист может использовать специальную щетку, вибромассажер или зондовый массаж. Проводить процедуры рекомендовано только у специалиста со стажем и с наличием сертификатов.
Медикаментозный методСпециалистом назначаются лекарственные средства для улучшения кровообращения в головном мозге. При выборе препаратов важно учитывать наличие противопоказаний у пациента.
  • Цераксон
  • Гаммалон;
  • Когитум
  • Витамины группы В.
Посещение психологаВрач проводит беседу с ребенком и учит не стесняться дефекта, не замыкаться в себе. А также выявляет не является ли ОНР следствием психологического расстройства. Психолог, для результативности может назначить детские успокоительные.
  • Беби спокойствие
  • Эдас 306
  • Глицин.

Для быстрого и успешного результата рекомендовано данные методы использовать комплексно.

Что делать родителям?

Общее недоразвитие речи родители могут диагностировать самостоятельно, а также могут не допустить его дальнейшего развития.

Для этого требуется:

  • показать ребенка логопеду для определения точного диагноза и причины патологии;Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
  • не коверкать слова и их произношение в присутствии детей;
  • проводить логопедические занятия с ребенком дома (их назначает специалист);
  • исключить дома не только скандалы, но и громкие разговоры;
  • не давить на психику ребенка для достижения быстрых результатов;
  • проводить занятия по возможности в виде игры;
  • общаться с ребенком на равных, даже если ему еще только 3 года. «Сюсюканье» запрещено, так как оно является одной из самых главных причин начала развития ОНР;
  • обращаться к логопеду, даже если есть сомнения в ОНР (для этого необходимо сравнить нормы речи по возрастам с возможностями ребенка);
  • читать ребенку перед сном сказки или рассказы, они обогащают словарный запас, а также ребенок на подсознательном уровне учится правильно произносить слова и строить предложения;
  • ограничить время проведения ребенка перед телевизором и компьютером. Можно заменить рассматриванием книжек с картинками, лепкой из пластилина и прогулками на свежем воздухе.

Также обязательно показать ребенка к психологу, так как дети с ОНР часто бывают закомплексованы, так как отличаются от сверстников.

Прогноз и профилактика речевых нарушений

При правильном подходе ОНР можно устранить полностью, даже при наличии общего недоразвития речи первого уровня. На результат влияет возраст ребенка, соблюдение лечебного курса (как у специалиста, так и на дому) и атмосфера в семье. Если патология обнаружена поздно (после 6 лет) или занятия проводились не регулярно, то ребенок может не восстановить уровень развития речи или остаться полностью немым.

Для профилактики родители должны:

  • избегать ссор в присутствии детей;
  • уделять достаточно времени ребенку (даже при его дефиците);
  • не «сюсюкаться» с детьми;
  • читать больше книг вместе с ребенком (в детстве достаточно только иллюстрированных изданий);
  • если ребенок плохо произносит какой-либо звук, нужно самостоятельно проговаривать его с ним;
  • обеспечить ребенку полноценное и разнообразное питание;
  • своевременно лечить инфекционные патологии;
  • если ребенок по какой-то причине не посещает детский сад, то он должен общаться со сверстниками хотя бы на детской площадке;
  • в период вынашивания ребенка исключить вредные привычки и принимать витаминные препараты.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Важно не пропускать ежегодных обследований ребенка у специалистов.

Речь начинает формироваться у детей практически с рождения, поэтому следить за ее формированием необходимо с первых дней жизни ребенка. При возникновении подозрений на наличие недоразвитости речи, необходимо срочное обследование у логопеда. Если патология подтверждается, то лечение необходимо начинать сразу, тогда возможно полное излечение от общего недоразвития речи.

Автор: Котлячкова Светлана

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про ОНР у ребенка

Обследование детей с ОНР:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ