Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

Тяжелые нарушения речи – это целый ряд отклонений, которые влияют на речевую способность ребенка и могут спровоцировать психические нарушения при нормальной мозговой деятельности. Дети с ТНР нуждаются в особом подходе и комплексном лечении, которое включает занятия с логопедом или дефектологом, а также прием медикаментов.

Что такое тяжелые речевые нарушения?

Тяжелые речевые нарушения – это наличие у ребенка значительных дисфункций речевого аппарата при нормальном умственном развитии. Речевые дефекты влияют на становление психики детей в процессе развития. Маленькие пациенты испытывают трудности в построении предложений, обладают скудным словарным запасом или вообще не говорят.

Не смотря на нормальное функционирование мозга, вследствие нарушения коммуникабельности со сверстниками, происходит вторичное нарушение психики. В некоторых случаях, это дает повод считать детей неполноценными в интеллектуальном развитии.

Причины

Выделяют 2 группы факторов, способствующих возникновению ТНР: эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).

К эндогенным факторам можно отнести:

  • последствия внутриутробной патологии, которая возникает на фоне токсикоза, перенесенных вирусных и эндокринных заболеваний, или вследствие резус-конфликта;Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят
  • внутричерепные кровоизлияния, ставшие следствием асфиксии плода во время родов;
  • перенесение инфекционных и вирусных заболеваний в первый год жизни ребенка (энцефалит, менингит, частые желудочно-кишечные расстройства);

Немаловажную роль в развитии ТНР отводят наследственному фактору. При этом речевые нарушения развиваются в комплексе с нарушениями нервной системы и двигательной активности, а также общей интеллектуальной недоразвитостью.

К экзогенным факторам относят:

  • черепно-мозговые травмы;
  • неблагоприятные бытовые условия, ведущие к развитию психоэмоциональных нарушений.

Классификация, признаки и симптомы

Тяжелые нарушения речи – это специфические отклонения, имеющие различные формы, которые разделяют на 2 группы:

  • расстройства, касающиеся неправильного звукового формирования речи (дизартрия, ринолалия, дислалия, брадилалия, тахилалия, заикание, афония, дисфония);
  • расстройства структурного оформления речи (алалия, афазия).

Дизартрии

Дизартрия – расстройство, выраженное расстройством артикуляции и неправильным произношением фонем, вследствие чего речь утрачивает способность членится на составные части. Затруднение артикуляции вызвано ограниченной подвижностью речевых органов по причине их иннервации.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

Основные симптомы дизартрии:

  • нечеткая невнятная речь;
  • наличие звуковых искажений;
  • замедление и невыразительность речи;
  • учащение и прерывистость дыхания при попытке заговорить;
  • пропуск и замещение звуков.

Внешние проявления патологии выражены:

  • наличие полуоткрытого рта с течением слюны;
  • ограничение артикуляции губ;
  • вялость языка;

Дизартрия характеризуется достаточной стойкостью дефектов и сложностью с их преодолением.

Дислалии

Дислалия – нарушение произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии иннервации артикуляционного аппарата.

Выделяют 2 формы патологии:

  • функциональная – нарушенное звукопроизношение, не обусловленное нарушением центральной и периферической нервной системой;
  • механическая – речевые нарушение, связанные с отклонениями строения артикуляционного аппарата.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

К симптомам функциональной дислалии относят:

  • замена звуков и искаженное их произношение;
  • отсутствие умения верно осуществлять выбор звуков и правильно их произносить;
  • смешивание двух близких по звучанию звуков.

Дисглоссии

Дисглоссия – это форма механической дислалии, связанная с патологическим строением органов артикуляционного аппарата.

Неправильное произношение слов и звуков вызвано:

  • изменением формы губ (заячья губа, волчий рот);
  • нарушением формы верхней и нижней челюсти;
  • расщелинами неба;
  • отсутствием или неправильным расположением резцов;
  • патологическими изменениями в строении языка.

Дисфемия

Дисфемия – это расстройство речи, вызванное психологическими факторами.

Основные симптомы патологии связаны с трудностью произношения отдельных слов, а именно:

  • повторное многократное произношение полных слогов;
  • повторное произношение неполных слогов;
  • неестественная протяжность звуков;
  • нарушение дыхание при попытке начать говорить.

Афазии

Афазия – расстройство уже сформированной речи, которое выражается в утрачивании способности ею пользоваться или воспринимать чужую. Патология касается детей в возрасте старше 3 лет.  У пациентов, страдающих расстройством, проявляются системные речевые нарушения, охватывающие произношение звуков, грамматический состав, способность воспринимать и понимать фразы.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводятТяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

Проявление симптомов афазии зависит от ее форм:

Моторная
  • перестановка фонем и слогов;
  • грубые ошибки при прочтении слов и их написании;
  • не восприятие разговорной речи.
Сенсорная
  • нарушение восприятия речи при нормальном слухе;
  • нарушение письма с сохранением возможности чтения;
  • наличие речи, состоящей из набора звуков и слов.
Акустико-мнестическая
  • утрачивание способности помнить услышанную речь;
  • невозможность понимания речи в усложненных условиях (рассказ в быстром темпе, длинная фраза, наличие нескольких собеседников);
  • нарушение зрительной памяти.
Семантическая
  • нарушенное запоминание названий предметов;
  • нарушенное понимание прочитанного текста.
Динамическая
  • отсутствие импровизированной разговорной речи;
  • сохранение возможности читать, писать и считать до 10.

Дислексия

Дислексия – это расстройство навыков чтения, которое вызванное разрушением психических функций, участвующих в формировании процесса чтения.

К основным симптомам нарушения относят:

  • скудный словарный запас;
  • отсутствие в речи повествовательных предложений;
  • несвязность слов в предложении;
  • замена и смешение схожих артикуляционных звуков при чтении;
  • отсутствие возможности запоминания букв;

Специфическое расстройство речи

Специфическое расстройство речи – это форма нарушения, при которой речевые навыки ребенка не соответствуют возрастной норме. Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводятПри этом ребенок имеет правильно развитый артикуляционный аппарат, нормальный слух, адекватное умственное развитие и присущие возрасту коммуникативные навыки. Дети с данным расстройством начинают выговаривать первые слова в возрасте от 2 лет.

К основным проявлениям патологии относят:

  • лексическая скудность словарного запаса;
  • трудности в усвоении новых слов;
  • невозможность восприятия сложных предложений;
  • неспособность формировать простые фразы;
  • полное отсутствие собственной речи в возрасте 3 лет.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – синдром повышенной физической и умственной активности, при котором процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Гиперактивный ребенок имеет трудности с концентрацией внимания и усидчивостью, а также обработкой и удержанием получаемой извне информации.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

К другим признакам СДВГ относят:

  • в раннем детстве: нарушение сна, повышенный мышечный тонус, частые необоснованные приступы рвоты, повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • в возрасте 4-7 лет: невнимательность, забывчивость, беспокойное поведение, наличие стереотипных движений в кистях и стопах, нетерпеливость, поспешность в выполнении заданий, импульсивность.

Дискалькулия

Дискалькулия – это расстройство у детей школьного возраста, которое выражается в снижении способности изучать математические науки. Проявляется патология сложностями в понимании цифровых символов, сравнении величин, выполнении процессов умножения, деления и вычитания.

В восприятии таких детей отсутствует связь между нарисованным или написанным числом, и его словесным названием. У учеников младшей школы наблюдаются сложности в распознавании математических символов. В более старшем возрасте подростки плохо усваивают алгебру, геометрию и любые науки, где требуется вести арифметический расчёт.

Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия, сравнительная таблица

Тяжелые нарушения речи – это диагноз, который сложно дифференцировать с общей умственной отсталостью, поскольку связь речи и интеллекта неразрывна. Умственное недоразвитие в большинстве случаев сопровождается проблемами с речью, и, наоборот, при сложных речевых нарушениях у ребенка наблюдается неравномерное или недостаточное развитие интеллекта.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

Ниже представлена таблица, позволяющая отличить ТНР от общей умственной отсталости:

ТНР Умственная отсталость
Механизм речевых нарушений Трудности с заданиями, требующих прямого участия речи, проявление интереса и сообразительности при выполнении заданий на логическое мышление. Затруднение во всех видах интеллектуальных заданий, нарушенное словесно-логическое мышление.
Предречевое развитие Предречевое развитие соответствует возрастным нормам. Наблюдается задержка гуления и лепета в младенческом возрасте.
Степень обучаемости Высокая Низкая
Установление причинно-следственных связей Понимание ребенка обращенной к нему речи, восприятие сложных предложений. Дети с ТНР пытаются выражать причинно-наследственные связи с помощью доступных им способов – интонации, кинетической речи, звуковых жестов. Понимание многих сложных речевых конструкций затруднено.

Характеристика ТНР

Тяжелые нарушения речи – это группа отклонений, которые условно подразделяют на уровни, каждому из которых присущ определенный набор нарушений:

  • I уровень. У детей наблюдается ограничение речевых средств общения. Активный словарь ребенка состоит из незначительного количества нечетко произносимых слов и звукоподражаний. В качестве средств общения дети выбирают мимику и жесты.

    Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят
    Тяжелые нарушения речи
  • II уровень. Характеризуется возросшей разговорной активностью. Дети общаются с помощью ограниченного количества общепринятых искаженных слов. Наблюдаются трудности с построением правильных грамматических конструкций. Фонетическая сторона выражена многочисленными звуковыми заменами и смещениями.
  • III уровень. Характерно наличие развернутой фразовой речи с грамматическим и фонематическим недоразвитием.

У дошкольников

У детей дошкольного возраста, страдающих ТНР, наблюдается общее нарушение внимания и памяти. Дети часто забывают сложные речевые конструкции и меняют слова местами.

Для них характерно ограниченное развитие познавательной деятельности и возникновение сложностей с описанием предметов и действий. Такие дети имеют сниженную потребность в общении из-за несформированной диалогической и монологической речи. Кроме этого, у детей с ТНР затруднена двигательная активность и нарушена мелкая моторика рук.

У школьников

Школьники с ТНР воспринимают учебную информацию в замедленном темпе. Они имеют сниженную работоспособность и с трудом устанавливают связь между зрительными, слуховыми и речевыми анализаторами.

Ученики сложно ориентируются в пространстве и лишены умения организовывать произвольную деятельность. Проблемы с устной речью препятствуют полноценному усвоению материала программы по русскому языку, что ведет к затруднению процесса освоения письма. Возникновение трудностей при обучении провоцирует ослабление мотивации к преодолению речевого барьера.

К чему приводят тяжелые речевые расстройства

Нарушение речи, не подвергшееся своевременной коррекции, может привести к ряду последствий, которые окажут влияние не только на работу артикуляционного аппарата, но и на психику ребенка.

ТНР у детей приводит:

  • к задержке умственного развития;
  • к тяжелым психическим травмам ребенка, связанным с нарушением коммуникации;
  • к затруднениям в освоении новой информации в процессе обучения в школе;
  • к развитию вторичных нарушений: дисграфии и дислексии.

Диагностика

Диагностикой тяжелого нарушения речи у детей занимается логопед. На первом осмотре врач знакомится с медицинской документацией, которая содержит информацию о наличии сопутствующих патологий. Обследование ТНР начинается с выяснения речевых особенностей ребенка.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

Логопед показывает ребенку изображения различных предметов, по которым маленький пациент должен составить рассказ. Затем логопед оценивает правильность словообразования и словоизменения, способность правильного согласования частей речи и построения предложений.

К основным задачам диагностики относят:

  • выявление отклонений в устной и письменной речи;
  • определение вида речевых дефектов;
  • постановка окончательного диагноза;
  • разработка индивидуальной коррекционной программы.

Методы лечения

Тяжелые нарушения речи – это перечень расстройств, для лечения которых необходим комплексный подход: прием медикаментов, физиотерапия, занятия с логопедом и дефектологом. Медикаментозную терапию применяют в случаях, когда причиной развития ТНР становятся нарушения в функционировании мозга и центральной нервной системы.

Для лечения речевых нарушений используют ноотропы – вещества, оказывающие позитивное влияние на интегративные мозговые функции. Действие ноотропов натравлено на улучшение умственной деятельности, стимуляцию познавательной функции и улучшения памяти.

Ноотропные препараты подразделяют на несколько групп:

  • нейромедиаторы ГАМ (Пантогам);
  • средства, содержащие пенитинол (Энцефабол);
  • психостимулирующие ноотропные (Цераксон);
  • поливитамины (Глиатинин);
  • препараты на основе аминокислот (Глицин, Когитум)

Среди других, наиболее назначаемых ноотропов назначают

  • Фенибут;
  • Семакс;
  • Церебролизин;Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят
  • Кортексин;
  • Церепро.

В составе комплексной терапии ТНР назначают физиотерапевтические процедуры, позволяющие:

  • стимулировать речевое развитие;
  • корректировать мышечный тонус речевого аппарата;
  • нормализовать речевое дыхание;
  • улучшить кровообращение.

Среди методов физиотерапии выделяют:

  • магнитотерапия;
  • электрофорез;
  • дарсонваль;
  • амплипульс.

В качестве дополнительных методов применяют ЛФК и массаж.

Терапия по видам расстройства

Способы терапии ТНР зависят от характера отклонений. Для лечения заиканий для ребенка создают комфортную и спокойную обстановку, при которой дают возможность высказываться громко и медленно, без постоянных замечаний и спешки.

При наличии у ребенка алалии работа логопеда направлена на накопление словаря, понимание фраз и речевых конструкций, а также правильного грамматического строения речи.

Терапия дизартрии состоит из приема медикаментов, работы с логопедом и физиотерапевтических процедур. Логопедические занятия предполагают развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики. Развитие речевого аппарата осуществляется артикуляционной и дыхательной гимнастики.

При лечении афазии ключевую роль отводя устранению заболевания, ставшего причиной развития патологии. Комплексная терапия состоит из приема препаратов, массажа, ЛФК и физиотерапии, а также работы с логопедом. Логопедические занятия направлены на восстановление способности правильного произношения слов и понимания речи.

При дислексии работа логопеда направлена на:

  • развитие полноценных фонематических процессов;
  • обогащение словарного запаса;
  • усвоение грамматических норм.

Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания нуждаются в комплексном подходе с применением психолого-педагогической коррекции, медикаментозной терапии и психотерапии. Гиперактивному ребенку показано обучение в классах с минимальным количеством учеников, полноценный сон и ограничение посещений массовых мероприятий.

Как помочь ребенку дома?

Тяжелые речевые нарушения – это расстройства, для лечения которых необходима не только квалифицированная помощь, но усердие родителей. Дополнительные занятия в домашних условиях помогут ускорить процесс выздоровления. Интенсивность занятий будет зависеть от степени имеющихся нарушений.

Основные методы работы в домашних условиях:

  • занятия пальчиковой гимнастикой;Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят
  • разработка артикуляционного аппарата перед зеркалом: высовывание языка, складывание его в трубочку, попытки дотянуться языком до кончика носа;
  • ведение постоянного диалога с ребенком, чтение книг и пение;
  • выполнение упражнений в несколько подходов, со сменой деятельности;
  • использование во время занятий наглядного материала: карточек, плакатов, аудио и видео-записей;
  • применение мелких предметов для развития моторики рук: лепка из пластилина, складывание мозаики, склеивание мелких бумажных деталей;
  • творческие занятия с использованием пальчиковых красок;
  • повторение пройденного материала.

Для того, чтобы ребенок был максимально заинтересован в занятиях, следует использовать традиционные методы мотивации – похвалу и поощрение.

Как помогают ребенку в школе?

Тяжелые нарушения речи – это патология, при которой ребенку нужно создавать особые условия обучения. С этой целью для детей, страдающих ТНР, открывают специальные школы, предназначенные для коррекции речевых нарушений. В данные заведения попадают дети, для которых патология становится препятствием для общения и обучения в общеобразовательной школе.

Школы для детей с ТНР ставят для себя следующие задачи:

  • преодолеть нарушения устной и письменной речи;
  • создать максимально комфортные условия для обучения;
  • устранить особенности психического развития, связанного с ТНР;
  • обеспечить профессионально-трудовую подготовку.

Специализированные школы состоят из 2-х отделений. В первое отделение принимают детей с тяжелыми нарушениями, препятствующим обучению в обычной школе. Во втором отделении обучаются дети с тяжелыми формами заикания. Классы состоят из 12 человек. Важное место в процессе обучения отводят трудовой деятельности и коррекции нарушений речи и письма.

Тяжелые речевые нарушения у детей значительно усложняют процесс познавания мира и усвоение новой информации. Это связано с тем, что речевые расстройства оказывают влияние не только на артикуляционный аппарат, но и на формирование психики ребенка.

Благоприятный прогноз при патологии зависит от степени запущенности речевых нарушений и интенсивности занятий. Выявление расстройств в возрасте 2-4 лет позволяет полностью восстановить полноценную речь без последствий.

Видео о ТНР

Работа логопеда с детьми с ТНР:

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Здоровье взрослых и детей. Инструкции по применению препаратов, средств, советы, консультации врачей, специалистов
Добавить комментарий

  1. Регина

    Хорошая информация.

    Ответить
Lazer kesim Abkant büküm Lazer kesim fiyatları Akbant büküm fiyatları Lazer kesim sac Akbant büküm sac Akbant büküm metal Lazer kesim cnc Akbant büküm cnc Lazer kesim krom Lazer kesim paslanmaz çelik Akbant büküm paslanmaz çelik Lazer kesim alüminyum Akbant büküm alüminyum Lazer kesim ankara Lazer kesim istanbul Dijital reklam ajansı Sosyal medya reklam ajansı Google Ads ajansı Reklam ajansı fiyatları En iyi reklam ajansı Türkiye'deki reklam ajansları Reklam ajansı