Тяжелые нарушения речи – это целый ряд отклонений, которые влияют на речевую способность ребенка и могут спровоцировать психические нарушения при нормальной мозговой деятельности. Дети с ТНР нуждаются в особом подходе и комплексном лечении, которое включает занятия с логопедом или дефектологом, а также прием медикаментов.
Что такое тяжелые речевые нарушения?
Тяжелые речевые нарушения – это наличие у ребенка значительных дисфункций речевого аппарата при нормальном умственном развитии. Речевые дефекты влияют на становление психики детей в процессе развития. Маленькие пациенты испытывают трудности в построении предложений, обладают скудным словарным запасом или вообще не говорят.
Не смотря на нормальное функционирование мозга, вследствие нарушения коммуникабельности со сверстниками, происходит вторичное нарушение психики. В некоторых случаях, это дает повод считать детей неполноценными в интеллектуальном развитии.
Причины
Выделяют 2 группы факторов, способствующих возникновению ТНР: эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).
К эндогенным факторам можно отнести:
- последствия внутриутробной патологии, которая возникает на фоне токсикоза, перенесенных вирусных и эндокринных заболеваний, или вследствие резус-конфликта;
- внутричерепные кровоизлияния, ставшие следствием асфиксии плода во время родов;
- перенесение инфекционных и вирусных заболеваний в первый год жизни ребенка (энцефалит, менингит, частые желудочно-кишечные расстройства);
Немаловажную роль в развитии ТНР отводят наследственному фактору. При этом речевые нарушения развиваются в комплексе с нарушениями нервной системы и двигательной активности, а также общей интеллектуальной недоразвитостью.
К экзогенным факторам относят:
- черепно-мозговые травмы;
- неблагоприятные бытовые условия, ведущие к развитию психоэмоциональных нарушений.
Классификация, признаки и симптомы
Тяжелые нарушения речи – это специфические отклонения, имеющие различные формы, которые разделяют на 2 группы:
- расстройства, касающиеся неправильного звукового формирования речи (дизартрия, ринолалия, дислалия, брадилалия, тахилалия, заикание, афония, дисфония);
- расстройства структурного оформления речи (алалия, афазия).
Дизартрии
Дизартрия – расстройство, выраженное расстройством артикуляции и неправильным произношением фонем, вследствие чего речь утрачивает способность членится на составные части. Затруднение артикуляции вызвано ограниченной подвижностью речевых органов по причине их иннервации.
Основные симптомы дизартрии:
- нечеткая невнятная речь;
- наличие звуковых искажений;
- замедление и невыразительность речи;
- учащение и прерывистость дыхания при попытке заговорить;
- пропуск и замещение звуков.
Внешние проявления патологии выражены:
- наличие полуоткрытого рта с течением слюны;
- ограничение артикуляции губ;
- вялость языка;
Дизартрия характеризуется достаточной стойкостью дефектов и сложностью с их преодолением.
Дислалии
Дислалия – нарушение произношение звуков при нормальном слухе и отсутствии иннервации артикуляционного аппарата.
Выделяют 2 формы патологии:
- функциональная – нарушенное звукопроизношение, не обусловленное нарушением центральной и периферической нервной системой;
- механическая – речевые нарушение, связанные с отклонениями строения артикуляционного аппарата.
К симптомам функциональной дислалии относят:
- замена звуков и искаженное их произношение;
- отсутствие умения верно осуществлять выбор звуков и правильно их произносить;
- смешивание двух близких по звучанию звуков.
Дисглоссии
Дисглоссия – это форма механической дислалии, связанная с патологическим строением органов артикуляционного аппарата.
Неправильное произношение слов и звуков вызвано:
- изменением формы губ (заячья губа, волчий рот);
- нарушением формы верхней и нижней челюсти;
- расщелинами неба;
- отсутствием или неправильным расположением резцов;
- патологическими изменениями в строении языка.
Дисфемия
Дисфемия – это расстройство речи, вызванное психологическими факторами.
Основные симптомы патологии связаны с трудностью произношения отдельных слов, а именно:
- повторное многократное произношение полных слогов;
- повторное произношение неполных слогов;
- неестественная протяжность звуков;
- нарушение дыхание при попытке начать говорить.
Афазии
Афазия – расстройство уже сформированной речи, которое выражается в утрачивании способности ею пользоваться или воспринимать чужую. Патология касается детей в возрасте старше 3 лет. У пациентов, страдающих расстройством, проявляются системные речевые нарушения, охватывающие произношение звуков, грамматический состав, способность воспринимать и понимать фразы.
Проявление симптомов афазии зависит от ее форм:
Моторная |
|
Сенсорная |
|
Акустико-мнестическая |
|
Семантическая |
|
Динамическая |
|
Дислексия
Дислексия – это расстройство навыков чтения, которое вызванное разрушением психических функций, участвующих в формировании процесса чтения.
К основным симптомам нарушения относят:
- скудный словарный запас;
- отсутствие в речи повествовательных предложений;
- несвязность слов в предложении;
- замена и смешение схожих артикуляционных звуков при чтении;
- отсутствие возможности запоминания букв;
Специфическое расстройство речи
Специфическое расстройство речи – это форма нарушения, при которой речевые навыки ребенка не соответствуют возрастной норме. При этом ребенок имеет правильно развитый артикуляционный аппарат, нормальный слух, адекватное умственное развитие и присущие возрасту коммуникативные навыки. Дети с данным расстройством начинают выговаривать первые слова в возрасте от 2 лет.
К основным проявлениям патологии относят:
- лексическая скудность словарного запаса;
- трудности в усвоении новых слов;
- невозможность восприятия сложных предложений;
- неспособность формировать простые фразы;
- полное отсутствие собственной речи в возрасте 3 лет.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – синдром повышенной физической и умственной активности, при котором процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Гиперактивный ребенок имеет трудности с концентрацией внимания и усидчивостью, а также обработкой и удержанием получаемой извне информации.
К другим признакам СДВГ относят:
- в раннем детстве: нарушение сна, повышенный мышечный тонус, частые необоснованные приступы рвоты, повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
- в возрасте 4-7 лет: невнимательность, забывчивость, беспокойное поведение, наличие стереотипных движений в кистях и стопах, нетерпеливость, поспешность в выполнении заданий, импульсивность.
Дискалькулия
Дискалькулия – это расстройство у детей школьного возраста, которое выражается в снижении способности изучать математические науки. Проявляется патология сложностями в понимании цифровых символов, сравнении величин, выполнении процессов умножения, деления и вычитания.
В восприятии таких детей отсутствует связь между нарисованным или написанным числом, и его словесным названием. У учеников младшей школы наблюдаются сложности в распознавании математических символов. В более старшем возрасте подростки плохо усваивают алгебру, геометрию и любые науки, где требуется вести арифметический расчёт.
Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия, сравнительная таблица
Тяжелые нарушения речи – это диагноз, который сложно дифференцировать с общей умственной отсталостью, поскольку связь речи и интеллекта неразрывна. Умственное недоразвитие в большинстве случаев сопровождается проблемами с речью, и, наоборот, при сложных речевых нарушениях у ребенка наблюдается неравномерное или недостаточное развитие интеллекта.
Ниже представлена таблица, позволяющая отличить ТНР от общей умственной отсталости:
ТНР | Умственная отсталость | |
Механизм речевых нарушений | Трудности с заданиями, требующих прямого участия речи, проявление интереса и сообразительности при выполнении заданий на логическое мышление. | Затруднение во всех видах интеллектуальных заданий, нарушенное словесно-логическое мышление. |
Предречевое развитие | Предречевое развитие соответствует возрастным нормам. | Наблюдается задержка гуления и лепета в младенческом возрасте. |
Степень обучаемости | Высокая | Низкая |
Установление причинно-следственных связей | Понимание ребенка обращенной к нему речи, восприятие сложных предложений. Дети с ТНР пытаются выражать причинно-наследственные связи с помощью доступных им способов – интонации, кинетической речи, звуковых жестов. | Понимание многих сложных речевых конструкций затруднено. |
Характеристика ТНР
Тяжелые нарушения речи – это группа отклонений, которые условно подразделяют на уровни, каждому из которых присущ определенный набор нарушений:
- I уровень. У детей наблюдается ограничение речевых средств общения. Активный словарь ребенка состоит из незначительного количества нечетко произносимых слов и звукоподражаний. В качестве средств общения дети выбирают мимику и жесты.
- II уровень. Характеризуется возросшей разговорной активностью. Дети общаются с помощью ограниченного количества общепринятых искаженных слов. Наблюдаются трудности с построением правильных грамматических конструкций. Фонетическая сторона выражена многочисленными звуковыми заменами и смещениями.
- III уровень. Характерно наличие развернутой фразовой речи с грамматическим и фонематическим недоразвитием.
У дошкольников
У детей дошкольного возраста, страдающих ТНР, наблюдается общее нарушение внимания и памяти. Дети часто забывают сложные речевые конструкции и меняют слова местами.
Для них характерно ограниченное развитие познавательной деятельности и возникновение сложностей с описанием предметов и действий. Такие дети имеют сниженную потребность в общении из-за несформированной диалогической и монологической речи. Кроме этого, у детей с ТНР затруднена двигательная активность и нарушена мелкая моторика рук.
У школьников
Школьники с ТНР воспринимают учебную информацию в замедленном темпе. Они имеют сниженную работоспособность и с трудом устанавливают связь между зрительными, слуховыми и речевыми анализаторами.
Ученики сложно ориентируются в пространстве и лишены умения организовывать произвольную деятельность. Проблемы с устной речью препятствуют полноценному усвоению материала программы по русскому языку, что ведет к затруднению процесса освоения письма. Возникновение трудностей при обучении провоцирует ослабление мотивации к преодолению речевого барьера.
К чему приводят тяжелые речевые расстройства
Нарушение речи, не подвергшееся своевременной коррекции, может привести к ряду последствий, которые окажут влияние не только на работу артикуляционного аппарата, но и на психику ребенка.
ТНР у детей приводит:
- к задержке умственного развития;
- к тяжелым психическим травмам ребенка, связанным с нарушением коммуникации;
- к затруднениям в освоении новой информации в процессе обучения в школе;
- к развитию вторичных нарушений: дисграфии и дислексии.
Диагностика
Диагностикой тяжелого нарушения речи у детей занимается логопед. На первом осмотре врач знакомится с медицинской документацией, которая содержит информацию о наличии сопутствующих патологий. Обследование ТНР начинается с выяснения речевых особенностей ребенка.
Логопед показывает ребенку изображения различных предметов, по которым маленький пациент должен составить рассказ. Затем логопед оценивает правильность словообразования и словоизменения, способность правильного согласования частей речи и построения предложений.
К основным задачам диагностики относят:
- выявление отклонений в устной и письменной речи;
- определение вида речевых дефектов;
- постановка окончательного диагноза;
- разработка индивидуальной коррекционной программы.
Методы лечения
Тяжелые нарушения речи – это перечень расстройств, для лечения которых необходим комплексный подход: прием медикаментов, физиотерапия, занятия с логопедом и дефектологом. Медикаментозную терапию применяют в случаях, когда причиной развития ТНР становятся нарушения в функционировании мозга и центральной нервной системы.
Для лечения речевых нарушений используют ноотропы – вещества, оказывающие позитивное влияние на интегративные мозговые функции. Действие ноотропов натравлено на улучшение умственной деятельности, стимуляцию познавательной функции и улучшения памяти.
Ноотропные препараты подразделяют на несколько групп:
- нейромедиаторы ГАМ (Пантогам);
- средства, содержащие пенитинол (Энцефабол);
- психостимулирующие ноотропные (Цераксон);
- поливитамины (Глиатинин);
- препараты на основе аминокислот (Глицин, Когитум)
Среди других, наиболее назначаемых ноотропов назначают
- Фенибут;
- Семакс;
- Церебролизин;
- Кортексин;
- Церепро.
В составе комплексной терапии ТНР назначают физиотерапевтические процедуры, позволяющие:
- стимулировать речевое развитие;
- корректировать мышечный тонус речевого аппарата;
- нормализовать речевое дыхание;
- улучшить кровообращение.
Среди методов физиотерапии выделяют:
- магнитотерапия;
- электрофорез;
- дарсонваль;
- амплипульс.
В качестве дополнительных методов применяют ЛФК и массаж.
Терапия по видам расстройства
Способы терапии ТНР зависят от характера отклонений. Для лечения заиканий для ребенка создают комфортную и спокойную обстановку, при которой дают возможность высказываться громко и медленно, без постоянных замечаний и спешки.
При наличии у ребенка алалии работа логопеда направлена на накопление словаря, понимание фраз и речевых конструкций, а также правильного грамматического строения речи.
Терапия дизартрии состоит из приема медикаментов, работы с логопедом и физиотерапевтических процедур. Логопедические занятия предполагают развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики. Развитие речевого аппарата осуществляется артикуляционной и дыхательной гимнастики.
При лечении афазии ключевую роль отводя устранению заболевания, ставшего причиной развития патологии. Комплексная терапия состоит из приема препаратов, массажа, ЛФК и физиотерапии, а также работы с логопедом. Логопедические занятия направлены на восстановление способности правильного произношения слов и понимания речи.
При дислексии работа логопеда направлена на:
- развитие полноценных фонематических процессов;
- обогащение словарного запаса;
- усвоение грамматических норм.
Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания нуждаются в комплексном подходе с применением психолого-педагогической коррекции, медикаментозной терапии и психотерапии. Гиперактивному ребенку показано обучение в классах с минимальным количеством учеников, полноценный сон и ограничение посещений массовых мероприятий.
Как помочь ребенку дома?
Тяжелые речевые нарушения – это расстройства, для лечения которых необходима не только квалифицированная помощь, но усердие родителей. Дополнительные занятия в домашних условиях помогут ускорить процесс выздоровления. Интенсивность занятий будет зависеть от степени имеющихся нарушений.
Основные методы работы в домашних условиях:
- занятия пальчиковой гимнастикой;
- разработка артикуляционного аппарата перед зеркалом: высовывание языка, складывание его в трубочку, попытки дотянуться языком до кончика носа;
- ведение постоянного диалога с ребенком, чтение книг и пение;
- выполнение упражнений в несколько подходов, со сменой деятельности;
- использование во время занятий наглядного материала: карточек, плакатов, аудио и видео-записей;
- применение мелких предметов для развития моторики рук: лепка из пластилина, складывание мозаики, склеивание мелких бумажных деталей;
- творческие занятия с использованием пальчиковых красок;
- повторение пройденного материала.
Для того, чтобы ребенок был максимально заинтересован в занятиях, следует использовать традиционные методы мотивации – похвалу и поощрение.
Как помогают ребенку в школе?
Тяжелые нарушения речи – это патология, при которой ребенку нужно создавать особые условия обучения. С этой целью для детей, страдающих ТНР, открывают специальные школы, предназначенные для коррекции речевых нарушений. В данные заведения попадают дети, для которых патология становится препятствием для общения и обучения в общеобразовательной школе.
Школы для детей с ТНР ставят для себя следующие задачи:
- преодолеть нарушения устной и письменной речи;
- создать максимально комфортные условия для обучения;
- устранить особенности психического развития, связанного с ТНР;
- обеспечить профессионально-трудовую подготовку.
Специализированные школы состоят из 2-х отделений. В первое отделение принимают детей с тяжелыми нарушениями, препятствующим обучению в обычной школе. Во втором отделении обучаются дети с тяжелыми формами заикания. Классы состоят из 12 человек. Важное место в процессе обучения отводят трудовой деятельности и коррекции нарушений речи и письма.
Тяжелые речевые нарушения у детей значительно усложняют процесс познавания мира и усвоение новой информации. Это связано с тем, что речевые расстройства оказывают влияние не только на артикуляционный аппарат, но и на формирование психики ребенка.
Благоприятный прогноз при патологии зависит от степени запущенности речевых нарушений и интенсивности занятий. Выявление расстройств в возрасте 2-4 лет позволяет полностью восстановить полноценную речь без последствий.
Видео о ТНР
Работа логопеда с детьми с ТНР:
Хорошая информация.