В психологии понятие транзактного анализа – это теория положения человека в обществе. В ее основе лежит утверждение, что человек с самого детства действует по запрограммированным на определенные жизненные позиции решениям.
Индивид всегда выполняет действия уже по имеющемуся сценарию, который написали для него окружающие. Это и родители, и сверстники, и учителя. В итоге получается, что взрослый человек принимает решения на основе модели поведения, которая раньше была жизненно необходима, но теперь стала бесполезной.
Сущность транзактного анализа по Эрику Берну
Транзактный анализ в психологии – это процесс моделирования личности. Именно на этом стоится теория психиатра Эрика Берна. Цель анализа заключается в формировании индивида, который способен успешно адаптироваться к текущим ситуациям. Этого можно достичь пересмотром имеющихся жизненных позиций, выявлением моделей поведения, которые уже стали непродуктивными.
По мнению Берна, необходимо устранять модели, которые мешают принимать адекватные решения. На основе теории целью анализа должно стать формирование новой системы ценностей по потребностям и возможностям человека в определенной ситуации.
Теория транзактного анализа разработана в 1950 году. Ее автор Эрик Берн активно использовал свои разработки в клинической практике, так как являлся врачом.
Именно им были определены основные ключевые понятия транзактного анализа:
- игра;
- эго-состояние;
- сценарий.
Эти термины активно используются в современной психотерапевтической практике.
3 эго-состояния
Транзактный анализ в психологии – это теория личности. Следовательно, она должна раскрывать психологическую анатомию человека. Для этого применяется модель «эго», состоящая из 3 уровней. Благодаря ей можно понять, как выражается индивидуальное поведение личности в различных социальных ситуациях.
Вся жизнь человека подразделяется на 3 состояния:
- родитель;
- ребенок;
- взрослый.
Родитель
Первые 3 года своей жизни ребенок полностью зависит от своих родителей. Он перенимает у них опыт, знания. В этот период на взрослого человека возлагается большая ответственность. Он должен научить ребенка всем правилам безопасности, умению выражать свои чувства, высказывать мысли, проявлять эмоции.
Дети всегда очень внимательно наблюдают за взрослыми. В их голове формируются определенные образы и модели поведения. В психологии такой прием носит название интроект. У взрослых людей в сознании чаще всего большое количество интроектов, которые складываются из образов братьев, сестер, родственников.
При эго-состоянии родителя внутренние образы подразделяются на 2 типа:
- Заботливые – это образы, для которых характерна доброта и любовь. Когда человек находится в этом состоянии, он расслабляется, становится спокойным и уравновешенным. Такой индивид всегда готов оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Это дипломатичный человек. Он из любой конфликтной ситуации пытается найти выход мирным путем.
- Контролирующий – человек с постоянной внутренней критикой. Он перечит начинающим, не дает развиваться, самостоятельно решать поставленные задачи и цели. Такой индивид всегда найдет недостатки в окружающих, часто проявляет агрессию и злобу по отношению к окружающим.
Эго-состояние родителя необходимо для процесса налаживания контакта с окружающими людьми, организации успешного общения с ними. Иногда возникают ситуации, когда внутренние образы начинают доминировать. У индивида развивается внутренний конфликт. Из-за этого человек начинает поступать так, как ему указывают сформированные образы из детства.
Ребенок
Находясь в эго-состоянии ребенка, человек получает эмоциональный опыт. Он начинает формироваться уже в тот момент, когда ребенок находится в утробе матери. После появления на свет опыт уже передается от родителей. Важный момент заключается в том, что дети не способны мыслить рационально. Дети до тех лет очень чутко понимают изменения в эмоциональном состоянии родителей. Но они еще не в состоянии накапливать звания в большом объеме.
Эго-состояние родителей от детей отличается тем, что для первых характерны запреты, а для вторых – эмоции и чувства.
Это состояние в психологии делят на 3 типа:
- Бунтующее – характерно для человека, который устает от всего. Ярким примером этого типа являются подростки, которые оказываются в неформальных субкультурах. Чаще всего такое состояние наступает в возврате 14 лет. После этого происходит резкое изменение. Подростки начинают пытаться попробовать все, что раньше было под запретом.
- Адаптивное – состояние, при котором человек чаще испытывает страх, подавленность, депрессию. Он не следует своим собственным принципам, а обращает внимание только на чужие мнения. Такие люди всегда испытывают страх, что их отвергнут.
- Свободное – это состояние, характерное для тех, кому в детстве много всего позволялось. Чаще всего это дети из семей с высоким достатком. Это креативные и жизнерадостные личности, для которых характерно творческое мышление. У таких индивидов очень переменчивые настроения и интересы. При резких сменах настроения эти люди могут все бросить.
У состояния ребенка есть существенный недостаток. Оно далеко от реальности по сравнению с состоянием родителей.
Взрослый
Это промежуточное состояние между родителем и ребенком. Это индивиды, которые полностью игнорируют все запреты и требования. Они очень грамотно принимают решения, предварительно проанализировав все нюансы.
Основные особенности поведения каждого состояния можно отобразить в таблице:
Эго-состояние | Способы поведения |
Родитель | Если родитель заботливый, он направляет, помогает, утешает. Его основные фразы: «Я тебе помогу», «Не нужно бояться». Критический родитель всегда приказывает. |
Взрослый | Этот индивид собирает и анализирует информацию, принимает решение на основе полученных данных. |
Ребенок | Если ребенок бунтующий, он бросает вызов всем. Для спонтанного индивида характерно импульсивное и хитрое поведение. |
Как определить, в каком состоянии находится человек?
Транзактный анализ в психологии – это возможность определить эго-состояние при помощи контроля своего поведения, манеры общения, мыслей.
Для каждого из состояний характерны определенные черты:
- для состояния «взрослого» — такой индивид всегда хочет получить свою выгоду. Прежде чем начать решение какой-либо задачи, он выбирает все возможные варианты достижения цели. Для него важно затратить минимальное количество усилий;
- для «родителей» — это личность, которая контролирует всех окружающих, он указывает всем на недостатки, часто делает осуждающий вид;
- для «детей» — характерна эгоистичность. Они не в состоянии скрыть эмоции, сразу все выплескивают наружу. Не умеют врать.
Для состояния детей также характерны резкие перепады настроений.
История открытия и изучения транзактного анализа
Транзактный анализ в психологии – это теория, которую начал разрабатывать еще психиатр Эрик Берн из Америки. В 1965 году была создана Международная ассоциация анализа транзакций. После смерти Эрика Берна работа над теорией продолжилась.
С 1971 года была организована премия Эрика Берна, которой награждаются за вклад в развитие теории и практики транзактного анализа. Основано несколько школ, занимающихся изучением этого направления. Они берут за основу идеи Берна, но различаются практическими подходами. Начиная с 80-х годов транзактный анализ начал активно распространяться в европейских странах.
Теории
К наиболее важным разработкам относятся концепции:
- личности – основывается на модели эго-состояний. Она позволяет четко разграничить отличия между адекватным состоянием восприятия реальности взрослым индивидом и проигрыванием родителя. В психоанализе это носит название перенос. Отдельно в этой теории разработана функциональная модель эго-состояний, которая показывает, как возможности могут отражаться в категориях поведения;
- социальных взаимодействий. Теория основана на концепции транзакции. Она отражает закономерность общения между представителями различных эго-состояний;
- психологического голода — она предназначена для определения психологических потребностей личности. В теории изучены способы, которые люди используют ради удовлетворения своих потребностей;
- эмоционального рэкета – она основана на определении природы неосознанного эмоционального манипулирования в процессе коммуникаций;
- психологических игр – это теория, определяющая природу повторяющихся взаимодействий со скрытым подтекстом;
- сценария жизни – это изучение неосознанного плана жизни, который принят в детстве под влиянием родителей и в дальнейшем определяет все поведение человека;
- эмоциональной грамотности – изучение возможности управлять отношениями при помощи эмоций;
- циклов развития детей – это теория, направленная на анализ развития индивида в роли ребенка, оптимального взаимодействия родителей и детей.
В психологии транзактный анализ – это непрерывно развивающееся направление, которое тесно взаимосвязано и с медициной, и с психиатрией, и с социологией.
Способы взаимодействия с людьми
Эрик Берн выделил 3 метода, которые могут использоваться для общения с людьми. К ним относятся: игры, поглаживания и трансакции. У каждого из этих способов есть определенные особенности.
Трансакции
Под трансакцией понимается процесс взаимодействия между 2 эго-состояниями разных людей. Он включает в себя реакцию и стимул. Трансакция дает возможность наладить общение с людьми, у которых совершенно противоположное или, наоборот, аналогичное эго-состояние.
Поглаживания
Этот способ направлен на налаживание отношений между состояниями родителя и ребенка.
В психологии выделяется 3 вида поглаживания:
- физические – похлопывания по плечу, рукопожатия;
- невербальные – подмигивание, жесты, мимика;
- вербальные – комплименты, похвала.
Важно уметь различать негативные и позитивные поглаживания друг от друга.
Игры по Э. Берну
В рамках психоанализа по теории Берна выделяются определенные игры. Они представляют собой поведенческие стереотипы, которые складываются неосознанно.
Стереотип может состоять из нескольких частей:
- слабости;
- ловушек;
- ответов;
- расплаты;
- вознаграждений;
- ударов.
В процессе воздействия на человека определенным образом, возникают разнообразные чувства. Чем ближе завершение игры, тем сильнее у индивида проявляются чувства. У Эрика Берна выделено 6 видов психологических игр.
Они классифицируются по следующим признакам:
- зоны;
- клинические типы – депрессивные, параноидальные, истерические, навязчивые;
- используемые объекты – это игры, при которых задействованы части тела, слова, предметы;
- количество игроков;
- психодинамика – проекция, интроекция;
- инстинктивное влечение.
Психологические игры должны отвечать следующим характеристикам:
- увлекательностью, цепкостью – люди должны выполнять поставленные перед ними задачи с энтузиазмом;
- гибкостью – учитываются черты характера индивидов, применяются разные материалы;
- интенсивностью – игроки разделяются на группы в зависимости от характера.
Все психологические игры при правильном выполнении, соблюдении всех правил, оказывают положительное влияние на человека.
Виды трансакций
В психологии выделяется 4 вида трансакции. Для каждого из них характерны свои определенные особенности. Их необходимо учитывать при взаимодействии с людьми.
Параллельные
Под этим видом подразумевается взаимодействие между индивидами, у которых стимулы одного дополняют стимулы другого. Чтобы был построен разговор с незнакомым человеком, нужно добиться реакции. Чтобы понять, произошла ли реакция, нужно дождаться ответа на вопрос.
Пересекающиеся
Этот вид проявляется чаще всего конфликтными ситуациями. С одной стороны взаимодействия будет выступать взрослый человек, родитель, с другой стороны ребенок, который проявляет нежелание выполнять просьбы, выражает капризы, истерики. Жизненные ситуации с пересекающимися трансакциями чаще всего основаны на ссорах, которые в дальнейшем могут привести к полному расколу во взаимоотношениях.
Скрытые
Смесь эго-состояний характеризует скрытый вид трансакции. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: индивид ведет разговор с собеседником на интересующую тему. Индивид может говорить одно, но при этом думать другое, а на самом деле скрывать третье. Это может стать причиной разлада, ухудшения взаимоотношений. Такие ситуации вызывают недопонимание.
Угловые скрытые
Такой вид носит второе название – манипулятивный. Это подвижный процесс, в котором будут задействованы сразу все эго-состояния. В качестве примера можно привести ситуацию, когда мужчина приходит за крупной покупкой в магазин. Консультанты показывают ему различные предложения. При этом они играют роль взрослых, чтобы привлечь эго-ребенка клиента.
Место транзактного анализа среди направлений в психологии и психотерапии
В основе анализа всегда лежит сценарий реальных ситуаций. Это индивидуальный план, который направлен на организацию образа жизни, поведения человека. Сценарий необходим для выработки стратегии.
Основная функция трансактного анализа в психологии и психотерапии заключается в реконструировании индивида на фоне пересмотра жизненных целей и позиций. Большая роль при построении концепций уделяется способности личности к осознанию стереотипов своего поведения. Именно они мешают принятию грамотные решения.
В психологии транзактный анализ – это рациональный способ поведения. Он основан на идее, что каждый человек должен доверять самому себе. Он может и умеет принимать самостоятельно решения, не боясь открыто выражать свои мысли, чувства и эмоции. Эти принципы могут успешно применяться в любом направлении, как в работе, так и в семье.
Видео о транзактном анализе
Что такое транзактный анализ: