Современная психология трактует рефлексию, как обращение внимания человека на самого себя, а также на свое сознание, акцентируя внимание на продуктах собственной активности. В частности, происходит определенное переосмысление поступков. При этом учитываются ценности, мотивы, интересы, мышление и другие факторы, которые могут отличаться в зависимости от типа личности.

Одним из первых понятие рефлексии подробно рассматривал А. Буземан еще в 1925 г. Он определял ее, как любое перенесение переживаний внешнего мира на самого себя.

Определение

Позже о рефлексии размышлял П. Шарден, который утверждал, что рефлексия является тем, что отличает человека от животного. Согласно его теории, именно благодаря этому качеству человек не просто знает что-либо, и осведомлен об этом знании.

Рефлексия в психологии – это способность выделять из общего потока феноменов определенные устойчивые элементы, которые в дальнейшем предстоит изолировать и сосредоточиться на них. Именно так рассуждал о данном понятии Э. Кассирер.

Интересное определение рефлексии дал представитель отечественной психологической школы С. Л. Рубинштейн. Он изучал личность в разных аспектах и давал ей самые разные определения.

Он концентрировался на понимании своего «Я» и говорил о том, что понимание самой личности неразрывно связано с рефлексией. Его концепция базируется на том, что рефлексия представляет собой анализ того, что было с личностью, с целью дальнейшей реконструкции своего «Я» относительно жизненного пути.

По мнению Я. А. Пономарева, рефлексия представляет собой главной чертой, характеризующей творческое развитие личности. В этом случае человек становится сам для себя тем объектом, которого ему же и необходимо контролировать.

То есть по его теории рефлексия представляется своеобразным зеркалом, которое отражает любые изменения, происходящие с личностью, включая этапы самостоятельного развития. Получается, что по Я. А. Пономареву рефлексия представляет собой обратную связь внутри сознания человека.

Стоит отметить, что определением рефлексии занимаются не только психологические школы. Она также изучается философией, конфликтологией, педагогикой и другими науками. Однако в психологии рефлексии уделяется самое большое внимание.Рефлексия в психологии. Что это такое, приемы, виды: философская, педагогическая, социальная, когнитивная

Сегодня в качестве основного определения рефлексии используется то, что она представляет собой мысль, которая направлена на саму себя. Вполне вероятно, что речь идет о том, рефлексия при определенном подходе может представлять собой генетически вторичное явление, которое появляется в ходе определенной практики.

Если рассматривать рефлексию с точки зрения психологии творчества, а также творческого мышления, то она будет представлять собой определенный процесс осмысления, а также переосмысления, который происходит в сознании личности на фоне стереотипного опыта. Это необходимо для того, чтобы появилась необходимое мышление для создания инноваций в различных сферах.

Именно поэтому в своих работах И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов чаще используют понятие «рефлексивно-инновационного процесс». Также авторы первыми разделили рефлексию на виды (коллективный, индивидуальный, интеллектуальный и прочие).

Также Семенов и Степанов ввели понятие рефлексии в контекст исследований психологии, рассматривая данную характеристику согласно методике личностной и смысловой динамики. Благодаря этому и была разработана основная концептуальная модель.

Также рефлексию соотносила с творчеством Е. П. Варламова. Она предлагала изучать данную особенность проявления личности именно с точки зрения уникальности личности, способной в большей или меньшей мере создавать объекты творческой деятельности.

Виды

Как уже было сказано ранее, первыми разделить рефлексию на виды предложили И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов.Рефлексия в психологии. Что это такое, приемы, виды: философская, педагогическая, социальная, когнитивная

Также к подобной классификации пришел и А. С. Шаров, который разделил рефлексию на следующие виды:

  • Ситуативную. Определяет то, насколько личность включена в определенную ситуацию и способна осознавать ее элементы, а также анализировать происходящее. Ситуативная рефлексия характеризует собой способность личности соотносить совершаемые действия с так называемой предметной ситуацией. Также это характеризует то, как субъект координирует, а также контролирует не только самого себя, но и элементы определенной деятельности в зависимости от того, как меняются окружающие условия.
  • Ретроспективная. Такая разновидность рефлексии используется для проведения анализа уже произошедших событий или деятельности субъекта. То есть в этом случае речь идет о прошлых событиях.
  • Проспективная. Данный вид рефлексии характеризуется размышлениями о том, какую деятельность будет осуществлять субъект. То есть в этом случае речь уже идет о грядущих событиях и планировании, которое выполняет личность. На этом этапе происходит процесс прогнозирования результатов, которые могут быть получены при тех или иных обстоятельствах.Рефлексия в психологии. Что это такое, приемы, виды: философская, педагогическая, социальная, когнитивная

Также существует еще несколько разновидностей рефлексии:

Тип рефлексииОписание
ЛичностнаяЛичность начинает познавать и оценивать свой внутренний мир. Впервые появляется определения своего собственного «Я».
КоммуникативнаяПроисходит анализ того, как субъект взаимодействует со своим окружением, которое включает в себя людей разного статуса (родные, друзья, коллеги).
КооперативнаяЛичность производит анализ того, как именно возможно достичь той или иной цели, если действовать совместно с группой людей или одним человеком.
ИнтеллектуальнаяПроисходит оценка знаний и опыта и определение того, насколько эти навыки могут быть полезны для применения в реальной жизни.
ЭкзистенциональнаяГлубокие личные размышления личности о своем прошлом опыте.
СаногеннаяСубъект пытается контролировать свое состояние в стрессовой ситуации для того, чтобы исключить появление негативных эмоций или даже моральных и психологических страданий.
СоциальнаяЛичность оценивает, как к ее поступкам относятся окружающие люди. Происходит также оценка реакций и ответных действий со стороны социума.

Характеристики и свойства

Рефлексия в психологии – это понятие, которое также делится на виды исходя из такого, в каком направлении осуществляется мышление человека.

В связи с этим стоит рассмотреть следующие типы рефлексии, которые характеризуют данное понятие с разных сторон:

  • Элементарный. Это классическая рефлексия, которая свойственна практически любому индивиду. Элементарная рефлексия характеризуется тем, как проводится самоанализ при возникновении каких-либо тяжелых жизненных ситуаций. В ходе таких размышлений личность нередко находит ответ, который позволяет понять, что именно привело к таким событиям.Рефлексия в психологии. Что это такое, приемы, виды: философская, педагогическая, социальная, когнитивная
  • Научный. В этом случае речь идет об использовании рефлексии в ходе экспериментов или различных исследований. Благодаря рефлексии удается опровергнуть или подтвердить выдвигаемые теории и гипотезы.
  • Философский. Рефлексия этого типа посвящена более высоким вопросам и размышлениям о бытие или мироздании. В этом случае речь идет об осознании предназначения человека. Как правило, если человек проявляет осведомленность в таких вопросах и часто задумывается о подобных вещах, то это говорит о высоком уровне интеллектуальной деятельности.

Функции и роль

Рефлексия играет большую роль в психологии, так как эта деятельность позволяет открыть новые возможности человека. Благодаря обдумыванию своих действий в прошлом и анализу возможных событий личность учится выбирать наиболее оптимальный ракурс жизни. Благодаря этому появляется ощущения контроля поступков с целью создания для себя оптимальной среды существования.

Благодаря рефлексии человек учится самокритике, оценивает отрицательные стороны своей личности и ищет способы, которые позволят избавиться от них. Производится работа над ошибками. Кроме этого, способность к самоанализу позволяет исключить гнетущие, а также негативные мысли, которые сказываются на качестве жизни любого человека.

Например, он анализирует, почему ему пришлось уволиться с пошлого места работы. Человек понимает, что офис, в котором он работал, располагался слишком далеко, он уставал и поэтому не мог справлять со всеми своими обязанностями. Произведя такой анализ, он понимает, что в будущем стоит выбирать работу, на которую не придется долго ехать из дома.

Благодаря такому мышлению воспитывается индивидуальность, вырабатывается стойкость и свое собственное мнение. Это означает, что в ходе рефлексии происходит и личностный рост.

И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, А. С. Шаров и другие специалисты выделяют несколько функций рефлексии.Рефлексия в психологии. Что это такое, приемы, виды: философская, педагогическая, социальная, когнитивная

Согласно им она:

  • Стимулирует процесс моделирования ситуаций. Происходит прогнозирование возможных событий в зависимости от поступков, которые совершит человек.
  • Определяет, какие способы будут наиболее эффективны для полноценного взаимодействия с современным миром с целью получения продуктивного результата.
  • Позволяет правильно осмыслить последовательность действий и взаимодействий.
  • Формирует мотивы деятельности человека.
  • Побуждает произвести работу над ошибками для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.

Если у человека развита рефлексия, то он быстрее вырастает, как полноценная личность, так как он быстро овладевает необходимыми навыками самоконтроля. Это позволяет оптимальным способом подстраиваться под изменения окружающего мира и условий. Если же рефлексия развита плохо, то это приводит к проблемам, которые в первую очередь связаны со слишком размытым понятием собственного «Я».

Это приводит к тому, что человек постоянно продолжает совершать одни и те же ошибки. Без должного анализа негативные события будут постоянно преследовать его.

Очевидно, что если субъект постоянно действует по однообразной схеме и ждет при этом разных результатов, проявляет элементарную глупость и неэффективность. Исходя из этого, рефлексия формирует мышление, поведение и стимулирует интеллектуальную активность.

В противном случае становится невозможным накопление требуемого жизненного опыта, который позволит перестать совершать однообразные поступки. То есть получается, что фактически рефлексия представляет собой далеко не особенность индивида или его характеристику.

Рефлексия в психологии – это метод развития личности, который успешно используют специалисты по всему миру. Благодаря развитию рефлексии удается научить человека заглядывать внутрь себя и исследовать свою сущность, о которой он мог никогда не задумываться. Благодаря этому методу становится возможным изменить свою жизнь, поднять самооценку и выбрать современно иной, более успешный путь.

Рефлексия позволяет понять, что все ответы на наиболее тривиальные вопросы, находятся внутри подсознания самого человека. Остается только провести работу по анализу своего опыта и составить план дальнейших действий.

Благодаря рефлексии человек учится понимать свои переживания и преобразовывать их в получаемый опыт, а не просто пытаться закрыть их в своем подсознании без какой-либо пользы для самого себя.

Также данный метод учит оценивать свои слабости, но не с целью понижения самооценки, а, наоборот, для того, чтобы побороть их и стать более устойчивым к негативным вещам, которые могут оказывать влияние со стороны окружающего мира и социума в частности.Рефлексия в психологии. Что это такое, приемы, виды: философская, педагогическая, социальная, когнитивная

Рефлексия в психологии – это способ использования негативного опыта с целью создания нового «Я». Например, человек забронировал тур по Европе у недобросовестного туроператора, посилившего его в плохую гостиницу и не предоставил половину услуг, которые были оплачены.

Человек с низкими показателями рефлексии не сделает из этой ситуации никаких выводов и возможно перед следующим отпуском обратится к тому же туроператору, который его уже обманул. В случае более развитой рефлексии турист подумает, почему именно это произошло.

Прежде всего, он не изучил подписываемый договор, не посмотрел отзывы о туроператоре и вообще понадеялся на то, что за него все определит другой человек. Исходя из этого, перед следующим путешествием он будет более внимателен и возможно, например, сам составит план поездки и забронирует наиболее понравившиеся ему отели.

Подобные примеры использования рефлексии встречаются повсеместно. Однако только кажется, что рефлексия является характеристикой каждого человека. Исходя из рассмотренных видов, становится понятно, что есть масса различных проявлений рефлексии, каждое из которых можно развить.

Благодаря работе с психотерапевтом человек начинает осознавать себя в качестве отельного индивида. Также он понимает, что он представляет собой личность, находящуюся среди других личностей, которые могут отличаться разным уровнем рефлексии, а значит интеллектом, мышлением и другими характеристиками.

Методы и приемы

Основные методы развития рефлексии были разработаны А. В. Каповым. Они успешно применяются сегодня в психологической практике. Он разработал методику, которая включает в себя 50 утверждений, на которые должен дать ответ испытуемый. После получения ответов терапевт производит статистический анализ данных согласно расшифровке, предоставленной самим автором.

Для каждого полученного утверждения на вопрос предусмотрены разные показатели:

  • Индекс трудности. В этом случае специалист соотносит количество «правильных» с точки зрения теста и «неправильных» ответов.
  • Коэффициент корреляции. Он указывает меру, с которой каждый отдельный вопрос позволяет применить выбранную методику.
  • Параметры распределения вариантов. Этот показатель позволяет получить необходимое представление о самой выборке, а точнее о ее статистическом характере.

После этого из перечня ответов терапевт выбирает 27 вариантов, которые в большей степени удовлетворяют требования индекса трудности и других параметров. Автор приводит необходимые формулы для правильного подсчета данных и получения результата, который поможет понять насколько развита рефлексия у того или иного пациента, а также какой ее тип преобладает в мышлении человека.

На основе полученных данных психотерапевт выбирает одну из нескольких методик развития рефлексии.

Ситуативная методика

Основной задачей терапевтических мероприятий является развитие самоконтроля и самоанализа у человека. Он должен правильно оценивать происходящую ситуацию, анализировать ее и соотносить со своими действиями. То есть пациент учится координировать свои действия и поведение в зависимости от различных условий окружающей среды, которые могут очень быстро меняться.

Чтобы развить навык можно использовать упражнение под названием «Автопортрет». Для того, чтобы человек научился быстро анализировать самого себя, он должен понять, как оценивать других людей. Для этого ему придется выделять основные признаки, которые выделяют незнакомца из общей толпы

Принцип упражнения заключается в том, что пациенту необходимо вообразить, что он должен встретиться с другим человеком, который не имеет никакого представления, как он выглядит. Для этого необходимо максимально подробно описать себя. При этом описание должно затрагивать не только параметры внешности, но и особенности поведения.Рефлексия в психологии. Что это такое, приемы, виды: философская, педагогическая, социальная, когнитивная

Например, пациент должен рассказать о своей манере разговора, как он складывает руки или поджимает губы. Наибольшего эффекта можно добиться, если пациент будет работать с напарником, который сможет оценить, насколько описание соответствует тому, что видит он. Если напарника нет, то его роль выполняет сам психотерапевт.

В процессе упражнения врач должен оценивать то, над какими из своих характеристик пациент задумывается дольше всего. После этого необходимо уточнить у него, почему именно он испытывал трудности с описанием своих особенностей поведения. С чем связана данная неуверенность.

Также нужно оценить степень развернутости описания. Чем больше у человека развивается рефлексия, тем более подробно он описывает детали своего характера и личности в целом.

Ретроспективная методика

Исходя из аналогичного вида рефлексии, который уже был рассмотрен, очевидно, что данная терапия направлена на то, чтобы научить пациента анализировать уже совершенные события. Он должен научиться четко осознавать свои мотивы, чтобы оценить, насколько правильными они были и, стоит ли опять использовать их в будущем.

Для развития этого типа рефлексии рекомендуется выполнить упражнение «Карусель». Для его выполнения пациент должен на протяжении недели или другого срока, определенного врачом, знакомиться с новыми людьми и поддерживать с ними хотя бы непродолжительный разговор.

После этого пациент должен поделиться с врачом своими наблюдениями. Необходимо, чтобы человек провел анализ того, какие ошибки он совершал при знакомстве с новыми людьми, какие поступки были наиболее удачными. Требуется, чтобы на основе полученных данных из прошлого человек научился выделять модель поведения и действий, которые позволят избежать неловких ситуаций в будущем.

Развитие перспективной рефлексии

Данный вид методики направлен на то, чтобы человек научился на фоне произведенного анализа составлять планы на будущее. То есть он учится прогнозировать действия, которые совершит он сам или другие люди. Это позволяет лучше планировать и ориентироваться в будущем.

Для этого подойдет упражнение «Без маски». Оно заключается в том, что человек избавляется от поведенческой или эмоциональной зажатости, которая также становится причиной того, что он просто не рискует строить каких-либо планов из-за чрезмерной неуверенности в своих поступках и поведении.Рефлексия в психологии. Что это такое, приемы, виды: философская, педагогическая, социальная, когнитивная

Для того, чтобы пациент научился правильно производить анализ необходимо пригласить другого участника. Каждому из них требуется выдать карточки, на которых написаны какие-нибудь незавершенные фразы. После этого участники упражнения по очереди должны заканчивать свои фразы.

Если при этом у пациента появляются проблемы с тем, чтобы быстро сориентироваться и выбрать оптимальный ответ, нужно провести с ним работу. Поначалу он должен пытаться отвечать быстро, особенно не задумываясь над логичностью ответов. Постепенно он должен думать быстрее, анализировать текст на карточке и давать более логичные и подходящие ответы.

Существуют другие упражнения и методики. Помимо этого, терапевт должен проводить беседы с пациентом, так как на первых порах не всегда можно четко определить, от недостатка какого типа рефлексии он страдает. Очень часто люди испытывают сложности сразу с несколькими разновидностями, поэтому и упражнения нужно подбирать комбинированного типа.

По мнению большинства опытных психологов, именно методика развития рефлексии позволяет повысить самооценку пациентов, развить скорость реакции и навык проведения анализа в разных жизненных ситуациях. Это помогает избавиться от напряженности и добиться гармонии. После развития рефлексии многие пациенты отмечают, что они стали намного успешнее, реже страдают от головных болей, нервозных состояний.

Таким образом, рефлексия в психологии сегодня представляет собой метод улучшения личностных характеристик человека. Это то, насколько человек умеет получать необходимый жизненный опыт и анализировать его. Методы рефлексологии позволяют понять, как человек выглядит в глазах других людей и позволяет скорректировать те или иные недостатки или качества.

Видео о рефлексии

Что такое саморефлексия:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ