СДВГ у детей младшей и старшей возрастной группы встречается во всех странах с равной частотой. Согласно медицинской статистике, данное заболевание диагностируется у 10% учеников общеобразовательных учреждений, находящихся в возрасте до 12 лет.
Лечение этого расстройства включает в себя проведения регулярных занятий с психотерапевтом, построение эффективной схемы социальной поддержки и адаптации больного, улучшение его качества жизни. Медикаментозная терапия применяется только в крайних случаях, когда поведение ребенка становится неконтролируемым, а также чрезмерно импульсивным.
Что такое СДВГ?
СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) у детей — это разновидность поведенческого расстройства, которая связана с наличием неврологических нарушений. Данное заболевание сопровождается проявлением насыщенной симптоматики.
Основными признаками болезни являются проблемы с концентрацией внимания, повышенная импульсивность в принятии решений, поступков, а также чрезмерная двигательная активность. Считается, что около 30% детей, страдающих от СДВГ, перерастают поведенческое расстройство, либо же приспосабливаются к его проявлению по мере своего взросления.
Если же заболевание сохраняется во взрослом возрасте, то у больных данной группы отмечается не только высокая гиперактивность, но также имеются признаки снижения интеллектуальных способностей мозга с существенными трудностями к объективному восприятию информации.
С медицинской точки зрения СДВГ рассматривается как неврологический синдром, лечение которого носит индивидуальный характер. Большое значение имеют причины, которые спровоцировали гиперактивность и нарушение процесса концентрации внимания, общего состояния ребенка и тяжести клинической симптоматики.
СДВГ — это поведенческое расстройство, которое изучается ведущими неврологами мира с 1970 года. Отличительной особенностью данного заболевания является то, что его первые признаки проявляются в раннем детстве, когда ребенок приобретает базовые навыки по выражению своего эмоционального состояния. По мере его взросления симптомы болезни становятся все более насыщенными и прогрессируют.
Наиболее яркое проявление признаков СДВГ обнаруживается у детей, посещающих начальную школу, когда они впервые сталкиваются с большими объемами информации. Лечение данного расстройства должно носить комплексный характер, который предусматривает применение психотерапии, социальную адаптацию, медикаментозные средства.
В таблице представлено 3 основных вида СДВГ, а также описаны их классификационные особенности.
Виды СДВГ | Характеристика поведенческого расстройства |
СДВГ с преобладанием дефицита внимания | Данный вид неврологического синдрома характеризуется тем, что ребенок не проявляет выраженной гиперактивности. Он при этом не способен сконцентрироваться на поступающей информации или изучении предметов окружающей среды. Дети с подобным поведенческим расстройством отличаются замкнутостью, низкими интеллектуальными способностями, отсутствием интереса к получению новых знаний. |
СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности | Дети с данным видом неврологического синдрома отличаются повышенной гиперактивностью, неустойчивым психоэмоциональным состоянием, резкой сменой настроения. Ребенок с подобным диагнозом всегда действует импульсивно, не задумывается над тем, что он делает, а также какие цели преследует в конкретной ситуации. Детей с СДВГ, в котором преобладает гиперактивность и импульсивность, крайне сложно приучить к усидчивости и изучению общеобразовательных предметов. |
СДВГ смешанного типа | Дети, страдающие от СДВГ смешанного типа, характеризуются относительно пассивным поведением, замкнутостью, плохой усидчивостью, отсутствием интереса к новой информации. Ребенок с данным диагнозом может отличаться более низкими интеллектуальными способностями, которые продолжают снижаться на фоне нарушений когнитивных функций головного мозга. |
Последние научные исследования в области неврологии показали, что возможно развитие СДВГ неуточненного типа, когда медикам не удается идентифицировать конкретную линию поведения ребенка. В 2018 году гиперактивное расстройство, сопровождающееся дефицитом внимания, было выделено в качестве отдельного заболевания (МКБ-11).
Причины развития
СДВГ у детей (лечение данного синдрома длится годами) возникает под влиянием различных факторов. До сих пор не установлены точные причины развития этого расстройства. Считается, что нарушение норм поведения и дефицит внимания могут быть вызваны генетической предрасположенностью ребенка, а также органическими поражениями головного мозга.
Наследственность
Согласно данным МКБ-11, синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к числу нейроонтогенетических заболеваний. Это означается, что существует большая доля вероятности того, что данное расстройство передается от родителей вместе с наследственной информацией.
В особой группе риска находятся дети, которые имеют кровных родственников, страдающих от подобных нарушений неврологического характера. Если рассматривать генетическую природу происхождения СДВГ, то у мальчиков данное заболевание встречается в 3 раза чаще, чем у девочек. До сих пор доктора не могут понять специфику сложившейся закономерности.
Преждевременные роды
Преждевременное начало родовой деятельности является стрессом не только для беременной женщины, но также и для организма новорожденного ребенка. В том случае, если во время рождения младенца использовались сильнодействующие медикаментозные средства (препараты наркоза, антикоагулянты), то их составляющие компоненты могут повлиять на центральную нервную систему новорожденного.
Также не исключается наличие аномалий развития отдельных центров головного мозга, отвечающих за:
- психоэмоциональные реакции ребенка;
- когнитивные функции;
- способность к концентрации внимания.
Вредные привычки матери во время беременности
СДВГ у детей (лечение расстройства проводится опытными врачами психотерапевтами), матери которых имели пагубные зависимости, встречается в несколько раз чаще. Женщины, находящиеся в состоянии беременности, которые регулярно употребляют спиртное, наркотические средства, табачные изделия, подвергают ЦНС ребенка дополнительной стимуляции химическими веществами.
В итоге такие дети рождаются с уже сформированной алкогольной, наркотической или никотиновой зависимостью. Центры головного мозга ребенка, отвечающие за получение удовольствия, продолжают требовать дальнейшего поступления данных веществ.
В связи с этим дети становятся нервными, импульсивными, отличаются нестабильным психоэмоциональным состоянием. Наркотические средства и спиртное, которые употреблялись женщиной во время беременности, приводят к органическим поражениям коры головного мозга ребенка еще на стадии его внутриутробного развития.
Большинство детей, рожденных от матерей с зависимостью от пагубных привычек, отличаются более низкими интеллектуальными способностями, имеют проблемы с концентрацией внимания, не способны качественно усваивать информацию.
Ребенок, у которого развился СДВГ под воздействием данной причины, нуждается в индивидуальном обучении, а также социальной адаптации со стороны специалистов соответствующих служб.
Повреждения лобной доли мозга
В лобной доле головного мозга сосредоточены центры, отвечающие за регуляцию и обеспечение контроля психической деятельности. Данная причина развития СДВГ характерна для детей, которые пережили родовую, либо же тяжелую черепно-мозговую травму, удаление постороннего новообразования.
Под влиянием данного фактора у ребенка появляются не только симптомы гиперактивности, но также существенно снижаются умственные способности. Дети с повреждениями лобной доли головного мозга отличаются полным отсутствием интереса к изучению новой информации и предметов окружающей среды.
Импульсивные действия больного не имеют никаких обоснованных мотивов. Большинство гиперактивных поступков ребенка лишены какого-либо смысла. Данная причина возникновения СДВГ является наиболее тяжелой, а приобретенные изменения в структуре головного мозга являются необратимыми.
Воздействие токсинов в младенчестве
СДВГ у детей (лечение синдрома зависит от причин, которые его спровоцировали) — это поведенческое расстройство, которое может возникнуть под воздействием токсических веществ. Например, если новорожденный ребенок перенес отравление химическими веществами, переболел бактериальным или вирусным заболеванием, возбудители которого способны синтезировать нейротоксины.
Младенец может столкнуться с воздействием данных факторов в первые дни после своего рождения, а также на протяжении всего периода раннего детства. В данном случае причина развития СДВГ связана с органическим поражением головного мозга, которое происходит под влиянием токсических веществ.
Как распознать СДВГ?
СДВГ у детей (лечение данного расстройства невозможно без участия детского психотерапевта) может проявляться насыщенной или слабовыраженной симптоматикой с периодическим проявлением.
Постановка данного диагноза происходит по результатам феноменологической характеристики, которая составляется квалифицированным психологом. При этом проводится сравнительный анализ поведения ребенка в различных условиях обстановки. Например, в детском саду, школе и дома в кругу близких людей.
Обязательными критериями для постановки диагноза СДВГ является наличие:
- импульсивности;
- устойчивых нарушений, связанных с обучением и восприятием информации;
- проблем с реализацией социальных функций (коммуникабельность, дружба, нормальные взаимоотношения со сверстниками).
Возраст
Окончательный диагноз в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности может быть поставлен детям, которые достигли 12 лет. При этом симптоматика СДВГ должна присутствовать на протяжении всего периода жизни ребенка, включая детский сад, начальную, среднюю и старшую школу.
До 1994 года действовали диагностические критерии, которые позволяли ставить данный диагноз детям, которым исполнилось 6 лет. Чтобы психотерапевт составил медицинское заключение, в котором указал наличие СДВГ у ребенка 12 лет, должно присутствовать не менее 6 симптомов данного расстройства.
Если объектом обследования являются дети до 17 лет, то диагностическим критериям у ребенка должно наблюдаться не менее 5 симптомов неврологического синдрома.
Основные признаки СДВГ, связанные со снижением концентрации внимания, а также гиперактивностью должны сохраняться на протяжении 6 мес. или более длительный период времени. Дети с данным заболеванием существенно отстают в умственном развитии, не умеют налаживать устойчивые социальные связи со своими сверстниками.
Для постановки диагноза СДВГ на всех этапах взросления ребенка у него не должны присутствовать признаки других психических и неврологических расстройств. С этой целью может быть проведена дифференциальная диагностика.
Чем младше ребенок, тем сложнее определить поведенческое расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью. Особенно, если присутствуют другие нарушения психики, имеющие похожую симптоматику.
Симптомы, которые длятся как минимум 6 месяцев
Большинство признаков СДВГ сохраняются дольше 6 мес., а также не покидают ребенка на протяжении более длительного периода времени.
Выделяют следующие основные признаки данного синдрома, которые могут присутствовать свыше полугода:
- отсутствие способности к удержанию внимания на одних и тех же деталях, объектах окружающей среды;
- легкомыслие;
- импульсивность в поступках;
- резкие перепады настроения;
- неспособность сохранять концентрацию мысли во время чтения или прослушивания лекции;
- отсутствие чувства времени;
- невозможность хранить личные вещи и предметы с соблюдением норм порядка;
- забывчивость;
- рассеянность;
- снижение когнитивных функций;
- беспричинный бег по определенной траектории;
- беспокойные движения ногами и кистями рук.
Несмотря на наличие признаков гиперактивности у больного ребенка также могут присутствовать симптомы пассивности и апатии к окружающим, если необходимо проявить концентрацию внимания, активизировать мыслительный процесс.
Симптомы, которые повторяются и дома, и в детском саду или школе
Выделяют следующие симптомы СДВГ, которые повторяются у детей, находящихся в детском саду, школе и домашних условиях:
- практически не реагирует на замечания родителей и воспитателя;
- с трудом сохраняет внимание во время учебного процесса, выполнения домашнего задания;
- допускает грубые ошибки;
- не выполняет школьные задания;
- отличается неусидчивостью;
- ребенок спонтанно срывается с места и бегает по кругу, имитируя звук мотора (на замечания родителей, учителя, воспитателя не реагирует);
- постоянно теряет личные вещи, не придавая этому существенного значения;
- легко отвлекается на посторонние сигналы;
- имеет очень плохую память;
- встает во время уроков или занятий в детском саду;
- не способен тихо играть или выполнять другие действия.
Наличие вышеперечисленной симптоматики должно насторожить родителей ребенка и педагогический состав, который занимается его воспитанием. Дети с подобными признаками поведенческого расстройства, требуют более детальной диагностики со стороны врача-психотерапевта.
Симптомы, которые снижают качество жизни
По мере взросления ребенка, страдающего от СДВГ, происходит снижение его качества жизни, которое связано с наличием следующих симптомов поведенческого расстройства:
- отсутствие способности к налаживанию социальных связей;
- повышенная болтливость;
- постоянная потеря ключей от дома, документов и других личных вещей;
- неспособность рационально использовать личное время;
- беспардонность и склонность к вмешательству в разговоры незнакомых людей;
- беспокойное поведение, сопровождающееся бегом, жестикуляцией руками, которые проявляются в общественных местах;
- использование чужих вещей без разрешения их владельцев;
- невыполнение элементарных обязанностей и поручений.
Ребенок, который не смог перерасти синдром гиперактивности и дефицита внимания, вошел во взрослую жизнь с поведенческим расстройством, сталкивается с большим количеством проблем. Взрослый человек, больной СДВГ лишен навыков построения отношений с противоположным полом, не может устроиться на работу, оплатить счета в банке, а также вести обычную жизнь самодостаточного человека.
Чем опасен СДВГ?
Основная опасность СДВГ заключается в том, что ребенок или взрослый человек, страдающий от данного заболевания, лишается возможности полноценного развития. В связи с наличием поведенческого расстройства не происходит усвоение общеобразовательной информации, дети вырастают неприспособленными к самостоятельной жизни.
Как лечить СДВГ?
Терапия СДВГ носит индивидуальный характер в зависимости от симптоматики, которая присутствует у конкретного больного. К каждому пациенту необходимо применять комплексный подход с использованием разных методик лечения.
Психотерапия
Детям с симптомами СДВГ показано лечение у врача-психотерапевта. Доктор данного профиля выполняет оценку степени тяжести поведенческого расстройства, выясняет причины, которые способствуют появлению признаков поведенческого расстройства.
Возможно, это негативное влияние окружающих людей или неудовлетворительные условия в детском саду, школе, дома. Необходимое количество сеансов психотерапии определяется врачом.
Работа в семье
Родители ребенка, страдающего от СДВГ, должны постоянно контролировать его поведение. Больного следует все время держать под присмотром, не допускать возникновения потенциально опасных ситуаций.
Дети с данным поведенческим расстройством могут выполнять действия без осознания своих поступков. Например, сделать поджог, перевернуть горячую воду, вылезть на подоконник с открытым окном. Поэтому родители должны проявлять максимальную концентрацию внимания.
Медикаментозная терапия
С целью стимулирования концентрации внимания у детей с СДВГ используют препарат Риталин. Данный медикамент назначается только в крайних случаях, когда из-за постоянной отвлеченности ребенок не усваивает общеобразовательную программу, повышается риск развития умственной отсталости.
Режим дозирования Риталином определяется лечащим врачом, так как данный медикамент обладает большим количеством побочных эффектов.
Правильное питание
В рационе ребенка, больного СДВГ, должны присутствовать только биологически полезные продукты, улучшающие функцию коры головного мозга, а именно:
- грецкие орехи;
- мед, собранный из разнотравья;
- отварное мясо кролика, индейки, телятина;
- свежие овощи и фрукты;
- зелень;
- бобовые;
- творог;
- твердый сыр;
- рыба и другие морепродукты.
Под категорическим запретом находятся кондитерские изделия, полуфабрикаты, колбасы. Нарушение режима питания, употребление некачественной пищи, может привести к отсталости в физическом развитии ребенка.
Социальная поддержка
Дети, больные СДВГ должны воспитываться, а также получать образование только в атмосфере терпимости и взаимопомощи. Люди, окружающие ребенка с подобным диагнозом, не только контролируют его действия, но и также разъясняют то, как правильно поступать в той или иной ситуации.
Витаминотерапия
Для поддержания функциональной активности центров головного мозга, улучшения когнитивных функций и повышения внимания, детям с диагнозом СДВГ назначают прием витаминов группы В.
В данном случае могут быть использованы поливитаминные комплексы:
- Solaray;
- Natrol;
- Now Foods B-50;
- Thompson;
- Триовит.
Режим дозирования поливитаминными комплексами зависит от возраста ребенка. Назначение терапии данными препаратами должно осуществляться врачом-педиатром.
СДВГ — это синдром дефицита внимания и повышенной гиперактивности, который встречается у детей всех возрастных групп. Данное заболевание характеризуется выраженными нарушениями поведения, сопровождается невозможностью сконцентрироваться на объектах окружающей среды, проявляется импульсивностью действий.
Лечение неврологического синдрома предусматривает использование методов психотерапии, приема поливитаминных комплексов, организации правильного питания. Основная опасность СДВГ заключается в том, что ребенок теряет возможность полноценного усвоения общеобразовательной информации, не способен налаживать социальные связи со сверстниками.
Видео про СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивность: