Иногда человеку тяжело что-то поменять в жизни. И этому есть несколько причин, начиная от лени, заканчивая страхом покинуть зону комфорта. Одной из причин нежелания что-то улучшить, научиться мыслить позитивнее считается выученная беспомощность. Психологи называют ее важным феноменом, который является базовой человеческой проблемой. Синдром выученной беспомощности и методы ее преодоления изучается многими специалистами, разрабатывающими авторские теории.
Что такое синдром выученной беспомощности в психологии?
Под выученной беспомощностью понимается состояние человека, когда он не видит смысла действовать дальше, проявлять какую-либо активность. Такой индивид просто плывет по течению, он воспринимает окружающее пессимистично. Часто он не хочет ничего менять даже в случае, когда появляется реальная возможность. А если и берется за выполнение задачи, быстро опускает руки, так как считает ее очень сложной.
У людей с этим синдромом не прослеживается связь между собственными усилиями и результатами, которые он сможет получить. Ряд специалистов считают, что это не синдром, а черта характера, которую человек приобретает после нескольких неудачных попыток изменить жизнь в лучшую сторону. После очередной неудачи у индивида возникает стойкое убеждение в том, что у него уже никогда ничего не получится, и ему остается только наблюдать за происходящим, какое бы оно ни было.
Когда человек становится жертвой синдрома, у него формируется стойкое убеждение, что он совершенно неспособен контролировать происходящее, не может влиять на события. Поэтому он перестает предпринимать любые активные действия против того, что негативно влияет на ситуацию.
Выученная беспомощность и ее преодоление – актуальные вопросы в любом возрасте. Синдром может проявляться, как у детей, так и у пожилых людей. Чаще всего с этим феноменом сталкиваются женщины из-за излишней впечатлительности, склонности к переживанию из-за мелочей.
Как возникает выученная беспомощность
Психологом Селигманом разработана концепция синдрома выученной беспомощности.
По его мнению, существует 3 источника его формирования:
- неблагоприятный опыт переживания определенных событий;
- отсутствие самостоятельности в детском возрасте;
- наблюдение за беспомощным человеком.
У детей
Формирование выученной беспомощности в детском возрасте часто возникает из-за травмирования психики. Если ребенок часто обращается к взрослым за помощью, но получает отказ, он начинает считать, что ему никто никогда не поможет, и решить его проблемы нет никакой возможности. Такое состояние психики может сохраняться до полного взросления.
Нередко чувство собственного бессилия возникает у детей, которые сталкивались в раннем возрасте с жестоким обращением.
У взрослых
Синдром выученной беспомощности во взрослом возрасте возникает у людей, которым приходится часто сталкиваться со стрессовыми ситуациями. Они ничего не могут сделать, чтобы исправить ситуацию. Из-за этого начинает проявляться неуверенность. Это могут быть природные явления, которые привели к гибели имущества, разрушению жилья, увольнение на работе, смерть родственника. В таких ситуациях индивид часто ощущает свою беспомощность, из-за этого теряется сила воли, падает самооценка.
Даже мимолетное столкновение с трудностями влияет на то, как человек будет вести себя дальше. Например, если студент увидит в самом начале тестирования сначала очень сложные вопросы, он намного хуже решит тест в целом, чем в ситуации, когда первыми будут идти легкие задания. При столкновении со сложностью студенты начинаю сомневаться в своих силах, и после этого допускают ошибки даже в простых вопросах.
По мнению психолога Д.Леонтьева, выученная беспомощность может формировать само государство в своих гражданах. Синдром возникает на фоне всеобщего распределения благ. В такой ситуации индивид не будет соотносить качество жизни со своими усилиями, поэтому стараться не станет.
Причины возникновения синдрома выученной беспомощности
Выученная беспомощность и ее преодоление – важное направление в психологии. Это не врожденный синдром, а приобретенный. Он формируется под влиянием определенных причин. К самым распространенным относятся:
Воспитание
Это основная и самая первая причина формирования синдрома. Часто отец с матерью, воспитатели и педагоги сами неосознанно подталкивают к этому ребенка. Выученная беспомощность у детей проявляется тогда, когда ребенок не может установить связь между своими действиями и последствиями.
Даже поощрение, похвала могут сыграть негативную роль. Если родители одинаково хвалят как за успехи в школе, так и за уборку в комнату, то постепенно пропадает понимание связи между своими стараниями и результатом.
Менталитет
Под влияние синдрома выученной беспомощности часто попадают по причине менталитета. Это характерно для граждан, которые проживают в странах, где сильно ограничиваются их права и действия. Такие люди знают, что в суд обращаться нет смысла, им все равно никто не поможет доказать свою правоту. Постепенно человек перестает верить в свои силы, он начинает думать, что единственный выход – это полное бездействие.
Постоянные неудачи
Выученная беспомощность и ее преодоление изучаются многими психологами.Это состояние, с которым приходится сталкиваться людям, постоянно испытывающим неудачи. Если любое действие не приносит результата, то человек просто перестает верить в то, что он способен менять жизненные ситуации. Такие индивиды перестают добиваться целей, они вообще не ставят их перед собой. Он будет плыть по течению, лишний раз не проявлять никакой инициативы.
Стереотипный образ мышления
Существенно ухудшается качество жизни личности, если она живет по устаревшим стереотипам. Навязанные кем-то шаблоны не дают добиваться поставленных целей. Если человек отказывается делать что-то из-за того, что так не принято в обществе, он невольно становится жертвой выученной беспомощности.
Как чувствует себя человек, который стал жертвой синдрома?
На основании теории Селигмана, синдром выученной беспомощности у людей проявляется в виде острого дефицита способностей в эмоциональной и когнитивной сфере. Человек постоянно испытывает чувство безысходности, у него подавленное настроение. Такое состояние может спровоцировать клиническую депрессию.
Психологами выделяется 2 вида дефицита:
- когнитивный – он проявляется в отсутствии гибкости. Индивид не способен понять, что маленький промах не является трагедией вселенского масштаба;
- мотивационный – характеризуется отсутствием навыка, побуждающего индивида выполнять активные действия.
Человек, у которого наблюдается синдром приобретенной беспомощности, становится равнодушным ко всему окружающему, вялым. Его постоянно беспокоит чувство вины. Это люди с низкой самооценкой, у них отсутствует стремление к творчеству, креативу. На все вокруг они смотрят через очки пессимизма. Человек считает, что во всех проблемах виноват только он сам. Даже успехи он воспринимает не как свои заслуги, а как счастливое стечение обстоятельств.
Примеры влияния синдрома выученной беспомощности
Выученная беспомощность в жизни и способы ее преодоления могут быть рассмотрены на конкретных ситуациях.
Пример № 1
В школе учится мальчик. Он усерден к урокам, добивается больших успехов, его всегда ставят в пример остальным ученикам. Он очень любит учиться, с большим удовольствием выполняет домашнее задание, принимает участие в различной внеклассной работе. Но ситуация резко меняется, когда в школу приходит новый учитель и начинает вести совершенно незнакомый для героя истории предмет: геометрию. Ребенок не понимает ее. Он пытается найти подход к учителю, просит объяснить ему дополнительно.
Но педагог не считает нужным уделять лишнее время ученику. При этом он говорит ему, что понять этот предмет могут только дети с хорошими умственными способностями. Мальчик начинает впадать в депрессию. Он не обращается за помощью к родителям, так как считает, что это стыдно.
Он боится показать окружающим, что не способен освоить предмет, что у него не хватает способностей. Постепенно у него угасает интерес не только к геометрии, но и к остальным предметам. Мальчик начинает прогуливать уроки, он связывается с плохой компанией.
Пример № 2
Николай окончил с красным дипломом экономический университет. Его цель – найти высокооплачиваемую престижную работу. Это удается молодому человеку. Он заключает контракт с хорошей компанией. И с этого момента он начинает делать все возможное, чтобы доказать руководству, что достоин этой должности. Но неудачные переговоры с одним из партнеров выбили Николая из колеи.
С этого момента он стал сомневаться в своих силах, и началась череда неудач. Молодой человек даже перестал уделять должное внимание выполнению своих трудовых обязанностей. В результате ситуация дошла до того, что руководство вызвало Николая на беседу. Ему объяснили, что доверенная ему должность требует большей внимательности и профессионализма. Николая уволили, он начал выпивать, и уже больше не вспоминал о своей мечте – построить карьеру.
Можно ли и как бороться с синдромом выученной беспомощности?
Выученная беспомощность и ее преодоление – важный шаг для людей, столкнувшихся с синдромом. Существует несколько методик избавления от него.
Установка связи между действиями и последствиями
Личность должна осознать, что существует связь между тем, что она делает и тем, что в итоге получается. Не нужно обвинять в неудачах все окружающее, нужно найти именно эту связь. На ее поиски должны побуждать не только негативные, но и позитивные поступки. Задача человека – понять, что жизнь – это итог проявления активности. Если хочется получить иной результат, то и действовать нужно по-другому.
Неудачи – неотъемлемая часть жизни, которую нужно принять
Многие люди совершенно не умеют адекватно воспринимать неудачи. Они принимают их как настоящую трагедию. Но чтобы избавиться от синдрома выученной беспомощности, нужно понимать, что неудачи всегда сопровождают людей всю жизнь. Если происходит неудача, это говорит о том, что личность действует, пытается добиться поставленной цели. Ничего не происходит только у тех, кто просто плывет по течению, не занимается саморазвитием. Неудачи – это жизненный опыт. Они учат не делать в будущем ошибок.
Смотреть на жизнь сквозь призму оптимизма, а не пессимизма
Психологи говорят о том, что пессимисты намного чаще страдают синдромом выученной беспомощности. Это происходит из-за того, что пессимисты и оптимисты по-разному смотрят на человеческие поступки и их причины. Чтобы научиться смотреть на жизнь оптимистично, нужно полностью изменить образ жизни, мышление. Пессимист во всех неудачах привык винить только себя.
Если что-то пошло не так, он считает, что не смог справиться. Оптимист, наоборот, будет искать объективные причины происходящему. Например, он не справился с этим, потому что было недостаточно времени. Чтобы избавиться от синдрома, нужно перестать называть себя причиной всех проблем и бед. В любой ситуации можно найти факторы, которые действуют на исход ситуации извне.
Метод ABCDE
Авторы этого метода М. Селингман и А. Эллис. Они предлагают избавляться от синдрома по следующей схеме.
А | В случае неудачного исхода события просто констатировать факты. |
В | Высказывать все, что человек думает по данному поводу. Например, если он опоздал на важную встречу, можно объяснить, что попал в пробку, добираясь на общественном транспорте. |
С | Описывать все свои эмоции и чувства. Человек должен проговорить, что он ощущает из-за случившегося. Беспокоит ли его чувство вины, стыда. Можно поделиться этим с коллегами. |
D | Провести когнитивный анализ. Он поможет понять, почему произошла ситуация. Возможно, человек вышел поздно, не учел вероятность пробок на дорогах. |
Е | В завершении нужно оценить свои чувства после анализа ситуации. Понял ли сам человек, что он был неправ, извлек ли из этого урок. |
Если разбирать проблемы так, то можно легко научиться мыслить позитивно и избавляться от синдрома выученной беспомощности.
Избавление от посттравматического синдрома
Часто люди теряют уверенность после получения травм, в результате которых они временно лишаются активности. Психологи советуют в таких ситуациях делать только то, что позволяют возможности. Но при этом постоянно проявлять инициативу. Например, придумать себе новое хобби, научиться готовить новое блюдо.
Важно не давать негативным эмоциям завладеть собой. У человеческого мозга есть негативная особенность. Он часто концентрируется на плохих воспоминаниях. Нужно как можно чаще вспоминать хорошее, переживать приятные эмоции снова и снова.
Ведение дневника достижений
Чтобы понять, что человек способен контролировать свою жизнь, рекомендуется вести дневник достижений. В нем нужно составить график, написать план действий, указать цели. Важно отмечать даже самые незначительные достижения. Это поможет поднять самооценку, уверенность в себе.
К каким проблемам в жизни может привести выученная беспомощность?
Чтобы определить, к каким последствиям может привести синдром выученной беспомощности, американские психологи Эллен Ланджер и Джудит Роден в 1976 году провели эксперимент в доме престарелых в Коннектикуте. Постояльцы были разделены на 2 группы. Одни пожилые жили на втором этаже. Их полностью освободили от любых дел. В комнатах убирался персонал, за престарелыми людьми постоянно ухаживали, окружили их заботой. Для них подбирался досуг. А обитатели четвертого этажа все выполняли сами.
В результате эксперимента было установлено, что жители четвертого этажа начали ощущать себя намного счастливее, а медицинские работники заметили, что у них улучшилось состояние здоровья. Исследование доказало, что возможность контроля ситуации положительно влияет, как на физическое, так и на психическое состояние человека.
Среди проблем, которые появляются в результате воздействия синдрома выученной беспомощности, психологи выделяют:
- нездоровый пессимизм – такие люди умеют реалистичнее оценивать ситуацию, но они способны превратить осторожность в привычку. Из-за этого пессимисты часто отступают, бросают дела недоделанными. Оптимисты в этой ситуации возьмут настойчивостью;
- отсутствие способности принимать решение самостоятельно, человек теряет умение подстраивать свое поведение под обстоятельства;
- повышается риск депрессий – психологи называют выученную беспомощность одной из главных причин нервных срывов, тяжелых депрессивных состояний;
- возникновение проблем со здоровьем – существует тесная связь между и развитием рака.
Синдром выученной беспомощности – тяжелое состояние, способное испортить человеку жизнь, поэтому ее преодоление считается важным этапом в психологии. Полноценное развитие личности возможно только в случае способности принимать самостоятельно решения.
Видео о выученной беспомощности
Как работает выученная беспомощность: