Определение речи зависит от контекста и сферы трактовки. Способность людей разговаривать это ориентир и объект исследований для многих дисциплин, имеющих разную степень взаимосвязи. Речь может выражать особенности личности человека и служить показателем физиологических процессов. Начало психологии как систематизированной науки современности было положено в XIX в., хотя первые попытки постичь механизмы речи и мышления предпринимались ещё до нашей эры.
Окончательно направление развилось в XX веке. Параллельно с этим проводились исследования мозга и функций его отдельных участков. Сочетание медицинских и психологических открытий позволило заняться углублённым изучением речи.
История изучения
Французский учёный Поль Брока, специализировавшийся на изучении функций и строения человеческого тела, в XIX в. провёл аналогии между патологиями отдельных областей мозга и нарушениями речи. Так был открыт участок, отвечающий за способность связно говорить. Область Брока дополняет участок Вернике, благодаря которой человек усваивает письменную и устную речь.
Согласно данным современных исследований, в процессе осмысления также участвует височная доля. Немецкий психоневропатолог и современник Поля Брока Карл Вернике искал связь различных недугов с повреждениями мозговой коры, среди заслуг учёного первое подробное описание афазии (патологии, включающей нарушения речи) и её причин. Изучением и классификацией этого недуга позднее также занимался немецкий профессор Людвиг Лихтгейм.
Исследования мозга указали анатомические причины нарушений говорения, однако это не удовлетворяло рассмотрению искажений речи как высшей психической функции. Английский невролог Джон Хьюлингс Джексон описывал устное вербальное общение в качестве сложной иерархии динамических процессов, зависящих как от деятельности сознания, так и от рефлексов, привычных реакций и подсознания.
Приверженец взглядов Джексона нейропсихолог Генри Хэд отстаивал мнение, что локализация и физиологическое обоснование связанных с речью недугов годятся лишь для объяснения симптомов, но не могут определять её функционирование.
Углублённому изучению речи по мере становления психологии предшествовали исследования лингвистов, так же интересовавшихся зависимостью говорения от разума и связанными с ним патологиями.
Украинский философ-языковед Александр Афанасьевич Потебня написал книгу «Мысль и язык» ещё в 1862 г. Среди видных учёных этого направления, в разное время проявлявших интерес к афазии, были Лев Владимирович Щерба, Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, Василий Алексеевич Богородицкий, Фердинанд де Соссюр и Роман Осипович Якобсон, определивший язык как динамическую систему.
Одним из наиболее общих определений речи является коммуникация посредством языка. Подвижки в изучении вопроса были и в среде психологии, уделившей большое внимание вербальному общению в первой половине XX в. Эти исследования легли в основу речи как одного из направлений общей психологии.
Дальнейшее изучение вербальной коммуникации привело к созданию ряда специализированных дисциплин. К примеру, советский психолог-невропатолог Александр Романович Лурия, совместив наработки психологии и неврологии, основал нейропсихологию – науку о соотношении психических процессов и мозговой деятельности.
Связав её с лингвистическими структурированием и характеристиками речи, Лурия положил начало нейролингвистике, изучающей активность мозга при вербальном общении. Развитию психолингвистики, как науке о закономерностях формирования и понимания речи, поспособствовали американские лингвист-семиотик Томас Себеок и психолог Чарльз Эджертон Осгуд.
Определение
Сергей Леонидович Рубинштейн основоположник психологии СССР, написавший фундаментальные для направления труды в 40-е гг. XX в. Изначально он называл речь языком, действующим в контексте сознания индивидуума, при этом сравнивая её соотношение с языком с расхождениями индивидуального и общественного сознания соответственно.
Позднее определением вербальной коммуникации по Рубинштейну стал сознательный способ сообщения и воздействия, в основе которого лежит её семантическое значение. Это средство выражения разума, его взаимодействия с «другим» и обобщённого отражения реальности.
Согласно определению психолога, речевой характеристики заслуживало только то, что имело содержание и материальный смысл в качестве визуального образа, жеста, звука и подобных его носителей. Учёный придерживался мнения о превосходстве мышления над речью.
Работе С. Л. Рубинштейна предшествовали имеющие большое значение для исследований речи труды советского психолога Льва Семеновича Выготского. Он определил ответственные за коммуникацию участки мозга как части динамической структуры, обеспечивающей процессы его деятельности. Подход Выготского, представившего речь в виде целостного понятия психологии, основывался на понимании её как одной из высших психических функций. Учёный делил их на культурные и натуральные.
Если первые включают и действуют с использованием искусственных средств, стимулов и знаков, то вторые не требуют их. Согласно результатам исследований Выготского, речь – это одна из базовых психических функций культурной формы поведения. Она и мышление являются разными процессами с тесной взаимосвязью. Речь не может быть зеркальным выражением мышления, однако заключённая в говорении мысль трансформируется, получая социальную форму.
Выдающийся имперский и советский учёный-физиолог Иван Петрович Павлов, заложивший основы изучения высшей нервной деятельности, определял речь не только как средство общения. Профессор характеризовал её высшим поведенческим регулятором, а также способом подробной оценки и синтеза реальности.
Основываясь на трудах Павлова, А. Р. Лурия отводил речи одну из главных ролей в формировании психической деятельности. Психолог определял вербальную коммуникацию средством преобразования и передачи мысли с помощью языка, кодирующего отношения, признаки, предметы или действия для обмена информацией и её интеграции.
Советский же психолог Даниил Борисович Эльконин, поспособствовавший появлению теории деятельности, называл речь инструментом, использованию которого человек учится так же, как, к примеру, применению посуды или средств для письма. Позиция учёного заключается в том, что основы владения этим способом коммуникации формируются в процессе воспитания и зависят от его условий.
Речь в психологии – это универсальная тема не только для различных течений данного движения. Это междисциплинарный объект, имеющий множество определений от представителей различных направлений науки. В её контексте не существует одной общепринятой характеристики, так как их создают на основе предметов изучения.
Некоторые из дисциплин и их направлений, занимающихся исследованием и описанием речи:
Естественные науки | Гуманитарные науки |
Медицина
|
Философия сознания и языка |
Физиология | Лингвистика
|
Анатомия | Филология |
Биология
|
|
Физика
|
Классификация
Одним из ключевых трудов по разбору вербальной коммуникации является книга Л. С. Выготского «Мышление и речь», выпущенная на заре советской психологии в 1934 г. В этом труде речь делят на внутреннюю и внешнюю. Обе используют визуальный, звуковой или тактильный образ в качестве ориентира. Первая формируется на основе второй и не предназначена для коммуникации, тогда как функцию второй осуществляют несколькими способами.
Внутренняя речь
Внутренняя речь человека используется при мышлении, возникновении планов и намерений.
Её главное отличие отсутствие озвучивания, она делится на 2 типа:
- с проговариванием в уме;
- без него.
Во внутренней речи, как правило, редко присутствуют явные второстепенные члены предложения, разум просто пропускает их. За это её также называют «свёрнутой». Мысленно проговариваемый вариант внутренней речи строится по схожей с её внешним типом структурой.
Внешняя речь
Внешняя речь бывает письменной и устной, последнюю также делят на монологическую и диалогическую. Монолог осуществляется одним лицом. Он является одним из самых древних типов коммуникации и характеризуется непрерывностью, обоснованностью, грамотностью и наличием последовательности. В процессе монолога большое значение имеет выразительность, востребованы жестикуляция и мимика.
Он бывает следующих типов:
- выступление перед камерой или микрофоном;
- речь, целью которой обычно является вызов каких-то чувств или реакции;
- устное повествование о познанном, услышанном или увиденном.
- доклад, несущий определённое сообщение или обобщение излагаемого материала.
Монологи различаются по сложности ведения и подготовки, которой требуют все их виды.
Диалогический тип коммуникации менее требователен к чёткости и завершённости высказываний. Речевые неточности не так заметны в процессе динамического контакта. В диалоге прямо участвуют 2 и более человек, поддерживая его самим процессом общения.
Второстепенными средствами ведения такой коммуникации являются:
- интонация;
- выражение лица;
- жестикуляция;
- тембр голоса.
Участвующие в диалоге также могут вместе наблюдать за чем-то. Одним из его признаков служит обсуждение текущей ситуации, положения дел или чего-либо, фигурирующего в общей действительности. Беседа это диалог на какую-либо тему. Её обычными назначениями служат обмен информацией, определение компетенции, оказание эффекта на собеседника, убеждение или внушение ему чего-либо.
Отдельным типом внешней речи является письменная коммуникация. Её стали использовать позже устной. Одним из базовых назначений письма является длительное хранение информации. Этот вид коммуникации не имеет второстепенных средств выражения помимо синтаксиса и пунктуации. Письменную речь используют в качестве одного из способов ознакомления с мировыми культурами, она часто бывает предназначена к общественному пользованию.
Характеристики
Один из выдающихся экспертов СССР в области психологии речи профессор Владимир Алексеевич Артёмов, около 40 лет руководивший соответствующим подразделением МГЛУ, указал свойства объекта изучения среди главных вопросов направления в период с 1917 по 1957 г.
Основные речевые характеристики включают:
- воздейственность;
- понятность;
- содержательность;
- выразительность.
Воздейственность
Степень воздейственности речи обусловлена её внутренней логикой, ясностью и доступностью. Это свойство используют в воспитании, командовании, пропаганде, учебном процессе, пропаганде и агитации.
При соответствии смысла речи нуждам и интересам слушателей она может укрепить их идеологию, обеспечить их мотивацией и вдохновить на определённые действия. Воздейственность предназначена для работы с убеждениями, взглядами, мыслями, волей, эмоциями и поведением. Её эффективность во многом зависит от искренности и приверженности идеям речи самого оратора.
Речь в психологии – это способ воздействия, включающий фонетические, лексические и грамматические средства.
Его применяют для следующих нужд:
- Инструктирование — его отличают краткие, конкретные и обоснованные рекомендации, которые нельзя толковать иначе. Речи этого типа имеют строгие содержание, последовательность и описание способов выполнения практических действий в рассматриваемой сфере. Инструкции могут включать рекомендации по безопасности и расписание.
- Советы служат руководством к действию для людей в состояниях нерешительности, колебания, при отсутствии у них плана действий и видения дальнейшего развития ситуации. Для подкрепления их рациональности и правильности применяют интонацию.
- Команда содержит только само действие, к выполнению которого она призывает. Этот лаконичный тип речи особенно востребован в учёбе и тренировках, обеспечивая своей интонацией эмоциональный подъём, уверенность и мотивацию. Команды выделяются чёткостью, слышимостью, понятностью и спокойным тоном. Их эффективность зависит от осведомлённости слушателей с содержанием и нюансами выполнения.
- Приказы схожи с командным воздействием и призваны прямо влиять на волю слушателя, требуя конкретных действий. Они выделяются краткостью, чёткостью и не имеют пояснений. Произнесение и выполнение приказов подразумевает участие в командно-подчинённых отношениях. Дополнительную силу им придаёт энергичная интонация, также при этом часто используют неопределённое наклонение. Приказ служит проявлением воли, а его тон не терпит возражений.
- Просьба, назначение которой заключается в удовлетворении слушателем конкретных нужд обратившегося, может иметь разный вид и фонетику. Её обычно подкрепляют такими дополнительными словами как, к примеру, «будьте добры» или «пожалуйста». Широкий спектр допустимых для просьбы интонаций может как выражать нужду обратившегося или призыв удовлетворить её, так и его отношения с собеседником.
- Поучение часто включает элементы описания, пояснения, характеристику преимуществ и недостатков, а также последствия обговариваемого поступка или явления. Речи подобного типа основываются на реальных примерах, выражая положительные или отрицательные суждения говорящего. Наставления воздействуют на отношение слушателя, могут призывать к определённому поведению или поступкам в конкретных ситуациях. Поучения имеют спокойный, авторитетный и уверенный тон.
Понятность
Эта особенность зависит от компетентности слушателя в обсуждаемом вопросе, знания им специфики темы, соответствующих определений и манеры речи. Последняя формируется в отдельных областях деятельности для удобства их обсуждения. Некоторые термины могут пересекаться с их значениями в других дисциплинах, что делает речь ещё менее понятной для незнакомого с темой собеседника. Значение определений обусловлено контекстом разговора.
Речь становится проще, если включает малое количество специфических определений и состоит из предложений небольшой длины. Их синтаксическое построение должно акцентировать внимание на теме обсуждения. Для подчёркивания смысла также используют паузы в нужных местах и логические ударения в словах.
Содержательность
Любая речь имеет какое-то содержание, поскольку её назначение – донести конкретную мысль до слушателя или лично убедиться в чём-то. Её насыщенность обусловлена реалистичностью, значимостью, глубиной и количеством заложенных в неё намерений, мыслей, побуждений или эмоций. Незначительные или посредственные чувства и мысли делают речь такой же бедной, как и при малом их количестве.
Насыщенность также зависит от компетентности говорящего в обсуждаемом вопросе, знания им терминов, его словарного запаса и умения его применять, в том числе и для донесения специфической информации. Содержательной можно назвать и ту речь, в которой подробно и основательно раскрывается какая-либо тема.
Выразительность
Эта свойство зависит от вкладываемых в коммуникацию чувств.
Красочность и энергичность речи обеспечивают:
- акцентирование внимания;
- чёткость произношения;
- правильно подобранная интонация;
- грамматические приёмы.
Речь в психологии – это средство общения, благодаря эмоциональному оттенку которого одна и та же информация может передавать разные чувства и отношения. Отсутствие или малое количество чувств наоборот делает её блеклой и вялой. Выразительность речи также меняется в зависимости от применения метафор, сравнений, уменьшительных и ласкательных форм, эпитетов и подбора местоимений.
Функции и роль
Выдающийся немецкий и американский лингвист-психолог Карл Бюлер определил следующие функции речи:
- импрессивная — заключается в словесном воздействии на собеседника;
- экспрессивная — предназначена для выражения чувств и впечатлений;
- познавательная — характеризует аутентичность.
Количество и назначение функций речи в современной психологии зависит от направления и его назначения.
Распространённым является следующий набор:
- речь как средство мышления;
- речь как инструмент коммуникации.
Обе классификации обеспечивают отдельные процессы общения.
Речь в виде инструмента мыслительной деятельности имеет следующие подфункции:
- обобщение — слова используют для классификации путём подчёркивания признаков;
- сигнализация — связь отдельных слов с их значением и представлением, что отличает человеческие коммуникации от животных.
Речь как механизм общения в психологии отвечает за различные аспекты коммуникации.
Это включает следующие подфункции:
- сигнальную — обеспечивает понимание;
- выразительную — включает мимику, жестикуляцию, интонации и подобные дополнительные средства передачи информации;
- коммуникативную — представляет собой информационный обмен;
- сигнификативную — обеспечивает обозначения;
- познавательную — ознакомление с предметом речи перед последующей сигнификацией;
- экспрессивную — наделяет речь чувствами и выражает отношение;
- воздействующую — речевое влияние, вместе с экспрессией являющееся одной из базовых подфункций речи как механизма общения.
Методики исследования
Речь в психологии – это форма проявления мысли, а также процесс, затрагивающий и интегрирующий любую психическую деятельность. Наиболее распространенным методом её исследований являются ассоциативные тесты. Они определяют связи между смыслом и значением слов, подвергая оценке время и содержание реакции. Первое служит показателем быстроты первичной нервной деятельности, а второе критерием интенсивности процессов ассоциации и эмоционального состояния испытуемого.
Эти эксперименты позволяют оценить особенности ассоциаций и динамику мыслительно-речевой функции, они включают следующие методы:
- Парное исследование позволяет выявить из двух субъектов превалирующего по скорости и главенству ассоциаций. Для этого обоим испытуемым одновременно задают стимул, на который они отвечают вне очереди любыми пришедшими в голову словами.
- Свободное исследование, которое впервые было проведено швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом, схоже с парной методикой. В процессе него испытуемый должен с как можно большей скоростью отвечать на стимул любым пришедшим в голову словом. Это позволяет оценить его динамику чувств, мотивацию и установки.
- Исследование навыка письменной коммуникации. Грамотность, ясность изложения, понятность почерка и прочие критерии эксперимента выявляют нюансы психического и умственного развития.
- Цепное исследование измеряет количество появляющихся ассоциаций в определённый период времени без учёта их латентного образования. Для этого испытуемый говорит любые слова, не принимая во внимание их окружение. Критериями оценки служат отдельные и среднестатистические размеры семантических гнёзд, их количество и протяжённость ассоциативного ряда. Нормой являются 3-4 гнезда в минуту с 5-6 словами в каждом.
- Методика незаконченных предложений авторства Сиднея Леви и Джозефа Сакса определяет отношение человека к себе, окружающему миру, особенности его поведения, а также характер его рабочих, партнёрских и семейных связей.
- Направленное исследование подразумевает ответ на стимул ассоциацией в соответствии с заданными условиями. Для этого процессу дают конкретное смысловое направление, подбираемое слово обычно представляет собой синоним или относящееся к содержанию инструкции определение. Этот эксперимент показывает уровень развития речи, нормой является отсутствие исключений в удовлетворяющих условиям реакциях.
- Исследование семантического дифференциала позволяет оценить эмоциональное состояние человека по его голосу. Его автором является психоакустик США Л. Соломон. В ходе эксперимента индивид прослушивает одни и те же высказывания с нейтральным смыслом, произнесённые с разными эмоциями. Испытуемый должен указать наличие в них определённых качеств по шкале от -3 до +3. Среди них общее восприятие голоса, возбуждение, тревожность и гнев.
Речь является объектом широкого спектра назначений, помимо передачи информации позволяющим осуществлять диагностику, лечение, воздействие, обучение и прочие требующие взаимодействия процессы. Первооткрывателем взаимосвязи афазий с участками и полушариями мозга ещё до исследований в психологии является опередивший Поля Брока Марк Дакс, однако работы этого французского учёного не привлекли внимания общественности.
Несмотря на мнение о том, что речь является отличием человека от животных, некоторых из них тоже можно обучить вербальным способам коммуникации. Отдельные виды даже способны осмысленно общаться, а не имитировать человека. Основными средствами такой коммуникации являются жестикуляция и знаки, так как произнесению слов часто мешают особенности физиологии животных.
Автор: Cash Diver
Видео про речь в психологии
Психология. Речь в психологии: