Принуждение – это способ разрешения конфликта при помощи силы, словесных нападок или манипуляции. Получивший распространение в психологии, социологии и юриспруденции термин подразумевает под собой использование личностью различных способов психологического воздействия для удовлетворения своих потребностей или одобрения предложенных идей.
Что это такое, определение
Принуждение в психологии – это использование субъектом по отношению к объектам принуждения различных способов психологического воздействия, побуждающих их выполнять определенные обязанности независимо от собственного желания, осознавать вину и исправлять допущенные проступки. В такой трактовке термин используется в социальной психологии для характеристики «принуждения» как одного из воспитательных методов, опирающегося как на убеждение, так и на другие способы воздействия.
Составленный Анцуповым А.Я. и Шипиловым А.И. «Словарь конфликтолога» определяет термин «принуждение» как тактический прием в конфликте, сопровождающийся угрозой применения санкций, насилия или шантажом с целью заставить оппонента выполнить определенные действия (или идти на уступки).
В конфликтологии под принуждением так же понимается применение силы или угроза ее применения с целью склонения оппонента к определенному характеру поведения, которое не совпадает с его желанием. Среди конфликтологов широко распространено мнение о том, что использование принуждения несовместимо с подлинным решением проблем, вызвавших конфликт, но может использоваться лишь для его экстренного подавления.
В социальной психологии
В социальной психологии принуждение, в качестве меры воздействия, относится к категоричным требованиям, предъявляемым субъектом психологического манипулирования. Прибегший к принуждению человек должен проследить за выполнением своих требований, а в случае необоснованного их неисполнения принять соответствующие меры наказания.
Занимаясь проблемой принуждения, советский психолог Левидов Н.Д. отметил, что любые формы проявления необоснованной агрессии воспринимаются людьми в крайне негативном ключе, потому прежде чем использовать наказание он советовал субъекту принуждения попытаться найти более мягкие способы воздействия, используя:
- контроль за деятельностью и поведением;
- установление срока, необходимого для исполнения конкретных заданий;
- беседу с объектами в присутствии остальных членов коллектива;
- общественное осуждение провинившихся.
Любые формы наказания здесь являются способом торможения конфликта, вызванного осознанно совершенной вредной и противоречащей интересам коллектива деятельностью.
Наказание здесь не ставит перед собой цель причинения провинившемуся вреда (физического или морального), а направлено на концентрацию сознания человека на чувстве вины. Меры наказания здесь так же помогают обнаружить скрытые черты характера личности, изучить поведенческие особенности и помочь в выборе способа совместного взаимодействия.
Наказание используется не только для восстановления порядка, приоритета принятых в обществе морально-правовых норм, но и помогает развитию самоконтроля, основанного на осознании индивидом недозволенности попирания общественных прав и интересов.
Советский психолог К.Д. Ушинский, несмотря на определенную пользу наказаний для обеспечения общественного порядка, правил и норм общественного поведения, считал злоупотребление ими недопустимым.
По мнению ученого, употребление антипедагогических средств направлено на моральное подавление человека, лишение его уверенности в себе, появление переживаний, связанных с чувством собственной неполноценности. Так же, по словам психолога, оно провоцирует появление у индивида озлобленности и желания активного сопротивления психологическому воздействию.
В педагогике
Принуждение в процессе общения используется при неэффективности других способов воздействия и может быть использовано только в случае более высокого статуса субъекта принуждения по отношению к принуждаемому им объекту. Так, например, обладающий авторитетом учитель принуждает учеников к выполнению своих распоряжений.
Используемое в педагогике принуждение применяется учителем (или воспитателем) и заключается:
- в его прямом требовании к учащимся согласия с высказываемым им мнением или предложенным решением, взятым за эталон поведения;
- в выполнении учеником распоряжений учителя.
Психологи отмечают, что как постоянная форма воздействия, принуждение в процессе межличностного общения малоэффективно, но и полностью отказываться от него не следует, поскольку:
- оно способствует снятию конфликтной ситуации на данный отрезок времени и побуждает к выполнению определенных действий;
- по мнению основателя советской психологии К. Д. Ушинского, побуждает человека выполнять определенные действия из чувства долга, а не под влиянием собственных желаний.
Как способ психологического насилия
Принуждение в психологии – это насилие, выражающееся в понуждении к определенным действиям вопреки собственной воле индивида. Как способ проявления агрессии оно свойственного широкому спектру противоправных действий: от вымогательства и терроризма до различных форм рабства (Словарь терминов агрессии и насилия).
Как вид агрессии психическое принуждение заключается в применении к лицу психического насилия, направленного на совершение угодного для требующего действия либо воздержания от нежелательных для него поступков.
По своей структуре психическое принуждение представляет собой вариант информационного воздействия на сознание личности, несущее в себе угрозу применения физического насилия к ней самой или ее близким людям.
Под психическим принуждением в психологии и юриспруденции понимаются любые средства воздействия на человеческую психику, сопровождающиеся запугиванием с применением физического насилия (или угрозой его использования), уничтожением или повреждением имущества, распространением клеветнических измышлений.
Характеристика
Принуждение в психологии – это форма психологического давления на психику человека через лишение его выбора в пользу склонения к единственному (из возможных) варианту поведения.
В зависимости от своей природы методы принуждения подразделяются на физические и психологические. Физиологические – основаны на применении силы, а психологические — выступают как способ побуждения определенного лица к деятельности, несоответствующей его собственным желаниям. Во время психологического принуждения объект выполняет предписанное ему, находясь в состоянии сильного внутреннего протеста, повинуясь не собственным желаниям, а сложившимся внешним обстоятельствам.
Главной предпосылкой осуществления психологического принуждения, по словам советского психолога Левидова Н.Д., является чувство страха, связанного с безусловным оборонительным рефлексом и проявляющимся в реализации механизма инстинкта самосохранения. По словам психолога, социальная природа страха очень сложна и в достаточной степени еще не изучена, но способна вызывать и усиливать нервного напряжение при осознании и переживании человеком собственной слабости.
Наблюдения, проведенные группой отечественных психологов, установили, что страх возникает главным образом в результате словесного воздействия и тесно связан с сознанием человека. Его появление вызвано возникновением у человека чувства опасности, в результате восприятия вещей и сложившейся ситуации, своего понимания и суждения о ней.
Формы
Происходящее в форме насильственного психического воздействия принуждение проявляется в виде угрозы, шантажа или гипноза, используя которые субъект принуждения пытается запугать объект принуждения, добившись от него определенного поведения.
Угроза
Угроза, как метод психологического принуждения – это потенциально опасное событие или обещание проблем и неприятностей. Заслуженный деятель наук Ильин Е.П. характеризует понятие угрозы, как способ воздействия на человека, заключающийся в обещании причинить ему зло или какие-либо неприятности. Используется угроза, по словам доктора психологии для того, чтобы вызвать у человека появление тревоги или страха, способствующих его подчинению.
Запугивание может быть явным, выражаясь, например, в случае, когда учитель угрожает оставить ребенка на второй год или скрытым, заключающимся в словах родителей о том, что ребенок может не вырасти, если откажется есть кашу, и широко распространено в социальных взаимоотношениях между людьми, находящимися:
- в вооруженных силах;
- в учебных заведениях;
- в местах лишения свободы.
Используется угроза также и в семейном взаимодействии.
Формы проявления угрозы:
Угрозы определенного характера | Основаны на обещании совершить против объекта принуждения конкретные действия. Характерным примером такой угрозы является обещание учителя поставить ребенку неудовлетворительную оценку при отказе в выполнении домашнего задания. |
Угрозы неопределенного характера | Проявляются в озвучивании возможного совершения по отношению к индивиду неопределённых, опасных действий. |
Угрозы с возможным причинением вреда | Широко распространены в юриспруденции, в теории уголовного права и заключаются в принуждении человека к совершению определенных действий под угрозой физической расправы. |
Угрозы могут быть:
Реальными | Представляющими собой окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов (условий). Такое разделение угроз позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы. |
Предполагаемыми | Осуществляемым в форме воздействия или фактора, реально несущего в себе угрозу или воспринимаемого человеком в качестве угрожающего его психологическому благополучию. |
Формами внешнего проявления угрозы могут быть:
- действия или жесты;
- слова (в том числе и приказы).
Шантаж
Шантаж – разновидность принуждения, выражающаяся в угрозе неприятностями, если шантажируемый не выполнит какие-либо действия, требуемые шантажистом, или в угрозе оглашения порочащих и/или компрометирующих жертву сведений, независимо от их содержания и достоверности.
Проявляясь в завуалированной форме (например, «принимай меня таким, какой я есть») или прямой форме («если ты хочешь быть со мной, ты должен») шантаж провоцирует появление у объекта принуждения чувства страха за свою жизнь, имущество или благополучие. В юриспруденции шантаж считается одним из способов совершения уголовно-наказуемых деяний. Так же этот прием эффективно использует в межличностных и семейных отношениях и направлен на получение субъектом принуждения собственной выгоды.
Гипноз
Гипноз является способом психиатрического принуждения, заключающегося в умышленном приведении человека в беспомощное состояние помимо его воли, путем информационного воздействия на его психику. Осуществляемое при этом воздействие приводит к подавлению у объекта гипноза воли и ограничению его способности к свободному самовыражению.
В отличие от бодрствующего человека загипнотизированный субъект принуждения некритично воспринимает переданную ему информацию, что обусловлено появление в коре головного мозга тормозного процесса, вызванного словами гипнотизера.
Возникающий в процессе принуждения гипнотический феномен приводит:
- к амнезированию определенных факторов и событий;
- к внушению загипнотизированному лицу факта реальности несуществующих на самом деле событий, предметов или действий;
- к выполнению им определенных действий (или воздержанию от них) в определенный период времени.
Где используется и его опасность
Принуждение в психологии – это основанные на чувстве страха, возникающего в подсознании субъекта психологические манипуляции, сопровождающиеся у него появлением чувства гнева, раздражения, обиды, отвращения и вины, за совершенное (или несовершенное) деяние (заслуженный деятель наук Е.П. Ильин)
Проявляющееся в форме угроз или приказа психологическое принуждение наиболее распространено в воинских частях и местах исполнения наказаний, основано на авторитете субъекта принуждения и призвано заставить объект отношений совершить не совпадающие с его желанием и волей деяния.
Активно используется принуждение в учебных и воспитательных заведениях, где проявляется в форме побуждения учеников (воспитанников) учителем (воспитателем) к совершению необходимых действий (например, к выполнению домашнего задания).
В уголовной практике принуждение, проявляющееся в форме угрозы, или гипноза, является уголовно-наказуемым деянием и снимает с объекта принуждения вину за совершение (или несовершение) противоправных деяний.
В форме психологических манипуляций: угроз, шантажа, газлайтинга принуждение, как форму психологического насилия, можно наблюдать в межличностных, семейных отношениях. В этом случае объект принуждения, по словам психолога, гельштат-терапевта Морозовой Т.К. длительное время может не осознавать сам факт проявляющегося посредством принуждения психического насилия, чувствуя лишь дискомфорт и недовольство собственной жизнью.
Длительное время находящийся под воздействием принуждения человек может обнаружить у себя развитие соматических заболеваний: мигрени, язвы желудка, гипертонической болезни. Подобные симптомы появляются как ответ организма на длительное принуждение, но в большинстве случаев, по словам гельштат-терапевта, списываются объектом принуждения, на собственную усталость.
В качестве примера специалист приводит случай, когда уставшая на работе жена спешит домой для того, чтобы вовремя приготовить и подать ужин своему супругу, а подавая чай, в стакане обязательно размешивает сахар. Делает это она потому, что знает, что в противном случае ее муж будет недоволен и прибегнет к принуждению посредством угроз или шантажа.
Способы борьбы
По мнению гельштат-терапевта Морозовой Т.К., противостояние психологическому принуждению в семейных и социальных взаимоотношениях начинается с момента осознания личностью своего состояния.
Обстоятельства, способствующие осознанию психологического принуждения:
Достижение предела терпения | Момент, когда контроль, установленный за поведением человека посредством, угроз, насмешек и оскорблений, становится невыносимым для объекта принуждения. |
Угроза здоровью | Проявляется не только в форме реальных угроз, но и возникает из-за подавленного гнева и раздражения. |
Вред развитию и здоровью детей | Возникает в случае, если ребенок растет в нездоровой, конфликтной семейной атмосфере, становясь частым свидетелем скандалов между родителями. |
Рост самосознания и самоуважения | Развивается под воздействием личностного и профессионального роста или при помощи психолога. |
Спровоцированный принуждением внутренний протест личности с течением времени трансформируется в открытое противостояние – конфликт, способный остановить субъект принуждения, заставив его изменить насильственные способы своего воздействия.
Для того чтобы противостоять психологическому принуждению, по мнению гельштат-психолога Морозовой Т.К., объекту принуждения необходимо:
- сознать факт наличия психологического давления;
- научиться распознавать свой страх, который блокирующий энергию протеста;
- быть готовым отказаться от выгоды, присутствующей в отношениях с субъектом принуждения;
- определить установки, мешающие противостоять насильственному воздействию;
- обладать готовностью пойти на открытый конфликт с субъектом принуждения.
Помощь в освобождении от психологического принуждения также окажет специалист, после подробного изучения сложившейся ситуации и определения способа и вида насильственного воздействия.
В психологии под термином «принуждение» подразумевается форма психологического давления, направленная личностью на подавление воли другого лица с целью реализации собственных интересов.
Получившее широкое распространение в военном деле, юриспруденции и учебных учреждениях психологическое принуждение может проявляться в форме шантажа, угроз или гипноза, и при длительном воздействии способно спровоцировать у своего объекта появление различных соматических расстройств, требующих комплексного медикаментозного и психиатрического лечения.
Видео о принуждении в психологии
Психология манипуляции и подчинения: