Расстройства аутистического спектра (РАС) возникают вследствие нарушений развития мозга, что проявляется отклонениями от принятых норм в поведении и вызывает сложности в общении и обучении. При необходимой коррекции у пациентов с РАС возможно добиться формирования необходимых поведенческих навыков и существенного улучшения в социализации.

Содержание записи:

Расстройства аутистического спектра: симптомы или болезнь?

РАС — это комплекс (спектр) диагнозов, которые больше не используются самостоятельно и, согласно МКБ-11 (от 2018 года), объединены в одну новую диагностическую единицу — РАС (код 6A02). Расстройство можно назвать как болезнью (точнее проблемой со здоровьем), так как оно имеет код в МКБ-11, так и синдромом, то есть комплексом симптомов.

РАС называют также альтернативным состоянием психики, что подразумевает его принятие как одну из возможных поведенческих норм (когда такое состояние не вызывает серьёзных, неразрешимых проблем).

До появления в МКБ-11 такого термина как «расстройство аутистического спектра», для определения этого состояния использовался термин «аутизм». В связи с изменениями диагностических критериев наблюдается увеличение числа пациентов со сглаженной формой аутизма, под которой часто подразумевают РАС.

Расстройство может сопровождаться отставанием в умственном и физическом развитии. Иногда интеллектуальные способности сохраняются, но развиваются неравномерно: в каких-то областях с отставанием от нормы, а где-то проявляются в виде необычных способностей, например, в виде феноменальной памяти, абсолютного слуха, что позволяет говорить даже о гениальности (синдром саванта).

Хотя такое при РАС наблюдается только в отдельных случаях, это даёт основание не ставить знак равенства между расстройством и умственной отсталостью.

Основные признаки расстройства:

  • выраженные проблемы в общении, которые не поддаются коррекции обычными воспитательными методами;
  • склонность к бессмысленному на первый взгляд повторению движений и фраз;
  • ограниченное поведение – характеризуется узкой направленностью интереса, например, на какую-то одну игрушку.Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

Признаки нарушения психомоторного развития проявляются в совсем юном возрасте и не всегда бывают расценены родителями как отклонения, которые следует корректировать.

У пациентов с РАС наблюдаются также такие признаки как:

  • нарушение способности контактировать с окружающими людьми (вести диалог, использовать жестикуляцию), что приводит к сложностям в социальной адаптации;
  • неспособность проявлять адекватную заинтересованность к действиям других людей, при этом пациент склонен зацикливаться на собственных интересах;
  • недостаточность воображения (что ведёт к непониманию правил некоторых детских игр);
  • неспособность к обычному проявлению эмоций;
  • скудная жестикуляция;
  • необычность речи и интонации (речь может быть очень замедленной, а интонация слишком монотонная), возможна эхолалия – неосознанное повторение услышанных фраз (эхо-симптом);
  • чрезмерная замкнутость, уход в свой внутренний мир, нежелание делиться переживаниями;
  • слабая эмпатия (эмоциональное сопереживание);
  • потребность в постоянстве, ритуальное поведение (один и тот же режим дня, маршрут прогулок, рацион питания), на незначительные изменения пациент может прореагировать очень болезненно;
  • в некоторых случаях наблюдается кататония разной степени тяжести, вплоть до полного отсутствия движения и речи;
  • присутствуют проблемы с засыпанием, сон поверхностный, беспокойный;
  • стереотипия — бесцельное раскачивание туловища, вращение головой и другие действия, не имеющие определённой цели и явной смысловой нагрузки;
  • компульсивное поведение — следование некоему внутреннему чувству, которое принуждает выполнять действия по строгим правилам, например, раскладывать вещи или игрушки в определённом порядке (невыполнение правил вызывает повышенную тревожность и беспокойство);
  • у пациентов с РАС проявляется аутоагрессия, то есть неосознанная склонность к самоповреждению, что требует особого внимания.

Наблюдаются также сложности в поддержании нормального зрительного контакта, так как это может провоцировать возникновение неприятных ощущений. Эта особенность поведения является отличительной чертой при аутистических расстройствах.

Пациенты с расстройством могут также испытывать затруднения в понимании невербальных поведенческих сигналов и правильном их использовании. Их жестикуляция отличается от привычной, но может быть скорректирована сознательным усилием (при сохранении интеллекта).

В тяжёлых случаях больной практически не имеет способности смотреть в глаза собеседнику для поддержания зрительного контакта, не может продемонстрировать нормальную мимику и жестикуляцию.

У пациентов с расстройством наблюдаются необычные и навязчивые интересы, например, привязанность к какому-нибудь бытовому предмету, бесконечное переписывание расписания движения автобусов.

При этом больные отличаются чрезмерной сфокусированностью на своих действиях, испытывают непреодолимую тягу к порядку. Например, маленький ребёнок с РАС будет часами стараться выстраивать игрушки или какие-либо предметы в строгом и неизменном порядке.

Такая способность к сосредоточению и концентрации, склонность к порядку – может послужить плюсом в социальной адаптации. При правильно подобранному роду занятий пациент с РАС может достигнуть в них значительных успехов.

Причины нарушений

Расстройства аутистического спектра — это недостаточно изученная проблема, у подавляющего большинства детей причины её появления остаются невыясненными. Считается, что аутизм чаще встречается у мальчиков.

При РАС отмечаются патологические изменения в головном мозге неясной этиологии. Есть предположение, что расстройство может быть обусловлено органическим поражением мозга.

Заболевания, на фоне которых было зафиксировано достаточное количество выявленных случаев РАС (что позволяет проводить между ними взаимосвязь):

  • врождённая краснуха — инфекционное заболевание, которое передается от матери плоду и может привести к аномалиям его развития;
  • ЦМВ — цитомегаловирусная инфекция (врождённая и перинатальная) — приводит к задержке развития и роста ребёнка;
  • фенилкетонурия – проявляется умственной отсталостью, нарушением поведенческих реакций, вызванных патологически повышенным уровнем аминокислоты фенилаланин;
  • ТСК — туберозный склерозный комплекс — наследственное заболевание, которое характеризуется образованием опухолей (тубером), в том числе в головном мозге, что ведёт к нарушениям в его работе;
  • генетическая патология в X-хромосоме – приводит к умственной отсталости.Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

У некоторых детей с РАС отмечают увеличение желудочков мозга и аномалии развития ядер головного мозга. Замечено также некоторое увеличение объёма мозга.

Теория, связанная с прививками, как возможной причины возникновения расстройства, не подтвердилась, после выявления факта фальсификации проводимых исследований. Отрицательное влияние на организм неблагоприятных условий внешней среды также не получило подтверждения как достоверной причины возникновения РАС.

Известно только то, что нарушения, приводящие к расстройствам, формируются на начальных стадиях развития мозга.

Генетические факторы

Генетическая теория возникновения РАС в результате мутаций основывается на исследованиях, которые выявили, что у родителей с расстройством вероятность рождения ребёнка с проблемами в развитии довольно высокая, в 50 и даже в 100 раз выше, чем у родителей без выявленного расстройства. Также высока вероятность выявления аутизма у монозиготных близнецов.

Генетические исследования выявили участки генов, ответственные за формирование ЦНС, которые потенциально связаны с РАС. Уделяется также внимание генам, которые имеют отношение к серотонину и гамма- аминомасляной кислоте (сокращённо – ГАМК). Обнаружена взаимосвязь между аномальными функциями ГАМК, повышенным уровнем нейромедиатора серотонина и возникновением расстройства.

Психологические факторы

В качестве возможных причин возникновения РАС можно рассматривать следующие психологические факторы:

  • тяжёлый стресс вследствие холодности матери, кризис в семье – при этом психика ребёнка может оказаться настолько травмированной, что в дальнейшем развитии появятся выраженные нарушения;
  • хроническая депрессия у будущей мамы в период беременности;
  • выраженный перфекционизм у родителей или членов семьи – как причина болезненной склонности ребёнка к порядку.

При выявлении психологических проблем в семье рекомендуется семейная психотерапия.

Что входит в аутистический спектр? Классификация РАС

Согласно МКБ-10 в аутистический спектр включены:

  • детский аутизм, как следствие органического поражения мозга, а также с невыясненной причиной;
  • атипичный аутизм;
  • синдром Ретта;
  • синдром Геллера;
  • гиперактивное расстройство;
  • синдром Аспергера;
  • расстройство неуточнённое.Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

Расстройство аутистического спектра, как отдельный диагноз, в МКБ-10 отсутствует и появляется в следующей версии (11), объединяя аутистический спектр. В РАС выделяют подтипы с различными кодами, в зависимости от того, сохранён интеллект и функциональный язык или нет.

Детский аутизм

Инфантильный аутизм, или по-другому — синдром Каннера — возникает в результате нарушений в головном мозге. Заболевание характеризуется основными аутистическими признаками: дефицитом общения, повторяющимися действиями, ритуальным поведением, стремлением к строгому порядку, ограниченными интересами. Болезнь проявляется довольно рано, часто до 3-х лет.

Атипичный аутизм

Отличается от детского аутизма более поздним сроком возникновения (после 3-х лет). Также возможно отсутствие некоторых основных признаков заболевания. Например, дети с атипичным аутизмом могут быть не склонны к стереотипии, то есть к бесцельному повторению фраз или движений. Но имеются трудности в общении. Для этого вида болезни также характерно обычное для аутизма ограничение интересов.

Синдром Аспергера

Интеллектуальные способности в целом сохраняются, что является отличительной чертой при этом синдроме. Наблюдается выраженная стереотипизация поведения, тяга к повторениям, ритуальное поведение.

Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

Возникают трудности в общении из-за непонимания невербальных сигналов, ограниченной эмпатии (способности к сопереживанию). Синдром Аспергера характеризуется неловкостью, неуклюжестью. Состояние может улучшиться с возрастом, но полностью проблемы в общении не исчезают.

Детское дезинтегративное расстройство

Синдром Геллера, «детская деменция». Довольно редкое расстройство развития, которое возникает обычно на 3 году жизни. Проявляется резкой утратой ранее приобретённых навыков, в том числе пропадает навык контроля мочеиспускания и дефекации. Ухудшается речь. Заболевание тяжёлое, приводит к умственной отсталости. Излечение «детской деменции», к сожалению, невозможно.

Другие первазивные расстройства развития

Расстройства психики общие (первазивные). Проявляются выраженными нарушениями способности к коммуникации (проблемы с речью и жестикуляцией). Присутствует патологическая тяга к порядку, повторяющимся движениям (ритуальное поведение).

Развитие неровное: в чём-то такие дети опережают сверстников, где-то очень сильно отстают. У детей наблюдаются странные игры, необычные пристрастия и вкусовые предпочтения.

Синдром Ретта

Наследственная психоневрологическая патология, которая встречается в основном у девочек.

Заболевание проявляется после 18 месяцев, когда ребёнок начинает терять приобретённые ранее навыки, в том числе речевые, вплоть до полной утраты способности говорить (мутизм). Возникает склонность к повторяющимся, однотипным движениям, что характерно при аутистических расстройствах. Появляется заторможенность.Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

Лицо приобретает несвойственное детям «неживое» и грустное выражение. Возможны судорожные припадки, приступы импульсивного поведения, немотивированного смеха. Возникают нарушения в работе органов дыхания и пищеварения (кратковременная остановка дыхания, обратное движение пищи из желудка в пищевод). Появляется выраженный сколиоз (боковое искривление позвоночника).

Заболевание требует постоянного наблюдения специалистов, помощь в приобретении и сохранении основных жизненных навыков. Полное излечение невозможно. При благоприятном течении больные достигают 50-летнего возраста и более.

Степени тяжести расстройств аутистического спектра

В зависимости от возможности пациента к развитию и способности поддерживать общение, различные виды аутистического спектра могут иметь лёгкую или тяжёлую степень тяжести.

Вид РАСЛёгкая степеньТяжёлая степень
Синдром Аспергера+
Синдром Каннера++
Атипичный аутизм+
Синдром Ретта+
Синдром Геллера+

Лёгкая степень характеризуется возможностью корректировки и приемлемой социальной адаптацией. В тяжёлых случаях наблюдается прогрессирующая детская деменция (слабоумие) и полная неспособность к социальному взаимодействию.

Особенности симптоматики и характеристика детей с РАС

Расстройства аутистического спектра проявляются дефицитом общения. Дети с РАС избегают общения с взрослыми и сверстниками. Обычно отклонения начинают активно проявляться к 3 годам, когда наступает этап первичной социализации.Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

Но нарушения в развитии можно заметить и ранее, например, если ребёнок не начинает говорить по слогам в положенный срок (около года), не указывает рукой на какой-то объект, как это обычно делают младенцы.

Чем раньше выявлена проблема и начата коррекция, тем больше вероятность, что удастся подготовить ребёнка к школе. Неразрешимые проблемы возникают в тех случаях, когда родители не хотят замечать у ребёнка очевидного отставания в развитии, долго не идут к врачу, затягивают с обследованием и лечением, надеясь на чудо.

Нарушение коммуникации

Ребёнок с РАС может часами сидеть один в углу. Если у него появляется желание принять участие в общих играх, то могут возникнуть особые сложности с теми играми, где требуется включать воображение. Для ребёнка с расстройством освоить правила такой игры может оказаться непосильной задачей, что ещё больше усугубит проблемы с коммуникацией.

Трудности в общении возникают из-за недостаточного умения поддерживать разговор, адекватно реагировать на мимику и жесты собеседника. Дети с расстройством редко улыбаются, могут не откликаться на своё имя. При этом они очень ранимы.

Это затрудняет или делает совсем невозможным дружбу со сверстниками, общение со взрослыми, что компенсируется повышенным интересом к какой-нибудь вещи или игрушке. Дети с расстройством также очень привязываются к животным, с которыми им проще налаживать контакт, чем с людьми.

Нарушение поведения

Свои желания ребёнок с расстройством может выражать нестандартным образом, беря руку взрослого и указывая таким образом на нужную ему вещь. Дети с РАС могут плохо понимать, чего от них хотят, например, не могут выполнить просьбу поднять руку или ногу, повернуться или повторить простое движение.

Им сложно понять, что можно делать, а чего – нельзя. При этом проявляется гиперактивность и непоседливость. В таких ситуациях обычно говорят, что ребёнок непослушный и абсолютно неуправляемый. Но при расстройстве такое поведение обусловлено особенностью деятельности мозга.Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

У детей с РАС имеются некоторые отклонения в процессе формирования поведенческих паттернов (шаблонов), которые активнее всего формируются в детстве. Например, они могут повторять одно и то же несложное действие или фразу бесчисленное количество раз, так как мозг никак не может это усвоить и закрепить, чтобы использовать только тогда, когда это действительно необходимо.

Если паттерн всё же сформировался, то ребёнок с расстройством станет маниакально следовать выработанным привычкам, малейшее отклонение в закреплённом ритуале приводит к сильным нервным срывам. При этом гнев чаще возникает в тех случаях, когда у ребёнка с расстройством имеются трудности с освоением языка и он не может словесно объяснить свои потребности.

Стереотипия при РАС

Бесцельно повторяющиеся движения и действия — одна из основных характеристик РАС.

Проявления стереотипии и стереотипичных действий:

  • раскачивание туловища;
  • бессмысленное подмаргивание;
  • маршировка на одном месте;
  • бесцельное кивание головой;
  • постоянное постукивание пальцами;
  • рисование одной и той же картинки.

Отличительная особенность таких действий заключается в отсутствии в них смысла и познавательного характера, а также в их неизменном повторении.

Связанные особенности, подтверждающие диагноз

Расстройства аутистического спектра могут проявиться в виде странной походки с болтающимися руками или желания постоянно ходить на цыпочках. Может также обнаружиться, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, совсем не умеет прыгать.

Наблюдается необычное безразличие к голоду, раздражителям, например, нечувствительность к холоду и боли. При этом ребёнок может выдавать бурную реакцию на обычные запахи и звуки.

Безразличие к боли может спровоцировать приступы аутоагрессии и самоповреждения (вырывание волос, порезы кожи). Такая аутоагрессия в большинстве случаев не расценивается специалистами как суицидальные намерения, но при явно выраженной тревожности и депрессии, повторяющиеся эпизоды аутоагрессии требуют медикаментозного лечения и наблюдения специалистов.

Дифференциальная диагностика

Расстройства аутистического спектра диагностируются на основании наблюдения за пациентом, а также по результатам тестов и опросников, устанавливающих уровень социальной адаптации. Тестирование детей проводится педиатрами и психологами, которые специализируются на поведенческой терапии. В раннем возрасте детям с подозрением на РАС проводится специальное тестирование M-CHAT-R.Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

Следует отличать РАС от таких нарушений развития как:

  • умственная отсталость (как отдельное нервно-психическое заболевание);
  • СДВ – расшифровывается как синдром дефицита внимания – проявляется чрезмерной импульсивностью и неспособностью концентрировать внимание, в сочетании с гиперактивностью обозначается как СДВГ;
  • дислексия — расстройство интеллектуальной деятельности, которое характеризуется нарушением способности к обучению (в основном это сложности с чтением, выраженные проблемы с орфографией и письменностью).Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

Расстройства аутистического спектра отличают от расстройств шизофренического спектра, которые проявляются сильным отрывом от внешнего мира и чрезмерной замкнутостью пациента на самом себе.

Согласно руководству DSM-5, для подтверждения диагноза РАС требуется наличие не менее 2-х очевидных нарушений в коммуникативном поведении, а также минимум 2 проявления стереотипии.

Лечение аутистических расстройств

Терапия расстройств направлена в первую очередь на улучшение коммуникативных возможностей пациента и повышение его самостоятельности. Когда поведенческой терапии недостаточно, для коррекции тревожности, неуправляемой агрессии и при частых приступах аутоагрессии используют медикаментозное лечение. Хорошие результаты наблюдаются при пет-терапии (лечение с помощью домашних питомцев).

Прикладной анализ поведения (ПАП)

Начальный этап ПАП заключается в анализе поведения пациента с целью выяснения наиболее значимых отклонений. Затем проводится коррекция – работа с отдельными блоками, где каждое действие разучивается отдельно: правильные – закрепляются, неправильные – достаточно жёстко отсекаются. При этом изменяется само поведение.

В процессе учитывается окружение пациента, вырабатывается стратегия дальнейшего взаимодействия с близкими. Улучшение наступает при устойчивом сохранении и закреплении новых, более приемлемых к социальной адаптации навыков.

TEACCH

Метод подразумевает анализ и оценку состояния детей с РАС, лечение и помощь в образовании. Основная цель — помочь установить устойчивую ассоциативную связь в сознании пациента между его действиями и дальнейшим результатом.Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение

Метод включает в себя исследование психологического статуса пациента, с акцентом на недостатки социализации. Затем создаётся индивидуальная модель воспитания и развития, проводятся тренировки и упражнения. В программу активно привлекаются родители. Конечная цель программы — приобретение необходимых социально-бытовых навыков.

Логопедическая и речевая терапия

Задачей этого типа коррекции является налаживание речевой связи между взрослым и ребёнком с РАС. В терапию включают гимнастику для языка, тренировку мимических мышц, участвующих в процессе речеобразования.

При обучении, фразы и предложения произносят отчётливо и медленно. Имеет значение правильная интонация. Для лучшего усвоения письменной речи используются картинки и иллюстрации. Если речевая терапия проводится в игровой форме, понятной ребёнку, это увеличивает её эффективность.

Медикаментозное лечение

При выраженной тревожности, судорожных припадках, проблемах со сном, приступах гнева и аутоагрессии назначают транквилизаторы (бензодиазепины):

  • Диазепам – таблетки (2 мг), инъекции (в/м, в/в), быстрый седативный эффект, возможна сонливость, вялость, заторможенность;
  • Лоразепам – таблетки (2,5 мг), противосудорожное, седативное, снотворное (в некоторых случаях возможно чрезмерное возбуждение в виде побочного эффекта).

Бензодиазепиновые транквилизаторы могут вызывать привыкание (бензодиазепиновую зависимость), поэтому применение этих препаратов (особенно длительное) требует врачебного контроля.

Расстройства аутистического спектра (РАС). Что это, чем характеризуется, классификация, симптомы, лечение
Нейролептики применяемые при расстройствах аутистического спектра

По показаниям могут быть назначены антидепрессанты, нейролептики, психостимуляторы.

Коррекционная работа с детьми при РАС

Основные этапы коррекционной работы:

  1. Установление первоначального контакта, с учётом индивидуальных особенностей психического и физического состояния ребёнка с РАС.
  2. Постепенная стимуляция и поощрение активности, вовлечение в процесс обучения.
  3. Устранение возникающих страхов, снятие напряжённости, замкнутости, недоверия. Купирование тревоги, агрессии и аутоагрессии. Нивелирование негативизма.
  4. Формирование новой модели социального поведения, поддержание и поощрение желательного поведения.
  5. Закрепление полученных навыков.

Работа требует повышенного внимания и терпения. Рекомендуется не пропускать и не прерывать занятия, пока у ребёнка не сформировалась новая, устойчивая модель поведения.

Педагогика и обучение

При расстройстве лёгкой степени, после необходимой коррекции, возможно получение инклюзивного образования, то есть на общей основе. На начальном этапе адаптации к программе обучения может понадобиться помощь тьютора (репетитора) и индивидуальная подготовка.

Согласно закону 273 «Об образовании», принятому в 2012 году, детям с РАС законодательно полагается доступное образование. В 2014 году принято Приложение 8 об утверждении нового стандарта в начальном образовании, которое учитывает интересы детей с ограниченными возможностями.

Пациенты с расстройством аутистического спектра имеют возможность социализироваться. Это не менее важно для родственников и ближайшего окружения. Детям с РАС, после необходимой коррекции и адаптации, доступно инклюзивное образование.

При сохранении интеллектуальных способностей есть возможность получить профессиональные навыки, найти, например, удалённую работу с минимумом эмоционального взаимодействия. При своевременно начатой коррекции пациенты имеют возможность общаться и развиваться на приемлемом социальном уровне с принятием себя и своих особенностей.

Видео о РАС

Про расстройства аутического спектра:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ