В психологии одаренностью называют системное психическое качество, определяющее возможность достижения человеком уникальных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Понятие начало исследоваться в связи с желанием определить его сущность. Родоначальником изучения нового направления стал ученый из Англии
Ф. Гальтон. В научном изыскании «Наследственность таланта: ее законы и последствия» им была раскрыта проблема соотношения гениальности и генетических предпосылок. Этот труд был издан в 1869 году. Ученый считал, что одаренность передается исключительно по наследству. Научные изыскания были подтверждены статистическими данными.
Определение
Крупным представителем психологической школы при Стэнфордском университете был продолжатель учения Ф. Гальтона А.М. Термен. Ученый также утверждал, что большинство гениальных детей испытывали культурное влияние со стороны родителей. Несостоятельность теории заключалась в том, что лишь в половине семей один родитель имел высшее образование.
Последователи школы Ф. Гальтона — ученые Ч. Спирмен, К. Пирсон, С. Берт утверждали, что высокие умственные способности объясняются ограниченным законом наследственности. Исследователи не находили связи между гениальностью и обучением. Ч. Спирменом было введено понятие «общеинтеллектуальные способности» и «генеральный фактор интеллекта», на основе которых им были разработаны специальные тесты, измеряющие уровень умственного развития.
Одаренность в психологии — это сознательное направление мышления на новые требования, инструмент приспособления к новым жизненным условиям. Такое содержательное определение предлагал ученый В. Штерн. Оно отразило смысл проблемы глубже. Гениальность была представлена в свете адаптации к изменяющимся условиям.
Диагностика дала возможность дифференциации высоких интеллектуальных возможностей, но мешала пониманию сущности феномена в социальном свете. Понятие было отделено от таких личностных характеристик, как воля, эмоциональность и индивидуальность.
Основы теории были раскритикованы ученым Э. Мейманом. Ученый не проводил дифференциации одаренности и эмоционально-волевой сферы. На рубеже XIX — XX века зарождается функциональный подход к проблеме. Сторонниками этой теории являлись
А. Бен, В. Вундт, Д. Милль, Г. Спенсер. Исследователи были поглощены изучением познавательных функций, к которым помимо мышления были отнесены внимание, память и восприятие.
Одаренность в психологии, по мнению психолога Б.М. Теплова, — это категория, связанная со всеми гранями психической сферы.
Ни один из психологов не смог объяснить сущность гениальности и отразить ее взаимосвязь с отдельными сторонами психической сферы человека. Базовую основу при изучении проблемы заложил университет Южной Калифорнии, в котором сотрудничала группа ученых —
Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Барон и К. Тейлор. Команда смогла объединить все теоретические положения данной проблемы и создать программы для дифференцированного обучения.
Дж. Гилфордом было предложено деления мышления на конвергентное и дивергентное, что положило начало таким понятиям, как «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность». Подобный подход лег в основу многих психологических учений и диагностики гениальных детей.
Ученый П. Торренс считал, что одаренность не должна рассматриваться как отдельная характеристика личности. Основой успеха, по мнению исследователя, выступает творчество, которое является потребностью человека при снятии внутреннего напряжения.
Исследователи Дж. Рензулли, Дж. Фельдхью-зен, А. Танненбаум, Р. Стернберг, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер считали гениальность многогранным явлением, включающим как личностные, так и социальные факторы.
В отечественных психологических трудах 20-х годов ХХ века А.П. Болтунова, А.И. Макаровой и A.A. Люблинской устанавливалась связь между явлением и статусом человека (национальность, раса, половая принадлежность).
Теоретическая позиция советского ученого Щадрикова основывается на сложении способностей, пригодных к тому или иному виду деятельности.
Советский ученый Н.С. Лейтес считал гениальность психическим свойством, обусловливающим возможности индивида. Способности, по мнению ученого, не появляются сами по себе. Для их развития необходимо усвоение, а затем и практическое применение знаний.
Ученый А.Г. Петровский рассматривал одаренность как структурную категорию, включающую внимание и готовность к напряженному труду. Л.С. Выготский считал, что гениальность развивается обучением, которое опирается на зону ближайшего развития.
Современной психологией понятие рассматривается как динамическая характеристика.
По мнению Ю.Д.Бабаева, А.И.Савенкова одаренность порождает движение. Другие ученые современности Р. Стернберг и Д. Лаверт предложили так называемую «инвестиционную модель». Они считают, что для творческого начала необходимы интеллект, знания и внутренняя мотивация.
По мнению А. Танненбаума, наличие высокого интеллекта не может стать гарантом реализации творческих качеств. Большую роль ученый отводил личностным и социальным факторам.
Пытаясь обобщить вышеизложенное, можно сказать, что основой развития психологических исследований стало постепенное наращивание знаний об этом явлении. Каждое последующее учение базировалось на предыдущих научных изысканиях и расширяло поле исследования.
Виды
В психологических учениях представлены разные виды классификаций способностей. Некоторые специалисты выделяют степень их интенсивности (выраженная и невыраженная), а некоторые — время их проявления (раннее и позднее).
Наибольшую популярность приобрело перечисление видов одаренности, которое основывается на сфере их использования. Классификация была предложена американским психологом Ховардом Гарднером в 1983 году.
Ученый различал несколько видов мышления:
Мышление | Характеристика |
Лингвистическое | Умение читать, слушать. Развитая письменная и устная речь. |
Музыкальное | Певческие способности. Умение воспринимать музыку. |
Логико-математическое | Наличие логического мышления, быстрое решение математических примеров и задач. |
Пространственное | Контакт с физическим окружением. |
Телесно-кинетическое | Спортивные достижения, успехи в танцах. |
Социальное | Продуктивное взаимодействие с другими людьми. |
Психолог определил интеллект как рычаг решения задач и создания продуктов, обусловленных культурой и социумом. Множественная характеристика интеллектуальных способностей дает возможность овладевать различными профессиями.
Классификация одаренности, созданная в 1996 году российским психологом В.С. Юркевич, предполагает другие типы.
Мышление | Характеристика |
Интеллектуальное | Повышенный уровень любознательности и живость ума. |
Академическое | Интерес к какому-либо предмету. Способность классификации и систематизации. |
Художественное | Наличие изобретательности. Стремление решать задачи по-своему, сниженное внимание к авторитетам. |
Креативное | Нестандартное мышление. Особый взгляд на окружающие предметы мира. |
Лидерское | Наличие инициативности, развитая коммуникация. |
Психомоторное (спортивное) | Двигательная активность, развитая координация. |
По мнению автора, каждый ребенок требует индивидуального подхода учителей и психологов. Знание основных видов гениальности важно для оценки возможностей ребенка и нахождения путей решения проблем в его обучении. Учитель должен создать правильное направление выбора будущей профессии.
Признаки
Признаками одаренности выступают особенности, проявляющиеся в реальной деятельности, которые получают характерологическую оценку. Гениальность ребенка включает категории — «хочу» и «могу».
Критерии предполагают две поведенческие грани: инструментальную и мотивационную. Инструментальная категория предполагает способы деятельности, а мотивационная — отношение ребенка к действительности.
Инструментальная категория включает следующие признаки:
- Быстрое овладение навыками и их успешное применение.
- Постановку новых целей на основе всестороннего овладения предметом. Она формирует взгляд на ситуацию через новую призму, а также способствует продуцированию новых идей.
- Формирование индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все выполнять на свой манер.
- Способность выделять существенную деталь из множества других предметных понятий.
- Осуществление легкого перехода от конкретных понятий к общим категориям.
- Умение в сложном раскрыть простое и наоборот.
Обучение ребенка с развитым интеллектом характеризуется быстротой и легким усвоением нового материала. Также процесс может отличаться медленностью.
Поведение гениального ребенка отличается:
- Повышенным уровнем чувствительности к некоторым явлениям действительности.
- Потребностью в познании нового.
- Неприятием стандартных форм мышления.
- Сильной увлеченностью каким-либо предметом.
- Критичностью к себе.
- Постоянным самосовершенствованием.
Поведение одаренного ребенка соответствует не всем вышеперечисленным критериям. Наличие хотя бы одной характеристики должно стать поводом проявления внимания специалиста.
Формы проявлений
Одаренность может носить явный и скрытый характер. Первый тип прослеживается в деятельности ребенка отчетливо даже при неблагоприятных условиях. Психологом может быть намечена ближайшая зона развития и разработана программа для дальнейшего совершенствования знаний.
Одаренность в психологии — это категория, которая не всегда бывает явной. Скрытая форма носит менее выраженный характер, что влечет ошибочное мнение об отсутствии гениальности.
Из-за мнимой бесперспективности ребенка могут лишить нужной поддержки, необходимой для дальнейшего развития способностей. Причина скрытой формы зиждется на внутренних психологических барьерах. Они формируются при развитии и интеграции способностей и искажают проявление гениальности.
Дать оценку степени одаренности посредством обычных психологических тестов очень трудно. Дети, обладающие скрытой формой, отличаются сложностью характера. Процесс идентификации таких личностей отличается длительностью. Он основан на многостороннем поведенческом анализе, включении в разнообразные виды реальной деятельности, вовлечении в методы обучения инновационного характера.
Психологические теории и школы
https://www.youtube.com/watch?v=_CxFOak3COQ
Изучением одаренности занималось большое количество психологических школ. Исходные тезисы многих исследователей были ошибочными. Ярким примером неоднозначности служит труд, посвященный роли наследственности и среды, созданный психологами Стэнфордского и Чикагского университетов во главе с
Л. Терменом и Ф. Фрименом. Исследователи изучали такие факторы, как раса и социальная среда. Огромная научная работа обладала противоречивостью. В противовес Л. Термену психолог Ф. Фримен утверждал, что огромную роль играет воспитание и родители.
Модель, разработанная представителем психологической школы при университете Небраски Дж. Гилфордом, получила название «Структура интеллекта». Она послужила основой для многих концепция педагогики. Большое внимание исследователь уделял памяти, познанию и логике.
Одаренность в психологии — это категория, которая носит не только узконаправленный, но и общий характер. Такое мнение высказал советский ученый Н.С. Лейтес.
Психолог предлагал рассматривать категорию через призму возрастных изменений. Им был введен термин «возрастная одаренность». Исследователь утверждал, что умственные возможности возрастают с годами, происходит постоянное вытеснение старых свойств и становление новых.
Профессор и директор Института педагогической психологии и психологической диагностики Мюнхенского университета К. Хеллер полагал, что одаренным детям присуща:
- сверхчувствительность к знаниям;
- интерес к постановке дивергентных задач;
- высокий уровень концентрации внимания;
- креативность.
Мышление у таких детей, по мнению ученого, обладает оригинальностью, продуктивностью и ассоциативностью. Психолог говорил, что гениальным детям присуща феноменальная память, высокая способность усвоения всего нового и развитое чувство любопытства.
Американский психолог Э.П. Торренс утверждал, что одаренный ребенок обладает творческими способностями и мотивацией. Той же концепции придерживался советский исследователь А.М. Матюшкин, полагая, что творчество является базисом, а ум — надстройкой.
Заведующая российской лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина и Института психологии РАН М.А. Холодная отмечает, что для изучения интеллекта требуются естественные и экстремальные условия. Ею были выделены 3 формы одаренности: компетентность, мудрость и талант.
Теория одаренности представлена в трудах ученого Ю.Д. Бабаевой. Специалист утверждает, что гениальность обусловлена социальным фактором. Исследователем был разработан тренинг для выявления гениальности, посредством которого можно постоянно развивать потенциал ребенка.
Одаренность в психологии — это достижение человеком высоких результатов в сферах деятельности. По мнению современного психолога В.С. Юркевич гениальность не существует без устойчивой системы интересов у ребенка. Одаренность всегда развивается на основе любимой деятельности. Развитый интеллект следует рассматривать в качестве системного психического продукта.
Диагностика
Опираясь на дифференциацию ученых, гениальность может быть:
- Психомоторной. Связывается с точностью движений.
- Интеллектуальной. Обусловливается высоким развитием мыслительных процессов.
- Социальной. Определяется развитым навыком общения с другими людьми.
- Духовной. Связывается с этическими и моральными качествами.
- Творческой. Определяется уровнем креативности.
К психомоторной категории относят тест:
- Пурдве. Служит инструментом определения уровня координации.
- Крауфорда. Позволяет оценить ловкость манипуляции с предметами небольшого размера.
- Арнхейма и Синклера. Оценивает координированную функциональность рук и глаз.
Для оценки уровня мышления применяют шкалу:
- Станфорд–Бине. Оценивает степень развития ребенка.
- Векслера. Анализирует творческие спсобности. Используется и для взрослых людей.
- Маккарти. Она составлена для детей от 2 до 8 лет. Оценивает память.
- Торндайка и Хагена. Обозначает когнитивные навыки.
С целью анализа академической гениальности применяют:
- Общее тестирование. Оценивает навыки чтения, счета и письма.
- Айовский тест. Анализирует лексику, скорость чтения и коммуникацию.
- Стэндфордский тест достижений. Предусматривает анализ навыков в математических вычислениях и устной речи.
- Калифорнийский тест достижений. Оценивает беглость чтения, быстрое понимание, почерк и математические способности.
Для выявления творческих способностей служат тесты следующих авторов:
- Гилфорда. Выявляет креативное мышление.
- Торранса. Раскрывает творческие способности и
- наличие образного мышления.
- Пимма. Производит оценку деятельности в группе.
- Хорнера и Ю.Хеменвея. Раскрывает необычность мыслительных процессов и творческий потенциал.
Если перед психологом или педагогом лежит более широкая задача или предполагается отбор, то диагностическая сфера существенно расширяется. Она включает тесты на раскрытие способности коммуникации гениального ребенка со сверстниками и взрослыми людьми или мониторинг психомоторного или эмоционального дисбаланса.
Однако самые усовершенствованные методы не являются гарантом защиты от ошибок. Следует отметить, что ни один из тестов не может охватить все виды одаренности.
Тестирование гениальности можно провести в образовательных центрах. Психологами используются различные методы. Включаются и игровые формы. Результаты фиксируются в специальном бланке. После обработки полученных данных делаются выводы о ведущей, сопутствующей и отстающей способности. Процедура длиться 45 минут. Стоимость услуги составляет 1500 руб.
Развитие
Развитие предполагает систему методов, которые стимулируют мыслительные процессы ребенка. Стратегии являются пусковым механизмом генерации новых идей, повышают эффективность решения задач творческого характера.
Мозговой штурм
Метод был создан американским психологом А. Осборном. Предполагает внедрение группового мышления, отличающегося креативностью. Для решения задачи предлагается множество вариантов, как положительных, так и отрицательных.
Все решения подвергаются серьезному анализу, после чего самые необычные воплощаются в жизнь. Способ позволяет выйти за рамки стандартного мышления и проявить оригинальность.
Синектика
Образовалась на основе мозгового штурма. Ее создателем является психолог Д. Гордон. Основу метода составляет поэтапный отбор учащихся.
Предполагается 3 этапа:
- Первый. Производится оценивание знаний и опыта
- Второй. Раскрывается творческий потенциал.
- Третий. Анализируются способности коммуникации.
Участником синектического метода можно стать только после успешного прохождения всех этапов. Он предполагает не высказывание идей, а разработку того или иного варианта на основе имеющихся знаний и опыта.
Благодаря коллективному сотрудничеству могут быть предложены оригинальные и смелые решения. Отрицательной стороной метода является падение продуктивности, что объясняется быстрым привыканием друг к другу членов группы.
Многомерные матрицы или метод «морфологического ящика»
Впервые метод был предложен американским психологом Бернсом, который стремился повысить эффективность производства. Данный подход был усовершенствован американским физиком Ф. Цвикки. Суть заключена в комбинации известного старого с неизвестным новым.
В этом случае используются не метод проб и ошибок. Подразумевается целостный комплекс связей, который подлежит вычислению при помощи матричного анализа проблемы. Способ дает возможность генерирование новых идей. Есть и отрицательный момент: чем сложнее задача, тем труднее найти оптимальное решение.
Инверсия
Основой метода является французский диалектик Гегель. Любое явление может быть познано противоположными процессами мышления: логикой и интуицией, статикой и динамикой, анализом и синтезом. Способ дает возможность нахождения креативных идей при решении проблемы.
Развивающие игры
С этим понятием связан термин «раннее развитие детей». Основу метода составляют труды психологов и педагогов Монтессори, Домана, Никитина, Зайцева и Скрипалева.
Развивающие игры позволяют усовершенствовать навыки. В процессе игр происходит тренировка мышления, изобретательности, воображения и креативности.
Одаренность в психологии предполагает различные темпы развития ребенка. Это могут быть скачки и замедление. Каждый возрастному периоду присущи свои преимущества и своеобразие. Одаренность — это базис, на котором могут проявиться выдающиеся способности.
Видео об одаренности
Способность, одаренность, талант, гениальность: