В психологии существует такое понятие, как перцепция. Это целый комплекс терминов: восприятие, признание и интерпретация стимулов, а также реакция человека на них. Перцепция позволяет нам воспринимать сенсорную информацию и превращать ее в нечто осмысленное.
Понятие перцепции в психологии
Перцепция в психологии – это изучение реакций человека. Люди получают миллионы сенсорных стимулов в день, не зная при этом, что нужно игнорировать, а что нет. Заметит ли человек летящий лист с дерева, либо уделит внимание только тому, что важно.
Термин произошел от лат. рercipere – воспринимать. Изучение восприятия человеком информации началось еще в античности, оно нашло свое место в разных науках, включая философию, физику и искусство.
Немецкий логик и математик Готфрид Лейбниц еще в XVII в. внес большой вклад в изучение природы перцепции, проливая свет на сознательное и бессознательное. Философ пытался ответить на вопрос, есть ли душа в неживой природе. Эту теорию уже в конце XIX в. начал развивать австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд.
Собирая и анализируя информацию из внешнего мира, человек ее интерпретирует согласно своему жизненному опыту. На основе этих данных он и взаимодействует с внешним миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организована, интерпретируется и осознанно воспринимается.
Один из способов осознать эту концепцию состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический.
Хотя восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мозгом часто не воспринимаются внешние раздражители, которые остаются относительно постоянными в течении продолжительного периода времени. Этот процесс известен как сенсорная адаптация.
Есть еще один фактор, который влияет на ощущение и восприятие – внимание. Что доказывает довольно интересная демонстрация, которую провели Дэниел Саймонс и Кристофер Чабрис в 1999 г.
В этом исследовании участники смотрели видео про людей с баскетбольными мячами в руках. Испытуемых попросили посчитать, сколько раз команда в белом передаст друг другу мяч из рук в руки. В это время среди игроков ходит человек, одетый в костюм гориллы.
Почти половина людей, которые смотрели видео, вообще не заметили гориллу несмотря на то, что он был хорошо виден в течение 9 сек. Участники полностью отключили другую визуальную информацию, сосредоточившись на подсчетах. Такое явление в психологии называется слепота невнимания или перцептивная слепота.
Мотивация также может влиять на восприятие. Ожидая важный телефонный звонок и принимая душ, можно вообразить, что человек его действительно слышит. Выявление значимого стимула может изменить способность различать истинный раздражитель и фоновый шум.
Характеристики и свойства перцепции
В современной психологии перцепция – это многогранное понятие, обладающее свойствами и характеристиками. Организация процесса восприятия происходит в виде преображения получаемых стимулов в осмысленные и понятные модели. После того, как мозг определил, к какому из миллионов стимулов он будет обращаться, ему необходимо упорядочить информацию, которую он принял.
Перцепция включает в себя множество атрибутов, но 3 наиболее признанные особенности восприятия включают в себя:
- Постоянство или константность восприятия. С точки зрения восприятия постоянство относится к способности идентифицировать один и тот же объект среди множества другой сенсорной информации. Например, монета выглядит круглой, когда ее держат вверх, и эллиптической, когда ее держат горизонтально. Но постоянство позволяет идентифицировать объект как монету, вне зависимости от ее положения. Причем, эта характеристика является приобретенной, а не врожденной. В основе этого процесса перцепции – опыт, получаемый от окружающего мира. Постоянными будут форма, яркость, размер объекта.
- Группирование. Это особенность восприятия, которая следует принципам, в основном предложенным гештальт-психологами. Эти принципы были сформулированы для анализа естественного восприятия человеком объектов как организованных, так и в виде шаблонов. Они включают в себя близость, сходство, завершение образа, закон непрерывности, закон фигуры и формы.
- Эффект контраста. Эффект контраста относится к увеличению или уменьшению перцепции в связи с нормальной интенсивностью, степенью, частотой или другими атрибутами. Так называемое «нормальное восприятие» основано на предыдущем опыте человека. Джон Локк, философ XVII в., был одним из первых ученых, который наблюдал эффект контраста. Коснувшись чашки с горячей водой, человек ощутит тепло, коснувшись другой чашки, где может быть холодная вода, и наоборот. Эффекты контрастов влияют на визуальные качества, такие как яркость и цвет, а также вес и легкость.
Перцепция в психологии – это еще и совокупность свойств, среди которых:
- предметность и целостность, когда предметы воспринимаются в их реальном образе;
- структурность определяет совокупность всех качеств предмета, их целостность без разбора на детали;
- избирательность предполагает выделение одного объекта из массы других в зависимости ситуации;
- апперцепция определяет восприятие, воздействие и зависимость психики, в том числе от индивидуальных особенностей человека и его опыта;
- контекстность выражает окружение и обстоятельства;
- осмысленность предполагает полную осознанность и понимание сущности предметов и объектов.
Уровни и разновидности перцепции
Существует несколько уровней перцепции, которые в свою очередь делятся на восприятие и осознание:
- Обнаружение. Первый уровень, на котором происходит обнаружение стимула.
- Различение или перцепция. Происходит формирование образа.
- Идентификация. Начинается этап осознания, образ, хранящийся в памяти, сличается с предметом.
- Опознание. В конце концов происходит классификация и соотнесение объекта в группу.
В процессе перцепции участвуют разного вида анализаторы, но, как правило, они работают в комплексе.
Это:
- зрительные;
- слуховые;
- обонятельные;
- осязательные;
- вкусовые.
Кроме того, в зависимости от предмета перцепции, который обладает некими точками отсчета, выделяют восприятие:
- Времени. Его перцепция не является врожденной и зависит от суммы факторов, это отражение действительности в рамках последовательности происходящих явлений. Восприятие времени может быть необъективным, например, под воздействием лекарств, которые могут возбуждать, менять или тормозить процессы.
- Движения. При возбуждении стимулов в сетчатке глаз воспринимается движение, которое происходит на каком-то фоне, однородном или нет, или при его отсутствии, например, в темноте. Движение глаз мозгом воспринимается и как движение предметов.
- Пространства. Умение ориентироваться в пространстве является одним из самых важных качеств человека при взаимодействии с внешней средой. Перцепция включает в себя систему координат самого человека, то, как он занимает свое место в этом пространстве, обладающем рельефом и направлением.
Перцепция классифицируется также на произвольную и непроизвольную. Произвольная или преднамеренная формируется в виде наблюдательности, которая, в свою очередь, складывается из опыта человека и его знаний об объекте наблюдения.
Законы и факторы перцепции
Перцепция в русской психологии – это замена общего восприятия предмета на более конкретное явление.
Открыл данный закон психолог Н.Н. Ланге:
- Любое восприятие человеком образа начинается с предмета, который воспринимается им как фигура на фоне, при этом эти понятия относительны. При перцепции могут быть задействованы любые органы из чувств, не только зрение, например, в шумной аудитории была произнесена фамилия человека, эта фамилия станет на фоне шума фигурой. Перцепция будет зависеть от уровня ожиданий и намерений людей. Если показывать фото обычных людей, но снятых в тяжелой обстановке, например, на войне, восприниматься они будут в негативном ключе. Такие опыты проводились А. Маслоу.
- Целостность. Элементы образа обязательно будут достроены мозгом в целостную картину, даже если не хватает информации. Так музыка не будет восприниматься фрагментами, а только единым произведением.
- Ожидания и предположения. При предъявлении теста испытуемым было предложено изображение, которое может быть истолковано, как цифра 13. Видя этот знак в процессе тестирования, каждый участник воспринял его именно как 13.
Гештальт-психология была основана немецкими мыслителями М. Вертхаймером, В. Колером и К. Коффкой и сосредоточена на том, как люди интерпретируют мир. Согласно гештальт-теории, законы перцепции основаны на той идее, что глаз видит вещи как единое целое, прежде чем различать отдельные компоненты.
Другими словами, в гештальт-теории целое не равно сумме всех его частей. В основном, наш мозг пытается навести порядок в хаосе.
Из этой теории рождаются законы организации восприятия:
- Закон подобия или схожести. Группировка подобных объектов является организационным инструментом подсознания. Сходство играет важную роль в создании единства — чем больше похожи два элемента, тем больше вероятность того, что они образуют группу. Разнородные предметы — противостоят группировке. Три основных способа создать сходство или различие — это форма, размер и цвет.
- Закон близости. Разум группирует элементы на основе их близости друг к другу.
- Закон простоты. Также называемый законом Праньянца или законом хорошей фигуры, который является центральным для гештальта. Люди воспринимают объекты в среде таким образом, чтобы объект казался максимально простым.
- Закон непрерывности. Разум не видит отдельных изогнутых линий, они рассматриваются, как принадлежащие друг другу, как единое целое.
- Закон завершения образа. Ум ищет завершения. Сложное расположение элементов преобразовывается в простые, узнаваемые шаблоны даже при наличии противоречий. Во многих случаях наш разум восполняет недостающую информацию, чтобы создать связные формы.
Технология развития перцепции
Перцепция создает картину реальности на основе деятельности целой системы анализаторов головного мозга. Процесс восприятия – физиологический. Советские психологи Л. Выготский, А. Запорожец говорят о моторике и о зрении, как о важных факторах развития перцепции. В развитии зрительного восприятия немаловажную роль играет движение глаз.
Неподвижный глаз не может воспринимать предметы в комплексе. При кинестетической перцепции возникают связи, в том числе пространства и времени. При таком виде восприятия происходит обратный процесс, обеспечивающий контроль над руками, которые совершают разнообразные действия: от микродвижений до моделирующих.
Для человека первые существенные изменения в восприятии мира и перцептивных действий происходят в первые годы жизни. Одну из решающих ролей несет сенсорное восприятие, с детства начинается накопление представлений о цветовой палитре, форме, свойствах и размере окружающих предметов.
Технологии развития могут быть самыми разнообразными. Обучающие игры, доводящие до автоматизма действия, например, сравнение величины путем игровых манипуляций, в которых усваивается новая информация. Постепенно сопоставление фигур переходит в зрительное восприятие, а движение рук становится более сложными, подключается осязание.
Активные поисковые действия и формирование связей между зрением, слухом и осязанием дает возможность воспринимать сложные сигналы, различать их, строить связи, узнавать и интерпретировать.
Таким образом, перцептивное развитие важно не только само по себе, но и является примером поведенческой и нейронной пластичности — мощных механизмов, которые могут поддержать изменения в развитии во многих областях, начиная с раннего возраста.
Механизмы социальной перцепции
Перцепция в психологии — это еще межличностное общение. При совместной деятельности должно существовать взаимопонимание. При первом наблюдении включаются механизмы социальной перцепции.
Механизмы социальной перцепции | |
Идентификация | Происходит процесс сличения себя и партнера по общению. |
Эмпатия | Подразумевает умение посочувствовать другому человеку. Данное качество важно и в деловой сфере, например, в среде социальных работников или педагогов. Могут быть и негативные последствия, поскольку слишком глубокое погружение в не свои проблемы может вызвать депрессию. Бывает также адекватная и не адекватная эмпатия, например, люди, радующиеся чужому горю. |
Аттракция | Это уже дружба или что-то более личное. |
Социальная перцепция и ее эффекты
Социальная перцепция – процесс индивидуальный, зависящий от возраста, предпочтений и уровня развития. Восприятие других может быть оценено, как, нормально. Но по мнению многих специалистов, нормально – это результат медленного осознания и наличие нечетких понятий.
Образы под влиянием обстоятельств, накопления знаний и опыта будут меняться, это живой процесс, поскольку мозг учится, возникают эффекты:
- Эффект ореола. Может быть положительным или отрицательным. Все будет зависеть от тенденции человека приписывать собеседнику позитивные или благоприятные качества.
- Эффект первого впечатления.
- Эффект новизны. Перцепция новой информации, становящейся важной и значительной.
- Эффект роли. Перцепция личностных особенностей человека, его поведения, определяемого ролевыми функциями.
- Эффект присутствия. Имея какой-то талант или достижение, индивид будет его больше демонстрировать на публике, чем в одиночестве.
- Эффект авансирования. Приписывание несуществующих достоинств.
- Эффект снисходительности. Позитивные качества, например, работника могут превозноситься, при этом негативные оставляться без внимания.
- Эффект гипервзыскательности. Акцент только на негативных качествах человека.
- Эффект физиогномической редукции. Оценка человека производится только на основании его внешности.
- Эффект красоты. Только у приятного внешне человека в наличии положительные качества.
- Эффект ожидания. Если человек не дает реакции, то его будут провоцировать на нее.
- Презумпция взаимности. Другие относятся к человеку так, как он или она относится к ним.
- Эффект проекции. Качество и свойства характера примерно у всех одинаковые.
Гендерные особенности перцепции
Перцепция в психологии – это принятие людей разного пола и гендера, их особенностей внешности, взглядов на жизнь, опыта и знаний. Понятие гендер описывает статус человека, его социальную перцепцию, это своего рода социальный пол.
В обществе широко распространены гендерные стереотипы, которые по сути своей признаются как социальные нормы для обоих полов. Идет разделение и на эмоциональном уровне, считается, что мужчины более склонны к логике и самоорганизации, в то время как женщины исключительно эмоциональны.
При этом женщины на своих плечах сейчас несут и построение карьеры, и воспитание детей, и ведение домашнего хозяйства. Но и на мужчину распределение гендерных ролей может влиять негативно.
Заставлять быть успешным – подавить личность и привести к депрессии мужчину. Личность должна развиваться индивидуально исходя их своих психофизиологических особенностей. Чувство долга также не должно мешать при раскрытии индивидуального потенциала.
Суть межличностного восприятия
Межличностная перцепция при вопросах взаимодействия людей друг с другом становится ключевым моментом. Это уже реальное общение и практическое взаимодействие, обмен опытом и впечатлениями.
Психологу-наблюдателю необходимо выделить первостепенные и второстепенные роли для проведения анализа, методики уже выработаны:
- положительные эмоции – согласие и солидарность;
- отрицательные эмоции – отрицание, создание напряженности;
- постановка проблемы – просьба высказать мнение, предоставить аргументы;
- ее решение – компромисс, ориентация на мнение других.
Конструктивен ли был разговоров, будет зависеть от участников межличностной перцепции.
Может случиться и конфликт. Конфликт, если он еще и острый, связан с интересами, которые будут несовместимы у сторон межличностного общения и скорее всего будет непреодолим. Многое зависит от деталей, возник ли спор на уровне внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, насколько все объективно.
Характеристика и особенности стереотипизации
Социальный стереотип всегда лежит в основе формирования первого впечатления, будь то представитель той или иной профессии, или иностранец, представляющий свою нацию. Этнические стереотипы одни из самых интересных. Итальянцы – излишне эксцентричны, а англичане — чопорные.
Важно понимать, если индивид воспринял стереотипы своей группы и на себя, то ему легче воспринимать другого человека. Механизм перцепции другого человека в данном случае запуститься легче и быстрее, экономя время и психологические ресурсы.
Но стереотипы должны применяться не всегда, есть так называемая разрешенная сфера, это может быть профессиональная деятельность или групповой национальный признак. Одним из самых ярких примеров может служить педагог. Спокойный ученик, стремящийся к знаниям – идеал.
А вот другие дети — безразличные, нестоящие внимания, в целом отрицательные люди, на которых не стоить тратить время. Эти ярлыки, появляющиеся у неуверенного в себе взрослого, мешают ребенку формировать собственное я и правильно презентовать себя миру.
Взаимодействие с социумом при помощи восприятия
Взаимодействие с социумом при помощи восприятия происходит следующим образом:
- Императивное общение. Это желание подчинить, установить контроль, использовать различного рода манипуляции. Это незавуалированное желание принудить. Такой вид общения иногда оправдан, например, уставные отношения, экстремальные ситуации.
- При наличии скрытых мотивов при перцепции наступает очередь манипуляции, задача которой скрыть истинные причины, подменить их при необходимости, и также добиться контроля и над человеком, и над ситуацией. Партнер по общению воспринимается только как средство достижения цели. В целом манипулятора характеризует жестокость, апатия, потеря интереса к жизни. Профессия преподавателя отчасти манипулятивна, поскольку педагогу необходимо замотивировать, преподать урок как можно более интересно. Такая установка может пагубно повлиять на межличностной перцепции педагога и других людей.
- Диалог. Диалог и есть реальное равноправное взаимодействие с социумом при помощи восприятия, это фиксация на другом человеке, на его интересах.
Анализ общения и взаимодействие с социумом при помощи восприятия разнообразно и многофункционально. Оно важно для каждого человека и общества в целом. Структура такого взаимодействия не заканчивается на перцепции, это еще коммуникация и интерактивность. Перцепция – это познание друг друга, установление межличностных отношений, обмен эмоциями и идеями, которую можно назвать обратной связью.
Понятие перцепции – это целый процесс в психологии, посредством которого стоит обратить внимание на некоторые стимулы в нашей среде, а не на другие. Поскольку невозможно уделить внимание всем стимулам, которые преподносит мозг, разум обладает удивительной бессознательной способностью выбирать, что важно, а что нет.
Автор: Елена Гупта
Видео о перцепции
Механизмы социального познания. Лекция: