Психологические упражнения для детей подросткового возраста — это одна из групповых форм приобретения нового опыта и жизненных знаний. Данные занятия проводятся при непосредственном участии психолога или педагога, который выступает в качестве руководителя группы.
В зависимости от поставленных целей все упражнения делятся на личностные или же поведенческие. Последний тип тренингов дают возможность закрепить приобретенные знания. Психологические упражнения личностного типа обеспечивают развитие мыслительного процесса и приводят к получению нового жизненного опыта.
Виды психологических занятий
Психологические упражнения для детей подростков классифицируются по стилю проведения тренинга. В таблице ниже перечислены основные виды занятий данной категории.
Виды психологических упражнений для подростков | Характеристика тренинга |
Навыковые | Данный вид психологических упражнений позволяет проработать те сферы личности подростка, которые отвечают за приобретение определенного навыка. Например, сформировать предрасположенность к принятию конкретного решения в ситуации с определенными условиями. |
Активнообучающие | Эта категория психологических упражнений для подростков создана для того, чтобы по результатам проведенного занятия, ребенок самостоятельно приходил к умозаключению о необходимости выполнять те или иные действия в сложившейся ситуации. |
Тренировочные | Психологические упражнения тренировочного типа предусматривают проведение отработки уже приобретенных жизненных навыков. Педагог помогает подросткам понять, почему в данной ситуации необходимо совершать конкретный вид действий. |
Самораскрывающие | Данный вид психологических упражнений предусматривает изменение поведенческих навыков подростка через механизм коррекции его внутреннего отношения к уже имеющейся проблематике, темы, которая изначально заложена в основу тренинга. Во время проведения самораскрывающих занятий педагог отвечает на все вопросы, поступающие от участников группы. |
Психологические упражнения для подростков подбираются руководителем группы для достижения определенных целей. Все занятия формируются с учетом личностных качеств каждого ребенка, уровня его интеллектуального, психологического и физического развития.
Тренинги вышеперечисленных видов могут создаваться для сплочения коллектива, его обучения новым знаниям или коррекции поведенческих наклонностей. Для достижения максимальной результативности в реализации поставленных задач формируются группы из детей подростков численностью не более 10 человек.
Социометрия
Упражнение «Социометрия» — это групповой тренинг, который предназначен для развития личностных качеств каждого участника группы. Занятие проводится в свободной атмосфере, но с подсказками преподавателя.
Цели и задачи
Целью выполнения коллективного упражнения «Социометрия» является знакомство участников группы, а также создание максимально дружественной и доверительной атмосферы в коллективе. По результатам проведенного занятия каждый ребенок должен понять, что люди, находящиеся в его ближайшем окружении, имеют с ним гораздо больше общего, чем он думал ранее.
Необходимое оборудование
Для выполнения упражнения «Социометрия» каждому участнику тренинга понадобится тетрадь или блокнот, а также ручка, чтобы делать записи.
Пошаговое описание
Психологическое упражнение «Социометрия» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- По команде руководителя группы каждый подросток должен не просто познакомиться с другими детьми, а найти в коллективе максимальное количество людей, которые имеют с ним общие характеристики. Например, точно такой цвет глаз, аналогичный знак зодиака, рядом расположенные даты рождения.
- На выяснение личностных данных и экспресс знакомство педагог выделяется 15-20 мин.
- В коллективе должно происходить активное общение, в процессе которого подростки получают новую информацию о людях, находящихся в их окружении.
- Для того, чтобы избежать путаницы, каждый подросток записывает в тетрадь или блокнот имя, а также характеризующие особенности других участников группы.
По завершению тренинга педагог задает вопросы каждому подростку о том, как прошло его знакомство со сверстниками, что общего у него с другими участниками команды. Дети поочередно поднимаются со своего места, рассказывая о своих впечатлениях.
Визитка
«Визитка» — это психологическое упражнение для подростков, применяющееся для работы с коллективом детей, которые не знакомы друг с другом. Данный тренинг может быть использован для развития коммуникативных навыков каждого ребенка.
Цели и задачи
Задачей проведения занятия «Визитка» является психологическое раскрепощение детей, которые испытывают сложности в общении со сверстниками, отличаются замкнутостью, стеснительностью, имеют дефицит коммуникативных способностей.
Необходимое оборудование
Коллективное упражнение «Визитка» требует наличия следующего инвентаря:
- мяч любого размера, который удобно передавать с рук в руки;
- визитка с пустым полем, которую можно заполнять самостоятельно;
- ручка или простой карандаш.
Данные предметы участники группы получают от преподавателя непосредственно перед началом проведения тренинга.
Пошаговое описание
«Визитка» — это несложное психологическое упражнение для личностного развития подростков, выполнение которого выглядит следующим образом:
- Каждый ребенок заполняет свой шаблон визитки, в котором указывает свое имя.
- Подросток, желающий познакомиться с любым другим участником группы, должен передать ему мяч со словами «Давай познакомимся», а затем вручить визитку.
- В ответ ребенок получает визитку с именем своего сверстника.
- На данном этапе между детьми завязывается разговор, в процессе которого они должны узнать максимальное количество информации о собеседнике.
В процессе подготовки к проведению занятия «Визитка» педагог или детский психолог должны сформировать группу так, чтобы в ней было парное количество участников. После завершения тренинга преподаватель задает подросткам вопросы о том, как прошло их знакомство, какую информацию они узнали о своих сверстниках, было ли их общение интересным.
Приветствие
Психологические упражнения для подростков проводятся в заранее сформированной группе, в которой должно преобладать взаимопонимание и дружеская атмосфера между всеми участниками коллектива. «Приветствие» — это занятие, которое позволяет сплотить подростков с самыми разными навыками и особенностями характера.
Цели и задачи
Задачей выполнения группового упражнения «Приветствие» является создание игровой атмосферы, которая устраняет психологические барьеры в общении, получении новой информации.
Необходимое оборудование
Для проведения занятия «Приветствие» понадобятся стулья, на которые присаживаются все участники коллектива.
Пошаговое описание
Психологическое упражнение «Приветствие» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- По команде руководителя группы дети поднимаются со своих стульев, а затем выстраиваются в линию.
- Все участники коллектива делятся на 3 этнические группы с примерно равным количеством человек. Это европейцы, африканцы, а также японцы.
- Подростки из разных подгрупп должны поприветствовать своих сверстников в стиле национальных традиций этноса, который они представляют.
- Дети из группы представителей Африки трутся ногами, японцы кланяются друг другу, а европейцы пожимают руки.
В процессе выполнения данного упражнения в группе создается игровая обстановка, дети находятся в хорошем настроении, присутствует громкий смех. Задача воспитателя наблюдать за происходящим, но не ограничивать детей в проявлении положительных эмоций.
Снежный ком
Психологическое упражнение «Снежный ком» — это занятие, направленное на развитие коммуникативных способностей всех участников группы, а также создание благоприятных условий для получения новой информации.
Цели и задачи
Цель выполнения группового упражнения «Снежный ком» заключается в запоминании имен других участников команды, создании ненавязчивой атмосферы легкости, которая появляется в процессе общения между подростками.
Необходимое оборудование
Для проведения тренинга «Снежный ком» понадобятся стулья, которые расставляются по центру комнаты. Перед аудиторией, состоящей из участников группы, располагается письменный стол преподавателя.
Пошаговое описание
Психологическое упражнение «Снежный ком» имеет следующий порядок выполнения:
- Преподаватель встает из-за стола, а затем называет свое имя.
- Ребенок, который сидит справа от педагога, повторяет имя преподавателя и представляется сам.
- Следующий подросток называет имя предыдущего участника, преподавателя и также представляется перед коллективом.
- Эстафета переходит от одного участника к другому, в процессе которой список имен участников команды увеличивается по принципу снежного кома.
Данное упражнение считается выполненным успешно, когда эстафета снова вернется к педагогу, который начал занятие. Преподаватель должен назвать имена всех подростков, принимающих участие в данном занятии.
Интервью
Психологические упражнения для подростков направлены на их личностное развитие. Занятие «Интервью» позволяет раскрыть весь спектр интеллектуальных способностей каждого ребенка, создать благоприятную почву для приобретения новых навыков и усвоения полезной информации.
Цели и задачи
Задачей проведения тренинга «Интервью» является выполнение психологического анализа особенностей личности каждого участника группы путем интервьюирования, которое выполняют сами подростки.
Необходимое оборудование
Для выполнения упражнения «Интервью» у каждого ребенка должна быть ручка или карандаш, а также чистый лист бумаги.
Пошаговое описание
Психологическое упражнение «Интервью» предусматривает выполнение следующего алгоритма действий:
- Участники группы разбиваются на пары.
- Педагог выделяет подросткам 10 мин. времени, в течение которого каждый ребенок должен составить перечень вопросов к своему напарнику.
- По истечению указанного периода времени каждый участник группы должен взять интервью у своего сверстника, задавая ему заранее подготовленные вопросы.
- Ответы, которые поступают во время беседы, конспектируются на лист бумаги.
По завершению занятия преподаватель благодарит всех детей за участие в данном тренинге, а также интересуется, что им понравилось в этом упражнении, как бы они хотели улучшить условия задания.
Окажи внимание
Психологические упражнения для подростков обучают новым знаниям и поведенческим навыкам. Тренинг под названием «Окажи внимание» направлен на повышение уровня коммуникативных способностей каждого ребенка.
Цели и задачи
Цель проведения занятия «Окажи внимание» заключается в том, чтобы научить детей подросткового возраста не бояться общения со своими сверстниками, развить их коммуникативные способности, избавляться от робости и стеснения.
Необходимое оборудование
Для выполнения данного упражнения понадобятся стулья, на которые рассаживаются все участники психологического тренинга.
Пошаговое описание
Упражнение «Окажи внимание» проводится под контролем преподавателя с соблюдением следующих правил:
- Дети разбиваются на пары.
- Участники группы присаживаются друг напротив друга.
- По команде преподавателя каждый подросток говорит своему собеседнику о его положительных качествах характера. Например, «Ты очень умный и с тобой интересно общаться», «У тебя такие красивые волосы».
- На каждую комплементарную фразу второй участник пары должен не только благодарить своего собеседника, но и также давать ответ утвердительного характера. Например, «Да, спасибо, я знаю, что мои волосы выглядя великолепно, так как я ухаживаю за своей внешностью».
Каждый подросток говорит своему собеседнику от 5 до 10 комплементарных фраз и получает аналогичное количество ответов. Затем участники пары меняются ролями.
Везение
Психологическое упражнение «Везение» — это один из наиболее эффективных тренингов, который позволяет каждому подростку провести переоценку своих жизненных ценностей.
Цели и задачи
Цель упражнения «Везение» — это создание положительного настроя в коллективе, повышение самооценки и жизненного оптимизма в сознании каждого участника группы.
Необходимое оборудование
Для выполнения данного упражнения не требуется наличие инвентаря. Достаточно расставить стулья, на которые присаживаются все члены коллектива.
Пошаговое описание
Чтобы провести тренинг «Везение», потребуется соблюдение следующего алгоритма действий:
- По команде педагога все дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга.
- Каждый участник группы рассказывает своему напарнику о том, как ему повезло в жизни с теми или иными обстоятельствами, рассказывая о конкретных ситуациях.
- Затем дети меняются ролями. Уже второй подросток является слушателем рассказа об успешности своего сверстника.
После завершения тренинга все участники группы должны поделиться своими впечатлениями. Педагог задает детям вопрос: «Считают ли они себя везучими людьми?», «Что необходимо сделать, чтобы быть более везучим?», «Важен ли фактор везения в жизни, либо же достаточно рационального подхода и упорного труда?».
Сходства и отличия
Психологический тренинг «Сходства и отличия» позволяет выделить индивидуальность личности каждого подростка, пробудить внутреннее «Я».
Цели и задачи
Основная задача проведения тренинга «Сходства и отличия» заключается в том, чтобы дать понять подростку, насколько многогранна его личность, а также важность всегда оставаться собой, не подстраиваясь под мнение толпы.
Необходимое оборудование
Для проведения занятия «Сходства и отличия» необходимо использовать небольшие мячи, общее количество которых должно быть в половину меньше от численности участников группы. Подростки рассаживаются на стульях, которые заранее расставляются в центре помещения.
Пошаговое описание
Упражнение «Сходства и отличия» выполняется с соблюдением следующего порядка действий:
- По команде преподавателя дети разбиваются на пары, присаживаясь друг напротив друга.
- Каждый участник пары поочередно говорит своему собеседнику о том, чем они похожи между собой, а также какие он видит различия в их характерах. Например, «Мы похожи с тобой оптимистическим отношением к жизни», «При этом я отличаюсь от тебя большей решительностью в действиях».
- После того, как один из собеседников скажет не менее 5 подобных фраз о сходствах и отличиях оппонента, подросток вручает своему напарнику мячик, как символ передачи эстафеты.
Результатом проведения данного тренинга является не только выделение индивидуальных особенностей личности каждого участника группы, но также стимуляция развития критического мышления. Во время беседы подросток может услышать об отрицательных чертах своего характера, о которых ранее даже не догадывался. Это станет мотивацией для того, чтобы стать лучше, провести сознательную коррекцию своего поведения.
Наша группа
Психологический тренинг «Наша группа» проводится для сбора информации о внутреннем отношении каждого подростка к членам группы, в которой они находятся.
Цели и задачи
Цель выполнения упражнения «Наша группа» заключается в установке атмосферы взаимопонимания и дружбы, обучении сглаживать острые углы в условиях взаимной антипатии.
Необходимое оборудование
Проведение занятия «Наша группа» требует наличия следующего инвентаря:
- ватман для каждого участника группы;
- наборы фломастеров разных цветов;
- доска, на которую будут крепиться рисунки;
- кнопки, скотч или любой другой материал для фиксации ватмана.
Участники группы рассаживаются на стулья, которые расставлены возле письменных столов. Во время проведения данного тренинга каждый подросток должен сидеть отдельно.
Пошаговое описание
Психологическое упражнение «Наша группа» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Преподаватель просит детей взять фломастеры, а затем нарисовать на ватмане группу, в которой они сейчас находятся.
- В течение последующих 20 мин. каждый подросток рисует свою группу так, как он ее видит в настоящее время.
- По истечению указанного периода времени все ватманы подписываются фамилией ребенка, который создал рисунок, а затем крепятся на доску.
- Начинается стадия обсуждения каждого рисунка.
Во время разбора изображений группы, нанесенных на поверхность ватмана, преподаватель задает каждому подростку наводящие вопросы. Например, «Почему он изобразил этого человека именно с такой мимикой лица?», «Во время выполнения рисунка ребенок старался или относится к заданию без проявления серьезного подхода?», «На ватмане есть люди, к которым подросток испытывает чувство антипатии или симпатии?».
Клубок
Упражнение «Клубок» — это простой тренинг, который позволяет добиться отличных результатов в сплочении подростков, приучить их к искренности, проявлению открытости во время общения с окружающими людьми.
Цели и задачи
Задача проведения психологического тренинга «Клубок» заключается в более близком знакомстве всех участников группы, сплочении коллектива, а также избавлении от страха быть услышанным большим количеством людей.
Необходxимое оборудование
Для выполнения данного упражнения потребуется минимальное количество предметов. Это стулья, на которые рассаживаются подростки, а также клубок из нитей. В летнее время года психологический тренинг «Клубок» может проводиться на свежем воздухе, что создает в группе атмосферу непринужденности, расслабленности.
Пошаговое описание
Упражнение «Клубок» выполняется с соблюдением следующего алгоритма действий:
- Дети рассаживаются на стулья.
- Преподаватель дает нить клубка одному из подростков.
- После этого ребенок должен рассказать свою биографию, а затем передать клубок другому участнику, продолжая удерживать нить.
- Передача клубка выполняется в хаотичном порядке.
- Каждый участник группы рассказывает о своей жизни, продолжая удерживать нить
После завершения упражнения все дети садятся в круг, а затем начинают распутывать нить, которая спуталась в процессе передачи клубка между участниками группы.
Психологические упражнения для детей подростков — это тренинги и интерактивные игры, которые направлены на развитие коммуникабельности, преодоление внутренних комплексов, повышение самооценки, выражение личностной индивидуальности.
Занятия данной категории проводятся в просторном помещении или на свежем воздухе в парке. Оптимальное количество участников психологического тренинга, входящих в группу, составляет 10 человек. Средняя продолжительность занятия варьируется от 20 до 35 мин. в зависимости от текущих условий задания. Все упражнения выполняются под руководством педагога или детского психолога.
Видео о психологических играх
Психологическая игра-тренинг «Мои границы»: