Олигофрения характеризуется отставанием в психическом развитии (речь, моторика, эмоции). Симптомы и признаки у детей разнятся в зависимости от причины развития патологии. Ребенку с нарушениями цельности личности тяжело адаптироваться в социуме.
Классификация умственной отсталости у детей по степени тяжести, обобщенная таблица
Олигофрения (симптомы и признаки у детей описаны далее в статье) может быть приобретенной или врожденной.
Классифицируют патологию в зависимости от степени тяжести:
Степень | Описание | Проявления |
Дебильность | Наиболее легкая степень. Ребенок не способен мыслить абстрактно, строить сложные умозаключения. Они легко внушаемы. Волевые и нравственные качества развиты плохо. | Наглядно-образное мышление, недоразвитие речи (ФФН, ОНР), брадилалия, косность, аграмматизм, неспособность к обобщению, недоразвитие нравственных и эстетических качеств. |
Имбецильность | Средняя степень умственного отставания. Патология может развиться внутриутробно. Внешне отклонения практически незаметны. Эмоциональный фон разнообразен. | Двоякие поведенческие реакции, уреженное моргание, грубое строение черепа, дефектный прикус, неряшливая внешность. |
Идиотия | Тяжелая форма олигофрении. Для патологии характерно резкое отставание в развитии. Дети не способны контактировать с окружающими, примитивными навыками не овладевают. | Слабо выраженные реакции на происходящее, отсутствие привыкания к близким (младенец не узнает родителей), неустойчивое внимание, безусловно-рефлекторный. |
Классификация по МКБ-10 подразумевает проверку уровня интеллекта ребенка посредством теста IQ. В зависимости от результатов, различают глубокую, тяжелую, умеренную и легкую степень.
Степени умственной отсталости и их симптомы у детей
Олигофрения (симптомы и признаки у детей появляются по мере взросления) практически не поддается лечению. Выделяют несколько основных степеней. Для диагностирования патологии (помимо выявления характерных признаков путем беседы и осмотра) используют методы Векслера, невербальные или вербальные шкалы. Эти способы помогают определить уровень развития у ребенка.
Легкая
Олигофрения (симптомы и признаки у детей проявляются в 3-5 лет) легкой степени сопровождается незначительными нарушениями психического развития. Выявить заболевание у младенцев практически невозможно. По мере взросления ребенок начинает испытывать трудности адаптации в социуме, ему тяжело находить общий язык со сверстниками, соблюдать режим дня и осваивать навыки.
Чаще всего дети с недоразвитием психики гиперактивны и невнимательны.
Ранние симптомы умственной отсталости легкой степени:
- Отсутствие абстрактного мышления. Творческие, математические и логические способности у ребенка не развиты.
- Отсутствие интереса к новым игрушкам и развлечениям. Ребенок замкнут, в играх участия не принимает.
- Эмоциональная бедность. К происходящему интерес у ребенка отсутствует практически полностью.
- Задержка речи. При олигофрении дети начинают говорить с опозданием. Связная речь отсутствует.
- Неуравновешенные процессы торможения и возбуждения. Ребенок либо слишком импульсивен, либо медлителен и вял.
Для олигофрении в легкой степени характерны нарушения развития моторики. Ребенок поздно пытаться встать, сесть, начинает ходить и держать голову. Хватательный рефлекс чаще всего нарушен.
Умеренная
Олигофрения (симптомы и признаки у детей могут отличаться в зависимости от степени развития патологии) в умеренной форме может быть приобретенной или врожденной. Дети с таким диагнозом чувствуют привязанность, способны различать тон говорящего (похвала, порицание).
При умеренной олигофрении ребенок способен научиться простейшим навыкам самообслуживания. Возможно освоение элементарного счета, чтения и письма.
К основным симптомам относят:
- нарушение волевой и эмоциональной сферы;
- отсутствие интереса к познанию;
- плохая память;
- недоразвитое абстрактное мышление;
- нарушение внимания и восприятия;
- снижение интеллектуального развития.
Дети страдающие, умеренной олигофренией, нуждаются в квалифицированном сопровождении. Они редко независимы, но вполне мобильны и физически развиты.
Тяжелая
Идиотия или тяжелая умственная отсталость характеризуется задержкой умственного, эмоционального и психического развития. Детям тяжело освоить речь и простейшие навыки самообслуживания. Словарный запас у них скудный, ограничивается 15-20 словами.
С их помощью ребенок оповещает родителей о своих потребностях. Для патологии характерно хаотическое, бессистемное мышление. Ребенок не обращает внимания на малознакомые предметы. Он реагирует на игрушки, долгое время находящиеся у него перед глазами.
К физическим проявлениям идиотии относят:
- хаотичные движения ногами, руками;
- неуклюжесть;
- неустойчивую походку.
Дети, страдающие идиотией, не проявляют интереса к окружающим. Им тяжело найти общий язык со сверстниками. По отношению к незнакомым людям они могут вести себя агрессивно.
Глубокая
При глубокой умственной отсталости поражен не только головной мозг, но и большинство внутренних систем. У ребенка полностью нарушены речевые функции, он не понимает, о чем говорят люди вокруг него и не отличает родителей от незнакомых.
Глубокая олигофрения проявляется в 2-3 г. Ребенок начинает сидеть и держать голову поздно, его движения неуклюжи, балансировка ног и рук отсутствует. При олигофрении дети обычно малоподвижны и полностью неконтактны.
Эпидемиология олигофрении
Олигофрению считают распространенным заболеванием. Ее симптомы и признаки встречаются у 25-30% детей. Из них до 50% сталкиваются с трудностями обучения. Интеллектуальную недостаточность имеют 60-80%. В индустриально развитых странах частота появление на свет детей с олигофренией — 5-6 случаев на 1000 человек. В тяжелой форме патология встречается довольно редко — 2-3 ребенка на 1000 человек.
Общая этиология болезни
Согласно результатам проведенных исследований, ряд патологий может спровоцировать развитие олигофрении у ребенка в утробе матери.
К ним относят:
- сифилис;
- листериоз;
- токсоплазмоз;
- гепатит инфекционного типа;
- коревая краснуха;
- грипп.
Инфекция, действующая на плод в стадии эмбриогенеза, провоцирует развитие анэнцефалии или органических поражений головного мозга. Бактерии запускают воспалительные процесс внутри оболочек и тканей. К этиологическим факторам относят отравления медикаментами. Барбитуратовая кислота способна накапливаться в плаценте. Вещество провоцирует интоксикацию плода.
Если женщина период беременности принимает сульфаниламиды, нейролептики и антибиотики, способные оказывать тератогенное действие, то риск рождения у нее ребенка с олигофренией достаточно высок.
Генетические причины умственной отсталости
Практически 70% случаев рождения детей с умеренной и легкой олигофренией имеют наследственную этиологию. Патология развивается вследствие хромосомных аномалий.
Они связаны с перестройкой структуры или изменением числа хромосом. Аномалии затрагивают и аутосомы. Если в период формирования плода количество половых хромосом изменилось, то с большей долей вероятности ребенок родится умственно отсталым.
Тяжелая олигофрения развивается на фоне наследственных патологий, связанных с неправильным метаболизмом. Наиболее распространенной считают фенилкетонурию. Это моногенное аутосомное рецессивное заболевание, при котором происходит нарушение обмена фенилаланина (аминокислоты).
Клиническая картина
На фоне слабоумия страдает личность ребенка. Недоразвитие касается не только мышления и интеллекта, но и ряда психических функций: воля, эмоции, речь, внимание, память, моторика. При олигофрении любого типа наблюдаются нарушения патогенетических функций.
Ребенок неспособен абстрактно мыслить и обобщать полученную информацию. Память, внимание и самокритика неразвиты. Олигофрения сопровождается задержкой психического и физического развития. Дети, страдающие этим заболеванием (особенно в тяжелой форме) обычно малоподвижны.
Диагностика и ее критерии
Факторы, на которые опираются врачи во время диагностирования патологии:
- A. При неполном или задержанном развитии специальные, моторные, речевые и когнитивные способности нарушены.
- B. Олигофрения развивается на фоне иных соматических или психических расстройств или без них.
- C. Олигофрения сопровождается адаптивными нарушениями. При оказании поддержки детям с легкой степенью отсталости они не проявляются.
- D. Оценка кросс-культуральных особенностей помогает измерить уровень умственного развития.
- E. Определение степени выраженности нарушений поведенческого характера при отсутствии психических расстройств.
Указания на поведенческие нарушения:
- 9 — поведенческие нарушения не указываются;
- 8 — совокупность нарушений;
- 1 — нарушения, требующие ухода;
- 0 — поведенческие нарушения слабо выражены.
Специалист обязан обозначить причину развития олигофрении.
Дифференциальный диагноз
Дифференциальный диагноз позволяет отграничить олигофрению от шизофрении. У пациентов, страдающих психическим расстройством, задержка умственного развития приобретает диссоциированный или частичный характер.
В клинической картине присутствует ряд проявлении, которые свойственны только эндогенному процессу:
- кататонические признаки;
- патологическое фантазирование;
- аутизм.
Умственную отсталость нужно отграничить от деменции. Это приобретенное слабоумие, при котором лексика сохраняется полностью. Пациент сохраняет абстрактное мышление и часть знаний, приобретенных ранее. Для деменции характерно проявление широкого спектра эмоций.
Тестирование
С целью оценки уровня интеллекта у детей с задержкой развития используют тесты Векслера и Станфорд-Бине. Методики критикуют за ненадежность результатов и отсутствие чувствительности к творческим и индивидуальным ответам. С помощью гештальт-тестов Бендера и Бентона выявляют органические поражения мозга. Ребенок должен скопировать 9 фигур с карты и подробно описать каждую из них.
Если органические поражения мозга присутствуют, то пациент допускает типичные ошибки. Чтобы оценить уровень социальной приспособленности, используют шкалу Адаптивного Поведения Вайнленда или шкалу Зрелости Вайнленда. С опекунами или родителями проводят беседу и на ее основе выявляют уровень социализации, наличие или отсутствие навыков, необходимых в повседневной жизни.
Лечение
Лечение направлено на устранение специфических причин развития олигофрении (токсоплазмоз, врожденный сифилис). Если умственная отсталость спровоцирована фенилкетонурией, то ребенку предписывается соблюдения диеты. При олигофрении, вызванной токсоплазмозом, требуется принимать сульфаниламиды, в составе которых присутствует дараприм.
Гормональное лечение показано при эндокринопатии (кретинизм, микседема). Скорректировать эмоциональную лабильность помогут лекарственные средства. Сонапакс, Феназепам или Неулептил. Олигофренический дефект задержки развития компенсируют профессиональным обучением и трудовым воспитанием. Ребенка можно отдать в специализированное ПТУ или школу-интернат.
Диетотерапия
Детям, страдающим олигофренией (независимо от формы), спровоцированной фенилкетонурией, рекомендуется придерживаться диеты. Основной принцип — потребление продуктов с низким содержанием белка. Детям до года рекомендуется давать сухую смесь, в составе которой отсутствует фенилаланин.
Запрещенные продукты:
- крупы (рис, перловая, пшенная крупа);
- горький, молочный, белый шоколад;
- морепродукты, рыба;
- яйца;
- орехи;
- молочные фабрикаты (творог, сыр);
- копченые, вареные колбасы;
- мясо птицы (курица, индейка);
- говядина, баранина, телятина, свинина.
В рационе должны преобладать свежие фрукты, овощи, ягоды. Допустимо употребление меда, джема, варенья, овощных консервов и растительных масел.
Сульфаниламиды с хлоридином (дарапримом)
Для препаратов этой категории характерно обширное противомикробное действие. Их назначают детям, страдающим олигофренией, спровоцированной токсоплазмозом.
Наиболее эффективные медикаменты:
- Метакельфин. Препарат поступает в продажу в форме таблеток. Детям, страдающим олигофренией легкой и умеренной степени, можно давать таблетки с 5 лет. Терапевтическая норма — не более 500 мг, что эквивалентно 1 таблетке. Подросткам, чья масса тела не превышает 40 кг, в день дают 2 таблетки.
- Фансидар. Форма выпуска — таблетки. Детям до 2 лет в сутки дают ½ таблетки. Для подростков терапевтическая норма составляет 1 г, что эквивалентно 2 таблеткам.
- Пириметамин. Детям до 6 лет препарат не назначается. Начальная доза (с 6 лет) — 10 мг. Максимально допустимая терапевтическая норма — 50 мг.
Курс лечения подбирается специалистом индивидуально, в зависимости от степени умственной отсталости.
Гормональная терапия
Гормональная терапия показана детям, страдающим олигофренией, спровоцированной патологиями щитовидной железы. Препараты, относящиеся к этой категории, помогут устранить первопричину развития болезни. Медикаменты никак не влияют на работу головного мозга и не способны восстановить умственную активность ребенка.
Коррекция эмоциональной лабильности и подавление извращённых влечений
Под эмоциональной лабильностью понимают аффективные реакции, поступающие в ответ на умеренные или слабые раздражители. Дети, страдающие олигофренией, обычно пугливы, плаксивы, открыто демонстрируют радость и смущение. Вспышки раздражения сменяются агрессией.
При сильных переживаниях самоконтроль снижается, ребенок не способен объективно оценивать происходящее. Перед началом процедур, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы, специалист сначала должен выявить причину развития олигофрении. Этиотропная терапия осуществляется не только врачом-психиатром, но и эндокринологом, терапевтом, неврологом или венерологом.
Специфическое лечение эмоциональной лабильности и подавление извращенных влечений включает в себя:
- Медикаментозную коррекцию. Ребенку назначают препараты, способные снять напряжение, устранить тревожность и восстановить психоэмоциональный фон. Это могут быть антидепрессанты, седативные препараты или транквилизаторы. Если поведенческие нарушения выражены, то нужно принимать нейролептики.
- Групповую терапию. Ребенка можно водить на тренинги. Это позволяет улучшить его социальную адаптацию и мотивировать его к примитивной деятельности. В группе ребенок учится взаимодействовать с окружающими и мирно разрешать конфликты.
- Индивидуальную терапию. Сеанс психотерапии проводится с целью выявления страхов ребенка. Специалист старается помочь ему установить контроль над собственными реакциями.
Психотерапевт обязан побеседовать с родителями. Специалист поможет разработать режим дня для ребенка.
Социальная адаптация
Учебно-воспитательная работа с детьми, страдающими олигофренией легкого, умеренного или тяжелого типа, осуществляется в специальных учреждениях здравоохранения и образования. Если у ребенка глубоко поражена центральная нервная система, то его помещают в дома социальной защиты, где специалисты работают с ним по специальной программе.
Особенности межличностных взаимоотношений
Ребенок, отстающий в развитии, нуждается в поддержке и коммуникативной помощи. Часто он не понимает происходящего вокруг себя. По коммуникациям — это слабый партнер. Ребенок может впасть в негативизм или агрессию. Поведенческие проблемы провоцируют появление беспокойства и страха.
Основополагающее значение для детей с недоразвитием интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы приобретает качество межличностных отношений. Ребенку важно знать, что он небезразличен окружающим.
Он нуждается в поддержании контакта с родителями и близкими родственниками. В семье должны быть выстроены доверительные отношения. Важную роль в формировании личности играет общение со сверстниками — это позволяет ребенку осознать «собственное я».
Связь умственной отсталости и шизофрении
Термины «олигофрения» и «шизофрения» иногда тесно взаимосвязаны друг с другом. При подозрении на задержку умственного развития рекомендуется провести ряд дифференциальных исследований, чтобы выявить точную причину патологии.
Пфропфшизофрения
Психические расстройства, возникающие на фоне задержки умственного развития, именуют олегошизофренией или пфропфшизофренией.
Выделяют 2 основных типа патологии:
- Помимо олигофрении, у ребенка наблюдаются гебефренические черты в детском возрасте. По мере взросления (14-17, 20-30 лет) у больного развивается гебефренический шуб (острый приступ).
- Шизофрения в комбинации с олигофренией. Для этого состояния характерен скудный симптомокомплекс (галлюцинации, панические атаки, бред) и катастрофическое течение.
Шизофрения, появившаяся в раннем детском возрасте, влечет за собой задержку интеллектуального, эмоционального развития.
Отграничение умственной отсталости от шизофрении
Поставить диагноз может только специалист, способный отграничить симптомы шизофрении от признаков олигофрении. Умственную отсталость считают дефектами психики, сформировавшимися на фоне ряда факторов, мешающих нормальному формированию головного мозга плода в утробе матери. Шизофрения— текущий процесс, для которого характерны процессуальные явления.
Если психическое расстройство сформировалось в детском возрасте, то его симптомокомплекс лишен яркости и полностью рудиментарен. Признаки могут появляться постепенно, как и в случаях с олигофренией.
Часто путают форму умственной отсталости с шизофренией, чья клиническая картина включает:
- неустойчивость;
- аффективную незрелость;
- отсутствие интереса к событиям, происходящим вокруг.
У детей с умственным недоразвитием слабо выражены инстинкты. Они редко проявляют сильные эмоции, поэтому патологию нередко путают шизофрению с аутизмом. При олигофрении заметно нарушение психомоторного развития. У детей плохая память и практически полностью отсутствует желание вступать в контакт с окружающими.
Олигофрения — серьезное заболевание, характеризующееся отставанием в развитии, эмоциональной лабильностью и нарушениями волевой сферы. У детей симптомы и признаки развиваются по мере взросления. Патологию считают неизлечимой.
Видео про олигофрению
Диагноз — олигофрения: