Максимализм – это термин, используемый в искусстве, включая литературу, изобразительное искусство, музыку и мультимедиа. Он используется для объяснения движения или тенденции, охватывая все факторы универсальным общим термином, таким как экспрессионизм.
Юношеский максимализм – термин из области психологии, он описывает качество избыточной экспрессии, которое проявляется посредством явного накопления принадлежностей, отражающие современное общество.
Психологии изучали процесс проявления максимализма в психологии личности и пришли к выводу, что это попытка найти что-то идеальное, бескомпромиссное и крайне важное. Впервые термин был описан Чарльзом Дарвином, который утверждал, что люди сотворены в теории креационизма – от обезьяны. Мифологема и суждения учёного-биолога внесли раздор в науку, и последователем стал учёный В. Слезин.
Он предположил, что юношеский максимализм – всего лишь комплекс чувств подрастающего поколения. Подросткам свойственно менять мнение, возглавлять «восстание» против отцов, поколений постарше. Нейропсихофизики считали, что коммунизм и панамериканизм – разные явления, и максимализм пришёл с Запада, где демократия дарила свободу человеку, а в РФ таких вольностей не было.
В конце XX-го века Г. Абдаров предположил, что максимализм – это ничто иное, как следствие физиологического взросления, когда у детей организм насыщается гормонами, отвечающие за агрессивность, спокойствие и радость.
В связи с этим теория нашла своё подтверждение в Институте нейролингвистики и психологии в РФ: дети склонны к агрессии и манипуляции в период физиологического созревания. Единственный шанс поддержать психику молодого поколения – не убивать намерения и амбиции о реальность жизни взрослых.
Определение
В. Исаакян в своей работе собрал множество определений и факторов, влияющих на формирование максимализма.
В работе выдвинуты основные теории и понятия:
- Маркс считал, что под этим термином понимается скупость человеческих чувств. Когда подросток в юном возрасте чего-то желает, но не имеет опыта, это востребованность личного эго перед амбициями других людей. Не стоит забывать, что Маркс вёл твёрдую политику в психологии по поводу человеческих качеств.
- Школа интроспективной психологии в 1912 г. выдвинула теорию, что юноши и девушки вправе ставить перед собой цели и добавиться их. Максимализм в отношении детей практически не использовался, как термин, определяющий их мировоззрение.
- Гормическая школа психологии в лице Мак-Дугалла защищала интересы подростков и детей. Максимализм – это всего лишь остаточное явление из детства, которое формирует навыки достижения целей во взрослом периоде жизни.
- Фрейдизм в отличие от Юнга и Адлера предполагает под термином максимализма личные эгоистичные желания человека. Несмотря на политику школы придерживаться только сексуальной идеологии, Фрейд сказал, что максимализм – это норма, если он проявляется по отношению к себе, а в виде требований от окружения.
- Теория Пиаже лучше всего объясняет поведение подростка, который в 11-15 лет становится максималистом. В искусстве это понятие ассоциировалось с чем-то прекрасным и утончённым, а в психологии почему-то изучаются негативные стороны процесса. Пиаже предположил, что в середине 20-го века ребёнок уже эволюционировал, он способен во 2-м десятке лет оценивать свои способности и мыслить комбинированно.
- Теорию Пиаже поддержал нейробиолог из США, который подтвердил результаты исследований РФ психофизиологическим институтом изучения личности. Все стороны пришли к выводу, что ребёнок – организм, который вступает в реакцию с окружающей средой. И, если в 7 лет он заканчивает формирование личности, как непосредственный объект, то к 13 гг. он уже вправе оценивать ситуацию, думать, анализировать.
Юношеский максимализм – это изменения в психологии личности, когда человек в силу возраста чего-то желает, но ставит перед собой единственную цель и возможность для реализации желаемого.
В средствах достижения цели – нет месту компромиссам, золотой середины. Личное «Я» у человека выражается в виде нежелания слушать других, ибо «как решил» так и будет», чтобы никто не смог повлиять и разрушить планы.
Характеристики
Максимализм развивается в течение нескольких лет, и это – особенность организма и психики:
Возрастная категория | Особенность проявления |
До 2 лет | Сенсомоторная стадия характеризуется чередой неудач и личных побед. Ребёнок осваивает 6 подстадий безусловных рефлексов:
|
2-7 лет | Дооперациональная стадия характеризуется 2 подстадиями:
|
7-12 лет | Стадия конкретных действий характеризуется 2 подстадиями:
|
От 12 лет | Стадия формальных операций возникает вследствие обратимых операций в мозге. Следом идёт стадия развития и классификации – ребёнок уже способен мыслить комбинаторным путём, отсеивая возможности и реальные пути осуществления целей. |
15 лет | Перестройка сознания – этот момент проявляется в виде отторжения от социума. |
15-18 лет | Проявляется стремление доказать свою полезность людям, независимость и взрослость. |
18-22 г. | Возраст, в котором человек всё ещё ищет своё «Я». Проявляется этот момент в виде 3 стадий:
|
Характеристика поздних проявлений максимализма была представлена психоаналитиком Е. Бризицким.
Некоторым семьям «везет», а их дети попадают в зону подростковой турбулентности годом ранее. Иногда начало сложного периода откладывается на 6-12 месяцев. Поэтому 2-ая цифра для определения границы ее конца также является плавающей.
В целом физиологи и психологи сходятся во мнении, что явные проявления трудного периода происходят от 11 до 17 лет. У девушек «максимализм» начинается и заканчивается годом ранее. Он отличается от мальчишеского началом менструации, первая из которых происходит во время начала или середины подросткового кризиса.
Более конкретно, подростковый возраст относится к стадии развития человека, когда он перестает быть ребенком, но еще не стал взрослым. В это время его репродуктивная система активно развивается и готовится выполнять репродуктивные функции в будущем.
В то же время, во всём теле происходят заметные изменения:
- появляются вторичные половые признаки;
- тембр голоса меняется;
- количество подкожного жира увеличивается.
Но особенно тяжело приходится детям, чья нервная система развивается слишком рано – его бесконтрольно влечет взрослый способ поведения, но пока нет четкого понимания сути жизни независимого индивида. Физиологически каждый день он приближается к параметрам своих родителей, но он еще не готов к значительным и длительным нагрузкам различного рода.
Формы проявлений и физиология
Изменения в организме вначале могут вызвать замешательство и способствовать развитию застенчивости. Чаще всего это происходит, когда активный рост тела начинается раньше или позже, чем у остальных ребят из окружения, где «обитает» подросток.
Из-за бушующих гормонов отмечается:
- Повышенная обидчивость. Болезненная реакция отмечается не только на слова, но и на жесты, взгляд собеседника.
- Особенно остро ощущается внимание к временно проблемной зоне (прыщи, вес, размер груди, голос).
- Противоречивое поведение. Например, у одного человека стремление выделиться среди людей вообще и идеально соответствовать строгим модным канонам, принятым в группе таких подростков, прекрасно сосуществует.
- Резкие изменения настроения и общее физическое благополучие.
Обострение конфликта спровоцировано рядом факторов. С одной стороны, «колебание» настроения влияет на мгновенное отношение к миру и мешает подростку придерживаться норм поведения. С другой стороны, он не хочет защищать свои личные границы любыми доступными способами, и их количество в резерве ограничено.
И наиболее распространенным является грубость в ответ на реальное или явное нарушение прав. А поскольку родители – это тоже люди с проблемами и нервами, раскачивающимися в трудной жизни, на каждом перекрестке с их подростком всегда возможен полноценный громкий конфликт.
Юношеский максимализм – это выраженные особенности поведения, которые присуще всем без исключения подросткам в силу изменения психики под влиянием гормонов физиологического роста.
Выражены возрастные особенности отношений подростка с окружающими:
- В интересах противоположного пола. Ранее его представители были автоматически внесены в «черный список», как вражеские непонятные сущности.
- Снижение родительского авторитета. Напротив, он вывел оценочные мнения ребят из своего круга общения. Какое-то время, пока подросток не научится самостоятельно анализировать интересующие факты, условное «черное» будет восприниматься, как «белое», если в этом убеждены друзья, которых уважает подросток.
- Для периодических побегов в маленьком мире нужно думать о себе и жить в полном одиночестве. Это, отчасти, объясняет любовь подростков путешествовать на стройплощадку высотных зданий, где открываются прекрасные панорамы, которые так долго притягивают размышления о смысле жизни.
- Формируется абстрактное самовыражение, проявляющееся в любви к философии (включая псевдо-философские интерпретации), рисование картин с необычными предметами, написание стихов.
- Существует заинтересованность в самосовершенствовании, развитии определенных навыков, требующих волевых усилий.
- Родительский нимб всемогущества постепенно исчезает. Вокруг одного человека, с которым можно было бы поделиться секретом, нарастает колючая проволока, мешающая продолжению общения.
Интересы отстаиваются с упорством, конфликты с родителями и бабушками-дедушками уже не страшны, как раньше.
Проявление в 12-13 лет: | «Я – личность. Уроки – это плохо. Родители должны делать все, что хотят дети, а не так, как сказал учитель. Я не такой, как все, а точнее, я и сам себя не понял». |
Проявление в 14-15 лет: | «Взрослые в конечном итоге говорят о своей учебе, которая сопровождалась интересными затеями. Не без максимализма. Без Маши нет жизни. Я хочу жить отдельно. Я могу добиться всего, чего хочу. Я сам знаю, как, только на обед нужно приходить домой к родителям». |
Проявления в 16-17 лет: | «Одноклассники страдают из-за таких же родителей. Другое дело, Сергей из 11-б. У каждой уважающей себя девушки должна быть гора фирменной косметики. Мама – зануда. Я имею право гулять до 12 ночи, но папа узурпатор». |
Проявления в 17-18 лет: | «Я уже взрослый и сам решаю, с кем подружиться и встретиться. Я хочу быть моделью: ты красиво одеваешься, ничего не делаешь и купаешься в роскоши. Худшее в мире – прыщи на носу. Ложиться спать в косметике и просыпаться утром в боевой краске, которую не нужно исправлять, — это верх мастерства. Я получу то, что хочу любым способом». |
Проявления в 18-22 г.: | «Я свободный человек, поэтому приду домой, когда решу. Я все понимаю лучше, чем взрослые. Меня не волнует чужое мнение. Не буду спрашивать маму, что делать, а спрошу у подруги, почему Рома выбрал Алину, а не меня. Всё-таки, мама не поймёт, а подруге 18 лет, она посоветует, что делать». |
Подростковый возраст желательно преодолеть с типичным для него мучительным поиском личного пути и постепенного отказ от родительской опеки.
В противном случае все, что не было испытано в соответствии с планом на 11-15 лет, грозит скрытыми неврозами, внутренними конфликтами, потерей социальной ориентации в жизни и попыткой прожить половую зрелость в соответствии с маршрутом, заложенным природой.
Только всплески эмоций в 30 лет, как у 15-летнего, будут еще более болезненными, как для самого мятежного человека, так и для его близких.
Психологические теории и школы
Юношеский максимализм – это проявление самодостаточности, которое связано с постепенным личностным развитием и самоопределением личности. Как и любая форма перехода от обычного уровня жизни к шагу с неизвестными правилами поведения, это болезненно для всех участников процесса, но необходимо для правильного развития подростка.
Школа нейробиологии в психоанализе трактует теорию неуправляемости в виде действий подростка, который не умеет координировать крайность и рациональность.
Во всех своих действиях подростки устремляются из одной крайности в другую не из-за частой смены приоритетов, а потому, что они не могут жить иначе. Если они ссорятся, то они полностью влюблены.
Они любят бессознательное, хотят получить все от жизни в строго запланированных количествах. В последнем случае никто не против превышения указанной нормы, но ни в коем случае не допускает в мысли возможность занижения поставленной планки.
В. Леви в 1987 г. выдвинул интересную теорию о ребёнке, который не хотел учиться, постоянно перечил родителям. Они его пытались опекать и любить через край. В итоге ребёнок вырос, но не смог жить отдельно от родителей, хотя очень этого хотел.
В этот момент зона турбулентности (отсутствие проявлений максимализма) смещается юношеским и подростковым кризисом. Человеку кажется, что он никогда не сможет оторваться от родительского крыла. Он понимает и осознаёт свою беспечность, надеется на помощь, но не может её принять в силу характера и чувства ничтожности.
Леви объясняет этот феномен так: ребёнок всегда будет стараться уйти из дома, где он вырос. Ему свойственно, как и любому человеку, формировать ячейку общества. Но родители, чтобы удержать любимое чадо, стараются привязать его зависимостью от благ, которые он получал рядом с ними. Для разрушения зоны комфорта нередко молодые люди сбегают из дома.
Чтобы предотвратить развитие позднего максимализма, когда юноша уже умеет мыслить и анализировать, зарабатывать и планировать часть жизни, необходимо дать толчок.
Юношеский максимализм – это не так страшно, как представляют себе родители. Есть переходный возраст, который не имеет ничего общего с психологией развития личности. Михаэль Лайтман в наше время уже высказал точку зрения о воспитании детей: «Пока родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью, внуки будут просить милостыню».
Это изречение показывает отношения в иерархии семейных отношений:
- Родители работают и стараются обеспечить ребёнка всем.
- Дети будут получать всё безвозмездно. Внуки, дети любимых детей, получает вдвое больше.
- Родители внуков не смогут дать то, что давали им и их детям родители. Вследствие этого 3-е поколение станет наиболее уязвимым, когда старшие балуют, а родители стараются воспитать в максимальной строгости.
У таких детей не наблюдается рационального подхода к жизни. Чтобы его найти и обеспечить себя самостоятельным мнением и решениями, необходимо повысить статус родителей в лице старшего поколения. В любом случае, он будет авторитарнее, несмотря на то, что опыта и возможностей у них меньше.
Г. С. Холл также выдвинул теорию о том, что пубертатный физиологический и психический периоды длятся по-разному. Теорию поддержал Э. Шпрангер, который утверждал, что растущая нестабильность – феномен проявлений в молодом организме. Именно Ж. Руссо выделял подобные критерии.
Мышление и процесс логического поведения происходят в сжатых формах. Теорию относительного взросления представил позже Ш. Бюллер, который стал основоположником всех диагностик для выявления нестабильности психики.
Диагностика
Как правило, максимализм у ребёнка можно распознать по ряду критериев, которые заметны родителям и самим детям. Нередко юношеское поколение отказывается от посещения психотерапевтов в силу неумения признавать несовершенство личного развития или его отсутствия.
Чтобы диагностировать у ребёнка юношеский максимализм, можно провести ряд тестирований в домашних условиях:
- Тест Э. Шпранглера, разработанный в 1924 г. помогает установить степень развития несовершенных мотивов. Из-за них юная личность, лишённая опыта жизни, подвергается субъективным мотивам желания.
- И. Фролов разработал ряд психоаналитических тестов в 1998 г., которые помогли распознать в ребёнке будущего максималиста.
- В 2017 г. Институт социальной психологии на базе Фрейдизма в психоанализе разработал современный тест, позволяющий определить степень тяжести заболевания. Психическое расстройство можно пережить легче, но оно необходимо для формирования «взрослой» личности.
Несмотря на то, что подобный анализ не является диагнозом, лечение и коррекция поведения – существуют.
Методы управления
Есть несколько рекомендацией психологов и психотерапевтов, которые помогут пережить синдром юношеского максимализма в условиях реальной жизни.
Метод самореализации – отчуждение
Юношеский максимализм – это не обязательный и не наследственный фактор, а физиологический феномен, с которым сталкивается каждый человек. Время помогает бороться с максимализмом.
С жизненным опытом приходит понимание несовершенства мира и себя, поэтому план требований постепенно уменьшается, и отношения с людьми развиваются в более лояльном формате. Когда щитовидная железа работает в нестабильном режиме, проявление агрессии неудивительно – гормональные скачки также могут превратить «овцу в гиену».
Но помимо физиологических причин, неприятный фактор имеет социальный фон:
- Напряженная атмосфера в семье: боязнь наказания за плохую оценку, неадекватный родитель. Жизнь в роскоши или, наоборот, в бедности. В первом случае подросток не боится наказания за любые отклонения в поведении; во втором – он мстит другим за причиненные неудобства. Опасаясь оказаться в роли жертвы, он заставляет его встать в ряды мучителей, чтобы не выделяться среди них и не привлекать внимания.
- Советы для родителей. Нужно искать основную причину агрессии. В случае обнаружения садистских наклонностей обязательно обратиться к психологу. При более благоприятных обстоятельствах нужно учитывать, что решение проблем может быть обусловлено личным отношением – пониманием.
- Меняются принципы обучения. Коррекция способа общения между взрослыми и подростками. Нужно понимать, что перед родителями находится взрослеющий человек, который еще не полностью определил границы своих личных амбиций, но идеально пытался их преодолеть.
Желание причинить себе косвенный и прямой вред развивается на основе скрытых противоречивых эмоций, которые по какой-то причине подросток не хочет демонстрировать внешнему миру. Например, ребёнок злится на своих родителей, но боится открыто заявить об этом им, опасаясь серьезного наказания или не желая обидеть своего любимого отца или мать.
Чтобы подрастающий юноша понимал свои действия и отвечал без боязни за мысли и поступки, нужно дать ему волю высказаться. Для этого следует с раннего детства позволять ребёнку исследовать мир, давать волю эмоциям, а не кричать за неповиновение и применять силу за непослушание.
Типичная радикальная автоагрессия:
- попытка самоубийства;
- татуировки;
- скарификация;
- отказ от развлечений, еды.
Замаскированная автоагрессия:
- токсикомания;
- курение;
- алкоголизм;
- уход в секту;
- прогулки по опасным местам, желание покорить небоскребы.
Субкультура – это особая часть поведения людей, которые мыслят так, как не мыслят взрослые. Подобный ментальный протест можно изменить, если принять сторону оппозиции, дав согласие на посещение запретных зон, разрешив алкоголь, но в пределах дома.
Юношеский максимализм можно преодолеть, если этот феномен можно спровоцировать необходимостью объединять людей с нестандартными интересами. Он проявляется при разрыве личных связей с близкими, авторитет которых в последнее время был значительным.
Сохранение возможности полноценного диалога между родителями и подростками – лучшая профилактика полного погружения в жизнь согласно традициям, ценимым в новой команде. Подростковый возраст нелегок, но шансы успешно пропустить это «минное поле» очень велики, если каждый шаг делается с широкими глазами и любовью в сердце.
Обеспечение условий для реальных побед
В причине появления максимализма лежит родительская опека и несовершенство. Боязнь, что ребёнок станет двоечником или неудачником по жизни – личные страхи и обиды родителей.
Чтобы исключить вероятность развития психического отклонения, нужно готовиться к синдрому заранее, будучи рядом с ребёнком:
- исключить все попытки наказания;
- исключить вероятность скандала за проигрыши (оценки, контрольные работы, спорт);
- поддерживать в любых ситуациях, не сравнивания ни с кем;
- вспомнить себя в его возрасте и продемонстрировать табель успеваемости;
- принять растущий организм, основываясь на личном опыте.
Все взрослые были детьми, но отношение родителей к взрослым детям не позволяет молодым родителям быть или не быть такими же в отношении своего ребёнка. Если подросток ведёт себя не так, как родитель в том же возрасте, это не значит, что воспитание плохое, или ребёнок «непонятно в кого пошёл». Генетика не связывает поведенческий фактор в силу эволюции развития.
К сожалению, нет иных возможностей пережить или предусмотреть наступление юношеского максимализма. Это традиционное и физиологическое изменение, которые проявляется по-разному. Кто-то переживает его в смятении, другие дети – в агрессии. В зависимости от воспитания и хладнокровности взрослых ребёнок сможет по-настоящему оценить свои личные достижения и способности в будущем.
Видео про юношеский максимализм
Психолог про юношеский максимализм: