Сепарация в психологии определяется длительным процессом отделения детей от своих родителей, что означает начало взрослой самостоятельной жизни. Это явление подразумевает как физическую сепарацию, то есть раздельное проживание, так и эмоциональное отдаление от значимых фигур, то есть психологическую обособленность ребенка, способность самостоятельно принимать решения.
Очень важно пройти период сепарации правильно, чтобы освободиться от влияния родителей и иметь возможность начать свою здоровую семейную жизнь.
Определение
Термин «сепарация» происходит от латинского «separatio», что означает отдаление. Процесс сепарации можно продемонстрировать на уровне политической истории, где нередки случаи регионального сепаратизма. Начиная со времени возникновения первых государств, различные общности людей стремятся к приобретению независимости.
В конечном итоге первоначально разобщенные народы, пройдя путь от первых племен и феодальной раздробленности, реакций и революций, становятся политическими нациями. В конечном итоге их объединение было обусловлено характером хозяйственной деятельности – люди будут жить вместе до тех пор, пока это будет им экономически выгодно.
Так, например, города-государства Северной Италии, такие как Генуя или Венеция, несколько столетий даже не задумывались над тем, чтобы объединиться в единое государство, хотя географически они находились на пересечении торговых путей и имели крайне плодородные почвы на своей территории, что способствовало их независимому друг от друга процветанию.
Институт семьи, как форма общности людей, подчиняется тем же правилам экономической эффективности. Проходят тысячелетия, но люди также остаются заинтересованы в жизни вместе как на уровне государственных образований, так и на уровне семьи.
Еще в древней родовой общине самым страшным наказаниям для ее члена была не смерть, а изгнание из общины. Но с развитием института семьи, повышением общего уровня благосостояния и прогресса, жесткая необходимость в семье, как в факторе выживания, отпадает.
Сегодня молодые люди более заинтересованы в независимости от родителей, чем раньше. Благодаря доступному образованию, совершенствованию орудий труда и техники, они могут в раннем возрасте позволить себе стать самостоятельными членами общества. Так, перед каждым достигшим совершеннолетия человеком, остро встает вопрос о сепарации от родителей.
Этот процесс необходим для нормального развития самостоятельности, но зачастую для родителей эта необходимость может быть неочевидной, что может привести к тяжелым психологическим проблемам. Сепарация становится камнем преткновения для отцов и детей. Возникает жесткое психологическое противоречие, решение которого лежит в самом факте его преодоления.
Сегодня психологическая сепарация определяется как явление психологического отделения взаимнозначимых субъектов друг от друга, в результате которого происходит трансформация их отношений, а также достижение когнитивной, эмоциональной и функциональной независимости каждым из участников сепарации.
Как понять, что сепарации нет?
Психологи выделяют несколько состояний, благодаря которым можно понять, что процесс сепарации прошел неправильно или не проходил вовсе.
Такие состояния включают в себя:
- стремление отношениях с другими людьми доказать свою независимость. В противном случае найти авторитарную фигуру, которая говорит, что и как делать;
- частое разочарование в людях из-за их несоответствия личным ожиданиям;
- обещания себе не поступать в жизни так, как родители, но все равно повторять паттерны и сценарии поведения в отношениях с окружающими;
- тщетные попытки найти себя
- жизненные решения принимаются под влиянием родительских установок;
- стремление постоянно добиваться одобрения окружающих;
- критика воспринимается как оскорбление, которое не позволяет двигаться дальше и развивать в личностном плане;
- чувство собственного бессилия, из-за которого человек не может продвинуться по карьерной лестнице;
- при достижении успеха в каком-то деле возникает чувство, что эта работа — каторга, а высоты достигнуты незаслуженно;
- детское поведение в общении с друзьями, коллегами, начальством и с любимыми людьми; человек устраивает истерики, обижается и уклоняется от взрослого разговора и решения проблемы;
- наличие друга или приятеля, который «знает, как лучше». При этом человек может копировать его поведение и часто обижаться, когда он не уделяет должного внимания;
- постоянное желание, чтобы в романтических отношениях партнер постоянно говорил о любви и все время был рядом. Если даже при серьезной причине такой возможности нет, то человек начинает воспринимать это как предательство;
- постоянные сложности в личной жизни (страх знакомства, риск не понравиться партнеру, повышенная подозрительность и настороженность);
- трудность с воспитанием собственных взрослеющих детей. Человек не может дать им самостоятельность и умение брать ответственность точно так же, как в свое время не получил ее от своих родителей.
Разновидности
Сепарация в психологии – это отделение ребенка от матери (или другой родительской фигуры) как объекта привязанности. Существуют разные виды сепарации, сопровождающие ребенка уже с младенчества.
После этапа полного единства матери и ребенка, которое начинается с перинатального периода, когда удовлетворение потребности в пище ребенком реализуется за счет материнского организма в форме кормления, наступает биологическая сепарация. Она предполагает возможность организма ребенка прожить без организма матери, что можно назвать первым шагом в их разделении.
С того момента, как ребенок учится ходить и обретает способность передвигаться без помощи родителей и исследовать мир, наступает двигательная сепарация. Отсутствие этого типа можно наблюдать только при патологическом варианте развития ребенка.
В младшем школьном и дошкольном возрасте ребенок чувствует необходимость в коммуникативной сепарации, когда появляется возможность обрести новый круг общения в виде друзей и будущих одноклассников.
В подростковом возрасте ребенок чувствует потребность в самостоятельном принятии решений; в этом возрасте происходит когнитивная сепарация. В дальнейшем полный процесс отделения от семьи сопровождается обретением материальной независимости, переездом, созданием собственной семьи.
На данном этапе происходит социальная сепарация, потому что степень самостоятельности и независимости во многом влияет на социальный статус человека.
Условия для успешной сепарации
Истинная независимость приобретается человеком в период поздней юности или ранней взрослости. На данном этапе наблюдает налаживание отношений с родителем, и перед молодым человеком ним стоят два основных вида целей – связанные с профессиональным становлением и сферой межличностных отношений, то есть с образованием собственной семьи.
Для успешной сепарации необходимо принять данный период прежде всего родителям. Перед ними будет стоять задача отказаться от привычной роли родителя и отпустить ребенка, с которым хочется сохранять постоянный контакт.
Несмотря на то что, большинство родителей осознает, что расставание происходит для блага ребенка, часто возникают проблемы с успешной сепарацией из-за сильной материнской привязанности. Перед матерью стоит задача преодолеть эту ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями, сохранив психологическую связь, эмоциональную близость, но выйдя на новый уровень взаимоотношений.
Для успешной сепарации как родители, так и дети должны переосмыслить свои отношения и раскрыть свои личностные ресурсы. Главная задача, которую можно выполнить только совместными усилиями, — перейти на новый партнерский уровень взаимодействия.
Процесс сепарации может быть успешно осуществлен только при выполнении двух условий. Первое состоит в физическом отделении человека от семьи, например, переезд в другой город, на другое место жительства. Второе условие включает в себя изменение взаимоотношений, обретение внутренней самостоятельности и готовности психологически отпустить зависимость от родителей.
Без исполнения второго условия, первое не будет завершенными, поскольку отношения, разорванные насильственно, например, по причине конфликта, не подразумевают психологическое освобождение человека. Оптимальный вид сепарации – это отделение молодого человека от родителей в самостоятельную семью при сохранении положительной эмоциональной связи и гармоничных взаимоотношений.
Основные этапы
Сепарация в психологии – это процесс, которые проявляется на протяжении всей жизни человека.
Существует несколько классификаций этапов сепарации; одна из распространенных включает в себя:
- Этап от рождения до 1 года.
- Этап кризиса 3-х лет.
- Подростковый этап.
- Этап возраста 17-19 лет.
От рождения до 1 года
Период от рождения до трех месяцев рассматривается учеными как период полного слияния ребенка с матерью. В этот период ребенок еще не осознает себя как отдельную личность. Сепарационный кризис нарастает к окончанию младенческого периода (кризис одного года), когда на первый план выдвигаются желания самого ребенка.
Кризисные проявления в поведении детей на данном периоде:
- упрямство;
- отказ подчиняться взрослым;
- особая чувствительность к наказанию;
- непереносимость слов «нет», «нельзя»;
- противоречивость в поведении.
Кризис 3-х лет
Данный кризис сопряжен с самой высокой сепарационной активностью.
Симптомы кризиса:
- стремление к самостоятельности;
- нетерпимое отношение к опеке взрослого;
- острая аффективная реакция на критику в свой адрес со стороны значимых близких;
- острая потребность в оценке взрослого.
Подростковый возраст
Процессы сепарации разворачиваются в социальной среде, через сверстников. Это новый этап социализации, в процессе которого подросток обретает опыт автономного взаимодействия. В этот период подросток стремится к единению со сверстниками, поскольку именно с ними он может реализовать себя как личность, самоутвердиться, построить модель «взрослых» отношений.
С одной стороны, прослеживается тенденция слияния с себе подобными, с другой — желание подчеркнуть свою уникальность, индивидуальность. Конечная интеграция — рождение собственной уникальности и в то же время определение своего места среди других.
В психоанализе подростковый возраст рассматривается как период вторичной сепарации-индивидуации ребенка, завершением которого являются отделение от родителей, формирование собственной идентичности и интеграция личной истории.
Возраст 17-19 лет
На начальном этапе этого возраста сепарационная активность снижается. В юности человек испытывает настоятельную потребность в родительской любви, заботе.
Эти специфические преобразования отношений обусловлены социальной ситуацией развития:
- поступление в средние или высшие учебные заведения;
- адаптация к новым условиям;
- необходимость брать ответственность за себя;
- возрастание требований окружающего мира к студенту как человеку взрослому и самостоятельному.
Преподаватель, родитель, значимый взрослый выступают в важном качестве наставника, учителя, который поможет овладеть будущей профессией, освоить опыт автономного поведения. Начинает формироваться субъектная позиция, когда человек в юном возрасте стремится преобразовать внутреннее и внешнее пространство, перестроить общение с родителями, окружающими людьми на равных.
Как провести сепарацию от родителей во взрослом возрасте
Сепарация в психологии – это трудный процесс, который может не завершиться полноценно в юности. Несмотря на это, стать независимым физически и эмоционально возможно и во взрослом возрасте.
Для успешной сепарации во взрослом возрасте необходимо убедиться в своей материальной независимости от родителей. Желательно проживать отдельно от них, заниматься своей профессиональной карьерой и иметь хобби и увлечения.
При достижении данного уровня сепарации, наступает сложный этап преодоления психологической зависимости от родительских фигур. Самым эффективным способом прохождения данного этапа является психотерапия.
Специалист способен помочь погрузиться в детско-родительские отношения, отпустить пережитые травмы, простить родителей за все обиды и осознать, что на данный момент ответственность за жизнь лежит не на других значимых фигурах, а на самом человеке.
Пройдя с психотерапевтом ряд техник, направленных на обретение уверенности в себе и проанализировав внутренние конфликты, можно достаточно быстро стать независимым от родителей психологически и завершить процесс сепарации.
Техники сепарации от родителей
Сепарация в психологии – это сложный процесс, который можно завершить самостоятельно, выполняя определенные техники:
- Письма родителю и медитация прощения. Для выполнения техники необходимо взять лист бумаги и написать письмо маме, высказывая ей все о своих чувствах, испытанных в период детства и юности. По окончании необходимо написать ответное письмо от лица матери. Главное — расслабиться, отпустить поток мыслей и писать то, что будет приходить в голову. После завершения техники необходимо прослушать медитацию, попытать прочувствовать ее и погрузиться в себя. После этого необходимо разорвать или сжечь оба письма.
- Работа с обидами. Для выполнения техники необходимо вспомнить все неприятные моменты, связанные с родителями, и отпустить их. Лучше всего это делать с помощью бумаги: подробно расписать все обиды и порвать или сжечь лист.
- Выстраивание своих личных границ с родителями в физическом и психологическом пространстве. Необходимо выстроить личное пространство, объяснить родителям, что определенное поведение является неприемлемым, активно защищать свое пространство и личную жизнь.
- Благодарность. Очень важно не обесценивать родительский труд и те моменты, которые дали определенный опыт и жизненные навыки. Важно мысленно поблагодарить родителей за все и примириться с прошлыми обидами, отпустить их.
Проблемы поэтапной сепарации
На каждом этапе сепарации родители (в особенности, материнская фигура) могут совершать ошибки, которые в дальнейшем будут препятствовать нормальному процессу сепарации ребенка.
Основные проблемы поэтапной сепарации:
Этапы |
Описание, основные проблемы |
От 1,5 до 6 месяцев | Ребенок подает сигналы о том, какие потребности у него не удовлетворены, а мать избирательно реагирует на них. В результате ребенок начинает подстройку под материнские способы реагирования, используя свои врожденные особенности и проявляя тем самым первичные личностные качества, свою индивидуальность. Таким образом, мать своими личностными свойствами влияет на ребенка уже на самых первоначальных этапах общения, их личности сильно переплетаются, взаимно удваиваются благодаря отражению друг в друге, и ребенок чувствует усиление своей идентичности. Чем лучше осуществляла мать роль «поддерживающего субъекта», тем легче ребенку проходить стадию сепарации. При отсутствии активной роли матери или ее невниманию к потребностям и индивидуальности ребенка, процесс дальнейшей сепарации может быть затруднителен. |
От 9 до 15 месяцев | Ребенок начинает меньше зависеть от матери биологически и двигательно. Ребенок начинает активно исследовать мир, что заглушает его постоянную необходимость в присутствии матери. В данном случае ошибкой женщины может быть в отсутствии поощрения активности ребенка. Необходимо понимать, что невозможно постоянно сохранить симбиоз. |
От 16 до 24 месяцев | Ребенок начинает ощущать противоречивые чувства по отношению к матери: жажда познания тянет его от нее, иногда заставляя чувствовать раздражение, но стремление воссоединения влечет его к матери, провоцируя негативные эмоции от расставания. При этом мать также двойственно относится в ситуации: с одной стороны, желание ребенка стать более независимым, а с другой – настойчивые требования разделить с ним каждый аспект его жизни. Трудности в сепарации возникнут, если мать начнет отстраняться, резко реагировать на неоднозначное поведение ребенка. Матери необходимо оставаться эмоционально доступной, но одновременно направлять ребенка в сторону независимого поведения. |
Дошкольный возраст | Ребенок учится взаимодействовать не только с родителями, но и со сверстниками, что является еще одним этапом в сепарации – этапом коммуникативного разъединения. Родителям важно помогать ребенку в освоении новых социальных ролей, при необходимости поддерживать его. Ошибкой будет препятствовать вступлению ребенка во взаимоотношения со сверстниками, так как от этого периода зависит степень сложности установления коммуникативных связей ребенка в будущем. |
Отрочество | Данный период является самым кризисным периодом в отношениях с родителями. На данном этапе подросток подвергает сомнению установленные семьей правила и требования, учится критически воспринимать реальность. Ошибкой родителей будет обесценивание взглядов ребенка и агрессивное навязывание своей позиции. Важно принимать решения подростка и уметь искать с ним компромисс. |
Последствия незавершенной сепарации
Сепарация – это частое явление, из-за которого множество взрослых людей не может начать самостоятельную жизнь и постоянно ищет опору в других.
В психологии существуют признаки, позволяющие понять последствия незавершенной сепарации:
- неспособность адекватно воспринимать реальность;
- отсутствие принятия себя (других, природы);
- невозможность вести себя просто и естественно;
- постоянное чувство отстраненности, потребность в уединении;
- желание автономности, независимости от культуры и среды;
- потеря активности;
- отсутствие свежего взгляда на вещи;
- неспособность радоваться обычным вещам;
- склонность к дискриминации;
- непонимание особенностей поведения в межличностных отношениях;
- отсутствие креативности и способности к творчеству;
- неумение отличать средство от цели;
- отсутствие внутренних моральных норм;
- потеря готовности учиться;
- развитие конформности;
- нездоровые любовные отношения.
Примеры и результаты положительной сепарации
По мнению многих ученых, сепарация предполагает физическое расставание ребенка с матерью. Однако в российских реалиях «квартирный вопрос» встает особенно остро, в связи с чем критерий отдельного проживания не может быть основополагающим.
Нередки случаи, когда уже выросшие дети живут вместе с родителями, но уже сами играют роль человека, обеспечивающего близких и принимающего на себя ответственность за них. Однако такое взросление не подразумевает потерю зависимости от родителей (психологической), поэтому важным примером сепарации является физическое отдаление от семьи.
Вторым критерием сепарации является материальная независимость. Несмотря на совместное проживание, возможность обеспечивать себя продуктами, едой, одеждой и другими необходимыми средствами является большим шагом к обретению независимости от родителей.
Данный пример не учитывает психологические характеристики человека, так как он может зарабатывать достаточно много, но в сфере межличностных отношений быть некомпетентным, может не знать, как принять ответственное решение в своей жизни, не обратившись за помощью к родителю.
Примером сепарации также может быть вступление в брак. Тогда человек обретает физическую и материальную независимость, начинает брать ответственность за себя и своих близких. Но бывает, когда брак – это просто «побег из родительского дома», когда психологически человек не освободился от созависимости и нездоровой привязанности и все свои проблемы переносит в новую семью.
Результат положительной сепарации буден виден только тогда, когда человек оберет свободу от конфликта в родительских отношениях. В иных случаях другие проявления независимости не будут иметь большого значения во вступлении во «взрослую жизнь». Человек не может называться полностью независимым, когда его эмоционально гнетет необходимость завершить воображаемый спор с родителем.
В психологии сепарация определяется как процесс отдаления ребенка от матери или другой родительской фигуры. Человек может считать личностно зрелым только тогда, когда этот процесс прошел правильно и гармонично, поскольку вместе с избавлением от «слияния» с родительской фигурой к человеку приходит истинное понимание близости и способность заботиться о другом человеке.
Видео о сепарации
Психологическое отделение (сепарация):