В психологии изучению двустороннего процесса взаимосвязи людей уделялось большое внимание с момента самых первых исследователей человеческого мышления. В общении важными являются две составляющие: содержание и стиль.
Теорию о том, что во взаимоотношении людей важным является не только содержание информации, но и то, каким образом человек передает ее другому, впервые высказал немецкий психолог Курт Левин.
Он вместе с сотрудниками в ходе исследований доказали, что стиль общения является индивидуальным для каждой личности. Понятие введено Левиным в 30-х годах ХХ века и создана первая классификация стилей.
Определение
Стиль общения в психологии не имеет четкого однозначного определения. Представители различных психологических школ трактуют понятие по-своему.
Итак, стиль общения в трактовке теоретиков, это:
- Постоянный способ построения взаимоотношений конкретного человека в различных сферах, который является индивидуальной чертой (Левин).
- Форма, в которой происходит обмен актами общения (Е. Субботский).
- Модель общения между людьми, которую предпочитает отдельный индивидуум (С.Братченко).
Современные психологические школы, обобщая опыт предыдущих и самых новейших исследований, определяют понятие стиля общения, как индивидуально постоянную форму коммуникативного поведения личности в зависимости от условий взаимодействия.
Классификация
Стили общения в психологии наиболее ярко проявляются в деловой сфере, во взаимодействии начальник-подчиненный или между равными партнерами. Большинство исследователей основывали свои классификации на исследованиях именно в этой области.
Вторая по значимости сфера изучения стилей общения – педагогика. Яркое проявление типажей происходит во взаимодействии учителя и ученика.
По К. Левину
Первая классификация стилей общения была создана в 1939 г. группой ученых под руководством К. Левина. Классификация является самой простой, но благодаря своей наглядности, остается самой популярной до нынешнего времени.
Изучение вопроса велось в сфере лидерства экспериментальным методом. Различные группы учеников выполняли тождественные задания под руководством наставников, которые представляли различные стили лидерского общения.
Стиль | Описание | Плюсы | Минусы |
Авторитарный (директивный) | Общение лидера с коллективом сводится к направлению указаний (директив), которые не подлежат обсуждению и являются обязательными к исполнению. Субъект взаимодействия принимает единоличные решения по вопросам личных действий и действий других субъектов. Мнение и удобства других подчиненных не являются важными. Личная инициатива каждого члена коллектива не поощряется. Руководство осуществляется методами диктата и гиперопеки. | Может иметь положительный эффект в случаях, когда лидер является самым компетентным лицом и необходимо быстрое принятие решений, когда необходимы срочные действия, без обсуждения мнений других членов команды. | Жесткое руководство, при котором не учитываются мнения опытных сотрудников, ведет к злоупотреблению властью, развитию конфликтных ситуаций, текучке кадров, в результате которых теряются знающие специалисты. |
Либеральный (попустительский) | Роль лидера сводится к минимуму, как и ответственность его за результаты деятельности. Контроль за процессом отсутствует или происходит выборочно, бессистемно. В общении проявляется равнодушие к проблемам коллектива и личностей в отдельности. | Может быть полезно в обществе, где все члены команды обладают равной компетенцией, квалификацией и выполняют строго определенные обособленные действия. | Нерациональное использование ресурсов и времени. Бесконтрольность ведет к отсутствию мотивации, теряется заинтересованность в результатах работы. Скрытые конфликты внутри коллектива. |
Демократичный | Стиль предполагает активное участие руководителя в деятельности группы, при этом принимая во внимание точку зрения каждого сотрудника. Лидер осуществляет общее руководство и контроль, оказывает содействие, поощряя активную деятельность каждого. Важные решения принимаются совместно. Методы руководства – просьбы, объяснения, рекомендации. | Данный стиль руководства подразумевает высокую компетенцию и беспристрастность лидера. Не всегда уместно проявление демократичности в критических ситуациях, когда требуются срочное принятие решения и выполнение действий по жестким инструкциям. | Демократичный стиль общения руководителя признан самым действенным. В этом случае максимально раскрывается потенциал каждого, но при этом сохраняется дисциплина и присутствует высокая мотивация. |
По С. Братченко
В психологии также популярна современная трактовка стилей межличностного общения, разработанная под руководством Сергея Братченко в конце ХХ века.
Стили, выделенные в данной классификации, по мнению ученых, встречаются в равной мере в различных ситуациях межличностного общения.
- Авторитарный стиль предполагает ориентированность на лидерство, подавление личности собеседника. Такой стиль общения определяет агрессивную коммуникацию, эгоизм, требование полного согласия со своей позицией. Мнение собеседника подавляется и не учитывается.
- Диалогический стиль общения основан на доверии, взаимопонимании. Диалог ведется с уважением мнения всех сторон, которые ориентированы на сотрудничество и взаимное самовыражение.
- Альгероцентричный стиль проявляется в случае, если общение индивидуума направлено на потребности собеседника. Собственные интересы игнорируются и добровольно подавляются. Первоочередная задача – развитие собеседника, иногда в ущерб собственному благосостоянию.
- Манипулятивный стиль ориентирован на диалог с целью использования информации в личных интересах. Собеседники коммуникации выступают в роли средств для достижения определенной индивидуальной цели. Проявляется некоторая хитрость в общении: следует как можно лучше понять собеседника для получения информации, при этом глубоко спрятав свои намерения.
- Комфортный стиль подразумевает готовность принять позицию собеседника, не желая высказывать свою точку зрения. Собеседник, которому присущ такой стиль общения не стремится вести конструктивный диалог, раскрывать свою позицию, равно, как и понять позицию партнера. Полное согласие с точкой зрение собеседника, не вникая в суть.
- Индифферентный – стиль, который проявляется в полном нежелании общения. Цель – закрыть проблему, не важно, каким способом, и уйти от сотрудничества.
По Л. Петровской
Ведущий российский социальный психолог Лариса Петровская (1937 – 2006) в основу своей классификации стилей заложила фактор самой ситуации, при которой возникло общение.
Исходя из этого, она выделяет 3 основных стиля общения:
- Ритуальный стиль ставит своей задачей удовлетворение потребности в принадлежности к какой-либо социальной группе, определенной сфере отношений. Цель общения между партнерами — поддержание связи с окружающим социумом. Партнер в такой ситуации является необходимым атрибутом достижения цели. Ритуальное общение подразумевает знание правил данного общества. Личностные интересы и особенности в данном случае не учитываются. Проявление ритуального стиля чаще всего характерно для общества людей, которые давно знают друг друга или для организаций со стабильным коллективом.
- Манипулятивный вид общения проявляется в использовании партнеров для исполнения собственных задач. Это не всегда негативное явление. Представляя свои лучшие качества и преимущества друг другу, партнеры решают многие задачи и выигрывают каждый в своем вопросе. Для использования такого способа общения нужно иметь навыки в манипулировании людьми.
- Гуманистический стиль проявляется в равноправном взаимодействии, когда партнеры не ставят целью продвижение сугубо личных интересов, а заботятся о комфорте и самореализации партнера. В процессе общения стороны оказывают поддержку друг другу, относятся с уважением к мнению других, не стараются манипулировать и перевоспитывать. Основной разговорный жанр в этом случае – диалог, в ходе которого высказываются все точки зрения. Решение принимается на основе соглашений и компромиссов, мнением большинства. Гуманистический стиль является наиболее демократичным, но часто в решении важных производственных задач он эффективно используется в качестве вспомогательного варианта.
В социальной психологии
Свой особенный стиль общения проявляется в каждом человеке не только в деловой сфере. В социальной психологии выделяют несколько стилей, по которым классифицируется поведение человека в общении с другими.
- Творчески-продуктивный (совместное творчество) стиль позволяет наиболее проявить лучшие качества всем участникам совместной деятельности. Партнеры в этом случае стремятся к общей цели и находят едино правильное решение совместными усилиями. Профессиональная компетентность, личные этические качества проявляются наиболее ярко.
- Дружеский стиль предполагает общение на основе уважение и дружеского расположения партнеров друг к другу. Искренний интерес к личности партнера, открытость перед ним, составляют предпосылку к успеху в делах.
- Дистанционный стиль широко распространен в сфере педагогического общения, в связке «учитель-ученик». Дистанция определяет ведущую роль одного из участников, подчеркивает различия партнера в возрасте, социальном положении, профессиональной компетенции и других качествах. При поддержании такого стиля общения важно правильно выбрать область его применения, чтобы в разумных пределах поддерживать дистанцию, но не перейти на стадию полного отрешения и диктаторства.
- Подавляющий (менторский) стиль является агрессивным проявлением стиля дистанционного. В этом случая один из партнеров принимает на себя роль всезнающего наставника-ментора, что мнение будет основным и непрекословным. Постоянный покровительственный тон в диалоге может привести к разрыву доверительных отношений или полному прекращению контактов.
- Стиль заигрывания можно рассматривать, как непродуктивную крайнюю степень дружеского стиля. Проявление видимости дружбы носит в этом случае неискренний характер, ставит целью завоевание искусственного авторитета у нужного лица. Часто встречается в отношениях взрослых с детьми или в общении с подчиненными малоопытного руководителя. Положительную роль заигрывание может сыграть в начале отношений двух лиц противоположного пола.
В зависимости от направленности личности
Стили общения в психологии классифицируются также в зависимости от направленности человека:
- Исполнительный – направленность на исполнение поручений согласно субординации и принятых межличностных контактов.
- Инициативный – направленность на свои интересы и дело.
- Агрессивный стиль присущ личностям, которые стремятся достичь успеха, контролируя действия других.
- Отчужденный стиль проявляется независимым поведением, попытками сохранять определенную дистанцию.
- Альтруистический стиль ориентирован на помощь другим, в ущерб своим интересам.
- Миссионерский – осторожное влияние на других людей.
- Внимательный стиль проявляется по таким признакам, как искренняя заинтересованность делами других, умение высказывать благодатность.
- Трансформационный стиль употребляют иногда деловые люди, когда обращением к высоким идеалам стараются направить собеседника на изменение их прежних целей.
По критерию адекватности способов и средств коммуникации
Классификация стилей общения проводится также по уровню адекватности способов и средств коммуникации.
На основании этих факторов выделены 3 стиля:
- Гибкий – стиль, для которого характерна высокая степень адекватности в выборе коммуникативных средств и поведения. Понимание эмоционального состояния партнера и цели общения.
- Регидный – стиль, при котором отсутствуют оценка коммуникативных возможностей и анализ стратегии общения. Эмоциональное состояние собеседника не подлежит оценке, подтекст сообщения не рассматривается.
- Переходный стиль объединяет в себе характеристики гибкого и регидного стилей, в зависимости от обстоятельств.
Факторы, влияющие на формирование стиля
Стиль общения в психологии – устойчивые характеристики поведения человека во взаимодействии с другими людьми. Одна и та же личность может применять различные стили в зависимости от обстоятельств, в которых она выступает в иных ролях.
Человек может применять совершенно противоположные стили в отношениях в деловой сфере и в семье.
Выбор стиля зависит от целого ряда важных факторов:
- Обстановка, в которой происходит общение.
- Поставленные задачи, которые необходимо решить путем общения.
- Личностные характеристики и статус субъектов взаимодействия.
- Мировоззрение собеседника.
В ходе проведенных исследований ученые пришли к выводу, что стиль общения в любом случае отображает отношение субъекта к деятельности, его социально-культурными особенностями. Стиль не является врожденным качеством, он формируется под действием социальной среды, может меняться и подлежит осознанной коррекции.
Стили общения в полной мере связаны с психологическими особенностями личности, степентю проявления его коммуникативных свойств. Значительное влияние на формирование стиля имеют внешняя политическая и экономическая обстановка, национальные традиции и нормы поведения окружающей среды.
Диагностика
Скорректировать свой стиль общения в нужном направлении для того, чтобы установить гармоничные отношения в семье или коллективе может каждый. Началом такой работы становится психологическое тестирование, которое помогает установить реальное отношение индивидуума к окружающим, его врожденные способности и наклонности. Тестов для определения личностного стиля общения существует много.
Самыми популярными из них являются:
- Тест межличностных отношений американского психолога Тимоти Лири, создан в 1950 г., адаптирован для русскоязычной среды Людмилой Собчик. Предназначение теста – определение личностного представления о себе и преобладание типа общения. Тест состоит из 2 частей, содержит 128 высказываний о характере человека. Как видит себя он в идеале и в настоящем периоде. Тест может использоваться для личной оценки, так и для оценки человека «со стороны». Также возможно определение степени объективности самооценки.
- Тест «Упорство-уступчивость» — один из серии тестов на межличностные отношения, созданных Гансом Айзенком и Гленом Вильсоном. Ответы на 210 вопросов предполагают варианты ответов «да» и «нет». С помощью теста определяется основные характеристики общения личности: агрессивность или гибкость, способность к манипулированию, стремление к руководству или подчинению.
- «Диагностика коммуникативной агрессии» — методика, разработанная отечественным психологом Виктором Бойко. Тест позволяет определить степень агрессивности в отношениях, способность к переключению. «Индекс агрессии» строится на 11 параметрах.
- «Диагностика типа коммуникативной установки» создана под руководством Виктора Бойко для определения наличия и величины проявления негативных установок в общении. Тест состоит из 25 вопросов, которые предполагают варианты ответов «да» и «нет».
- Опросник межличностных отношений американского психолога Вильяма Шутца предназначен для определения коммуникативных особенностей личности.
- Тест СМИЛ разработан по базовой методике Л. Собчик создает полный психологический портрет личности, в том числе стили его общения. Чтобы получить полную информацию о себе нужно потратить время, и ответить на 567 вопросов. Но существует и сокращенная версия, из 65 вопросов.
В наше время пройти множество тестов и получить результаты в течение нескольких минут можно в интернете в режиме онлайн бесплатно. Минус таких исследований в том, что самостоятельно человек, который не является специалистом в области психологии, не всегда может объективно оценить результаты теста. Для серьезных исследований лучше обратиться в консультационный центр к профессионалам.
В психологических центрах часто проводят диагностику стилей и других компонентов общения в деловой сфере. Такие услуги могут заказывать компании для оценки уровня сотрудников, так и отдельные личности. Стоимость услуг зависит от выбора специалиста, диапазона исследований. Примерная начальная стоимость одного тестирования с комментариями психолога составляет около 1500 руб.
Видео о стилях общения
Подробнее о стилях общения: