Потребность (в психологии) представляет собой состояние индивида, при котором он нуждается в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Существует несколько видов, которые классифицируют по различным параметрам.
По происхождению
Виды потребностей в психологии классифицируют по происхождению. Главным критерием является характер деятельности, который побуждает субъекта выполнять то или иное действие.
Естественные
Естественными потребности называют те, что обусловлены природой человека. Органические потребности зависят от условий человека, которые вынуждают его сохранять и поддерживать жизнь.
Среди естественных потребностей выделяют:
- пищу;
- воду;
- кислород;
- продолжение рода;
- самосохранение.
Данные примеры не зависят от условий, в которых находится человек, они являются постоянными и повсеместными.
Культурные
Культурными называют те потребности, которые обусловлены социальной природой человека.
Можно выделить несколько уровней социальных потребностей:
Уровень | Описание | Пример |
Первый | Включает наиболее общий круг интересов и культурных потребностей. | Потребности в образовании, культуре или других культурах труда. |
Второй | Второй уровень чуть более подробно раскрывает потребности в той или иной области. | Например, потребности в музыке, кино, театре. |
Третий | Основан на индивидуальных потребностях в культуре. На данном уровне раскрывается необходимость в определенном жанре. | Потребность в кино раскрывается более четко: например, комедийные фильмы, мелодрамы, документальные. |
Четвертый | Данный уровень показывает не потребность в определенном жанре, а необходимость в услуге. | Потребность в услуге балетных театров. |
Такая многоуровневая структура способствует определению культурных потребностей населения и дальнейшему удовлетворению.
По предмету потребности
Потребность является состоянием нужды человека в чем-либо. Классифицируют потребности по предмету.
Материальные
Материальные потребности — это потребности, которые удовлетворяют необходимость в чем-либо в материальном плане.
К такому виду потребностей относят:
- жилье;
- одежду;
- пищу;
- деньги.
Также можно охарактеризовать материальные потребности как желание потребителя приобрести какой-либо товар или услугу, необходимую ему для дальнейшего существования.
Духовные
Духовные потребности характеризуются как желание человека создавать и осваивать духовные ценности.
Составляющие духовных потребностей:
- Потребность в культуре, науке, религии.
- Потребность в новизне. Данная характеристика определяет степень развития познавательной потребности к приобретению новых знаний.
- Потребность в преодолении определяет способность преодоления препятствий для получения новых знаний, для развития интеллектуальных или творческих способностей.
- Потребность в информации позволяет поддерживать уже развитый уровень мыслительной и прогресс отдельных систем чувствительности.
Духовные потребности определяют уровень саморазвития человека.
Социальные
Социальные потребности представляют собой нужду человека в том, что является продуктом деятельности общества.
Социальные потребности человека можно разделить на несколько групп:
Группа | Описание |
Потребность в узнавании | Необходимость человека во встречах со знакомыми, а также в определении собственного места в обществе. |
Потребность в стимуляции | Контроль за активностью человека, стимулирование деятельность, а также поднятие эмоционального тонуса. |
Потребность в событиях | Проявляется в получении удовольствия (или наоборот, недовольства) от событий, которые влияют на течение жизни. |
Потребность в структурировании жизни | Представляет собой необходимость планирования времени. Ярким примером может служить распределение рабочего времени, распределение отдыха и работы. |
Потребность в достижении и признании | Проявляется в получении новых переживаниях, уважении и самоуважении человека. |
Социальные потребности поддерживают жизнедеятельность социальной личности.
По критерию времени актуализации
Виды потребностей в психологии зависят от времени актуализации. Актуализация определяет важность чего-либо в данный момент.
Постоянные
Постоянные потребности представляют собой непрерывную необходимость чего-либо.
Наиболее яркими примерами постоянных потребностей являются:
- поддержание постоянной температуры тела;
- потребность в кислороде;
- потребность в поддержании определенной влажности воздуха.
Данные потребности, в основном, базируются на физиологической необходимости организма и нужды для поддержания нормальной жизнедеятельности.
Устойчивые
Устойчивые потребности связаны, в основном, с социальными потребностями человека. Такие потребности влияют на жизнедеятельность человека, поэтому они и стабильно удовлетворяются, но жизнь без них возможна. Наиболее яркий пример такой потребности — это нужда в общении с представителем того же рода.
Циклические
Циклические потребности представляют собой необходимость человека в чем-либо с определенным периодом. Например, потребность в пище. Человек спустя 4-6 ч чувствует голод — это и есть цикл данной потребности.
Ситуативные
Ситуативными называют те потребности, которые зависят от определенного события в жизни. Например, потребность в выздоровлении. При этом обстоятельством в данной ситуации выступает болезнь.
Пирамида Маслоу
Абрахам Маслоу является американским психологом, а также основателем гуманистической психологии. Гуманистическая психология — это одно из направлений в западной психологии, которое признает основным предметом личность как индивидуальную систему.
Виды потребностей в психологии по теории Маслоу можно разделить на 7 уровней. Чтобы подробнее разобраться в данной теории, необходимо визуализировать подобную структуру.
Физиологические
Физиологический уровень, по теории Маслоу, — это то, что связывает жизнь человека с его социальностью.
Характеризуют данный уровень следующие примеры:
- сохранение физического и психического благополучия;
- нормальная продолжительность сна должна составлять порядка 7 ч в сутки, а также для этого требуется соблюдение условий: кровать, одеяло;
- для дыхания требуется свежий и чистый воздух;
- чтобы восполнить необходимые запасы в организме человеку требуется поглощать пищу, поэтому процессы питания важны;
- людям требуется одежда, чтобы защититься от неблагоприятных факторов погоды.
Физиологические потребности являются одной из наиболее сильных групп потребностей человека. Также биологические нужды — это основная и ценная группа, поэтому она и является «основой» пирамиды Маслоу.
В безопасности
Потребность в безопасности — это необходимость человека ощущать защищенность, а также комфорт для себя и близких. Нужда в безопасности проявляется после удовлетворения всех физиологических потребностей.
Наиболее яркие примеры:
- получение страховки на имущество и здоровье:
- возможность получения социальных гарантий на работе;
- у детей — появление тревожности при отсутствии матери, так как они теряют материнскую защиту;
- защита собственного дома проявляется в обеспечении тепла, закрытии дверь на замок.
Нужда в безопасности проявляется в свободе от страхов и тревог. Также в необходимой стабильности и защите, структурности и порядке.
Социальные
Социальные потребности представляют собой необходимость человека в труде, духовной культуре, досуге и социально-экономической активности.
В чем проявляются социальные нужды человека:
- включение в семейную жизнь;
- необходимость в положительных отзывах;
- нужда в новых знакомствах и поддерживании связи с родственниками, друзьями;
- участие в массовых встречах, посещение различных мероприятий;
- необходимость навещать друзей.
Социальные потребности являются третьей ступенью, поэтому их удовлетворение возможно в тех случаях, когда физиологические нужды и необходимость в безопасности выполнены.
Престижные
Необходимость в высокой оценке и уважении в обществе, а также в определенном мнении о человеке.
Примеры, которые наиболее характерны для данного уровня:
- победа на конкурсе;
- получение какой-либо квалификации, звания или статуса в обществе;
- необходимость в ведении личного блога;
- желание войти в профессиональный рейтинг.
Удовлетворение потребностей данного уровня напоминает о желании быть важным обществу, а также получить своего рода призвание.
Творческие
Творческий уровень включает в себя потребности в создании новых ценностей (материальных и духовных). Творческие потребности характеризуются как высшая форма деятельности личности, при которой требуется тщательной подготовка.
Выделяют следующие потребности, характерные для данного уровня:
- необходимость в получении образования;
- участие в различных семинарах и симпозиумах;
- получение новых знаний путем прохождения курсов.
Кратко охарактеризовать познавательные потребности можно 4 глаголами: знать, уметь, исследовать, понимать.
Эстетические
Эстетический уровень позволяет прийти человеку к гармонии и радости путем рассмотрения искусства и красоты.
Эстетические потребности могут быть:
- посещение театров, выставок и концертов;
- увлечение коллекциями, создание гербариев;
- создание уюта в доме, украшение квартиры предметами искусства, созданными собственноручно.
Эстетические потребности представляют собой заинтересованность человека в ценностях (эстетического характера) и различных формах творческой деятельности. Наиболее характерное хобби для данного уровня — увлечение сферами искусства. Э
Духовные
Духовный уровень — это высшая степень потребностей в пропорциональном развитии человека.
К духовным потребностям относят:
- осуществление планов и желаний;
- нахождение собственного пути;
- определение собственного мнения о значении определенных вещей и явлений в жизни.
Духовные потребности — это нужды человека, которые осуществляются в последнюю очередь. Необходимость данного уровня удовлетворяют в тех случаях, когда нужды иных уровней хотя бы относительно удовлетворены.
По сфере деятельности
Виды потребностей в психологии зависят от сферы деятельности. Сфера деятельности представляет собой направление трудовой деятельности, которая решает некоторые процессы и задачи, а также направление на определенные результаты.
Коммуникативные
Коммуникативные потребности представляют собой те потребности человека, которые связаны с предоставлением информации, необходимой для осуществления той или иной деятельности.
К коммуникативным потребностям относятся:
- эмоциональный контакт;
- изучение окружающей среды;
- удовлетворение смысла жизни.
Данный вид потребностей побуждает вступать в речевое общение для нахождения решений вербальных и невербальных задач.
Профессиональные
Профессиональные потребности представляют собой перечень тех нужд, которые требуются конкретному сотруднику.
Например, к потребностям педагога относят:
- потребность в социофилии (удовлетворять нужды воспитанника);
- регулярное повышение квалификации;
- обучение базовым навыкам пользования компьютером.
В зависимости от профессии потребности изменяются.
По появлению
Виды потребностей в психологии можно классифицировать по появлению. Некоторые из нужд появляются у человека сразу, поэтому они являются базовыми. Другие же — в процессе активной жизнедеятельности, поэтому их считают приобретенными.
Базовые
Базовые потребности человека — это те нужды, которые связаны с физическим выживанием. Базовые потребности также присущи всех людям без исключения, даже если он не чувствует их.
Существует 9 потребностей данного типа:
- тепло;
- защита;
- пища;
- безопасность;
- близкие люди;
- принадлежность к определенной группе;
- стимулы;
- уважение и самоуважение;
- духовное развитие.
Базовые потребности, независимо от исследования психологов, считаются наиболее важными и нужными.
Приобретенные
Также существует группа приобретенных потребностей. Их также называют «вторичными» нуждами, которые по своей природе являются психологическими.
К приобретенным потребностям относят:
- достижение;
- власть;
- преданность.
Вторичные потребности приобретаются с опытом.
Теория Э. Фромма
Эрих Фромм — социолог, философ и социальный психолог из Германии. Гуманистическая теория личности — важнейший труд выдающегося психолога, в котором он рассматривает поведение человека под влиянием культур, раскрывает потребности общества.
В коммуникации
Потребности в психологии представляют собой нужды человека, которые зависят от окружающих факторов и личного развития. Одним из видов таких потребностей является нужда в коммуникации.
Эрих Фромм считал, что каждому человеку присуща потребность в преодолении одиночества и изолированности. Удовлетворить такую потребность можно путем общения, проявления любви и дружеских отношений. При невозможности наладить коммуникацию возникают различные формы нарциссизма как результата неспособности к установлению связей.
В творческих занятия
Также Эрих Фромм считал, что несмотря на социальную сторону человека, каждая личность должна быть предоставлена самому себе. Таким путем человек способен развиваться независимо от общества.
Потребность в индивидуальности определяет дальнейшую судьбу человека. Неудовлетворение данной потребности приводит к определению человека по общей характеристике — социальному классу, нации, религии.
В причастности к чему-то значительному
Потребность в причастности к чему-то значительному позволяет человеку определить и сформулировать направленность мыслей для более четкого восприятия мира. Удовлетворением таких потребностей являются личностные мотивации человека.
В стремлении к идеальному
Потребность в стремлении к идеальному можно также охарактеризовать как нужду в преодолении ограниченности собственного существования. Удовлетворение данной необходимости позволяет человеку стать творцом, быть активным. Обратной стороной является необходимость в саморазрушении.
В осознании окружающего пространства
Потребность в осознании окружающего пространства характеризуется разрывом естественных (родственных) связей и поиску новых межличностных отношений, защиты. Данные виды потребностей описаны в работе Фромма «Здоровое общество» и выделяются им как специфические нужды человека.
Потребность представляет собой состояние психологической или функциональной недостачи чего-либо. Видов потребностей масса — они зависят от множества факторов, например, природы человека, времени, окружающего воздействия. В психологии преуспели несколько психологов, которые определи собственную классификацию потребностей человека — Абрахам Маслоу и Эрих Фромм.
Видео о потребностях по Маслоу
Что важного в пирамиде потребностей Маслоу:
https://www.youtube.com/watch?v=nd7aMNyVlIU