Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников

Если ребенок путает буквы и вместо нормальных слов пишет бессмыслицу, возможно, он страдает оптической дисграфией. Это патология, справиться с которой помогут регулярные занятия и корректирующие упражнения.

Что такое оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия (упражнения для коррекции будут эффективны при регулярном применении) – расстройство процесса письма. По данным медицинской статистики, ею страдает около половины младших школьников, примерно треть учеников средних классов и 10% взрослых. При дисграфии, как правило, наблюдается и дислексия – проблемы с чтением, поскольку оба этих процесса взаимосвязаны.

Различают несколько видов дисграфии:

  • акустическую – трудности с распознаванием звуков;
  • артикулярно-акустическую – нарушенная артикуляция, сложности с воспроизведением звуков;
  • аграмматическую – проблемы, затрагивающие лексику и грамматику;
  • оптическую – нарушено зрительно-пространственное восприятие.

В «чистом виде» какой-либо тип дисграфии почти не встречается. Обычно присутствуют проявления каждой из них, но одна является доминирующей.Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников

Проявляется оптическая дисграфия в том, что ребенок при письме путает отдельно стоящие буквы или буквы, являющиеся частью слова, заменяя их на другие.

Для данного расстройства характерно:

Признак Описание
«Отзеркаливание» букв Замена их на те, что являются, зеркальным отражением, например, «Е» заменяется на «З» или «Э»
Замена нужной буквы на другую, схожую с ней по форме Так часто «Л» заменяется на «Д», «О» на «С»
Добавление «лишних» элементов Например, вместо «Ц» – «Щ», вместо «Ь» – «Б»
Перенесение каких-либо фрагментов буквы на «неправильное» место Так «Н» превращается в «П», «Г» – в «Т»
Комбинированные ошибки Например, ребенок может писать вместо «С» букву «Э» («отзеркаливание» и добавление лишнего элемента)
Замена букв значками, не принадлежащими к русскому алфавиту, но внешне на них похожие Вместо «И» пишется «N», вместо «Я» – «R», вместо «Э» – «Є»

Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольниковОптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольниковОптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников При оптической дисграфии важен внешний вид буквы, а не ее соответствие тому или иному звуку. Например, ребенок может правильно писать заглавные «Б» и «Д» но путать их строчные аналоги.

Несмотря на то, что данная проблема активно изучается, на сегодняшний день природа детской дисграфии до конца не выяснена.

Оптическая дисграфия, упражнения для коррекции которой способствуют улучшению чтения, может быть вызвана следующими 3 группами причин:

Причины Описание
Биологические Они связаны с определенными патологиями головного мозга:
  • наследственные заболевания;
  • тяжелое течение беременности;
  • родовые травмы;
  • болезни, поражающие ЦНС;
  • иногда заболевания органов зрения и слуха.Часто ее жертвами становятся левши
Социально-психологические Могут привести к следующему:
  • длительное пребывание в изоляции;
  • дефицит речевого общения;
  • неправильная или невнятная речь близких;
  • попытки обучения ребенка сразу 2-м языкам
Ошибки обучения Могут быть связаны с:
  • слишком высокими или низкими требованиями к грамотности;
  • несоответствием возрасту ребенка методов, используемых для его ознакомления с основами письма;
  • неправильно выбранный стиль и темп преподавания

При подозрении на дисграфию желательно получить консультацию логопеда. Если же такой возможности нет, с ребенком необходимо заниматься самостоятельно. Сегодня разработано множество программ, что позволят ему справиться с этой проблемой. Конкретные методы зависят от возраста малыша.

Упражнения для дошкольников

В дошкольном возрасте говорить о дисграфии некорректно, предлагаемые ниже упражнения являются профилактической мерой, предупреждающей ее развитие в дальнейшем.

Они направлены на:

  • стимулирование общего развития ребенка;
  • тренировку его памяти, наблюдательности;
  • усиление внимания к мелким деталям.Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников

Кроме того, в процессе занятий малыш ближе познакомится с понятиями формы и размера, постигает смысл терминов, указывающих направление.

Развитие зрительного гнозиса

Данные упражнения формируют и уточняют представление о цвете, размере, конфигурации. Первые 2 задания познакомят ребенка с понятиями формы и величины предметов.

Ему предлагается:

  1. Объяснить, чем отличается в каждой паре цветная фигура от черно-белой и найти «правильную» пару, в которой оба изображения полностью совпадают по форме и размеру, различаясь только цветом.
  2. Найти «тень» каждого предмета, соединив цветные и серые фигуры стрелками.Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников

Следующие несколько упражнений тренируют зрительную память, развивают способность ребенка запоминать ту или иную визуальную информацию, обрабатывать и использовать ее.

С этой целью предлагается:

  • найти и назвать предмет на «зашумленном» рисунке;
  • узнать и назвать незаконченные изображения;
  • назвать перечеркнутые предметы;
  • найти и назвать предметы, что присутствуют на изображениях, наложенных друг на друга.

Можно также предложить ребенку выделить каждый из них каким-либо цветом.

Изучение букв

Ребенку предлагаются задания, что познакомят его с визуальными образами букв, и научат отличать одну букву от другой.

Для этого можно:

  1. Складывать буквы из элементов конструктора или просто из одинаковых по величине и форме предметов, а затем попробовать превратить одну букву в другую и объяснить, что для этого потребовалось сделать.Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников
  2. Если малыш частично изучил алфавит, можно предложить ему более сложное задание под названием «Найди букву». Используются «зашумленные» рисунки, наложенные изображения, а также изображения, на которых буквы повернуты, перевернуты, недописаны.

Формирующие представление о направлении

Эта группа заданий научит ребенка ориентироваться в пространстве, сделает для него более понятными слова «правое», «левое», «верх», «низ».Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников

Варианты таких упражнений следующие:

  1. Гимнастика. Можно предложить малышу дотронуться правой рукой до левого уха и наоборот, поднять вверх (опустить вниз) правую (левую) руку, дотянуться правой рукой до кончика пальцев на левой ноге. Упражнения могут быть любыми, главное – не забывать употреблять слова, указывающие направление движения.
  2. Научить ребенка хорошо ориентироваться на листке бумаги. Для этого существует игра в паучка, который сидит в центре разделенного на квадраты листочка. Пусть малыш стрелками укажет, куда надо двигаться пауку, если «добыча» находится вверху, внизу, справа, слева. Можно усложнить игру, задав паучку определенную траекторию движения: пусть он сначала пойдет вверх, потом влево, потом вниз, вправо, опять поднимется вверх.
  3. Графический диктант. Предлагается для тех, кто научился управлять паучком: требуется рисовать линии по заданному алгоритму чтобы получить какую-то фигуру.

Развитие зрительно-моторной координации

В процессе занятий:

  • совершенствуется мелкая моторика;
  • развивается внимательность;
  • ребенок знакомится с предлогами, обозначающими положение предметов или направление движения.Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольниковОптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников

Для достижения цели ему можно предложить:

  1. Рассказать, где находится (например, относительно столика) тот или иной предмет.
  2. Создавать из спичек (счетных палочек) сначала изображение какого-либо предмета, потом — буквы.
  3. Рисовать узоры и орнаменты, состоящие из прямых и наклонных линий.
  4. Постепенно переходить к написанию отдельных элементов букв:

Двигаться дальше и предлагать ребенку составлять из отдельных элементов целые буквы, не стоит: школьные правила, касающиеся алгоритма их написания, могут быть совсем другими, и ребенку впоследствии придется переучиваться, что труднее, чем учиться. Более того, неумелое обучение письму может стать причиной развития дисграфии.

Упражнения для младших школьников

Оптическая дисграфия (упражнения для коррекции будут иметь больший эффект, если начать выполнять их как можно раньше) может быть объяснена детской рассеянностью.

Принимать срочные меры и показать ребенка логопеду необходимо, если ошибки при письме стали обычным явлением, при этом, ребенок:

  • очень медленно и неразборчиво пишет;
  • испытывает трудности при чтении, постоянно забывая, как произносится та или иная буква;
  • крайне невнимателен;
  • регулярно получает плохие отметки.

Возможно, также понадобится консультация:

  • детского невролога;
  • нейропсихолога;
  • окулиста;
  • лора.

Как правило, лечение состоит из следующих этапов:

Этап Описание
1 Диагностика Ребенку предлагается написать диктант, анализируя который специалист может сделать вывод о наличии или отсутствии дисграфии и ее виде
2 Подготовка На данном этапе ликвидируются все недочеты дошкольного периода. Используются упражнения, развивающие память, наблюдательность, внимание к мелким деталям; совершенствуется способность ориентироваться в пространстве и на листке бумаги
3 Коррекция Борьба с дисграфическим расстройством и устранение факторов, что могут его вызвать вновь. Имеется в виду повышение общего уровня грамотности и развитие интеллекта ребенка

Развитие зрительного восприятия

Большинство заданий схожи с теми, что используются для дошкольников, однако они более сложны.Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников

Можно предложить ребенку:

  1. Найти в изображениях, наложенных друг на друга все буквы и выписать их в строчку.
  2. Упражнение «От большого к маленькому». Оно развивает умение различать предметы по величине: необходимо прочитать зашифрованные слова. Буквы, при этом должны называться в порядке убывания их размера: сначала – самая большая, потом – среднего размера, в конце – самая маленькая.
  3. Упражнение «От маленького к большому». Здесь буквы в словах будут постепенно увеличиваться.

Умение ориентироваться на плоскости

Детям можно предложить следующие варианты:

  1. Упражнение «Нарисуй и заштрихуй». Требуется, не отрывая руки и двигаясь в определенном направлении, нарисовать фигуру, а затем аккуратно ее заштриховать. Это упражнение дает представлении о направлении движения и развивает мелкую моторику руки.Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников
  2. Графический диктант. Здесь используются более сложные алгоритмы и изображения, позволяющие освоить понятия правой и левой стороны, верха и низа.

Память и наблюдательность

Это могут быть следующие упражнения:

  1. «Что пропало?». Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить картинку, на которой изображено 5-6 предметов. Затем картинка убирается, а вместо нее появляется другая, где одного из предметов не хватает.
  2. «Что лишнее?». Здесь обратная задача: теперь на 2-м рисунке появляется еще 1 предмет. Какой?
  3. «Что изменилось?». Здесь предметы изменили свой порядок расположения.

Распознавание похожих букв

Детям можно предложить следующие варианты:

  1. «Расшифруй слово». У буквы «т» 3 ножки, а у «п» – только 2, поэтому они обозначаются соответственно, цифрами 3 и 2.Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников
  2. «Допиши». На листке присутствуют фрагменты какой-либо проблемной буквы (например, «И»), необходимо написать ее полностью.

Грамотность

Как правило, для ребенка с дисграфией характерна:

  • низкая грамотность;
  • неумение правильно расставлять предлоги, союзы, окончания слов;
  • путаница с безударными гласными.

Эти упражнения помогают запомнить правильное написание слов, тренируют память, развивают наблюдательность:

  1. «Собери пословицу». В одном столбике выписаны слова без гласных букв, в другом – сами гласные, которые необходимо расставить по нужным местам, чтобы прочитать пословицу.
  2. «Какая гласная сбежала?». Нужно вернуть на место «исчезнувшие» из слов гласные буквы, чтобы из них получился связный текст.
  3. «Напиши правильно». В заданных предложениях имеются смысловые ошибки (неправильно использованы предлоги, неверно выбраны окончания). Их надо найти и исправить. Например: «По морю плывет большая корабль», «И Зины красивое платье».Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников
  4. «Слипшиеся слова». В предложении «потерялись» все пробелы, надо их вернуть на место. Например, ужескорозакончитсяосеньинаступитзима.
  5. «Разбери цепочку на звенья». В цепочке букв слоги являются одновременно окончанием одного слова и началом другого. Например, кашарыбагорлокон (каша, шар, рыба, багор, горло, локон).
  6. «Где точки?». Из текста исчезли заглавные буквы и знаки припинания, надо расставить их. Текст выбирается небольшой, на 2-3 предложения. Например, девочка таня совсем маленькая она потерялась и бабушка попросила собаку шарика ее найти шарик понюхал танины тапочки и пошел по следу скоро он нашел девочку на соседней улице.
  7. «Пишем рассказ». Из заданных слов сначала необходимо составить несколько предложений, а затем из этих предложений — связный текст.

Устранения проявлений дисграфии

Оптическая дисграфия (упражнения для коррекции могут иметь различные цели, что зависит от степени и типа проблемы) при грамотном и своевременном подходе может быть преодолена.

Цель занятий данного раздела:

  • всестороннее изучение конкретных пар букв, являющихся проблемными для ребенка;
  • запоминание их внешнего вида;
  • тренировка умения отличать их друг от друга и правильно употреблять при письме.

Ребенку можно предлагать следующие варианты упражнений:

  1. «Найди отличия». На 2-х карточках изображены «трудные» буквы (именно в том варианте написания, что вызывает путаницу), необходимо одним цветом обозначить участки одинаковые, а другим – различающиеся.Оптическая дисграфия. Упражнения для коррекции, что это такое у младших школьников, дошкольников
  2. «Напиши по порядку». Ребенку предлагается продолжить заданный ряд букв, например: У Ч У Ч У Ч У Ч…,УУУ ЧЧЧ УУУ ЧЧЧ…Сложность задания и скорость его выполнения постепенно возрастают. Цель упражнения – добиться того, чтобы ребенок употреблял правильные буквы при письме в быстром темпе.
  3. «Кто быстрее!». Необходимо в 2 столбика написать 10 слов, в которых есть буква «У» и 10 – с буквой «Ч».
  4. «Поиск букв». В тексте необходимо найти буквы «У» и «Ч» и подчеркнуть их разными цветами.
  5. «Правильно или нет?». На листке бумаги изобразить несколько букв «Ч» и «У», причем, одни изображения являются правильными другие – ошибочными (недописанными, развернутыми вверх ногами). Ребенок должен правильные буквы обвести кружочком, неправильные зачеркнуть.
  6. Создаем «портреты» букв. Можно предложить ребенку нарисовать их по клеточкам, а можно использовать эти изображения в качестве заданий для графического диктанта, составив соответствующий алгоритм.
  7. «Слово за словом». Из предложенных слов (обязательно содержащих проблемные буквы) требуется сложить предложение.
  8. «Вставляем буквы». В заданном тексте не хватает букв «Ч» и «У», надо их правильно вставить.
  9. «Корректор». В некоторых словах предложенного текста проблемные буквы стоят неправильно (перепутались). Необходимо найти ошибки и исправить их.
  10. «Шифровка» В заданных словах, что начинаются на «Ч» и «У», заглавные буквы обозначены горизонтальными стрелочками (по направлению хвостиков букв, вправо или влево). Необходимо стрелочки заменить буквами.

При регулярном выполнении заданий ребенок запоминает «в лицо» не только проблемные буквы, но и слова, в которых они встречаются, благодаря чему при письме делает все меньше ошибок.

Упражнения для коррекции оптической дисграфии с дошкольниками и младшими школьниками дадут нужный эффект только тогда, когда они соответствуют ряду требований.

А именно:

  • проводятся в игровой форме. В идеале ребенок не должен знать, что он «занимается»: он просто играл и научился чему-то новому;
  • не занимают слишком много времени. Конкретные сроки зависят от возраста ученика: для малышей 5-6 лет продолжительность занятий не должна превышать 15-20 мин. Данные требования особенно актуальны для дошкольников: дети этого возраста неусидчивы, быстро устают, не способны к длительной концентрации внимания. Попытка форсировать события приведет к стойкому нежеланию учиться;
  • предлагаемые упражнения полностью соответствуют возрасту ребенка и его уровню развития. Слишком простые, и чересчур сложные задания одинаково скучны, и интерес к ним быстро угаснет;
  • для занятий создана позитивная эмоциональная обстановка. Чувствуя благожелательное отношение к себе, ребенок перестает нервничать и легче воспринимает обучающий материал;
  • преподаватель не пытается мотивировать «нерадивого» ученика критическими замечаниями в его адрес или сравнением его с другими детьми. Лучшего способа сформировать у ребенка негативное отношение к занятиям не существует.

Следует также учитывать, что при наличии заболеваний мозга, органов зрения и слуха, что стали причиной дисграфии и поддерживают ее, занятия не дадут должного результата, если им не помогают другие методы коррекции: медикаментозные, физиотерапевтические.

Даже самый ленивый ученик рано или поздно запомнит правильное написание букв, и оптическая дисграфия исчезнет сама и упражнения для коррекции не понадобятся. Возможно, так и будет, но никуда не исчезнут пробелы в знаниях, образовавшиеся по ее вине, никуда не денется клеймо двоечника, низкая самооценка и неуверенность в себе. Весь этот негатив наложит свой отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.

Видео об оптической дисграфии

Оптическая дисграфия в дошкольном возрасте:

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий

Lazer kesim Abkant büküm Lazer kesim fiyatları Akbant büküm fiyatları Lazer kesim sac Akbant büküm sac Akbant büküm metal Lazer kesim cnc Akbant büküm cnc Lazer kesim krom Lazer kesim paslanmaz çelik Akbant büküm paslanmaz çelik Lazer kesim alüminyum Akbant büküm alüminyum Lazer kesim ankara Lazer kesim istanbul Dijital reklam ajansı Sosyal medya reklam ajansı Google Ads ajansı Reklam ajansı fiyatları En iyi reklam ajansı Türkiye'deki reklam ajansları Reklam ajansı