Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Речь необходима для полноценного общения людей между собой. В результате воздействия внутренних или внешних факторов у полностью здоровых детей иногда отмечается недоразвитие речи.

Дефект может быть выражен заиканием, трудностью в произношении некоторых звуков или малым словарным запасом. Патология поддается лечению, при этом важно своевременно обследовать ребенка и выявить ОНР (общее недоразвитие речи).

Нормы развития речи ребенка

Общее недоразвитие речи может отмечаться у ребенка, начиная с рождения.

В зависимости от возраста в норме ребенок должен обладать следующими речевыми навыками:

Возрастной параметр Речевые навыки ребенка
До 2 месяцев Новорожденный реагирует на речь: на тихую с приятной интонацией он улыбается, на крик — начинает плакать.
С 2 до 3 месяцев Ребенок начинает произносить отдельные звуки. Например, звуки букв – «а», «м» или «о».
С 3 до 6 месяцев Дети начинают произносить сочетания звуков. Самые частые — это «агу», «ба», «па» и так далее.
После 6 и до 9 месяцев Ребенок может произносить слова из простых слогов. Например, «па-па», «ма-ма», «ба-ба». Также может повторять простые звуки за животными («мяу», «гав», «му»). С данного возраста необходимо начинать развивать речь ребенка.
С 9 до 12 месяцев В словарный запас детей входит от 5 до 20 простых слов. Ребенок может построить простые предложения – «мама дай», «папа на».
С 1 до 3 лет В данный период словарный запас детей может увеличиться до 500 слов. При этом они одним словом и мимикой могут выражать целое предложение. Например, слово «биби» может означать, что проехала или просигналила машина. Ближе к 3 годам ребенок может произносить предложения из 3-5 слов, но при этом могут быть исковерканы некоторые звуки. Самыми частыми являются шипящие, а также звук от букв «Л» и «Р».
С 3 до 7 лет В словарный запас ребенка входит около 3000 слов. Он может логически мыслить и практически правильно строить предложения. Могут возникать трудности со склонением слов («мама спать», вместо «мама спит») и родовой принадлежности предмета («папа уснула»). Проблемы с произношением труднопроизносимых звуков к 7 годам проходят.
После 7 лет Словарный запас ребенка достаточно обширный, он должен уметь выговаривать все звуки и сочетания слогов.

Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Небольшие отклонения в развитии речи допустимы, но, чтобы точно определить, не является ли это патологией, нужно пройти обследование у специалиста.

Общее недоразвитие речи у детей

ОНР не является редкостью, патология фиксируется примерно у 40% детей от 3 до 7 лет. При этом недоразвитость речи делится на 4 степени тяжести, которые рассмотрены далее.

ОНР 1 уровня

Речь у детей с первым уровнем практически отсутствует. Ребенок максимум может составлять предложение из 1-2 слов, при этом часть звуков произносится неправильно и сказанное сопровождается мимикой. Значение большинства слов для ребенка непонятны. Например, слог «на» может означать не только «надо», но и «дай». Речевое развитие соответствует возрасту 3-9 месяцев.

ОНР 2 уровня

Дети со вторым уровнем могут строить предложения из 2-4 слов. Но при этом присутствует плохое выговаривание некоторых звуков или полное их не произношение. Например, «вампа» — лампа, «ыба» — рыба или «сяй» — чай.

Новые слова ребенок запоминает с трудом, часто неправильно склоняет по падежам, а также не понимает различия между буквами и цифрами. Речевое развитие схоже с возрастом детей от года до 3 лет.

ОНР 3 уровня

Дети с третьим уровнем могут строить короткие, но связные предложения, при этом возникают затруднения в объединении разных частей речи. Например, «я есть» — я поел или «я ехать автобус» – я ехал в автобусе.

Произношение звуков с ошибками встречается редко, но возможна перемена букв местами («кобалса», вместо «колбаса»). Словарный запас может составлять около 1500 слов, при этом слово «стул» может означать – кресло, табурет и стул.

ОНР 4 уровня

У детей с четвертым уровнем патологии словарный запас может соответствовать возрасту. Но при построении длинных предложений возникают трудности в последовательности выкладывания мыслей. Также ребенку проблематично произношение и словообразование длинных слов. При этом практически все звуки выговариваются правильно.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

При тестировании ребенка на ОНР важно учитывать его возраст, а также можно сравнивать речевое развитие со сверстниками (но не равняться на них).

Классификация речевых нарушений

Общее недоразвитие речи разделяется не только по уровням, но и по классификации, при чем как для устной, так и для письменной.

Для деления на классификации устной речи, были учтены следующие отклонения:

  • неправильное голосообразование;
  • сбои в плавности речи и скорости произношения;
  • нарушения в произношении звуков;
  • несоблюдение интонации.

Далее в таблице рассмотрены основные классификации для устной и письменной речи:

Устная речь Письменная речь
Внешнее недоразвитие речь Внутреннее недоразвитие речи
Дисфония. Нарушение речи вызвано развитием отклонения в голосовом аппарате. Патология может возникнуть в любом возрасте и выражается полным отсутствием речи, охриплостью или искажением произношения звуков. Алалия. Полное или практически полное отсутствие речи из-за поражения клеток головного мозга (в период внутриутробного развития) отвечающих за речь. Дисграфия. Проявляется переменой местами букв при написании слов.
Брадилалия. Нарушение речи проявляется растягиванием гласных звуков и замедлением произношения слов.
Тахилалия. Патология характеризуется быстрым произношением слов.
Заикание. Нарушение речи выражается прерывистым произношением слов, патология возникает из-за судорог мышечной ткани в речевом аппарате. Заикание часто усиливается при волнении. Афазия. Также выражается полным или практически полным отсутствием речи из-за нарушения деятельности клеток головного мозга. В данном случае патология вызвана травмами или осложнением от тяжелых заболеваний. Дислексия. Патология выражается отсутствием распознавания букв или объединения слогов из-за нарушения деятельности нервной системы. В результате чтение невозможно.
Дислалия. Патология проявляется неправильным произношением звуков, при отсутствии отклонений в развитии речевого и слухового аппарата. Нарушение может возникнуть, например, из-за неправильной постановки языка или если ребенок не знает, как правильно произносить данный звук.
Ринолалия. Нарушение речи характеризуется гнусавостью, которая возникает из-за неправильного развития речевого аппарата (воздух при произношении слов выходит не через рот, а через носовую полость).
Дизартрия. Патология вызвана нарушением деятельности нервных клеток, отвечающих за речь.

При этом 11 классификаций устной речи и 2 классификации письменной также имеют дальнейшее разделение по степеням тяжести.

Причины ОНР

Недоразвитие речи чаще встречается в детском возрасте. При своевременном диагностировании и исключении причины, общее недоразвитие речи может быть излечимо.

К наиболее частым причинам развития патологии относятся следующие факторы:

Внутренние. Нарушения развития речевого аппарата, клеток нервной системы или головного мозга (отвечающих за речь) вызванные в период беременности Внешние. Развитие патологии спровоцировано воздействием внешних факторов
Болезни матери в данный период. Например, краснуха, грипп, аллергия. Дефицит витаминов и минералов в пище ребенка в период активного созревания.
Переливание зараженной крови. Наличие патологий центральной нервной системы.
Долгий и тяжелый токсикоз. Патология вызывает дефицит необходимых витаминов и минералов для нормального развития у плода всех органов и систем. Неблагоприятные условия в семье. Родители не занимаются ребенком, а также частые скандалы и драки вызывают испуг у ребенка, с возможной последующей немотой.
Резус-конфликт матери и ребенка.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
Курение, употребление алкоголя или наркотиков беременной. Частые стрессы и нервные истощения. Например, причиной развития патологии может быть стресс от посещения садика.
Возраст беременной до 18 и после 45 лет. Травмы с поражением речевого аппарата или клеток головного мозга.
Частые аборты.
Тяжелые предыдущие роды. Неправильное обучение ребенка звукам и словам методом «сюсюканья».
Регулярные стрессы или депрессии у беременной. Наличие в семье глухого, который неправильно произносит звуки и ставит интонацию.
Прием опасных медикаментов, особенно антибиотиков или гормональных. Слабый иммунитет, вследствие этого болезни часто сопровождаются развитием осложнений.
Гипоксия. Нарушение поступления кислорода к плоду через плаценту, в результате развитие тканей (особенно мозга) происходит с нарушением. Родители говорят на 2-х и более языках, в результате ребенок неправильно запоминает и путается в произношении.
Родовая травма. Если ребенок застрял в родовых путях, то возможно нарушение деятельности клеток головного мозга. Подражание ближайшим родственникам с ОНР (например, заикание, медлительность речи или неправильность произношения звуков.
Недоношенность или переношенность ребенка. Осложнение после перенесенных тяжелых заболеваний.

Наследственная предрасположенность, если у близких родственников было или имеется ОНР, то вероятность развития у ребенка выше 50%.

Симптомы

Общее недоразвитие речи у детей (а также у взрослых) сопровождается следующими симптомами:

  • первые слова и предложения ребенок начинает произносить после 3 лет;
  • ребенок понимает речь взрослых, но сам не может сформулировать предложение;
  • затруднено произношение даже простых звуков;
  • после 7 лет ребенок не выговаривает звуки «Л» и «Р»;
  • перестановка букв местами в словах;

    Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
    Общее недоразвитие речи. Симптомы
  • ребенок говорит короткими предложениями (из 2-4 слов) или сокращает слова. Например, «обака» — собака или «я пить» — хочу пить чай;
  • неправильное склонение по падежам и времени;
  • слишком быстрое или медленное произношение предложений, в результате трудно разобрать сказанное ребенком;
  • при разговоре ребенок больше уделяет внимания жестам, чем словам;
  • в предложениях отсутствуют предлоги;
  • плохая память, в результате это выражается малым словарным запасом и неправильным произношением слов.

Заикание является самым ярким признаком ОНР, при этом ребенок может произнести слово по слогам с протяженностью в минуту. Общее недоразвитие речи не только мешает нормально общаться детям со сверстниками и взрослыми, но и вызывает сильный психологический стресс.

Важно, родители проводят с детьми много времени и часто могут не замечать начало развития ОНР, поэтому необходимо проходить ежегодные обследования у специалистов.

Диагностика

Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.

Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:

1. Сбор данных со слов родителей:

  • наличие наследственной предрасположенности;
  • когда замечены первые отклонения;
  • уточняет примерный словарный запас ребенка;
  • как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
  • в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
  • возраст матери на период родов;
  • были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.

2. Осмотр ребенка:

  • врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
  • после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
  • проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
  • просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
  • также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.

3. Аппаратное обследование:

  • у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
  • если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.

При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.

Лечение и система коррекции общего недоразвития речи

ОНР в большинстве случаев поддается лечению, целью которого является:

  • ликвидация неправильного произношения звуков;
  • развитие правильного восприятия слов по звукам;
  • обогащение словарного запаса;
  • правильность построения длинных предложений;
  • умение разбирать слова по звукам.

Самым главным является умение общаться и поддерживать разговор с собеседником.

Для устранения ОНР используются следующие методики:

Методы коррекции речи Суть метода Примеры
Логопедические упражнения Метод направлен на развитие памяти и мышления, умение управлять мышцами лица и языка, а также на правильность дыхания при произношении звуков.
  • для 1 уровня. У детей развивают мелкую моторику, учат произносить правильно звуки и соединять их в слоги, а потом в слова. Например, ребенку дают бусинки и каждое действие с ними озвучивают (катаем бусинку, прячем бусинку, складываем бусинки в банку). Или по звуку музыкальных инструментов/игрушек ребенок должен уметь их распознать;
  • для 2 уровня. Детей учат правильно разделять слова по звукам и слогам и правильно произносить. Например, мама произносит несколько слов, а ребенок должен отреагировать хлопком на слова, в которых есть загаданный звук («А», «Р», «Ж» и иные). Или игра в словообразования (слон-слоненок, кошка-котенок);
  • для 3 уровня. Специалист должен научить правильно произносить звуки, слова и строить предложения. Например, логопед, показывая на лисий хвост спрашивает — «Чей хвост?». Ребенок должен ответить – «Лисий». Далее – «Какой он?». Ответ ребенка должен быть – «рыжий или пушистый» и так далее. Далее из данных слов можно составить предложение – «У лисы рыжий и пушистый хвост».
  • для 4 уровня. Специалист учит ребенка правильно составлять длинные предложения на примере картины или прослушанного рассказа.
Логопедический массаж Массаж направлен на укрепление мышц речевого аппарата, формирование правильного прикуса, а также восстанавливает кровоснабжение к тканям, которые отвечают за развитие речи. Важно, массаж имеет противопоказания. Для проведения массажа специалист может использовать специальную щетку, вибромассажер или зондовый массаж. Проводить процедуры рекомендовано только у специалиста со стажем и с наличием сертификатов.
Медикаментозный метод Специалистом назначаются лекарственные средства для улучшения кровообращения в головном мозге. При выборе препаратов важно учитывать наличие противопоказаний у пациента.
  • Цераксон
  • Гаммалон;
  • Когитум
  • Витамины группы В.
Посещение психолога Врач проводит беседу с ребенком и учит не стесняться дефекта, не замыкаться в себе. А также выявляет не является ли ОНР следствием психологического расстройства. Психолог, для результативности может назначить детские успокоительные.
  • Беби спокойствие
  • Эдас 306
  • Глицин.

Для быстрого и успешного результата рекомендовано данные методы использовать комплексно.

Что делать родителям?

Общее недоразвитие речи родители могут диагностировать самостоятельно, а также могут не допустить его дальнейшего развития.

Для этого требуется:

  • показать ребенка логопеду для определения точного диагноза и причины патологии;Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
  • не коверкать слова и их произношение в присутствии детей;
  • проводить логопедические занятия с ребенком дома (их назначает специалист);
  • исключить дома не только скандалы, но и громкие разговоры;
  • не давить на психику ребенка для достижения быстрых результатов;
  • проводить занятия по возможности в виде игры;
  • общаться с ребенком на равных, даже если ему еще только 3 года. «Сюсюканье» запрещено, так как оно является одной из самых главных причин начала развития ОНР;
  • обращаться к логопеду, даже если есть сомнения в ОНР (для этого необходимо сравнить нормы речи по возрастам с возможностями ребенка);
  • читать ребенку перед сном сказки или рассказы, они обогащают словарный запас, а также ребенок на подсознательном уровне учится правильно произносить слова и строить предложения;
  • ограничить время проведения ребенка перед телевизором и компьютером. Можно заменить рассматриванием книжек с картинками, лепкой из пластилина и прогулками на свежем воздухе.

Также обязательно показать ребенка к психологу, так как дети с ОНР часто бывают закомплексованы, так как отличаются от сверстников.

Прогноз и профилактика речевых нарушений

При правильном подходе ОНР можно устранить полностью, даже при наличии общего недоразвития речи первого уровня. На результат влияет возраст ребенка, соблюдение лечебного курса (как у специалиста, так и на дому) и атмосфера в семье. Если патология обнаружена поздно (после 6 лет) или занятия проводились не регулярно, то ребенок может не восстановить уровень развития речи или остаться полностью немым.

Для профилактики родители должны:

  • избегать ссор в присутствии детей;
  • уделять достаточно времени ребенку (даже при его дефиците);
  • не «сюсюкаться» с детьми;
  • читать больше книг вместе с ребенком (в детстве достаточно только иллюстрированных изданий);
  • если ребенок плохо произносит какой-либо звук, нужно самостоятельно проговаривать его с ним;
  • обеспечить ребенку полноценное и разнообразное питание;
  • своевременно лечить инфекционные патологии;
  • если ребенок по какой-то причине не посещает детский сад, то он должен общаться со сверстниками хотя бы на детской площадке;
  • в период вынашивания ребенка исключить вредные привычки и принимать витаминные препараты.Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции

Важно не пропускать ежегодных обследований ребенка у специалистов.

Речь начинает формироваться у детей практически с рождения, поэтому следить за ее формированием необходимо с первых дней жизни ребенка. При возникновении подозрений на наличие недоразвитости речи, необходимо срочное обследование у логопеда. Если патология подтверждается, то лечение необходимо начинать сразу, тогда возможно полное излечение от общего недоразвития речи.

Автор: Котлячкова Светлана

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про ОНР у ребенка

Обследование детей с ОНР:

https://www.youtube.com/watch?v=LRkHC38TAao

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий

Lazer kesim Abkant büküm Lazer kesim fiyatları Akbant büküm fiyatları Lazer kesim sac Akbant büküm sac Akbant büküm metal Lazer kesim cnc Akbant büküm cnc Lazer kesim krom Lazer kesim paslanmaz çelik Akbant büküm paslanmaz çelik Lazer kesim alüminyum Akbant büküm alüminyum Lazer kesim ankara Lazer kesim istanbul Dijital reklam ajansı Sosyal medya reklam ajansı Google Ads ajansı Reklam ajansı fiyatları En iyi reklam ajansı Türkiye'deki reklam ajansları Reklam ajansı