Поведение подростков, относящееся к самоповреждающим, – понятие, обозначающее намеренное нанесение себе разнообразных физических повреждений (ссадин, порезов, самоожогов) без намерения покончить жизнь самоубийством.
Возникающее, в большинстве случаев, согласно статистике, в пубертатный период, оно связано с негативными, болезненными эмоциональными переживаниями, эмоциональной опустошённостью больного и требует экстренного назначения корректирующего лечения, главная роль в котором должна отводиться психотерапии.
Общая характеристика
Самоповреждающее поведение подростков – вид аутодеструктивного поведения, связанного с различными формами саморазрушения. Направленное на причинение физических увечий самому себе, без намерения покончить жизнь самоубийством, оно может выступать в качестве симптома разнообразных клинических патологий или появляться на фоне тяжелого стрессового состояния у психологически здоровых людей.
Исследования, проведенные специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), показали, что в большинстве случаев заболевание развивается в пубертатный период — у девочек в возрасте 13-16 лет и у мальчиков – в 12-18 лет, и не зависит от расовой, половой и религиозной принадлежности.
Так, по данным 2022 г. английскими учеными было зафиксировано что 27,8% всех проживающих на территории Европы подростков хотя бы раз в жизни причинявших себе физический вред без намерения совершить самоубийство.
Клинический психолог Н.А. Полякова в своей монографии «Зависимость частоты и характера несуицидальных самоповреждений от пола и возраста» отметила, что от 10 до 14% всех российских школьников и студентов сознались в том, что хотя бы один раз совершали самопорезы.
У 3% из них наблюдалась высокая частота самостоятельных повреждений кожного покрова, при этом, по статистики, девушки чаще наносят себе порезы и царапины, при этом у юношей отмечаются более глубокие травмы.
Чаще всего подростки наносят себе неглубокие, повреждающие кожные покровы порезы, но могут также:
- царапать, щипать, растирать кожу ластиком или солью до появления крови;
- биться головой или кулаками о стену или о любые другие твердые предметы;
- обкусывать ногти и кожу возле них;
- повреждать суставы пальцев;
- прижигать кожу на руках, ногах или других участках тела зажженной сигаретой, зажигалкой, или щипцами для укладки волос;
- колоть себя иглами, булавками, ножом, гвоздями.
Не входят в перечень сапоповреждающих действий, направленные на самовыражение подростков:
- пирсинг;
- татуировки;
- разрезание языка;
- закачивание краски в глаза;
- нанесение на кожу рисунка из рубцов (скарификация).
Причислить их к проявлению аутодеструктивного поведения можно только в том случае, если, проводя их, подросток преследует цель не самовыразиться, а причинить себе физическую боль.
Симптомы и признаки
Основным симптомом самоповреждающего поведения являются следы увечий на теле – порезы, самоожоги, синяки, возникающие на предплечьях, бедрах, ладонях.
Согласно статистическим данным:
- Более 60% всех самоувечий приходится на режущие раны. Повреждения при этом будут неглубокими, не затрагивающими крупные артерии и сосуды.
- До 50% больных практикуют нанесение себе царапин ногтями или различными острыми предметами, сильно сжимают кулаки до выступления крови на ладонях.
- Около 35% подростков используют для нанесения травм удары головой, руками, ногами о стену или другие твердые предметы.
- Более 30% расчесывают ногтями кожу до появления крови, обкусывают ногти и окружающие их кожные ткани до крови, выдергивают волосы на голове.
- До 20% прижигают кожный покров предплечья, живота, ног сигаретами, зажигалками, спичками.
В редких случаях под самоповреждающим поведением специалисты могут подразумевать сознательный отказ от пищи и воды, злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими веществами.
До момента нанесения себе различных травм все больные ощущают эмоциональную напряженность, тревожность, подавленность. Может появляться также желания сделать себе больно и увидеть собственную кровь. После самоповреждения подростки отмечают эмоциональное облегчение, дополненное также чувством вины за причинение вреда своему здоровью.
Прекрасно понимая, что самоповреждение осуждается в социуме, подросток стремиться скрыть от родителей и друзей свои раны, ожоги и царапины под объемной, полностью скрывающей тело одеждой, посещать бассейн и пляж.
В ряде случаев узнать о его болезни родители могут лишь тогда, ему потребуется медицинская помощи из-за сильного кровотечения или болезненного ожога.
Ориентируясь на скрытность подростков специалистами также выделен ряд косвенных признаков заболевания, заподозрить которое родители могут если их сын или дочь:
- предпочитают носить даже в жаркие дни одежду, полностью скрывающую тело, с длинными рукавами и воротником;
- увлекаются татуировками, пирсингом и другими болезненными процедурами;
- отличаются повышенной тревожностью и агрессией;
- испытывают проблемы со сверстниками;
- подписаны в социальных сетях на сообщества, призывающие к аутодеструктивному поведению.
Причины
Самоповреждающее поведение у подростков связано с негативным эмоциональным состоянием, возникающим как на фоне развития тяжелых психиатрических патологии (депрессии или шизофрении), так и по причине:
- постравматического стрессового состояния;
- нарушения пищевого поведения;
- злоупотребления наркотическими веществами;
- неврозов.
В этом случае причиняя себе боль подросток старается заглушить эмоциональную тревожность, от которой неспособен избавиться другими, безопасными средствами (хобби, спортивными занятиями).
Специалистами также выделен ряд факторов, увеличивающих риск развития болезни:
- Неблагополучные семейные отношения, в том числе физическое или психологическое насилие, проявляющееся по отношению к ребенку, тяжелый развод родителей, преждевременная смерть близкого человека, постоянные конфликты с матерью или отцом.
- Проблемы и ссоры со сверстниками, буллинг, невзаимная первая любовь.
- Внутриличностные проблемы – слабость самоконтроля, неумение подростком контролировать свои чувства, импульсивность, склонность к зависимому поведению.
- Негативное отношение ребенка к собственному телу.
- Психические заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, аутизм).
- Тяжелая форма депрессии, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.
- Увлечение социальными сайтами, пропагандирующими самоповреждение как ответ на глобальный экономический кризис, военные действия, террористические акты.
Наносить себе увечья подросток может из-за чувства вины или стыда, а также преследуя цель:
- привлечь к себе внимание взрослых;
- самоутвердиться и выделиться среди сверстников.
Патогенез
Клинические психологи отмечают, что причиной возникновения самоповреждающего, несуицидального поведения является стремление подростка снизить выраженность негативных эмоций, взять контроль над своим эмоциональным состоянием за счет переключения организма с одолевающей его тревоги, депрессии, ощущения собственной виновности на сильную физическую боль.
Эндорфины, выделяемые в кровь в момент появления острой боли, на короткое время погружают в эйфорию, помогая выйти из эмоционального дискомфорта.
Быстро проходящее такое состояние приводит к возвращению тревожности, чувства вины и психологических переживаний, а для повторного облегчения ребенок может снова и снова наносить себе увечья.
Ряд российских ученых также предположил, что самостоятельно травмировать свое тело подросток может с целью появления необходимой ему решительности, как способ самовыражения и стремления приобрести новый опыт.
Классификация
Самоповреждающее поведение классифицируется специалистами на 3 типа:
- Идентификационный. В этом случае акт самоповреждения обоснован культурными или религиозными традициями и имеет под собой цель вхождения человека в определенную группу или приобретение им какого-либо статуса. Например, процедура обрезания в мусульманской и иудейской культуре, шрамирование у африканских племен.
- Реактивный – являющийся ответом подростка на негативные внешние обстоятельства, вызывающиеся психотравмирующую ситуацию. Наблюдается в единичном случае.
- Дисфункциональный – при котором самоповреждения тела становятся для ребенка единственно доступным, привычным способом саморегуляции для снижения интенсивности психологического напряжения.
2-й и 3-й тип самоповреждающего поведения отнесен создавшим градацию исследователем из США М. Стронгом к аутодеструктивному, девиантно-психологическому поведению.
Виды самоповреждающих действий:
Значительные | Наблюдаются при острых психиатрических расстройствах (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе) и сопровождаются нанесением больными себе серьезных травм (ампутирование конечностей, выкалывание глаз). Свои действия они при этом связывают с религиозными, моральными, сексуальными мотивами. |
Стереотипные | Постоянные, монотонные, травмирующие собственное тело, действия больного (удары головой об стену, нанесение колотых ран, обкусывание пальцев). Наблюдается данное состояние при аутизме, синдроме Туретта, умственной отсталости. |
Поверхностные | Мелкие порезы, ожоги зажженными сигаретами, царапины, наблюдаемые при психиатрических состояниях, депрессии, тревожных расстройствах. |
Отличие от суицидального поведения
Самоповреждающее поведение является одним из видов аутодепрессивного поведения, связанного с разными формами саморазрушения: от высокорискованных действий, нацеленных на поиск новых ощущений, до суицидальных актов.
Необходимо отличать патологию также и от суицидального поведения подростков. Являясь подвидами аутодекстривного поведения, они различаются как мотивацией, так и способами осуществления.
Главным отличием при этом специалистами считается то, что у подростков с самоповреждающим поведением в меньшей степени выражено негативное отношение к жизни.
В отличие от суицидального поведения самоповреждение используется ими с целью восстановления контроля над собой и своими эмоциями, получения облегчения от негативных мыслей, разрешения межличностных проблем.
Наносить себе травмы ребенок может также для того, чтобы привлечь к себе внимание, выбирая для порезов, ожогов и царапин открытые участки тела. Более тяжелыми формами несуицидального, самоповреждающего поведения являются травмы, выполненные на закрытых участках тела (в живот, в бедро).
Поскольку обнаруживаются они не стразу, то существует опасность, что действия подростка могут трансформироваться в хроническую форму болезни и сочетаться с расстройства эмоций, поведения личности, нарушением пищевого поведения.
При этом все самотравмы не имеют под собой цель привести к добровольному уходу из жизни.
Суицидальное поведение, в отличие от разнообразных, часто довольно поверхностных, травм, наносимым себе самостоятельно, направлено подростком на прекращение своей жизни с целью избавиться от эмоциональной боли и чувства ненужности, вызванного попаданием ребенка в безвыходное и безнадежное положение.
В то же время в ряде научных работ немецких ученых отмечено, что при регулярных актах самоповреждения у больного развивается психологическая невосприимчивость к ранам. Разнообразные травмы становятся чем-то обыденным, что приводит к исчезновению страха перед болью и может стать причиной совершения суицидальной попытки.
Диагностика
Поведение подростков, относящееся к самоповреждающим, устанавливается во время лечебного осмотра, а также анализа данных, полученных как от самого подростка, так и от его близких.
Вначале доктор проводит внешний осмотр пациента для обнаружения увечий, и в ряде случаев может направить его к хирургу для оказания первой медицинской помощи. Также проводятся:
Клиническая беседа
Клиническая беседа организуется специалистом как с самим подростком, так и с его родителями, поскольку в ряде случаев ребенок может пытаться скрыть возможные увечья под свободной одеждой с длинными рукавами.
Привлекая на начальных этапах к общению близких людей пациента, врач старается наладить с ним доверительные отношения, а на основе анализа полученных данных устанавливает наличие или отсутствие психиатрических проблем и причины самоповреждений.
Психодиагностирующие опросники
Применение психодианостирующих тестов-опросников, помогает выявить черты личности подростка, провоцирующие аутодепрессивное поведение.
Для постановки диагноза можно применять:
- шкалу причин самоповреждающего поведения Н. А. Польской;
- опросник копинг-стратегии Ч. Кавера.
Полученные результаты помогают определить уровень социальной изоляции и стадию депрессивного состояния.
Дифференциальная диагностика
Дифференциальная диагностика проводиться с целью разделить заболевание от попытки суицида, аутоагрессии, возникающей на фоне галлюцинаций и бреда, сексуальных отклонений.
В случае самоповреждений при суицидальных наклонностях все действия больного будут направлены на лишения себя жизни, а характер наносимых себе увечий должен с большой вероятностью приводить к скорой смерти.
Во время демонстративных попыток суицида подросток также не стремиться скрывать свои поступки, совершая действия «напоказ» с целью привлечения внимания окружающих.
Травмы, нанесенные ребенком себе под воздействием галлюцинаций, указывают на наличие серьёзного психиатрического заболевания (шизофрении, маниакально-депрессивного психоза), а сам пациент при этом не отказывается от своих поступков, объясняя их посторонними голосами, руководящими его действиями.
Увечья, нанесенные подростком себе с целью получения сексуального удовлетворения, не относятся к самоповреждающему поведению.
Лечение
Самоповреждающее поведение поддается коррекции психотерапией. Лекарственные препараты дополнительно назначаются только в том случае, если у подростка диагностируется тяжелое психиатрическое расстройство или для купирования чрезмерной эмоциональной агрессии, депрессивного состояния. Хороший эффект в лечении позволяют дать:
Когнетивно-бихевиоральная психотерапия
Когнетивно-бихевиоральная психотерапия, предполагающая, что основные проблемы человека вытекают из искажения им реальности, помогает подростку осознать мотивы саморазрушающих действий и заменить их продуктивными способами решения.
Во время сеансов специалист вместе с ребенком проводит анализ целей и мотивов его поведения, а затем при помощи специальных упражнений учит его противостоять стрессовым ситуациям, отрабатывает эффективные стратегии для достижения поставленных целей и облегчения симптомов расстройства.
Диалектический метод
Диалектический подход применяется при выявлении сильной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации и для снижения опасности негативных последствий аутодеструктивного поведения.
Во время работы специалист помогает подростку осознать о существовании нескольких точек зрения на сложившуюся ситуацию, которую он ошибочно считает «безвыходной» и «невыносимой», обучает его способности спокойно оценивать возникающие проблемы и выбирать наиболее подходящую, безопасную, линию поведения.
«Семейная психотерапия»
Семейная психотерапия используется в качестве вспомогательного метода, во время которого специалист работает не только с подростком, но и с другими членами его семьи.
Помогая им выстроить доверительные отношения друг с другом, врач учит их справляться с семейными конфликтами и выстраивать отношение, способствующие укреплению эмоциональной близости между родителями и детьми. При необходимости отдельно проводится работа с эпизодами физического или психологического насилия над ребенком.
Прогноз и возможные осложнения
Самостоятельно справиться с психиатрическим расстройством подросток не может. Любое промедление с лечением также является опасным для ребенка из-за возможного развития в результате самотравм сепсиса, закрепления патологического поведения или непреднамеренного самоубийства.
Эффективность лечения определяется количеством эпизодов аутоагрессии и продолжительностью расстройства.
Наиболее благоприятный прогноз специалисты дают при начале психиатрического лечения в течение первых 6 месяц от момента первого совершения подростком самоповреждающих действий. В длительном расстройстве существует высокий риск возможных рецидивов.
Профилактика
Профилактика самоповреждающего поведения проводится на 3-х уровнях:
- 1-й – заключается в выявлении детей, находящихся группы риска.
- 2-й – устранение факторов, провоцирующих самоповреждающее поведение. Основную роль здесь отводится работе специалиста с членами семьи, друзьями, одноклассниками детей, входящих в группу риска.
- 3-й – проведение мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов заболевания у детей с отклонениями в поведении
Действия учителей
Огромная работа по профилактики заболевания отводится школьным учителям, которые должны:
- своевременно распознать признаки самоповреждающего поведения у подростков;
- постараться поговорить с ребенком, выстроить с ним доверительные отношения и дать почувствовать себя принятым;
- выслушать его и убедить рассказать своей проблеме профессионалам, из-за опасности серьезно травмировать себя;
- пойти вместе с ним к школьному психологу, оказав при этом дополнительную поддержку.
- записать ребенка в кружок по или клуб интересам, дать ему интересное задание, помочь сблизиться с одноклассниками.
Ни в коем случае нельзя:
- осуждать подростка и проявлять негативные эмоции в его адрес;
- наказывать за самоповреждающие действия;
- обсуждать его проблему в классе при других детях.
Действия родителей
Огромную роль в профилактики заболевания играет эмоционально здоровый микроклимат в семье, а при обнаружении самоповреждающих действий у своего ребенка родители должны помочь ему справиться с проблемой, не замалчивая и не осуждая его за подобное поведение, поскольку любое травмирование себя специалисты определяют в первую очередь как признак эмоциональной уязвимости подростка и ответ на предполагаемые трудности с семьей, с одноклассниками, в школе.
При обнаружении признаков болезни, а также в целях профилактики её рецидивов родители должны:
- дать ребенку понять, что они всегда готовы к диалогу с ним;
- не обвинять и не ругать подростка, а также не замалчивать существование болезни;
- найти подходящего специалиста и вместе с ребенком попросить его о помощи;
- проявлять интерес к чувствам, мыслям и занятиям подростка, уделять ему внимания, искать возможные точки соприкосновения;
- поощрять интерес ребенка к творчеству, спортивным занятиям, помогая ему тем самым найти любые, безопасные способы самовыражения и борьбы с негативными эмоциями.
Поведение подростков, относящееся к самоповреждающим, – форма психологического расстройства, связанным с совершением им комплекса действий аутоагрессивного характера, направленных на травмирование себя.
Выступающее в качестве симптома тяжелых психиатрических расстройств или возникающее при попадании ребенка в тяжелую стрессовую ситуацию оно требует особой внимательности родителей и учителей, и своевременного обращения за психиатрической помощью.
Видео о самоповреждающем поведении
Самое важное о самоповреждающем поведении у подростков: