Грани человеческого мышления и способностей к творчеству можно назвать величайшим даром, которым природа отметила каждого человека. Само понятие «талант» пришло из притчи Нового Завета, где этим словом обозначали монету. Со временем талантливость назвали даром Божьим, а с появлением психологии важное свойство личности стало ассоциироваться с высоким уровнем одаренности.
Определение
Изучением человеческих способностей и влияния их на формирование личности занимались ученые, начиная с античных времен. В результате исследований современных психологов, с учетом опыта предшественников, сложилась определенная формулировка психологического свойства личности:
Талант в психологии представляет собой высокую степень благоприятного сочетания и взаимодействия способностей индивида в определенной сфере деятельности.
В результате самостоятельного, успешного и оригинального выполнения сложной трудовой задачи в отличающемся новизной ключе личность замечает характерные признаки своей талантливости:
- ощущение внутреннего трепета и подъема настроения во время работы;
- взлет способностей к быстрому обучению на фоне влечения к предмету;
- мгновенная демонстрация хороших результатов, несмотря на отсутствие опыта.
Талант проявляется высоким уровнем творчества, является результатом одаренности, которая обеспечивается задатками. Однако одаренность вместе с задатками гарантируют нужные результаты в разных сферах, а талантливость – это пик творчества в определенном виде деятельности.
Термин «талант» впервые появился в библейской притче и обозначал весовую меру оплаты. Однако способы обращения с денежным эквивалентом (развить, приумножить, закопать), сегодня ассоциируются именно с талантом, как психологической категорией.
История становления понятия
С глубокой древности философов и мыслителей, а затем и психологов интересовал вопрос о природе выдающихся умственных способностей отдельных личностей. Однако сложное устройство человеческой психики трудно поддается познанию, поэтому взгляды на проблему античных и современных философов не совсем идентичны.
Мыслители досхоластического периода отождествляли талантливость с божественным даром, ведь философия подчинялась религии. Они не разделяли понятия одаренности, гениальности и талантливости, считая их единой категорией.
Платон, Сенека, Посидоний придерживались идеи существования мистической силы (судьба, рок), предопределяющей развитие индивида. При этом, они признавали наличие умственных, нравственных и добродетельных качеств, отрицая роль обучения для превращения ремесла в мастерство.
В эпоху Возрождения осмыслить философско-психологическую глубину таланта, который обозначали одаренностью, пытался испанский врач Хуан Уарте. Он поднимал вопрос о влиянии природных качеств на способность или неспособность человека к определенному виду искусства и науки. Врач пытался диагностировать талант, руководствуясь внешними признаками (по характеру волос, форме лица).
Талант – это в психологии эпохи Просвещения чистота человеческого разума с рождения. Теория «tabula rasa» стала вытеснять идею божественных истоков гениальности.
По мнению английского философа Джона Локка, никаких божественных или врожденных предпосылок не существует, а высокие горизонты познания – это результат жизненного опыта. С подобной точкой зрения не соглашались Г. Лейбниц и Рене Декарт, позиционируя концепцию «врожденных идей».
Начало XIX века было ознаменовано всплеском экспериментальных исследований, а психология стала самостоятельной наукой. Внедрение английским ученым Ф. Гальтоном эмпирических методов в изучении таланта привело его к выводу о наследственной природе гениальности.
С появлением ассоциативного направления в психологии талант стали связывать с качеством памяти и уровнем интеллекта, благодаря французскому психологу А. Бине. Роль таланта была менее значима по сравнению со значением гениальности.
В XX веке специалисты-практики продолжали исследование талантливости в ракурсе проблем одаренности («трехкольцовая» модель Д. Рензулли). Известному отечественному ученому Л. Выготскому принадлежит идея необходимости поддерживать талантливого человека, чтобы он стал гением.
Без развития с детства творческого потенциала возрастает вероятность деградации личности. В конце XX века Говардом Гарднером была написана книга о структуре разума, где автор классифицировал талант по семи типам.
По мнению автора проекта «хронопсихология» А. В. Петровского, степень талантливости основывается на природных предпосылках, а сам талант – не обязательное условие реализации потенциала личности. Это лишь возможность обретения абсолютного мастерства на пути к высшему этапу развития способностей – гениальности.
Взаимосвязь и различия со сходными понятиями
Талантливость определяется совокупностью способностей, а проявляется при столкновении с предметом, в отношении которого присутствует одаренность. Поэтому стоит остановиться на определении ключевых свойств личности.
Название | Краткое описание психологического явления |
Способности | Набор индивидуально-психологических свойств (навыки, умения, знания), необходимых для эффективного выполнения различных функций. |
Одаренность | Совокупность задатков, стимулирующих достижение высшего уровня способностей. Для успешности одаренность необходимо подкрепить знаниями и умениями. |
Гениальность | Вершина развития конкретных способностей, наивысшая ступень одаренности. Проявляется силой восприятия действительности, не обязательно связана с определенным талантом. |
Мастерство | Обретение совершенства в конкретном направлении деятельности благодаря упорному и напряженному труду. Характеризуется высоким уровнем квалификации, продуктивности, профессионализма. |
Долгое время понятия одаренности, гениальности, талантливости в психологии не считались самостоятельными, затем одаренность вместе с талантом были признаны единым фундаментом творчества. Психологические категории сходны между собой, но и не лишены некоторых различий по отношению к таланту.
Явление одаренности
У одаренности и способностей есть один общий признак – их нельзя назвать залогом успешной деятельности без обретения знаний и умений. Одаренные люди достойны восхищения при условии постоянного совершенствования своих знаний. Наличие таланта можно сравнить с божественным даром, это природное свойство, определяющее судьбу человека независимо от влияния близкого окружения.
Талант превращает индивида в самостоятельную личность, уверенно следующую собственному предназначению. Но одаренность и талантливость – явления редкие.
Печать гениальности
Гениальность, как высшая степень талантливости, также тесно связана со способностями, но в этом случае это наивысшая степень их развития. Гениям присущ талант во множестве направлений (открытия М. Ломоносова, достижения Леонардо да Винчи).
Сходство между талантливостью и гениальностью в способности творить. Однако талантливые люди достигают наивысших высот только в конкретном виде деятельности, но они не способны на создание чего-то уникального, как отмеченные гениальностью.
В итоге талант в психологии – предвестник гениальности, подготавливающий почву для шествия гениальной личности.
Мастерство
Талант – это категория, не связанная с генетической предрасположенностью, но в психологии обозначенная результатом проявления задатков, заложенных до рождения индивида.
Для достижения мастерства в определенном виде производственной либо творческой деятельности понадобятся неординарные способности к освоению навыков и закреплению жизненного опыта. Оттачивание способностей можно назвать проявлением талантливости индивида, психологически готового к трудовым и творческим операциям высокой квалификации.
Повышение уровня мастерства в процессе работы совершенствует структуру способностей, формируя личность.
Предпосылки и природа таланта
В процессе развития научного подхода к пониманию личности ученые пришли к мнению, что способности не даются человеку в готовом виде. Это не врожденный фактор, а результат распознания и развития природных задатков, связанных с нервно-психической организацией индивида.
Психолог прошлого Ф. Гальтон ошибочно связывал талантливость с наследственностью. Однако выяснилось, что наследуем не талант, а социальные особенности, создающие благоприятную почву для развития наклонностей, потомственности в профессиях.
Б. М. Теплов установил, что развитие определенных задатков в способности зависит от чувствительности нервной системы, микроструктуры мозга. Согласно концепции В. Клименко и И. Акимова, предпосылкой талантливости является самостоятельная деятельность личности.
Талант просыпается при условии целостности личности, обладающей следующими характеристиками:
- энергопотенциалом – движущая сила, побуждающая к действию;
- психомоторикой – гармония между мышлением и действием;
- критичностью – способность к оценке, выбору, принятию правильного решения.
Эти три понятия получили обозначение ЭПК. В результате гармоничного сочетания описанных критериев личность становится целостной, давая возможность раскрыться полученному от рождения таланту, который пронизывает все жизненные процессы.
Теория «10000 часов»
Психологов прошлого и настоящего особо будоражит вопрос, можно ли настолько развить талантливость, чтобы обрести гениальность. Исследование А. Эриксона, проведенное более 20 лет назад, показало, как стать мастером творческого направления (музыка).
Для целенаправленного совершенствования мастерства по 30 часов в неделю испытуемым понадобилось 10 тыс. часов постоянных занятий. При меньшем багаже тренировок и пренебрежительному отношению к «осознанной практике» ни одному человеку добиться высот мастерства не удалось.
На основе работ Эриксона, социологом Малкольмом Гладуэллом был предложен современный вариант теории становления гениальности под названием «Правило 10 000 часов».
Методика Гладуэлла обещает из любого желающего сделать профессионала. Однако сторонник роли навыков Эриксон уверен, что количество конкретных часов для достижения совершенства неодинаковое для разных людей и различных задач. Ведь в клетках организма нет счетчика таинственных часов.
После ряда исследований оказалось, что все дело в пластичности мозга – способности адаптироваться к смене новых ситуаций, что обогащает личность опытом. Подобный эффект – залог постоянного обновления клеток мозга (нейрогенез), что способствует выживанию клеток в процессе обучения. Успешность работы волшебного правила можно проверить на собственном опыте.
Структура таланта
Талант – это в психологии не одна способность, а их совокупность. Причем в этом психологически сложном ансамбле слабое развитие одного компонента успешно компенсируется взлетом остальных составляющих. Анализом плотного сочетания психических характеристик личности занимались разные ученые, выдвигая собственные теории структуры таланта.
Исследователи | Взгляд на талант и его проявление |
Ф. Гальтон – английский антрополог | Благодаря наличию гена наследственности в семьях аристократии рождаются талантливые личности. Когда родится гений, проявления одаренности в поколениях семей идут на убыль. |
К. Витте – педагог и пастор | Развитие природной одаренности в течение всей жизни оттачивает талант. Он трансформируется в гениальность при условии раннего начала развития – с пяти лет после рождения. |
Ч. Ламброзо –криминалист | Талант является дегенеративным психозом, относится к разряду помешательств. Большинству великих людей Ламброзо ставил однозначный диагноз – страдают признаками нервных расстройств. |
С. Рубинштейн – философ и психолог | Развитие наследственных возможностей проявляет одаренности в определенной сфере. Талант формируется на основе стимулирования специальной способности до высокого уровня. |
В. Клименко – педагог и психолог | Результат сочетания природных задатков (физические, эмоциональные, интеллектуальные) при длительном интересе к предмету труда оборачивается талантливыми решениями. |
Как открыть талант
Для реализации собственных мечтаний необходимо раскрыть свои индивидуальные особенности (задатки) к определенным видам деятельности.
Что рекомендуют специалисты для выявления своего личного уникального дара:
- Глубокий самоанализ. Вспомнить доминирующе с детства предпочтения, продумать их реализацию. Если процесс занятия приносит радость, это и есть признак таланта.
- Психологические тесты. Для выявления скрытых способностей, которые следует развить, можно воспользоваться онлайн тестами, но их должно быть несколько.
- Помощь близких. Разговор с друзьями и родственниками поможет проявить упущенные моменты. Беседа с родителями восстановит в памяти увлечения детства.
- Получение знаний. Постоянный приток информации, расширяющий кругозор, выявит еще не обнаруженные задатки. Полезно пробовать новые методики, виды творчества.
- Избавление от страха. Преодоление психологического зажима вернет уверенность в себе, обозначит новые направления. Это шаг на пути к гениальности.
Кроме перечисленных шагов, необходимо общаться с талантливыми личностями разных профессий, чтобы брать с них пример, копировать их методы. Занявшись поиском собственных увлечений, нужно приобретать навыки и совершенствовать их. Не стоит стесняться проявлений радости по поводу даже небольших достижений.
Реализация
Талант – это в психологии вершина одаренности, а талантливый человек способен стать гением. Обнаружить природный дар нужно как можно раньше, чтобы быстрее приступить к самореализации в той сфере, способности к которой наиболее высокие.
Это реально сделать в любом возрасте и при любых обстоятельствах, если следовать несложным правилам:
- не позволять окружающим навязывать себе чужое мнение;
- проявлять настойчивость для воплощения своих намерений;
- действовать согласно собственным желаниям и стремлениям;
- воспитать в себе коммуникабельность для свободного общения;
- не бояться конкуренции, верить в успех на основе своей одаренности.
Итогом реализации таланта станет гармония с самим собой, рост совершенства личности по всем направлениям. С обретением навыков управления собственной одаренностью приходит ощущение полного удовлетворения от занятия любимым делом, которое приносит не только радость, но и прибыль.
Как развивать
Обнаружив талантливость в какой-либо сфере деятельности, нужно приготовиться к долгой и тяжелой работе по развитию природных задатков. Поскольку наклонность к чему-либо проявляется еще в раннем детстве, специалисты предлагают программы по раннему развитию природных задатков.
Получение знаний по методике Марии Монтессори
Система воспитания итальянского педагога и психолога предназначена для развития самостоятельности и внимательности у здоровых и усидчивых детей, помогает разностороннему развитию в будущем.
Сегодня методика относится к числу самых популярных тренингов с детьми от 3 летнего возраста при отсутствии критики и вмешательства взрослых. Главная особенность занятий – взрослые оказывают помощь только по просьбе ребенка. К недостаткам системы можно отнести отсутствие подвижных игр, творческого развития, навыков общения в коллективе сверстников.
Свобода и легкость по программе Никитиных
Легкая в осуществлении методика многодетного семейства педагогов подходит детям в возрастном диапазоне 0-17 лет. Занятия проходят в среде закаливания и спортивных игр вместе с родителями, которые подсказывают решения и радуются успехам малыша. Отсутствие принуждения, использование множества головоломок и задач помогает развитию интеллекта, проявлению врожденных задатков.
Поглощение информации по принципам Глена Домана
Методика практикующего врача основана на идее активного поглощения информации развивающимся мозгом ребенка. Причем уровень наивысшей активности начинает замедляться с 3 лет, поэтому обучение следует начинать прямо от рождения, тогда можно рассчитывать на безусловное проявление талантов в будущем.
Однако пассивность самого обучаемого (запоминание по картинкам) и отсутствие творчества относят к недостаткам обучающей системы. Талантливость можно назвать реализованной одаренностью на фоне полноценного развития специальных способностей. Талант в жизни – это нелегкая ноша, в психологии – следствие одаренности на пути к гениальности.
Для развития и утверждения своего дара придется напряженно трудиться, постоянно совершенствуя интеллектуальные и психические навыки при высоком физическом либо умственном напряжении.
Видео о таланте
Способнсть. Одаренность. Талант. Гениальность: