Тяжелые нарушения речи – это целый ряд отклонений, которые влияют на речевую способность ребенка и могут спровоцировать психические нарушения при нормальной мозговой деятельности. Дети с ТНР нуждаются в особом подходе и комплексном лечении, которое включает занятия с логопедом или дефектологом, а также прием медикаментов.

Что такое тяжелые речевые нарушения?

Тяжелые речевые нарушения – это наличие у ребенка значительных дисфункций речевого аппарата при нормальном умственном развитии. Речевые дефекты влияют на становление психики детей в процессе развития. Маленькие пациенты испытывают трудности в построении предложений, обладают скудным словарным запасом или вообще не говорят.

Не смотря на нормальное функционирование мозга, вследствие нарушения коммуникабельности со сверстниками, происходит вторичное нарушение психики. В некоторых случаях, это дает повод считать детей неполноценными в интеллектуальном развитии.

Причины

Выделяют 2 группы факторов, способствующих возникновению ТНР: эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).

К эндогенным факторам можно отнести:

  • последствия внутриутробной патологии, которая возникает на фоне токсикоза, перенесенных вирусных и эндокринных заболеваний, или вследствие резус-конфликта;Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят
  • внутричерепные кровоизлияния, ставшие следствием асфиксии плода во время родов;
  • перенесение инфекционных и вирусных заболеваний в первый год жизни ребенка (энцефалит, менингит, частые желудочно-кишечные расстройства);

Немаловажную роль в развитии ТНР отводят наследственному фактору. При этом речевые нарушения развиваются в комплексе с нарушениями нервной системы и двигательной активности, а также общей интеллектуальной недоразвитостью.

К экзогенным факторам относят:

  • черепно-мозговые травмы;
  • неблагоприятные бытовые условия, ведущие к развитию психоэмоциональных нарушений.

Классификация, признаки и симптомы

Тяжелые нарушения речи – это специфические отклонения, имеющие различные формы, которые разделяют на 2 группы:

  • расстройства, касающиеся неправильного звукового формирования речи (дизартрия, ринолалия, дислалия, брадилалия, тахилалия, заикание, афония, дисфония);
  • расстройства структурного оформления речи (алалия, афазия).

Дизартрии

Дизартрия – расстройство, выраженное расстройством артикуляции и неправильным произношением фонем, вследствие чего речь утрачивает способность членится на составные части. Затруднение артикуляции вызвано ограниченной подвижностью речевых органов по причине их иннервации.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

Основные симптомы дизартрии:

  • нечеткая невнятная речь;
  • наличие звуковых искажений;
  • замедление и невыразительность речи;
  • учащение и прерывистость дыхания при попытке заговорить;
  • пропуск и замещение звуков.

Внешние проявления патологии выражены:

  • наличие полуоткрытого рта с течением слюны;
  • ограничение артикуляции губ;
  • вялость языка;

Дизартрия характеризуется достаточной стойкостью дефектов и сложностью с их преодолением.

Дислалии

Дислалия – нарушение произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии иннервации артикуляционного аппарата.

Выделяют 2 формы патологии:

  • функциональная – нарушенное звукопроизношение, не обусловленное нарушением центральной и периферической нервной системой;
  • механическая – речевые нарушение, связанные с отклонениями строения артикуляционного аппарата.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

К симптомам функциональной дислалии относят:

  • замена звуков и искаженное их произношение;
  • отсутствие умения верно осуществлять выбор звуков и правильно их произносить;
  • смешивание двух близких по звучанию звуков.

Дисглоссии

Дисглоссия – это форма механической дислалии, связанная с патологическим строением органов артикуляционного аппарата.

Неправильное произношение слов и звуков вызвано:

  • изменением формы губ (заячья губа, волчий рот);
  • нарушением формы верхней и нижней челюсти;
  • расщелинами неба;
  • отсутствием или неправильным расположением резцов;
  • патологическими изменениями в строении языка.

Дисфемия

Дисфемия – это расстройство речи, вызванное психологическими факторами.

Основные симптомы патологии связаны с трудностью произношения отдельных слов, а именно:

  • повторное многократное произношение полных слогов;
  • повторное произношение неполных слогов;
  • неестественная протяжность звуков;
  • нарушение дыхание при попытке начать говорить.

Афазии

Афазия – расстройство уже сформированной речи, которое выражается в утрачивании способности ею пользоваться или воспринимать чужую. Патология касается детей в возрасте старше 3 лет.  У пациентов, страдающих расстройством, проявляются системные речевые нарушения, охватывающие произношение звуков, грамматический состав, способность воспринимать и понимать фразы.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводятТяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

Проявление симптомов афазии зависит от ее форм:

Моторная
  • перестановка фонем и слогов;
  • грубые ошибки при прочтении слов и их написании;
  • не восприятие разговорной речи.
Сенсорная
  • нарушение восприятия речи при нормальном слухе;
  • нарушение письма с сохранением возможности чтения;
  • наличие речи, состоящей из набора звуков и слов.
Акустико-мнестическая
  • утрачивание способности помнить услышанную речь;
  • невозможность понимания речи в усложненных условиях (рассказ в быстром темпе, длинная фраза, наличие нескольких собеседников);
  • нарушение зрительной памяти.
Семантическая
  • нарушенное запоминание названий предметов;
  • нарушенное понимание прочитанного текста.
Динамическая
  • отсутствие импровизированной разговорной речи;
  • сохранение возможности читать, писать и считать до 10.

Дислексия

Дислексия – это расстройство навыков чтения, которое вызванное разрушением психических функций, участвующих в формировании процесса чтения.

К основным симптомам нарушения относят:

  • скудный словарный запас;
  • отсутствие в речи повествовательных предложений;
  • несвязность слов в предложении;
  • замена и смешение схожих артикуляционных звуков при чтении;
  • отсутствие возможности запоминания букв;

Специфическое расстройство речи

Специфическое расстройство речи – это форма нарушения, при которой речевые навыки ребенка не соответствуют возрастной норме. Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводятПри этом ребенок имеет правильно развитый артикуляционный аппарат, нормальный слух, адекватное умственное развитие и присущие возрасту коммуникативные навыки. Дети с данным расстройством начинают выговаривать первые слова в возрасте от 2 лет.

К основным проявлениям патологии относят:

  • лексическая скудность словарного запаса;
  • трудности в усвоении новых слов;
  • невозможность восприятия сложных предложений;
  • неспособность формировать простые фразы;
  • полное отсутствие собственной речи в возрасте 3 лет.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – синдром повышенной физической и умственной активности, при котором процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Гиперактивный ребенок имеет трудности с концентрацией внимания и усидчивостью, а также обработкой и удержанием получаемой извне информации.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

К другим признакам СДВГ относят:

  • в раннем детстве: нарушение сна, повышенный мышечный тонус, частые необоснованные приступы рвоты, повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • в возрасте 4-7 лет: невнимательность, забывчивость, беспокойное поведение, наличие стереотипных движений в кистях и стопах, нетерпеливость, поспешность в выполнении заданий, импульсивность.

Дискалькулия

Дискалькулия – это расстройство у детей школьного возраста, которое выражается в снижении способности изучать математические науки. Проявляется патология сложностями в понимании цифровых символов, сравнении величин, выполнении процессов умножения, деления и вычитания.

В восприятии таких детей отсутствует связь между нарисованным или написанным числом, и его словесным названием. У учеников младшей школы наблюдаются сложности в распознавании математических символов. В более старшем возрасте подростки плохо усваивают алгебру, геометрию и любые науки, где требуется вести арифметический расчёт.

Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия, сравнительная таблица

Тяжелые нарушения речи – это диагноз, который сложно дифференцировать с общей умственной отсталостью, поскольку связь речи и интеллекта неразрывна. Умственное недоразвитие в большинстве случаев сопровождается проблемами с речью, и, наоборот, при сложных речевых нарушениях у ребенка наблюдается неравномерное или недостаточное развитие интеллекта.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

Ниже представлена таблица, позволяющая отличить ТНР от общей умственной отсталости:

ТНРУмственная отсталость
Механизм речевых нарушенийТрудности с заданиями, требующих прямого участия речи, проявление интереса и сообразительности при выполнении заданий на логическое мышление.Затруднение во всех видах интеллектуальных заданий, нарушенное словесно-логическое мышление.
Предречевое развитиеПредречевое развитие соответствует возрастным нормам.Наблюдается задержка гуления и лепета в младенческом возрасте.
Степень обучаемостиВысокаяНизкая
Установление причинно-следственных связейПонимание ребенка обращенной к нему речи, восприятие сложных предложений. Дети с ТНР пытаются выражать причинно-наследственные связи с помощью доступных им способов – интонации, кинетической речи, звуковых жестов.Понимание многих сложных речевых конструкций затруднено.

Характеристика ТНР

Тяжелые нарушения речи – это группа отклонений, которые условно подразделяют на уровни, каждому из которых присущ определенный набор нарушений:

  • I уровень. У детей наблюдается ограничение речевых средств общения. Активный словарь ребенка состоит из незначительного количества нечетко произносимых слов и звукоподражаний. В качестве средств общения дети выбирают мимику и жесты.

    Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят
    Тяжелые нарушения речи
  • II уровень. Характеризуется возросшей разговорной активностью. Дети общаются с помощью ограниченного количества общепринятых искаженных слов. Наблюдаются трудности с построением правильных грамматических конструкций. Фонетическая сторона выражена многочисленными звуковыми заменами и смещениями.
  • III уровень. Характерно наличие развернутой фразовой речи с грамматическим и фонематическим недоразвитием.

У дошкольников

У детей дошкольного возраста, страдающих ТНР, наблюдается общее нарушение внимания и памяти. Дети часто забывают сложные речевые конструкции и меняют слова местами.

Для них характерно ограниченное развитие познавательной деятельности и возникновение сложностей с описанием предметов и действий. Такие дети имеют сниженную потребность в общении из-за несформированной диалогической и монологической речи. Кроме этого, у детей с ТНР затруднена двигательная активность и нарушена мелкая моторика рук.

У школьников

Школьники с ТНР воспринимают учебную информацию в замедленном темпе. Они имеют сниженную работоспособность и с трудом устанавливают связь между зрительными, слуховыми и речевыми анализаторами.

Ученики сложно ориентируются в пространстве и лишены умения организовывать произвольную деятельность. Проблемы с устной речью препятствуют полноценному усвоению материала программы по русскому языку, что ведет к затруднению процесса освоения письма. Возникновение трудностей при обучении провоцирует ослабление мотивации к преодолению речевого барьера.

К чему приводят тяжелые речевые расстройства

Нарушение речи, не подвергшееся своевременной коррекции, может привести к ряду последствий, которые окажут влияние не только на работу артикуляционного аппарата, но и на психику ребенка.

ТНР у детей приводит:

  • к задержке умственного развития;
  • к тяжелым психическим травмам ребенка, связанным с нарушением коммуникации;
  • к затруднениям в освоении новой информации в процессе обучения в школе;
  • к развитию вторичных нарушений: дисграфии и дислексии.

Диагностика

Диагностикой тяжелого нарушения речи у детей занимается логопед. На первом осмотре врач знакомится с медицинской документацией, которая содержит информацию о наличии сопутствующих патологий. Обследование ТНР начинается с выяснения речевых особенностей ребенка.Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят

Логопед показывает ребенку изображения различных предметов, по которым маленький пациент должен составить рассказ. Затем логопед оценивает правильность словообразования и словоизменения, способность правильного согласования частей речи и построения предложений.

К основным задачам диагностики относят:

  • выявление отклонений в устной и письменной речи;
  • определение вида речевых дефектов;
  • постановка окончательного диагноза;
  • разработка индивидуальной коррекционной программы.

Методы лечения

Тяжелые нарушения речи – это перечень расстройств, для лечения которых необходим комплексный подход: прием медикаментов, физиотерапия, занятия с логопедом и дефектологом. Медикаментозную терапию применяют в случаях, когда причиной развития ТНР становятся нарушения в функционировании мозга и центральной нервной системы.

Для лечения речевых нарушений используют ноотропы – вещества, оказывающие позитивное влияние на интегративные мозговые функции. Действие ноотропов натравлено на улучшение умственной деятельности, стимуляцию познавательной функции и улучшения памяти.

Ноотропные препараты подразделяют на несколько групп:

  • нейромедиаторы ГАМ (Пантогам);
  • средства, содержащие пенитинол (Энцефабол);
  • психостимулирующие ноотропные (Цераксон);
  • поливитамины (Глиатинин);
  • препараты на основе аминокислот (Глицин, Когитум)

Среди других, наиболее назначаемых ноотропов назначают

  • Фенибут;
  • Семакс;
  • Церебролизин;Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят
  • Кортексин;
  • Церепро.

В составе комплексной терапии ТНР назначают физиотерапевтические процедуры, позволяющие:

  • стимулировать речевое развитие;
  • корректировать мышечный тонус речевого аппарата;
  • нормализовать речевое дыхание;
  • улучшить кровообращение.

Среди методов физиотерапии выделяют:

  • магнитотерапия;
  • электрофорез;
  • дарсонваль;
  • амплипульс.

В качестве дополнительных методов применяют ЛФК и массаж.

Терапия по видам расстройства

Способы терапии ТНР зависят от характера отклонений. Для лечения заиканий для ребенка создают комфортную и спокойную обстановку, при которой дают возможность высказываться громко и медленно, без постоянных замечаний и спешки.

При наличии у ребенка алалии работа логопеда направлена на накопление словаря, понимание фраз и речевых конструкций, а также правильного грамматического строения речи.

Терапия дизартрии состоит из приема медикаментов, работы с логопедом и физиотерапевтических процедур. Логопедические занятия предполагают развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики. Развитие речевого аппарата осуществляется артикуляционной и дыхательной гимнастики.

При лечении афазии ключевую роль отводя устранению заболевания, ставшего причиной развития патологии. Комплексная терапия состоит из приема препаратов, массажа, ЛФК и физиотерапии, а также работы с логопедом. Логопедические занятия направлены на восстановление способности правильного произношения слов и понимания речи.

При дислексии работа логопеда направлена на:

  • развитие полноценных фонематических процессов;
  • обогащение словарного запаса;
  • усвоение грамматических норм.

Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания нуждаются в комплексном подходе с применением психолого-педагогической коррекции, медикаментозной терапии и психотерапии. Гиперактивному ребенку показано обучение в классах с минимальным количеством учеников, полноценный сон и ограничение посещений массовых мероприятий.

Как помочь ребенку дома?

Тяжелые речевые нарушения – это расстройства, для лечения которых необходима не только квалифицированная помощь, но усердие родителей. Дополнительные занятия в домашних условиях помогут ускорить процесс выздоровления. Интенсивность занятий будет зависеть от степени имеющихся нарушений.

Основные методы работы в домашних условиях:

  • занятия пальчиковой гимнастикой;Тяжелые нарушения речи. Что это, классификация, диагнозы, причины, к чему приводят
  • разработка артикуляционного аппарата перед зеркалом: высовывание языка, складывание его в трубочку, попытки дотянуться языком до кончика носа;
  • ведение постоянного диалога с ребенком, чтение книг и пение;
  • выполнение упражнений в несколько подходов, со сменой деятельности;
  • использование во время занятий наглядного материала: карточек, плакатов, аудио и видео-записей;
  • применение мелких предметов для развития моторики рук: лепка из пластилина, складывание мозаики, склеивание мелких бумажных деталей;
  • творческие занятия с использованием пальчиковых красок;
  • повторение пройденного материала.

Для того, чтобы ребенок был максимально заинтересован в занятиях, следует использовать традиционные методы мотивации – похвалу и поощрение.

Как помогают ребенку в школе?

Тяжелые нарушения речи – это патология, при которой ребенку нужно создавать особые условия обучения. С этой целью для детей, страдающих ТНР, открывают специальные школы, предназначенные для коррекции речевых нарушений. В данные заведения попадают дети, для которых патология становится препятствием для общения и обучения в общеобразовательной школе.

Школы для детей с ТНР ставят для себя следующие задачи:

  • преодолеть нарушения устной и письменной речи;
  • создать максимально комфортные условия для обучения;
  • устранить особенности психического развития, связанного с ТНР;
  • обеспечить профессионально-трудовую подготовку.

Специализированные школы состоят из 2-х отделений. В первое отделение принимают детей с тяжелыми нарушениями, препятствующим обучению в обычной школе. Во втором отделении обучаются дети с тяжелыми формами заикания. Классы состоят из 12 человек. Важное место в процессе обучения отводят трудовой деятельности и коррекции нарушений речи и письма.

Тяжелые речевые нарушения у детей значительно усложняют процесс познавания мира и усвоение новой информации. Это связано с тем, что речевые расстройства оказывают влияние не только на артикуляционный аппарат, но и на формирование психики ребенка.

Благоприятный прогноз при патологии зависит от степени запущенности речевых нарушений и интенсивности занятий. Выявление расстройств в возрасте 2-4 лет позволяет полностью восстановить полноценную речь без последствий.

Видео о ТНР

Работа логопеда с детьми с ТНР:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ