Психогимнастика для детей дошкольного возраста разработана специально для постепенного формирования здоровой личности ребенка с крепкой нервной системой и адекватными психоэмоциональными реакциями на внешние раздражители.
Тренинги с применением данной методики могут проводиться в отношении школьников, студентов, а также взрослых мужчин и женщин, которые имеют внутренние комплексы, страхи, склонность к проявлению навязчивых состояний. Психогимнастические упражнения разрабатываются индивидуально для каждой группы детей и взрослых соответствующей возрастной категории.
Суть и значение психогимнастики
Психогимнастика — это программа специально разработанных занятий, интерактивных игр, импровизированных ситуаций, комплексных упражнений, которые используются для коррекции и всестороннего развития еще не сформированной психики ребенка, его сознания, личностной, интеллектуальной, эмоциональной и познавательной сферы.
Данная методика активно применяется в отношении дошкольников, детей школьного возраста, обучающихся в начальных классах, а также используется для коррекции психоэмоционального состояния сложных подростков.
Правильно и качественно организованный курс упражнений психогимнастики позволяет усовершенствовать воспитательный процесс, развить в ребенке только положительные стороны характера, сделать его полноценной частью социума.
Основная цель корректирующих тренировок
Психогимнастика для дошкольников проводится, чтобы быстро развивающийся ребенок смог получить максимальное количество информации о себе и окружающих людях, предметах ежедневного пользования.
Выделяют следующие базовые цели корректирующих тренировок для детей младшей и средней возрастных групп:
- преодоление психологических барьеров в коммуникативном общении со своими сверстниками, а также детьми старшего возраста, взрослыми;
- устранение признаков повышенного психического напряжения, спровоцированного неблагоприятной психологической обстановкой, слишком строгим воспитанием родителей;
- создание новых возможностей и положительной атмосферы для личностного развития ребенка и его самовыражения, которое проявляется в процессе подвижных игр, этюдов, выполнения тех или иных упражнений, заданных воспитателем;
- преодоления уже сформировавшегося состояния тревоги, страхов, трусости, плаксивости, психоэмоциональной неустойчивости, которые появляются под воздействием определенных факторов;
- подавление невротических проявлений, возникших из-за испуга или сильного душевного волнения, вызванного различными обстоятельствами (нервный тик, потирание конечностей, засовывание пальцев в рот, как защитная реакция психического сознания);
- эмоциональное раскрепощение зажатого, скованного и закомплексованного ребенка;
- формирование только положительных черт характера, развитие которых позволит ребенку стать максимально успешной личностью на протяжении всей его жизни (смелость, доброта, благородство, любовь к родителям, упорство, уверенность в своих силах, целеустремленность).
Отличительной особенностью психогимнастических упражнений является то, что они позволяют полностью скорректировать психическое сознание дошкольника в верном направлении.
При правильно организованном воспитательном процессе, во время проведения которого применялись упражнения психогимнастики, педагогам удается получить качественно сформированные задатки для дальнейшего развития личности со здоровой психикой.
Показания к занятиям
Психогимнастика для дошкольников показана детям младшей возрастной группы, эмоционально-личностная и познавательная сфера психики которых является наиболее податливой для воздействия воспитательного процесса. Несмотря на это психогимнастические тренинги также могут быть эффективны для людей взрослой категории, которые нуждаются в получении квалифицированной помощи.
Дети
Детям дошкольного и школьного возраста показано регулярное выполнение психогимнастики с использованием интерактивных игр, этюдов и специальных упражнений при наличии следующих обстоятельств:
- ребенок неадекватно реагирует на внешние раздражители (наблюдается частая и беспричинная плаксивость, перепады настроения, вспышки ярости и агрессии);
- наблюдаются явные признаки отставания в развитии психоэмоциональной сферы личности;
- у ребенка нарушена моторика верхних конечностей, мимическое выражение эмоциональной составляющей;
- отсутствуют элементарные навыки к построению социальных связей, коммуникации со своими сверстниками, участниками единого закрытого коллектива, частью которого также является конкретный ребенок;
- присутствуют признаки невротических расстройств, наиболее распространенными из которых являются неврозы (подергивание отдельных мышц лица, выполнение «движений ритуалов», частое моргание глаз);
- наличие необоснованного страха, который появляется перед людьми более старшего возраста, что может объясняться психологическим и физическим насилием в семье, где воспитывается дошкольник;
- безынициативность, замкнутость, отсутствие какого-либо стремления в проявлении своих личностных свойств, способностей к самовыражению.
Очень важно, чтобы во время организации курса психогимнастики, педагог в тесном сотрудничестве с детским психологом установили причину нетипичного состояния психики ребенка.
Устранение негативных факторов, нарушающих полноценное развитие личности дошкольника, повышает эффективность психологической коррекции. Ребенок полностью избавляется от влияния негативных факторов, причиняющих вред формированию его психоэмоциональной сферы.
Взрослые
Упражнения психогимнастики показаны к выполнению взрослым мужчинам и женщинам всех возрастных групп, которые нуждаются в психологической коррекции своего поведения или эмоционального состояния.
Применение данной методики актуально в следующих случаях:
- чрезмерная физическая утомляемость, вызванная тяжелыми условиями труда;
- выполнение однообразной и монотонной работы, которая приводит к снижению внимания, эмоциональному выгоранию;
- потребность организма в психофизической разрядке;
- прохождение периода реабилитации после избавления от алкогольной, наркотической или никотиновой зависимости;
- различного рода неврологические расстройства;
- замкнутость в себе, низкая самооценка, наличие внутренних комплексов, которые ограничивают человека в полноценной жизни;
- отсутствие навыков построения новых социальных связей и расширения круга знакомств;
- повышенная возбудимость нервной системы, которая выражается в необоснованных порывах гнева, паники, вспыльчивости, ярости, злости и ненависти к окружающим людям;
- продолжительный умственный труд, по завершению которого возникает необходимость в расслаблении и отвлечении внимания;
- истощение нервной системы, вызванное частыми или длительными стрессовыми ситуациями, когда человек находится на грани психоэмоционального срыва.
Выполнение психогимнастических упражнений показано не для всех категорий взрослых мужчин и женщин. Людям, которые имеют необратимые психические расстройства личности, обладающим бедной экспрессией, противопоказано прохождение коррекции с применением данной методики.
Ограничение связано с тем, что взрослые этой социальной группы могут неправильно воспринимать отношение окружающих лиц, которое проявляется во время выполнения упражнений или активных игр. В данном случае может развиться углубление апатических черт характера, обострение личностных расстройств и появление неврозов вторичного типа.
Структура психогимнастики
Структура психогимнастики включает в себя непрерывный курс активных занятий и упражнений, прохождение которого разбито на 4 основные этапа. Каждая новая ступень развития и коррекции еще не сформированной психики ребенка подробно описана в таблице ниже.
Структура психогимнастики для детей дошкольного возраста | Описание каждого этапа развития психоэмоциональной сферы ребенка |
1 этап | Первым этапом психогимнастического развития личности ребенка и взрослого человека является создание пантомимических и мимических этюдов. Основная цель выполнения данных действий — это самостоятельное изображение эмоциональных состояний, связанных с недовольством или чувством глубокого удовлетворения. Дети дошкольного возраста знакомятся с первыми способами выражения своего настроения с помощью жестов, мимики лица, походки, отдельных движений. Это начальный этап познания своего внутреннего мира, способности к самовыражению. |
2 этап | Второй этап психогимнастики включает в себя участие в интерактивных играх, направленное на моделирование поведения конкретных персонажей. Все выразительные действия и жесты ребенка направлены на воспроизведение черт характера отдельной личности. В большинстве случаев это добрые персонажи сказок, мультфильмов, которые имеют исключительно положительные личностные качества. |
3 этап | На третьем этапе психогимнастики используются специальные упражнения, которые уже имеют терапевтическую направленность. Данная методика применяется в отношении конкретного ребенка, психика которого требует щадящей коррекции. В процессе организации психогимнастики используют этюды и интерактивные игры. При участии педагога или детского психолога происходит моделирование определенных ситуаций, в которых ребенок развивает конкретные черты своего характера, показывает смелость, упорство, вежливость, целеустремленность, доброту к окружающим его людям. |
4 этап | Четвертый этап выполнения упражнений психогимнастики заключается в организации эффективной психо-мышечной тренировки. Основной целью, которая преследуется в данном случае, является устранение эмоционального перенапряжения, достижение эффекта внушения ребенку нужной модели поведения и определенного психоэмоционального состояния. Для этого используются специальные упражнения, этюды, а также воспроизведение конкретных жизненных ситуаций. При условии успешного проведения психогимнастических упражнений ребенок приобретает сформированную поведенческую модель, проявляет устойчивость к влиянию негативных факторов окружающей среды, стрессовым нагрузкам. |
В структуру психогимнастики в обязательном порядке входит комплекс упражнений для развития внимания, снятия избыточного психоэмоционального напряжения, сокращения социальной дистанции, приобретения навыков к взаимопомощи и сотрудничеству. Общий курс психогимнастики включает в себя выполнение 20 упражнений, а его продолжительность составляет 3 мес.
Частота встреч ребенка с педагогом или детским психологом — 2 занятия в неделю. Длительность 1 тренировки зависит от количества и вида психологических проблем, а также поставленных задач, но в среднем составляет от 25 мин. до 1 ч 30 мин.
Метод Чистякова
Психогимнастика для дошкольников по методике Маргариты Чистяковой предусматривает создание ситуаций и условий, когда ребенок вынужден принимать те или иные действия, которые навязываются ему взрослыми людьми. При этом дети осуществляют имитацию эмоциональных состояний, что обеспечивает профилактику патологических расстройств психики.
Метод Чистяковой основан на использовании игровых форм общения, воспроизведения этюдов и выполнение физических упражнений для развития мимики лица. Особое внимание уделяется детям, которые ранее перенесли стрессовую ситуацию, испытывают чувства вины или стыда. Метод Чистяковой предусматривает проведение занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Метод Алябьева
Психогимнастическая методика Алябьева также основывается на использовании игровых форм, воссоздание искусственных ситуаций, этюдов и выполнение физических упражнений.
В данном случае акцентируется внимание на том, что коррекция и координация развития психики показана детям, которые отличаются непоседливостью, замкнуты в себе, страдают от различного рода неврозов, нервно-психических расстройств и пограничных состояний. Алябьев предлагает работать с детьми, психическое здоровье которых находится на грани патологии.
Метод Хрящева
Психогимнастический метод Н.Ю. Хрящевой основывается на 2 базовых платформах. Это содержательная и личностная сторона занятий.
В первом случае содержание тренировочного процесса, направленного на коррекцию и развитие психики дошкольника, может меняться в зависимости от поставленных целей, возраста ребенка и разновидности психологической проблемы. Личностная сторона занятий предусматривает работу с 1 субъектом или целой группой детей соответствующей возрастной категории.
Для каждого курса занятий составляется индивидуальный план, в котором описывается порядок действий педагога и детского психолога, указываются виды упражнений и цель практических тренировок. Психогимнастика по методике Хрящевой также предусматривает использование развивающих игр, этюдов, упражнений на развитие мимики, участие детей в искусственно созданных ситуациях.
Примеры упражнений
Психогимнастика для дошкольников — это тренировка и коррекция психики детей младшей возрастной группы, основу которой составляют развивающие игры.
Для дошкольников
Для детей дошкольного возраста используют психогимнастические упражнения, направленные на отработку основных движений, а также развитие эмоционально-личностной сферы.
Упражнение «Сделай, как я»
Педагог, возглавляющий группу воспитанников, выполняет движения, имитирующие лису, собаку, кота, медведя, либо же животных других видов, а задачей детей является воспроизведение увиденного. Данное упражнение раскрывает внутренний мир ребенка, способствует его самовыражению, позволяет исключить развитие комплексов и замкнутости. Дети не боятся показаться смешными.
Игра «Сад и огород»
Дошкольники, выполняющие данное упражнение, делятся на 2 группы. Первая половина детей имитируются работу садоводов. Выполняют вскапывание и рыхление почвы. Вторая группа воспитанников выбирают свой овощ или фрукт и показывают, как он растет и постепенно развивается. Каждый ребенок должен рассказать, что означают его действия.
Этюд «Репка»
Выполнение этого упражнения заключается в том, что педагог предварительно рассказывает детям сюжет сказки Репка, а затем распределяет между ними роли. Задача каждого дошкольника воспроизвести действия конкретного персонажа данного произведения.
Рекомендуется заранее подготовить маски для каждого героя сказки. Также данный этюд можно построить на базе произведения Рукавичка. Либо же любой другой сказки, доступной для восприятия ребенка соответствующего возраста.
Упражнение «Виртуальный шарик»
Принцип выполнения данного психогимнастического упражнения заключается в том, что дети представляют у себя виртуальный надувной шар. Они поочередно начинают перебрасывать его друг другу в руки, сопровождая свои действия улыбкой. Данное упражнение позволяет развить ребенку воображение, открытость своих действий и эмоций перед сверстниками.
Для школьников
Психогимнастика может быть использована в отношении детей младшего школьного возраста, когда еще целесообразно применять корректирующие действия.
Упражнение «Изобрази своего героя»
Выполнение этого упражнения состоит в том, что каждый ребенок выбирает своего любимого персонажа из сказки, мультфильма, художественного фильма или любого письменного произведения, а затем показывает его перед своими сверстниками. При этом все действия детей должны сопровождаться активной мимикой лица.
Работа со стихотворениями
Суть выполнения данного психогимнастического упражнения заключается в том, что педагог или детский психолог зачитывает детям короткие отрывки из стихов. Например, «Зайку бросила хозяйка» или «Уронили мишку на пол», «Я люблю своих друзей».
Если ребенок слышит положительные действия со стороны героев произведения, то он должен громко похлопать в ладоши и проявить радостные эмоции. В том случае, если в стихотворении присутствует негатив, то он должен показать всем видом несогласие с плохим поведением литературных героев.
Упражнение «Помощь»
Перед группой детей школьного возраста ставится задача представить виртуальную ситуацию, что их мать вернулась из магазина с очень тяжелыми сумками. Каждый ребенок должен оказать помощь своей маме. Дети поочередно показывают, как они несут тяжелую ношу, прикладывая максимальное количество усилий.
Для взрослых
Для взрослых людей рекомендуется выполнять психогимнастику, направленную на освобождение от внутренних комплексов или разгрузку общего психоэмоционального состояния.
Упражнение «Разговор с незнакомкой»
Принцип выполнения данного упражнения заключается в том, что мужчина с соответствующими личностными проблемами должен представить себя в виртуальном парке, кафе, ресторане или любом другом публичном месте.
Задача участника тренинга завести разговор и попытаться познакомиться с воображаемой девушкой, которая ему симпатична. Данная сцена происходит на глазах у других участников группы и анализируется со стороны врача-психотерапевта.
Упражнение «Новая дорога домой»
Данное упражнение направлено на психоэмоциональную разгрузку после тяжелого рабочего дня. Тренировки психического сознания выполняются в индивидуальном порядке. Необходимо выйти с работы и поехать не на транспорте, а пройтись пешком.
При этом на протяжении всего пути домой следует представлять себе совершенно новый маршрут, словно ранее данный человек здесь никогда не бывал. Рекомендуется внимательно всматриваться в окна домов, делать визуальный акцент на мелкие детали.
Упражнение «Рассказ о своей жизни»
Для выполнения этого упражнения формируется сводная группа мужчин и женщин. Каждый участник психогимнастического тренинга выходит перед публикой и рассказывает свою жизненную историю, освещает положительные и отрицательные черты характера, неудачи и моменты успеха.
Психогимнастика для детей дошкольного возраста — это современная педагогическая методика, которая позволяет осуществить эффективную коррекцию и развитие психики ребенка. В основу данного способа заложено использование интерактивных и ролевых игр, этюдов, создание виртуальных ситуаций с вымышленными героями.
Цель выполнения психогимнастики — это воспитание детей со здоровой психикой, которые обладают исключительно положительными чертами характера, проявляют смелость, доброту к ближним, упорство и целеустремленность в своих начинаниях. Данную методику не рекомендуется использовать в отношении пациентов с тяжелыми психоневрологическими расстройствами.
Видео о психогимнастики
Упражнения для снятия нервного напряжения у детей: