Профилактика склонности к суициду – комплекс мер, направленные на установление доверительных отношений с подростком, поддержание здорового образа жизни и предупреждения возникновения негативных психиатрических состояний, вынуждающих ребенка на добровольный уход из жизни.
Проводимый клиническими психологами совместно с учителями школ и родителями он помогает снизить риск суицида, нормализовать социальную активность и поведение несовершеннолетнего, предупредить развитие тяжелых последствий.
Индивидуальная работа с подростками
Профилактика суицидального поведения проводится специалистами на 3-х уровнях:
- коррекционные меры, проводимые по отношению к ребенку, планирующему совершить суицид;
- психологическая работа после неудавшейся попытки самоубийства;
- профилактические мероприятия, предупреждающие риск повторной попытки суицида.
Клинические психологи отмечают, что основой предупреждения возникновения индивидуального суицидального поведения является его профилактика, а в ответе за него не ребенок, а взрослые, не заметившие признаков опасности и не оказавшие своевременную помощь подростку, попавшему в критическое, депрессивное состояние. Разработаны ими также меры индивидуальной профилактики включают в себя:
Выявление факторов риска суицида
Выявление факторов риска и прогнозирование суицидального поведения– одна из важнейших задач образовательных и социально-психологических служб, позволяющая своевременно провести корректирующие мероприятия и избежать негативных последствий.
Работа специалиста здесь направлена на обучение родителей и учителей выделению и своевременному распознаванию признаков депрессии, дающих толчок к развитию суицидальных наклонностей, а также на своевременную диагностику суицидального риска, при помощи:
- Проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограмм), выявляющих скрытые, неосознаваемые ребенком, тенденции.
- Опросника Г. Айзенка, описывающего ряд психологических состояний, которые несовершеннолетний должен опровергнуть или подтвердить. По результату полученного исследования также устанавливается уровень агрессии, фрустрации, тревожности.
- Цветового теста Люшера, по сочетанию цветов определяющего признаки деструктивного поведения.
- Личностного опросника Г. Шмишека, диагностирующего вероятность совершения демонстративного самоубийства.
- Метода «Незаконченное предложение», помогающего выяснить отношение ребенка к окружающему миру и некоторые его личностные установки путем завершения предложенных специалистом предложений, например: «После получения школьного аттестата я.…», «Наступит день, и я …».
- Опросника суицидального риска Т. Н. Разуваевой.
- Методики А. А. Кучера и В. П. Костюкевич.
Из-за неустойчивой психологической организации подростка в пубертатный период, связанной с появлением целого ряда психологических, биологических и социальных факторов, он склонен к депрессивному состоянию и суицидальному поведению.
Работникам школ и учителям следует внимательно относиться к поведению несовершеннолетних и сразу же принимать меры если они:
- злоупотребляют алкоголем, принимают наркотические вещества;
- отличаются импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной внушаемостью и несамостоятельностью мышления;
- имеют склонность к отклоняющемуся, асоциальному поведению – убегают из дома, прогуливают школу, совершают мелкие правонарушения, постоянно конфликтуют с родителями и учителями;
- посещают в сети интернет-сайты, пропагандирующие суицид как способ осознанного, добровольного ухода из жизни в качестве протеста или как решение тяжелых, кризисных ситуаций;
- теряют чувство социальной принадлежности, внезапно становятся замкнутым, тяжело сходятся с окружающими, воспринимают себя в качестве обузы для близких людей.
Признаки суицидального поведения несовершеннолетних, требующие принятия экстренных мер:
Вербальные | Ребенок:
|
Поведенческие | Несовершеннолетний:
|
Ситуационные | Ребенок:
|
Беседа
Профилактика суицидального поведения – комплекс психологических и воспитательных мер, направленные на восстановление доверительных отношений с ребенком и снятие охватившего его эмоционального напряжения. Беседа с психологом помогает ему преодолеть кризисное состояние.
Проводиться она наедине, в помещении, закрытом от посещения третьими лицами, а приглашать на нее ребенка врач должен аккуратно, как бы случайно, без помощи посторонних людей.
Во время беседы специалист должен:
- внимательно слушать ребенка, давая ему возможность выговорить и всем своим видом выражая желание помочь;
- произносить только позитивно-конструктивные фразы доброжелательным тоном, при этом не шокируя, не провоцируя и не осуждая несовершеннолетнего;
- смотреть на собеседника, не отвлекаясь на посторонние дела и не ведя каких-либо записей;
- не спорить с ним и не пытаться образумить ребенка фразами о невозможности им совершения суицидальных действий.
Варианты построения профилактической беседы:
Возможные высказывания подростка | Надлежащие ответы | Запрещенные фразы |
«Ненавижу школу, одноклассников» | «Что случилось, из-за чего ты чувствуешь себя некомфортно?» | Любые обвинения в неполноценности, сравнения с другими, проводимые в негативном ключе |
«Все кажется безнадежным» | «Сложные моменты случаются у всех, давай подумаем вместе, что можно сделать»? | «Есть люди, которые страдают больше тебя» |
«Всем будет лучше если я исчезну» | «Ты не один, тебя любят родители, друзья, а любые неприятности, произошедшие с тобой, станут для них тяжелым ударом» | «Не будем говорить об этом, сменим тему» |
«Меня никто не понимает» | «Попробуй рассказать мне, что именно ты чувствуешь» | «Перестань говорить глупости» |
«Я совершил плохой поступок» | «Нам следует обсудить это» | «Ты сам во всем виноват» |
«Вдруг у меня не получится» | «Я все равно буду уверен в том, что ты приложил все усилия» | «Тогда ты недостаточно старался» |
Подозревая суицидальные намерения у подростка, врач должен подробность расспросить его о физическом и эмоциональном состоянии, о фантазиях на тему совершения суицида, а затем убедить его отказаться от причинения себя вреда.
Беседовать с ребенком, склонным к суицидальному поведению также должны родители, внимательно относящиеся к его проблемам, негативному эмоциональному состоянию, чувствам и переживаниям, но при этом не пытающиеся утешить его словами «Не все так плохо» или «Скоро все наладиться».
Матери и отцу необходимо:
- интересоваться его делами, успехами в школе;
- задавать вопросы о самочувствии, взаимоотношениях с друзьями и одноклассниками;
- проводить беседы о будущем;
- предлагать решить, как провести выходные, праздники, отпуск.
Разговаривая с ребенком окружающие его люди дают ему понять, что слышат, понимают и переживают за него, при этом не пытаются ругать, повышая голос.
Во время беседы ребенок должен почувствовать искренность собеседника, понимание и неравнодушие к его проблемам и прийти к выводу о том, что лишение себя жизни не является единственно возможным выходом из сложившейся ситуации.
Необходимо серьезно относиться к любым угрозам подростка, ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими, более успешными детьми, что может усугубить его и без того низкую самооценку и привести к необратимым последствиям.
Проводить сравнительные параллели можно только для того, чтобы подчеркнуть временное негативное состояние ребенка в настоящий момент, сравнимая его с прошлыми годами и морально подталкивая его к будущим достижениям.
Сеансы психотерапии
Профилактика суицидального поведения у подростков с признаками депрессивного состояния включает в себя сеансы психотерапии. Проводить их можно на всех стадиях заболевания, ориентируясь на когнитивное-поведенческий метод воздействия.
Работа специалиста направлена на поиск проблемы, изучение мыслей, убеждений подростка и проработку мучающих его негативных идей о бесперспективности, бессмысленности будущего.
Этапы профилактической психотерапии:
Начало работы | На первом этапе специалисту необходимо установить доверительный контакт с несовершеннолетним, внимательно выслушав его и поддержать, постепенно убеждая воспринимать себя как человека, заслуживающего доверия. |
2-й этап | Работа, направленная на изучение цепочки событий, приведших к кризису, а затем при помощи приемов «Преодоление исключительной ситуации», «Поддержка успехами» снятие психологического напряжение. |
3-й этап | Включает в себя совместную деятельность специалиста и подростка, направленную на преодоление кризисной ситуации. |
Завершающая стадия | Окончательное формирование плана деятельности по выходу из сложившейся проблемы. |
В процессе работы ставя под сомнения негативные, ошибочные суждения врач обучает ребенка самостоятельно обнаруживать и бороться с деструктивными мыслями, искать альтернативные способы решения проблемы.
Психологическое консультирование проводится также с родителями ребенка, а во врем занятий специалист обучает их правилам взаимодействия с сыном или дочерью, способам правильного реагирования на его состояние, подчеркивает необходимость осуществления ненавязчивого контроля.
Эффективным способом предупреждения самоубийства, в том числе и при наличии ранее совершенной, неудавшейся попытки является практикуемый психологами метод «Подписание договора», во время которого врач вместе с подопечным, устанавливают на бумаге конкретный временной промежуток, в течение которого он обязуется не пытаться лишить себя жизни каким-либо способом.
Хобби и спорт
Для снижения риска суицидального поведения родителям и учителям рекомендуется разнообразить жизнь подростка, заняв его разнообразными делами. В качестве нового увлечения подойдет любое хобби (рисование, вязание, фотография) или спортивные занятия (плавание, посещение тренажерного зала, бокс).
Родителям рекомендуется привлекать подросших детей к генеральной уборке в доме, посещать вместе с ними культурно-массовые мероприятия – кинотеатры, выставки, концерта.
Поможет справиться с депрессивными мыслями также забота о домашнем питомце. Выбор, приобретение и необходимость постоянного ухода за котенком, щенком, хомяком поможет мобилизовать ребенка и отказаться от кризисных мыслей о собственной ненужности в пользу позитивного настроя.
Режим дня
Провоцирующая суицидальное поведение депрессия является психофизиологическим состоянием, а для противостояния ему ребенку необходимо соблюдать режим дня, высыпаться и полноценно питаться.
Родителям следует снизить выраженность умственных и физических нагрузок ребенка, выделив дополнительное время на отдых и ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Телефон доверия
«Телефон доверия» относится специалистами к кризисным методам профилактики суицидального поведения, воспользовавшись которым ребенок или его родители могут бесплатно получить необходимую им психологическую консультацию.
Разговаривая со специалистом, подросток проговаривает беспокоящие его внутренние проблемы, описывает свое состояние, тревоги, намерения и постепенно начинает испытывать облегчения от снижения внутреннего напряжения.
Наиболее эффективным данный метод будет для замкнутых, асоциальных детей, боящихся раскрываться перед родителями и учителями.
Соблюдая анонимность и разговаривая с незнакомым, находящимся на достаточно большом расстоянии от него специалистом, ребенок чувствует себя в безопасности, снижается интенсивность его переживаний, уязвимости и беспокойства, способствуя быстрому выстраиванию со специалистом доверительных отношений, применению метода глубокого терапевтического анализа и проработки личных проблем.
Обратиться на горячую линию «телефона доверия» родителям рекомендуется при появлении и длительном сохранении у ребенка признаков депрессивного поведения, осложненных агрессивными эпизодами, непривычной замкнутостью, одиночеством и апатией, дающими основание предположить риск развития суицидальных наклонностей.
Социализация
Профилактика суицидального поведения обязательно включается в себя помощь в социализации несовершеннолетних, устранении его вынужденной замкнутости и одиночества, налаживании контакта со сверстниками и друзьями.
Работая в этом направлении, специалисты и работники школы должны:
- внимательно изучить интересы и способности несовершеннолетних, со склонностью к суицидальным намерениям и оказать им помощь в развитии их творческого и лидерского потенциала;
- выявить пробелы в знаниях и навыках ребенка, и разработать для него программу психологического консультирования, сопровождающуюся дополнительными занятиями, помогающими влиться в социальный и рабочий процесс;
- организовать и привлечь его к общественно полезной деятельности, работе в секциях, кружках;
- включить детей из неблагополучных семей в состав групп продленного дня, сезонных, культурно-оздоровительных школьных лагерей;
- проводить конкурсы и фестивали, направленные на реализацию творческих способностей и поддержку детей из «группы риска» и с ограниченными физическими возможностями.
Формирование межличностных отношений в школе
Профилактика суицидального поведения в школе основана на формировании и восстановлении межличностных отношений между ребенком, столкнувшимся с кризисной ситуации и его сверстниками и учителями.
Контролируя учебных процесс специалисту при поддержке педагогов и администрации школы необходимо:
- оказать помощь в формировании классного коллектива;
- нормализовать стиль общения педагогов и учащихся;
- оптимизировать учебную деятельность;
- привлечь школьников к социально-значимым видам деятельности;
- организовать школьного самоуправления;
- сформировать у детей установку на самореализацию в разнообразных социально-культурных сферах жизни (искусстве, научной и спортивной деятельности).
С педагогами
Свои взаимоотношения с учениками классные руководители (и другие учителя) должны выстраивать, опираясь на принципы взаимоуважения и убеждения, а при общении использовать только доброжелательный, спокойный тон.
Огромное значение для профилактики суицидального поведения имеет работа классного руководителя, которому необходимо:
- включать в программу внеклассной деятельности познавательные беседы, способствующие формированию правильные жизненных ценностей: «Мы голосует за жизнь», «Давайте делать добрые дела», «Жизнь прекрасна».
- способствовать формированию у каждого из детей собственного, позитивного «Я», принятию уникальности и неповторимости собственной личности;
- вселять в них оптимизм, уверенность в собственных возможностях;
- проявлять понимание и сочувствие, избегать осуждающего тона;
- информировать учеников о возможности получения бесплатной помощи психолога по «телефону доверия»;
- контролировать поведение учеников, анализировать их социальную активность.
В задачи классного руководства также обязательно должен входить контроль за посещаемостью и успеваемостью учеников. Особую внимательность при этом нужно проявлять по отношению к детям из «неблагополучных» семей, а также столкнувшимся с тяжелыми жизненными обстоятельствами (потерей близких людей, разводом родителей).
При возникновении опасных ситуаций педагогу необходимо:
- выявить пробелы в знаниях ученика и оказать ему помочь в организации дополнительных занятий, направленных на освоение пропущенного материала;
- способствовать повышению сплоченности класса, оказывать помощь по улучшению психологического климата среди одноклассников, формировать у них чувство принятия, милосердия и взаимовыручки.
Работа с родителями
Профилактические меры по предотвращению риска суицида должны проводиться также с близкими родственниками несовершеннолетних. С этой целью психологам, вместе с работниками школы, необходимо организовывать специальные родительские собрания, убеждая родителей в необходимости внимательного отношения к поведению ребенку и его суицидальным угрозам.
Рекомендуется также убедить их:
- постараться выстроить с сыном или дочерью доверительные отношения, регулярно беседовать с ним (с ней), внимательно выслушивая, давая выговориться;
- серьезно отнестись ко всем его жалобам и обидам, и попытаться решить их;
- при необходимости задать вопрос о возможности совершения самоубийства, а при получении положительного ответа попросить его повременить с суицидальными действиями;
- убедить ребенка в своей любви, ценности его жизни для родных и друзей;
- дать понять, что тяжелое состояния является временным и предложить свою помощь в его преодолении.
Особое значение имеет также контроль родителями интернет-сайтов, посещаемых детьми, часть из которых таит в себе потенциальную угрозу, пропагандируя суицид в качестве эффективного манипуляционного акта и призывая детей к демонстративному уходу из жизни.
Использовать для контроля можно также специальные программы, блокирующие потенциально опасную интернет информацию.
Профилактика суицидального поведения – комплекс психологических, оздоровительных и воспитательных мер, проводимых клиническими психологами, школьными педагогами и родителями, с целью своевременного определения факторов риска и проведения корректирующих мер.
Направленный на снятие у ребенка психоэмоционального напряжения и восстановление социальных навыков, он дает возможность постепенно нормализовать его состояние, выстроить доверительные отношения с родственниками и друзьями и снизить риск совершения попытки суицида.
Видео о профилактике суицидального поведения
Профилактика суицидального поведения у детей и подростков: