Такая патология, как замедленность темпа речи, создает серьезные препятствия для нормального общения. Справиться с проблемой можно, но для этого потребуется сначала комплексное обследование, позволяющее выявить причины ее возникновения, а затем – помощь специалистов для разработки индивидуальной методики нормализации темпа и ритма речи.
Общие сведения о заболевании
Брадилалия – патология речи, выражающаяся в очевидно замедленном ее темпе. Одновременно страдает скорость мышления, чтения, письменная речь, появляются долгие паузы между словами, растягиваются звуки, теряется яркость интонаций. С точки зрения логопедов – это синдром нарушения темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера.
Как самостоятельное явление, а не как симптом психосоматических и неврологических болезней, она исследуется с конца XIX в Специалисты, изучавшие брадилалию, считают, что основное значение в механизме ее развития имеет неестественное усиление процессов торможения в центральной нервной системе, подавляющих в итоге процессы возбуждения. Нейродинамика меняется, уменьшается число медиаторов.
Логопеды выделяют несколько степеней развития брадилалии:
- легкая (паузы между словами и слогами, иные нарушения речи, типичные для заболевания практически незаметны окружающим, тот, у кого проявляется патология, тоже не обращает на нее внимания);
- средней тяжести (очевидно медленная речь, сильно растягиваемые гласные);
- тяжелая (длинные паузы между словами и слогами, сильное торможение мышления, как следствие – проблемы с развитием речи и интеллекта, дальнейшей адаптацией в социуме).
Отдельно выделяется мозжечковая брадилалия, возникающая вследствие повреждения этого отдела мозга. Она характеризуется как будто скандированной речью.
Патологически замедленный темп речи как самостоятельное заболевание чаще всего проявляется у флегматиков, медлительных и вялых по натуре. Брадилалия бывает и сопутствующим симптомом иных заболеваний либо их последствием.
В последнем варианте ее дополняют иные симптомы – брадикинезия (замедленность движений), быстрая утомляемость (физическая и умственная), сильная слабость, апатия, замедленные реакции.
В первую очередь при наличии подозрения на брадилалию необходимо обратиться к логопеду, психологу и неврологу для комплексного обследования. При подтверждении диагноза может потребоваться помощь иных специалистов, например, психотерапевта.
Патологически замедленный темп речи может быть просто местной ее особенностью. Например, это отмечается при общении с жителями скандинавских и других северных стран. Но для них это естественно.
Причины его развития
Чаще всего развитие брадилалии обусловлено биологическими причинами:
- Генетика. Наличие близких родственников (а тем более родителей) с соответствующей патологией повышает шансы потомков унаследовать ее.
- Поражения центральной нервной системы ребенка, находящегося в утробе матери, или в процессе родов. Это может быть как вина самой женщины (курение, употребление спиртных напитков во время беременности, иные вредные привычки), так и не зависящие от нее обстоятельства (конфликт резус-факторов родителей, отравление угарным газом). Во время родов возможны черепно-мозговые травмы у ребенка, гипоксия.
- Врожденная или приобретенная олигофрения, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона, деменция, церебральный паралич, рассеянный склероз, перенесенный менингит, энцефалит, инсульт, сильная интоксикация организма при некоторых инфекционных заболеваниях или хроническом алкоголизме.
- Внутричерепные опухоли, в том числе доброкачественные (иногда брадилалия – следствие операций по их удалению).
- Черепно-мозговые травмы разных степеней тяжести.
- Частые депрессии (или она же в хронической форме).
- Общее психофизиологическое истощение организма (астенизация).
- Побочный эффект приема воздействующих на центральную нервную систему препаратов (например, сильных наркосодержащих анальгетиков, противосудорожных)
На замедленный темп речи у детей влияют и психосоциальные факторы:
- пренебрежение воспитанием и развитием речи ребенка;
- дефицит общения с взрослыми;
- подражание человеку с аналогичной патологией.
Симптомы
Совершенно очевидны в диалоге и иных формах коммуникации с человеком, страдающим брадилалией, ее речевые симптомы:
- неестественно заторможенный темп речи (устной и письменной);
- монотонный, лишенный практически всех интонаций голос, не меняющий тембр, громкость и высоту, отсутствие эмоций в речи (иногда проявляется склонность говорить «в нос»);
- длинные паузы между предложениями, словами или отдельными слогами в слове, неестественно растянутые гласные;
- скандирование слов;
- «смазанная» артикуляция.
Соответственно, при брадилалии звуки и слова образуются нормально, фразообразование также не страдает. Но воспринимать речь с непривычным ритмом и в патологически замедленном темпе человеку, не имеющему постоянной практики в этом, достаточно сложно. У слушающих отмечается быстрое истощение внимания, психическое утомление, душевный дискомфорт.
Описанные симптомы отмечаются во всех формах речи – в диалогах, монологах (рассказе на определенную тему, описании картин или их серии), пересказывании прочитанного. При брадилалии неизбежно страдает и темп чтения, письма, даже течения мыслей. Причем чем сложнее фразы и темы размышлений, тем это очевиднее.
Речевые симптомы дополняются неречевыми:
- проблемы с общей и особенно с мелкой моторикой (сниженная активность мышц лица, дискомфорт при необходимости работать пальцами);
- замедленные неловкие движения, явная неуклюжесть, нескоординированность;
- частое бесцельное повторение определенных движений;
- практически полное отсутствие мимики;
- сложности с восприятием, концентрацией внимания, запоминанием, пониманием инструкций, ориентировкой в пространстве и времени;
- неспособность быстро сменить вид деятельности, переключиться;
- у взрослых – склонность к стереотипии во всех ее проявлениях.
Характерные трудности
Легкая степень брадилалии, проявившаяся в момент становления речи – в 70-90% случаев болезнь развивается у детей в возрасте 2-4 лет – ими самими не замечается. Родителям стоит обратить внимание на отсутствие интереса к окружающему миру, неохотное вступление в разговоры и иные формы общения со сверстниками, малоподвижность и апатию.
Подростками и взрослыми проблема осознается в полной мере, к ней добавляются психологические переживания, нередко развивается заикание. Следствием становятся замкнутость и одиночество, часто провоцирующие хроническую депрессию.
Методы диагностики и необходимые обследования
При подозрении на любое речевое расстройство необходима консультация 3-х специалистов – логопеда, невролога и психолога (по их рекомендации нередко требуется и обращение к психиатру). Только так можно комплексно и максимально объективно оценить психосоматику пациента.
У каждого специалиста обследование начинается с подробного выяснения анамнеза.
Уточняется:
- как видит проблему сам пациент (или родители ребенка);
- как давно проявились симптомы, стали ли они более выраженными со временем;
- что происходит при попытках ускорить темп речи;
- как проходила беременность матери и роды;
- не было ли в прошлом черепно-мозговых травм, иных заболеваний, способных спровоцировать брадилалию.
Далее логопед проводит диагностику устной и письменной речи.
Сюда включаются:
- оценка правильности и времени произношения слов и слогов, структуры слов;
- изучение ритма, темпа речи, характеристик голоса;
- скорость написания (текст диктуется или пациент списывает его сам), чтения (обычного и по слогам);
- анализ состояния и тонуса отвечающих за артикуляцию мышц, ритмичности и точности их сокращения.
Невролог и психолог оценивают интеллектуальные способности пациента (тест на IQ), эмоциональность и чувствительность, мимику, моторику, сенсорные функции.
Тяжелая степень брадилалии нередко требует дополнительных обследований:
- ЭЭГ или РЭГ (электро- или реоэнцефалография);
- УЗИ сосудов шеи;
- МРТ головного мозга (обычная или компьютерная);
- ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография);
- люмбальная пункция.
Инструментальные исследования и нейровизуализация необходимы, чтобы исключить или подтвердить соматические причины брадилалии. В зависимости от причины заболевания схема лечения кардинально меняется.
Основные способы лечения и коррекции
Патологически замедленный темп речи у каждого пациента корректируется индивидуально, разрабатывается специальная схема занятий, приема медикаментов. Продолжительность курса – минимум полгода (чаще 9-12 месяцев). Избавиться от брадилалии без комплексного подхода к ее лечению и неукоснительного выполнения рекомендаций специалистов невозможно.
Основные терапевтические методы в борьбе с брадилалией | |
Специалист | Чем может помочь |
Психотерапевт (в зависимости от возраста пациента – детский или взрослый). | Нормализовать психологическое состояние, избавиться от депрессии и комплекса собственной неполноценности, облегчить адаптацию в обществе, восстановить социальные навыки. Аутогенные тренировки помогают снять психологическое напряжение (своеобразная «эмоциональная разгрузка»). |
Логопед | Ускорить темп речи, повысив ее четкость. Детям хорошо помогают скороговорки, чистоговорки, чтение по ролям, иные занятия для улучшения артикуляции, логоритмика (специалист задает и поддерживает темп речи, например, хлопками, дирижированием). Речь «про себя» развивают задания, где требуется включить воображение и напрячь память. Взрослым рекомендуются занятия ораторским искусством, обеспечивающие формирование выразительной и эмоциональной речи, мимики. |
Невролог, терапевт | Медикаментозная терапия – витамины группы В (для стимуляции мозговой активности), витамин С (для повышения общего тонуса организма), ноотропные препараты (для активизации памяти, способности к обучению, улучшения работы мозга в целом и повышения его устойчивости к нагрузкам), средства с глютаминовой кислотой (для поддержания нервной системы в тонусе, это своеобразный «источник энергии» для мозга). |
Физиотерапевт | Восстановление тонуса мышц, нормализация моторики, снятие общего физического напряжения. Чаще всего практикуются разные виды массажа, кинезиотерапия, бальнеотерапия. |
Наиболее важны в процессе лечения занятия с логопедом и консультации у психотерапевта. Помимо перечисленного выше, очень полезна будет любая физическая активность. Взрослым можно начать с плавания и аквааэробики, лечебной физкультуры, езды на велосипеде, танцев.
Детям также рекомендуются подвижные игры, сборка конструкторов, паззлов, занятия творчеством в любой форме – прикладным (для развития мелкой моторики), пением, игрой на музыкальных инструментах, заучиванием наизусть и декламацией стихов, участием в спектаклях.
Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи
Патологически замедленный темп речи у детей привести в норму легче, особенно если логопеду и психологу помогут родители. Регулярные занятия дома с ребенком – очень существенная помощь специалистам в лечении большинства речевых расстройств.
Рекомендуются следующие упражнения:
- Счет в быстром темпе и в определенном ритме, который родитель поддерживает хлопками, притопыванием. С совсем маленькими детьми считают до 5, с теми, что постарше – до 10, со школьниками – до 100. Им же можно усложнять задания, одновременно тренируя мышление – счет от одного числа до другого, обратный счет, счет двойками, тройками.
- Четкое произнесение слогов с глухими и звонкими согласными. Например, «тра-дра», «кро-гро», «ври-фри», «сбо-зпо», «зба-спа», «пшу-бжу». По аналогии несложно составить собственные буквосочетания.
- Быстрая последовательная замена буквы в слове так, чтобы получалось другое слово («мак-рак-бак», «ром-рот-рок», «кочка-ночка-точка»).
- Разучивание и пение песен.
- Для школьников, уже знакомых с понятием «фразеологизм» – быстрое объяснение смысла популярных идиом в нескольких словах.
- Заучивание и проговаривание скороговорок и чистоговорок. Темп речи при этом нужно постепенно увеличивать.
- Чтение и декламация наизусть стихов. Чтобы ребенок не сбивался с ритма, родитель отбивает его хлопками, ногой. Очень удобно использовать метроном.
- Связывание речи с движением. Например, читая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч…» ребенок одновременно имитирует рукой удары по мячу или его подбрасывание.
Общие советы, как сделать речь более понятной
В повседневной жизни взрослым и детям для того, чтобы речь в замедленном темпе лучше распознавалась собеседником, логопеды рекомендуют следующие приемы:
- Акцентированные паузы между выдохами в процессе разговора. При нормальном темпе и ритме речи они приходятся на конец предложений, а не разбивают слова и слоги, как при брадилалии.
- Дыхательная гимнастика. Если освоить диафрагмальное дыхание и научиться задействовать больший, чем обычно, объем легких, голос станет более сильным, появится характерный индивидуальный тембр, будет меньше заметна монотонность.
- Использование жестов и мимики. Это одновременно восстанавливает и поддерживает тонус мышц, тренирует мелкую моторику. Такая «иллюстрированная» речь становится более информативной и понятной для собеседника.
- По возможности – общение в спокойной, психологически комфортной среде. Шум, толпа, иные факторы мешают сосредоточиться на разговоре даже человеку без патологий речи.
Первые положительные результаты при следовании этим рекомендациям отмечаются через 1-2 месяца. До этого психологи советуют не терять связь с социумом, используя альтернативные методы общения – обмен сообщениями в социальных сетях, написание электронных писем, ведение блога.
Прогноз
Прогноз для брадилалии, вызванной психосоматическими факторами и выявленной на ранней стадии развития, при условии своевременного обращения к квалифицированному логопеду и психологу благоприятный.
Комплексный подход, сочетающий современные методики коррекции нарушений речи с консультациями у психолога, позволяет заметно улучшить ситуацию за 6-12 месяцев. Впоследствии патология практически незаметна, у пациента восстанавливается нормальный темп и ритм речи.
Если время уже упущено, и брадилалия достигла тяжелой степени развития, либо ее причина – биологическая, справиться с болезнью гораздо сложнее. Но грамотное сочетание препаратов и занятий со специалистами позволяет достичь значительного прогресса. И хотя полностью патология не исчезнет, пациент сможет более-менее нормально общаться и как следствие – адаптироваться в социуме.
Для сохранения достигнутого эффекта рекомендуется каждые год-полтора посещать логопеда и невролога для проведения контрольных обследований. Первый может составить курс поддерживающих упражнений для регулярного выполнения в домашних условиях, второй – схему приема необходимых витаминов, медикаментов.
Также от пациента потребуется постоянный самоконтроль. При первых симптомах, напоминающих рецидив, нельзя тянуть с обращением к лечащим врачам.
От патологически замедленного темпа, неправильного ритма речи страдает и сам человек, и те, кто с ним общается. Причины развития брадилалии могут быть и биологическими, и психологическими.
В целом прогноз лечения заболевания благоприятный, если вовремя обратиться к неврологу, логопеду, психологу, иным специалистам и следовать разработанной ими схеме лечения, не забывая о профилактических мерах в дальнейшем.
Автор: Юлия Голова
Видео о бардилалии
Что такое бардилалия и методы коррекции: